какие компоненты входят в структуру учебной деятельности ребенка
Учебная деятельность дошкольника
Ольга Шарова
Учебная деятельность дошкольника
Шарова Ольга Вадимовна
ГБДОУ детский сад №69
Петроградского района Санкт-Петербурга
Учебная деятельность дошкольника.
Часть 1. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи – симпатию, сочувствие к больным детям, уважение к старшим и т. д. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, к тем персонажам, которых ребенок нарисовал или сделал из пластилина, используемые в игре. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных отношений, разворачивающихся во время игры – при обсуждении содержания игры, распределении ролей, игрового материала и т. д. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело. Нередко между детьми возникают конфликты, по поводу тех или иных моментов организации или проведения игры. Причиной таких конфликтов обычно служит неумение согласовывать свои планы и действия. На помощь обычно приходит воспитатель. Развитию личности способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных занятий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведённое в порядок помещение или выкопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д. Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими, и таким образом ведет к развитию воли, умению управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то в последствии его начинает выполнять и сам ребенок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений. Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе, и даже обществу в целом).
Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов – любознательности, желания узнать новое, а также интересов к познанию отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения. Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность – один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большей мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом, формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности – условие развития способностей.
Часть 2. Структурные компоненты учебной деятельности.
Учебная деятельность направлена на овладение учебным материалом и решением учебных задач:
— в ней осваиваются общие способы действий и научных понятий;
— общие способы действия предваряют решение задач;
— учебная деятельность ведет к изменениям в самом ребенке;
— происходят изменения психических свойств и поведения ребенка.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
— интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);
— знаковые средства, в форме которых усваиваются знания.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразные: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.
Учебная деятельность имеет структурные компоненты: учебная ситуация, мотивация, учебные действия, действия оценки, действия контроля. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная ситуация может быть конфликтной и сотруднической, а по содержанию – проблемной или нейтральной. Проблемная ситуация дается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чём причина?» и т. д. Задача возникает здесь как следствие проблемной ситуации в результате её анализа. Учебная деятельность, как целое, включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям относятся:
А) действия изменения содержания учебного материала,
Б) действия обработки учебного материала.
Кроме исполнительных действий, по обработке материала, параллельно протекают контрольные действия. Наряду с мыслительными, в учебных действиях перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направленные на создание нового) действия. Важным этапом является возникновение у ребенка самоконтроля, то есть способности сравнивать свои действия (и слова) с тем, чему его обучают. Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данными ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы.
Детей дошкольного возраста необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени, и подготовиться к школе. Обучение на занятиях имеет большое значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности.
Овладение элементами учебной деятельности включает формирование познавательных интересов и усвоение умения учиться. Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. Дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало исследование А. И. Голубевой, наибольший интерес к умственной работе вызывало решение чисто интеллектуальных задач. Стойкость пытливого отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрослые это отношение к окружающему или гасят своим пренебрежительным отношением к вопросам детей, или нежеланием отвечать на них. Но если воспитатель поддерживает вопросы ребенка, побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими ответами направляет мысль ребенка на постановку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Р. Кэрт, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его познания», то есть то новое, что дополняет его знания о предмете. С одной стороны, интерес, как желание знать что-то, знать глубже, полнее, точнее, возникает, когда ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских пирамидах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть. С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, или становится неинтересно его слушать, они ничего нового не узнают, и быстро отвлекаются. Рассказ воспитателя будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но существенная сторона знакомого объекта: либо происхождение предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная образом жизни особенность строения органа животных, то есть что-то новое даже в том, что ребенку известно. Особое значение для детей дошкольников имеет узнавание изменчивости явлений, их жизненного значения и практического применения. Исследования показали, что для детей дошкольного возраста, решающее значение в формировании познавательных интересов имеет подача новых знаний (Г. И. Щукина, Р. Кэрт). Когда воспитатель, желая вызвать активный интерес детей к некоторым животным, рассказывал о них, используя дополнительно книгу Е. И Чарушина, где полно и живо описаны уже знакомые детям животные, интерес детей к животным возрастал. Они и сами после этого более полно и подробно описывали этих животных, их внешние признаки и образ жизни. Но интерес детей возрастает ещё заметнее, когда дополнительные сведения о тех же животных даются в форме открытий самих детей. Например, в такой необычной форме, как это делает журналист Фр. Лорд, «взявший интервью» у представителя животного мира («Слово имеет кенгуру». М «Детская литература 1965 г»). Через такие книги дети с удовольствием познают окружающий мир.
Часть 3. Условия развития познавательных интересов дошкольника.
В процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явно выражено прежде всего единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. В них тесно переплетаются старые, т. е. ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные, когда они уже немного известны. Проведённые исследования показали, что, задавая вопросы, и получая на них ответы старших и сверстников, ребёнок анализирует те сложные факты жизни, с которыми он встречается. Познавательная активность ребёнка побуждает и взрослого разъяснять ему, показывать существующие в жизни зависимости между явлениями. Так ребенок учится обобщать, переходит к категориальным и осмысленным знаниям. Ситуативность мышления, характерная для 3-5-летних детей, постепенно преодолевается. Дети все больше освобождаются от связанности теми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача, и переходят к обобщенному и логическому ее решению в уме (О. М. Концевая, А. В. Запорожец и др.). Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнать неизвестное, в радости сделанных открытий, в формирующейся любознательности. Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой знаний в виде дидактической игры более эффективно, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте. «Умение учиться» в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу, умеет отличать учебные задачи от практических, жизненных ситуаций;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировки и т. д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания);
г) достигает результата;
д) приобретает навыки самоконтроля и самооценки).
«А. П. Усова подчеркивала, что значение учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее, дети приобретают такие важные будущему школьнику качества, как организованность, умение контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течение всего занятия. Перечисленные качества могут быть разных уровней:
1) Дети, руководствуясь указаниями воспитателя, достигают целей и требуемого результата;
2) дети слушают указание, но придерживаются их не всегда. Широко развита подражательность друг друга. Результата достигают не всегда;
3) слушают указание воспитателя, но работают, придерживаясь их, по-своему. Нужного результата не достигают.
Желательно чтобы в начале и в конце учебного года воспитатели составляли по этим показателям характеристики детей. При этом следует учесть, что у одного и того же ребёнка уровень учебной деятельности на разных занятиях может быть неодинаков.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология» – М., 1997 г.
5. Каменская В. Г., Таланов Л. В. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Санкт-Петербург, 1996 г.
6. Лямина Г. М. «Подготовительная группа в детском саду». – М., 1975 г.
7. Люблинская А. А. «Детская психология» – М., 1971 г.
8. Мухина В. С. «Детская психология» – М., 1985 г.
9. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» – М., 1996 г.
10. Усова А. П. «Обучение в детском саду». – М., 1981 г.
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».
Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.
Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.
Органайзер для дошкольника «Теплоход» Для работы нам понадобится любая коробка нужного размера, скотч, карандаш, линейка, бумага для отделки органайзера. Вырезаем из коробки.
Портфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.
Портфолио дошкольника Предлагаю Вашему вниманию портфолио детей нашей группы, которое мы совместно с родителями собрали в течение года. Портфолио дошкольника.
Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.
Понятие и структура учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Понятие и структура учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
В своей работе мы опираемся на определение учебной деятельности, данное Д.Б. Элькониным.
Психологи определяют учебную деятельность как особую в системе деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. В частности Т.В. Габай находит её место в системе деятельностей. В связи с этим Т.В. Габай выделяет особенности учебной деятельности, к которым относит:
основной продукт в учебной деятельности является не только объективно главным продуктом этой деятельности, в которой всё подчинено его получению, он и осознаётся человеком как главный, составляя её цель;
приобретаемый человеком опыт не открывается им в исследовательском процессе, а получается в готовом виде от других участников этой деятельности;
действия познающего лица ограничиваются выполнением лишь её основного функционального компонента, тогда как вся сумма подготовительных функциональных компонентов этой деятельности передана обучающему лицу.
И.А. Зимняя среди особенностей учебной деятельности отмечает следующие:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
общие способы действия предваряют решение задач;
ведёт к изменениям в самом субъекте;
в процессе учебной деятельности происходят изменения психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий (добавляет эту особенность, ссылаясь на И. Лингарта).
Учебная деятельность имеет свой предмет. Разные учёные определяют его, основываясь на собственных исследованиях и на анализе трудов своих коллег. Приведём мнение некоторых из них.
Т.В. Габай, вслед за Д.Б. Элькониным, считает, что предмет учебной деятельности есть то, что в её процессе достраивается до желаемого продукта, которым являются желаемые изменения в самом учащемся. Они, таким образом, состоят либо в приобретении некоторого понятия, умения или его фрагментов, либо в их трансформации.
И.И. Ильясов предметом учебной деятельности определяет опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путём присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения, поэтому предметом этой деятельности он также считает не усвоенное ещё содержание обучения, преобразуемое в ней из неусвоенного в усвоенное.
Предмет учебной деятельности по И.А. Зимней: усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка приёмов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся.
Помимо предмета эти исследователи определяют продукт и результат учебной деятельности. Продуктом, по мнению Зимней И.А., является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
В процессе учебной деятельности подрастающие поколения воспроизводят в своём сознании те теоретические богатства, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но самое главное то, что эти отношения и реализуются в основном через неё как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
В учебной деятельности ребёнок впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Учебная деятельность в этом смысле очень существенный момент становления человека как личности. По мнению Репкина В.В., чтобы сформировать такую деятельность надо соответствующим образом построить обучение. Поставив перед ребёнком учебную задачу, постепенно осуществляем её решение, вводя понятийный материал, требующий анализа, обобщения, внутренних свойств и связей.
Чтобы в процессе преподавания у младших школьников происходило формирование полноценной учебной деятельности, необходимо её строить в соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами. Только при таком построении учебной деятельности с самого начала обучения может сформироваться сознательная учебная деятельность, которую строит сам школьник по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, проводимая под руководством учителя, в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учеником деятельность, т.е. в самообучение.
Подход к структурированию учебной деятельности предложен в трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Они выделяют следующие компоненты учебной деятельности:
Рассмотрим выявленные ими компоненты учебной деятельности более подробно.
Понятие “учебная задача” ввёл в психологию обучения Д.Б. Эльконин. Учебную задачу он считал основной единицей (клеточкой) учебной деятельности. Главное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми он действует.
При решении учебной задачи конкретные единичные предметы, с которыми действует субъект и в которые он вносит изменения своими действиями, не есть объекты его действий. Объектом учебных действий является то, как следует вносить подобные изменения в предметы. Объект учебного усвоения не предметы, с которыми действует субъект и не их конкретные свойства, а сами способы изменения этих предметов.
Учебная задача решается школьниками путём определённых действий. К этим действиям относятся:
преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
преобразование моделей отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль за выполнением предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Исходной формой учебных действий является совместное выполнение группой школьников под руководством учителя распределённых между ними учебных действий. Постепенно происходит интериоризация этих коллективно распределённых действий, превращение их в индивидуально осуществляемое решение учебных задач.
По мнению Гончарова В.С., исходным и главным среди учебных действий, является действие преобразования условий учебной задачи для того, чтобы обнаружить некоторые всеобщие отношения той системы объектов, которая должна быть отражена в соответствующем теоретическом понятии. Речь идёт о таком преобразовании условий задачи, которое нацелено на поиск, обнаружение и выделение вполне определённого отношения изучаемого целостного объекта. Особенность этого отношения в том, что оно выступает как генетическая основа и источник всех частных особенностей целостного объекта. Отношение в своей учебной функции выступает в качестве первоначального момента при формировании понятия. Данное учебное действие, в основе которого лежит мыслительный анализ, сначала имеет форму преобразования предметных условий учебной задачи, как мыслительное действие оно осуществляется в предметно-чувственной форме.
Контроль может осуществляться как на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий, так и на основе предполагаемых результатов действий, выполняемых лишь в умственном плане.
Д.Б. Эльконин придаёт действию контроля в процессе решения учебной задачи особое значение, т.к. по его предположению именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.
Действие оценки фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной задачи. От характера оценки зависит организация учебной работы. Благодаря действию оценки ребёнок определяет действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. “Тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций”.
Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обуславливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое.
Ш.А. Амонашвили в структуре учебно-познавательной деятельности выделяет следующие компоненты:
осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
построение плана её разрешения;
практическое разрешение задачи;
контроль над процессом разрешения задачи;
оценка результатов в соответствии с эталоном;
постановка задач дальнейшего совершенствования приобретённых знаний, умений, навыков.
Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, ибо именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности. Учителю следует заботиться о том, чтобы у школьника сформировался учебный мотив, ориентирующий ребёнка на способ действий.
А.К. Маркова отмечает особенность учебного мотива как одной из сторон мотивационной сферы, которая состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью учебной деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей учебной деятельности.
Необходимо также отметить, что начальным звеном учебной деятельности является процесс целеполагания, т.е. выделение той конечной цели, ради достижения которой осуществляется деятельность. В учебной деятельности школьника цели задаются извне как внешнее требование к результату деятельности. Поэтому, чтобы они выступали в качестве цели субъекта, они должны быть им приняты.
ученик (с помощью учителя) вычленяет отдельные стороны, средства и способы учебной деятельности, соотносит их с целями и условиями;
на основе этих “эталонов” школьник оценивает, перестраивает свой опыт деятельности, вырабатывает систему своих оценок (“смысла” учебной деятельности для себя) и на этой основе активно осуществляет дальнейшее усвоение, отбор и использование общественно выработанных эталонов;
учащийся в состоянии оказывать преобразующие воздействия на общественно выработанный опыт деятельности, создавать новые средства и способы её осуществления.
Таким образом, анализ результатов работ отечественных психологов и педагогов показал, что существует множество определений понятия “учебная деятельность”. Учёные выделяют различное количество компонентов, включённых в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебная задача, учебное действие, действие контроля и действие оценки. Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.