какие качества ребенка могут стать гордостью семьи

Черты характера для благополучия ребенка

Двадцать черт характера, которые помогут детям расти счастливыми, успешными и любимыми людьми

какие качества ребенка могут стать гордостью семьи. Смотреть фото какие качества ребенка могут стать гордостью семьи. Смотреть картинку какие качества ребенка могут стать гордостью семьи. Картинка про какие качества ребенка могут стать гордостью семьи. Фото какие качества ребенка могут стать гордостью семьи

Вам когда-либо приходилось выслушивать жалобы учителя на неприемлемое поведение вашего ребенка? Что испытывают родители, когда педагог говорит им о том, что ребенок устроил драку со своими одноклассниками? Большинство из нас в подобной ситуации испытывают шок и чувство стыда. Но что, если позже выясняется, что ребенок заступился за девочку, которую обижали одноклассники, и защитил ее? Стыд родителей сменяется чувством гордости за ребенка и за себя, так как они смогли привить ему те ценности, которые исповедуют сами. И даже понимая, что нам еще много предстоит работать над развитием эмоционального интеллекта и контроля над побуждениями нашего маленького рыцаря, мы все равно гордимся тем, как он повел себя в сложной ситуации.

Далее представлен список особенностей характера, которые стоит развивать у своих детей.

1. Скромность

Все родители хотят, чтобы их дети достигли успехов в любых начинаниях. Тем не менее важно воспитать детей скромными людьми, признательными за вклад окружающих в собственный успех. Мы ничего не достигаем сами и должны быть благодарны нашим наставникам, образцам для подражания и вообще любым людям, которые помогают нам добиваться успехов и личностного роста. Дети не должны становиться высокомерными людьми и переоценивать свой вклад.

2. Удовлетворенность

Стараясь не переступать тонкую грань между удовлетворенностью и отсутствием амбиций, дети должны стать достаточно амбициозными, что стремиться к достижению своих целей и задач, но в то же время научиться довольствоваться результатами и радоваться своим достижениям. Это очень важный компонент счастья. Разве можно достичь счастья без чувства удовлетворения?

Бывает, что детям из богатых семей постоянно чего-то не хватает, и они требуют от своих родителей все больше и больше, и все равно никогда не бывают довольны и счастливы. И наоборот, дети из семей менее состоятельных умеют довольствоваться тем, что у них есть.

Амбиции важны для достижения успеха, но чрезмерное честолюбие может легко привести к постоянной неудовлетворенности.

3. Благонадежность

Умение выполнять принятые на себя обязательства – важная часть хорошего характера, даже если для этого приходится идти на определенные жертвы.

4. Выдержка, решительность и усердие

Дети должны проявлять решительность, упорно и целеустремленно идти навстречу своим целям. Мало кто из родителей хочет, чтобы у ребенка к двадцати годам пропали целеустремленность и энергия.

5. Терпение

Это то, чего в значительной мере не хватает нашей молодежи, а ведь умение ждать подходящего времени для чего бы то ни было необходимо для лучшего обучения. Терпение как черта характера полезнее для ребенка, чем неусидчивость и неугомонность.

Существует такая притча. Захотел однажды юноша пойти в ученики к ювелиру. Он долго и настойчиво уговаривал мастера обучить его всем тонкостям ремесла. Наконец ювелир согласился. В качестве обучения мастер ежедневно клал в ладонь ученика нефрит, а потом шел заниматься своими делами. Скоро терпение юноши иссякло, он начал возмущаться: «И чему я так могу научиться?». Однажды он собрался выразить свое недовольство учителю, когда тот вложил камень в его протянутую ладонь, но внезапно заметил: «Послушайте, но это ведь не тот камень!». Учитель ответил: «Вот видишь, ты учишься!».

Дети должны учиться терпению, ведь им придется иметь дело с разными «драгоценностями», которые вложит в их руки жизнь.

6. Честность

Честность и правдивость по отношению к себе и к другим людям делают человека надежным. Честный человек хорошо спит и внутренне более счастлив, чем мошенник или лжец. Страх последствий и наказаний является основной причиной нечестности молодежи и людей старшего возраста. Когда мы обладаем достаточным мужеством принимать результаты наших действий, какими бы тяжелыми они ни были, честность становится приоритетом в жизни.

7. Смелость

Изучение чего-то нового ведет в неизвестность. Страхи и опасения могут мешать процессу обучения, а смелость при покорении новых вершин помогает сохранять сосредоточенность и собранность. Дети должны смело исследовать свой внутренний мир и неизвестность, окружающую их.

8. Сострадание

Умение по-человечески относиться к другим людям и гуманное, сострадательное мировоззрение – это гораздо более желательные черты, чем безразличие или безжалостность.

Когда по телевидению показывают страшные вещи, например, искалеченных жертв катастроф или терактов, сердце невольно сжимается от боли. Но какими же безразличными людьми нужно быть, чтобы распространять такие кадры! Трудно себе представить, какое впечатление они могут произвести на близких людей и семьи пострадавших.

Чрезмерная направленность на сенсации средств массовой информации создает поколение бесчувственных и равнодушных людей, поэтому важно воспитывать ребенка так, чтобы он был выше дешевых эффектов и развивал чувство сострадания.

9. Адаптивность

Часто ригидность (т. е. своего рода «закостенелость» и отсутствие гибкости) становится на пути прогресса, академического или личностного. Если ученик не сдал тест по математике один раз, это не означает, что он больше никогда не сможет его сдать. Если ребенок учится отлично, это не означает, что кто-то другой не сможет учиться еще лучше. Дети должны проявлять достаточную гибкость, чтобы адаптироваться к любой ситуации.

10. Самодисциплина и контроль над побуждениями

Как показывает пример, описанный в начале статьи, одного набора великолепных убеждений недостаточно, если, отстаивая их, вы постоянно попадаете в неприятности. Достойные люди должны слушать, впитывать информацию, обдумывать, а затем действовать, четко контролируя свои побуждения и демонстрируя хорошие навыки самодисциплины.

11. Доброта по отношению к себе и окружающим

Хорошие ученики добры к себе и окружающим. Жесткое, суровое отношение к себе и к другим людям пагубно воздействует на процесс обучения, в то время как доброта отлично способствует командной работе. Если ребенок научится быть добрым лидером, он будет не только успешным, но и всеми любимым человеком.

12. Любознательность и умение удивляться

Любознательность не дает умереть маленькому ребенку внутри нас, и если в детские годы малыш научится задавать вопросы «как?» и «почему?», он со временем узнает все тонкости жизни. Любознательность – это истинная мать учения (и изобретений!).

13. Оптимизм и позитивное мышление

Оптимизм перед лицом сложных препятствий существенно способствует достижению целей. Оптимист никогда не унывает и его позитив приносит пользу не только ему самому, но и окружающим людям.

14. Благодарность, признательность

Признательность за каждое маленькое усилие, благодарность сложившемуся положению и людям, окружающим нас, оказывают огромную помощь в обретении счастья. Важно воспитать ребенка так, чтобы он испытывал признательность за все, что преподносит ему жизнь, и получал удовольствие от ее даров.

15. Дальновидность

Дальновидность предполагает осознание и выполнение необходимых действий еще до того, как тебя об этом попросят. Все родители хотят, чтобы у их детей было развито это качество. Просто представьте, как было бы потрясающе, если бы дети демонстрировали дальновидное отношение ко всему, за что они берутся в жизни!

16. Выносливость и стойкость

Современный конкурентный мир требует от нас жизнестойкости – внутренней силы противостоять стрессу и делать все возможное даже под давлением обстоятельств. Ребенок должен уметь стойко переносить прессинг конкуренции.

17. Душевное равновесие

Сохранение спокойствия и внутреннего равновесия в условиях психологического давления и сложных ситуаций – это по-настоящему трудная, но чрезвычайно важная задача. Ребенок должен быть внимательным и уравновешенным при любых обстоятельствах. Это обеспечит ему ясность понимания происходящего и поможет выбрать соответствующую тактику собственного поведения.

18. Уважение

Дети учатся уважению, наблюдая за тем, как их родители относятся к другим людям. Малыши часто подражают родителям в словах и действиях. Важно, чтобы дети чувствовали, что родители относятся к ним с уважением. Тогда они научатся уважать себя и других людей.

19. Умение вести за собой и следовать за лидером

Быть лидером не означает любить командовать и распоряжаться. Для того чтобы стать хорошим лидером, ребенок должен знать сильные и слабые стороны как свои, так и своей команды. Для того чтобы стать хорошим лидером, он должен научиться быть хорошим последователем. Чаще всего в командах все желают быть лидерами, но никто не хочет быть ведомым! Поэтому жизненно важно знать, когда нужно вести за собой, а когда необходимо следовать за лидером.

20. Надежда

Когда уходит надежда, не остается ничего. Надежда – это свет в конце темного туннеля, это то, что не дает погаснуть живой искре внутри нас. Важно воспитывать детей так, чтобы эта искра светилась в них и в двадцать, и в восемьдесят лет.

Помните о том, что проблемы играют огромную роль в нашей жизни и жизни ребенка. Ведь чтобы дерево стало гладким, необходима наждачная бумага; так и препятствия и невзгоды в жизни нужны, чтобы сделать ее стоящей, а человека мудрым.

Все описанные качества характера прекрасно подходят и для обучения, и для жизни. Все они в той или иной степени помогают людям становиться более уверенными, зарабатывать больше денег и строить крепкие отношения.

Как это прекрасно – учить детей всем этим качествам и самим учиться тому, что делает жизнь такой прекрасной.

Источник

Положительные качества школьника

Сильные стороны и положительные качества школьника
Школа обладает возможностью влиять на развитие сильных сторон и положительных качеств ребенка. Очевидно, что в школе ученики получают множество знаний и учебных навыков. Несомненно, что объем школьной нагрузки оказывает влияние на интеллектуальное развитие.
В дополнение к когнитивным (связанные с знаниями и психологическими процессами) и учебным задачам, которые ставит школа, она обеспечивает детям неформальный учебный план: от школьников ожидается соблюдения правил, сотрудничество с другими учениками, уважение к власти и подготовка к тому, чтобы стать хорошими гражданами

Педагогу-психологу необходимо отметить качества, которые наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Необходимо записывать в журнал поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой календарно-тематический план.

• черчение
• фотография
• запоминание деталей
• рисование
• живое воображение
• зрительное представление
• чтение карты
• ориентирование
• способность к творчеству

• способность к работе с компьютером
• организованность
• способности к решению задач
• абстрактное мышление
• математика и цифры
• логические игры
• расшифровка кодов
• здравомыслие
• способности к наукам
• сообразительность
• быстрая обучаемость
• острая память
• понятливость
• ум

• исполнительские наклонности
• вживание в роль
• гармоничность движений
• танцы
• сценическое мастерство
• какой-либо вид спорта
• физическая сила грациозность
• выносливость •
• телесная гармония
• ловкость
• координация движений

• игра на музыкальных инструментах
• пение
• ритмика
• запоминание мелодий
• сочинение музыки
• чтение нот
• восприятие музыки

Личность и черты характера

• способность к творчеству
• инициативность
• целеустремленность
• терпеливость
• надежность
• отзывчивость
• смелость
• внимательность
• трудолюбие
• легкая приспособляемость
• добродушие
• ответственность
• благородство
• уверенность
• независимость
• аккуратность
• решительность
• правдивость
• проницательность нежность
• зрелость открытость
• расторопность
• оптимизм
• преданность
• серьезность
• честность
• дисциплинированность
• привязанность
• сила характера
• добросовестность

• дружелюбие
• лидерство
• стремление помочь
• добродушие
• увлечение спортом
• вежливость
• порядочность
• уступчивость
• умение быть в команде
• умение выполнять что-либо в коллективе
• умение делиться
• способность к сопереживанию
• чуткость
• способность к примирению
• веселость обаятельность
• способность к поддержке
• остроумие
• умение слушать
• привлекательность

• чтение
• богатый словарный запас
• умение хорошо говорить запоминание фактов
• умение творчески писать
• поэзия
• диспуты
• умение шутить, смешить
• умение рассказывать

• аккуратность
• привлекательность
• статность осанки
• особые черты

Отношение к природе

• склонность наблюдать
• любовь к животным
• любознательность
• любовь к туризму
• развивающее коллекционирование
Литература:
1. 1. М.Борба. «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М.: Вильямс, 2005

Источник

Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней

Мы с вами уже гово­рили о само­лю­бии, и назвали его кор­ней всех страстей.

— гнев и раз­дра­жи­тель­ность, из кото­рых — непри­язнь, зло­па­мят­ность, вспыль­чи­вость, гру­бость, дер­зость, мни­тель­ность, драч­ли­вость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

— тще­сла­вие, вла­сто­лю­бие, высо­ко­ме­рие, зависть, а от нее злоба, нена­висть, зло­рад­ство, осуж­де­ние, злые насмешки;

— Ребе­нок не слу­ша­ется, упря­мится, хочет во всем насто­ять на своем, его невоз­можно заста­вить попро­сить прощения.

— Он не ува­жает стар­ших, дер­зит им, груб и непо­чти­те­лен с младшими.

— Он не любит настав­ле­ний, счи­тает себя пра­вым, не созна­ется в проступках.

— Он обид­чи­вый, зади­ри­стый и раздражительный

— Он все делает напо­каз, чтобы видели дру­гие и хва­лили его.

— Он страшно пере­жи­вает свои неудачи в уче­нии, роп­щет, винит во всем дру­гих, зави­дует успе­ва­ю­щим, во всем стре­мится к первенству;

Немало роди­те­лей, даже в ущерб сво­ему домаш­нему бюд­жету, зада­ри­вают детей, поку­пают им доро­гие игрушки, что тоже может быть пово­дом хва­статься перед дру­гими детьми, у кото­рых таких доро­гих вещей нет.

Здесь можно посо­ве­то­вать при­учать детей не к кра­си­вым и доро­гим одеж­дам, а только к чистым и опрятным.

Роди­те­лям надо осте­ре­гаться, чтобы самим не насаж­дать в своих детях често­лю­бие и хва­стов­ство. Это слу­ча­ется тогда, когда детям раз­ре­шают в при­сут­ствии стар­ших вме­ши­ваться в раз­го­воры взрос­лых и их дела, или когда папа и мама хва­лят в лицо детей за их при­ле­жа­ние, успехи и хоро­шее поведение.

Кроме того, очень важно при­учать детей с самого ран­него воз­раста к послу­ша­нию и испол­не­нию роди­тель­ской воли. Уже сам этот про­цесс при­вьет детям скром­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность сдер­жан­ность и сми­ре­ние, кото­рое им затем очень при­го­дится в жизни.

Так выгля­дит эта опас­ная страсть гор­до­сти, и такие спо­собы борьбы с ней в вос­пи­та­тель­ном про­цессе пред­ла­гает хри­сти­ан­ская педа­го­гика. Мы видим, что и здесь роль роди­те­лей и здо­ро­вой семей­ной атмо­сферы играет пер­во­сте­пен­ную роль. Я пони­маю, что с мето­дами педа­го­гов- хри­стиан согла­сятся далеко не все, но сама жизнь пока­зы­вает, что для пре­одо­ле­ния духов­ных поро­ков чело­ве­че­ской лич­но­сти дру­гих средств, кроме обра­ще­ния к Богу нет. И в этом мы убе­димся еще не раз, когда будем гово­рить о дру­гих опас­ных стра­стях, также как и гор­дость зарож­да­ю­щихся в ран­нем детстве

1. Инте­рес­ная эти­мо­ло­гия этого слова. В нем видят парал­лель с латин­ским «gurdus» — «тупой», «глу­пый», «бес­тол­ко­вый» — зна­че­ния, кото­рые хорошо пере­дают бес­смыс­лен­ность и неле­пость этой стра­сти (Фасмер М. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ского языка. Т. 1. М., 1986. С. 440; Пре­об­ра­жен­ский А. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ского языка. Т. 1. М., 1910–1914. Репринт. С. 146).

Это каче­ство гор­до­сти осо­бенно под­чер­ки­вает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (†407):
«Доколе мы будем над­ме­ваться гор­до­стию, достой­ной посме­я­ния. Мы сме­емся, когда видим, как дети вытя­ги­ва­ются и посту­пают вели­чаво; сме­емся, когда они то берут камень, то опять бро­сают. Так и глу­пая гор­дость чело­ве­че­ская есть плод дет­ского раз­мыш­ле­ния и несо­вер­шен­ного ума» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на посла­ние к Филип­пий­цам. Беседа 5 (№2). Тво­ре­ния. Т. 11. Книга пер­вая. С П б., 1905. Репринт. С. 261).

«Быть глу­пым по при­роде не состав­ляет вины, а сде­латься глу­пым, имея разум, неиз­ви­ни­тельно и вле­чет за собою боль­шое нака­за­ние. Таковы те, кото­рые по при­чине своей муд­ро­сти много о себе думают и впа­дают в край­нее высо­ко­ме­рие. Ничто ведь так не делает глу­пым, как кичливость…И если начало пре­муд­ро­сти есть страх Гос­по­день, то начало глу­по­сти есть неве­де­ние Гос­пода. Итак, если веде­ние Бога есть муд­рость, а неве­де­ние — глу­пость, неве­де­ние же про­ис­хо­дит от гор­до­сти ( а начало гор­до­сти есть неве­де­ние Гос­пода), то сле­дует, что гор­дость есть край­няя глу­пость» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на посла­ние к Рим­ля­нам. Беседа 20 (№24). Тво­ре­ния. Т. 9. Книга вто­рая. С П б., 1903. Репринт. С. 755).

2. Заме­ча­тельно опи­сы­вает гор­дость св. Фео­фан Затвор­ник (†1894):

«Гор­дость есть нена­сы­ти­мое жела­ние воз­вы­ше­ния или уси­лен­ное иска­ние пред­ме­тов, через кото­рые можно было бы стать выше всех дру­гих. Само­лю­бие здесь оче­вид­нее всего. Оно тут как бы своим лицом, ибо тут вся забота о своем «я» Пер­вое порож­де­ние гор­до­сти внут­рен­ней­шее — есть само­мне­ние, по кото­рому все дру­гие счи­та­ются ниже нас; даже те, кото­рые высоко пре­вос­хо­дят нас, по срав­не­нию с нами не слиш­ком важны. Про­тор­га­ясь наружу, она ищет уже и пред­ме­тов воз­вы­ша­ю­щих, и, судя по ним, сама изме­ня­ется. Оста­нав­ли­ва­ясь на пред­ме­тах ничтож­ных, напри­мер, на силе тела, кра­соте, одежде, род­стве и дру­гом чем, она есть тще­сла­вие, обра­ща­ясь к сте­пе­ням чести и славы, она есть вла­сто­лю­бие; услаж­да­ясь мол­вою, гово­ром и вни­ма­нием людей, она есть сла­во­лю­бие. Во всех, впро­чем, этих видах, кроме, может быть, само­мне­ния, гор­дость сопро­вож­да­ется еще свое­во­лием, непо­ко­ри­во­стию, само­уве­рен­но­стию, само­на­де­ян­но­стию, при­тя­за­тель­но­стию, пре­зре­нием дру­гих, небла­го­дар­но­стию, зави­стию, гнев­ли­во­стию, до мести и зло­па­мят­ства. Глав­ней­шими, впро­чем, её отрас­лями можно почесть зависть с нена­ви­стию и гнев с зло­па­мят­ством» (Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Начер­та­ние хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния. Т. 1. М., 1998. С. 286–287).

Не слу­чайно, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит о гор­до­сти, как о корне и источ­нике всех зол:
«Гор­дость… корень зол, источ­ник неправды, из кото­рой про­изо­шел конец и начало поги­бели мира: она была нача­лом всех зол, она низ­вергла с неба сатану и про­чих с ним…» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию. Глава 12 (№12). Тво­ре­ния. Т. 6. Книга пер­вая. С П б., 1900. Репринт. С. 138).

«Что в телах вос­па­ле­ние, то в душах гор­дость» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 3. (№ 4). Тво­ре­ния. Т. 6. Книга пер­вая. С П б., 1900. Репринт. С. 403).

«…Озия был царь доб­рый, муж пра­вед­ный и укра­шав­шийся мно­гими доб­рыми делами; но потом впал в гор­дость, мать поро­ков, в над­мен­ность, испол­нен­ную смя­те­ний, в высо­ко­ме­рие, погу­бив­шее диа­вола. Под­линно, нет ничего хуже гор­до­сти» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 4. (№3). Указ. соч. С. 410).

«Таково зло — гор­дость. Она в каж­дом про­из­во­дит то, что он не знает самого себя, и после мно­гих тру­дов уни­что­жает всё сокро­вище доб­ро­де­тели. Про­чие грехи обычно про­ис­хо­дят от нашей бес­печ­но­сти; а она зарож­да­ется в нас, когда мы посту­пает пра­вильно. Обык­но­венно ничто так не про­из­во­дит гор­до­сти, как доб­рая совесть, если мы не будем вни­ма­тельны» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 3 (№1). Указ. соч. С. 397).

«Все вели­чай­шие бед­ствия, удру­ча­ю­щие всю все­лен­ную, про­изо­шли от гор­до­сти. Так и диа­вол, не быв­ший прежде тако­вым, сде­лался диа­во­лом от гор­до­сти, на что ука­зы­вая, и Павел ска­зал: «…Епископ…не дол­жен быть из ново­об­ра­щен­ных, чтобы не воз­гор­дился и не под­пал осуж­де­нию с диа­во­лом» ( 1 Тим. 3, 2, 6 ). Так и пер­вый чело­век, обо­льщен­ный от диа­вола пагуб­ною надеж­дою, пал и сде­лался смерт­ным; он наде­ялся стать богом, но поте­рял и то, что имел. За то и Бог, пори­цая его и как бы сме­ясь над его нера­зу­мием, ска­зал: «Вот, Адам стал как один из нас» ( Быт. 3, 22 ).

Так и каж­дый после Адама, меч­тая о своем равен­стве с Богом, впа­дал в нече­стие…. Сле­до­ва­тельно, гор­дость есть верх зол, корень и источ­ник вся­кого нече­стия…» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­того Мат­фея Еван­ге­ли­ста. Беседа 15. (№2). Тво­ре­ния. Т. 7. Часть пер­вая. СПб., 1901. С. 150).

3. Кратко, ход про­яв­ле­ния стра­стей опи­сал пре­по­доб­ный Фео­дор Эдес­ский (9 век):

«Есть три глав­ней­шие стра­сти: сла­сто­лю­бие, среб­ро­лю­бие и сла­во­лю­бие. За ними сле­дуют дру­гие пять духов злобы; а от этих, нако­нец, порож­да­ется мно­гое мно­же­ство стра­стей и все виды раз­но­об­раз­ных склон­но­стей гре­хов­ных. Почему побе­див­ший трех пер­вых началь­ни­ков стра­стей и вождей, вме­сте с тем низ­ла­гает и сле­ду­ю­щие за ним пять стра­стей, а затем поко­ряет и все страсти.

Что по стра­сти сде­лано нами, о том и вос­по­ми­на­ния страстьми воз­му­щают душу. Но когда страст­ные вос­по­ми­на­ния совсем изгла­дятся из сердца, до того, что и не при­бли­жа­ются к нему; тогда это слу­жит при­зна­ком отпу­ще­ния преж­них гре­хов. Ибо пока душа страстно к чему — либо гре­хов­ному отно­сится, дотоле надо при­зна­вать име­ю­ще­еся в ней вла­ды­че­ство греха»

«Некиим из древ­них очень верно и с делом сооб­разно ска­зано, что из про­ти­во­бор­ству­ю­щих нам демо­нов пер­выми всту­пают в брань те, кото­рым вве­рены чре­во­угод­ли­вые жела­ния, кото­рые вну­шают среб­ро­лю­бие и скло­няют к тще­сла­вию; дру­гие же, идя позади их, соби­рают пора­нен­ных ими» (Фео­дор, епи­скоп Эдес­ский, пре­по­доб­ный. Сто душе­по­лез­ней­ших глав (10, 11, 61). Доб­ро­то­лю­бие. Т. 3. М., 1900. Репринт. С. 321, 332–333)

Тон­кую харак­те­ри­стику стра­стей и их видов дает свя­той Гри­го­рий Синаит (†1360) и ука­зы­вает среди них место гордости:

«Одни стра­сти суть телес­ные, а дру­гие душев­ные; иные суть стра­сти похоти, иные стра­сти раз­дра­же­ния, и иные — мыс­ли­тель­ные; и из них — иные стра­сти ума, и иные — рас­суж­де­ния. Все они раз­но­со­че­та­ва­ются между собою, и друг на друга дей­ствуют, и от того изменяются.

Стра­сти раз­дра­же­ния суть: гнев, горечь, бран­ли­вость, вспыль­чи­вость, дер­зость, над­мен­ность, киче­ние и дру­гие подобные.

Стра­сти вожде­ле­ния суть: лихо­има­ние, раз­врат, невоз­дер­жа­ние, нена­сыт­ность, сла­сто­лю­бие, среб­ро­лю­бие, само­лю­бие, всех лютей­шая страсть.

Стра­сти плоти суть: блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, нечи­стота, непо­треб­ство, чре­во­уго­дие, леность, рас­се­ян­ность, любовь к мир­скому, жиз­не­лю­бие и подоб­ные им.

Стра­сти слова и языка суть: неве­рие, хула, лукав­ство, любо­пыт­ство, двое­ду­шие, поно­ше­ние, кле­вета, осуж­де­ние, уни­чи­же­ние, болт­ли­вость, при­твор­ство, ложь, сра­мо­сло­вие, лесть, насмеш­ли­вость, себя выстав­ле­ние, чело­ве­ко­уго­дие, наду­тость, клят­во­пре­ступ­ле­ние, празд­но­сло­вие и прочие.

Стра­сти ума суть: само­мне­ние, пре­воз­но­ше­ние, веле­х­ва­ле­ние, спор­ли­вость, рети­вость, само­до­воль­ство, про­ти­во­ре­чие, непо­слу­ша­ние, меч­та­тель­ность, при­ду­мы­ва­ние, любо­по­каз­ность, сла­во­лю­бие, гор­дость — пер­вое и послед­нее из всех зол.

Стра­сти мысли суть: паре­ние, лег­ко­мыс­лие, пле­не­ние и раб­ство, омра­че­ние, ослеп­ле­ние, укло­не­ние от дела, при­логи, сосло­же­ния, скло­не­ния, пре­вра­ще­ния, отвер­же­ния и пдоб­ные им.

Одним сло­вом, все худые мысли, чув­ства и рас­по­ло­же­ния, несо­об­раз­ные с при­ро­дою нашею, раз­ме­ща­ются по трем силам души, равно как и все доб­рые, сооб­раз­ные с есте­ством нашим, в них же сопре­бы­вают» (Гри­го­рий Синаит, свя­той. Главы о запо­ве­дях и дог­ма­тах, угро­зах и обе­то­ва­ниях, — еще же — о помыс­лах, стра­стях и добродетелях,…(№78, 79). Доб­ро­то­лю­бие. Т. 5. М., 1900. Репринт. С. 193–194).

4. На самом деле, опре­де­лить гор­дость трудно не только у ребенка, но и у взрос­лого. Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (†1783) гово­рит об этом, как об одной из важ­ней­ших осо­бен­но­стей гордости:

«Нет ничего опас­нее, сокро­вен­нее и труд­нее гор­до­сти. Опасна гор­дость, ибо гор­дым заклю­ча­ется небо, и вме­сто неба ад опре­де­ля­ется. «Гор­дым про­ти­вится Бог», — гово­рит Писа­ние. Сокро­венна гор­дость, ибо так глу­боко в сердце нашем кро­ется, что и усмот­реть её не можем без помощи крот­кого серд­цем Иисуса Хри­ста, Сына Божия, и лучше её узнаём на ближ­них наших, чем на себе. Про­чие пороки, как ‑то: пьян­ство, блуд, воров­ство, хище­ние и про­чие, видим, ибо часто ради них жалеем и сты­димся, но гор­до­сти не видим.

Кто когда при­зна­вал себя от сердца гор­дым? Еще не слу­ча­лось видеть. Мно­гие себя назы­вают греш­ни­ками, но от дру­гих так назы­ваться не тер­пят, и хотя мно­гие из них язы­ком и не отзы­ва­ются, однако же не без него­до­ва­ния и огор­че­ния сер­деч­ного при­ни­мают это. А отсюда ста­но­вится ясным, что язы­ком только назы­вают себя греш­ни­ками, а не серд­цем, на устах пока­зы­вают сми­ре­ние, а на сердце не имеют.

Ибо истинно сми­рен­ный огор­чаться и гне­ваться от уко­ре­ния не может, ибо счи­тает себя достой­ным вся­кого унижения.

Нет ничего труд­нее гор­до­сти, ибо с вели­ким тру­дом и не без помощи Божией побеж­даем её, потому что носим это зло внутри себя. В бла­го­по­лу­чии ли нахо­димся? Она с вели­ча­нием и пыш­но­стию, пре­зре­нием и уни­чи­же­нием ближ­них наших сопут­ствует нам. В зло­по­лу­чие ли попа­демся? Через него­до­ва­ние, роп­та­ние и хуле­ние обна­ру­жи­вает себя. Тер­пе­нию ли, кро­то­сти и про­чим доб­ро­де­те­лям ста­ра­емся научиться? Она киче­нием фари­сей­ским вос­стает на нас. И так нигде и никак от неё изба­виться не мжем, все­гда она с нами ходит, все­гда хочет гос­под­ство­вать над нами и вла­деть нами» (Тихон Задон­ский, свя­ти­тель. О истин­ном хри­сти­ан­стве. Книга пер­вая. Часть пер­вая. Ста­тья чет­вер­тая. Глава пер­вая. О гор­до­сти (70). Тво­ре­ния. Т. 2. М., 1889. Репринт. С. 157).

5. Здесь и далее см. подроб­нее: Ири­ней, епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ирбит­ский. Поуче­ние об иско­ре­не­нии в детях гор­до­сти. // Поуче­ния. Ека­те­рин­бург, 1901. Репринт. Оро­пос Атти­нис-Гре­ция, 1991. С. 47–52).

При­знаки гор­до­сти у детей мало чем отли­ча­ются от тако­вых у взрос­лых. В этом легко убе­диться, читая главы о гор­до­сти пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина (†435):

«…Из дей­ствий внеш­него человека…познается состо­я­ние внут­рен­него (чело­века): Итак, …плот­ская гордость…отличается сле­ду­ю­щими при­зна­ками: сперва бывает в раз­го­воре её крик­ли­вость, в мол­ча­нии- досада, в весе­лии — гром­кий, раз­ли­ва­ю­щийся смех, в печаль­ном слу­чае — нера­зум­ная скорбь, в ответе — строп­ти­вость, в речи — лег­ко­мыс­лен­ность, слова выры­ва­ются без вся­кого уча­стия сердца, безрассудно.

Она не имеет тер­пе­ния, чужда любви, дерзка для нане­се­ния оскорб­ле­ний, а к пере­не­се­нию их мало­душна, к пови­но­ве­нию — неудо­бо­по­движна, разве в чем пред­ва­рило её жела­ние и воля.

К при­ня­тию уве­ща­ния непре­клонна, для отсе­че­ния своей воли слаба, для под­чи­не­ния дру­гим весьма упорна, все­гда уси­ли­ва­ется насто­ять на своем мне­нии, а дру­гому усту­пить никак не хочет; и таким обра­зом, сде­лав­шись неспо­соб­ною при­ни­мать спа­си­тель­ный совет, во всем дове­ряет больше сво­ему мне­нию, нежели суж­де­нию стар­цев» (Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, пре­по­доб­ный. Книга 12. О духе гор­до­сти. Глава 29. При­знаки, по кото­рым узна­ется, что плот­ская гор­дость есть в душе. Писа­ния. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1993. С. 161).

6. Уже пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (†1022) сове­то­вал с самого дет­ства учить, что чело­век есть на самом деле и что от себя он ничего не имеет:

«Надобно знать, что гор­дость рож­да­ется в душе чело­века от неве­де­ния себя самого, порож­да­ю­щего само­мне­ние, по коему думают, что они имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она (гор­дость) рас­тет вме­сте с воз­рас­том человека.

Поэтому нужно вся­кого чело­века, сыз­маль­ства, прежде чем познает он что-либо дру­гое, научать позна­нию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем кон­чит жизнь, — т.е. что засе­ме­ня­ется он тлен­ным нечем и невзрач­ным, обра­зу­ется среди нечи­стот, рас­тет подобно поле­вой траве, состав­ля­ется из мно­гих сме­ше­ний, удо­бо­раз­ла­га­е­мых, — что вся жизнь его есть борьба со смер­тию, а во внут­рен­но­стях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние.

Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало ‑по малу впа­дает в гор­дость и дела­ется дерз­ким и несмыс­лен­ным. И что может быть несмыс­лен­нее чело­века, кото­рый будучи весь покрыт про­ка­зою, гор­дится потому только, что носит свет­лые и позла­щен­ные одежды, хотя сам в себе сра­мен и полон без­об­ра­зия. А когда вый­дет он из ума по при­чине своей гор­до­сти, тогда дела­ется ору­дием диа­вола во всех своих сло­вах и делах и ста­но­вится вра­гом Богу…

Таким обра­зом, когда уви­дишь, что какой-либо чело­век гор­дится, знай, что по мере гор­дыни его он стра­дает и нечув­ствием душев­ным, и пожа­лей о нем; ибо кто болеет и не чув­ствует, что болен, тот бли­зок к смерти. Таков этот грех, ввер­га­ю­щий душу в смерть; ибо гор­дый есть боль­ной бес­чув­ствен­ный, — который…не осо­знает и не чув­ствует своей болезни, а это и есть смерть» (Симеон Новый Бого­слов, пре­по­доб­ный. Слово 31 (№2). Слова. М., 1892. Репринт. С. 268–269).

7. Инте­рес детей к одежде не слу­чаен. Они инту­и­тивно чув­ствуют её зна­че­ние, ведь одежда, и в самом деле, все­гда была тесно свя­зана с внут­рен­ним миром чело­века и его поло­же­нием в обществе:

«Появ­ле­ние одежды свя­зано с потреб­но­стью чело­века защи­тить себя от погоды и ран, закрыть голое тело и укра­сить его. Но одежда отра­жает также и лич­ност­ные каче­ства чело­века, его образ жизни и чув­ства. Поэтому одежда может меняться по раз­лич­ным пово­дам (вечер­нее пла­тье, тра­ур­ная и пока­ян­ная одежда) и озна­чать начало нового пери­ода в жизни чело­века: кре­щаль­ные одежды, сва­деб­ные наряды, мона­ше­ское облачение…Во все вре­мена одежда слу­жила для обо­зна­че­ния соци­аль­ного ста­туса людей: чинов­ни­ков и санов­ни­ков, лиц раз­ных профессий…Тесная вза­и­мо­связь между одеж­дой и лич­но­стью её вла­дельца хорошо видна на при­мере костюма или рели­ги­оз­ных оде­я­ний» (Pauly Stephan. Kleidung. Kulturgeschichtlich. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 6. Band. Freiburg-Basel — Rom — Wien, 1997. S. 121).

«Для сред­не­ве­ко­вого чело­века одежда наряду с защи­той от погод­ных усло­вий слу­жила также и при­зна­ком при­над­леж­но­сти к сосло­вию, опре­де­лен­ной соци­аль­ной группе, месту в иерар­хии в обще­ства, и потому доста­точно рано появ­ля­ется зафик­си­ро­ван­ный на письме регла­мент раз­лич­ных типов одежды. Соци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция моды имела место уже в эпоху ран­него Сред­не­ве­ко­вья» (Vavra E. Kleidung. Lexikon fuer Mittelalter. Band 5. Stuttgart — Weimar, 1999. S. 1198).

В тал­му­ди­че­ское время у евреев « каж­дое сосло­вие и каж­дая про­фес­сия имели отли­чие в одежде. Само собой разу­ме­ется, что в стрем­ле­нии оде­ваться кра­сиво жен­щи­нам при­ад­ле­жала пальма первенства…Большой сла­вой поль­зо­ва­лись пелу­зий­ские и индий­ские пла­тья…, дороже всего цени­лась про­зрач­ная мате­рия из тон­ких нитей, и в этом отно­ше­нии дошли до такого совер­шен­ства, что целые полот­нища в свер­ну­том виде были вели­чи­ною не более ореха. Цена одежды дости­гала бас­но­слов­ных раз­ме­ров: рас­ска­зы­ва­ется о костюме в 300 тысяч дина­риев…, о пла­тье, про­пи­тан­ном бла­го­во­ни­ями, про­дан­ном за 12.000 динариев…Богачи меняли одежду еже­дневно, имея для каж­дого дня недели дру­гое платье…Поражает нужда в одежде у бед­ных клас­сов народа. Слиш­ком часто гово­рится о неудоб­стве иметь одну рубаху…Не редко, по-види­мому, вынуж­дены были двое спать в одном плаще и попе­ре­менно поль­зо­ваться им днем, при­чем и этот плащ при­над­ле­жал тре­тьему. И всё это чаще всего черты из жизни уче­ных и кори­феев Тал­муда…» (Гес­сен Ю. Одежда. Еврей­ская Энцик­ло­пе­дия. Т. 12. Терра, 1991. С. 26, 27)

«Одежда пред­став­ляет у раз­лич­ных наро­дов раз­лич­ные сте­пени раз­ви­тия, в зави­си­мо­сти от общего уровня куль­туры, от кли­ма­ти­че­ских усло­вий, от обы­чая или моды. При оди­на­ко­вых кли­ма­ти­че­ских дикари бывают одеты скуд­нее куль­тур­ных наро­дов; под тро­пи­ками одежда умень­ша­ется до мини­мума, тогда как в поляр­ных стра­нах и дикари вынуж­дены с ног до головы заку­ты­ваться в зве­ри­ные шкуры…(Некоторые уче­ные) появ­ле­ние одежды свя­зы­вают с чув­ством стыда, как необ­хо­ди­мым след­ствием соци­аль­ного раз­ви­тия человечества…Одежда воз­ни­кает парал­лельно утвер­жде­нию прав извест­ного муж­чины на извест­ную жен­щину; отсюда и изме­не­ние костюма с выхо­дом замуж и вообще его соот­но­ше­ние с раз­лич­ными собы­ти­ями и эпо­хами поло­вой жизни…

Однако…чувство стыда должно было воз­ник­нуть ранее одежды…Нельзя ска­зать, чтобы более оде­тые пле­мена отли­ча­лись и более раз­ви­тым чув­ством стыда, и наобо­рот, нередко у дика­рей муж­чины ока­зы­ва­ются более оде­тыми, чем жен­щины и замуж­ние — более, чем юноши и девушки…Нельзя, однако, отри­цать, что на извест­ном уровне куль­туры стыд играет замет­ную роль по отно­ше­нию к одежде, при­чем… про­яв­ле­ние этого стыда в зна­чи­тель­ной сте­пени условно. У иных наро­дов закры­тие лица, волос, ног имеет для жен­щины боль­шее зна­че­ние, чем, напри­мер, закры­тие груди или даже поло­вых частей…» (Брок­гауз Ф. А., Ефрон И. А. Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Т. 42. Терра, 1992. С. 715).

«Никто не знает, когда появи­лась одежда…В конце камен­ного века — около 25. 000лет тому назад люди изоб­рели иглу, кото­рая поз­во­лила им сши­вать шкуры и делать из них одежды. Они научи­лись также про­из­во­дить пряжу из воло­кон неко­то­рых рас­те­ний и шерсть из волос неко­то­рых животных…

Еще 200 лет тому назад у людей не было машин для про­из­вод­ства одежды, и мно­гие семьи делали её сами для себя…Когда между 1700 и 1800 гг. была изоб­ре­тена швей­ная машина, появи­лась воз­мож­ность фаб­рич­ного про­из­вод­ства одежды…

У одежды все­гда было три функ­ции: а) защит­ная, б) ком­му­ни­ка­тив­ная, в) декоративная….

а) Одежда помо­гает чело­веку сохра­нить физи­че­ское и пси­хи­че­ское здоровье.

б) При помощи одежды людям проще общаться: Из одежда может много ска­зать о том, кто они, что они из себя пред­став­ляют, и что они хотят из себя представлять…

в) мно­гие люди носят одежду для того, чтобы она сде­лала их при­вле­ка­тель­нее. Так, неко­то­рые жен­щины носят меха не для того, чтобы защи­титься от холода, а для того, чтобы понравиться…

Трудно ска­зать, как выгля­дела одежда в древ­ние времена…однако известно следующее:

Егип­тяне пред­по­чи­тали белую одежду…, по боль­шей части из льна…Шумеры, асси­рийцы и вави­ло­няне носили изде­лия из шер­сти, кото­рую в изоби­лии имели от стад сво­его скота…

Персы пер­выми начали кро­ить одежду, в то время как дру­гие про­сто раз­ры­вали ткань на части…

Греки любили лег­кие, сво­бод­ные хитоны, сде­лан­ные из пря­мо­уголь­ных кус­ков мате­рии. Жен­щины и муж­чины носили оди­на­ко­вую по фасону одежду…

Одежда рим­лян мало отли­ча­лась от одежды греков…У муж­чин она назы­ва­лась туника, у жен­щин — стола и палла…

Визан­тийцы, осо­бенно зажи­точ­ные, носили богато укра­шен­ные плащи и туники, часто из шелка…

В эпоху Ренес­санса одежда ста­но­вится изыс­кан­ной и изящ­ной, как нико­гда ранее…У жен­щин её стали соче­тать с при­чес­кой, кото­рая в 15‑м веке была похожа на конус, дости­гала метра в высоту и покры­ва­лась вуалью…Мужчины носили узкие брюки и баш­маки, концы кото­рых могли быть до 15 сантиметров…

В 19 веке раз­ра­ба­ты­ва­ются пер­вые образцы костю­мов для жен­щин, а к концу века мод­ными ста­но­вятся блузки с юбками…

В 20 веке и доныне одежда ста­но­вится раз­но­об­раз­ной и яркой…в моду вхо­дит спор­тив­ного типа одежда для муж­чин и брюч­ные костюмы для женщин…»

Самым боль­шим про­из­во­ди­те­лем одежды явля­ются С Ш А, где суще­ствует около 24. 000 швей­ных фаб­рик, с общим коли­че­ством пер­со­нала около 1. 400. 000 чело­век, из них более 10. 500 фаб­рик шьют жен­скую одежду…» (Сlothing. The World Book Encyclopedia. Volume 3. London-Sydney- TunbridgeWells-Chicago, 1994. P. 88, 90,91,98,99,100,102,104,105).

Ино­гда в пра­во­слав­ных хра­мах жен­щи­нам не раз­ре­шают быть на бого­слу­же­нии в брю­ках, ссы­ла­ясь на книгу Вто­ро­за­ко­ние, 22, 5: «На жен­щине не должно быть муж­ской одежды, и муж­чина не дол­жен оде­ваться в жен­ское пла­тье, ибо мер­зок перед Гос­по­дом Богом твоим вся­кий дела­ю­щий сие».

На самом деле у этого стиха совер­шенно иной смысл:

«Цель зако­но­да­теля — предо­хра­нить народ от вся­кого рода вред­ных про­ти­во­есте­ствен­ных сме­ше­ний (ср. Лев. 18, 22–24 ). Обы­чай пере­оде­ваться в одежды иного пола в видах насла­жде­ния про­ти­во­есте­ствен­ными фор­мами раз­врата прак­ти­ко­вался у мно­гих язы­че­ских наро­дов древ­него мира» (Тол­ко­вая Биб­лия. Под редак­цией А. П. Лопу­хина.//Второзаконие. Глава 22, 5.// Пято­кни­жие Мои­се­ево. Пет­ро­град, 1904. С. 639).

В дру­гих ком­мен­та­риях пред­по­ла­га­ется три при­чины уста­нов­ле­ния столь стро­гого закона:

«Это пред­пи­са­ние про­дик­то­вано, воз­можно, мыс­лью о том, что Бог сотво­рил чело­века с раз­де­ле­нием на полы…, и потому нельзя нару­шать уста­нов­лен­ным Богом поря­док тво­ре­ния. Неко­то­рые ком­мен­та­торы пола­гают, кроме того, что это пра­вило запре­щает обряды язы­че­ских куль­тов, в кото­рых пере­оде­ва­ние было свя­зано с без­нрав­ствен­ными поло­выми извра­ще­ни­ями. Пред­по­ла­гают также, что при­чи­ной пере­оде­ва­ния мог быть суе­вер­ный страх перед злыми богами или демо­нами и стрем­ле­ние сде­лать себя неви­ди­мым для них» (Echter — Bibel. Altes Testament, heraugegeben von Dr. Friedrich Noetscher. Erster Band. Deuteronomium. Wuerzburg, 1965. S. 515).

8. Опас­ность такого снис­хож­де­ния к ребенку в том, что, выро­стая, он, по сло­вам извест­ного бого­слова про­фес­сора Н. Брон­зова (†1919), начи­нает «себя…созерцать через уве­ли­чи­тель­ное стекло, а дру­гих — через умень­ши­тель­ное, …в нем воз­ни­кает высо­ко­мер­ное, кич­ли­вое отно­ше­ние к послед­ним, по срав­не­нию с кото­рыми, как сво­его рода пиг­ме­ями, он осо­знает себя, так ска­зать, вели­ка­ном…» (Брон­зов А. Гор­дость. Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская Энцик­ло­пе­дия. Изда­ние под редак­цией про­фес­сора А. П. Лопу­хина. Т. 4. Пет­ро­град, 1903. С. 531).

В нем уже с дет­ства раз­ви­ва­ется само­мне­ние, об пагуб­ных послед­ствиях кото­рого пре­ду­пре­ждал свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов (†389):

«…Мне кажется при­лично ска­зать о них (таких людях- В. Б.) Соло­мо­ново слово: «Есть лукав­ство, еже видех под солн­цем, мужа непще­вавша себе мудра быти» ( Еккл. 10, 5 )(Есть зло, кото­рое видел я под солн­цем, мужа, счи­тав­шего себя муд­рым)… Если какой недуг, то сей именно, достоин слез и рыда­ния. И я неод­но­кратно жалел о сем очень зная, что само­мне­ние отни­мает у чело­века боль­шую часть того, чем он есть и что тще­сла­вие бывает для людей вели­чай­шим пре­пят­ствием к доб­ро­де­тели» (Гри­го­рий Бого­слов, свя­ти­тель. Слово 3. Тво­ре­ния. Т. 1. С П б., без года изд. С. 43).

9. В хри­сти­ан­ской среде с дав­них пор важ­ней­шим и испы­тан­ным сред­ством вос­пи­та­ния доб­рых нра­вов явля­ется Свя­щен­ное Писание:

«Чтобы вну­шить детям отвра­ще­ние ко вся­кого рода тще­сла­вию, само­мне­нию, сует­но­сти, ука­зы­вайте им на то, какой вели­кий грех перед Богом гор­дость, что она, по сло­вам Свя­щен­ного Писа­ния, начало вся­кого греха…и мер­зость перед Богом ( Сир. 10, 15 ). Пока­зы­вайте им это на при­мере злых духов (они, известно, за гор­дость свер­жены с неба), на при­мере наших пра­ро­ди­те­лей в раю ( по вну­ше­нию диа­во­лом гор­до­сти они захо­тели быть как боги); учите их, к чему при­во­дит гор­дость, как страшно Гос­подь нака­зы­вает за неё и как высо­ко­ме­рие пред­ше­ствует падению.

При этом не забы­вайте учить их, как бого­угодна доб­ро­де­тель, сми­ре­ние и скром­ность, как Бог воз­вы­шает сми­рен­ного, как это мы видим на при­мере Матери Божией и свя­тых. Но высо­чай­шим образ­цом, как всех про­чих доб­ро­де­те­лей, так и сми­ре­ния, дол­жен быть для них Сам Спа­си­тель, Кото­рый ска­зал о Себе Самом: «Научи­тесь от Меня, так как Я сми­рен и кро­ток серд­цем ( Мф. 11, 29 )» (Ири­ней, епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ирбит­ский. Указ. соч. С. 51–52).

10. Пре­одо­леть эти и дру­гие труд­но­сти в вос­пи­та­нии несо­мненно помог бы при­зыв свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, если бы роди­тели сде­лали его прин­ци­пом обще­ния со сво­ими детьми:
«Все роди­тели должны вос­пи­ты­вать своих детей для Бога! … Деньги дать легко могут и люди, а испра­вить природу…и обод­рить душу гото­вую пасть, — воз­можно только для Вла­дыки при­роды, а ни для кого из людей» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Пять слов об Анне. Слово 3 (№1). Тво­ре­ния. Т. 4. Книга вто­рая. С П б., 1898. Репринт. С. 802).

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Баш­ки­ров, магистр богословия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *