какие качества формируют личность человека
Какие качества характеризуют личность
Качества личности человека
Качества, работающие на яркую вывеску: Артистичность, умение выступать; Красивая внешность, умение одеваться; Поставленная, четкая речь; Красивая жестикуляция. Качества, работающие на богатое содержание: Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; Умение заботиться об окружающих; Умение и думать, свобода мышления; Позитивное мировосприятие; Мудрость. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях. Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом — внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой.
Классификация качеств личности
Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.
Внутренний мир
Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:
Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться
Внешний антураж
Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:
Имидж работает на успех
Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.
Социально-психологические качества
Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.
Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.
Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.
Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.
Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.
Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.
Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.
Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.
Социально-психологические качества личности обусловливаются:
– содержанием миропонимания человека;
– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;
– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;
– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;
– неординарным проявлением комплекса различных качеств.
Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.
Индивидуальные черты характера
Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
Методология, характеризующая индивидуума
Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.
Она включает в себя следующие стадии анализа:
Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.
Классификация личностных качеств
Их можно классифицировать по различным основаниям. Самым распространённым является деление на положительные и отрицательные. Положительные качества характеризуются их бесспорной пользой, которую они приносят самому обладателю качеств и окружающим людям. Отрицательные всегда несут вред самому субъекту и его окружению.Волевые качества личности
В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.
Основные волевые качества
Характеристика | Особенности |
---|---|
Целеустремленность | Активное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида: • стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами; • тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения |
Инициативность | Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло |
Самостоятельность | Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов |
Выдержка | Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий |
Решительность | Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой |
Смелость | Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски |
Энергичность | Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата |
Настойчивость | Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели |
Организованность | Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия |
Дисциплинированность | Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий |
Самоконтроль | Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам |
Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе.
Позитивные качества для резюме
Заполняя графу “личные качества” в резюме, многие теряются, не зная, что хорошего про себя написать. Отталкиваться в первую очередь здесь нужно от самой должности, на которую вы претендуете. Ведь где-то первостепенными качествами будут усидчивость и внимательность, а где-то важна активность и коммуникабельность.
Для удобства я разделила список на подгруппы по сферам влияния.
Качества, влияющие на отношения в коллективе:
Лучшие черты характера, которые ценятся в сотрудниках:
Нравственные качества
Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.
Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.
Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.
Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.
Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).
Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.
Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.
Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:
– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);
– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);
– бескорыстие (поступки без личной выгоды);
– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).
Пример конспекта 1
Обычно качества личности человека делят на положительные и отрицательные. Качества делятся на эти группы, потому что они выражают психические процессы, темперамент, поведение, особенность взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Многие качества являются врожденными и приобретенными. Вторые вырабатываются из-за влияния окружающей среды и социума. Если качества личность не устраивают, она может их искоренить, и наоборот, развить, если они ей очень нравятся.
Так, лживость, лицемерие, грубость, презрение, безответственность, тенденция к тому, чтобы вешать ярлыки, чрезмерная вспыльчивость и другие подобные качества являются отрицательными. Лживость заставляет человека врать, а вспыльчивость – кричать и загораться от пустяка.
С другой стороны, доброта, осторожность, отзывчивость, внимательность, трудолюбие, усердие, заботливость, обаяние, ответственность, искренность, жизнерадостность, инициативность, бережливость, пунктуальность и прочие качества – положительные качества. Трудолюбие заставляет человека трудиться, ответственность – поступать осознанно и так далее.
Пример конспекта 2
Основные качества присущие личности:
К главным качествам индивидуальности человека и сильной личности можно отнести:
Индивидуальность.
Человек как обладатель присущих только ему черт характера, индивидуальных особенностей.
Сильная личность
Человек, который не боится брать на себя ответственность за свои поступки, за те события, которые происходят в его жизни.
Такие люди умеют подниматься после жизненных ударов, после неудач и начинать все сначала.
Таким людям свойственно умение принимать самостоятельные решения, сила воли, духа, умение сопереживать и понимать.
1. Спокойствие и невозмутимость, коммуникабельность, оптимизм
2. Внимательность, решительность
3. Трудолюбие
4. Упорство
Пример конспекта 4
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
Мировоззрение.
Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными. Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика. Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
Характер.
У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
Умственные способности.
У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду. Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки. При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человека проявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается
На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.
Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.
В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.
Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.
Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.
Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.
Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Этапы развития
Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.
Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.
«По Д. Б. Эльконину»
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
«По Э. Эриксону»
Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.
Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.
Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.
Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:
В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.
Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.
Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.
Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.
Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.
Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.
Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.
Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.
Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.
Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:
Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.
Теории формирования
О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.
Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).
В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.
Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.
В качестве компонентов личности выступают следующие свойства: