какие кисточки нужны для акварели
Кисти для акварели: от А до Я
Сегодня хочу рассказать о кистях для акварели.
Сразу оговорюсь, что четких рекомендаций здесь нет, так как каждый материал подбирается индивидуально.
Но чтобы правильно подобрать материал, нужно изучить его характеристики и особенности.
Строение кисти
Ниже представлено наглядное изображение строение кисти.
Нумерация акварельных кистей
Размер в миллиметрах, означает диаметр зажима у круглых кистей и ширину у плоских.
Плоские кисти как правило нумеруются только четными номерами.
Классификация кистей для акварели
Кисти могут классифицировать по форме ворса и по форме зажима (или обоймы, патрона):
По форме обоймы:
По форме волоса:
Материалы, из которых делаются кисти
Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.
Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.
По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.
Кисти из натуральных волос
Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.
Кисти из смешанного волоса
Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.
Синтетические кисти
Мои любимые!
Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!
Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.
Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.
Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).
Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.
Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.
Рекомендации по выбору кистей для работы акварелью
Рекомендации по выбору кистей для работы акварелью.
Итак, друзья, хотела бы немного рассказать о выборе кистей для работы акварелью.
Первое, на что мы обратим наше внимание, это какая кисть по своей основной форме. Круглая или плоская? Какую кисть выбрать.
Начнем с пункта 1, круглой кисти.
Выбирая себе рабочий инструмент среди круглых кистей мы, конечно, в первую очередь обратим внимание на кончик кисти. Он должен быть острым, сходящимся в одну волосинку, напоминать шприц, готовый к процедуре. Проверить это можно, намочив кисть. Сейчас в магазинах кисть уже обработана составом, который фиксирует волосяной пучок кисти и позволяет оценить визуально качество кисти, но все же лучше смочить.
Второе, на что мы посмотрим — это соотношение диаметра пучка кисти к его длине. Чем короче пучок, тем менее контролируемый будет процесс работы такой кистью. Вбирая в себя много воды, такая кисть так же легко эту воду отдает, порой совершенно неожиданно. Но и слишком длинный волосяной пучок выбирать не стоит. Так как тогда получится не всегда контролируемый процесс проведения мазка по бумаге. Оптимальное соотношение наблюдается в кистях Аврора фирмы Альбатрос (это мои наблюдения). В картинке Аврора представлены под буквой С (разновидности в соотношении диаметра к длине).
Пункт 2, плоская кисть.
Плоские кисти могут быть совершенно разные по форме окончания волосяного пучка, то, что их объединяет, явно видно из названия: они плоские. Соотношение малой стороны пучка к большей 1/5 и более.
В плоских кистях так же смотрят на соотношение длины волоса к ширине кисти. В данном случае выбираем то, что представляется более удобным для работы. «Веерная» кисть нужна исключительно для эффектов. Самые рабочие кисти — «плоская» с прямоугольным силуэтом, «кошачий» язык или «орех», и «лопата» (лопатой обозвала я).
Пункт 3, это то, из чего наша кисть сделана.
Наиболее часто в живописи акварелью используется ворс белки. Белка способна принимать в себя воду в соотношении вода/пигмент приблизительно 70/30 %. Ворс достаточно тонкий, форму держит, но для начинающих часто создает определенные трудности. Так как ворс достаточно мягкий, то часто процесс нанесения цвета превращается в импровизацию. Пигмент не слушается, а вода слишком активно участвует в работе.
Поэтому появляются следующие разновидности кистей, которые нужно иметь в своем наборе, чтобы освоить акварельную технику. Первая альтернатива «белке» — «соболь». Кисть из соболя более упругая, ворс более толстый, соотношение воды к пигменту 60/40%, процесс становится более контролируемым. Кисть лучше сохраняет форму и хорошо берет пигмент и воду.
Третий вариант, используемый художниками, — это «колонок». Кисть упругая, ворс еще потолще чем у соболя, идеально держит воду и пигмент, в соотношении 50/50%. Подходит как начинающим, так и профессиональным художникам.
Конечно, на этом выбор кистей не останавливается. Существует множество разных вариантов. В продаже появились кисти комбинированные, когда натуральный ворс смешивают с синтетикой, такие кисти напоминают «колонок». Есть кисти из козы, они более мягкие, хуже держат форму, но смачивать лист и выполнять специфические манипуляции такими кистями вполне можно. Синтетическая кисть с формой «кошачий язык» или «орех» очень помогает в исправлении ошибок, корректировке работы и нанесении сочных мазков, так как пропорции воды к пигменту у нее обратные белке: 30/70%. Ворс искусственный, и вода не задерживается между волосками.
На фото мои рабочие кисти.
Любимые кисти «Аврора». Несколько кистей Рублефф, «Живописные кисти», «худграф-чемпион», «Kolibri». В основном работаю «Авророй», особо полюбился «соболь».
Еще один нюанс — это длина ручки. Выбирайте ту, которая вам удобнее. Для больших форматов можно брать на длинной ручке, мне на любых форматах удобнее с короткой. Исключение составляют лишь кисти «Аврора», у них буковая ручка, и мне жаль ее обрезать. Моя настойчивость в отношении именно этих кистей обусловлена лишь одним: это самые удобные и комфортные кисти из всех, что у меня когда-либо были.
Как подобрать кисти для творчества
Правильно подобранная кисть становится продолжением руки художника и является гарантией комфортной работы с красками. Если вы только начинаете свой путь в живописи и теряетесь при выборе инструментов, эта статья поможет быстро сориентироваться. Итак, начнем.
Содержание
Структурно художественная кисть состоит из трех частей:
Художественные кисти принято оценивать по способности образовывать тонкий острый кончик, удерживать краску, контролировать ее текучесть и создавать точный ровный мазок.
Чем отличаются разные виды волосков?
Волосяные пучки состоят из волосков натурального или искусственного происхождения – шерсти животных и нейлона. Рассмотрим самые распространенные виды.
Теперь, когда мы определились с выбором материала, поговорим о том, какой формы вам нужны кисти для того, чтобы создать красивую законченную работу.
Круглые кисти
Эти инструменты считаются универсальными, так как с их помощью можно создавать самые разные формы и добиваться интересных эффектов. Они примечательны еще и тем, что удерживают много краски, поэтому мазки получаются четкими и сочными.
Круглые кисти бывают заостренной или овальной формы. Первые незаменимы для прописывания тонких линий, обводок и других мелких деталей. Ими удобно вписывать отдельные мазки точно туда, где это нужно. Вторые пригодятся для моделирования объемапредметов и растушевки. Толщину и длину мазка легко изменить, не отрывая руки от рисунка. Боковой стороной можно выполнять широкие мазки разной формы.
Плоские кисти
Так называются кисти, имеющие плоскую обойму и прямой край. Они также считаются универсальными, поскольку хорошо удерживают большое количество краски, подходят для заливки, широких мазков с четкими контурами и характерным угловым краем.
Плоские кисти выпускаются в трех основных формах:
Овальные (полукруглые) кисти
Они очень популярны у художников, поскольку объединяют достоинства круглых и плоских кистей. Их особенность в том, что изначально пучок был заключен в круглую обойму, которую сплюснули уже потом. Кисть идеально подходит для создания сложных контуров, выразительных цветовых переходов. Кисть отлично набирает краску и постепенно выпускает ее на холст, поэтому мазки получаются объемными, фактурными и подвижными.
Для создания полноценной живописной картины мы советуем использовать все три вида кистей разных размеров.
Размер кисточки
У каждого производителя своя размерная линейка, однако, все они построены по одному принципу: чем меньше цифра на древке, тем тоньше волосяной пучок. Цифра обозначает ширину (диаметр) пучка в миллиметрах, например, No3 соответствует 3 мм. Кисти разного размера имеют свое предназначение:
Специальные кисти
К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:
Если вы увлекаетесь техникой скоростного рисунка или любите рисовать акварелью на улице, то стоит обратить внимание на кисти с резервуаром (брашпены). Они имеют специальный резервуар для воды, из которого она постепенно поступает в пучок и смачивает его. Вам нужно только набрать кистью краску на палитре.
Какие кисти musthave для начинающих художников?
В идеале у художника должны быть кисточки разных форм и размеров, но это не значит, что вам нужно скупить все их виды, которые есть в магазине. Хотите попробовать необычную кисточку, возьмите 1-2 варианта разного формата, порисуйте, и вы сразу поймете, ваш это инструмент или нет. Опытные художники советуют отталкиваться от красок, с которыми вы работаете.
Например, вы рисуете маслом. Значит, вам нужен небольшой набор щетинных и синтетических кистей разной формы с тонким, широким и средним пучком. Для того чтобы научиться, этого вполне достаточно. Постепенно вы найдете свои идеальные кисти и соберете отличный инструментарий.
Для акварели подойдут самые простые синтетические и беличьи кисти, которые хорошо удерживают краску и дают ровные красивые мазки. Достаточно купить 4-5 кистей разной толщины.
Для гуаши и акрила можно приобрести три основных кисти: среднюю овальную щетинную, большую плоскую с щетинным пучком квадратной формы и тонкую круглую снейлоновым пучком. Эти кисти очень удобны в работе, поэтому идеальны для новичков.
Если все получается и доставляет удовольствие, смело покупайте профессиональные кисти необычной формы, чтобы отточить технику письма.
Кисти для акварели
ИЗ КАКОГО ВОЛОСА ДОЛЖНА БЫТЬ КИСТЬ ДЛЯ АКВАРЕЛИ?
Существуют два расхожих мнения: одни акварелисты утверждают, что самые лучшие кисти для акварели из белки, другие – из колонка. Те и другие приводят убедительные аргументы, подтверждают свои слова прекрасными работами, и все они, по-своему, правы. Но только по-своему, так как личный выбор не может быть единственно верным для всех, особенно в искусстве, где, как известно, строем не ходят.
Кисть из синтетической имитации белки по своим свойствам представляет
Такая кисть становится все более востребована художниками, они признали ее несомненные достоинства. Как кисть из белки, она подвижна, но много прочнее, легче моется и лучше собирается в точку (при больших размерах это особенно заметно). Как колонковая, позволяет чувствовать опору на лист и точно рисовать, но много мягче колонка и лессировать ею легче.
Казалось бы, очевидно, что размер кисти всегда будет определяться форматом листа. Чем больше лист, тем большего размера потребуется кисть. Но в маленьких работах всегда есть фон, а в крупных работах всегда есть мелкие детали. Вот и получается, что набор кистей должен включать в себя и маленькие, и средние, и большие кисти. Более того, удобно иметь не только кисти разных размеров, но и разных форм.
Для начала можно приобрести простейший минимум из круглых кистей (белка или колонок) № 3, 8, 12, и плоскую (синтетика или колонок) №12. Но позднее у Вас просто обязан появиться свой расширенный вариант набора кистей, логику которого определит только Ваша манера письма и ничья другая.
АКВАРЕЛЬНЫЕ КИСТИ ДЛЯ ГУАШИ И ТЕМПЕРЫ
Гуашь допускает использование акварельных кистей, особенно малых номеров для написания мелких деталей. Такие же кисточки могут использоваться в темпере и акриле. Но особого смысла это не имеет, так как такую работу можно выполнить или колонком, или синтетикой. Но вот при получении тонких пастозных мазков, например при написании веточек, дело обстоит иначе.
Статья написана по заказу компании Живописные кисти, крупнейшего производителя российских кистей. Полностью презентацию статьи Вы можете посмотреть на странице Живописных кистей.
Выбор и работа с кистью для написания акварельных картин. Часть 1
Очень часто на начальных этапах освоения акварельной живописи у людей быстро пропадает желание учиться этому чудесному виду искусства из-за того, что возникает много проблем с акварелью и не получается ей работать: на картине появляется грязь, растекания, неаккуратные мазки. Чаще всего, это происходит из-за неправильного выбора и работы с кистью, потому что самое главное, что определяет успех картины – это ваши кисти. Только потом уже бумага и сама акварель.
Эта статья будет в двух частях. Сегодня я приоткрою для вас завесу тайны, как выбрать хорошую и бюджетную кисть. А о том, как правильно ей работать, мы поговорим уже в следующей статье.
Основное, что вы должны понять о кистях, что это расходный инструмент, ваша рабочая лошадка, основная задача которой выполнять требуемый от нее функционал и создавать прекрасные картины. Поэтому при покупке этого инструмента не стоит заниматься любованием и беречь эту кисточку, работая ей в пол силы. Вы должны использовать все ее возможности по максимуму. Если кисть уже не выполняет своих функций, то нужно ее выбрасывать. Не стоит хранить некачественные кисти, которые будут мешать вам хорошо выполнять работу над картиной. Из-за этого вы будете нервничать и переживать, что у вас ничего не получается, и, конечно же, это плохо отразится на работе и вашем дальнейшем желании рисовать. А самая главная роль рисования – это приносить радость и удовольствие от процесса! Иначе зачем этим заниматься? Поэтому я хочу облегчить для вас этот путь и помочь научиться выбирать и работать с инструментом)
Выбор кистей
Хочу сразу вас обрадовать тем, что вам не придется тратить целую кучу денег на покупку хорошей и качественной кисти. Существует много фирм, которые выпускают недорогие и функциональные кисточки. Самое главное – это знать, чем хорошая кисть должна отличаться от плохой.
Для написания картин акварелью вам потребуется несколько видов кистей. Достаточно иметь в своем арсенале всего 5 кисточек, которыми можно написать всё. О них мы сейчас и поговорим.
1) Самая важная на мой взгляд кисть – это синтетическая. Ей пишется основная часть всей работы. Она не впитывает в себя много воды и это позволяет работать с заливками и по влажной поверхности. При выборе кисти обращайте внимание на то, чтобы у нее был тонкий кончик и достаточно длинный ворс. Без наличия кончика, вы не сможете делать тонкие и точные линии, а длинный ворс делает кисть более гибкой и подвижной, что очень важно для работы ею. Не стоит покупать сразу все размеры, вам будет достаточно иметь 1-2 синтетических кисти, потому что кисть будет давать вам свободу в действиях. Средней кистью при наличие тонкого кончика и длинного ворса можно делать сразу как тонкие, так и широкие мазки. А еще, это позволяет работать кисточкой и не набирать постоянно краску, что в значительной степени увеличивает скорость вашей работы.
Будет очень хорошо, если вы купите синтетику с белым ворсом. Он более упругий в отличие от желтого ворса и это позволяет лучше работать с деталями.
Альтернативой для синтетики является колонок, но хороший и качественный колонок стоит достаточно дорого. Абсолютно все кисти не вечны, они теряют свой кончик, поэтому гораздо выгоднее выбрасывать недорогую синтетику, чем хороший колонок.
2) Также для работы вам понадобится белка. Ей делаются начальные заливки и нанесение красок на бумагу. Поэтому размеры лучше брать более крупные, но все зависит от формата, на котором вы пишите. Как и для синтетики, самое важное — это наличие тонкого кончика и длинного ворса. Кисточка с не острым кончиком — плохая кисточка, и не важно, сколько она стоит.
3) Следующая кисть — это флейц. Его лучше покупать из козы потому что она меньше всего деформирует бумагу. Эта кисточка нужна для нанесения воды на поверхность бумаги до и во время работы, поэтому размер должен быть достаточно крупным.
4) В зависимости от техники, вам также может потребоваться кисть для протирок. Это плоская синтетическая кисть небольших размеров. Она нужна для того, чтобы смывай ею слой краски на местах бликов или просто освещенной части.
5) Наверное, самая интересная кисть – это лайнер. Он служит для нанесения тонких и длинных линий (например, при рисовании проводов в городском пейзаже), а также им можно выполнять интересные приемы. Лайнер можно покупать как из колонка, так и из синтетики. Лучше не брать слишком маленький размер. Размер 1-2 будут мало чем отличаться от 0, но прослужат вам дольше.
Вот набор из 5 самых универсальных и важных кисточек, которые позволят вам создавать красивые работы.
В следующей части мы уже поговорим о том, как научиться правильно работать с кистью, чтобы не совершать ошибок и использовать ее функциональные возможности по максимуму.
Спасибо большое за внимание! Буду рада узнать ваше мнение об этой статье.