какие компетенции формируются у учащихся в процессе проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
№ | Название этапа | Деятельность учащихся и учителя |
1. | Планирование работы | -изучение текста художественного произведения, исторических документов; |
-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
-обсуждение возникших идей;
-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);
-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).
— подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;
-презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
Приложение 2. Проектная работа «А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства».
Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть исторический комментарий к тексту художественного произведения, публикация в школьной газете «Ступени». Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении
Разделы: Литература
В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?
В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С. Выготский).
В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика
Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.
Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.
Реализация любого проекта делится на 4 этапа:
погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);
организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);
осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);
презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).
На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:
Растолкуйте значение слова «деепричастие».
Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).
Почему деепричастие называют «отглагольным наречием»?
По каким морфемам можно найти деепричастие?
Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.
В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова «Левша» интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.
Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.
На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта «Всех скороговорок не перескороговоришь» пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.
Проект учащихся 5 класса «Страна Фразеология» | Проект учащихся 11 класса «Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма» |
Составим рассказ. |
Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее.
Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными?
Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности.
Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи?
Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим).
Сделаем интересное представление на фестивале школьных проектов!
Прочитать статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) и О. Мандельштама «Утро акмеизма» (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме
Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум)
Сделать выводы об отличии поэтики символистов и акмеистов
Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.
Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.
Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.
В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).
Выполнить творческое задание в проекте «Всех скороговорок не перескороговоришь» помогли выводы, которые и стали руководством к действию при создании собственных скороговорок:
Под горой на речке Воря
Жил бобёр по кличке Боря.
Раздвигает Борька тину,
Строит бобр Борис плотину.
Отмечая положительные характеристики проектного метода обучения, важно учитывать, что он не становится панацеей и не отменяет классно-урочную систему. На современном этапе этот метод выступает дополняющим звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся и является средством развития ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.
Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность
Автор:
учитель технологии Карпова Н.В.
на методическом семинаре
Мало знать,
надо и применять.
Мало очень хотеть,
надо и делать!
М. Кларк
В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели.
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.
Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Практическая значимость проекта в том, что в нем рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе обучения.
Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод учебного проекта характеризуется как:
— личностно-ориентированный;
— деятельностный;
— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
— построенный на принципах проблемного обучения;
— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
— здоровьесберегающий.
Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
1. По доминирующей деятельности учащихся:
2. Классификация проектов по продолжительности:
3. Классификация проектов по предметно-содержательной области:
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационно-подготовительный
2. Поисковый
3. Итоговый
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Деятельность учителя:
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.
Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?
1. Рефлексивные умения:
2. Поисковые (исследовательские) умения:
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
5. Менеджерские умения и навыки:
6. Коммуникативные умения:
7. Презентационные умения и навыки:
И ТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОЕКТ?
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета « Технология ». Проектирование может быть и отдельным учебным предметов. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полно¬ценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект— это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Школа будущего — школа проектов?!
Статья на тему «Проектная методика как основа формирования ключевых компетенций обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проектная методика как основа формирования ключевых
Проектная методика как основа формирования ключевых
1.Положение о проектной деятельности.
2.Цель и задачи проектной деятельности.
3.Содержание проектной деятельности
4.Современный образовательный проект
6.Виды проектов по русскому языку и литературе
7.Этапы работы над проектом
8.Процедура защиты проекта
10.Критерии оценки проектной деятельности
11.Награждение участников проекта
12.Рекомендации руководителю проекта
13.Правила успешной проектной деятельности
14.План действий учащихся в проекте
15.Деятельность учителя в освоении метода проектов
16.Практическая реализация метода проекта
Список использованной литературы
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования сегодня является максимально возможная социализация выпускников, формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, организации и поддержке смыслопоисковой деятельности учащихся в образовательном процессе. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, поиск педагогических технологий. В арсенале педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид деятельности. Метод проектов – понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций обладения определенной областью практического и теоретического знания, способ организации процесса познания, т.е. способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным и практическим результатом. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения званиями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственности за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
Метод проектов разработан и предложен в 20-е года XX века американским философом, педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х Килпатриком. В России метод проектного обучения предложил в 1905г. русский педагог С.Т.Шацкий, но в 1931г. был запрещен. Проектная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского слово «проект» означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»). Учебно – познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качестве результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания входе решения учебно – познавательной проблемы.
Проектная методика как основа формирования компетенции обучающихся
1.Положение о проектной деятельности
1.Проектная деятельность обучающихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.
2.Проектная деятельность является обязательной для обучающихся третьей ступени.
3.Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и обучающихся.
2.Цель и задачи проектной деятельности
1 Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
.2.Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:
-умения проводить рефлексию;
-умения выделять главное;
-умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
-умения публично выступать;
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также самомотивацию школьника.
3.Содержание проектной деятельности
1. Руководителем проекта является учитель, координирующий конкретный проект.
.2. Темы проекта могут предлагаться как учителями, так и обучающимися.
3. Проект может быть групповым или индивидуальным.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для учеников и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
1.Интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы).
2.Творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного явления).
3.Коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
4.Современный образовательный проект
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям.
Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектом
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
1. Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения. В качестве примера такого проекта можно предложить учащимся десятого класса исследовать следующую тему: «Проблема выбора в произведениях русских писателей Х1Х-го века». Данная тема может быть продолжена и в одиннадцатом классе, причем можно расширить рамки темы, включив в исследование произведения и зарубежных писателей ХХ-го века.
2. Творческие проекты.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
3. Ролево-игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка. Так, например, при изучении частей речи можно распределить группы учащихся по морфологическим признакам той или иной части речи, с тем, чтобы они самостоятельно определили лексические значения или синтаксические функции в результате их взаимодействия в тексте.
4. Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности может быть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях, гимназических чтениях и т.д.
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
5. Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, в курсе русской литературы это могут быть темы, связанные с изучением теории литературы («Тропы в русской лирике»), а при изучении русского языка такие проекты можно использовать при изучении стилистики. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также
требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. Так, например, в рамках занятий факультатива по русскому языку можно продолжить изучение лексики, исследуя виды омонимов и их стилистическое применение.
2. Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как «Культура общения», «Нравственный человек в жизни и в литературе» и т.д.). Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Однако данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла.
Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона и т.д.); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от
краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).
6.Виды проектов по русскому языку и литературе
1)по доминирующей деятельности учащихся:
— практико-ориентированные (газета, словари, таблицы);
— творческие (инсценировки, сочинения, сказки, пословицы, журналы);
— игровые (игры для уроков);
— исследовательские (научно-исследовательские работы)
2) по предметно-содержательной деятельности
— культурологические (реферативные работы «Откуда берутся названия конфет?», «Воспитание и образование пушкинского времени»);
— лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия)
3) по характеру координации проекта
— с открытой координацией (жесткий);
— с закрытой координацией (гибкий)
4) по количеству участников проекта
7.Этапы работы над проектом
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
/. Подготовка к работе над проектом:
— определение темы и целей проекта;
— формирование групп для работы над проектом;
— планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
— оформление выводов и результатов.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
— оценка других групп;
— оценка специально созданной группы экспертов.
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко развернуть эту схему можно следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2.Определение цели, формулирование задач.
1.3.Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4.Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6.Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4.Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5.Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1.определение даты и места;
3.3.2.определение программы и сценария публичной зашиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендовая информация проекта.
4. Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2.Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Немаловажную роль для успешной реализации проекта играет грамотная и квалифицированная организация работы руководителя проекта. Можно предложить следующие рекомендации, которые помогут обдумать подготовительный этап работы, осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать ожидаемый результат.
8.Процедура защиты проекта
1.По желанию участников проектной деятельности ее результаты могут защищаться следующим образом:
-в виде ответа на уроке;
-в виде публичной защиты.
2.Публичная защита проекта проводится во время весенних каникул на ученической научно-практической конференции.
3.Для публичной защиты за 20 дней до ее проведения в учебную часть школы в электронном виде сдается реферат, содержащий результаты проектной деятельности, и рецензия на него руководителя проекта.
4.В процедуру защиты реферата входят; выступление рецензента (до 5 минут), выступление автора или авторов реферата (до 15 минут), ответы на вопросы присутствующих.
5.Оценку проекта осуществляет экспертный совет.
6. Дата защиты проектов, а также оценочная шкала определяются экспертным советом.
1.Экспертный совет состоит из представителей учительского (4 человека) и ученического (4 человека) коллективов.
2.Выборы в совет представителей педагогического коллектива осуществляются путем тайного голосования следующим образом:
-на январском педагогическом совете каждому педагогу представляется список всех педагогических сотрудников, за исключением тех, кто входил в экспертный совет в предыдущем году, из которого необходимо избрать 4 кандидатов:
-4 педагога, набравших наибольшее количество голосов, включаются в состав совета
3.Выборы в совет представителей ученического коллектива осуществляются путем тайного голосования следующим образом:
-на январских классных собраниях обучающихся 9-11-х классов каждому школьнику представляется список всех школьников, за исключением тех, кто входил в экспертный совет в предыдущем году. Из него необходимо выбрать 4 кандидатов;
-4 школьника, набравших наибольшее количество голосов, включаются в состав совета.
4. Срок полномочий членов совета — с 20 января до завершения защиты проектов.
10.Критерии оценки проектной деятельности
Проектная деятельность оценивается по следующим критериям:
-соблюдение требований к оформлению реферата;
-полнота раскрытия темы;
-объем использованной информации, выходящей за рамки школьной программы;
-новизна, научное и практическое значение результатов работы;
-объем и использованной литературы;
-логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы;
-доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;
-понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.
11.Награждение участников проектной деятельности
1 Каждый участник проектной деятельности, защитивший свой реферат на научно- практической конференции, награждается дипломом ее участника.
2.Участники проектной деятельности, чьи исследовательские работы и публичная защита признаны экспертным советом лучшими, награждаются дипломами первой, второй и третьей степени, а также премиями. 12.Рекомендации руководителю (организатору) проекта
1. Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.
2.Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).
3.Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
4.Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.
5.Укажите, какие развивающие цели вы ставите. (Интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
6.Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
7.Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
9.Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
10.Предложите критерии оценки успешности проекта.
11.Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию его дальнейшей учебной деятельности.
12.Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
13.Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.
6.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».
14.План действий учащихся в проекте.
1. Выбор темы проекта (исследования).
2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Реализация метода проекта на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.
15.Деятельность учителя в освоении метода проектов
Необходимо добавить, что реализация метода проекта на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Именно поэтому для преподавания на основе проектной методики необходимо иметь личный опыт создания проектов.
В составе УМП входят следующие необходимые документы: план организации проекта на уроках русского языка и литературы в рамках учебной программы, создание от лица учащихся презентаций, публикаций, веб-сайтов с результатами самостоятельной исследовательской деятельности, критерии оценивания ученических работ, дидактические и методические материалы по теме проекта.
Во время работы над проектом на основе собственного опыта приходит понимание того, что учитель должен быть готов к разрешению множества различных педагогических проблем, в частности:
о к переосмыслению и изменению традиционного содержания учебных тем, к их возможному синтезу с другими школьными дисциплинами или видами искусства, так как при выполнении учебных проектов их эффективность часто зависит от включенности в общий контекст образовательного процесса;
о к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных проектов, методов коллективного решения проблем. Это означает, что учитель должен уметь определять проблему учебной темы, формулировать вытекающие из нее задачи исследования, выдвигать гипотезы их решения, обсуждать методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, анализировать полученные данные, обсуждать и формулировать итоговые выводы, корректно оценивать учащихся при подведении итогов;
о к использованию в ходе совместного исследования нетрадиционных видов деятельности: «мозгового штурма», заседания «круглого, стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.;
о к необходимости сочетания на уроках различных форм работы учащихся: коллективной, групповой и индивидуальной;
о к интенсивному использованию компьютера как инструмента учебной работы учащихся и педагогов.
Поскольку проект может быть предназначен для изучения какой-либо одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, его замысел вырастает из какой-либо общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или нескольких определенных задач. Задумывая проект, учитель прежде всего мысленно представляет себе эту проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты.
На этом этапе наибольшие затруднения у преподавателя вызывает вопрос: как найти и сформулировать проблему, которая не имеет однозначного решения и предполагает необходимость специального исследования. Ведь именно такие проблемы способны заинтересовать ребят, пробудить в них желание взяться за выполнение проекта и довести его до конца.
Работа по внедрению метода проектов порождает у учителя новый круг профессиональных вопросов. Как вписать новый проектный метод в сетку школьных часов? Как обосновать перед администрацией школы необходимость и перспективность этого метода на уроках русского языка? Какими могут быть уроки, в центре которых самостоятельная исследовательская деятельность учащихся? Как организовать групповую, коллективную и индивидуальную деятельность учащихся? Какими должны быть задания и проблемные вопросы, стимулирующие самостоятельные исследования учащихся?
Хотя использование проектной методики предусматривает широкое использование компьютеров, Интернета, различных программных средств в обучении, включение их в учебный процесс, однако акцент в ней ставится на учителе, его личности и профессиональной компетенции.
Именно эти особенности проектной методики делают ее привлекательной для специалистов-словесников, которые в перспективе будут в составе педагогического корпуса претворять в жизнь школы новую парадигму и реализовывать в преподавании русского языка и литературы принципы современного образования.
16.Практическая реализация метода проекта
В литературе определены при работе над проектом шесть стадий, что схематично выглядит так:
Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что учащиеся имеют опыт квазиисследования. Но результаты диагностики также показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:
• намечать ведущие и текущие (промежуточные) пели и задачи;
• искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
• осуществлять и аргументировать выбор;
• предусматривать последствия выбора;
• действовать самостоятельно (без подсказки);
• сравнивать полученное с требуемым;
• корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
• объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.
Метод проектов успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже и в этом случае нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников.
Работать над проектом могут только способные к планированию учащиеся. Поэтому дело учителя – выращивание этих учащихся. На первом этапе возможна работа по «подрядам», предложенная учителем, а потом составляемым учащимися. И лишь затем – составление проектов.
Хотя проектное и личностно – ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся. Поэтому проектную деятельность можно использовать как дополнение к классно – урочной системе, которая создает условия для обращения личности «внутрь себя».
Список использованной литературы
1.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: Сэр-Вит, 2003.
3.Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно – методическом процессе школы. – Мн.: Техноприт, 2002.
4.Презентация «Технология проектной деятельности». Учебно-методическое пособие в помощь учителям, преподавателям и студентам педагогических вузов. – Курск: Курский областной институт повышения квалификации и перепланировки работников образования. Кафедра информации образования. Кафедра педагогики и психологии, 2006.
5.Русский язык. 10 класс: Проектная деятельность. / Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
6. Русский язык. 11 класс: Проектная деятельность. / Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
7.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательными процессами в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001.