какие компетенции развивает проектная деятельность
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
№ | Название этапа | Деятельность учащихся и учителя |
1. | Планирование работы | -изучение текста художественного произведения, исторических документов; |
-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
-обсуждение возникших идей;
-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);
-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).
— подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;
-презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
Приложение 2. Проектная работа «А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства».
Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть исторический комментарий к тексту художественного произведения, публикация в школьной газете «Ступени». Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
Доклад на тему » «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций обучаемых»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на тему:
«Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций обучаемых»
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
Введение в образовательный процесс ГОС нового поколения поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов ключевых компетенции.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. Однако, метод проектов, на наш взгляд, позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметнъш характер и необходимы в любой области деятельности.
Таким образом, существенными признаками ключевых компетенций являются:
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
В современном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.
Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
Перечень ключевых компетенций основывается на структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности обучаемого, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. К ним относятся:
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении
Разделы: Литература
В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?
В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С. Выготский).
В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика
Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.
Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.
Реализация любого проекта делится на 4 этапа:
погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);
организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);
осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);
презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).
На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:
Растолкуйте значение слова «деепричастие».
Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).
Почему деепричастие называют «отглагольным наречием»?
По каким морфемам можно найти деепричастие?
Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.
В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова «Левша» интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.
Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.
На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта «Всех скороговорок не перескороговоришь» пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.
Проект учащихся 5 класса «Страна Фразеология» | Проект учащихся 11 класса «Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма» |
Составим рассказ. |
Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее.
Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными?
Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности.
Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи?
Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим).
Сделаем интересное представление на фестивале школьных проектов!
Прочитать статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) и О. Мандельштама «Утро акмеизма» (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме
Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум)
Сделать выводы об отличии поэтики символистов и акмеистов
Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.
Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.
Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.
В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).
Выполнить творческое задание в проекте «Всех скороговорок не перескороговоришь» помогли выводы, которые и стали руководством к действию при создании собственных скороговорок:
Под горой на речке Воря
Жил бобёр по кличке Боря.
Раздвигает Борька тину,
Строит бобр Борис плотину.
Отмечая положительные характеристики проектного метода обучения, важно учитывать, что он не становится панацеей и не отменяет классно-урочную систему. На современном этапе этот метод выступает дополняющим звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся и является средством развития ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.
Доклад на тему: «Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетенций»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представление опыта работы
как средство формирования ключевых компетенций»
Симоненко Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Невинномысска
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи
Определим, что сейчас понимают под терминами проект.
В 1920-х годах в школах России использовался этот метод как средство развития учащихся, но в 1930 годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным. В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе.
Учреждение дополнительного образования детей является одним из элементов системы образования. И мы считаем, что нашим учреждениям наравне с общеобразовательными школами и гимназиями на современном этапе развития образования отводится большая роль в формировании у детей проектной компетенции. Для этого есть все предпосылки: в системе дополнительного образования, во-первых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры; во-вторых, учитываются запросы детей, потребности семьи, национально-культурные традиции; в-третьих, создаются условия для раскрытия творческого потенциала детей; в-четвертых, организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми.
Педагогом дополнительного образования работаю на Станции юных натуралистов с октября 1987 года, имею высшую квалификационную категорию.
Веду учебный процесс по двум программным направлениям: «Юные натуралисты» и «Зоология».
Цель моей образовательной деятельности:
Создание условий обучения, воспитания и развития личности ребенка средствами познавательной, творческой, практической эколого- биологической деятельности.
Привлекать обучающихся к научно-практической деятельности, способствующей профессиональному определению, оказывать помощь в овладении ключевыми исследовательскими компетентностями.
Помочь детям использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивать критическое и творческое мышление.
Воспитать активных и ответственных граждан посредством включения обучающихся в исследовательскую, научно-практическую деятельность.
Кредо моей педагогической деятельности: научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты, помочь стать успешным человеком.
Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать в повседневной жизни полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним.
Наблюдения показывают, что даже при незначительной выраженности творческих способностей в условиях творческой среды обучения и воспитания обучающиеся показывают положительную динамику своего развития. Я считаю, что одна из главных задач образовательной деятельности в детском объединении заключается в том, чтобы воспитанник на занятии испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.
Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив.
Например, Ярушников Максим – Всероссийский сетевой проект «Юный тимирязевец» 2012- 2013 г. – Диплом «Лучший тимирязевец 2012- 2013 года», краевой слет «Школа лесной экологии» апрель 2013 года г. Пятигорск тема «Изучение видового состава насекомых г. Невинномысскаграмота, городской этап краевой конференции «Эколого – краеведческие проблемы Ставрополья» ноябрь 2013 г.– Диплом 3 степени, лауреат 4 Международного конкурса исследовательских работ «Открываю мир» г. Чебоксары декабрь 2013 г.
Исследовательские качества, конечно, совсем не угасают, но переходят, как бы в пассивный багаж. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем.
Чтобы решить эти проблемы, активизировать и заинтересовать обучающихся, учебную исследовательскую деятельность условно делю на несколько групп. Вашему вниманию предлагаю определение понятий.
Однако учебное исследование и научное исследование имеют ряд различий.
Мы определили этапы работы над научным исследованием.
Обучающийся все основные этапы проходит самостоятельно, испытывая радость собственных открытий, а педагог является лишь консультантом. В процессе такой работы происходит развитие не только самостоятельности обучающегося, но и развитие образного мышления, памяти и логики, а также коммуникативных способностей (ребенок становится открытым и социально активным). Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий. Предлагаю свое представление о необходимых условиях работы над проектом.
Однако опыт работы показывает, что научной деятельностью способны заниматься не все обучающиеся. По данным исследований, вообще только 16% населения способны по-настоящему осуществлять данный вид работы. Поэтому важно уметь определять наиболее способных, одаренных ребят. Кстати, уровень успеваемости в школе не является показателем его реальных способностей к проведению исследования, так как факторов, влияющих на успеваемость, бывает много. Практика показывает, что даже человека без выдающихся способностей можно научить заниматься исследовательской деятельностью, но для этого необходимы личные качества: трудолюбие, любознательность, ответственность и желание что-то сделать. Все остальное зависит от педагога и правильной организации образовательной деятельности, а залогом успеха будет являться заинтересованность ребенка.
Существует несколько приемов, при помощи которых можно это сделать.
Таким образом, исследовательская деятельность направлена на интеллектуальное развитие личности, на формирование креативных способностей обучающихся, поэтому даже неудачно выполненный проект может нести большое педагогическое значение. На этапе самоанализа, а потом защиты, мы с ребятами подробным образом анализируют причины неудач. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности.
«Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова
«Формирование ключевых компетенций обучающихся
через проектную деятельность»
учитель начальных классов
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции ». Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Перечень ключевых компетенций отечественного образования основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
— Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Обоснование актуальности темы. В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
осваиваются основы исследовательской деятельности;
создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
развивается способность к рефлексии.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в начальной школе. Причин тому несколько:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
1. Применению проектного метода в обучении в начальной школе
Личностно-ориентированное образование, один из основных принципов обновления школы, предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов.
Для начала сформулируем основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация», выводы, выдвижение новых проблем исследования.
С использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:
— самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
— учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
— развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
— развивают аналитическое мышление.
В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Роль учителя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.
В творческий союз при выполнении проектов ученики вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям.
Решающее звено этой деятельности — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом и вне её:
Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные : построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые : находить информацию по каталогам, Интернет,
Информационные : структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом— мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «. на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Существуют общие подходы к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.
Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Стадии реализации проекта и функции его участников
работы над проектом
Подготовка (проблематизация, целеполагание)
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Инициирует проектную идею. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
Исследование и сбор материала (реализация)
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Выводы и оформление проекта
Анализ информации. Формулирование выводов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация, публикация)
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Таким образом, роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..
2.Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на примере учебного проекта «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие» в 3 классе
1. Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение.
Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы.
Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские умения.
Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы .
Используемые педагогические технологии (методы)
Как сохранить разнообразие растительного мира Земли
Проблемные вопросы и вопросы учебной темы
Сохранение разнообразия растений на Земле.
Возможна ли жизнь на Земле без растений?
Почему растения нуждаются в защите?
Как растения связаны с окружающей средой?
Жизни каких растений грозит опасность?
Как защитить растения?
Темы самостоятельных исследований (работ) учащихся
Мероприятия по охране растений.
1Исследовать вопрос «Растения нашего края». Составить фотоальбом «Растения нашего края»
Реферат «Как сохранить разнообразие растений на Земле»
1 Сообщение «Возможна ли жизнь на Земле без растений»
Подбор стихов, легенд, загадок, народных примет о растениях.
Формы представления результатов исследования
Презентации, выполненные в наиболее удобных форматах:
Реферат, доклад, сообщение.
Проект рассчитан на 10 уроков по теме «Растительный мир Земли»
1урок. Какие растения живут на Земле.
3 урок. Разнообразие растений на Земле.
4-5 урок. Как живет растение.
6 урок. Как питается растение.
7 урок. Размножение растений.
8 урок. Продолжительность жизни растений.
10 урок – защита проекта. «Как хорошо, что на Земле есть растения!»
На 1 уроке познакомить учащихся с проблемными вопросами, которые выдвинуты в учебнике.
Затем идет самостоятельная работа над проектом.
10 урок- проекта- защита, презентации ученических работ.
Название проекта : “Тема проекта: «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»
Основополагающий вопрос: Как сохранить разнообразие растительного мира Земли.
Проблемные вопросы: Сохранение разнообразия растений на Земле. Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растения нуждаются в защите?
Как растения связаны с окружающей средой?
Жизни каких растений грозит опасность?
Как защитить растения?
Наше видение ситуации:
Растения – важная часть природы. Очень трудно представить нашу жизнь без растений. У них самая важная и большая работа на планете. Учёные называют растения источниками пищи, они улучшают природную среду, служат материалом деятельности людей. Многие растения из-за пагубного влияния человека стали редкими, занесены в Красную книгу. Если человек не будет думать о будущем, о сохранности на Земле разнообразия растений, о последствиях своей деятельности, то даже, казалось бы, его полезный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли. Мы должны сохранить разнообразие растительности Земли.
Познакомить учащихся с разнообразием на Земле представителей флоры
Раскрыть роль растений
Познакомить со способами сохранения растений на Земле
Используя материал Интернета, CD БЭКМ подобрать материал о растениях, которые внесены в Красную книгу.
Исследуя научно-популярную литературу, изучить вопросы: «Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растений нуждаются в защите? Как сохранить разнообразие растений на Земле?»
Выработать систему мероприятий по охране растений родного края.
Подобрать материал для стенгазеты «Значение растений и их охрана».
Составить фотоальбом «Растения нашей местности».
Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы»
Методы сбора информации:
Организовать поиск, анализ текстового и иллюстрированного материала, используя Интернет – ресурсы, CD БЭКМ для создания презентаций «Растения Красной книги».
Изучить справочную, дополнительную литературу для оформления реферата, сообщения, доклада.
Подобрать материал для стенгазеты..
Собрать фотографии для фотоальбома.
Исследовать материал «Растения в произведениях литературы».
Составить систему мероприятий по охране растений родного края.
Обработать и систематизировать результат.
Формирование компетенций участников проекта:
=формирование ценностных ориентиров экологически безопасного поведения ученика;
=формирование способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
=формирование способности осознавать свою роль, предназначение и степень ответственности;
=умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
=познание и опыт освоения учеником картины мира, представленной взаимосвязями и взаимозависимостью человека и флоры.
=организация самостоятельной познавательной деятельности;
=владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
=добывание знаний непосредственно из окружающей действительности;
=умение извлекать пользу из опыта;
=организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их;
=организация своих собственных приемов изучения;
=умение решать проблемы и действовать в нестандартных ситуациях.
=поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
=запрос различных баз данных;
=получение информации опросным путем, анализ и обобщение результатов;
=работа с офисными программами.
=уметь сотрудничать и работать в группе;
=принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
=уметь разрабатывать и выполнять поставленные задачи;
=входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
=владение различными социальными ролями;
=видеть важность окружения, в котором проходит обучение и работа;
=оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой;
=организовывать взаимосвязь событий;
=уметь противостоять неуверенности и сложности;
=занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение.
=включаться в проект;
=уметь организовывать свою работу;
=уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
=уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
= показывать стойкость перед трудностями;
=уметь находить новые решения.
План реализации проекта
Начальный этап. ( Определение темы и цели)
Планирование деятельности. (Выбор средств и сбора информации)
Принятие решения и создание модели проекта. (Составление плана работы)
Реализация проекта. (Выполнение работы. Репетиция.)
Поэтапная реализация проекта
Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально
Индивидуальные и групповые консультации, методическая помощь учащимся
Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ
Просмотр собранного материала, промежуточное обсуждение
Презентации, фотоальбом, реферат, сообщение, стенгазета, схемы, система мероприятий
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Оценивание результатов проекта учащимися и учителями
Самооценка, внешняя оценка, поощрения
Тема проекта «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»
Нужно ли охранять растения?
Как сохранить разнообразие растений на Земле?
Разработать систему мероприятий по охране растений.
Высказать предположение, подтвердить, привести доказательства
Возможна ли жизнь на Земле без растений?
Почему растения нуждаются в защите?
Как сохранить разнообразие растений на Земле?
Составить фотоальбом «Растения нашего края»
Подготовить сообщение«Возможна ли жизнь на Земле без растений»
Подготовить сообщение «Почему растения нуждаются в защите»
Сравнить растения разных групп
Заполнить схему «Разнообразие растений»
Диагностическая игра «Расселим по царствам природы»
Найти, подобрать, разработать
Подобрать стихи, легенды, загадки, народные приметы о растениях. Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы»
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
Полнота представленной информации.
Творческий подход к работе.
Степень самостоятельности в создании проекта.
1.Определены основные функции компетенций, которые выделены на основании их роли и места в обучении:
отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
2. В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании
4.Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению
Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55—61;
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)