какие качества человека являются главными при длительном общении

Длительное общение

Легче познать людей вообще, чем одного

человека в частности.

В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание существует, иначе мы не стали, бы выяснять, что же произошло или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов. Проблема состоит в следующем: мы иногда не знаем, что это за материал, что собственно мы восприняли и как это у нас вышло.

Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, его состоянии и переживаниях. Известно и то, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые полагают, что это зависит от жизненного опыта. Тем не менее каждый из нас наблюдал за людьми, имеющими большой жизненный опыт, но он им не помогал в общении. В то же время есть молодые люди, прекрасно умеющие вовремя увидеть что-то в партнере и понять, что с ним происходит. И наконец маленькие дети. У них отсутствует жизненный опыт, но многие знают, насколько верно и тонко дети воспринимают взрослых, буквально чувствуют их. Вероятно, существуют способности, позволяющие за внешними признаками видеть внутреннее содержание.

Как понять своего партнера? Психологические исследования показывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также о его отношении к себе.

Важную роль при чтении информации «с лица» играет направление взгляда.

Однако хотя лицо является главным источником психологической информации, тем не менее, во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожие представления о том, что лицо может выдавать человека даже тогда, когда он этого не хочет («как на лице написано»).

Источник

Какие качества человека являются главными при длительном общении

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

В постоянном общении продолжают действовать результаты пер­вого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении стано­вится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. Однако это понима­ние существует, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого челове­ка в общении дает нам материал для выводов. Проблема состоит в следующем: мы иногда не знаем, что это за материал, что собствен­но мы восприняли и как это у нас вышло.

Как понять своего партнера? Психологические исследования по­казывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отноше­нии к окружающим, а также о его отношении к себе.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам — все это имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состояниях человека. Конечно, то, что максимально привлекает наше внимание в облике другого человека, — это его лицо.

Действительно, можно сделать «умное» лицо и тем самым воз­действовать на мнение о себе, а кроме того, лицо часто бывает «одухотворенным», «смешным», «просветленным», «угрюмым» и т.д. Таким образом, первое, что отражается в лице человека, — это эмоции. Существуют семь основных выражений лица: счастье, удив­ление, страх, страдание, гнев, отвращение (или презрение) и инте­рес. Восприятие эмоционального состояния человека по лицу про­исходит очень быстро и точно.

Важную роль при чтении информации «с лица» играет направ­ление взгляда.

Однако хотя лицо является главным источником психологичес­кой информации, тем не менее во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Это связано с тем, что ми­мика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на расхо­жие представления о том, что лицо может выдавать человека даже тогда, когда он этого не хочет («как на лице написано»).

При определенных обстоятельствах (например, соблюдении пра­вил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо стано­вится малоинформативным, а тело — главным источником инфор­мации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело мес­том «утечки информации» о наших душевных состояниях.

Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколь­ко нечто другое — особое отношение к партнеру, особая направлен­ность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и зна­ниями мы бы ни были, для того чтобы понять человека, нужно это­го хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.

Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие и понимание в общении были ясными, легкими, наполненными. Это отношения с любимыми, с близкими друзьямивсе здесь происходит само собой, без труда и раздумий. В таких си­туациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д.

Механизмом этого типа восприятия и понимания другого явля­ется эмпатия. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в сво­ем поведении.

Источник

12 качеств коммуникабельного человека, которые может выработать каждый

какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть фото какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть картинку какие качества человека являются главными при длительном общении. Картинка про какие качества человека являются главными при длительном общении. Фото какие качества человека являются главными при длительном общении

В своих резюме среди отличительных качеств и полезных навыков большинство людей указывает коммуникабельность, так как они уверены, что умеют общаться, раз у них есть много друзей и хороших знакомых. Стоит ли напоминать, что коммуникабельность — показатель, зависящий вовсе не от количества людей, с которыми ты так или иначе взаимодействуешь?

Для того чтобы понять, что на самом деле кроется за понятием «коммуникабельность», нужно рассмотреть качества, присущие действительно коммуникабельному человеку. Стоит отметить, что каждое из перечисленных ниже качеств ты можешь выработать в себе самостоятельно в любом возрасте при одном лишь условии: нужно прилагать много усилий.

1. Умение уверенно выражать свою точку зрения

Почему уверенно? Да просто только в этом случае тебя действительно будут слушать и в твои слова начнут верить. Человек, который говорит о чём-либо неуверенно, явно не внушает доверия окружающим. Если информация, которой ты делишься с человеком, хотя бы по твоему субъективному мнению важна и достоверна, значит, ты будешь делиться ею с уверенностью.

2. Умение вызывать у собеседника доверие

Ты должен уметь излагать информацию не только уверенно, но и максимально достоверно. Если ты взялся рассказывать о чём-либо — обязательно делай это в деталях, подкрепляй свои слова фактами, ссылайся на серьезные источники, которые, в случае чего, человек может проверить. Грубо говоря (очень грубо говоря), стань тем, кому захочется верить.

3. Умение идти на компромиссы

Это еще один плюсик и к твоим коммуникативным навыкам, и прямиком в твою карму. Умение идти на компромиссы поможет тебе не только сохранить хорошие отношения с окружающими людьми, но и стать человеком, способным урегулировать практически любой конфликт.

4. Умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке

Допустим, девушка позвала тебя на свадьбу своей подруги. Разумеется, ты не будешь знать ровным счетом никого из гостей. Что ты будешь делать? Стоять в стороне и стеснительно потягивать напитки из бокала или пойдешь знакомиться с окружающими, участвовать в конкурсах ну или хотя бы будешь поддерживать беседу с друзьями и знакомыми любимого человека?

Коммуникабельный человек умеет быстро адаптироваться к незнакомой обстановке и непривычным обстоятельствам.

5. Готовность к публичным выступлениям

То, чего так сильно боятся, и то, что так люто ненавидит большинство людей, — это публичные выступления. Коммуникабельный человек не будет вжиматься в кресло при одной мысли о том, что в ближайшем будущем ему придется рассказывать что-то на публике. Коммуникабельность также — это умение взять себя в руки и наладить коммуникацию с группой людей.

6. Умение инициировать диалог с незнакомыми людьми

То, что ты можешь спросить у случайного встречного, сколько сейчас на часах, еще не значит, что ты имеешь право называть себя коммуникабельным человеком. Пара фраз — это еще не полноценный диалог. Вот если ты в силах завести продолжительную (и необременительную) беседу с незнакомым человеком — это уже плюсик в копилку обязательных для коммуникабельности качеств.

7. Умение менять тему, направляя разговор в нужное русло

Коммуникабельный человек чувствует себя в разговоре как рыба в воде — он прекрасно знает (или же чувствует), что и когда ему необходимо сказать, чтобы беседа повернула в нужное русло. В некоторых ситуациях он даже может использовать различные манипуляции, но так искусно, что собеседник остается уверен, будто бы он сам принял решение.

8. Умение вызывать интерес у людей разных возрастных групп

Давай будем честны: общаться с людьми твоего возраста по большей мере не составляет труда. А что, если тебе нужно будет построить диалог с ребенком, подростком или пожилым человеком? Ты найдешь темы для вашей беседы? Будешь примерно представлять, как возраст влияет на стиль общения и речь? Вызовешь интерес у человека, который намного младше или старше тебя? Коммуникабельному человеку всё это под силу: он прекрасно ориентируется в общении с людьми разных возрастных групп.

9. Умение не говорить лишнего

Наверное, это одно из самых полезных умений: оно не только подстраховывает тебя от утечки информации, которую нежелательно знать окружающим людям, но и избавляет беседу от отягощения. Если собеседник не твой лучший друг — постарайся избавить его от всех ненужных подробностей. Пусть общение с тобой будет легким.

10. Умение слушать

Это важный навык: человек, который не чувствует заинтересованности с твоей стороны, скорее всего, тут же закроется в себе, чего ты не должен допускать. Твой собеседник должен понимать (ну или хотя бы предполагать), что ты сосредоточил свое внимание на его рассказе.

11. Умение широко мыслить

Мыслить глубоко, нешаблонно — это всё еще пункты, расшифровывающие понятие «коммуникабельность». Без этих навыков общение с тобой, скорее всего, будет скучным и предсказуемым.

12. Умение общаться ярким и образным языком

Замечательно, если ты умеешь говорить красиво, приукрашивать свою речь различными метафорами и эпитетами — разумеется, если это уместно. Умение использовать образность языка себе на пользу — это довольно редкий навык, который, между прочим, помогает создать о тебе приятное впечатление и показывает твою образованность.

Источник

Качества, характеризующие личность человека

какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть фото какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть картинку какие качества человека являются главными при длительном общении. Картинка про какие качества человека являются главными при длительном общении. Фото какие качества человека являются главными при длительном общении

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть фото какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть картинку какие качества человека являются главными при длительном общении. Картинка про какие качества человека являются главными при длительном общении. Фото какие качества человека являются главными при длительном общении

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

Индивидуальные черты характера

какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть фото какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть картинку какие качества человека являются главными при длительном общении. Картинка про какие качества человека являются главными при длительном общении. Фото какие качества человека являются главными при длительном общенииХарактер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

Человеческие чувства

какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть фото какие качества человека являются главными при длительном общении. Смотреть картинку какие качества человека являются главными при длительном общении. Картинка про какие качества человека являются главными при длительном общении. Фото какие качества человека являются главными при длительном общенииСтойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Источник

Деловые коммуникации в управлении персоналом

Индивидуально-психологические качества личности, значимые в общении

Основные вопросы изучаемой темы

Особенности психологического склада, эмоционально-волевых и других данных, необходимых в общении. Индивидуальные свойства темперамента. Особенности характера. Эмоции и чувства. Способности.

1. Индивидуально-психологические качества личности, значимые в общении

Общеизвестно, насколько сложно познать разнообразие психологических свойств и особенностей людей. Иногда, кажется, что человека знаешь много лет, о нем почти все известно, однако в какой-то жизненной ситуации вдруг выступает новая, неизвестная грань его характера. Знание человека, его характера и личностных качеств, предполагает знание его важнейших индивидуально-психологических свойств, т. е. знание особенностей его психологического склада, эмоционально-волевых и других данных. Формирование личности всегда сложный и многоплановый процесс. Такой подход полезен самому человеку, так как это позволяет ему путем самоанализа выявить свои внутренние резервы, правильно оценивать реальные и потенциальные возможности, как физические, так и психические, правильно организовать участие и выбрать верную позицию в процессах межличностного общения. Не менее существенно и то, что, зная свои сильные и слабые стороны, человек может рациональнее построить режим своей работы, определить наиболее приемлемые условия для самосовершенствования, что является важнейшими условиями достижения профессионального успеха.

Проявление и выразительность качеств личности во многом зависит от ее активной трудовой, учебной и общественной деятельности, от богатства жизненных впечатлений и переживаний.

Рассмотрим индивидуально-психологические качества личности, знание которых имеет практическое значение во всех видах деятельности человека.

Понятие «темперамент» было введено ученым и врачем Древней Греции Гиппократом. В эти времена под темпераментом понимали анатомо-физиологические особенности человека, связанные с сочетанием и преобладанием в организме таких жидкостей, как желчь, слизь и черная желчь.

Так, например, если в организме человека преобладала черная желчь, его темперамент называли меланхоличным («мелани холи» в переводе с древнегреческого означало « черная желчь»), а преобладание слизи (флегмы) характеризовалось, как проявление флегматического темперамента.

Со временем, взгляд на природу темперамента стал изменяться. Психологические особенности людей все чаще стали связывать с их физическим строением. По мнению известнейшего русского психофизиолога И. П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей поведения человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Знание типов темперамента поможет человеку правильно соотнести свои возможности или возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать наиболее верные формы и методы общения, эффективнее организовать работу коллектива или влиться в коллектив в качестве сотрудника.

Перечислим кратко некоторые характерные черты, присущие людям того или иного темперамента.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Флегматик ровен в поведении. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действию необходим какой-то толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение, самообладание. Речь флегматика спокойная, без резко выраженных эмоций. Флегматикам свойственны спокойствие, порой переходящее в равнодушие, вялость, медлительность. О них часто говорят как о «толстокожих», «пуленепробиваемых» людях. Они спокойно воспринимают происходящие вокруг них события, никогда не паникуют, не спешат. Такие люди, как правило, выбирают спокойную работу, не требующую быстроты реакции. Однако, как правило, на таких людей можно положиться: они верные и надежные друзья, которые всегда помогут в беде, не оставят в трудную минуту.

Меланхоликам свойственны постоянное угнетенное состояние, жалость к самому себе, излишняя самокритичность, недоверчивость, замкнутость, пессимистические настроения. Такие люди часто везде и во всем видят, прежде всего, отрицательные стороны. Меланхолики повышенно впечатлительны, эмоциональны, отзывчивы и легко ранимы. Они медленно осваиваются и привыкают к переменам в жизни, к новым условиям работы и учебы. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темперамента, возникает паническое состояние, уныние, тоска. Меланхолик весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс «природной осторожности», поэтому он часто боязлив, чувствительно переживает любые неудачи.

Люди холерического темперамента отличаются большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Они могут работать «запоем», с большим подъемом, преодолевая любые трудности. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил. Настроение холерика неустойчиво. Даже незначительный повод может его изменить. Быстро загораясь новым делом, холерик может также быстро к нему охладеть. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.

Как мы уже упоминали, в чистом виде темпераменты встречаются достаточно редко. В жизни все темпераменты смешиваются, и в характере человека зачастую проявляются черты различных темпераментов.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте у человека можно сформировать качества, которые несвойственны данному темпераменту. Большое значение при этом имеют социальные условия жизни человека, его воспитание и, что особенно важно, умение заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Можно привести примеры, когда люди холерического темперамента в критической ситуации сдержанны, а меланхолики принимают ее и без паники и находят достойный выход из создавшегося положения. Конечно, холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, а сангвинику легче пойти на риск, чем меланхолику. Важную роль здесь играют развитие и самоуправление эмоционально-волевой сферой человека, личная дисциплинированность и культура общения. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты. завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Эстетические чувства тесно связаны с моральными и интеллектуальными качествами личности. Все они «подстраховывают» личность от возможной стандартизации ее психики, от однообразия восприятия ею действительности. Поэтому можно сказать, что эстетические чувства делают жизнь человека тем богаче и разнообразней, чем более богатая палитра эмоций сопутствует человеку в его работе и личной жизни.

Чувственное состояние необычайно богато переживаниями и многообразно по формам своего проявления. Одним из сильных чувственных состояний является аффект. Это кратковременное переживание, которое представляется, как ярость, ужас, отчаяние. В подобном состоянии человек малоуправляем, его внимание сосредоточено на источнике раздражения, он может совершить необдуманные поступки, не присущие его обычному поведению. Страсть – другое, также сильно выраженное чувство. Оно показывает увлеченность человека чем-то или кем-то. Например, это может быть страсть к накоплению денег или страсть коллекционера.

Невозможно оградить человека от отрицательных эмоций. Преодоление трудностей, жизненных невзгод, болезней не может не вызывать подобных эмоций. Выступая естественной ответной реакцией человека на эти трудности, они как бы разряжают психику, создают фон для образования положительных эмоций. Однако сильные положительные эмоции также могут отрицательно воздействовать на организм и даже вызвать шоковое состояние со смертельным исходом. Так, древнегреческий ученый и философ Софокл умер под аплодисменты толпы, восхвалявшей его гений, другой философ Диагор скоропостижно скончался, узнав о победе трех его сыновей на олимпийских играх.

В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.

В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами. Например, такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд, самоуважение обостряют самосознание человека, регулируют его поведение в обществе, способствуют формированию уважительного отношения к людям.

В основе интеллектуальных чувств лежат чувства сопутствующие функционированию интеллектуальной сферы человека. Основой эстетических чувств является естественное стремлением человека к прекрасному во всех сторонах его жизни, в быту, на производстве, в природе, искусстве и т.д.

Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности. Что является их природной предпосылкой? В качестве таковой выступают задатки, т. е. природная предрасположенность к формированию и развитию способностей. Под задатками следует понимать врожденные анатомо-физиологические особенности человека, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, деятельности мозга и определяемый наследственностью генотип человека.

С развитием научно-технического прогресса и коллективных форм труда появляются большие возможности для осуществления разнообразных видов деятельности практически в любой профессии, особенно в профессиях, связанных с коммуникациями и управлением. Этот фактор выступает в качестве объективной предпосылки организации труда с учетом общих и специальных способностей человека.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в определенных условиях.

Человек не рождается с готовым и неизменным на всю жизнь характером. Характер формируется в процессе его активной трудовой, общественной и других видов деятельности. Велика роль в формировании характера процессов воспитания в семье, школе и производственном коллективе, но не только. Огромное значение имеют такие процессы, как самовоспитание и саморазвитие, связанные непосредственно с внутренней работой человека над формированием своего характера.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе.

Отношение и людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, доброжелательность, честность, открытость и т.п. Антиподами этих черт являются, например, замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал французский писатель В. Гюго, «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает, учится и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего, важно знать то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Рассмотрим весьма важную черту характера человека – волю.

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Предлагаем рассмотреть еще несколько наиболее распространенных типов характера, которые можно условно назвать «плакса», «паникер», «всезнайка», «буйный», «навязчивый», «критик» и «царевна Несмеяна». Все виды характеров, перечисленные ниже, дают различия по критерию «как обычно действует человек». Разумеется, все они, как и вышеописанные, в чистом виде встречаются редко.

У хронического «плаксы» вся жизнь представляет собой повод для жалоб. Нормальный человек не станет жаловаться другу, а тем более первому встречному, по пустякам. «Плакса» же превращает любую историю в трагедию. Его собеседнику приходится трудно, так как для того, чтобы выслушать все жалобы «плаксы», нужно иметь много терпения.

Совершенно иной тип характера, условно названного «навязчивым».

Забота и проявление дружбы, признательности и хорошего расположения у такого человека просто не знают никакой меры и являются поистине безграничными. Он настолько окружит другого заботой и вниманием, что человеку от этого становится просто не по себе. Мало того, «навязчивый» еще требует от другого такой благодарности и преданности, в качестве «платы» за свою искренность, к которым может обязывать только близкое родство. Он хочет, чтобы человек, на котором он «повис», не просто знал все о его жизни, но и жил ею. Он до мельчайших подробностей описывает ему каждый своей день, свои переживания, дела, состояние здоровья, но и затем начинает рассказывать о том, что собирается сделать завтра, послезавтра и т. д.

Отвязаться от него крайне трудно. Порой, когда становится уж совсем невмоготу от такого доброжелателя, приходится прибегать к каким-либо достаточно жестким мерам, чтобы уйти из-под его чрезмерной опеки.

Если «навязчивый» стремится максимально окружить другого заботой и попечительством, то от «критика» этого не дождешься.

«Буйный» (назовем условно проявления характера такого человека) становится невыносимым сразу, как только войдет в свое настоящее амплуа (характерное состояние).

Людям с характером «Царевны Несмеяны» неведомо, что такое смех.

«Царевной Несмеяной» может быть как женщина, так и мужчина. Образ «Царевны Несмеяны» из русской народной сказки как нельзя точно отражает суть людей данного типа.

Люди, относящиеся к нему, просто не имеют чувства юмора, они воспринимают весь мир настолько скучно, однообразно и буквально, что не находят в нем повода для улыбки и радости. Даже умело рассказанный анекдот не вызывает улыбки на их лице. Такие люди создают мрачную атмосферу в любом обществе. После общения с ними на душе остается неприятный осадок.

Очень близок к такому типу персонаж А.П. Чехова Беликов – «человек в футляре».

Все вышеописанные типы, безусловно, даны в достаточно схематичном и обобщенном виде. Но именно такое схематичное описание позволяет лучше раскрыть некоторые закономерные особенности характеров и, соответственно, проявления эмоционально-волевой сферы людей, индивидуальных особенностей их деятельности.

Рассмотрим некоторые черты характера, которые в межличностных отношениях можно рассматривать, как положительные.

Черты характера человека, как говорилось выше, условно делят на положительные и отрицательные. Какие черты можно назвать положительными, а какие отрицательными?

Рассмотрим некоторые из них, а читателю предлагается самостоятельно подумать над оценкой тех или иных качеств.

Большое значение имеет чувство такта. В переводе с латинского слово «такт» означает прикосновение. Говоря о тактичности, чувстве такта, имеют в виду некоторое, от природы данное или приобретенное в процессе воспитания чувство меры или вкуса, умение в любой ситуации «поставить себя» на место другого человека. Благодаря этим умениям человек чувствует, как себя вести в каждой конкретной ситуации, чтобы быть правильно понятым и не обидеть окружающих.

Чувство такта всегда требует от человека чего-то большего, чем просто слепого механического действия в соответствии с общепринятыми правилами.

Тактичный человек, основываясь на тонком чувствовании, умеет понять потребности и переживания другого.

Поэтому такой человек, как правило, старается предупредить и не допустить те ситуации, которые создают неловкость или доставляют другому человеку неприятности. В то же самое время тактичный человек никогда не станет вмешиваться в чужие дела, особенно, если его об этом не просят. Такой человек всегда и во всем стремится найти так называемую «золотую середину».

Тактичный человек, с одной стороны, приспосабливается к любой обстановке и ведет себя в ней естественно и непринужденно, но, с другой стороны, его поведение не напыщенно, не развязно и не фамильярно.

Тактичный человек старается быть уравновешенным, контролирует эмоции. Он не демонстрирует свои симпатии и антипатии, умеет держать себя в руках.

Бестактность может проявляться в фамильярности, когда человек специально или неосознанно нарушает определенную дистанцию, существующую между людьми разного возраста, социального статуса, пола и т.д., что, безусловно, недопустимо для воспитанного человека. Бестактно говорить о многих вещах слишком буквально и конкретно.

Кроме этого, бестактно обращать внимание на чей-нибудь недостаток: физический, моральный или интеллектуальный. Не стоит также бесцеремонно рассматривать другого человека, открыто обсуждать его внешность, одежду, тем более показывать на кого-то или что-то пальцем, или обращать внимание на человека, насмехаться над ним, если он оказался в неловком положении.

Проявлением бестактности может являться чрезмерное любопытство. Здесь необходимо заметить, что любопытство присуще каждому человеку. Здоровое любопытство расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию человека. Однако чрезмерное любопытство мешает нормальному общению. В чем проявляется излишнее любопытство? Воспитанный человек должен знать, что не прилично подглядывать через плечо пишущего или читающего человека, подслушивать чужие разговоры, чрезмерно интересоваться чужими делами – эти и другие подобные действия и есть проявления излишнего любопытства, демонстрирующие невоспитанность и бестактность человека.

С тактичностью и бестактностью напрямую связаны другие черты характера человека, такие как, например, скромность. Многие, не понимая истинного смысла скромности, подменяют ее ложной скромностью.

Это своеобразная демонстрация человеком своего истинного лица, а не надуманного, искусственного, показного.

Однако намеренное принижение человеком своих реальных знаний и умений, умолчание и допущение неумелого выполнения какой-либо работы или принятия какого-либо заведомо неверного решения только лишь потому, что человек не хочет казаться нескромным и выглядеть слишком умным и знающим, является ложной скромностью. Это приводит к непониманию человека другими людьми, коллегами по работе, неверной оценке деловых и профессиональных качеств со стороны руководства.

Застенчивый человек, как правило, еще и обидчив. Обидчивость застенчивого человека происходит все также из-за низкой самооценки.

Малейший намек или даже не имеющее непосредственно к нему никакого отношения действие или замечание могут вызвать у застенчивого человека обиду. Это качество называют иногда мнительностью.

Чрезмерная обидчивость раздражает окружающих и мешает деловому общению. Любой человек в присутствии обидчивого собеседника чувствует постоянное напряжение, ему приходится постоянно контролировать себя, свои слова, чтобы ненароком не задеть чем-либо своего собеседника. Обидчивый человек, жалуясь на несчастную жизнь, легко заражает окружающих своим плохим настроением. Застенчивость, мнительность и обидчивость лишают человека в какой-то степени чувства собственного достоинства, которое просто жизненно необходимо каждому человеку, особенно в профессиональной самореализации.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства рождается из любви и уважения человека к самому себе. Если человек не любит и не уважает самого себя, то и окружающие люди не смогут любить его и относиться к нему с уважением.

Человек с чувством собственного достоинства относится с не меньшим уважением к достоинству других людей. Такой человек не позволит себе совершать недостойные поступки, кроме того, он не позволит и другим в своем присутствии вести себя непристойным образом.

Однако чувство собственного достоинства ни в коем случае не должно перерасти в эгоизм, самолюбование (нарциссизм), высокомерие и тщеславие.

Она облагораживает культуру взаимоотношений людей, подразумевает желание человека поступать в соответствии с высокими моральными качествами.

Стараясь быть вежливым, не следует слишком усердствовать, иначе вежливость превратится в чопорность, не стоит вести себя излишне строго. Англичане, например, ведут себя подчеркнуто вежливо лишь в тех случаях, когда чувствуют напряженность в отношениях. Они не станут прекращать общение, просто продолжат его в рамках светского этикета. Это тот случай, когда говорят о «холодной вежливости» или о «ледяной вежливости». Понятно, что такие эпитеты превращают понятие вежливости в прямо противоположное понятие. Вежливый человек в нужных случаях промолчит, не скажет лишнего, но он никогда не пройдет мимо беды, не откажет в помощи, в сочувствии.

Аккуратность

Согласно правилам этикета, услуги оказывают лишь тогда, когда есть в них необходимость или при обращении с просьбой об услуге, т. е. оказание услуг ограничено определенными условиями. Благодарность за услугу обязательна, но в последнее время благодарность превратилась чуть ли не в зависимость. Попросив об услуге, человек чувствует, что должен отплатить за нее, а иногда и боится обратиться с просьбой, не зная, как расплатиться потом с тем, кому, по его мнению, он должен.

Услугу можно оказать просто из вежливости, но иногда тот, кто оказывает ее, преследует какие-то корыстные цели. О бескорыстной услуге можно говорить лишь в том случае, если она оказывается человеком без мыслей о какой-либо оплате. Услуга человеку, который выше по положению, воспринимается обычно не просто как вежливость, а как услужливость.

Бывают такие случаи, когда услугу выполнить невозможно. Что делать в таких случаях? Если существуют какие-либо причины и обстоятельства, из-за которых оказание услуги затруднительно, следует вежливо отказать, сказав откровенно: «У меня нет возможности сделать это» или «К большому сожалению я не могу этого сделать». Вежливый отказ гораздо лучше, чем невыполненное обещание. Учитесь говорить «Нет»!

Иногда к фамильярной манере поведения прибегают, пытаясь привлечь к себе внимание, стремясь получить всеобщее признание, особенно это свойственно молодым. В погоне за популярностью такие люди разговаривают с известным или пожилым человеком на «ты» или нелестно отзываются об уважаемых всеми людях, рассказывают о своем «знакомстве» с ними, осуждают других и завышают собственные способности.

Дворянство как класс давно ушло из нашей жизни, но, к сожалению, форс и спесь остались. По-прежнему существуют люди, которые любят прихвастнуть, щегольнуть, напустить на себя важность. Это, как и фамильярность, своеобразный способ самоутверждения.

Пытаясь обратить на себя внимание, некоторые люди демонстрируют свою одежду, хвалятся новыми музыкальными дисками, они рассказывают всем о своей новой высокой должности, о своем высшем образовании и т. д. Говоря о том, чем они обладают и чего нет у других, они упиваются собственной значимостью.

Насколько пусты и безнравственны такие личности, понятно всем культурным людям. Спесь и форс как средство самоутверждения не уместен.

Все прекрасно знают симптомы хамства: дерзость, ненормативная лексика, пошлые анекдоты, скабрезные шуточки и такие же непристойные поступки. Хам может спокойно растолкать людей, стоящих в очереди, пассажиров в городском транспорте. Ему ничего не стоит оскорбить рядом находящегося человека, на замечания он не реагирует или отвечает на них грубостью. Хамом стать легко, но гораздо труднее избавиться от хамства.

Тот, кто поступает не по «правилам», не следует «высоконравственным» нормам, любимый предмет обсуждения для ханжей.

С ханжеством необходимо бороться, чтобы нравственные законы не превратились в простую формальность.

Зачастую цинизм появляется в результате разочарования во всем, разлада внутри самой личности. Защитной реакцией становится откровенное надругательство над человеческим достоинством, отрицание нравственных идеалов.

Некоторые считают, что цинизм существует в двух разновидностях: практический и теоретический. Разницы между ними почти нет, и тот, и другой страшен для общества. Однако если «практический» приближается по своему значению к обыкновенному хамству, то влияние «теоретического» цинизма еще пагубнее.

«Теоретический» цинизм включает в себя как бы пропаганду своих принципов. «Практические» же циники не пропагандируют, а следуют такому жизненному принципу: «Что естественно, то не безобразно». Правда, определение «естественного» у них слишком эгоистично, так как при этом предполагается, что можно делать все, что заблагорассудится, не взирая на то, нравится это другим или нет. В любом случае, аморальность циников очевидна.

Нужно сказать, что люди, которые считают себя исключительными, даже выдающимися, встречаются нередко. Чванливые люди гордятся своей «престижной работой», «престижным образованием», которого достигли они, как правило, не без помощи всемогущественных родителей и, может быть, высоким происхождением. Чванство может быть разной степени, порой оно доходит до откровенного попрания достоинства других людей на основе представления о собственной исключительности. Чванливые люди пытаются представить себя как исключение из правил, хотя на самом деле, зачастую, не представляют собой ничего особенного.

Корни шутовства уходят далеко в историю, в средние века, когда впервые появилась профессия шута. Эта профессия пользовалась большой популярностью, шуты были при дворе любого короля, царя. Известно, что при Петре I было не менее сотни артистов, которые обязаны были потешать придворных. В народе также были популярны Петрушки.

Паясничение, кривляние, свойственные шутам, сохранились и в наши дни. Шутовство проявляется и в «наставлении рожек» с помощью пальцев, угощении пирогами с кислой или горькой начинкой, подсыпании соли в чай и т. д. В этих рамках шутовство вполне допустимо, если оно совершенно безобидно. Другое дело, когда, намеренно кривляясь, человек старается нанести обиду окружающим, оскорбить их. Шутки не должны быть злыми. Шутовство неуместно, особенно в деловом, общении.

Чувство юмора можно охарактеризовать, как способность замечать комические стороны жизни и эмоционально реагировать на них. Юмор зачастую облегчает разрешение каких-либо противоречий. Чувство юмора является чрезвычайно важным для человека, работающего практически в любой сфере деятельности, во многом облегчая взаимопонимание между людьми, способствуя достижению целей деятельности.

Ну и, конечно, люди с чувством юмора, способные пошутить и над собственными недостатками, воспринимаются другими людьми более благосклонно.

Чтобы не выглядеть вульгарным, иронизируя над чем-то, нужно обладать высокой культурой, чувством юмора и такта, а также интеллектом. Попытки глупца сострить, примитивны, они лишь подчеркивают его ограниченность, недостаток воспитания, низкий уровень культуры. Шутки получаются «плоскими», неудачными и несмешными.

Какие выводы можно сделать на основании изложенного выше?

Приведенные примеры доказывают, что практически любая черта характера, любое качество человеческой личности неоднозначно и имеет свои полюса, которые в общении, в т.ч. и деловом, можно оценить знаками « +» (положительное качество ) и «-»-(отрицательное качество).

Общительность в самом широком смысле – это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Профессиональная деятельность секретаря, менеджера, предпринимателя и т.д. в любых условиях остается организаторской и коммуникативной, поэтому общительность для людей данных профессий – это не только социально-психологическое, но и профессиональное качество. Сказанное можно распространить на любого человека, работающего в тесном контакте с людьми. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В. А. Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Любой человек, живущий в обществе, вступает в контакты с другими людьми. Ради чего он это делает, какие внутренние механизмы и пружины побуждают к этому? Ответы на эти вопросы лежат в понимании потребностей человека как социального существа.

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них – потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Так, например, бывает в больнице при ожидании своей очереди. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит эффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить и снять чувство тревожности. Аффилиация – собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в угнетенное состояние от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, деловое общение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о выступающем мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то выступающий нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие потребности, то в таких «интересных рассказчиках» быстро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде чрезмерно увеличена, это может привести к потере друзей и даже полному одиночеству.

Рассмотрим некоторые другие виды потребностей в общении.

Так, например, потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность и в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь т.е полностью подчиняясь ему. Общение двух лидеров или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возни­кающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Любому человеку, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, оказания помощи тем, кто в этом нуждается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *