Известно что маргинализация переход в новое
Во многих странах для его смягчения используют ся различные средства : пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т.
Д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
Обществознания, 11 класс))
Нужно создавать новые рабочие места для всех, пускай не с самой высокой зарплатой, но стабильной.
Сделать доступной переподготовку каждому.
Да и в общем то все, мы на уроке с учителем пришли к тому, что этих мер достаточно.
Чем на ваш взгляд объясняется то что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?
Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране?
Глава государства поставил перед правителстом задачу снижение уровня безработицы в стране.
Какие из приведенных мер могут способствовать решению этой задачи?
Запишите ЦИФРЫ, под которыми они указаны.
1) увеличение станок налогообложения предприятий.
2) организация бесплатных курсов профессиональной переподготовки.
3) повышение размера пособий по безработице.
4) уменьшение экспорта промышленной продукции.
5) создание новых рабочих мест.
6) государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?
Что на ваш взгляд означает термин «психологическая совместимость членов коллектива»?
Стресс и психологическая неудовлетворенность жтзньб обнаружены на одном и на другом.
Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом?
Кто может помочь дайте характеристику беженцам и мигрантом.
Какой это вид безработицы?
Какой это вид безработицы?
Несоответствие структуры спроса и предложения на трудовые услуги, связанное с общим состоянием экономики страны Какой это вид безработицы?
Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный?
Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный.
Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?
В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?
В чём на ваш взгляд выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?
Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка?
Кокой на ваш взгляд социальный статус подростка.
Конечно нужно, без этого никак.
Изначально любое государство выполняло триединую задачу : управлять хозяйством и обществом ; оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
Может чтоб не было агрессии и общество не бунтовало. И люли жили ао правилам государства. Моё мнение.
Право совершать мелкие бытовые сделки, право самим разпоряжатся своими заработками, право обратиться в суд.
Человек является социальным существом, потому что он находится в социуме, обществе, взаимодействует с другими людьми. Окружающая среда играет роль вразвитии способностей человека.
Самоотчёт, в том числе в форме дневника. Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с эти..
Проверьте себя
1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.
2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения. Классы. вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».
Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?
3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».
На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?
4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?
5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?
6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).
Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?
7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.
Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?
Поработайте с источником
Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.
Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).
Во-вторых, экономико-политические различия : власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д. ), так и через экономические организации ( компания, корпорация и т. д. ).
В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего ( и чужого) положения в иерархии.
На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.
Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»
среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.
■■Основные понятия:социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины:социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.
1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.
2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения. Классы. яв
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос
паривают существующее распределение власти, преиму
ществ и других возможностей».
Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?
3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен
ства, как индивидуального, так и коллективного».
На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?
4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз
личия в позициях исследователей?
5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци
альные «лифты» существуют в современном обществе?
6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден
ции, медицины, образования, технические служащие и уп
равляющие).
Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?
7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.
Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще
ства на классы приписывается легендарному римскому ца
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-
чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.
Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.
Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий. Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества. Их основная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.
На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.
Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.
§ 2. Социальные институты
каковы основные сферы жизни общества? Что такое потребность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе выполняют социальные нормы?
Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов.
В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.
Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт».
Маргиналы в истории — Понятие «Маргинальность»
Понятие «Маргинальность»
Иная ситуация складывается, когда процесс реструктуризации в обществе затягивается, и маргинализация становится чрезмерно массовым и долгосрочным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной стабильности, они «висят» на разломах социальных структур. Обычно это происходит в результате политики искусственной маргинализации, то есть перевода сотен тысяч или даже миллионов людей в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение. Таким образом, даже в дореволюционном обществе существовала целенаправленная политика исключения политических противников режима (революционеров), а также людей, подвергавшихся дискриминации и ограничениям по национальному или религиозному признаку. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация затронула целые категории и группы. Общество разделилось на противников и сторонников режима. Группы, которых раньше не существовало, были искусственно раскручены режимом. Таким образом, спецселенец не имел аналога в дореволюционном обществе, но существовал в сталинском обществе с 1930 по 1955 год, то есть четверть века. Никогда ранее не существовало такой силы, как Ополчение глубинки — дети «бесправных», достигшие призывного возраста и призванные не в регулярные части Красной Армии, а в Ополчение глубинки — аналог более позднего Строительного батальона. Группа существовала с 1930 по 1937 г. Таким образом, искусственное исключение в сталинском обществе приобрело огромные, катастрофические масштабы и стало органическим сопутствием репрессий и средством для политических и даже экономических решений (создание системы принудительного труда).
К сожалению, тема «маргинальности и маргинальных групп» недостаточно разработана применительно к российской истории ХХ века.
Прежде всего, необходимо выделить работы социологов, занимающихся проблемами теории и, в некоторой степени, истории маргиналов в первой половине двадцатого века. Наиболее полная и квалифицированная теория предмета, вместе с экскурсами в нашу историю, представлена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и наиболее важной для понимания изменений в социальной структуре российского общества в текущем столетии. Он также поднял вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариков сформулировал гипотезу о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры быстро не консолидируются, обломки традиционного общества будут переструктурированы раньше и вновь образованная социальная система будет на порядок ниже разрушенной, т.е. более архаичной. И это относится ко всем элементам структуры. Он также первым из российских социологов выдвинул гипотезу о восстановлении классовой модели общества в России после революций 1917 года, хотя и в новом, советском обличье.
Аналогичным образом о возникновении и развитии номенклатуры как особой страты написаны работы М. Восленского. Восленский прямо утверждает, что номенклатура — это продукт деклассированного общества и что сама номенклатура, по сути, является маргинальной группой.
Ряд российских исследователей (Н. Иванова, В. Шир омская и др.), анализируя социальную структуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводу, что при описании картины структурных изменений и сдвигов невозможно понять суть изменений в социальной структуре без учета процессов маргинализации масс.
Проблема маргинальности
Социальная трансформация современного общества характеризуется не только появлением ранее не существовавших слоев в системе стратификации — особенно класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, — но и соответствующей адаптацией этих слоев к вновь возникающим статусно-ролевым функциям и переориентацией социальной и личностной идентичности.
В центре внимания в разные годы были различные аспекты структурного неравенства, его углубления, социальной поляризации и маргинализации, интеграции и дезинтеграции социального пространства; проблемы образования среднего класса; властные отношения; трудовая автономия в социально-производственных структурах. Для получения достаточно полной картины процессов в социально-структурной сфере российского общества необходимо учитывать тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых определяется качественными изменениями в отношениях собственности, власти, уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки экономики и занятости. Известно, что в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы отраслей, определенная часть активного населения осталась вне занятости и приобрела статус безработного. Сегодня это 8% активного населения России. Внешний вид этого слоя существенно влияет на качество жизни всего населения. Но в то же время, в связи с изменением статуса занятости, у этой части населения сформировались характеристики групповой безопасности со своими ценностями и нормами, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, происходила реализация целого ряда новых социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Особенность российского общества заключается, помимо прочего, в том, что на процесс глобализации накладывается противоречивый процесс трансформации, который сопровождается углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства получила в мировой литературе название «бразилизация». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения Х») можно наблюдать и в российском обществе. Трансформация российского общества неизбежно привела не только к изменениям в социальной структуре, но и остро поставила для традиционных сообществ вопрос о сознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, степени сплоченности, системе ценностей Социальная стратификация российского общества. Под ред. профессора Голенковой З.Т. «Летний сад» Москва 2003. С. 9.
Продолжая причислять к своим жертвам все нежелательные элементы, общество чувствует, что его глубинные устои, в корне подорванные экономическими процессами, подрываются изнутри. Сегодня циркулируют не только чужаки, но и свои — те, кто заражен раком, пустившим корни в нашем обществе. Отчуждение — это продукт дезинтеграции общества, находящегося в кризисе. Слово «маргинальный» постепенно выходит из употребления, потому что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декораций, не делают этот выбор сами; их тихонько подталкивают к этому состоянию, не приобщая ни к одной из традиционных категорий отторжения.
Возможно, слабее других (хотя это еще предстоит доказать), они остаются на обочине дороги, по которой движется таранная когорта тех, кто остался в седле, равнодушный к отставанию и падению маргиналов.
Отныне маргинал больше не является аутсайдером или прокаженным. Он похож на всех остальных, идентичен им, и в то же время он калека среди себе подобных — человек с отрезанными корнями, отрезанный в сердце своей родной культуры, своей родной среды.
Причины возникновения маргинальных слоёв
Третий тип поведения в период «культурного разрыва» ориентирован на конструктивное совладание с новым и неосвоенным, его можно условно назвать адаптивным. Такая ситуация дает им уникальную возможность внедрять культурные инновации и формировать будущие культурные нормы и образцы. Мобильность и быстрая адаптация являются характеристиками третьего, конструктивного типа реагирования на стрессовую культурную ситуацию. Маргиналы могут перейти в состояние консолидации с доминирующей культурой, могут изменить свой прежний статус и вновь обрести его. В настоящее время в российской ситуации существует множество групп «новых маргиналов»: люди первого традиционного типа, потерявшие социальную поддержку (безработные, мигранты, беженцы). Есть и другой вариант — группы, которые чувствуют себя маргиналами от доминирующей культуры, агрессивно-деструктивные и пытаются утвердить свою культуру или субкультуру (национальная культура, сексуальные меньшинства, рок-культура) как стабильную и с приоритетными ценностями и нормами. Это еще одна тенденция культурной маргинальности в современности.
Новаторские, игривые маргиналы рубежа 20-го и 21-го веков очень отличаются от маргиналов 1970-х и 1980-х годов, таких как диссиденты. Новая литература привлекла читателей утратой этических критериев как доминирующего качества художественного сознания. Этика в постмодернизме ситуативна, и человек ведет себя ситуативно. Для игривой, стилистически активной версии постмодернизма все предыдущие культуры и культурные стили являются лишь материалом для его «собственного языка». Эта тенденция, на наш взгляд, является, пожалуй, самой опасной, поскольку за разрушением духовных ценностей, которые были сакральны для российского менталитета, последовало разрушение социальных структур. Однако некоторые исследователи современного маргинализма отмечают, что «на горизонте русской художественной культуры есть признаки приближения нового периода….. В искусстве, которое является лакмусовой бумажкой культуры, есть ожидание и предчувствие новых культурных идеологий с очевидно гораздо более сильным этическим проявлением, демиургизмом и ригиоризмом. Это означает, что «культурный разрыв» в России подходит к концу. Даже если признаки этого «нового периода» не очевидны или не проявляются, мы считаем, что он неизбежно должен наступить, потому что он находится в логике развития культуры, которая существует по своим законам, имеет свои механизмы и своих «культурных героев».
2.3 Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации современного общества: положительные и отрицательные черты
Возведение социальных барьеров и демаркаций, ограничивающих доступ к другой группе или ограничивающих группу самой собой, называется социальными оговорками. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит с особой интенсивностью в переходных обществах, которые быстро развиваются. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению социальной мобильности. Чем выше социальный класс, тем сложнее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Социальные движения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение дохода, приобретение имущества и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивида не означает автоматического изменения его социального положения. Чтобы полностью изменить свой социальный статус, индивиды часто сталкиваются с проблемой вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также с сопутствующей проблемой взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Чтобы преодолеть культурный барьер и барьер взаимодействия и общения, необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые модели типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.
Особенность географии маргинальных процессов
Отличительной особенностью современного состояния проблемы в России (как и за рубежом) является отсутствие комплексного подхода, преобладание частнонаучных (политология, культурология, социология) исследований (Степанова Н.Е., Попова И.П., Прок В.М., Фролова Н.М.). Это связано с тем, что трансформация социальной системы сопровождается процессом разрушения, реструктуризации, трансформации прежних контуров социальной стратификации российского общества. Формируется новая социальная структура, что связано с массовой десоциализацией и ресоциализацией, потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом больших масс людей из одной социальной группы в другую. По мнению многих ученых (С.Артановский, Е.Рашковский, В.Шапинский, В.Стариков, Н.Степанова, И.Попова, З.Бабкина), нынешнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать «маргинальной», поскольку в ее основе лежит пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором общество и все его элементы оказываются в результате разрушения одной социальной системы и попыток формирования другой. В этом контексте проблема маргинальности приобретает особую значимость и актуальность. А.А. Атоян считает, что маргинализация — это распад социальных связей. Маргиналы — это сообщества, группы и отдельные люди, чья связь с социальным целым нарушена и чьи обязательства перед обществом не выполняются. В то же время рост многочисленных маргинализированных групп, не относящихся к основным, удваивает саму социальную структуру. К сфере интерсубъективности относят возможность присвоения предметного содержания, форму деятельности (синтез субъективности, инструментальности и социальной коммуникации) и внутреннюю форму культурно-исторического процесса. Вектор направленного развития — демаргинализация, восстановление всего Атоян А.И. Социальный маргинализм. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политические исследования. 1993. № 6. С. 29.
И.А. Овсянникова рассматривает маргинальность в философском, универсальном, сущностном присутствии в социальном пространстве как категории общественно-исторического времени, неотъемлемой категории человеческого и социального бытия, что дает ей возможность развиваться и разворачиваться. Маргинальность понимается как временная текучесть, которая обуславливает плюрализм своей ориентации через свободную возможность. Предельный уровень сознания является резервом и источником развития человека и общества. Автор подчеркивает, что маргинальность — это не негативное явление, а отрицающий момент сознания, И.А. Овсянникова. Маргинализм как предмет социально-философского анализа // Вестник Омского университета. №2.с.53-56.. Н.А. Фролова, используя социологический анализ, рассматривает проблему маргинальности как крайней формы отчуждения, описывает социально-психологический портрет российских маргиналов (включая рабочих, служащих доиндустриального и раннеиндустриального типа, бомжей, нищих, безработных, преступников, инвалидов, молодежи, женщин, стариков-пенсионеров) и утверждает, что сама маргинальность не является негативной. Его следует рассматривать как источник двух явлений: с одной стороны, деградации и деморализации общества, а с другой — источник новых социокультурных норм (показатель высокой степени вертикальной мобильности и, следовательно, позитивных социальных изменений). Однако автор подчеркивает, что во втором случае, когда процесс маргинализации (как «всего лишь реконфигурации социальной структуры») затягивается, социальная система разрушается с непредсказуемыми последствиями Фролова Н.М. Маргинализация как социальное явление. Докторская диссертация, доктор философии, Москва, 1993.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института