какие категории отелей практически отсутствуют в россии
Как справиться с нехваткой хороших отелей в России
Впрочем, наличие бассейна или спа-комплекса не является столь уж важным фактором для туристов, замечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Если брать Московскую область, то отель с бассейном ищут 80-90% туристов, но реально пользуются этой услугой только около 15%, говорит он. Значение гостиницы не стоит преувеличивать, соглашается гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, отель не должен оттягивать внимание туристов от природы и иных достопримечательностей.
Хорошие отели могут помочь закрепить турпоток и распределить его по другим регионам России, сняв нагрузку с южной части страны. Если мы развиваем туризм и рассказываем людям, куда им ехать и где остановиться, нужно создавать нормальную инфраструктуру, говорит Волков.
Качественные отели нужны на Дальнем Востоке. Большие въездные турпотоки сейчас в Архангельске, Мурманской области, на Камчатке, Сахалине, Курильских островах. Спрос превышает предложение в Калининграде, на Алтае, в Карелии и Башкирии. Теперь на туристической карте появились еще Хакасия и Бурятия, где слабая инфраструктура, отмечает эксперт. По словам Волкова, тот же Байкал как бренд привлекает в десять раз больше туристов, чем в реальности их возможно разместить.
Сейчас в России по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» создадут десятки тысяч новых номеров в гостиницах и целые курорты. На строительство объектов на 8,5 тысячи номеров уже заключены контракты, рассказали «Российской газете» в корпорации «Туризм.РФ», которая вместе с инвесторами и займется развитием инфраструктуры. В строительство объектов на 4,3 тысячи новых номеров в Краснодарском крае инвесторы планируют вложить около 66 млрд рублей, сообщил курирующий туротрасль вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Необходимо создавать качественный сервис, стимулировать туристов отдыхать в России и дальше, отметил он.
Нужны гостиницы повышенного комфорта, считают в Ростуризме. Спрос на Черноморское побережье превышает качественное предложение, потому в высокий сезон растут цены, заявляла ранее глава ведомства Зарина Догузова.
Организация туризма, Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент социально-культурной деятельности»
ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Учебно-методический комплекс для студентов
специальности 071401 «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских занятий, виды самостоятельной работы и другие учебно-методические материалы для студентов очной и заочной форм обучения, темы контрольных работ и рефератов, вопросы к экзамену, тестовые задания, список литературы.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса (протокол №_____ от ________2010г)
Печатается по решению учебно-методического совета Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий (протокол №____ от ________2010 г).
• доцент (автор-составитель), 2010.
• РИЦ ТГАКИиСТ (оформление), 2010.
Тематический план для студентов дневной формы обучения (5 лет)……………………………………….
Тематический план для студентов заочной формы обучения (5,5 и 3,5 лет)……………………………….
Планы семинарских занятий………………………….
Темы контрольных работ и рефератов………………..
ОРГАНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Данная рабочая программа разработана для курса «Организация в сфере туризма». Программа содержит теоретические материалы по организации туристской индустрии, практические задания для семинарских занятий, темы контрольных работ, тестовые задания, вопросы для подготовки к экзамену.
Цели и задачи курса:
1. Рассмотреть основы организации и особенности функционирования индустрии туризма.
2. Изучить понятийный аппарат дисциплины.
3. Ознакомиться с туристской инфраструктурой Российской Федерации.
4. Осознать существующие проблемы и перспективы развития туристского комплекса страны.
В результате изучения курса студенты должны знать: структуру туристской индустрии, механизмы регулирования туристской деятельности в России и за рубежом, особенности гостинично-курортной и транспортной инфраструктуры, индустрии развлечений и основы деятельности туристских предприятий. На основе изучения данного курса базируется изучение таких дисциплин как: «Индустрия гостеприимства», «Менеджмент туризма», «Организация внутреннего туризма», «Организация транспортного обслуживания в туризме» и других.
Тематический план для студентов дневной формы обучения
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Туризм как многогранное явление современного мира
Семинарское занятие № 1
Характеристика туристского продукта
Семинарское занятие № 2
Раздел 2. Стратегия развития туризма
Факторы развития международного туризма
Семинарское занятие № 3 Тест (1-10)
Государственное регулирование туристской деятельности
Семинарское занятие № 4
Инфраструктура международного туризма
Семинарское занятие № 5 Тест (11-20)
Раздел 3. Основы индустрии туризма
Коллективные средства размещения в туризме
Семинарское занятие № 6 Тест (21-30)
Транспортная инфраструктура туризма
Семинарское занятие № 7
Туристские предприятия-организаторы путешествий
Семинарское занятие № 8 Тест (31-40)
Индустрия развлечений в структуре туризма
Семинарское занятие № 9
Тематический план для студентов специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности» заочной формы обучения
(3,5 и 5,5 лет обучения)
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Туризм как многогранное явление современного мира
Семинарское занятие № 1
Характеристика туристского продукта
Семинарское занятие № 2
Раздел 2. Стратегия развития туризма
Факторы развития международного туризма
Семинарское занятие № 3 Тест (1-10)
Государственное регулирование туристской деятельности
Семинарское занятие № 4
Инфраструктура международного туризма
Семинарское занятие № 5 Тест (11-20)
Раздел 3. Основы индустрии туризма
Коллективные средства размещения в туризме
Семинарское занятие № 6 Тест (21-30)
Транспортная инфраструктура туризма
Семинарское занятие № 7
Туристские предприятия-организаторы путешествий
Семинарское занятие № 8 Тест (31-40)
Индустрия развлечений в структуре туризма
Раздел 1. Туризм как многогранное явление современного мира
Тема 1. Туристский рынок
Понятие свободного рынка. Характеристика свободного рынка. Функции туристского рынка. Условия развития туристского рынка. Характеристика туристского рынка. Классификация туристского рынка. Конъюнктура и сегментация туристского рынка. Основные элементы туристского рынка: спрос, предложение, цена. Рыночная конкуренция. Участники рынка.
Тема 2. Характеристика туристского продукта
Туристский продукт. Тур. Туристские товары. Туристские услуги. Виды и категории туризма. Туристское потребление. Туристские факторы. Особенности и свойства туристского продукта. Специфика туристских услуг.
Раздел 2. Стратегия развития туризма
Тема 1. Факторы развития международного туризма
Политические факторы: глобализация, вооруженные конфликты, визовые формальности. Социально-экономические факторы: демография, занятость, доходы населения, прожиточный минимум, покупательная способность, инвестирование, экономический кризис, государственное финансирование.
Природно-климатические и историко-культурные факторы. Материально-технические и технологические факторы. Институциональные и структурно-организационные факторы. Факторы безопасности и сезонности. Классификация факторов.
Тема 2. Государственное регулирование туристской деятельности
Туристская политика. Туристское законодательство. Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности» (в редакции от 01.01.2001). механизм финансовых гарантий. Единый федеральный реестр туроператоров. Регулирование международного туризма в странах ближнего и дальнего зарубежья. Структура регулирования сферы туризма. Международные акты, регулирующие туристскую деятельность. Международные туристские организации, UNWTO.
Тема 3. Инфраструктура международного туризма
Туристские районы. Географическое положение. Административное деление. Транспортные коммуникации: железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные, пешеходные зоны. Информационные коммуникации. Общественный транспорт, коммунальное хозяйство, озеленение, экология.
Социально-культурная инфраструктура: предприятия общественного питания, спортивные и образовательные учреждения. Культурно-зрелищные учреждения, музеи, театрально-концертные предприятия.
Раздел 3. Основы индустрии туризма
Тема 1. Коллективные средства размещения в туризме
Понятие и классификация средств размещения в РФ. Виды средств размещения. Индустрия питания туристов. «Планы» питания туристов в гостиницах. Санаторно-курортные учреждения в России и за рубежом: виды, современное состояние и перспективы развития отрасли.
Тема 2. Транспортная инфраструктура туризма
Вклад транспортного обеспечения в основной комплекс туристских услуг. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств. Виды авиаперевозок в туризме. Наземный и водный транспорт в туризме. Проблемы и перспективы развития транспортной системы обслуживания туристов.
Тема 3. Туристские предприятия – организаторы путешествий
Виды деятельности и функции туроператоров. Роль туроператорских компаний в создании, продвижении и реализации турпродукта. Основные отличия между туроператорами и турагентами. Роль турагентств на рынке туристских услуг. Экскурсионное обслуживание туристов.
Тема 4. Индустрия развлечений в структуре туризма
Основные предприятия индустрии досуга и развлечений, особенности функционирования. Анимация в туризме: цели, функции, типология. Аттрактивность туристского обслуживания. Тематические парки в Западной Европе, США, Канаде и России.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие 1
Задание 1. Будет ли считаться туристом человек:
а) уехавший в другой город в командировку;
б) получивший образование в Великобритании;
в) проживающий в сельской местности и ежедневно выезжающий на работу в город за 40 км от дома;
г) посещающий родственников в другой стране.
Задание 2. Заполните таблицу, внеся в нее не менее пяти признаков (преимуществ)
Преимущества для туристов
1. Александрова туризм : учебное пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 20с.
3. Каурова сферы туризма: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Герда», 20с.
5. Биржаков безопасность туристской отрасли. СПб: «Издательский дом Герда», 20с.
Семинарское занятие 2
Задание 1. Перечислите основные туристские ресурсы, наиболее значимые факторы развития и объекты индустрии туризма в Вашем регионе.
Задание 2. Изобразите в виде секторной диаграммы долю внутреннего туризма в структуре мирового туризма.
Задание 3. Приведите примеры участия государства в регулировании туристской деятельности в России и в Вашем регионе.
1. Каурова сферы туризма: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Герда», 20с.
3. Биржаков безопасность туристской отрасли. СПб: «Издательский дом Герда», 20с.
4. Боголюбов туризма : учеб. М: Академия, 20с.
7. Гуляев туристской деятельности : учеб. пособие М.: Нолидж, 20с.
Семинарское занятие 3
Государственное регулирование туризма
Задание 1. Изучив основные положения Федерального Закона «Об основах туристской деятельности» в редакции от 01.01.2001 г. ответьте на следующие вопросы:
— Чему равен размер финансового обеспечения, отражаемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии (в млн руб), учитывая поправки, внесенные в 2009 г. ( узнайте на сайте Федерального агентства Ростуризм)
— для туроператоров международного туризма __________
— для туроператоров внутреннего туризма ____________
— для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере и внутреннего, и международного туризма ___________
Задание 2. Найдите в Интернете сайты московских, санкт-петербургских и екатеринбургских операторских компаний и изучите предлагаемый ими ассортимент туров. Сравните их предложения с теми, что предлагаются в СМИ Вашего региона. Попытайтесь решить для себя вопрос: спрос в туризме рождает предложение, или предложение рождает туристский спрос?
1. Дурович исследования в туризме: учеб. пособие СПб.: Питер, 20с.
2. Жукова туризма: менеджмент организации: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
3. Жукова в туристическом бизнесе: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
5. Карпова современного туризма. М.; СПб.: «Издательский дом Герда», 2005.
6. Каурова сферы туризма: учеб. пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 20с.
7. Квартальнов туризма: туризм как вид деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 20с.
Семинарское занятие 4
Транспортная инфраструктура туризма
Задание 1. Познакомьтесь с правилами проката автомобилей крупных фирм, представленных на следующих сайтах:
www. / (Avis Rent-a-Car);
www. / (Budget Rent-a-Car Int’l);
Какие различия в условиях проката Вы обнаружили? Какую фирму Вы посоветовали бы туристам, планирующим путешествие по системе «fly and drive» по Европе?
Задание 2. На основе каких критериев туроператор выбирает авиаперевозчика? Какая из перечисленных компаний лидирует на рынке туристских перевозок: «Аэрофлот», «Внуковские авиалинии», «Ютэйр», «Трансаэро», «Ямал»?
1. Косолапов и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
3. Рынок авиационных пассажирских перевозок России // Вопросы экономики. 2007. № 11.
5. Овчаров комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА – М, 20с.
Семинарское занятие 5
Санаторно-курортный комплекс России
Задание 1. Выясните, сохранились в Вашем регионе санатории-профилактории и в чьей собственности они теперь находятся.
Задание 2. Найдите общие черты и принципиальные различия между российскими курортами и Spa-отелями, распространенными за рубежом.
Задание 3. В формировании санаторной сети России сыграли основную роль два фактора:
а) исторически сложившиеся традиции;
б) тяготение к районам с природными лечебными ресурсами и комфортным климатом;
в) приближенность к регионам с высокой плотностью населения;
г) в зависимости от материально-технической базы и транспортной инфраструктуры региона.
2. Волков в гостиничный и туристический бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 20с.
3. Долженко дело : учебное пособие.3-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д : «Феникс»; М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д : Издательский центр «Март», 20с.
4. Каурова сферы туризма: учеб. пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 20с.
5. Квартальнов туризма: туризм как вид деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 20с.
6. Овчаров комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА – М, 20с.
Семинарское занятие 6
Задание 1. Заполните таблицу по образцу:
Альтернативное или русское обозначение
Размещение и завтрак
1. Селиванова туризма: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Филантроп», 20с.
2. Селиванова индустрии туризма: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 20с.
6. Шматько и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИКЦ «МарТ», 20с.
Семинарское занятие 7
Задание 1. Welness – hotel «Югорская долина» в г. Ханты-Мансийске относится к категории:
а) санаторно-курортное учреждение;
в) пригородная гостиница.
Задание 2. Какие виды туризма по «цели посещения» наиболее востребованы в Тюменской области?
Задание 3. Укажите основные факторы, способствующие и, наоборот, препятствующие развитию международного туризма на севере и юге Тюменской области.
Задание 4. Изобразите схематичную карту расположения туристских объектов по территории Тюменской области, используя условные обозначения, принятые в путеводителях.
Семинарское занятие 8
Региональные проблемы развития туризма
Задание 1. Виды и формы туризма классифицируются:
а) по трем признакам;
б) четырем признакам;
г) восьми признакам.
Задание 2. Требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность отдыхающих, регламентируются:
г) распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Задание 3. Почему в российских рекламных проспектах практически не представлены туры в старейшие города Сибири: Тюмень, Тобольск, Салехард, Ялуторовск?
1. Александрова туризм : учебное пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 20с.
3. Каурова сферы туризма: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Герда», 20с.
5. Биржаков безопасность туристской отрасли. СПб: «Издательский дом Герда», 20с.
Семинарское занятие 9
Темы контрольных работ и рефератов
1. Основные функции и значение туризма.
2. Особенности социального воздействия международного туризма.
3. Современные виды классификации международного туризма.
4. Современные классификации и типологии потребителей в туризме.
5. Туристский потенциал: содержание понятия, структура, методики оценки.
6. Роль туристских ресурсов в развитии туризма и территориальной организации туристской отрасли.
7. Основные свойства туристских ресурсов и методы их классификации.
8. Современные тенденции развития туристских комплексов и объектов.
9. Рекреационные системы и подсистемы.
10. Основные компоненты и свойства территориальных систем туризма.
11. Оценка эффективности функционирования территориальной системы туризма.
12. Особенности и виды туристских маршрутов.
13. Основные факторы формирования туристских центров.
14. Рекреационный потенциал туристских центров России.
15. «Туристская дестинация»: понятие, типы, цикл развития.
16. Принципы и особенности туристского районирования России.
17.Туристский регион: характерные черты, факторы и условия формирования.
18. Туристский рынок: понятие и особенности функционирования.
19. Факторы развития международного туризма.
20. Современные тенденции развития международного туристского рынка.
21. Особенности и структура национального туристского рынка России.
22. Современное состояние и перспектива развития внутреннего туризма в Российской Федерации.
23. Туристские предприятия и их формы, особенности функционирования.
24. Пакет услуг и классы обслуживания в туризме.
25. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации.
26. Особенности и модели организации гостиничной индустрии.
27. Индустрия питания туристов.
28. Экскурсионная деятельность: этапы развития и особенности организации в России.
29. Индустрия досуга и развлечений в туризме.
30. Туристская анимация в России и за рубежом.
а) сфера экономической деятельности;
б) вид досуговой деятельности;
в) социально-культурное явление.
а) туристский комплекс;
б) туристский регион;
в) другая местность (страна), отличная от места постоянного
3. Путешествие – это:
в) составная часть туристской услуги.
4. Туристский баланс России:
5. К странам с отрицательным туристским балансам относятся:
а) Испания, Италия, Франция, Турция, Тунис, Тайланд;
б) Германия, Япония, Великобритания, Швеция, Канада, Норвегия.
6. Туризм природное равновесие:
7. Путешествие с использованием активных способов передвижения, это:
а) организованный туризм;
б) неорганизованный туризм;
в) самодеятельный туризм.
б) туристская символика;
в) туристская мифология.
9. Субъект туризма – это:
10. Объект туристики –
а) инфраструктура туризма;
б) индустрия туризма;
в) туристский продукт.
11. Предмет туристики –
а) туристский комплекс;
б) туристский продукт;
в) инфраструктура туризма.
12. Туристский потенциал территории включает: (3 позиции)
а) туристические ресурсы;
б) туристская инфраструктура;
г) туристские товары и услуги;
д) туристская индустрия.
13. К туристско-рекреационным ресурсам относятся: (5 позиций)
14. Тюменская область относится к группе регионов:
а) с благоприятными условиями для развития туризма;
б) с относительно благоприятными условиями;
в) недостаточно благоприятными условиями;
г) с неблагоприятным совокупным влиянием.
15. К общим свойствам туристских ресурсов относятся: (3 позиции)
в) организующая роль;
16. Объекты туристского интереса – это: ( 3 позиции)
б) природные объекты;
в) социокультурные объекты показа;
г) инфраструктура туризма;
д) индустрия туризма.
17. Столовая в санатории отличается от ресторана: (1 позиция)
б) богатством интерьера;
в) обязательным предоставлением диетического питания.
18. Какие учреждения отдыха появились после Великой Отечественной войны?
19. Виды туристских маршрутов: (4 позиции)
20. Туристская дестинация проходит три стадии развития:
б) активное развитие;
в) насыщение и стабилизация;
21. Выделите три группы факторов, оказывающих влияние на сезонность туристского бизнеса:
а) особенности вида туризма;
б) особенности труда и отдыха потребителей;
в) природно-климатические особенности региона;
г) предпочтения потребителей;
д) паспортно-визовый режим территории.
22. Сезоном в туризме называют: (1 позиция)
б) праздничные даты;
в) период года, когда количество прибытий превышает
среднемесячный показатель за год.
23. Максимум притока туристов в дестинации – это:
а) горячий (высокий) сезон;
24. Чем специализация турфирмы уже, тем коммерческий риск:
25. Концентрация производства в туриндустрии осуществляется
26. Туристские компании простирают свои интересы:
а) в пределах отрасли;
б) за пределы отрасли;
в) в рамках собственной компании.
27. Большинство стран Западной Европы имеют классификацию отелей:
28. Какую систему питания предлагают своим клиентам российские санатории:
29. Какие средства размещения относятся к нетрадиционным:
б) охотничьи домики;
г) средневековые замки;
30. Конкурентами туроператоров в деле организации путешествий в последние годы становятся:
в) круизные компании;
31. «Устойчивый туризм» направлен на:
а) равновесие между интересами экономики и защитой окружающей
б) дальнейшее развитие туристского обмена;
в) защиту общественных и культурных ценностей;
г) приоритетное развитие энергосберегающих технологий.
32. Дифференциация общества по уровню доходов приводит в туризме:
а) к поляризации туризма;
б) социальной напряженности в обществе;
в) дифференциации туристского продукта.
33. Какой из видов туризма требует больших финансовых затрат?
34. Все сегменты индустрии туризма:
а) связаны между собой;
б) могут существовать независимо друг от друга;
в) взаимосвязаны и зависят друг от друга.
35. Гостеприимство – это:
36. На Ваш взгляд, индустрия гостеприимства –
а) является составной частью индустрии туризма;
б) это самостоятельный сектор экономики;
в) обе индустрии взаимодействуют друг с другом.
37. От 40 до 60% стоимости турпакета составляют:
а) услуги средств размещения;
б) транспортные услуги;
в) услуги туристических фирм.
38. Международная классификация транспортных средств: (состоит из трех позиций)
б) водный транспорт;
в) сухопутный транспорт;
39. Гостиницы с количеством номеров до 30 – это:
б) семейная гостиница;
40. Какие категории отелей практически отсутствуют в России? (2 позиции)
в) отели для постоянного проживания;
г) таймшерные отели;
д) отели вблизи аэропортов.
Вопросы к экзамену
1. Объясните связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общении экономическими, техническими, технологическими, социальными, культурными, историческими, политическими, условиями развития отдельного государства и мирового сообщества.
2. Назовите крупные международные морские круизные компании.
3. Чем определяется спрос на путешествия и туризм:
А) Рыночными механизмами
Б) Экзогенными факторами
В). Другими причинами?
4. Назовите виды тарифов, действующие на авиа, железнодорожном и автомобильном транспорте
5. Назовите основные страны – поставщики и страны, принимающие туристов.
6. Охарактеризуйте категории кают на морских и речных суднах.
7. Дайте объяснение терминам «видимый экспорт и импорт», « невидимый экспорт и импорт».
8. Назовите основные правовые акты, регулирующие транспортные перевозки в туризме.
9. В какой связи находится въездной туризм и платежный баланс страны?
10. Дайте определение понятию «туристские ресурсы».
11. Экономические предпосылки и экономический эффект развития внутреннего туризма.
12. Что такое туристская деятельность?
13. Назовите основные экономические показатели развития мирового туризма.
14. Что такое международная гостиничная конвенция и франкфуртская таблица штрафов.
15. Каковы перспективы развития индустрии туризма.
16. Дайте определение понятию « рынок туристских услуг».
17. Дайте определение индустрии туризма и ее составляющих.
18. В чем отличие «оптового» и «розничного» рынка туристских услуг.
19. Найдите определение категорий туризма, назовите три типа туризма.
20. Перечислите основные документы, подтверждающие факт приобретения тур продукта.
21. Что такое туристский продукт и туристская услуга.
22. Какие виды покупательского спроса вы знаете?
23. Что такое пакет услуг.
24. Что такое конъюнктура туристского рынка?
25. Назовите основные виды специализированного туризма.
26. Какие этапы жизненного цикла тур продукта вы знаете? Дайте краткую характеристику каждого этапа.
27. Назовите основные туристские расходы.
28. Чем определяются сегменты туристского рынка?
29. Дайте определение понятию «средства размещения».
30. По каким направлениям проводится изучение туристского рынка страны?
31. На какие категории делятся средства размещения?
32. Что такое туристские формальности?
33. Назовите виды категорий гостиниц.
34. Укажите виды виз и правила получения.
35. Что такое гостиничная цепь?
36. Что такое таможенные правила и формальности.
37. Расскажите об основных моделях организации гостиничного дела в мире.
38. Что входит в понятие «медицинские формальности»?
39. Назовите основные виды и формы организации питания на туре.
40. Безопасность в туризме: цели и пути обеспечения.
41. Что такое услуги перевозчика?
42. Что такое «страхование» в туризме? Виды «страховых рисков» и специфические виды страхования.
43. Назовите категории средств транспорта.
44. Назовите основные принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности в России.
45. Назовите коды крупных (международных) национальных авиа перевозчиков.
46. Назовите основные направления, по которым осуществляется регулирование туристской деятельности РФ.
47. Какие классы обслуживания действуют на борту воздушного судна.
48. Какие нормативные документы по туризму приняты в России и Тюменской области?
49. Назовите виды питания на борту воздушного судна.
50. Расскажите о международном опыте по разработке мер безопасности при совершении путешествий.
1. Александрова туризм : учебное пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 20с.
3. Каурова сферы туризма: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Герда», 20с.
5. Биржаков безопасность туристской отрасли. СПб: «Издательский дом Герда», 20с.
6. Боголюбов туризма : учеб. М: Академия, 20с.
8. Богомолова лето 2009 // Газета. 20мая. № 86. С.16.
11. Волков в гостиничный и туристический бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 20с.
12. Гуляев туристской деятельности : учеб. пособие М.: Нолидж, 20с.
13. Долженко дело : учебное пособие.3-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д : «Феникс»; М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д : Издательский центр «Март», 20с.
15. Дурович исследования в туризме: учеб. пособие СПб.: Питер, 20с.
16. Жукова туризма: менеджмент организации: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
17. Жукова в туристическом бизнесе: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
19. Карпова современного туризма. М.; СПб.: «Издательский дом Герда», 2005.
20. Каурова сферы туризма: учеб. пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 20с.
21. Квартальнов туризма: туризм как вид деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 20с.
23. Косолапов и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 20с.
25. Рынок авиационных пассажирских перевозок России // Вопросы экономики. 2007. № 11.
27. Овчаров комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА – М, 20с.
28. Папирян экономические отношения : экономика туризма: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 20с.
29. Папирян менеджмент в глобальной гостиничной отрасли / Российский журнал менеджмента. 2007. № 2.
30. Очерк истории становления и развития системы государственного регулирования сферы туризма в Российской Федерации на рубеже веков // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 000. С. 121-125.
32. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об основах туристической деятельности Российской Федерации [принят Гос. Думой 24 ноября 1996 г.: в редакции федеральных законов от 01.01.01 г., от 01.01.01 г., от 5 февраля 2007 г.]. Новосибирск: Сибирское универсальное издательство, 20с. (Актуальный закон).
34. Селиванова туризма: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Филантроп», 20с.
35. Селиванова индустрии туризма: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 20с.
38. Ушаков выездного туризма: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИКЦ «МарТ», 20с.
40. Шматько и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИКЦ «МарТ», 20с.
41. Анализ современного состояния российского рынка туристических услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 44-49.