какие картины айвазовского есть в русском музее
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Русский музей − Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.
Хронология выставок произведений Айвазовского
При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.
Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.
Современный взгляд на произведения живописца
2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.
В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.
К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.
Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.
Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».
Путешествуя по выставочным залам
Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.
Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – «Девятый вал» и «Волна». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.
Тонущий корабль. 1854 год.
Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – «Тонущий корабль». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.
Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.
Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.
Организационные моменты выставки
Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.
Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее
Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).
Понедельник — 10.00-20.00
Вторник — выходной день
Среда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00
Четверг — 13.00-21.00
На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи («Вид Одессы в лунную ночь», «Восход луны в Феодосии», «Купальня в Феодосии» и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.
Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).
На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.
Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.
Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи «Ниагарский водопад», «Ледяные горы» и т.д. Сильное впечатление производит полотно «Хождение по водам». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.
Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский — маэстро моря, тончайший мастер пейзажа.
Современник художника, Иван Крамской, писал: « Айвазовский, кто бы и что бы ни говорил, есть звезда первой величины и не только у нас, а и в истории искусства вообще».
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833).
В 1838–1840 — пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844). Живописец Главного морского штаба.
В 1845 году художник совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Иван Константинович Айвазовский сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Художник написал около 6000 картин — морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.
Виртуальный гид «Иван Константинович Айвазовский» подготовлен при поддержке Благотворительного фонда «Система» и знакомит с наиболее яркими живописными произведениями художника из коллекции Русского музея.
Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей. В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, вошли полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой представлено около 200 работ, составили мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И.К.Айвазовского. Основой экспозиции стали как хорошо известные произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем, так и мало знакомые зрителю работы Айвазовского из частных собраний, а также различный антураж, составляющий контекст деятельности И.К.Айвазовского как живописца Главного Морского Штаба. Выставка занимает все пространство выставочных залов Корпуса Бенуа и по составу, дизайну и смысловым акцентам выставка Русском музее значительно отличается от экспозиции, открытой в июле-ноябре в Третьяковской галерее в Москве.
Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система».
Услуга аудиогида оказывается партнером Русского музея компанией «Делия».
Рекламный ролик к выставке
Монтаж выставки в Корпусе Бенуа
Информационное агентство ТАСС подготовило видеоролик посвященный юбилею И.К.Айвазовского, при содействии Государственной Третьяковской галереи и Русского музея
9 декабря 2021—7 марта 2022
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художников послереволюционного времени. Первая в Русском музее персональная выставка художника призвана полно и многогранно представить его поиски и открытия в сфере живописи, графики и театрального искусства.
17 ноября 2021—10 марта 2022
На выставке впервые собраны произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение разные стороны идей космизма, ярко проявившихся в русской науке и философии.
Государственный Русский музей. Картины, каталог, живопись
Государственный Русский музей
Государственный Русский музей был учрежден в Санкт.Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 г. и открыт в 1898 г., став первым в России государствен. ным музеем русского изобразительного искусства. В 1992 г. Указом Президента РФ отнесен к особо ценным объектам культур. ного наследия народов России. Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в этот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, передан.
ные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств. Сегодня русский музей размещается в зданиях, памятниках архитектуры XVIII – XIX вв., в числе которых Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I.
Среди живописи Русского музея в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор живописи русского музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся.
В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников.
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. — посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).
Информация о музее:
Фотографирование:
можно без вспышки, а со вспышкой нельзя
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович [1817 – 1900] (Коллекция Государственного Русского музея)
01. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Ветряная мельница на берегу моря 1837
Холст, масло
67 х 96
Очевидно, что Айвазовский использовал в этом сюжете впечатления, полученные от произведений старых голландских мастеров, увиденных в коллекции Эрмитажа. В частности, композиционный строй этой картины близок «Пейзажу с мельницами» голландского живописца Арта ван дер Нера, с 1815 года находящемуся в собрании Императорского Эрмитажа и почти совпадающему с картиной Айвазовского по размеру.
02. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Большой рейд в Кронштадте 1836
Холст, масло
71,5 х 93
Весной 1836 года Айвазовский, продолжавший обучение в Академии художеств, был прикомандирован для учебных занятий на Балтийском флоте. Результатом натурных впечатлений стали семь картин, пять из них были представлены осенью того же года на выставке в Академии, в их числе и «Большой рейд в Кронштадте», именовавшийся в академическом каталоге «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду».
Во время посещения выставки это полотно видел А. С. Пушкин, высоко оценивший дарование Айвазовского. В картине ощущается влияние старых голландских мастеров. Вместе с тем критик «Художественной газеты» отмечал тщательное изучение натуры и обещание в грядущем значительных успехов в маринистической живописи.
Экспонировалась на выставке 1836 в ИАХ под названием «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду».
03. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Морской пролив с маяком 1841
Холст, масло
48,5 х
Картина написана в Италии в числе семи, исполненных в 1841. По всей вероятности, изображен пролив между островами Капри и Искья. Возможно, что именно эта картина под названием «Остров Искья при закате солнца» была послана художником из Рима в апреле 1842 для участия в академической выставке. В самом начале 1840-х годов Айвазовский открывает так называемый розовый период в своем творчестве. Сочетание розового закатного или утреннего освещения со спокойным морем, безусловно, подсказано итальянской натурой. Однако Айвазовский пользовался этим эффектным живописным приемом, дававшим возможность запечатлеть воздушную дымку и тончайшие светотеневые переходы в изображении неба, рефлексы освещения на глади воды и позднее, в изображении Крымских видов.
04. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Побережье в Амальфи 1841
Холст, масло
71 х 105
Летом 1840 года Айвазовский был отправлен для усовершенствования в Италию. Осенью этого же года он прибыл в Неаполь, откуда совершил поездки в окрестности города и на острова. Очевидно, что кроме поиска эффектных панорам на побережье Неаполитанского и Салернского заливов, художник стремился увидеть места, запечатленные кистью Сильвестра Щедрина, живописца, которого Айвазовский почитал.
Амальфи – городок в Италии на берегу Салернского залива, южнее Сорренто.
05. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там ж]е
Берег моря. Штиль 1843
Холст, масло
114 х 187
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Картина, выполненная в «розовой» манере, судя по ландшафту и одеждам людей, воспроизводит южноитальянское побережье или, во всяком случае, навеяна воспоминанием о нем.
Она обнаруживает особенности метода художника, многие виды писавшего по памяти, зачастую даже без предварительных зарисовок, следуя не натурным впечатлениям, а собственной памяти и фантазии, ибо Айвазовский покинул юг Италии весной 1841 года и более туда до отъезда на родину не возвращался.
Картина экспонировалась в 1844 на выставке в ИАХ.
06. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Порт ла Валетта на острове Мальта 1844
Холст, масло
61 х 102
В 1843 году Айвазовский совершил поездку на остров Мальта. От этой поездки сохранилось несколько превосходных зарисовок. Одна из них легла в основу картины, написанной, по-видимому, уже по возвращении на родину.
Главный город и порт романтического островного рыцарского государства привлек художника возможностью изобразить воду и множество разнообразных судов и суденышек, сконцентрированных в оживленной гавани: здесь и стопушечный военный корабль, и шхуны, и яхты, и шлюпки, а также небольшой пароход, подобный тому, который курсировал с 1830-х годов вдоль побережья родного художнику Крыма.
Композиционный прием — изображение города силуэтом со стороны моря — впоследствии неоднократно использовался Айвазовским для больших полотен, фиксирующих виды русских приморских городов.
Ла-Валлетта — главный город островного государства Мальта. Назван по имени великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) Жана де Лаваллетта. Основан в 1566, с 1800 — британское владение.
Айвазовский посетил Мальту в конце 1843 — начале 1844. Картина, по всей вероятности, была написана на основе сделанных во время путешествия зарисовок в Париже, где художник оставался с начала 1844 до июня.
07. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид Константинополя 1846
Холст, масло
124 x 192,5
Пост. в 1935 из ГМР (Ленинград); ранее – в Мраморном дворце (?); ранее — в собр. великого князя Константина Николаевича (?); ранее приобретена у автора Николаем I (?)
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
После возвращения в 1836 из пенсионерской поездки Иван Айвазовский получил звание академика ИАХ и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Федора Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений.
Работу над картиной художник начал 15 января 1846 года и завершил не позднее 16 марта 1846 года. 18 мая 1846 она была показана в Феодосии на выставке, посвященной 10-летию творческой деятельности художника. С 26 февраля по 8 марта 1877 года демонстрировалась на выставке в Императорской Академии художеств. Исследователи высказывают предположения, что картина была приобретена у автора Николаем I, затем находилась в собрании великого князя Константина Николаевича, входила в собрание Мраморного дворца (?).
08. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид Одессы в лунную ночь 1846
Холст, масло
122 х 190
Пост. в 1897 из ИЭ; приобретена у автора Николаем I
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Вид Одессы был написан в Крыму и экспонировался на выставках — сначала в Одессе, затем в Феодосии, где проходили торжества по поводу десятилетия творческой деятельности художника. Современный критик, обозреватель «Одесского вестника», писал об этой картине: «Чем дольше стоишь перед видом Одессы, тем более он очаровывает глаза; море имеет столько жизни и движения, что невольно изумляешься, как художник мог уловить и перенести на холст с такой неподражаемою верностью прелесть южной лунной ночи».
09. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим 1846
Холст, масло
223 х 335
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Красная Горка (Большая Ижора) сыграла роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».
Айвазовский запечатлел эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
10. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Русская эскадра на Севастопольском рейде 1846
Холст, масло
121 х 191
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
18 мая 1846 в Феодосии состоялась выставка, на которой была представлена картина «Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда» (Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967, с. 328). Экспонировалась также в ИАХ; написана в период с января по май 1846 в Крыму. Судя по тому, что в центре полотна изображена яхта с поднятыми императорским штандартом, на берегу толпится приветствующий императора народ, а перед яхтой выстроились в парадном порядке корабли Черноморского флота, картина, принадлежащая ГРМ, и есть та, которая была заказана художнику Николаем I.
Ничто на этой картине еще не предвещает трагической судьбы Севастополя – черноморской жемчужины российской короны – и русского флота в предстоящей Крымской войне 1853–1856 гг. Корабли, изображенные на картине, включая и флагман черноморского парусного российского флота линейный 130-пушечный корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в 1841 г., были затоплены на входе в Севастопольскую бухту в 1854 г., чтобы не допустить захода в нее кораблей франко-англо-турецкого флота и таким образом обезопасить Севастополь с моря. На картине также запечатлён отменённый впоследствии ритуал моряков: во время рейда стоять на мачте, соблюдая равнение.
С кораблем «Двенадцать апостолов» у Айвазовского связано одно из самых ярких воспоминаний этого периода: на упоминавшуюся выставку произведений Айвазовского (в ознаменование 10-летия художественной деятельности и возвращения в родной город) в Феодосию из Севастополя с поздравлениями пришел отряд из пяти военных парусных кораблей во главе с «Двенадцатью апостолами» под командованием тогда еще капитана первого ранга В. Корнилова, чтобы поздравить молодого художника от имени черноморских моряков.
11. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
1848
Холст, масло. 123,5 х 190
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Один из эпизодов героической эпопеи русского корабля «Меркурий», случившийся 14 мая 1828-1829. 18-пушечный бриг под командованием капитана-лейтенанта Александра Козарского, атакованный турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей», насчитывавшими 184 орудия, благодаря искусному маневрированию и отчаянной храбрости команды, нанес противнику ощутимые потери, заставил его корабли лечь в дрейф и ушел от преследования для воссоединения с российской эскадрой. Айвазовский изобразил заключительный момент сражения, когда «Меркурий» на всех парусах, с множеством пробоин от вражеских снарядов, движется навстречу группе русских кораблей.
12. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид на Москву с Воробьевых гор 1848
Холст, масло
40 х 51 (овал, вписанный в прямоугольник)
Воробьевы горы — самое высокое место в Москве, откуда открывается панорама города. Картина являет собой образец достаточно редкого у Айвазовского городского пейзажа. Исполненная в ранний период творчества, она содержит оттенки, близкие к произведениям так называемого наивного реализма. Вместе с тем закатное освещение, теряющиеся в дымке силуэты златоглавой древней столицы Руси, контрастирующие с подчеркнуто обыденным ландшафтом первого плана, стаффаж обнаруживают тенденцию позднеромантического художественного видения, характерную для Айвазовского 1840-х — начала 1850-х годов.
Художник создал в эти годы два эффектных романтических изображения Москвы, что, по-видимому, связано с его персональными выставками в древней столице в 1848 и 1851 годах.
13. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Портрет А. И. Казначеева 1848
Холст, масло
116,5 х 81,5
Портрет А. И. Казначеева — первый для Айвазовского опыт портретной живописи.
В области портрета, которым художник занимался достаточно интенсивно, оставив около десятка автопортретов и несколько изображений других лиц, знаменитый маринист был всегда менее успешен, нежели в пейзаже.
Казначеев Александр Иванович (1788–1880) — феодосийский градоначальник, с 1830 года — Таврический губернатор, предводитель дворянства Таврической губернии, сенатор. Айвазовский называл Казначеева «мой благодетель». Казначеев первым заметил талант юного Айвазовского, всячески покровительствовал ему в дальнейшем, следя за успехами своего протеже.
Айвазовский всегда тепло отзывался о Казначееве и несколько раз писал его портреты. Портрет, принадлежащий Русскому музею, является увеличенным вариантом портрета 1847 года, находящегося в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского.
14. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Лунная ночь 1849
Холст, масло
123 х 192
В конце 1840-х годов Айвазовский особенно часто обращался к изображению ночных видов. Картина «Лунная ночь», по всей вероятности, представляет собой вид Черного моря у Крымского побережья в районе Феодосии. Виртуозное умение передать эффекты лунного света, играющего на облаках и ложащегося пастозно написанной лунной дорожкой на воде, снискало художнику восхищенное признание художественной критики и многочисленных посетителей выставок — в Академии художеств в Петербурге, в Феодосии, Одессе, Москве.
15. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Девятый вал 1850
Холст, масло
221 x 332
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Ко времени создания этой известной картины, ставшей вершиной его первого, романтического, периода, живописец успел завоевать международную известность и признание среди крупнейших авторитетов. Особенности творчества мастера прослеживаются здесь исключительно ярко и определенно.
Темой картины стало противоборство сил природы и воли человека. Художник достиг небывалых прежде в русском пейзаже драматизма, захватывающей силы переживания, звучного колористического строя. Грядет девятый вал — самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе преданию. Но тьма ночи уже прорезана светом надежды, отчаянная воля к спасению, сдается, победит разбушевавшийся океан. Разумеется, картина эта должна была восприниматься и в иносказательном смысле, обрести для многих поколений символическое значение, вселять веру в победу человека, человечества, жизни.
Свои полотна художник писал по памяти, в мастерской. По словам автора, «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».
Картина была приобретена для русской галереи Эрмитажа и стала одной из первых картин в коллекции открытого в 1898 году Русского музея императора Александра III.
16. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Буря 1851
Холст, масло
112 х 183,3
По-видимому, появление этого полотна и документальная точность в изображении судна связаны с особенностями заданий Главного морского штаба, где художник служил с 1844 года. Те же черты и аскетизм мрачной цветовой гаммы свойственны работам «Сигнал бури» (1851, Тульский художественный музей), «Буря» (1852, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и другим.
17. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Морской берег 1851
Холст, масло
83 х 118,5
Картина характеризует творчество художника 1850-х годов, по-настоящему познавшего сладость европейской славы. В те дни каждый его новый холст вызывал прилив энтузиазма в обществе, а старые ему приходилось повторять по заказам любителей живописи. Полотно «Морской берег» со свойственным ему состоянием пленительной тишины и совершенством живописного решения развивает найденную Айвазовским в 1840-х годах композиционную модель. Трогательный и чуть сентиментальный мотив прощания семьи на берегу является здесь органичной частью «сладостной» красоты и гармонии мира с безмятежно встающим солнцем над тихим морем, где застыл готовый к романтическому путешествию прекрасный парусник. Позже этот мотив неоднократно варьировался мастером — таковы холсты «Морской берег. Прощание» (1868, ГТГ) и «Прощание» (1869, Челябинская областная картинная галерея).
18. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Двадцатишестипушечный корабль в виду берега 1852
Холст, масло
95 х 141
По-видимому, эта картина была написана по заданию Главного морского штаба. Точное изображение особенностей конкретного военного судна сочетается здесь с цельным и восторженным восприятием мира. «Объект» погружен художником в эмоционально окрашенную световоздушную среду. Эффектно, мастерски написаны небо и дымка воздушных испарений, пронизанные блистающими лучами солнца у горизонта, прозрачность морской воды и игра света на ее глади. Вариант: «Рыбаки на берегу моря» (1852) — Государственный музей изобразительных искусств Республики Армения, Ереван.
19. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Лунная ночь на берегу моря 1852
Холст, масло
121 х 188
Менее эффектная, чем ранние «лунные ночи» художника, но тихая и проникновенная картина, по-видимому, изображает «святое место» восточных христиан — Афон. Цельная, она в то же время более детализирована в обрисовке местности и ее своеобразного колорита. Залитые призрачным светом море и скалы вдали, крепостные укрепления на берегу, облик древней обители у поросшего обильной растительностью склона горы, свет лампады в окне, воспринимаемый как кроткая молитва Господу, мотив погруженного в чтение седобородого монаха на первом плане романтизируют прошлое и современность изображенного места, усиливают ощущение разлитой в мире благодати.
20. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Закат солнца у крымских берегов 1856
Холст, масло
58,5 х 83,7
Характерный для Айвазовского 1850-х тип картины, органично сочетавший пейзаж и элементы жанра, знание натуры и ее романтическую идеализацию.
Построенный на гармонии и контрасте цветов и форм, обогащенный мотивом «сладостного ничегонеделания» холст тонко передает торжественное и полное великой загадки «предстояние» земной природы своему светилу в час заката.
21. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Утро на морском берегу. Судак 1856
Холст, масло
96 х 146
Уже в ранние годы художник создал особый тип полотен, романтизированных «в восточном вкусе», имевших успех у русских и зарубежных зрителей. Любимые им мотивы моря, освещенного то палящими, то нежными лучами солнца, он обогатил изображением древностей южного берега Крыма, где жил и где находил вдохновение в течение всей долгой жизни. В данном случае это — остатки старинной генуэзской крепости на вершине скал Судака, еще окутанных утренним туманом. Лирический романтизм целого усиливает сцена на берегу с фигурами мирных обитателей здешних мест — татар или турок в их экзотических для европейского глаза одеждах.
22. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Чумаки в Малороссии 1850 — 1860-е
Холст, масло
80,5 х 143,3
Открытый художником еще в 1850-х годах мотив чумацких обозов, монотонно движущихся по необъятным пространствам малороссийских степей, в течение многих десятилетий постоянно интересовал его. Отличающийся разнообразием сюжетных ситуаций, этот ряд картин отразил стилистические изменения в живописи мастера. Полотно Русского музея, сюжетно близкое ранней работе «Малороссийская степь (чумаки, подъезжающие к корчме)» (1855, местонахождение неизвестно, ранее — собрание Александра II), подтверждает восторги современников по поводу колористического дара Айвазовского — здесь живопись снега с голубыми и розовыми рефлексами предвосхищает находки отечественных импрессионистов.
23. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Лунная ночь в Крыму 1859
Холст, масло
56,4 х 76
Тихие, мечтательные «лунные ночи», в равной мере как и изображение эффектов солнечного света, прославили имя Айвазовского. Часто его полотна строятся на выразительном контрасте «двух светов»: холодного, призрачного света луны, изменяющего знакомые реальные краски и формы, и теплого света ламп, льющегося из окон домов. В картине «Лунная ночь в Крыму» наряду с привычным для подобных пейзажей художника мотивом моря с парусниками и громадой Аю-Дага вдали опоэтизировано прозаическое при свете дня современное жилище — окруженный садом дом на берегу моря, близ Алушты.
24. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Монастырь на острове Патмосе 1859
Бумага, сепия
14 х 21,2
25. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид в Крыму при закате солнца 1862
Холст, масло
59 х 83
В картине «Вид в Крыму при закате солнца» органическое «сосуществование» элементов бытового жанра и пейзажа, тонкое и эмоциональное колористическое решение служат выражению идеи гармонии естественной жизни. Настроение напряженной тишины, объявшей «роскошную» крымскую природу в час огненного заката, как бы отражает внутреннюю страсть и сюжетные коллизии изображенной татарской пляски.
26. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид моря с гор. Крым 1864
Холст, масло
122 х 170,7
Творческая фантазия мастера была неистощима в поисках новых композиционных приемов и световых эффектов. Полотно «Вид моря с гор. Крым» принадлежит к числу лучшего из созданного Айвазовским в 1860-е годы. Как отклик на темы современной ему реалистической живописи здесь воспринимается помещенная на первом плане сцена с татарской повозкой на горной дороге и фигурой просящей милостыню нищенки. Огненный закат над морем придает образу ноты драматизма. Исключительная зрительная память в сочетании с работой по воображению, творческая смелость художника позволили ему достичь в этой картине неожиданного эффекта «планетарности» необъятного пространства.
27. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Всемирный потоп 1864
Холст, масло
246,5 x 319,5
Пост.: 1897 дар императора Николая II (Санкт-Петербург)
Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации. Вряд ли кто из его современников мог передать так весь масштаб катастрофы, вселенскую бурю в небе и на земле, гигантские волны, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются люди и животные. Многочисленные персонажи композиционно объединены им в смысловые группы — в центре ее выделяются фигуры старика, окруженного семейством, и умирающей женщины, группа коленопреклоненных людей. Несколько наивны образы, обличающие человеческую алчность, тщетность попыток уйти от судьбы — изображение сидящих на слонах царя и жреца с золотыми сосудами и драгоценностями. Показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием «Всемирный потоп (последние дни)», картина имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.
Экспонировалась на Всероссийской выставке (1882) в Москве и на Международной выставке (1891) в Берлине.
28. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Сотворение мира 1864
Холст, масло
195 x 236
Пост.: 1897 дар императора Николая II (Санкт-Петербург)
В основе сюжета слова из Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:2). Картина была написана за 9 часов. На выставке ИАХ (1864) экспонировалась под названием «Момент из сотворения мира», в 1865 приобретена императором Александром II для Императорского Эрмитажа. В литературе известна под названиями: «Момент сотворения мира» (Картинная галерея Русского музея императора Александра III. СПб, 1904. С. 1), «Миротворение» (Н. П. Собко. Словарь русских художников. Т. 1, вып. 1, СПб, 1893. С. 305, 306, ил. 56) и «Мироздание» (Там же. С. 302, 324). Варианты: «Хаос (Сотворение мира)». 1841, Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция; «Сотворение мира». 1889, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского; «Мироздание (Вселенная)», местонахождение неизвестно, была на персональной выставке в 1894.
29. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Аул Гуниб в Дагестане 1869
Холст, масло
133 х 170,2
Неожиданный для прославленного мариниста горный пейзаж был навеян путешествием по Кавказу в 1868 году, в ходе которого он посетил в Дагестане аул Гуниб. Почти за десятилетие до этого здесь был пленен Шамиль. Знаменитое плато, славящееся ясной погодой (там бывает до 310 солнечных дней в году), изображено ярко освещенным на фоне погруженной в тень череды гор, уходящих к горизонту.
С замечательно тонким чувством единичного и целого написан объем мощно вздымающейся к небу горы-крепости с крутыми склонами, изрезанными глубокими расщелинами и узкими тропками. Смело сопоставляет бывший художник-романтик звонко контрастные плоскости чистых красно-оранжевых, ярко-синих и ультрамариновых цветов, предвосхищая находки живописцев начала XX века. Под названием «Вид Гуниба с восточной стороны» картина экспонировалась на персональной выставке художника зимой 1869-1870 года в Петербурге, где была приобретена императором Александром II для Эрмитажа.
30. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Корабли в бурном море. Восход солнца 1871
Холст, масло
108 х 143
Картина характерна для зрелого периода в творчестве Айвазовского. Здесь на смену напряженной эмоциональности, ярким красочным эффектам его ранних полотен пришла философская углубленность чувства, трезвость видения мира. Работы 1870-х годов отличает сдержанная гамма серо-синих и серо-зеленых тонов. Вместе с тем художник по-прежнему ищет в природе состояния, близкие переживаниям человеческой души. Мастерски переданный на холсте эффект света утренней зари, звучащий тревожно и в то же время с надеждой, выдает руку изумительного колориста.
31. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Буря у мыса Айя 1875
Холст, масло
215 х 325
В 1870-х любимая художником тема кораблекрушения обогатилась усиливающим драматизм мотивом отвесно обрывающегося берега, вызывающим ощущение неминуемой гибели корабля, неудержимо приближающегося к скалам, и смельчаков, пытающихся спастись на весельных шлюпках.
Среди подобных известных холстов — «Радуга» (1873, ГТГ), «Кораблекрушение» (1876, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского) — работа Русского музея выделяется своими высокими живописными качествами и размерами, размахом изображенного пространства. Она навеяна реалиями крымской природы — обликом мыса Айя в окрестностях Балаклавы, на южном берегу Крыма. Полотно явилось одним из первых экспонатов Русского музея и в его ранних инвентарных книгах значится под № 1. Одноименная картина 1879 года хранится в Дагестанском музее изобразительного искусства в Махачкале.
32. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Вид приморского города 1877
Холст, масло
33,8 х 44
Характерная для 1870-х камерная розово-голубая марина с видом города-порта, которому Айвазовский в своем творчестве уделял столь же много внимания, как морским бурям и другим темам. В годы стремительного распространения паровых судов изображение французского или североитальянского порта с застывшими парусниками у причалов было своего рода воспоминанием мастера о годах романтической юности, о первых путешествиях и окрыляющих надеждах, окрашенным легкой меланхолией.
33. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Дворец дожей в Венеции при лунном освещении 1878
Холст, масло
34 x 44
С 1840 года, когда Айвазовский еще юным пенсионером Академии художеств впервые побывал в этом городе, Венеция была его постоянной и любимой «моделью», неизменно романтизируемой. В картине 1878 года в той же мере, что и эффекты сложного освещения, художника волнует открытость и интенсивность публичной жизни города.
34. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Морской вид при луне 1878
Холст, масло
213,5 х 148
Лишенное красочных эффектов полотно с его сдержанной сине-зеленой тональностью и плотной, материальной живописью полно характеризует 1870-е годы в творчестве знаменитого мариниста.
В его произведениях, где морское пространство часто трактуется как грандиозная, несоразмерная человеку и неподвластная ему сила, нарастают в это время ноты одиночества и меланхолии.
35. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Морской вид. Шторм на море 1878
Холст, масло
47,8 x 75,8
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский постоянно участвовал в учебных плаваниях кораблей военного флота, боевых операциях, экспедициях и маневрах. Впечатления и натурные зарисовки служили художнику материалом для морских пейзажей. Данное полотно, лишенное красочных эффектов, с его сдержанной сине-зеленой тональностью и плотной, материальной живописью полно характеризует творчество знаменитого мариниста 1870-х. Именно в это время любимая художником тема кораблекрушения обогатилась ощущением неминуемой гибели корабля, находящегося в открытом море. Вместе с тем художник по-прежнему ищет в природе состояния, близкие переживаниям человеческой души. Вот и в этом произведении, где морское пространство трактуется как грандиозная, несоразмерная и неподвластная человеку сила, звучат ноты одиночества и меланхолии.
36. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Константинополь 1882
Холст, масло
53,3 х 71
Будучи живописцем Главного морского штаба, И. Айвазовский постоянно участвовал в учебных плаваниях кораблей военного флота, боевых операциях, экспедициях и маневрах. Впечатления и натурные зарисовки служили художнику материалом для морских пейзажей. По желанию Николая I И. Айвазовский исполнял виды приморских портов, в частности Одессы, Севастополя, Керчи и др. Константинополю, столице Османской империи, художник посвятил несколько произведений. Представленная картина характерна для зрелого периода в творчестве Айвазовского. На смену напряженной эмоциональности, ярким красочным эффектам его ранних полотен пришла философская углубленность чувства, трезвость видения мира. Работу отличает сдержанная гамма серо-синих и фиолетово-розовых тонов. Художник по-прежнему ищет в природе состояния, близкие переживаниям человеческой души. Мастерски переданный на холсте эффект света утренней зари, звучащий тревожно и в то же время с надеждой, выдает руку талантливого колориста.
37. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Волна 1889
Холст, масло
304 x 505
Пост. : 1897 дар императора Николая II (Санкт-Петербург); в 1891 дар художника императору Александру III
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14
Грандиозный холст «Волна» – яркий образец позднего творчества Айвазовского. Любопытно, что в момент создания картины художнику было уже 72 года. Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен. Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.
38. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Облака над морем. Штиль 1889
Холст, масло
112 х 146
Полный величавого покоя и тишины мотив полуденного моря лег в основу пейзажного образа редкой даже у Айвазовского силы обобщения. Пронизанный ясным, жемчужно-розовым светом мир — безбрежная гладь воды у крымских берегов, небо с медленно и мощно клубящимися облаками — изображен в зените его природной силы.На персональной выставке художника в Петербурге (1891) картина, экспонировавшаяся под названием «Группа облаков», была куплена Академией художеств, а с 1897 года являлась одним из первых экспонатов Русского музея. Ее уменьшенным вариантом является холст «Штиль у крымских берегов» (1899, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского).
39. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Парусная лодка в море 1893
Холст, масло
75,8 х 102
И в поздние свои годы художник неутомимо трудился, продолжая славить красоту и силу свободной стихии, ежедневное мужество людей, отправляющихся в море. Ранее сдержанный и строгий колорит его холстов в 1890-е порой становится несколько пестрым.
40. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца 1899
Холст, масло
135 х 250
Уникальное произведение позднего периода творчества Айвазовского. Оно единственное в собрании Русского музея из посвященных пушкинской теме, над которой художник работал с 1830-х годов. Картина имеет важное историко-культурное значение. Она закончена автором в день столетия со дня рождения поэта, затем экспонировалась на известной «пушкинской» выставке в столице (1899). Полотно писалось в Феодосии по воспоминаниям о беседах с другом Пушкина Н. Н. Раевским (младшим), под началом которого Айвазовский, выпускник Академии, летом 1839 года участвовал в военной экспедиции в Мегрелию. Изображено реальное событие мая 1820 года, когда Пушкин провел ряд дней в гостеприимном доме Раевских в Гурзуфе. Обогащая художественный образ, мастер ввел в произведение мотив «планетарной» безбрежности земного пространства. Подготовительный рисунок-набросок к картине — «Пушкин в Крыму» (1899, ГРМ, Р-33021) — помещен на листе дневника художника с текстом черновика его письма, помеченного началом мая 1899 года, Н. Н. Кузьмину, своему первому биографу. В нем сообщается о работе над картиной.
rusmuseumvrm
Рубрики: | ПЕРСОНЫ ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК МУЗЕИ МИРА |
Метки: айвазовский иван константинович грм пейзаж
Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям