Известно что маргинализация переход в новое социальное

Во многих странах для его смягчения используют­ ся различные средства : пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т.

Д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Обществознания, 11 класс))

Нужно создавать новые рабочие места для всех, пускай не с самой высокой зарплатой, но стабильной.

Сделать доступной переподготовку каждому.

Да и в общем то все, мы на уроке с учителем пришли к тому, что этих мер достаточно.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Чем на ваш взгляд объясняется то что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране?

Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране.

Какие из приведенных мер могут способствовать решению этой задачи?

Запишите ЦИФРЫ, под которыми они указаны.

1) увеличение станок налогообложения предприятий.

2) организация бесплатных курсов профессиональной переподготовки.

3) повышение размера пособий по безработице.

4) уменьшение экспорта промышленной продукции.

5) создание новых рабочих мест.

6) государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?

Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Стресс и психологическая неудовлетворенность жтзньб обнаружены на одном и на другом.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом?

Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Какой это вид безработицы?

Какой это вид безработицы?

Несоответствие структуры спроса и предложения на трудовые услуги, связанное с общим состоянием экономики страны Какой это вид безработицы?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный?

Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный.

Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка?

Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Конечно нужно, без этого никак.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Изначально любое государство выполняло триединую задачу : управлять хозяйством и обществом ; оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Может чтоб не было агрессии и общество не бунтовало. И люли жили ао правилам государства. Моё мнение.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Право совершать мелкие бытовые сделки, право самим разпоряжатся своими заработками, право обратиться в суд.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Человек является социальным существом, потому что он находится в социуме, обществе, взаимодействует с другими людьми. Окружающая среда играет роль вразвитии способностей человека.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Самоотчёт, в том числе в форме дневника. Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с эти..

Источник

Известно, что маргинализация, переход в новое соци­ альное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­ ся различны.

Тема в разделе «Напишите ЭССЕ», создана пользователем Olesia22.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

Olesia22 неофит

Известно, что маргинализация, переход в новое соци­ альное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­ ся различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

sometime ботан

Хех, уч. обществознания, 11 класс)
Нужно создавать новые рабочие места для всех, пускай не с самой высокой зарплатой, но стабильной. Сделать доступной переподготовку каждому. Да и в общем то все, мы на уроке с учителем пришли к тому, что этих мер достаточно

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

illjah учащийся

В какую из четырёх сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

shatenochka отличник

Забота о престарелых (социальная), голосование на выборах (политическая), борьба с безработицей (экономическая), межнациональные конфликты (духовная и социальная, смотря какой аспект рассматривать), сбор налогов (экономическая), посещение выставки или театра )духовная)

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

delphina почемучка

1)Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
2)Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук является психическое взаимодействие?
3)Объясните характер описанных в параграфе социальных взамимодействий, используя текс Сорокина.


Документ

Размышления об обществе pyccкoгo социолога, ocнoвoпoложника отечественной и американской социологических школ п. А. Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество».

Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагaeм наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не coставляет. Значит, общество означает прежде вceгo coвoкупность нескольких единиц (индивидов, существ, ocoбей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д. ), но И предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в пpoцессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

. Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) (тeорганические) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие цeнтры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное

natoolie профессор

Источник

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»

среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения — престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия:социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины:социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения. Классы. яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-

чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий. Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества. Их основ­ная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей.

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

§ 2. Социальные институты

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

Источник

Проверьте себя

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения. Классы. вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

Во-вторых, экономико-политические различия : власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д. ), так и через экономические организации ( компания, корпорация и т. д. ).

В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего ( и чужого) положения в иерархии.

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.

Источник

Известно что маргинализация переход в новое социальное

§ 1. Социальная структура и социальные отношения

каков предмет социологии как науки? Что представаляет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

В центре внимания социологов оказалось несколько проблем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и проявления социального неравенства. Сложились разные подходы к анализу социальной структуры общества. Два учения – К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.

Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т.п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т.д., к человеку приходит понимание, что различия между людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Из приведённого примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв – социальная стратификация.

Сам термин «стратификация» был заимствован социологами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоёв, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стратификации приходится проводить большую предварительную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что можно проводить аналогию между структурой общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения подчёркивают, что спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства.

Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что учёные выдвигают различные причины возникновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого общественного устройства, ведёт к нарастанию социальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

А какова ваша позиция в этом вопросе?

Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос существенно расходятся. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведёт общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определённому регулированию.

Поразмышляйте над приведёнными точками зрения, по пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ

К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.

Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы помните, что ещё Платон в своей модели идеального государства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленников). Столько же классов усматривал в обществе и Аристотель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Ещё одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Согласно распределительной теории классов, основным разграничительным признаком выступает размер и форма дохода. С учётом этого выделяются три класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средства производства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую – лишённый её. Отношения между этими классами неизбежно должны были принять непримиримый, антагонистический характер, поскольку собственность была результатом эксплуатации, а её присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за исключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпоху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех стадиях исторического развития, начиная с рабовладения.

Таким образом, по Марксу, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества. При этом он не отрицал и некоего субъективного измерения данного процесса – классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен ложного классового сознания). Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ производства, отношения собственности как основу выделения общественных классов была в дальнейшем воспринята и использована социологами разных направлений. В то же время исследователи отмечали, что есть и другие существенные факторы, определяющие социальную структуру общества, без учёта которых картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощённой. Обращалось внимание и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклонном росте численности рабочего класса, его прогрессирующем обнищании в условиях развития капитализма.

Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влиятельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, отталкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтернативные идеи.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий – богатство, т.е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о классах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходится. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т.е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собственностью. Но и те, кто не имеет её, однако обладает знаниями, квалификацией, могут быть востребованы на рынке труда, а следовательно, иметь достойный доход.

Помимо классов, Вебер выделяет более чёткие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдельном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управления. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них – этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж – оценка их социального положения общественным мнением.

Если классы различаются жизненными шансами, то статусные группы – стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в образе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

Классовая и статусная позиции человека или группы да леко не всегда совпадают. Например, аристократия с развитием капитализма утрачивала своё материальное богатство и слабела как класс, но её престиж в обществе был ещё высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

Вебер выделил ещё один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишённые такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организованным группам, стремящимся к власти.

Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трёх главных критериях – собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни, точнее выявить тенденции её изменения.

Однако есть исследователи, считающие, что марксистская позиция в этом вопросе имеет существенные преимущества перед веберовской. О том, какие приводятся аргументы в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещённый в рубрике «Поработайте с источником».

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ «ЛИФТЫ»

Итак, каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъ§м (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоёв общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоёв населения. Похожую картину даёт революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнём с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им ператоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных сло§в: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Ещё одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причём каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лох мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоёв (от лат. marginalis – «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х – 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала всё новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.

Приведённый пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в профессиональной деятельности.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высоко квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное Основные понятия: социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чём отличия маргиналов от люмпенов?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения… Классы… являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей». Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного». На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, социальные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т.е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие и управляющие). Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них. Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М.Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий… Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества… Их основная черта – попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. – М., 2004. – С. 93, 95.

Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть фото Известно что маргинализация переход в новое социальное. Смотреть картинку Известно что маргинализация переход в новое социальное. Картинка про Известно что маргинализация переход в новое социальное. Фото Известно что маргинализация переход в новое социальное Вопросы и задания к источнику:

1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *