какие компоненты составляют информационную сферу обществознание
Какие компоненты составляют информационную сферу обществознание
Подробное решение параграф § 8 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Есть несколько проявлений асимметричности глобализации. Некоторые из проявлений этой асимметричности уже исследовались в науке и известны политикам. Так, в ответ на западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой помещены в единое информационное поле и реагируют «по-соседски» на события в самых отдаленных уголках мира, представители стран «третьего мира» подняли проблему «информационного империализма», связанную с неэквивалентным обменом информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.
Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Тем не менее, и эти сферы не избежали воздействия феномена глобализации, который нужно анализировать не только как стихийно складывающийся процесс мировой взаимозависимости, но и как технологию асимметричных глобальных взаимодействий, по-новому структурирующих современный мир. В сфере отношений информационного социокультурного обмена эксперты давно уже делят мир на культуры-доноры и культуры-реципиенты, взаимоотношения которых строятся по модели субъектно-объектной связи.
Наряду с глобальными информационными полями, позволяющими действовать на сознание людей поверх государственных границ, в мире образовались и другие глобальные поля, открывающие возможности аналогичных действий в отношении материальных факторов человеческого существования. Это означает, что мы являемся свидетелями нового процесса формирования глобальной власти, отличающейся от ее традиционных форм принципиально новыми технологиями дистанционного воздействия и латентными формами проявления.
2. Какие компоненты составляют информационную сферу?
Информационную сферу составляют следующие компоненты: 1. собственно информация, информационный ресурс и фактор производства в современной экономике; 2. инфраструктура; 3. субъекты сбора, формирования, распространения и использования информации; 4. система регулирования многообразных связей.
3. Какую роль в современном мире играет Интернет?
На сегодняшний день в современном мире Интернет играет огромную роль. Благодаря интернету пользователи получают информацию любого характера, общаются друг с другом и т.д., но кроме положительных моментов, интернет ещё является и средством, которое может использоваться в информационных войнах. Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие противозаконную информацию. В целях предотвращения экономического шпионажа, укрепления трудовой дисциплины многие фирмы вводят специальные правила использования сетевых ресурсов.
4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики?
5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства?
Американская модель развивается при наименьшем вмешательстве государства в экономические и социальные процессы. Это обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, но сохраняется достаточно высокий уровень социального неравенства. В азиатской модели отдаются приоритеты государству и фактически развивается в рамках авторитаризма. При этом высоки показатели экономического развития, но существуют определённые проблемы в сферах образования и здравоохранения. И третья модель связана с активностью государства как в финансировании исследовательских программ и информационных технологий, так и в стремлении максимально повысить качество жизни граждан.
6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества?
7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать?
Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере. Интересы личности связаны с реализацией конституционных прав на доступ к информации, на её использование в деятельности, а также с защитой информации, которая обеспечивает личную безопасность. Интересы общества заключаются в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства выражаются в создании условий для: а) развития российской информационной инфраструктуры; б) реализации конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации; в) защиты конституционного строя, законности и правопорядка, суверенитета и территориальной целостности России, её политической, экономической и социальной стабильности; г) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Политическими критериями сформированности информационного общества выступают наличие и развитость институтов гражданского общества, свобода получения и создания информации, открытость общества для глобальных процессов.
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Из данного социологического опроса видим, что в принципе большинство проголосовали за пользу от глобализации, но не малый процент людей видит больше вреда в глобализации. И действительно, глобализация несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты, но для России больше пользы, т.к. это огромное многонациональное государство, которому просто необходимо расширять экономические связи для его процветания.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
Динамика изменения значимости чтения книг и «общения» с компьютером в структуре досуга подростков (%)
—о— Чтение книг —♦— «Общение» с компьютером
Информационное сообщество диктует свои правила и конечно же не в пользу чтения книг, а проведение досуга в виде «общения» с компьютером. Конечно, книги как источник информации всегда будут иметь свою ценность, но на сегодняшний день более свежую информацию можно найти в Интернете.
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить, как противоречивую?
Информационное общество не может существовать без государства, так как в современном мире формирование информационного общества является одним из направлений государственной политики. Государство на уровне законодательства регулирует информационное общество.
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
§ 8. Современное общество (окончание)
Словарь
Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.
Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.
Практические выводы
1. Теоретические знания о современном этапе развития общества позволяют вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие, как глобализация и создание информационного общества. Вы можете не только дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например профессию, отражающую реальные потребности общества.
2. Современная экономика ставит перед всеми важнейшую задачу: научиться перерабатывать и использовать новейшую информацию, стремиться к расширению знаний, развитию интеллектуального потенциала. Это залог эффективной профессиональной деятельности, основа самореализации человека.
3. Используя Интернет, можно выполнять бытовые операции — оплату коммунальных услуг, покупку товаров и т. д. Но не следует забывать о возможности мошенничества по отношению к пользователям. Интернет — богатейшее хранилище информационных ресурсов, используя которые вы можете решать различные интеллектуальные задачи. Но авторское право действует и во Всемирной паутине, поэтому обязательно оформляйте ссылки на использованные материалы. Важной является и информационная безопасность. Запрещается производство и распространение информации, вредной и опасной для личности, общества, государства.
4. Общаясь через глобальную сеть, вы выступаете как один из представителей сетевого сообщества. Возможность самореализации, которую предоставляет вам информационное пространство, трудно переоценить. Но виртуальное сообщество не заменит реального человеческого общения, совместной деятельности в формальных и неформальных группах.
Документ
Как создавалась Всемирная паутина. По материалам А. Семёнова «Бернерс-Ли — отец WWW».
World Wide Web в переводе с английского — «Всемирная паутина», метод организации информации, который преобразил способы её получения, общения участников друг с другом, проведения научных исследований и покупок в магазинах.
В 1980-х гг. в науке, особенно в ядерной физике, остро проявилась проблема коммуникаций. В условиях информационного взрыва традиционные методы обмена научной информацией в виде статей, публиковавшихся в научных журналах, оказались несостоятельными. Часто информация устаревала, не успев дойти до потребителя.
Проект, который привёл к созданию Всемирной паутины, стартовал в 1989 г. Его предложил Т. Бернерс-Ли. Через год уже был готов первый вариант программного обеспечения. Т. Бернерс-Ли собственноручно написал первый браузер и сервер для WWW, выпустил начальный протокол передачи гипертекстов, разработал универсальный указатель ресурсов как единую систему адресации, объединившую большинство существующих в Интернете технологий поиска и связи, наконец, он создал язык разметки гипертекстов.
Однако настоящему перевороту было суждено произойти тогда, когда Интернет стал открытым для мира, а мир открыл Интернет. Чтобы шире раскрыть двери Интернета для пользователей, нужно было сделать его доступным для неискушённых в программировании любителей. Первый в мире web-сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Сайт появился онлайн в Интернете 6 августа 1991 г. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить web-сервер и т.п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.
В течение нескольких последующих лет Бернерс-Ли и его сотрудники заложили основу web: создали гипертекстовый протокол передачи данных (HTTP) для связи между документами, гипертекстовый язык разметки (HTML) для форматирования web-документов и универсальную систему поиска адресов (URL) для переадресации документов. За это же время Бернерс-Ли написал первые специальные программы: web-сервер и web-браузер (программа для путешествий по Сети). В 1992 г. был открыт доступ к браузеру для широкой публики. Вскоре web стал доступен миллионам пользователей.
Вопросы и задания к документу
1. Почему именно в 1980—1990-х гг. возникла потребность в глобальной информационной сети? 2. Что означают слова «Интернет стал открытым для мира»? Какие черты информационного общества находят отражение в них? 3. Назовите имена людей, которые внесли вклад в развитие информационных технологий. Чему учит их жизненный путь?
Вопросы для самопроверки
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации? 2. Какие компоненты составляют информационную сферу? 3. Какую роль в современном мире играет Интернет? 4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики? 5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства? 6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества? 7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество». 8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать? 9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Задания
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить как противоречивую?
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
5. Участвуете ли вы в каком-либо сетевом сообществе? Проанализируйте положительные и отрицательные стороны вашего участия.
Мысли мудрых
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
У. Черчилль (1874—1965), британский
политический деятель
Помогите решить тест по обществознанию
1) В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
2) Приведите примеры того факта, что глобализация несёт угрозу катастрофического
Пункт: Современное информационное пространство (стр. 81)
Задание 1. Заполните таблицу
Информационная сфера общества
Компоненты информационной сферы общества
Сформулируйте и запишите понятия:
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1) Какую роль в современном мире играет Интернет?
2) Можно ли контролировать доступ граждан в мир свободно распространяемой информации?
3) Что может предотвратить получение информации?
4) Что заставляет закрывать сайты?
Пункт: Глобальная информационная экономика (стр. 84)
Задание 1. Составьте перечень
Новые качества, которые обрела современная глобальная экономика:
Задание 3. Сформулируйте и запишите понятия:
Задание 4. Ответьте на вопросы:
1) Как видоизменяются организационные формы экономической деятельности?
2) Что означает сетевая структура информационной экономики?
3) Что свидетельствует об эффективности инновационной политики государства?
4) Какие новые требования предъявляет информационная экономика к работнику?
5) Что выступает в качестве регулятора глобальной информационной экономики?
6) Какие факторы выступают критериями развития информационной экономики как сферы информационного общества?
7) Что становится основой информационного общества?
Пункт: Социально-политическое измерение
информационного общества (стр. 86)
Ответьте на вопросы.
1) Как новые реалии способствуют развитию гражданского общества?
2) В чём суть идеи электронной демократии (e-democraty)?
3) Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
4) Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной среде
5) Перечислите политические критерии сформированности информационного общества
Какие компоненты составляют информационную сферу?
Какие компоненты составляют информационную сферу?
Что то типоувеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества ; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов иуслуг, рост их доли вваловом внутреннем продукте ; нарастающаяинформацияобщества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ ; создание глобальногоинформационного пространства, обеспечивающего : эффективное информационное взаимодействие людей ; их доступ к мировым информационным ресурсам ; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронногоправительства, цифровых рынков, электронныхсоциальныхи хозяйствующих сетей.
Какая наука изучает компоненты духовной сферы общества?
Какая наука изучает компоненты духовной сферы общества.
Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере?
Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере?
Каким образом можно им противодействовать?
В какие связи и отношения вступает человек в экономической сфере современного общества ; в социальной сфере ; в политической сфере ; в духовной сфере?
В какие связи и отношения вступает человек в экономической сфере современного общества ; в социальной сфере ; в политической сфере ; в духовной сфере?
Какие компоненты находятся под влиянием гуманизации?
Какие компоненты находятся под влиянием гуманизации?
Назовите три компонента.
Помогите, пожалуйста?
Определите, по какому принципу образован ряд.
Экономическая сфера ; социальная сфера ; политическая сфера ; духовная сфера.
На какие сферы можно разделить общество?
На какие сферы можно разделить общество.
В производстве страны П доминирует сфера услуг, в основе населения преобладает средний класс, во всех сферах общественной жизни активно используется информационные технологии?
В производстве страны П доминирует сфера услуг, в основе населения преобладает средний класс, во всех сферах общественной жизни активно используется информационные технологии.
К какому типу обществ можно отнести страну П?
Используя обществоведческие знания, назовите три любых признака обществ этого типа, не упомянутые в условии задачи.
Направления федерального законодательства, призванные поддерживать развитие информационного общества и функционирование электронного?
Направления федерального законодательства, призванные поддерживать развитие информационного общества и функционирование электронного.
A) инновационная сфера b) социальная сфера c)политическая сфера d) все указанные выше.
Какие сферы общества бывают?
Какие сферы общества бывают.
Какие чертыре сферы составляют основу экономики?
Какие чертыре сферы составляют основу экономики?
Согласны ли вы с утверждением, что главной среди них является распределение?
Есть много негативных воздействий человека на природу. Например, в наше время почти у каждого второго есть собственный автомобиль, но он выпускает выхлопные газы, которые «убивают» природу, тем самым у человека появляется негативное воздействие. Та..
Ответ : принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей, ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты.
Однажды я видела как мальчики издевались над щенком мне стало жалко его они пенали и бросались камнями него я не выдержала подошла и начала его защищать позже я его забрала и приютила у себя теперь это большая и красивая собака.
Какие компоненты составляют информационную сферу обществознание
1.9. Информационная сфера общества
Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.
Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.
В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):
1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.
2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.
3. Информационная инфраструктура.
Информационная инфраструктура включает в себя:
1) информационные ресурсы общества;
2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-комму- никационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;
Рис. 1.34. Информационная сфера общества
3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.
Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.
Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.
Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно-политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защи- те информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой — превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.
Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.
Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой — налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.
Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.
Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:
— консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);
— услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);
— услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);
— услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).
Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.
Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:
1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;
2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;
3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.
Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.
Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:
— органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;
— органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;
— информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;
— когнитивные структуры общества — научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;
— предприятия и организации различных сфер деятельности;
— средства массовой информации.
В качестве примеров субъектов — производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).
Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.
Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.
Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:
1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;
2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.
В информационную техносферу включают:
— средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;
— средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;
— телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;
— сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;
— полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;
— средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).
Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).
В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г.1 (верхнее число) и на 2001 г.2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.
Таблица 1.7. Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)
Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:
— развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);
— происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;
— в ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;
— доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.
В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. — 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг — в 25%, программного обеспечения — в 11%.
Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.
Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12—14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей — не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.
Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20—40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл. (в 2002 г. — 500 млн долл.).
В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55—60 млн.
Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур- сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10—13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.
Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:
— органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;
— научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;
— учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;
— организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.
Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.
В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:
— обеспечение универсального интерактивного доступа;
— обеспечение доступа к государственной информации;
— защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;
— защита прав интеллектуальной собственности;
— координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.
В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.
Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума — проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998—2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002—2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:
— системы и услуги для граждан;
— новые методы работы и электронная коммерция;
— мультимедийное содержание и средства;
— технологии и инфраструктура общего пользования;
— перспективные и вновь возникающие технологии.
Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.
В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:
1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.
2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.
3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.
4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.
В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:
— проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;
— рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;
— разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;
— развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ во многих секторах экономики;
— активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:
— содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;
— защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;
— обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;
— развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;
— продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;
— развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.
Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:
— содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;
— обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;
— совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
— уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;
— содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.
Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.
Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы — к 2030—2040 гг., Россия — к 2050 г.
Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002—2010 гг., реализация которой позволит:
— эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
— обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
— преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
— обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, втом числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:
— формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере ИКТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
— повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
— обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
— повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
— содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
— содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;
— формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;
— формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Информацией называют сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данные — это удобная форма представления информации, а информация — это полезное содержание данных. Тип данных определяет не только способы представления информации для ее хранения, передачи и обработки, но и набор операций, которые можно производить с этими данными.
Работа с большими наборами данных легче автоматизируется, если элементы данных расположены в наборе в соответствии с некоторыми правилами, образуя заданную структуру данных.
Основными свойствами (показателями качества) информации являются ее ценность, полезность, понятность и доступность.
Информация проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются регистрация, распространение и использование информации. Разновидностями системной организации реализации информационных процессов являются информационные технологии и информационные системы. Информационная технология — системно организованная совокупность методов и способов реализации информационных процессов на базе определенного класса инструментальных средств. Автоматизированная информационная система — это взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-техничес- ких средств и специалистов, предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых в деятельности пользователя АИС.
Для успешного информационного взаимодействия человека с компьютером необходимо уметь кодировать все типы информации: текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию.
Основой представления информации в современных компьютерах и других цифровых устройствах является двоичный код, состоящий из двух символов: 0 и 1.
Алгоритмическую обработку информации в информационной системе можно моделировать с помощью взаимодействующих с пользователем вложенных абстрактных машин. Любой алгоритм можно представить с помощью трех базовых конструкций структурного программирования: «следование», «ветвление» и «цикл-пока».
В истории развития цивилизации выделяют шесть информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств и способов хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Шестая информационная революция, происходящая в настоящее время, вызвана формированием и развитием глобальных информационно-ком- муникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения в организации производственной, торговой и иной профессдсжальной деятельности.
Сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, называют информационной сферой. В нее входят субъекты, осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов, потоки создаваемой и потребляемой информации, информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы общества, информационную индустрию и системы регулирования и воспроизводства информационной сферы.
1. Что характеризуют прагматический, семантический и синтаксический аспекты информации?
2. В чем заключается отличие информации от данных?
3. Назовите три основных типа структур данных и поясните соответствующие им способы адресации.
4. Что такое информационный процесс?
5. Как представляется в двоичном коде текстовая информация?
6. Как представляется в двоичном коде графическая информация?
7. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства?
8. Что такое абстрактная машина и в чем заключается ее взаимодействие с пользователем?
9. Опишите основные базовые конструкции структурного программирования.
10. Назовите основные черты каждой из информационных революций.
11. Что такое информационная сфера и каков ее состав?
12. Что такое информационные услуги и каковы их основные виды?
13. Поясните содержание каждого из общих информационных процессов, используя входящие в них основные процессы.
14. Что такое информационная технология и какими аспектами она характеризуется?
15. Каковы основные тенденции развития автоматизированных информационных технологий?
16. Опишите обобщенную архитектуру АИС.
17. Какие виды АИС выделяются при использовании различных классификационных признаков?
1. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков M.Л. Основы информатики. М.: Филинъ, 1998. С. 11—51.
2. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 13—118.
3. Информатика в терминах и определениях российского законодательства / Под ред. В.А. Никитова. М.: Славянский диалог, 2000. С. 96-108.
4. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 12-35, 41-69, 95-213.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 25-80.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. М.: Юридическая литература; Администрация Президента Российской Федерации, 1995. С. 1213—1225.