какие компетенции предполагает эффективная оценочная деятельность педагога ответ на тест
Профессиональная компетентность педагога. ТЕСТ с ключами.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профессиональная компетентность педагога. ТЕСТ
1) Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это.
● Процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
● Осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
● Деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
2) Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?
● Совокупность учебно-программных, учебно-методических, дидактических, оценочных средств по дисциплине.
● Совокупность электронных образовательных ресурсов по дисциплине.
● Совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.
3) Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это.
● Представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото.
● Имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
4) Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?
5) Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это.
6) Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?
● Федеральный государственный образовательный стандарт.
7) Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?
8) Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?
9) На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
● Выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.
● Принимать участие в управлении.
10) Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-039682
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест. Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Тест «Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС» содержит 30 вопросов и ответы к ним.
Просмотр содержимого документа
«Тест. Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1. ФГОС общего образования определяет *
1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе;
2. избыточный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе;
3. определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ;
4. возможные программы, технологии, методы и способы организации обучения в общеобразовательной школе.
2. Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС: *
1. Является основным компонентом содержания образования, который определяет тип учебно-познавательной деятельности на занятиях.
2. Являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности.
3. Не являются основным компонентом содержания образования, уступая лидирующее место универсальным учебным действиям.
4. Не является компонентом содержания образования и может быть заменен другим компонентом.
3. Какое определение универсальные учебные действия является наиболее полным и точным: *
2. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
3. общеучебные умения, обуславливающие успешное осуществление учебно-познавательной деятельности.
4. Функциями универсальных учебных действий являются: *
1. обеспечивают субъекта развитием универсальных качеств, необходимых при реализации любых видов деятельности;
2. обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
3. обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
4. обеспечивают субъекта совокупностью умений, которые могут заменять недостаток предметных знаний.
5. К метапредметным результатам не относятся: *
6. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность систем требований: *
1. к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации образовательного процесса;
2. к содержанию общеобразовательных дисциплин;
3. к уровню освоения предметных знаний учащихся и универсальных учебных действий.
7. Принципиальными особенностями деятельностного образования являются: *
1. основным компонентом содержания образования является деятельность, что должно находить отражение в целевом, процессуальном и контрольно-оценочных компонентах учебного процесса.
2. формирование универсальных учебных действий осуществляется по средствам изучения предметного содержания.
3. ориентация на развитие индивидуальных, личностных качеств учащихся.
8. Организация рефлексии учащихся обеспечивает формирование: *
1. регулятивных учебных действий;
2. универсальных учебных действий;
3. универсальных учебных действий и предметных знаний, умений и навыков.
9. Схема «компонент содержания образования» позволяет определить: *
1. единицы содержания образования;
2. условия реализации предметных знаний умений и навыков;
3. условия реализации как предметных ЗУН, так и универсальных учебных действий.
10. В каком аспекте рассматриваются коммуникативные учебные действия в ФГОС: *
11. Какое умение не относится к группе коммуникативных учебных действий: *
1. умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;
2. умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием;
3. умения перерабатывать информацию и представлять ее в разных формах.
12. Общие умения коммуникации это: *
1. умения, обеспечивающие адекватное восприятие письменной и устной информации, а также адекватное ее изложение;
2. умения, обеспечивающие продуктивное сотрудничество и взаимодействие между различными участниками учебного процесса;
3. умения, позволяющие работать с текстами (устными и письменными) из разнообразных предметных областей.
13. Регулятивные учебные действия это: *
1. группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность;
2. группа умений, отвечающая за контроль и оценку результатов собственной учебной деятельности;
3. группа умений, отвечающих за планирование и организацию самостоятельной учебной деятельности;
14. Схема целеполагания включает следующие блоки: *
1. познавательные и учебные мотивы, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала), контроль и оценка, рефлексия;
2. собственные потребности, внешние вызовы и заказы, ограничивающие условия, способствующие условия;
3. мотивация, прогнозирование, планирование.
15. Каким компонентом задаются искусственные процессы в социальной действительности? *
1. намерениями и желаниями субъекта;
2. деятельностью субъекта;
3. рефлексивным охватом субъекта ситуации
1. способность субъекта видеть со стороны свои действия, определяя их достоинства и недостатки;
2. способность субъекта к анализу собственной деятельности и деятельности других;
3. метод мышления, способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности при смене «позиции», осуществляется рефлексивный выход и происходит формирование собственной нормы.
17. Найдите лишнее условие формирования рефлексивных умений: *
1. осуществление учебной деятельности по индивидуальной образовательной программе;
2. организация учебного диалога в процессе обучения;
3. обучение анализу педагогической деятельности с разных позиций («учитель», «ученик», «метапозиция»);
4. установление субъект-субъектных отношений в учебном взаимодействии;
5. регулярная оценка деятельности учащегося со стороны учителя.
18. Самоуправление в учебном процессе возможно при условии, что: *
1. в учебном коллективе создана детская организация, принимающая участие во всех мероприятиях школы;
2. все учащиеся включены в процессы планирования, организации и рефлексии собственной деятельности;
3. учащиеся регулярно самостоятельно проводят школьные мероприятия, инициируя и организуя их.
19. Рефлексивный дневник это: *
1. форма организации учебной деятельности учащихся;
2. средство формирования регулятивных умений учащихся;
3. методика индивидуальной работы учащихся.
20. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование регулятивных учебных действий, так как: *
1. предполагает решение учащимися исследовательских задач;
2. позволяет осваивать научный тип мышления учащимися;
3. предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательских задач.
21. Индивидуальная образовательная программа учащегося складывается из: *
1. образовательных потребностей учащегося, стандарта образования, индивидуальных способов и средств освоения содержания;
2. способностей учащегося и его целевых установок и мотивов;
3. намерений и возможностей учащегося.
22. К познавательным универсальным действиям не относится: *
1. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2. умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3. умения определять способ работы и действовать согласно этого способа.
1. (от греч. – разложение) – мысленное или фактическое разделение (расчленение, дробление) целого предмета на составные части.
2. (от греч. – соединение) – мысленное или фактическое объединение полученных в результате анализа отдельных объектов или их частей в единое целое.
3. сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Аналогия в биологии — сходство каких-либо структур или функций, не имеющих общего происхождения, например аналогичные и гомологичные органы.
24. Прием логического мышления, при котором распределение предметов по группам осуществляется согласно сходству и различию между ними, причем с таким расчетом, чтобы каждая группа занимала фиксированное место в системе других групп: *
25. Основное предназначение диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий заключается в: *
1. определении уровня сформированности УУД у учащихся и коррекции способов, форм и средств обучения ;
2. оценке уровня сформированности УУД у учащихся и ее фиксации в отчетной документации школы;
3. определении качества работы педагогического коллектива в области формирования УУД.
26. Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД: *
1. целенаправленные наблюдения за деятельностью школьников;
2. анализ ответов на уроках, письменных работ;
3. проведение бесед, специально ориентированных на владение умениями;
5. фронтальный опрос.
27. Какую шкалу оценки целесообразно использовать для определения уровня сформированности УУД: *
1. бальную от 1 до 5;
2. бальную от 1 до 10;
3. уровневую (низкий, средний, высокий).
28. Одной из проблем диагностики УУД в настоящий момент является: *
1. отсутствие разнообразных инструментариев;
2. нарушение процедуры диагностики УУД;
3. высокий уровень субъективности при выборе правильного ответа.
29. Диагностика УУД реализуется в течение следующих этапов: *
1. входной, промежуточной и итоговой;
2. входной и итоговой;
3. может быть однократной.
30. Если результаты диагностики уровня сформированности УУД у одного учителя не соответствуют результатам диагностики, полученным другим педагогом, то это свидетельствует о: *
1. низком качестве работы одного из педагогов;
2. невалидности диагностических материалов;
3. нестабильном уровне сформированности УУД у учащихся.
«Профессиональные компетенции педагога»
В чем выражается профессионализм педагога?
По каким критериям производится оценка?
Какие навыки необходимо иметь работая в сфере образования?
Профессиональные компетенции педагога
Навигация (только номера заданий)
0 из 10 заданий окончено
Информация
Тестирование на знание государственных стандартов образования.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 10
Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )
Рубрики
Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….
Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?
Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это….
Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?
Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это…
Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?
Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?
Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?
На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие…
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
1. Результативность образовательного процесса
Совместное взаимодействие педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности;
2. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области (исключить лишнее)
3. Игра в дошкольном возрасте
Это ведущий вид деятельности;
4. Воспитание детей дошкольного возраста
Это процесс взаимодействия взрослого с ребёнком направленный на формирование личностных качеств ребёнка в соответствии с общечеловеческими ценностями;
5. Цели воспитания и обучения должны определяться
В зоне ближайшего развития ребёнка;
6. Определите время реализации ООП ДО:
Может реализоваться в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду;
7. Имеют ли право родители (законные представители) обущающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?
Только в случае, если это предусмотрено локальными актами ДОУ;
8. ООП ДО обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом образовательных особенностей. (Исключите не верный вариант ответа).
9. Планирование воспитательно-образовательного процесса строится
На основе комплексного тематического подхода к содержанию образовательных областей;
10. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте зависит от
Возрастных и индивидуальных особенностей;
11. Кто разрабатывает основную образовательную программу дошкольного образования?
Дошкольная образовательная организация;
12. Деятельность педагога, предусматривающая большое влияние воспитателя, которая оказывает на воспитанников его личностное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения
Это коммуникативно-стимулирующая деятельность;
13. Рабочая программа педагога ДОО разрабатывается
Старшим воспитателем образовательной организации;
14. Какое утверждение, касающееся адаптации программ развития речи детей к конкретным условиям работы в дошкольной организации, является неправильным?
Разделы по развитию речи, представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними;
15. Рабочая программа педагога включает следующие разделы (исключить лишнее):
16. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. (Заполните пропуск).
17. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
(какое утверждение лишнее?)
Учет климатических условий, национально-культурных, в которых осуществляется образовательная деятельности;
18. Одной из профессиональных функций старшего воспитателя детского сада при планировании (по Л.Поздняк, Н.Лященко) является
Прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, педагогического коллектива;
19. Основная образовательная программа ДОО разрабатывается
20. Образовательная деятельность должна планироваться
На первую и на вторую половину дня.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Эффективная оценочная деятельность учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ мой доклад.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Районное методическое объединение учителей истории и обществознания
«Эффективная оценочная деятельность учителя»
Выполнила Беляева Наталья Игорьевна
Учитель истории и обществознания
МОУ «Мочильская СОШ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я подготовила сообщение об эффективной оценочной деятельности учителя.
Начну со слов знаменитого советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, в которых отражена одновременно и важность и проблема оценочной деятельности.
живой человек, ребенок, а потом
ученик. Оценка, которую я ставлю ему
— это не только измеритель его
знаний, но, прежде всего, мое
отношение к нему как к человеку»
Вопросы, которые мне предстоит осветить в своем сообщение следующие.
1. Технологии оценки.
2. Оценочные шкалы и процедуры
3. Оценочная самостоятельность учащихся.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Самым важным звеном оценочной деятельности учителя является контроль.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Наглядно структурные компоненты контроля можно представить схематически.
Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.
Именной на оценке, как конечном этапе контроля остановлюсь подробнее.
Оценка – есть способ установления объективной или субъективной ценности объекта или явления.
Оценка – это способ выражения субъектной позиции личности, своего отношения к наблюдаемым объектам, явления, процесса.
Оценка – это суждение о значимости феномена для человека и человечества, с которым человек вступает в определенные отношения.
Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость.
В основе оценки лежит соотнесение реального и идеального.
В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.
Оценочная деятельность – это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения.
Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе учителя. Сущность процесса оценивания, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой». При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания – получить информацию для того, чтобы лучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.
Оценочная деятельность способствует развитию ученика, если он:
— понял, что от него требуют;
— не сомневается в востребованности знаний и необходимости требуемых умений;
— убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная оценка зависит только от него самого и степени его усердия.
Как известно из психологии, любая деятельность включает в себя оценочный компонент, без которого невозможно постоянное совершенствование деятельности. А значит, наличие оценки в процессе обучения (включающего в себя два вида деятельности – преподавание и учение, причем учение – это один из основополагающих видов деятельности человека, по А.Н. Леонтьеву) не вызывает сомнений. Все споры и дискуссии вокруг оценивания в конечном итоге сводятся к тому, в какой форме происходит оценивание, как выражается результат оценки и как он используется.
Традиционная система оценивания, ориентированная на предметно-знаниевую парадигму образования, оказывается недостаточно гибкой, полной в условиях новых образовательных требований; она не может обеспечить комплексную оценку образовательных результатов школьников в совокупности трех составных частей: предметные, личностные, метапредметные. Таким образом, актуальными проблемами сегодняшней педагогической науки и практики является как разработка новых моделей, технологий, методов и средств оценивания образовательных результатов, так и исследование процесса оценочной деятельности педагога; выработка критериев оценки как образовательных результатов школьников, так и самой оценочной деятельности учителя.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
— Является постоянным процессом.
— Оценивание может быть только критериальным.
— Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
— Оценивать можно только то, чему учат.
— Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
— В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
по содержательным характеристикам оценка может быть: количественная, качественная
по форме выражения оценка может быть: вербальная, невербальная (жесты, мимика, эмоции);
по способу предъявления оценка может быть: словесная (устная), письменная (знаковая, символическая);
по направленности оценка может быть: положительные, отрицательные, нейтральные и игровые (лицедейские);
по степени истинности-ложности оценка может быть: объективная, субъективная, истинная, ложная.
Если рассматривать технологии оценки, то следует сказать о моделях оценочной деятельности
Модели оценочной деятельности:
Система оценки должна включать – внутреннюю (оценка, осуществляемая учениками, родителями, учителями, администрацией) и внешнюю (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами).
Современная текущая оценочная деятельность учителя складывается в определенную систему, которая может сочетать разные виды оценивания (процесс контроля, проверки).
Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предметам. Оценка вражается в отметке (цифре, которая используется в документах).
Оценивание результатов по определенным критериям. Оценка может даваться в форме баллов (от 0 до 2-3), которые потом суммируются и по которым определяется уровень сформированности умений, УУД. Таким образом обычно оцениваются исследовательские, проектные работы обучающихся. Осуществляется перевод критериальной оценки в пятибалльную.
Широкое использование тестирование как метод контроля.
Задания могут быть как обязательными для выполнения, так и по выбору. Баллы полученные учениками за выполнение заданий, суммируютс я. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой отметки.
Рейтинг – это число, получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и балов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов и т.д. В конце учебного года все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. Таким образом, рейтинговая система – это система оценки накопительного типа, она стимулирует самоанализ и самоконтроль обучающихся. Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности.
Средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений ( портфолио ). Где будут отражены все результаты (предметные, метапредметные, личностные; учебной и внеучебной) деятельности.
Диагностика оценки деятельности и рефлексии учителя. Значимость критерия обусловлена тем, что стандарты нового поколения ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Необходимо также решать проблемы, связанные с оценкой и фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.
Оценочные шкалы и процедуры
Одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является её неполнота, ограниченность, а также несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.
Различают несколько видов оценочных шкал:
Если в качестве измерения выступает числовое множество, то говорят о количественной шкале. Таким образом, количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная система школьных отметок.
Если точка отсчета абстрактна, то есть лежит вне ученика, не зависит от него, а оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Примером может служить привычные для нас контрольные работы и тесты.
Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Таким образом, относительная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменения, развитие. Она снабжена своим измерительным инструментом – шкалой приращений.
В слабо структурированных областях чаще всего используются порядковы е шкалы. Их особенность состоит в том, что объект оценки сравнивается с подобными объектами. Сравнение в этом случае производится экспертным путем. Экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании множества по какому-то набору признаков или критериев. Этот способ распространен в западной системе образования. Когда-то подобный способ оценивания широко применялся и школах России.
Такой вариант порядковой шкалы называется ранговым: каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является. Действительно рейтинг – число. Но получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов, либо путем набора очков и баллов. В конце учебного периода все баллы суммируются и формируют его рейтинг.
Хорошо известен и другой класс порядковых шкал – дескриптивные (описательные). Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, замаскирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дескриптивная шкала – это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Очевидная знаковая система – язык, менее очевидная – графические модели. Типичная дескриптивная оценка – это некоторая характеристика.
Преимущество количественных шкал – их простота и определенность. Плата за это – заметная потеря информативности.
Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, очень информативны и содержательны. Но за это мы расплачиваемся высокой мерой неопределенности, необходимостью иметь сложный и дорогой инструмент экспертов и наличием сомнений в объективности оценки.
Более обоснованные подходы к применению тех или иных оценочных шкал могут быть найдены с помощью интеграции передовых идей педагогики и психологии. Принципиальное значение имеет учет динамики интеллектуального и личностного формирования детей, а так же использование последних достижений психологии в деле выработки эффективных методов оценки потенциальных способностей и прогнозирования вероятной одаренности школьной молодежи.
Начиная с 4-5 классов и до 9 класса, наряду с указанными видами оценок могут применяться оценки качества учебы в баллах, полученных с помощью нормативных тестов.
В 10 – 11 классах формы и методы должны приближаться к вузовским, то есть осуществляться с преобладанием зачетных собеседований, тестов по большим разделам обучения, рейтинговых методов оценки учебных заданий творческого характера.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся.
Проблемы оценивания истории и обществознания.
Преобладание воспитательных целей при выставлении оценок.
Неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах.
Для гуманитарных дисциплин особо острой проблемой является оценка мнения и ценностных ориентиров.
Рассмотрим критерии оценивания различных видов работы учащихся.
Оценка тестовых заданий
Оценивается выполнение каждого задания:
Критерии оценки устного ответа.
Оценка «5» выставляется за такие знания, когда:
1. Ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала;
2. Выделяет в нем главные положения;
3. Осмысленно применяет полученные знания на практике;
4. Не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно;
5. Легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» выставляется тогда, когда:
1. Ученик выявляет знания материала;
2. Отвечает без особых затруднений на вопросы учителя;
3. Умеет применять полученные знания на практике;
4. В устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
5. В письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые оценками «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» выставляется за знания, когда:
1. Ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
2. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
3. Допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые на «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Приемы оценивания на уроках истории и обществознания ( балловая система)
Ф.И. ученика, класс _____________
Пересчет баллов в традиционную оценочную систему:
• “5”- 20 баллов,
• “4”- 15 баллов,
• “3”- 10 баллов
Виды работ:
• Устный ответ – 5 б
• Работа с текстом – 5 б
• Дополнения – 1 б
• Рейтинг – 10 б
• Контурная карта – 5 б
• Исторический диктант – 6 б
• Рисунок – 5 б
• Тест – 12 б
• Практическая работа – 5 б
• Творческая работа – 15 б
Могут использоваться интересные приемы оценивания, исключающие как таковую критериальную оценку, но хорошо стимулирующие учащихся к получению хорошего учебного результата. Например. Слайд 25.(медали) слайд 26 символические деньги)
Оценочная самостоятельность учащихся
Структурным компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является оценка достигнутых результатов субъектом этой деятельности, поэтому учебная деятельность может быть охарактеризована как полноценная деятельность только тогда, когда будет обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников в образовательном процессе.
Оценочная самостоятельность способствует дальнейшему самообразованию и саморазвитию учащихся, поэтому становление оценочной самостоятельности школьников характеризуется сегодня как ключевое условие решения важнейших задач модернизации образования:
оценочную самостоятельность учащихся в процессе учебной деятельности правомерно рассматривать как способность ученика анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя тем самым субъектную позицию в образовательном процессе;
развитие оценочной самостоятельности является процессом развития освоения учащимися общеучебных умений аналитического и оценочного характера и протекает в условиях совместной оценочной деятельности учителя и ученика;
в основание методики развития оценочной самостоятельности может быть положена стратегия критериальной оценки результатов учебной деятельности школьников, позволяющей развивать субъектную позицию ученика;
ориентация образовательного процесса на развитие оценочной самостоятельности школьников приведёт к изменению профессиональной позиции учителя и изменению представлений родителей о сущности школьной оценки;
эффектами использования методики критериальной оценки могут стать смещение акцентов с оценки фактического объема усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся; развитие адекватной самооценки ученика в образовательном процессе; становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности.
Наибольшую неудовлетворенность вызывает тот факт, что существующие системы оценивания не направлены на продвижение учащихся в их развитии, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Они не учитывают личностные особенности ребенка, не содействуют выработке у учащихся способности к самооценке, не стимулируют образовательную активность.
Именно поэтому традиционная система оценивания потребовала существенных изменений, что нашло своё отражение в новых стандартах, принципиальное отличие которых заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат.
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Организация оценочной деятельности учителя и ученика в учебном процессе:
ориентирована на развитие оценочной самостоятельности ученика в образовательном процессе посредством развития обще учебных умений аналитического и оценочного характера, учебной мотивации и прогресса ученика в их единстве и взаимосвязи в ходе систематического самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;
реализуется посредством выбора учащимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки; выбор ученика обеспечивается: а) наличием банка дифференцированных заданий разного уровня сложности; б) наличием инструкций для самооценки; в) подготовкой учителя к интерпретации оценочных шкал; г) использованием различных форм включения учащихся в оценочную деятельность (письменный или устный отзыв, рецензия, экспертная оценка);
позволяет на основании выполнения учащимися учебных заданий оценивать уровни развития составляющих оценочной самостоятельности как учителю, так и самому ученику путем сравнения результатов выполнения учеником учебных заданий в прошлом и настоящем.
Несколько слов о рефлексивной деятельности ученика. Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных).
Примером способов фиксации рефлексивной деятельности может быть аналитическая таблица, заполняемая старшеклассником с целью самооценки и анализа содержания изучаемого им курса: таблица обозначает соотношение ожидаемых и реально полученных результатов в ходе изучения предмета.
По каким интересующим меня вопросам информации учебника было недостаточно?
Какие дополнительные источники информации помогли мне в получении ответов на интересующие вопросы?
Еще один пример организации рефлексивной деятельности – использование листа самооценки.
Работая с этим листом, учитель может определить направление развития и пути работы над возникшими у ребенка проблемами. Лист самооценки заполняется в начале и в конце изучения темы.
Что нового узнал?_______________________________________________
Чему новому научился?________________ ____________________
Чему хотел научиться, но не получилось?_________ _____________________
Почему не получилось?___________ _______________________________
Какие проблемы возникли при работе над темой?___________ ____________
Пути решения проблем____________________________________________
Еще пример, как определить эффективность работы на уроке.
Фамилия, имя ученика_________________________________________
Сделайте, пожалуйста, метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится 0, если выше, то выберите подходящий балл – от1 до 5.
Степень усвоения материала:
Оценка моей работы на уроке:
С помощью этой таблицы можно продемонстрировать ученику метод оценивания своих действий и отслеживания динамики происходящих изменений:
Использование методики развития оценочной самостоятельности учащихся приводит к следующим изменениям в представлениях об оценивании и в деятельности субъектов образовательного процесса:
ученики – участвуют в разработке критериев оценки учебных заданий; поэтапно оценивают процесс собственной учебной деятельности и результаты выполнения учебных заданий; получают достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки; выстраивают свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов;
учителя – выстраивают отношения с учащимися только на основе сотрудничества; предоставляют учащимся реальную возможность контролировать свою учебную деятельность и оценивать ее результаты; наряду с предметными компетенциями оценивают развитие универсальных учебных действий и общеучебных умений учащихся; переходят от поурочного оценивания к рубежному контролю и изучению динамики достижений учащихся за определенный период; практикуют индивидуализированные методы, формы контроля и организации учебной деятельности;оценивают продуктивность собственной профессиональной деятельности в зависимости от основных показателей развития оценочной самостоятельности учащихся; анализируют учебные достижения учащихся как результат своей профессиональной деятельности;
родители – изменяют взгляды на школьную оценку с формального оценочного балла на содержание и продуктивность учебной деятельности учащегося.
Использование методики развития оценочной самостоятельности учащихся на ступенях основного и среднего образования приводит к следующим эффектам в образовательном процессе:
происходит смещение акцентов с фиксации освоенного учеником фактического объема предметных знаний на оценку его учебной деятельности;
самооценка ученика становится адекватной педагогической оценке;
идет становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности.
Таким образом, учитель может применять различные формы системы оценки уровня достижений планируемых результатов, а также организовать условия формирования самооценки и самоконтроля в процессе изучения истории, обществознания, а также использовать разные формы организации оценивания результатов, в том числе оценочные листы и карты достижения обучающихся, исследование, портфолио.
Выбранный для просмотра документ презентация оценочная деятельность.pptx