какие компоненты входят в состав процесса социализации

Социализация личности. Три составляющие сферы в процессе ее становления.

какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть фото какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть картинку какие компоненты входят в состав процесса социализации. Картинка про какие компоненты входят в состав процесса социализации. Фото какие компоненты входят в состав процесса социализации Яна Смирнова
Социализация личности. Три составляющие сферы в процессе ее становления.

Cоциализация личности происходит с того момента как человек появился на свет и продолжается до конца его жизни.

Этот процессвключает в себя два важных аспекта:

— усвоение социального опыта человеком через его вхождение в социальную систему общественных связей;

— активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Если мы говорим о социализации личности, то мы подразумеваем ситуацию связанную с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретной личности. Основными компонентами социализации, так сказать носителями культурных норм и ценностей принято считать социальные институты, такие как школа, семья и т. д. в процессе взаимоотношений двух субъектов. Исходя из всего этого мы можем выделить несколько сфер с которыми контактирует процесс социализации: деятельность, общение и самосознание. Благодаря данным сферам связи человека с окружающим миром расширяются.

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности очень тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности. Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения личности происходит при увеличения его контактов с окружающими. Контакты могут устанавливаться в процессе выполнения каких-либо совместных действий – в процессе самой деятельности.

В процессе социализации количество контактов зависит от его индивидуально-психологических характеристик. Главную роль здесь играет возраст субъекта. Расширение общения происходит в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической). Личность учится ориентироваться на своего партнера.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, она происходит посредством становления его Я-образов. В ходе эксперимента было доказано, что Я-образы возникают у личнсоти не сразу, а формируются в ходе его жизнедеятельности при воздействии различных социальных факторов и условий.Структура Я-индивида включает в себя три компонента:

— знание себя (познавательный компонент);

— оценка себя (эмоциональный);

— отношение к себе (поведенческий).

Итак, можно сказать что процесс социализации, рассматривается с точки зрения единства всех трех составляющих сфер – деятельность, общение и самосознание.

Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений Все мы с Вами родители и ежедневно общаемся с детьми, воспитываем их. Психологами выделены и структурированы стили родительского воспитания.

Предпосылки возникновения и пути становления образно-ролевой игры «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». А как жить так, чтоб из были сделать сказку?» В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает.

какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть фото какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть картинку какие компоненты входят в состав процесса социализации. Картинка про какие компоненты входят в состав процесса социализации. Фото какие компоненты входят в состав процесса социализацииПредметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.

Развитие личности дошкольника средствами художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУСАЛОЧКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Рекомендации для родителей «Здоровый образ жизни и его основные составляющие» Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Семья – это.

какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть фото какие компоненты входят в состав процесса социализации. Смотреть картинку какие компоненты входят в состав процесса социализации. Картинка про какие компоненты входят в состав процесса социализации. Фото какие компоненты входят в состав процесса социализацииСистема работы по совершенствованию мотивационной сферы детей–дошкольников в процессе ознакомления с сенсорными эталонами Основной и ведущей задачей специального коррекционного дошкольного учреждения,является создание условий и обеспечение полноценной подготовки.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Мастер-класс для педагогов «Развитие личности в процессе общения» Оборудование: листы цветной и белой бумаги, набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш). Ход мастер-класса: I. Организационный.

Творческая социализация детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества В настоящее время современное общество испытывает потребность в самостоятельных, творческих и активных личностях с ярко выраженными индивидуальными.

Источник

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

Основными институтами социализации являются:

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Источник

Составляющие процесса социализации

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

· стихийная социализациячеловека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

· относительно направляемая социализация, когда государство принимает определенные экономические, законадательные, организационные меры для решения своих задач; (сроки службы в армии; образование и т.п.);

· сознательное самоизменение человека,который имеет просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительсво, самосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

ЭТАПЫ, АГЕНТЫ, СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ, МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизации жизни человека.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения и т.п.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Какие компоненты входят в состав процесса социализации

Педагогические науки/ 6. Социальная педагогика

Ст.преподават. Салпагарова Маруа Биляловна

Северо – Кавказская государственная гуманитарно – технологическая академия, Россия

Структурные компоненты социализации личности.

Социализация – это процесс становления личности, интеграция ее в общество, усвоение элементов культуры, норм, ценностей и соответствующих образцов поведения. Принятие ею социальных ролей, взаимодействия с окружающим социумом и формирования этнической и гражданской идентичности.

Процесс социализации человека продолжается всю жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, формируется мировоззрение, опирающееся на общечеловеческие и духовные ценности народа, развивается чувство собственного достоинства, воспитание морально – нравственных качеств личности, формирование этнического и гражданского самосознания.

Гуманизация образования означает, по утверждению Ромаева Н.Б., создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам [12,43].

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» постулирует принципы защиты и развитие образовательной организацией национальных культур и региональных культурных традиций. Национально-культурные интересы народов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций образования. В то же время система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России, обращенная к их насущным потребностям и устремлениям в будущее, должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры [6].

Общее и особенное специфическим образом сочетаются в этнической культуре. Традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается на общественное мнение, общепринятые традиции и нормы.

Традиционная культура может быть транслятором важнейших нравственно-этических, эстетических и даже политико-правовых норм и ценностей, которые служат регуляторами поведения и развития личности этнофора.

Этническая культура многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д.

Такие различные формы этнической культуры, как традиции, обряды, обычаи, ритуалы, кодексы чести, совести и порядочности и пр. выполняют функцию носителей этнокультурных и общечеловеческих ценностей.

Традиции, обычаи этнокультура гармонично дополняются и развиваются родовыми и семейными традициями. Они были и остаются носителями многих ценностей, имеющих общечеловеческое признание, служат тем звеном, который сближает и объединяет разных людей представителей различных национальностей и конфесий.

Этническая культура способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции.

Рассматривая « социальный принцип» воспитания применительно к той или иной стране, народу, Н.Ф. Бунаков [1] показал, что общественный, народный характер воспитания включает учет национальных особенностей, специфических черт психики народа, его образа жизни, исторического прошлого, традиций, культуры, нравственности. Вопросы воспитания, формирования нравственной личности Н.Ф.Бунаков раскрывая в свете идей К.Д. Ушинского о народности в общественном воспитании, он нравственное воспитания считал ведущим в педагогическом процессе, утверждая, что «школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через своих учеников проводить их в жизнь» [14].

Как любой процесс, социализация представляет собой систему, которую следует рассматривать в единстве структурных и функциональных компонентов.

Анализ процесса социализации как педагогического явления в работе Н.Ф. Головановой [3, С.145] позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

1. Коммуникативный компонент, который вбирает в себя все многообразные способы и формы коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определённого круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений.

3. Поведенческий – разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребёнок.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к ценностям общества.

Такие психологи как Г.М. Андреева, Б.П. Битинас, Л.Колберг, И.С. Кон и др. в качестве основного содержания социализации выделяют социальные идей, символы, ценности и установки, социальные навыки и модели поведения.

А. Хузиахметов [16] рассматривает, основываясь на структуре личности Ю.П. Платонова [10] уровни структуры личности, на каждом из которых проявляется взаимодействие социализации и индивидуализации:

1. Врождённые биопсихические качества личности: задатки, темперамент, которые по-разному влияют на социализацию и индивидуализацию. Они развиваются и зависят от взаимодействия социального и природного.

2. Познавательные процессы. Они носят личностный характер и в них как бы «отшлифовывается» индивидуальность, но реализуются познавательные способности в социальной сфере, в окружающей действительности.

3. Формирование социального опыта. Человек приобретает его, и социально творческое «переплавляется» личностью в индивидуальный опыт и индивидуальное сознание.

4. Формирование направленности личности или системы ориентировочной основы поведения и деятельности. Здесь социальные мотивы сочетаются с индивидуальными.

Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации по Кожанову В.И. [7]. являются:

1. Познавательный компонент. Индивид воспринимает этнокультурную информацию на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Происходит раскрытие связей и отношений в окружающем мире, у индивида формируется целостная картина мира, приобретаются необходимые для жизни в этносоциуме умения и знания.

2. Ценностно-ориентационный компонент. Индивид соотносит получаемую информацию с собственным социальным опытом и на этой основе формирует собственное отношения к ней. Понятия, представления и идеи, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения, усваиваются личностью и впоследствии сами приобретают силу непосредственных побуждений и начинают определять поведение индивида.

3. Деятельностный компонент. Индивид включается в активное взаимодействие с окружающей этносредой, усваивает социальный опыт, проявляет себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.

Функциональными компонентами этнокультурной социализации, исходя из того, что под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы, а функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, являются:

1. Когнитивный компонент. В процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурным социальным опытом приобретаются знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой для народа (этноса) деятельности.

2. Коммуникативный компонент. Между учащимися и педагогами устанавливаются педагогически целесообразные взаимоотношения.

3. Деятельностный компонент. Учащиеся включаются в социально значимую для народа (этноса) деятельность.

4. Коррекционный компонент. Происходит коррекция хода процесса этнокультурной социализации, устанавливаются и регулируются необходимые связи между субъектами процесса.

Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.

Мотивоционно – ценностный компонент в процессе социализации школьников рассматривали Л.И.Божович, С.Каган, А.Н.Леонтьева, Р.Р. Накохова и др. Значение данного компонента определяется ими как процесс усвоения знаний этнокультурного составляющего своего народа, систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности, ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к этноценностям своего народа.

По нашим исследованиям педагогическая модель социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования отражает логику и динамику исследуемого процесса. Модель функционирует соответственно цели (социализация старшеклассников в этнокультурном пространстве), подходами (антропологический, личностно – деятельностный, компетентностный, культурологический, системно – структурный), педагогическими условиями

( этнопедагогизация образовательного процесса, приобщение к народным этнокультурным ценностям, организация творческой продуктивной деятельности старшеклассников по интериоризации и экстериоризации этнокультурных ценностей, актуализация мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы подростка за счет наполнения социально значимой деятельностью, организация продуктивного взаимодействия в социальном окружении), функциям ( целеполагания, интериоризации и экстериоризации, активного взаимодействия), методам (общепедагогические и методы народной педагогики), этапам (мотивационно – целевой, содержательно –деятельностный, результативно – рефлексивный) и результатом социальная компетентность, старшеклассников как основа успешной социализации подростка посредством освоения этнокультурных ценностей в учреждениях дополнительного образования.

1. Бунаков, Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников»//Избр.пед.соч.,М.,1953, с.243)

2. Божович, Л.И. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – 44 с.

3. Голованова, Н.Ф. C оциализация и воспитание ребёнка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.

4. Давыдова, А.В. Давыдов, В.В.Проблемы развивающего обучения.- М., Педагогика, 1986.-240с.

6. Закон РФ «Об образовании» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

8. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.- 304с,

10. Платонов, Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. – СПб.: Речь, 2002. – 265 с.

11. Пронина А.Н. Изучение взаимосвязей в структуре социализации-индивидуализации личности дошкольников.

12. Ромаева, Н.Б. Ромаева, Н.Б., Ромаев, А.П. Генезис феномена и категории «СВОБОДА» в в гуманистической педагогике России //Антропологический контекст. Ставрополь, 2008

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 2. 328с.

14. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании/ Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988,Т.1,- С.194.

15. Шиянов, Е.Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь, 2007.

16. Хузиахметов, А. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998

17. Триандис, Г. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007. – 384с.

Источник

Какие компоненты входят в состав процесса социализации

Анализ социально-педагогических исследований, литературы позволил выделить три компонента социализации:

1. Познавательный. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений (Л.П. Буева). Значение познания для социализации состоит в том, что оно позволяет раскрыть связи и отношения в окружающем мире (Э.А. Голубева). Познавательный компонент направлен на формирование у детей целостной картины мира, предполагает приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений.

2. Ценностно-ориентационный. Соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. По мнению психологов, в процессе развития у ребенка формируются и становятся устойчивыми определенные мотивы его поведения и деятельности (характер мотивов зависит от среды пребывания ребенка, его воспитательного влияния). Устойчиво доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и подчиняют все другие мотивы. Именно в подростковом возрасте в центре внимания личности находятся вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения, а также складываются относительно устойчивые «автономные» взгляды, суждения.

С точки зрения Л.Б. Филонова, именно в подростковом возрасте происходит интеграция сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию подростками сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм.

В подростковом возрасте вопросы, связанные с нормами взаимоотношений людей друг с другом, находятся в центре внимания подростков, которые активно ищут образцы для подражания, а выбрав, начинают сравнивать свое поведение и поведение окружающих людей с этим образцом.

Основные признаки ценностно-ориентационного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что ребенок усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Социальные отношения на основе определенных ценностей порождают социально-психологический климат, который оказывает влияние на состояние подростка, позволяет входить ему в контекст современной жизни.

3. Деятельностный. Активность личности согласно установленной системе ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности (Е.А. Ануфриев, Л.П. Станкевич, В.Я. Силе и др.). Он предполагает включение подростка в деятельность, приобщение личности к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.

Процесс социализации личности подростка должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям как субъектам совместной деятельности.

Мы выделяем следующие функциональные компоненты системы социализации личности подростка: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный, компонент самоуправления.

Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения подростком социального опыта. Подростки приобретают знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой деятельности.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений между подростками и педагогами.

Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность.

Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи.

Компонент самоуправления. Система социализации личности подростка самоуправляема, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления.

Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.

Система обладает динамичностью. Благодаря развитию системы идет и процесс социализации, подросток имеет возможность подняться на более высокий уровень. Рассматривая процесс социализации личности подростка как многоуровневое образование, охарактеризуем исследуемые уровни социализации, дадим общую характеристику.

Все уровни взаимосвязаны между собой. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. То есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой.

1. Социально-психологические механизмы.

2. Социально-педагогические механизмы.

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

1. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо».

2. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Социализация дает нам возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений.

Разумеется, социализация осуществляется под влиянием сверстников, родителей, учителей и т.д. Под их влиянием у подростков формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения социальных ролей. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Cоциализация является исключительно мощной силой. Дальше мы рассмотрим, инновационные формы социализации обучающихся в системе дополнительного образования детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *