какие команды используют при перестроении
Какие команды используют при перестроении
Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, в одну (две и т.д.) шеренгу – становись!»
Построение в колону осуществляется по команде: «В колонну по одному (два и т.д.) – становись!»
Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги – стройся!» по этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу – стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.
Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета на три. Для этого подается команда: «В три шеренги – стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок к вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону («счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроения из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три) производится по команде: «В колонну по два (по три) стройся!» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две, три.
Построения и перестроения
Построение — действия занимающихся по команде или распоряжению преподавателя для формирования соответствующего строя.
Построение в шеренгу выполняется по команде «В одну (две, три и т.д.) шеренгу — Становись!». Занимающиеся выстраиваются слева от преподавателя.
Построение в колонну выполняется по команде «Группа (класс, отделение), в колонну по одному (два, три и т.д.) — Становись!». Занимающиеся выстраиваются за руководителем.
Перестроение — действия занимающихся по выполнению команды или распоряжения преподавателя о смене вида строя.
Перестроение из одной шеренги в две. Для этого производится предварительный расчет «На первый-второй». После этого подается команда «В две шеренги — Стройся!». Вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад, на счет «два» — шаг правой в сторону, заходя в затылок к первому номеру, и на счет «три» приставляют левую ногу.
Для обратного перестроения в одну шеренгу подается команда: «В одну шеренгу — Стройся!». Вторые номера выполняют движения в обратной последовательности, возвращаясь в и.п.
Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета (по три) подается команда «В три шеренги — Стройся!». По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера делают шаг правой назад на счет «раз», не приставляя ногу, шаг левой в сторону на счет «два» и, приставляя правую к левой на счет «три», встают в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперед на счет «раз», шаг правой в сторону на счет «два» и, приставляя к ней левую на счет «три», становятся впереди вторых номеров. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу — Стройся!»; все действия выполняются в обратной последовательности. Действия первых и третьих номеров совершаются одновременно.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два выполняется по команде «В колонну по два — Стройся!». Первые номера остаются на месте. Вторые номера делают шаг вправо на счет «раз», не приставляя левую, шаг ею вперед на счет «два» и при- ставлют правую к левой на счет «три». Обратное перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде «В одну колонну — Стройся!»; при этом все действия выполняются в обратном порядке.
Перестроение из шеренги захождением плечом. Выполняется после предварительного расчета: «По три (четыре и т.д.) — Рассчи-
Когда первая тройка достигнет места остановки, подается команда «Направляющие — На месте!», а затем, когда перестроение закончится — «Группа (класс, отделение) — Стой!» (рис. 52, а).
Указание о дистанции и интервале можно дать и после начала перестроения, когда первая тройка уже повернется. В этом случае достаточно сказать: «Дистанция и интервал — 2 (3, 4) шага!».
Строевые упражнения
С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Разновидности строя, элементы строя.
1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.
2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.
6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,
8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.
9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.
Основные правила произношения команд.
2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».
Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
4. Способы передвижения.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Построения.
1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:
2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».
Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.
3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».
2. Строевые п риемы на месте.
1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.
2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.
3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,
4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.
5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.
6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на
левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.
7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.
8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.
3. Перестроения на месте.
3. Перестроение из шеренги «уступами».
4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».
4. Способы передвижения.
2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.
3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.
в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».
2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.
3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Строевые упражнения на уроках физической культуры
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.
Основные понятия о строе
Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Строевые приемы
Построения и перестроения
Для обратного перестроения подаются команды:
Для обратного перестроения подаются команды:
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.
Размыкания и смыкания
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д.
4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Передвижения
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
Движения на месте выполняются по команде:
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно – технологический техникум»
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2017 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Общеобразовательных дисциплин»
Председатель _______________ Д.Г. Орехова
Протокол № 8 от 18 марта 2017 года
Утверждена решением педсовета
Протокол № 8/2 от 28 марта 2017 г.
Автор: Игнаткевич В.Н., преподаватель физической культуры, первой категории ГБПОУ КК «КАТТ»
Васюков Е.И., преподаватель высшей категории ГБПОУ КК «Армавирский аграрно – технологический техникум» г. Армавир
В настоящее время строевые упражнения незаслуженно забыты. На уроках физической культуры они применяются только по мере необходимости, как средство организации занимающихся. Применяются только простейшие построения, перестроения и строевые приёмы. К сожалению, строевые упражнения не используются как средство развития двигательных и психических способностей. А применение строевых упражнений в сочетании с другими средствами физической культуры встречается очень редко.
В методическом пособии представлены разнообразные строевые упражнения и методика их разучивания. Показана значимость строевых упражнений не только как средства организации занятий, но и как средства для развития двигательных и психических способностей занимающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Строевые упражнения являются незаменимым средством в учебно-воспитательном процессе. Большую значимость они приобретают на уроках физической культуры, в особенности на уроках гимнастики. С помощью строевых упражнений можно оказывать положительное воздействие на двигательные и психические способности занимающихся. Особенно большое значение строевые упражнения имеют при занятиях с детьми, т.к. служат хорошим средством для поддержания дисциплины, организованности, для развития волевых качеств, формирования правильной осанки, снижения физической нагрузки. Эффективность строевых упражнений повышается при применении их с обще-развивающими упражнениями. Для повышения интереса к строевым упражнениям необходимо их разнообразие и правильное применение на уроках физической культуры и в других культурно-массовых мероприятиях. Эти упражнения позволяют более организованно проводить занятия. Применение строевых упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением создают благоприятный эмоциональный фон и повышают их эффективность.
Для удобства пользования различными формами передвижений зал (спортивная площадка) делится на несколько условных точек и наименований.
верхний левый угол
верхний правый угол
нижний правый угол
Та сторона зала, на которой занимающиеся строятся перед началом занятий, называется правой границей и служит для определения верхней и нижней границ. Группа строится спиной к окнам, если же окон нет, то лицом к входной двери.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. Большая часть упражнений взята из строевого устава вооружённых сил, другая создавалась в процессе занятий гимнастикой.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре необходимо знать основные понятия о строе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТРОЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
Д
ействия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Рис. 7 Рис. 8а Рис.86
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (влево), от
средины на два (три и т.д.) шага разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды подсчет по два, пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись!'». Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.
Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
(передвижения по различным направлениям).