какие кисти для чего предназначены в рисовании
Как подобрать кисти для творчества
Правильно подобранная кисть становится продолжением руки художника и является гарантией комфортной работы с красками. Если вы только начинаете свой путь в живописи и теряетесь при выборе инструментов, эта статья поможет быстро сориентироваться. Итак, начнем.
Содержание
Структурно художественная кисть состоит из трех частей:
Художественные кисти принято оценивать по способности образовывать тонкий острый кончик, удерживать краску, контролировать ее текучесть и создавать точный ровный мазок.
Чем отличаются разные виды волосков?
Волосяные пучки состоят из волосков натурального или искусственного происхождения – шерсти животных и нейлона. Рассмотрим самые распространенные виды.
Теперь, когда мы определились с выбором материала, поговорим о том, какой формы вам нужны кисти для того, чтобы создать красивую законченную работу.
Круглые кисти
Эти инструменты считаются универсальными, так как с их помощью можно создавать самые разные формы и добиваться интересных эффектов. Они примечательны еще и тем, что удерживают много краски, поэтому мазки получаются четкими и сочными.
Круглые кисти бывают заостренной или овальной формы. Первые незаменимы для прописывания тонких линий, обводок и других мелких деталей. Ими удобно вписывать отдельные мазки точно туда, где это нужно. Вторые пригодятся для моделирования объемапредметов и растушевки. Толщину и длину мазка легко изменить, не отрывая руки от рисунка. Боковой стороной можно выполнять широкие мазки разной формы.
Плоские кисти
Так называются кисти, имеющие плоскую обойму и прямой край. Они также считаются универсальными, поскольку хорошо удерживают большое количество краски, подходят для заливки, широких мазков с четкими контурами и характерным угловым краем.
Плоские кисти выпускаются в трех основных формах:
Овальные (полукруглые) кисти
Они очень популярны у художников, поскольку объединяют достоинства круглых и плоских кистей. Их особенность в том, что изначально пучок был заключен в круглую обойму, которую сплюснули уже потом. Кисть идеально подходит для создания сложных контуров, выразительных цветовых переходов. Кисть отлично набирает краску и постепенно выпускает ее на холст, поэтому мазки получаются объемными, фактурными и подвижными.
Для создания полноценной живописной картины мы советуем использовать все три вида кистей разных размеров.
Размер кисточки
У каждого производителя своя размерная линейка, однако, все они построены по одному принципу: чем меньше цифра на древке, тем тоньше волосяной пучок. Цифра обозначает ширину (диаметр) пучка в миллиметрах, например, No3 соответствует 3 мм. Кисти разного размера имеют свое предназначение:
Специальные кисти
К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:
Если вы увлекаетесь техникой скоростного рисунка или любите рисовать акварелью на улице, то стоит обратить внимание на кисти с резервуаром (брашпены). Они имеют специальный резервуар для воды, из которого она постепенно поступает в пучок и смачивает его. Вам нужно только набрать кистью краску на палитре.
Какие кисти musthave для начинающих художников?
В идеале у художника должны быть кисточки разных форм и размеров, но это не значит, что вам нужно скупить все их виды, которые есть в магазине. Хотите попробовать необычную кисточку, возьмите 1-2 варианта разного формата, порисуйте, и вы сразу поймете, ваш это инструмент или нет. Опытные художники советуют отталкиваться от красок, с которыми вы работаете.
Например, вы рисуете маслом. Значит, вам нужен небольшой набор щетинных и синтетических кистей разной формы с тонким, широким и средним пучком. Для того чтобы научиться, этого вполне достаточно. Постепенно вы найдете свои идеальные кисти и соберете отличный инструментарий.
Для акварели подойдут самые простые синтетические и беличьи кисти, которые хорошо удерживают краску и дают ровные красивые мазки. Достаточно купить 4-5 кистей разной толщины.
Для гуаши и акрила можно приобрести три основных кисти: среднюю овальную щетинную, большую плоскую с щетинным пучком квадратной формы и тонкую круглую снейлоновым пучком. Эти кисти очень удобны в работе, поэтому идеальны для новичков.
Если все получается и доставляет удовольствие, смело покупайте профессиональные кисти необычной формы, чтобы отточить технику письма.
Классификация кистей по виду волоса: когда чем рисовать?
Каждая кисть с учётом волоса, формы, размера и длины ручки имеет своё назначение. Качественная кисть обладает свойством держать форму, волосяной пучок ровный, без обломков, торчащих и выпадающих волосков, обойма плотно охватывает ручку.
Наиболее важная часть кисти – рабочая, которая должна хорошо набирать краску и дозированно отдавать её. Материалом для создания рабочей части (выставки) является натуральный или синтетический волос.
Натуральный волос
Натуральный, или животный волос, является отходом производства в сфере промышленности. Натуральный волос имеет отличную способность удерживать краску, поскольку волос обладает крошечными, микроскопическими чешуйками.
Цена и назначение кисти из натурального волоса определяются с учётом нескольких основных характеристик:
Натуральный волос может использоваться как беспримесный, так и в сочетании с другим волосом или синтетическим волокном для достижения оптимального соотношения свойств, требуемых художникам.
Синтетические кисти
Синтетическое волокно, или рукотворное, производится из нейлоновых или полиэстеровых волокон. Они могут подвергаться различным процедурам для повышения удерживающей способности кисти. Часто синтетические волокна окрашиваются и обжигаются для придания им большей мягкости и повышения адсорбирующей способности.
Для защиты волоса и формы некоторые кисти покрываются защитным слоем. Он легко удаляется перед использованием с помощью воды и мыла.
А теперь — подробнее о разных видах волоса.
Колонок
Колонковая кисть — «королева» среди акварельных кистей.
Унция высококачественного колонкового волоса стоит дороже унции золота.
Колонок — хищный пушной зверёк из семейства куньих. Его родина — Сибирь, Китай, Корея, то есть регионы с суровыми зимами. Особенность волоса колонка — его веретенообразная форма. Будучи очень тонким и упругим, с мягким длинным кончиком, это идеальный материал для профессиональных кистей.
Волос колонковых кистей имеет коническую форму, выпирающее «брюшко» на середине волоса, которое заостряется до конического изумительного кончика. Помимо этого, пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной краской кисти с поверхностью создают капиллярный поток. С кончика кисти краска превосходной консистенции стекает непрерывным потоком.
На рынке художественной продукции существует несколько видов колонковых кистей, однако лучшие — из волоса сибирского колонка. Для изготовления кисти используется волос из хвоста.
Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета.
Белка
Высококачественный беличий волос получают из хвоста сибирской белки. Он очень мягкий и тонкий. Коническая форма волоса белки от основания до вершины напоминает острие рапиры.
Волос белки — самый пушистый, тоньше колонкового, мягче, кисть из неё не так упруга, быстрее истирается. Беличьи кисти набирают большой объём краски и хорошо отдают её. Из беличьего волоса также производят кисти для росписи фарфора, лапки для золочения и реставрации.
Беличьи кисти пригодны для рисования акварелью, темперой, гуашью.
Синтетический волос
Синтетические кисти при контакте с акварелью или масляными (акриловыми) красками ведут себя далеко не одинаково.
Кисти с нейлоновым волосом непригодны для работы акварелью: они разносят краску некачественно, однако для умеренно разбавленного акрила они прекрасно подходят.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорош при работе маслом и акрилом — как густым, так и разведённым.
Кисть для акварели Cotman S888, веерная, короткая ручка, синтетика.
Щетина
Для производства щетинных кистей используют упругую крепкую щетину свиней, преимущество остаётся за китайской свиньёй. Вываренная и отбеленная щетина является отличным сырьём для профессиональных кистей. Особенностью щетины является натуральный завиток на кончике и свойство формировать V-образную выставку. Щетинные кисти обладают высокой степенью износостойкости, наносят краску средними или толстыми ровными слоями.
Кисти из свиной щетины рекомендуются для использования в масляной или акриловой живописи, при работе с гуашью и темперой.
Толщина кисти
Сравнительная толщина кистей для акварели Series7 от Winsor & Newton:
Колонковые кисти «Series7» — это наивысшее качество среди кистей из волоса колонка. Название серии произошло в 1866 году, когда Её Величество Королева Виктория приказала компании W&N произвести для неё кисти самого наилучшего качества, её любимого размера №7. В результате Компания Winsor&Newton назвала целую серию кистей «Series7». Эти кисти делаются мастерами вручную.
Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 2.
Даже если во время рисования черенок кисти будет пачкаться и засаливаться, он останется гладким, удобным для удерживания в руке и будет устойчив к воздействию воды и разбавителей. А если к нему пристанет слишком много засохшей краски, его легко можно будет промыть водой с хозяйственным мылом или, на крайний случай, отшлифовать мелкой наждачкой до состояния чистого дерева.
Любое покрытие черенка может деформироваться: пластик царапается и скалывается, краска и лак трескаются и облазят. Это происходит и от ненадлежащего хранения кистей и от постоянного замачивания в воде и разбавителе и просто от механических деформаций. Деформированный черенок кисти мешает в работе, особенно если покрытие скалывается и попадает на холст или в палитру.
ФОРМА КИСТЕЙ
У круглых кистей форма бывает заострённой или овальной. Заострённой кистью (когда самые длинные тонкие волоски кисти сходятся вместе в острый кончик) удобно прописывать мелкие детали и тонкие линии. Она может регулировать толщину линии и мазка в живописи, делая его певучим, местами слегка утолщённым. Такую форму кистей используют для обводок, подчёркиваний, вписывания мазков краски точно в нужное место (рефлексы, текстуры, особенности формы). Круглой кистью овальной формы можно моделировать объёмы предметов, выполнять растушёвки и списывания.
У плоских кистей форма бывает квадратной, со скруглёнными углами и овальной. В зависимости от вкусовых предпочтений художника, используются разные кисти, дающие разный силуэт мазка. Квадратная форма кисти придаёт мазкам краски более резкий, рваный характер (что хорошо для натюрмортов, пейзажей). Кисть со скруглёнными углами укладывает мазки более деликатно, объединяя их друг с другом (это хорошо для живописи фигур людей и животных). Овальные кисти наносят мазки, втирая их друг в друга, граница мазка в живописи получается мягкая и округлая (это применимо для живописи портретов).
ПРОИЗВОДИТЕЛИ КИСТЕЙ
Каждый художник выбирает на свой вкус и задачу кисти под себя. Обычно производители выпускают кисти линейками (например, щетинные плоские кисти или кисти из тонкой белой синтетики, или белка микс), поэтому даже у одного производителя кисти бывают разные.
Каллиграфические кисти (кисти для каллиграфии):
Кисти для живописи: разновидности и свойства.
Художественные кисти для живописи делятся на разновидности в зависимости от следующих свойств:
1. Форма кисти.
2. Размер кисти.
3. Названия и характеристики ворса.
4. Назначения кистей и особенности работы с ними.
1. Форма кисти.
В зависимости от формы, кисти делятся на 6 основных групп:
Круглые. Волос в металлическом капсюле цилиндрической формы.
Плоские. Форма кисти в виде лопаточки, капсюль спрессован с двух сторон.
Овальные. Это те же плоские кисти, но волос у них связан в пучок таким образом, что кончик кисти имеет не прямоугольную форму, а овальную.
С обычной длинной волоса.
С удлиненным волосом.
С укороченным волосом.
(О том, как влияет форма волоса кисти на форму самой кисти я писал здесь)
2. Размер кисти.
Ширина (диаметр) волосяного пучка кисти, а точнее её капсюля, измеряется в миллиметрах и соответствует своему номеру. Поэтому, чтобы было удобнее определять размер, все кисти нумеруются. Например, № 1 соответствует толщине в 1 мм. № 2 — двум миллиметрам и т. д.
3. Названия и характеристики волоса.
Кисти щетинные изготавливаются из свиной щетины. По форме бывают и плоские и круглые. Волос крупный, жёсткий. Идеально подходят для масляной живописи, где краска достаточно густая и требует соответствующей жёсткости кистей.
Кисти песчаниковые изготавливаются из волоса хвоста песчаника. По форме бывают только плоские. Волос очень мягкий, поэтому применяются для работы с гуашевыми, темперными или акварельными красками.
Кисти колонковые изготавливаются из волоса хвоста колонка. Обладают одновременно хорошей эластичностью и упругостью. Поэтому колонковые кисти очень ценятся. Но, упругость колонкового волоса значительно меньше, чем у свиной щетины. Поэтому, в масляной живописи колонковыми кистями прописывают мелкие детали. В живописи гуашью, темперой, акрилом и акварелью колонковые кисти ведут себя идеально.
Кисти медвежьи изготавливаются из волоса белого медведя. По форме их делают только плоскими. Волос мягче щетины, с хорошей эластичностью. Применяются в масляной, гуашевой, темперной, акриловой и акварельной живописи.
Кисти барсуковые изготавливаются из волоса хвоста барсука. По форме бывают только плоские. Волос этих кистей немного жестче песчаниковых.
Кисти из искусственного волоса обладают отличной упругостью и эластичностью. Упругость несколько выше, чем у колонковых кистей. Можно применять в работе с гуашью, темперой, акрилом. Также ими можно работать с масляными и акварельными красками. Но, для масляной живописи этим кистям не всегда хватает жесткости, а для акварельной — гигроскопичности (способности впитывать и удерживать влагу). При работе с масляными красками кончики таких кистей со временем могут кудрявиться, что неблагоприятно сказывается на их форме. В остальном, эти кисти великолепно справляются с различными задачами в живописи.
4. Назначения кистей и особенности работы с ними.
В живописи, художники чем только ни пользуются — и кистями, и мастихином, и протиркой тряпками, и процарапыванием какими-нибудь палочками… и даже пальцами (есть такое направление среди художников, когда пишут пальцами). Поэтому говорить о том, что у каждого вида кисти, строго своё предназначение нельзя. Однако, у кистей есть свои особенности.
Плоские кисти очень удобны. Они позволяют укладывать пастозную краску на плоскости холста. Ими можно писать крупные области широкими мазками, а можно торцом плоскости кисти проводить тончайшие линии. Уголком кисти можно прописывать мелкие детали. Как линия от плоского пера, мазок плоской кисти может принимать самые интересные формы.
Круглые кисти позволяют писать тонкие линии острым кончиком. Боковой стороной можно делать широкие мазки разнообразной формы.
Кистью можно укладывать краску мазками, можно писать широкие области картины непрерывными движениями. А жёсткие кисти позволяют еще укладывать краску протиркой полусухой краской, когда основа картины просвечивает сквозь красочный слой.
Среди художественных кистей, есть кисти с особо длинным волосом. Они применяются для прорисовки длинных или изогнутых линий, например в хохломской росписи. Такие кисти вмещают в себя много краски, которой хватает, чтобы без отрыва от плоскости проводить длинные мазки или линии.
В заключении, хочу сказать, что кисти это замечательный инструмент, которым художник может виртуозно работать. В принципе, даже самой некачественной кистью можно создать интересное произведение искусства. Но, насколько же приятнее и эффективнее работать хорошим инструментом!
Кисть плоская из щетины
Кисть плоская из искусственного волоса
Кисть овальная
Кисть круглая из щетины
Кисть круглая из искусственного волоса
Кисть круглая из волоса колонка
Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде
Кисть круглая из беличьего волоса
Кисти для рисования и живописи. Какие кисти выбрать?
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (6 Голоса(ов))
Ни для кого не секрет, что кисть является одним из главных инструментов художника. Конечно, существуют и другие способы нанесения краски на холст, например, мастихин, губка или даже пальцы, но эти материалы используют профессионалы в первую очередь для изображения графических эффектов, тогда как большая часть картин все равно создается при помощи кистей для рисования и живописи.
Подходя к вопросу выбора художественной кисти, следует понимать, для каких именно целей и красок она будет применяться. От этого будет зависеть не только то, какой форме кисти отдать предпочтение, но и ворсу, из которого она сделана. Для удобства, можно мысленно составить для себя небольшой план, отталкиваясь от которого, процесс подбора нужной кисти для рисования станет значительно легче.
А для рисования на столе, набросков и декоративно-прикладного творчества вполне хватит короткой кисточки. Такой вариант кисти также подойдет для детского творчества, ведь держать небольшую кисть ребенку гораздо приятнее.
Пункт 2. Ворс Мало какую кисть можно назвать универсальной и подходящей для всех видов красок, поэтому выбор материала является одним из основных критериев при подборе кисти. Существует много разновидностей ворса для кисточек, но давайте поговорим об основных и наиболее часто встречающихся.
Одними из самых известных являются кисти из ворса белки. Это мягкие упругие кисточки темного, почти черного цвета. Они отлично держат кончик и ведут ровную красивую линию. Из-за способности хорошо держать воду, такие кисти отлично подходят для рисования акварельными красками.
Не меньшей популярностью пользуются кисти из волоса колонка. По качествам они очень похожи на кисточки из белки: упругие, эластичные, с хорошим кончиком. Цвет у такой кисти светлее, более рыжий. Колонковые кисти можно назвать универсальными, потому что они подходят для всех видов красок: для акварели, гуаши, масла и акрила.
Самыми не профессиональными, но, тем не менее, активно использующимися, являются кисти из волоса пони. Коричневые или светлые волоски очень мягкие, не так хорошо держат форму и не имеют острого кончика.
Плоские кисти идеальны для покрытия цветом больших площадей работы или рисования геометрическими мазками. Такие кисти широко применяются для заливки цветом фона, декоративно-прикладного творчества, грунтования поверхностей или покрывания лаком.
Шрифтовые, они же линейные кисти (лайнеры) похожи на круглые кисти, но обладают более удлиненными волосками. Ворс вбирает в себя большой объем краски и позволяет вести действительно длинные линии без добора.
Специальный пенал для кисточек будет удобным аксессуаром, подходящим для того, чтобы взять инструменты с собой в дорогу или на пленэр. Очень часто можно встретить кисти в красивых деревянных шкатулках, которые порадуют любого и могут послужить отличным подарком художнику.