какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

В ночь с 19 на 20 января 1990 года Советская армия штурмовала Баку.

События января 1990 года в Азербайджане стали следствием сложных геополитических процессов, происходивших в то время на территории СССР. В конце 1980-х годов дезинтеграционные процессы в СССР достигли своего апогея, что в немалой степени было обусловлено заметной активизацией национальных движений в союзных республиках.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

Михаил Горбачев, из книги «Декабрь-91. Моя позиция», 1992 год:

«Независимая газета», по данным Института демографии, 2004 год:

«Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР…Только за период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы»

По данным республиканской комиссии по расследованию обстоятельств и причин трагических событий, связанных с вводом войск в Баку, опубликовавшей свои результаты спустя два года, погибших было 131, раненых 744 человека.

Некоторые источники приводят данные о 170 погибших.

22 января состоялись похороны погибших в братской могиле на аллее павших в парке, имени Сергея Кирова, который с того дня стал именоваться Аллей шехидов (погибшие были названы народом «шехидами» невинно убитыми мучениками).

Эти события вошли в историю Азербайджана как «Черный январь», а 20 января стал в республике траурным нерабочим днем.

Источник

Конфликты на постсоветском пространстве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая проблематика конфликтов на постсоветском пространстве

Конфликт – это неотъемлемая часть социальной жизни, характеризующаяся противоборством субъектов, имеющих противоположные интересы, ценности, цели.

После распада Советского Союза в связи с резким обострением международных отношений на советском (начиная со второй половины 1980-х годов) и постсоветском (с 1991 года) пространстве начались множественные межнациональные конфликты. Некоторые из них были успешно локализованы, другие продолжаются и по сей день.

Начиная с конца 1980-х годов на территориях постсоветского пространства было зафиксировано в общей сложности:

В общей сложности в районах бывшего СССР, затронутых конфликтами, проживало свыше 10 млн человек. Сколько из них погибло в ходе конфликтов, точно не установлено до сих пор.

Наиболее остро на постсоветском пространстве стоит проблема с вооруженными конфликтами. Условно все они подразделяются на три типа:

Все они периодически разгораются с новой силой.

Некоторые примеры конфликтов на постсоветском пространстве

Итак, после распада Советского Союза бывшие союзные республики столкнулись с обострением обстановки на постсоветском пространстве, приведшей к возникновению региональных кризисов и конфликтов. Наиболее известные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Рисунок 1. Основные конфликты на постсоветском пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Приднестровский конфликт возник в 1989 году между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой из-за части левобережья Днестра, на которой практически в равных пропорциях проживали русские, украинцы и молдаване. После распада СССР он еще более обострился: началось вооруженное противостояние, приведшее к многочисленным жертвам. Благодаря вмешательству со стороны России вооруженные действия были прекращены. Сегодня безопасность в регионе обеспечивается совместными миротворческими силами России, Приднестровья, Молдавии и военными наблюдателями от Украины.

Этнополитический Грузино-югоосетинский конфликт начался еще в конце 1980-х годов. Разгорелся он в Грузии между центральным руководством страны с одной стороны, и Республикой Южная Осетия – с другой стороны. Отношения между ними обострились благодаря активизации в последние годы существования Союза национальных движений и стремлению малых народов к повышению собственного статуса. В результате ослабления государственной власти, последовавшего за распадом СССР, конфликт разгорелся еще больше. В общей сложности в ходе боевых действий погибло свыше тысячи человек, еще более 2,5 тысяч было ранено. Столкновения были прекращены лишь в июне 1992 года, после подписания Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.

Вооруженный конфликт в Карабахе 1991-1994 гг. разгорелся между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, поддержанной Арменией. Объектом споров стал сам Нагорный Карабах и территории, к нему прилегающие. Азербайджан потерпел поражение, победа досталась армянской стороне.

В 1992-1993 годах между Грузией и Абхазией разразился вооруженный конфликт, в общей сложности унесший жизни более 5 тысяч человек. Соглашение о временном прекращении огня между сторонами было подписано в Сочи в июле 1993 года (Россия выступала гарантом). С лета 1994 года на территории Абхазии на постоянной основе присутствуют миротворческие силы СНГ.

Говоря о конфликтах на постсоветском пространстве, нельзя обойти стороной Первую и Вторую чеченские кампании, проводимые на территории Чечни и приграничных регионах Северного Кавказа с целью удержания Чечни в составе России. В первом случае речь официально шла о восстановлении конституционного порядка, а во втором – о проведении контртеррористических операций.

Начиная со второй половины 1990-х годов начала обостряться ситуация в Панкисском ущелье на грузинской территории, что к 2008 году привело к конфликту в Южной Осетии и вспышке общей напряженности в мире. В ночь с 7 на 8 августа Грузией была предпринята попытка навязывания силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. Россия ввела в Южную Осетию свои войска. В конце августа Россией была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре между государствами были установлены дипломатические отношения.

Одним из последних конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, стал кризис на Украине 2014 года. По стране прокатился так называемый Евромайдан, приведший к насильственной смене власти в стране. Украина вступила в Евросоюз, а Крым был аннексирован Россией.

Урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве

Вопрос урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве довольно остро стоит перед мировым сообществом в целом и Россией в частности. В интересах их предотвращения допускается принятие превентивного развертывания военного персонала стран – участников СНГ в районах возможного противостояния с целью недопущения эскалации напряженности, перерастания разногласий, споров и кризисов в вооруженные конфликты.

В целях урегулирования уже возникших вооруженных конфликтов допускается проведение операций по поддержанию мира. В частности, речь идет о проведении временных политических акций с использованием специально подготовленных военных, полицейских и гражданских кадров. Основная задача их проведения заключается в сохранении пира после достижения сторонами конфликта договоренностей о прекращении огня и обеспечении благоприятных условий для политического урегулирования споров посредством переговоров.

На этапах постконфликтного выстраивания мира используется привлечение воинских контингентов для содействия возвращению перемещенных лиц и беженцев, оказания гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры регионов конфликта, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь и пр.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

25 лет межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве

Вот уже четверть века назад распался Советский Союз, но по сей день не завершились конфликты, порожденные сталинской эпохой.

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 25 лет назад, 8 декабря 1991 года было основано Содружество Независимых Государств, которое положило конец существованию союза пятнадцати республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

С образованием новых государств усилились противоречия не только межэтнического свойства, но и появилась проблема сепаратизма и даже ирредентизма, когда миноритарный этнос не просто хочет отделиться от государства, к которому принадлежит, но и присоединится к тому, который считает исконно «материнским».

Нередко толчком к конфликту является российское влияние, потому что преемнице СССР выгодны любые осложнения, вызывающие к жизни призрак империализма.

Некоторые из этих межэтнических конфликтов перешли в разряд «замороженных», но с присоединением Россией Крыма, кое-какие из них оживились, как политическом поле, так и в плане военных действий.

Огонь в Нагорном Карабахе (Армения)

Проблемы в этом регионе начались в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами анклав при поддержке Армении решил выйти из состава тогдашней Советской Социалистической Республики Азербайджан. В 1992 году начались боевые действия, и Баку потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами.

С тех пор Азербайджан требует восстановления своей территориальной целостности, в то время как Армения защищает интересы самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Баку, в свою очередь, готов применить силу «в случае необходимости», чтобы вернуть Нагорный Карабах и положить конец конфликту, жертвами которого в период с 1988 по 1994 гг. стали 25 тысяч человек.

В конце апреля нынешнего года конфликт, два десятилетия имевший латентные формы, резко обострился. После этого всплеска насилия Нагорный Карабах обвинил азербайджанскую армию в том, что она произвела более 240 выстрелов по территории республики, нарушив тем самым режим прекращения огня в этом районе.

Контекст

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Межэтнические столкновения и растущие разногласия

Кому выгодны межэтнические распри в Москве?

Разжигание искры межэтнических противоречий в Центральной Европе

Что думают о межэтнических столкновениях жители Киргизии

Русская служба RFI 19.06.2010
Война в Абхазии и Южной Осетии (Грузия)

Южная Осетия и Абхазия, два сепаратистских региона Грузии, населены миноритарными этническими группами. В 2008 году грузинские вооруженные силы вошли в Южную Осетию, но Россия перехватила инициативу, что положило начало войне между этими двумя странами и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией.

Военное поражение Грузии привело к получению независимости Абхазией и Южной Осетией. Эта последняя не признана грузинским государством, но признана Россией, которая оказывает экономическую и военную помощь обоим регионам.

Ирредентизм в Приднестровье (Молдавия)

Когда в 1989 году начались переговоры о воссоединении Молдавии с Румынией, славяне, населяющие восточный берег Днестра объявили о создании независимой Приднестровской Молдавской Республики. Этот шаг послужил поводом для войны в Приднестровье в 1992 году, которая стоила жизни полутора тысячам человек и завершилась подписанием перемирия.

За провалом переговоров и отклонением всех предложений в 2016 году последовал референдум, на котором 97,1% населения проголосовал за немедленное отделение от Молдавии и присоединение к России, которая держит в Приднестровье полуторатысячный контингент. Предложение молдавского президента о замещении российских военных международными миротворческими силами не принимают всерьез в Тирасполе, столице сепаратистского региона.

В 2014 г. на фоне конфликта на Украине и аннексии Крыма, пресса снова заговорила о Приднестровье с тревогой из-за опасений, что там может повториться украинский сценарий. Недавно на президентских выборах в Молдавии победил про-российский кандидат, что может привести как к осложнению ситуации, так и к возобновлению переговоров с Путиным и Тирасполем.

Российско-чеченские войны

Одним из самых громких — и продолжительных — постсоветских конфликтов стали российско-чеченские войны. Напряженные отношения между чеченцами и россиянами уходят корнями в XVIII век. После нескольких лет независимости в Чечне, в начале 20-х годов ХХ века, установилась советская власть. Во время Второй мировой войны чеченцы попытались воспользоваться немецким вторжением, чтобы встать на борьбу с Советским Союзом. В ответ советский режим массово депортировал их в Центральную Азию.

С распадом СССР, как и в большинстве случаев, этнические чеченцы провозгласили собственную независимость, что привело годы спустя к Первой чеченской войне. В 1999 году вспыхнула вторая война, в результате которой Россия установила контроль над регионом.

Другие межэтнические конфликты на постсоветском пространстве

Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы меньшинств в Центральной Азии. Конфликт в Ферганской долине, на границе Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начался в 1989 году с эскалации насилия между узбеками и турками-месхетинцами, в котором последние терпели поражение, что заставило многих покинуть регион.

Параллельно развивался конфликт между таджиками и киргизами. Но центральноазиатский регион стал одним из немногих, который поставил точку в развитии проблем, рожденных в СССР. Между бывшими советскими республиками Центральной Азии существуют противоречия, но они возникли уже сейчас, а не тянутся из прошлого.

Одним из немногочисленных межэтнических столкновений, которые не привели к вооруженной борьбе, стала проблема русских в Прибалтике, которые по сей день страдают от притеснений и не признаются полноправными гражданами, являясь, де-факто, апатридами, если не просят российского гражданства.

25 лет спустя большая часть межэтнических проблем, возникших во время существования СССР и после его распада, по-прежнему актуальны, хоть и приняли форму «замороженных» конфликтов, которые вновь вспыхивают при малейшей эскалации насилия в горячих точках, как это случилось с киевским Майданом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Международные конфликты на постсоветском пространстве

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Международные конфликты на постсоветском пространстве

Распад СССР, основанный на официальных соглашениях политических элит национальных республик, активизировал процесс ревитализации населения и привёл к естественному результату – формированию «пояса сепаратизма» по всему периметру государственной границы России: Приднестровье, Крым, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Таджикистан, Чечня. Несмотря на то, что все перечисленные конфликты отличаются между собой в генезисе, всё же есть ряд черт, делающих их похожими.

В-первых, это характер этнических противоречий (в виде различного рода дискриминации по этническому, лингвистическому или религиозному признакам), которые официальные власти не смогли разрешить дипломатическим путём.

Во-вторых, это политические требования, выдвигаемые оппозиционными режимами, связанные с формой самоопределения дискриминируемых этносов (от культурной автономии до выхода из состава государства).

В-третьих, это позиции противоборствующих сторон. С одной стороны – стремление к самоопределению, с другой стороны – стремление к сохранению территориальной целостности.

В-четвёртых, это наличие экономических интересов (транспортные магистрали, концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства и др.).

В-пятых, это время возникновения. Не смотря на то, что условия для формирования данных конфликтов «вызревали» долгие годы и являлись неотъемлемой частью свойств территории, всё же все они по своей сути «постсоветские», то есть, связаны с ослаблением централизации государства (СССР) и усилением центробежных тенденций.

Определяя стадию урегулирования конфликтов, нельзя не отметить, что практически все они относятся к категории частично урегулированных (как по другому можно назвать непризнанные государства – Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия?). В определённой мере, исключением можно считать Крым, Таджикистан, и Чечню. Однако завершённость переговоров между противоборствующими сторонами в пределах названных территорий ещё не означает отсутствие националистических настроений у населения, а значит возможное их использование в своих целях разными политическими движениями.

И наконец, необходимо отметить международный характер перечисленных конфликтов. Наряду с непосредственными участниками, в их урегулировании принимали или продолжают принимать участие и страны-лидеры мировой политики (Россия, США), и международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕС), и страны-региональные лидеры (Турция, Иран, Румыния), и страны постсоветского пространства (Украина, Грузия, Узбекистан). При этом Россия, озабоченной проблемой собственной территориальной целостности из-за «парада суверенитетов» (Якутия, Татарстан, Чечня, Ингушетия, Дагестан) и, заинтересованная в создании безопасной государственной границы, дистанцировалась от вмешательства в данные конфликты на чьей-либо стороне (естественно речь не идёт о Чечне, которая является территорией России). Она предпочла активно участвовать в формировании механизмов их урегулирования. Исключением можно считать только Абхазию и Южную Осетию, которые получили свою независимость от Грузии только благодаря прямому вмешательству России. Документально (видеоматериалы) доказав наличие геноцида осетинского и абхазского народов со стороны Грузии, она на законных основаниях (согласно международным нормам национального права, этнос имеет право на самоопределение в случае наличия национально-освободительного движения или геноцида) признала государственность Абхазии и Южной Осетии.

Остановимся более подробно на рассмотрении тех конфликтов, которые прошли в своём развитии вооружённую стадию (табл.1).

Международные конфликты на постсоветском пространстве.

Год возникновения конфликта

Южная Осетия – Грузия

Самоопределение Южной Осетии

Молдова – Приднестровская Молдавская Республика

Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах), Армения – Азербайджан

Самоопределение Нагорного Карабаха

Официальные власти – Объединенная таджикская оппозиция

Официальные власти России – Чеченская Республика Ичкерия

В составе России традиционно наиболее проблематичные, с точки зрения конфликтности, территории находились на Кавказе. Это было связано с разными факторами (удалённостью от центральных губерний, отставание в уровне социально-экономического развития, позднее вхождение в состав России и др.), но основным фактором, всё же был сложный этнический состав населения этого региона. И на сегодняшний ему присуща этническая пестрота (рис.1) Поэтому неудивительно, что с ослаблением центральных властей в СССР и активизацией национальных элит, именно эта территория породила целый ряд этно-политических конфликтов.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Рис. 1 Этническая карта Кавказа [16]

Нагорный Карабах. История Нагорного Карабаха тесно связана с историей Армении. Поэтому его население всегда было представлено преимущественно армянами с соответствующей им религией (христианством) и ментальностью (1926 г. – 95%, 1979 г. – 76% всего населения). Однако в рамках СССР данной территории пришлось развиваться не в составе Армянской ССР, что было бы естественно, а в составе Азербайджанской СССР. Это обстоятельство традиционно вызывало недовольство карабахских армян. Острота проблемы была снята после придания в 1923 году Нагорному Карабаху официального статуса автономной области. Первоначально это была Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК), а затем Нагорно-Карабахская Автономная область (НКАО). На первый взгляд, это должно было привести к устранению этнической дискриминации армян со стороны Азербайджана, так как предполагалась гарантия образования, книгоиздательства, делопроизводства, судопроизводства на армянском языке. Однако в реальности, улучшение ситуации не произошло, что было связано с несколькими аспектами.

Во-первых, границы НКАО не совпадали с этническими границами проживания армян. В её состав не вошли Шаумяновский и Ханларский районы Азербайджана, заселённые преимущественно армянами. Более того, часть территории НКАО, соединяющей её с Арменией была отторгнута и передана Азербайджану (Лачинский район Азербайджана или с 1992 года Кашатагский район Нагорно-Карабахской республики). В результате возник ряд территориальных претензий.

Во-вторых, правительство Азербайджана проводило ассимиляционную политику, направленную на вытеснение армян из НКАО, замещая его азербайджанцами. Уровень социально-экономического развития области был крайне низким, она оставалась отсталым, аграрным регионом. Ограниченные возможности трудоустройства и дискриминация армян в получении работы вела к их эмиграции, в то время как руководство Азербайджана поощряло приток азербайджанцев из-за пределов Нагорного Карабаха. При этом нарушались и культурные прав армян (запрет на преподавание армянской истории в местных школах). Культурные связи между Нагорным Карабахом и Арменией были почти прекращены.

Поэтому вопрос о статусе Нагорного Карабаха всегда оставался актуальным для его населения. Национальная элита неоднократно и безуспешно пыталась привлечь внимание и республиканского правительства (Азербайджанской СССР), и центральных властей (СССР) к его решению. В результате, в 1988 году в НКАО среди армянского населения был проведён референдум, выявивший его желание выйти из состава Азербайджана и перейти в состав Армении. Руководство Азербайджанской СССР было против такого развития событий, руководство Армянской СССР выступило за. Этот момент можно считать отправной точкой в формировании вооружённого конфликта между Нагорным Карабахом (при поддержке Армении) и Азербайджаном. После распада СССР ситуация ещё больше обострилась. Итогом военного противостояния (1991 – 1994 г. г.) стало подписание соглашения о прекращения огня (о перемирии) воюющими сторонами.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространствеФактический итог: провозглашение независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) в составе: НКАО, Лачинского (Кашатагского) района, «зоны безопасности» (Кельбаджарский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский районы и части Агдамского и Физулинского районов Азербайджана – 13% территории Азербайджана). При этом части Мартунинского и Мартакертского районов Нагорно-Карабахской Республики, контролируются Азербайджаном, да и такие районы традиционного проживания армян, как Шаумяновский и Ханларский по-прежнему остаются в составе Азербайджана (15% территории Нагорно-Карабахской Республики). Однако независимость Нагорного Карабаха признали только Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика.

Рис. 2 Республика Арцах. Контуры территории, контролируемой Нагорно-Карабахской Республикой на момент подписания соглашения о прекращении огня 1994 г., наложены на контуры территории, на которой была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика в сентябре 1991 г. [9].

Абхазия. Для понимания причин возникновения конфликта между руководством Грузии и Абхазии необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, это древняя и разная история государственности Абхазии и Грузии и, соответствующие ей разные причины и способы вхождения в состав первоначально Российской империи, а затем и Советской России.

В-третьих, нельзя не учитывать экономические факторы, влияющие на развитие конфликта: выход к Чёрному морю с соответствующей рекреационной и портовой инфраструктурой; транспортные магистрали (Транскавказская железнодорожная магистраль), связывающие Россию, Грузию, Армению. Именно необходимость охраны железной дороги послужила официальным поводом для вторжения войск Грузии на территорию Абхазии в 1992 году.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Рис. 3 Республика Абхазия [16]

Итог конфликта: фактический выход Абхазии из состава Грузии (при активной поддержке России на последних этапах) и образование независимой Республики Абхазия, которая была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Вануату, Тувалу, Науру. Грузия не признаёт новый статус Абхазии, считая её частью собственной государственной территории (Автономная Республика Абхазия)

Южная Осетия. Конфликт между руководством Южной Осетии и Грузии на первый взгляд может показаться очень похожим на Абхазо-Грузинский конфликт, так как развивался и завершился практически одновременно с ним признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Да и этнические причины, лежащие в их основе, то же делают их похожими. Однако различия между ними всё же есть.

Так, в отличие от Абхазии и Грузии, которые входили в состав Российской империи в разное время и по разным причинам, как самостоятельные государства, Южная Осетия вошла в состав Российской империи уже, будучи частью Грузии (Картл – Кахетинское царство) в 1783 году (компактное проживание осетин на традиционных грузинских землях фиксируется историками с XVII века и связывается с официальной политикой грузинских царей по заселению опустевших в результате войн земель). При этом включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, признанием её зависимости от Грузии. По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд государственных крестьян и исключены из системы феодальной зависимости, а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный её исторически сложившимся особым положением в Закавказье.

Этническая составляющая данного конфликта также несколько отличается от Абхазо – Грузинского конфликта. В первую очередь, тем, что соотношение осетин и грузин в течение всего периода существования советской власти, оставалось неизменным – осетины всегда доминировали: 69% (1926 год), 68% (1939 год), 66% (1959, 1970, 1979, 1989 годы). При этом доля грузинского населения то же оставалась стабильной (27 – 29%). Поэтому статус автономной области в составе Грузинской СССР (а затем Грузии), которым Южная Осетия обладала в 1921 – 1991 годах был естественным и хорошо отражал реально существующий этнический состав населения на данной территории. С отменой этого статуса руководством Грузии, территория Южной Осетии была разделена между несколькими административными районами: Ахалгорским, Горийским, Джавским, Карельским, Онским и Сачхерским. Столь явная этническая дискриминация лишала осетин традиционных культурных прав (образования, книгоиздательства, делопроизводства, судопроизводства на родном языке), открыто декларировала ассимиляционную национальную политику Грузии и сопровождалась военными действиями. Стремление сохранить свою этническую и, напрямую связанную с ней территориальную идентичность, привело осетин к сепаратизму.

Как и в большинстве конфликтов постсоветского пространства нельзя забывать и об экономических причинах – стремление контролировать Военно-грузинскую дорогу, соединяющую Россию, Грузию и Армению.

Итог конфликта: фактический выход Южной Осетии из состава Грузии (при активной поддержке России на последних этапах) и образование независимой Республики Южная Осетия, которая была признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Тувалу, Науру. Грузия не признаёт новый статус Южной Осетии, считая её частью собственной государственной территории: Цхинвальский регион («бывшая Юго-Осетинская автономная область»). В соответствии с современным административно-территориальным делением Грузии, территория Южной Осетии разделена между следующими административно-территориальными единицами Грузии: Шида-Картли, Мцхета-какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространствеМтианети, Имерети и Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети.

Рис. 4 Республика Южная Осетия (штриховкой показаны территории контролировавшиеся Грузией до 2008 года) [16]

Чечня. Обычно Чеченский конфликт рассматривают через призму двух войн (первой Чеченской войны 1994 – 1996 годы и второй Чеченской войны 1999 – 2009 годы). С точки зрения автора всё же есть смысл объединить эти конфликты, расширив временные рамки их возникновения до 1991 года. Именно в этом году была провозглашена независимая (от СССР) Чеченская Республика Ичкерия и начал оформляться сепаратизм. В определении причин его возникновения нет общепринятого мнения. Каждый из аналитиков выделяет свои, на его взгляд наиболее важные, факторы, влияющее на формирование конфликтной ситуации на данной территории. В самом обобщённом виде их можно свести к нескольким категориям.

Во-первых, в качестве негативного фактора часто называют «историческую память» чеченского народа, связывая её с депортацией чеченцев в Киргизию и Казахстан в результате оборонной политики СССР по «зачистке границ» в военный период (1944 год). Эта акция привела не только к уменьшению численности чеченцев, но и к ликвидации их административно-территориального образования (Чечено-Ингушской АССР). Впоследствии возник целый ряд территориальных проблем во взаимоотношениях чеченцев с русскими и другими соседними народами (ингушами, осетинами и др.), после их реабилитации и возвращения на Родину.

Во-вторых, одним из основных факторов чаще всего называют социально-экономическое особенности развития Чечено-Ингушской АССР, выделяя в целом её низкий уровень развития, отсутствие рабочих мест, как следствие высокий уровень безработицы при относительно высоком уровне образования населения.

В-третьих, среди экономических причин, выделяют стремление к контролю за маршрутами транспортировки нефти
из Каспийских месторождений Азербайджана. До распада СССР в Каспийском море добычу нефти вел только СССР и её транспортировка европейским партнёрам тоже осуществлялась только в его переделах по нефтепроводу «Баку – Махачкала – Грозный – Новороссийск». Его протяжённость составляла около 1400 км, из них на «чеченский участок» приходилось 153 км. Однако после распада СССР, увеличилось и количество государств, добывающих нефть в Каспийском море (в первую очередь Казахстан и Азербайджан), и количество стран через территории, которых она могла бы транспортироваться в Европу (Грузия, Турция, Иран). Между всеми перечисленными государствами началась конкуренция за маршруты транспортировки нефти. А если учесть, что добыча нефти в азербайджанском секторе Каспия ведётся при активной помощи иностранного капитала США, Великобритании, Франции и др., то становится понятным, что выбранные маршруты могут решать ещё и политические задачи.

В совокупности все перечисленные факторы (этническая дискриминация в историческом контексте, территориальная обделённость, комплекс социально-экономических проблем, наличие у национальной элиты собственного видения путей их решения) и послужили толчком к возникновению чеченского сепаратизма.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространствеИтог конфликта: согласно Конституции Российской Федерации Чеченская республика образована в 1992 году, входит в её состав, являясь частью Северо-Кавказского федерального округа.

Рис. 7 Маршруты транспортировки каспийской нефти [5]

Приднестровье. Возникновение конфликта между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской республикой (ПМР) определяется действием следующих факторов.

Во-первых, так называемым «историческим правом» (в контексте взаимоотношений с Россией). Несмотря на то, что обе территории имеют значительный опыт совместного существования в составе одного государства (Османская империя, Российская империя, СССР и др.), всё же были периоды, когда их исторические судьбы расходились. Так, большая часть современной территории ПРМ (левобережье р. Днестр) имеет длительную историю развития в составе Российского государства, так как входит в него с 1791 года. В свою очередь, современная Республика Молдова (историческое название – Бессарабия) вошла в состав Российской империи только в 1812 году. Более того, впоследствии значительный период времени она развивалась в составе Румынии (1918 – 1940 г. г., 1941 – 1944 г. г.). Это обстоятельство сыграло значительную роль в выборе внешнеполитической ориентации Молдовы в постсоветский период.

Во-вторых, этническим составом населения. В отличие от Республики Молдовы, ПРМ – многонациональное государство. Практически в равных доля здесь проживают молдаване (32%), русские (30%), украинцы (29% населения), есть небольшие диаспоры болгар, греков, сербов, немцев и др. Такая этническая пестрота связана с политикой колонизации в Российской империи, когда переселенцам для освоения новых слабо заселённых территорий предоставлялись значительные льготы. Поэтому принятие в Молдавской СССР закона о языке в 1990 году, предполагающем установление единственного государственного языка – молдавского (румынского) и переводом его на латиницу, привело к массовым недовольствам и неприятию в русскоязычном Приднестровье.

В-третьих, экономическим потенциалом территории. ПМР – наиболее развитая в промышленном отношении часть Молдовы (35% ВВП страны, 56% потребительских товаров). Более того, основная часть промышленных предприятий создавалась здесь в период социалистической индустриализации и напрямую определялась общей политикой СССР. Поэтому на вновь созданных предприятиях работало очень много специалистов из других союзных республик, что делало территорию русскоговорящей априори (государственный язык СССР и основной язык межнационального общения в его пределах).

В совокупности все перечисленные факторы привели к противостоянию ориентированной на Румынию Молдовы и ориентированного на Россию Приднестровья, вплоть до выхода последнего из состава первоначально Молдавской СССР (1990 год), а затем и из состава Республики Молдова. Учитывая экономический потенциал Приднестровья, Молдове было что терять. Поэтому свои права на эту территорию она защищала с применением вооружённых сил (1992 год). Однако это не привело к разрешению конфликтной ситуации. Сегодня эскалации конфликта препятствуют Совместные миротворческие силы России, Республики Молдовы, ПМР и военные наблюдатели от Украины. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Итог конфликта: фактический выход Приднестровья из состава Молдовы и образование независимой Приднестровской Молдавской Республики, которая была признана Абхазией и Южной Осетией. Молдова не признаёт новый статус Приднестровья, считая её частью собственной государственной территории (автономное территориальное образование и муниципий Бендеры). Кроме того, часть территории ПМР контролируется Республикой Молдовой и находится на территории таких её районов, как: Дубоссарский, Каушанский и Новоаненский.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве

Рис. 5 Приднестровская Молдавская Республика (показана красным цветом) [14].

¾ ходжентские таджики, проживающие в основном в пределах Согдийской (бывшей Ходжентской или Ленинабадской области). Именно они были носителями коммунистических идей и через них распространялась советская власть в регионе. Поэтому из их рядов формировались органы государственной власти всех уровней в советском Таджикистане. Другими словами ходжентские таджики представляли собой политическую элиту Таджикистана до начала гражданской войны;

¾ кулябские таджики, составляющие основное население Кулябской области. Сложные природно-климатические условия (в первую очередь засушливый климат, нехватка пресной воды) территории привели к низкому уровню социально-экономического развития и, связанному с ним высоким уровнем преступности. В свою очередь, накопившийся у них значительный опыт борьбы с преступностью определил концентрацию кулябских таджиков в правоохранительных органах страны. Таким образом, кулябский клан включал в себя в основном представителей правоохранительных, криминальных и полукриминальных структур;

¾ гармские таджики, проживающие преимущественно в бывшей Курган-Тюбинской области (ныне западная часть Хатлонской области) в районе Каратегинской долины. В силу благоприятных природно-климатических условий, территория оказалась центром возделывания субтропических культур, приносящим большие доходы, что в результате привело к формированию мощной теневой экономики, связанной с частным бизнесом (выращивание и продажа овощей и фруктов) в отличие от государственного сектора, специализирующемся на хлопке;

¾ памирские таджики – основное население самой большой по площади, но самой бедной территории в составе страны: Горно-Бадахшанской области. В силу особенностей географического положения (граница с Афганистаном и Китаем), здесь всегда была высока концентрация военных баз СССР, а затем России. Поэтому область была дотационной и поддерживалась центральными органами власти сначала СССР, а затем России с целью укрепления южных границ. Низкий уровень социально-экономический уровень развития стимулировал миграцию памирцев в другие области с целью поучения образования и привёл к их концентрации во всех крупных городах страны. В свою очередь, особая религиозная идентичность (они мусульмане шииты / исмаилиты в отличие от остальных таджиков, которые являются мусульманами суннитами), не позволяла им ассимилироваться и сохраняла их клановую принадлежность.

Кроме того, в силу многочисленности и компактности проживания значительную роль в политической жизни страны играют гиссарские узбеки, проживающие в Гиссарской долине РРП (районах республиканского подчинения) на границе с Узбекистаном. Их участие в конфликте в основном определялось поддержкой Узбекистана, который боялся возникновения территориальных претензий на Бухару и Самарканд со стороны Таджикистана.

Одной из главных причин, которая привела к разобщённости таджикского этноса и формированию перечисленных этнорегиональных кланов, является схема проведения государственных границ в Центральной Азии в период социалистического строительства. В состав Таджикской СССР вошла лишь небольшая часть территории «Исторического Таджикистана». Многие историко-культурные центры таджиков, вместе с проживающим там таджикским населением оказались в составе Узбекской СССР (Бухара, Самарканд). Небольшой Ходжентской (Ленинабадской) области, географически удалённой от основной части государства, но при этом ставшей ядром советского Таджикистана объективно было сложно интегрировать вокруг себя все группы таджикского народа.

какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть фото какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Смотреть картинку какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Картинка про какие конфликты проходили на постсоветском пространстве. Фото какие конфликты проходили на постсоветском пространствеК моменту распада СССР ходжентский этнорегиональный клан удерживал власть лишь в центральных органах власти республики, в городе Душанбе и в самой Ленинабадской области. В начале 90-х годов этнорегиональные кланы республики открыто вступили в активную борьбу за центральную власть в стране. В начале это была, борьба гармских таджиков против ходжентских таджиков. В дальнейшем к их противоборству присоединись и остальные кланы: ходжентские таджики получили поддержку со стороны кулябских таджиков, а гармские таджики заручились поддержкой памирских таджиков. Разразилась гражданская война (1992 год): официальные власти (прокоммунистический светский режим) против Объединённой таджикской оппозиции (на стороне которой выступили и гиссарские узбеки при поддержке Исламского движения Узбекистана) с ярко выраженной религиозной направленностью. Отметим, что в процессе войны расстановка сил неоднократно менялась.

Рис. 6 Административно-территориальное деление Таджикистана [16]

Итог конфликта: в 1997 году между представителями противоборствующих сторон (Правительством республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией) при посредничестве ООН было подписано мирное соглашение. Президентом Таджикистана оставался представитель кулябского клана, сторонник светского режим. При этом оппозиция получила места в парламенте, административные должности, директорские посты на различных крупных предприятиях, а рядовые бойцы сил оппозиции вошли в состав армии. Таким образом, после гражданской войны власть перешла в руки кулябских таджиков. Представители других этнорегиональных групп постепенно вытесняются из всех государственных структур.

В завершение, стоит отметить, что международные конфликты постсоветского пространства с геополитической точки развиваются в пределах зоны влияния континентальных (теллурократических) государств. Поэтому Россия, как наиболее типичный их представитель, всегда будет оказывать значительное (если не сказать решающее) влияние на их развитие.

1. Колосов Карабах // Двадцать лет разделённого единства: экспедиционные заметки: монография. – Смоленск: Ойкумена, 2012. – С. 199 – 209.

2. Колосов // Двадцать лет разделённого единства: экспедиционные заметки: монография. – Смоленск: Ойкумена, 2012. – С.187 – 196.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *