какие карелы по характеру
Замороженные и немодные: 10 причин, почему надо разлюбить жителей Карелии
Вчера мы проверили, что Россия думает о нас, карелах, и выяснили, что мнение не очень-то и позитивное. У «Яндекса» народ спрашивает, к примеру, почему карелы плохие и едят рыбу с душком 🙂 Обидно, но факт: многие приезжие признают, что мы не самый классный народ. Составили рейтинг из стереотипов, которые давно прицепились к жителям Карелии, и от всей души желаем от них избавиться. Потому что любим свой край. Признайтесь, вас ведь тоже эти черты в карельских людях не раз возмущали!
Замороженные
Туговаты на ухо
Еще поговаривают, что к новым идеям карелы глухи. Чтобы внедрить какую-то интересную методику или продать им реально крутой товар, приходится пускаться во все тяжкие. Карел проворно убегает от всего инновационного и лихо прячется. Надо найти и доказать. Не купит новую швабру, даже если она и правда лучше старой. А житель какого-нибудь Краснодара сам за продавцом погнался б, узнай он такой чудо-швабре.
Морозоневменяемы
Над этим смеемся сами, но ничего поделать не можем. Как только появляется первый лучик солнца (хоть в марте, хоть в январе), карелы всем скопом начинают оголяться. На улице +5, мы в красных трусах. Плевать, что туристы смотрят как на сумасшедших. У нас весна, мы сказали!
Считаем себя знатоками
Во всех областях жизни. Особенно в жизни столичной и шумной. Тут карелы понимают больше других. Даже больше москвичей. К москвичам, вообще, принято относиться слегка снисходительно. Что с них взять? Чуть более нежно – к питерцам как к ближайшим соседям.
Любим магазины
Ох, как же мы любим магазины! Ух, как же мы их любим! Мы отмечаем их открытия, как семейные праздники, а все выходные готовы проводить на распродажах.
Через одного гениальные художники, фотографы и поэты
Долгими холодными вечерами карелам делать нечего, поэтому они ударяются в творчество. Пишут, лепят, рисуют и плетут. При помощи скрапбукинга могут справиться с любой проблемой. Летом ваяют композиции из редких фруктов, зимой лепят шедевры из снега. Ну, да, талант есть не у всех. И чем таланта меньше, тем напористее и увлеченнее человек себя продвигает.
Успешные, только с чемоданом
Почему-то на своей родине карелу успешным быть не принято. Когда у молодого человека есть возможность, он с удовольствием едет учиться и работать куда подальше. Если ты в Индонезии сантехник, то ты круче, чем местный. Дома как-то не то. А вот там, где нас нет… И одно дело уехавшие – они еще имеют шанс попасть в рай. Вернувшиеся! Этим точно крышка.
Мода? Не, не слышали
Среди жителей Карелии попадаются невероятно стильные экземпляры. Но про большинство говорят, что мы топчемся где-то лет на 5-10 позади. Отстаем по всем фронтам, даже несмотря на Интернет и соцсети. Копируем – с тоской. Но это еще полбеды. Главное, когда кто-то честно пытается вырваться вперед из строя, его тут же тащат назад: «Сиди смирно, мы еще 2004-й не относили».
Храним все без разбора
Беда, наверное, многих небольших городов. С тем, что недоразвалено, никак не можем разобраться. Поверх строим что-то новое. Бросаем. Вешаем на забор рекламу. Здания бережем до последнего, даже если это гнилая поликлиника в самом центре города. Ибо историческая ценность. Даже если она рухнет, призрак этой поликлиники будет еще долго носиться над городом и пугать приезжих. Своих таким зрелищем не проймешь.
Не умеем быть счастливыми
Последнее и самое грустное. Этот рейтинг мы делали с доброй улыбкой, но подозреваем, что он многим не понравится. Как не нравится и большинство того, что происходит кругом. Праздник? Плохо. Жара? Плохо. Снег пошел? Тоже ужас. А очень хочется, чтобы каждый день карелам приносил искреннюю радость.
«Карелы по своей ментальности и характеру очень скромный народ»
Читать по теме
Новости партнеров
К своему 100-летию Республика Карелия утратила положение «национальной автономии».
Вместе с тем независимый эксперт ООН по правам коренных народов отметил, что в Карелии вообще не осталось политической жизни как таковой: в республике больше нет состязательности политических взглядов и различных точек зрения. В этих условиях, когда всю повестку формирует одна команда новым ярким карельским политикам просто неоткуда взяться. В итоге уход в культуру и семью стали для карелов альтернативой политике.
«Карелы по своей ментальности и характеру – очень скромный народ. Это вовсе не значит, что они чего-то боятся или не знают, они просто тихо сделают выводы и останутся в стороне. Мы – большие хозяйственники в своем: дома, на приусадебном участке, озере и в лесу. У настоящего карела в своем доме такой устрой и порядок, что любому политику можно поучиться. Но, правда, озеро и леса тоже уже не наши», – заметила член Совета уполномоченных VIII Съезда карелов Республики Карелия Наталья Антонова.
Сегодня карелам, которые являются в Карелии коренным меньшинством, в силу их «ментальности» остается лишь уповать на милость тех, кто оказался в республике у руля власти. Но при всей любви нынешнего губернатора Артура Парфенчикова к карельским калиткам и рыбникам кадровая политика республиканского руководства так и не приобрела никакого национального акцента.
Более того, уже первые шаги Парфенчикова по формированию в Карелии собственной управленческой команды вызвали у многих разочарование – бывший главный судебный пристав страны пошел по пути экс-губернатора Худилайнена, зазывая на ключевые республиканские посты чиновников из других субъектов федерации, не слишком знакомых ни с национальной, ни даже с региональной спецификой. Особых успехов в управлении республикой это не принесло, а национальной и региональной идентичности в Карелии стало еще меньше. Образно говоря, карелам в республике оставлена возможность только «петь и плясать», и созданная в 1920 году национальная карельская автономия уже мало, чем отличается от соседних российских областей, хотя имеет даже свою Конституцию, флаг и герб.
Карелы — народ с богатыми традициями и открытой душой
Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.
Где живут
Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России. Она граничит с Финляндией. Небольшая часть омывается Белым морем. Столица — Петрозаводск.
Численность
По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия — 45 500 человек. Тверская область принимает примерно 7000 граждан, Мурманская — около 1 500, Ленинградская — около 3 000. В Финляндии живут 25 000 карелов.
Название
Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово «карья» как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса -la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari, что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia, что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа — «горные (лесные) люди».
Нация
В состав народа включают следующие этногруппы:
Также существуют следующие субэтносы: лаппи (живут на берегах Сегозера), людики (Прионежская область), ливвики (олонецкие карелы). Перечисленные группы различаются языковыми диалектами. Также есть некоторые отличия в традициях.
Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта:
Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).
История
Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.
Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.
Жизнь
Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.
Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.
Жилище
Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.
Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.
Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.
Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.
Одежда
Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы:
Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.
Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.
Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.
Внешность
Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси. Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос.
Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.
Религия
Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов — православные христиане.
Традиции
За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.
Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.
Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.
Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:
Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.
Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.
Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.
На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.
Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:
Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством.
Популярные блюда карельской кухни:
Характер
Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату.
Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.
Путешествие по Карелии
Популярное:
Правила рыболовства в Карелии
Что упало в Челябинской области?
Сейчас читают:
Озера Пелдожское Пряжинское Путкозеро Пялозеро
Кое что о кореле. Характер, образ жизни, карел 19 века.
Предтеченский Ф., псалом. Кое-что о кореле // Олонецкие губернские ведомости. 1905. № 61.
В Олонецкой губернии, в Олонецком, Петрозаводском и Повенецком уездах, есть много кореляков. Знать коренного обитателя, да притом соседа, интересно и важно. Я, насколько возможно, поделюсь с читателем со своими наблюдениями над кореляками.
Кореляк Олонецкаго уезда отличается резко от своего собрата, населяющаго Петрозаводский уездъ, но даже между живущими в одном и том же уезде есть большая разница по хараткеру и по языку. Одни не вступают ни в церковныя ни в гражданския дела их некасающияся, по пословице: «не стригут, так и не бляй», для других же этой пословицы не существует.
Все нижеписанное будетъ относиться к корелам Петрозаводскаго уезда. Отличительная черта корела – это упрямство и своеволие. Каждая барыня города Петрозаводска это хорошо знает, если у ней прислуга была корелка. Если, что ей не понравится, то она, хотя на словах: «сичас, сичас будет», но не скоро сделает. Если так они поступают с теми, которые могут их отказать от места, то что же сказать про служащих в кореле, как-то врачей, учителей, свящ. и др. из за непослушания которым они не рискуют ничем. Хоть тысячу и один раз врач скажи приходящему больному, чтобы он являлся в такое-то время, но слова его окажутся: «гласом вопиющаго в пустыне». Если ему понравилось быть в воскресенье, то он, уж хотя в субботу ничего не делает, но не придет. Достаточно, я думаю, к сказанному привести песенку, составленную учительницами школы грамоты, чтобы представить положение русских служащих в кореле.
«Несчастные родители
На век меня обидели,
Котомочку наладили
В корелу жить отправили.»
Словом, русское купеческое самодурство: «быть по моему» очень сильно в кореляке. Поражает также отсутствие любви и гостеприимства между собою. Если один кореляк пьетъ чай, то уж не пригласит сидящаго у него в избе соседа, а мол поди «своя труба видна». Гостей стараются занимать разсказами, но за отсутствием материала передается большою частию одно и тоже.
Так, в одной деревне часто разсказывали, как теща солдата зятя угощала. Собрала на стол закусить и угощает: «солдат, сиди». Конечно, зять сразу догадался, что хочет сказать этим теща, но не садился. Из этой беды выручает тещу пришедшая соседка. Разсказывается также про появление самовара, как необыкновеннаго явления в их жизни. «Сделаютъ так, что вода будет кипеть на столе», говорила одна старушка. «Мы не как не могли понять этого чуда» и ждали, конечно с нетерпением. Разсказываются также анекдоты про незнающих долго назначения самовара и т. п. Как-бы радушно и ласково вас не принимали, но все таки чувствуешь, что ты не у русских. И во всей его позе, особенно во взгляде, проглядывает хитрость и обман. А обман они ценят высоко.
Так, один разсказывал, как даже сам исправник не мог вытребовать с него денег за неплаченную подать. «Стребовали», разсказывает он, «меня после ужина и просятъ денег. Нету говорю, да и взять теперь негде, в непоказонное время только стану людей пугать.
Только пришол домой опять и стребовали. Деньги давай. Я говорю, что нету, а хочешь, так бери: два белых, а третий как снег». Из близь лежащих деревушек, когда привозят сено, то чтоб оно было тяжелее катают его в снегу. Делают это дома на сараях. Когда возят дрова, то под костер полагают обрубок дерева толще, чтобы костер казался выше. Если про русскаго можно сказать, что он воин, про древняго еврея проповедник-миссионер, то про кореляка сутяга-аблокат. От суда он и не ищет себе выгоды, он даже согласен понести убыток, его единственное желание «пусть не спокойно спит и его враг или хоть сходит на суд.»
Быть выше другого чем-нибудь это его заветная мечта. Даже в церкви он старается занять первое место. Если хотите его раздразнить, то только стоитъ сказать, что в другой соседней деревне народ будет вежливее, гостеприимнее или что-либо в этом роде, как он приходит в неописанную ярость.
Какой свет в корельской деревне, в обширном смысле этого слова, если кто в ней не бывал – то я думаю не ошибется и без описания – между тем как у них жители селенья с презреньем отзываются о жителях деревни: «там ведь, против нашего гораздо серо». Кроме преувеличения, должен сказать, в этих словах есть своя доля и правды. Из больших сел больше едут в Петербург, притом в селах есть церкви и школы. Конечно, большое значение имели и имеют пути сообщения. Так, в Викшицах, хотя это и деревня, от которой водопад «Кивач» отстоит в 5 верстах и прием и особенно разговор чисто русский.
Все же нельзя не ужаснуться, какая царит в глухих деревушках темнота. Так, одна женщина про больного сына спрашивала у священника: «Скоро ли батюшка, он помрет, то, ведь, вы по книгам видите». К чести их нужно сказать, что они стремятся к просвещению. У некоторых более зажиточных, побывавших в Петербурге, есть начитанность, только больше в области истории и законов.
Большинство же любитъ читать книги «которы покамеднее». Из учебных предметов, по словам многих учителей, побывавших в кореле, они высказывают любовь и способность к арифметике. Некоторые родители только смотрят на этот предмет и на пение неодобрительно. «Сколько за сарафан заплатить, говорила одна женщина, так это и без всякой рихметики высчитают. Учили бы скорее писать, да читать». И действительно многие даже из неграмотных торговцев поражают быстротою и верностью умственнаго счета. Не вследствие ли этого, можетъ быть и торговля у них является любимым занятием.
Если не вся кожевенная торговля в Петербурге сосредоточена в руках кореляков, то все же и они для этого, т. е. торговли кожей уделили порядочный процент. К тому же нужно прибавить, что они умеютъ для торговли выбирать подходящия места. Огромностью же сведений по этой части просто некоторые поражают.
Многие маркитаны или маклаки снабжают Петербург рыбой и особенно птицей, платя на м?ете за пару по 30 к. и 50 к., а продавая по 80 к. и 1 р. Иные уходят на лето в кладчики, т. е. привезенные на судах чухнами дрова складывают в костры. Они же служат между хозяевами и чухнами переводчиками. Уходят на эти заработки, обыкновенно, самые бедные по какой либо причине не имеющие земли.
Правила пользования землею здесь не такия, как у русских, чрез несколько лет 10 или 15 земля одного крестьянина не переходит другому. Если кто раньше распахал или теперь распашет, тот тем и владеет, хотя бы даже не было в доме мужчинъ. Прежде этот труд, т.е. земледельческий пользовался любовью; об этомъ свидетельствуют широкия поля и еще более из огромных камней сделанные огороды.
Из крестьянскаго труда особенною любовью пользуется гонка дектю и смолы. В труде кореляк не только не уступит русским, но даже по выносливости оказывается просто зверем. Про неспособнаго к ручному ремеслу говорятъ: «у него шестой палец на лодони». В противоположность русским «нет и взять негде», они говорят: «есть (разумеется у людей) только стоит заработать». В противоположность простому русскому народу у них религиозность слаба. Это народ не идеалов, а наживы.
Исторический закон, когда не культурные народы сближаются с культурными, то первые сначала знакомятся с отрицательной стороной последних, а уж потом с положительной, отразился и на кореляке.
Справедливость требует сказать, что делают это они мастерски; так что без зеркала себя увидишь. Часто также в разговоре они стараются сказать слово, с карнизом; хотя сознаются, что во рту «гутта» (каша), т. е. нечистый русский выговор. Особенно их затрудняет различие родов, а отсюда неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными.
Споры из за да и различие, большею частью, сводятся к мягкому и твердому произношению, за небольшим исключением совершенно измененных слов. Так слово ты в одном месте говорят шина, а в другом сина и синян или что мида и мидя. Первые смеются над тем, что сина и мидя выходит по детски, а другие отстаивают, что шина и т. п. произношение будетъ финское.
При спорах размахивают руками, показывают на иконы, на людей и т. п. Говорят притом очень громко и быстро. Это не ускользнуло от внимания и нашего простого народа, который про громко и скоро говорящих замечаетъ: «залобайдал, как кореляк». По признанию самих корелов, наш русский язык легче для выговора, но, конечно, природный язык, по меткому выражению поэта, как «и дым отечества сладок и приятен.» В давании кличек, пожалуй, не уступят русским. Так, одного плешиваго старика прозвали «муля», т. е. колматый.
Песни поются больше русския, в роде «хац булат» и др.; только корельские горловые голоса, как-будто, позорят родные русские напевы. Русская песня для обрусения корелов играет болшую роль. Так, они между собою не станут говорить по русски, но в песне дело другого рода. Правда, иные не понимают значения слов, но все же они слышат и сами верно произносят слова. В песне как-то мало искажают произношение слов. Своя собственная песня бедна содержаниемъ. Для примера приведем одну:
«этой песни не убудет,
на неделю песни будет,
курица петух, петух курица».
Кроме православных праздников у них есть еще свои….. это свадьбы. Тут собирается в дом стар и млад: как только женихов приняли», т. е. допустли в дом сватать. Прежде чемъ жениху сватать, он посылает кого-либо из приехавших с ним в дом невесты объявить свое намерение родным невесты и спросить позволение удовлетворить его желание. Если жених беден или по каким-либо иным причинам призванный неподходящим, то не только не выдают, но даже не пускают его в дом и сватать. Здесь долженъ сказать, что кто-то писал про кореляков, что они женятся, по большой части, на деньгах. Нет и нет. Они также выбирают человека по сердцу, и по их собственному выражению: «встают в те же ступени, какие и у себя».
Вернемся к прерванному сватовству. После сватовства идет угощение, котораго с нетерпениемъ ждут не только сваты, но, если не в большой степени, посторонния женщины. Это материал для разговора. «Угощали-ли белыми пирогами и была ли поставлена водка». На другой день невеста катается с подругами с песнями по деревне. Но не всегда решение бываетъ сразу. Иной раз до окончательнаго решения полагается неделя или больше, когда имеется ввиду других женихов – соперников.
В это время жених должен ждать, с чем наедут – с приказом или отказом. С приказом к жениху ездятъ целым поездом. В самый день свадьбы кореляки дают простор своей фантазии. На дно смоляной бочки полагают несколько снегу, затем на этот снег полагают дрова и зажигают. С этой, объятой пламенем бочкой один из посторонних, обыкновенно подвыпивший, разъезжает. Словом происходят опять сборища, где танцуютъ и применяют свою изобретательность в словах и действиях для комизма. Шафера, кроме связанных на крест полотенцев, как у русских, надевают еще также на крест связанные куски кумача. После венца жених и невеста, боясь порчи, шесть недель не подают руки. О некоторых обычаях лучше умолчать, так как другой, брезгливый читатель прочитав, пожалуй, откажется и от чтения газеты.
Похороны и проводы в солдаты носят будничный характер. Во всех торжествах кореляк все же высказывает не воинственный, а мирный характер. Хотя кореляк пьет, но у него нетъ такого безшабашнаго разгула, как у русских. Кулачныя драки, в противоположность русским, здесь редки.
Главное семейное неустройство происходит здесь изъ за женщины. Этому, я думаю, много способствует то, что здесь часто принимаются в домъ невесты. Несмотря на такую философскую пословицу: «каково на дому, таково и самому» у них все-таки желанный мир редко встречается в семье. Неверен взгляд на детей. Они долго смотрят на них, как на глупых. Сильная избалованность, капризничество и упрямство происходит больше из чрезмерной не по разуму любви матери к детямъ. Физически это народъ здоровый. Вырождене происходит от худой болезни. В Святозере еще недавно ходили, а может и в настоящее время ходят, в баню мужчины вместе с женщинами. После бани даже девушки нагия выходят на прорубь обдаваться.
Продолжительность пребывания на проруби служит признаком здоровья. В бане так закаляют или лучше притупляют нерв, что он бывает не в состоянии реагировать на раздражение мозга.
От простуды сидят и парятся в бочках. Пьют также чай или кофе с водкой от селитера, по их мнению, помогает чешуя от окуня: «она их разсекет». В воде признают не одного водяника, но целую родословную, произшедшую от Дэхима и Марфы.
Так, в деревне Сопохи, когда за прошлый год был сыпной тиф, то один молодой человек лет 25 или 28 даже в последнем периоде, когда была болезнь, мог ходить и разговаривать. На вопрос врача: «что еще болитъ, кроме головы»? отвечал: «одны глазы болели, да выболели, а теперь другы болят». Или другой пример. В губ. больнице, за прошлый год лежал один кореляк в горячке, температура до 40% и выше, а он ходил к товарищам и по корельски говорилъ «если куриком не ударятъ, то не помру».
Родственность и близость финнов не научила их обхождению и любви к лошади. Кореляк кормит ее не овсом, а кнутом с прибавлением «мадо метчай» т. е. чорт и лесовик. Богатыя избы строят больше пятистенныя; так что горница отделяется отъ жилой избы только глухой стеной, а не сенями, как у русских. В горнице пол выкрашен желтой краской, с бросающейся в глаза медной посудой, разставленной по лежанке и по шкафам.
Предтеченскій.
Стоит посмотреть следующий материал: