какие конструктивные элементы использовали романские строители
Строительные приемы, тектоника
Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.
В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период архитектор выносит активно работающие вертикальные опоры за пределы наружных стен и делает этот прием обязательным принципом нового компоновочного метода.
На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Такие же полуколонки, но меньшего размера отвечали продольным и поперечным аркам малых нефов. Сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.
Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Она тесно связана с тектонической структурой всего базиликального здания и особенностями его конструктивной схемы. Это своеобразный средневековый «ордер», в котором пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.
Чаще всего укладка велась из небольших отесанных камней, уложенных на растворе. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от приемов бетонной кладки горизонтальными слоями, характерных для римской техники. Стены обычно выполнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.
Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам. В целях экономии материала камни для укладки стен имели различную длину и высоту. Выравнивались по высоте лишь камни, находящиеся в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту. Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.
Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. Конструкция последних приобретала структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.
В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.
В эпоху романской архитектуры центрами монументального строительства были монастыри, в которых храм был религиозным и общественным центром, а также последним убежищем при нападении противника. Структура храма с нартексом, базиликальным залом, трансептом, хором, апсидой и угловыми башнями соответствовала ритуальным канонам, а также общественным и оборонительным функциям.
Романский стиль в архитектуре.
Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.
Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.
Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:
Приёмы строительства.
Разрез и план типичной романской базилики:
Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.
Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.
Особенности архитектуры романского собора:
Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия на чинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.
Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.
Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Вопросы к экзаменационным билетам
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2 класс
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи).. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также, прежде всего, внушают страх и трепет. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для судеб изобразительного искусства в » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>арабских странах » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, как и в странах Среднего Востока, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В Коране кумиры (вероятно, изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Но первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в 910 вв., иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, соблюдались далеко не всегда и не всюду. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>3. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>романских построек » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Несущие в себе оборонительное назначение.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм кубов, призм, цилиндров. Показательные архитектурные здания этого периода напоминают крепости: замок-крепость и храм-крепость. Отличительной чертой романского стиля являются плотные и массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>4. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Романские здания » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> имеют мощные стены и массивные колоны, в основном, благодаря тяжелым сводам. В основе интерьера представлен мотив простых и наиболее распространенных полуциркульных арок, имеющих форму полуокружности с центром на уровне пят арки. Можно четко выделить рациональную простоту конструкций, но в основном впечатление тяжести романского собора угнетает. В » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ажнейшей конструктивной задачей, вставшей перед строителями в связи с возведением сводов, была нейтрализация их распора, то есть образующихся в сводах горизонтально направленных сил, стремящихся опрокинуть опоры. Однако, стремясь к более экономичному решению, романские зодчие стали разрабатывать конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Каменные своды бывают: полуцилиндрические, гладкие, не расчлененные; полуцилиндрические своды на подпружных арках (появляется реберность; они часть каркасной системы); крестовые своды романских конструкций (пересечение 2 одинаковых полуцилиндрических сводов на подпружных арках).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> 5. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В средневековье » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, деревянный каркас являл собой достаточно сложную конструкцию из вертикальных и горизонтальных элементов и раскосов. Обычно конструкции выполнялись из дуба или лиственницы. Эти каркасы были очень долговечными и сохраняли свою целостность веками. Кроме несущей функции элементы каркасного дома выполняли и декоративную: они делили стену на части, придавая ей собственное выразительное «лицо».
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Промежутки между несущими элементами заполнялись разнообразным мусором тех времен: соломенная масса с известью и навозом или камыши и ветки, связанные глиной. Затем функцию наполнителя стали выполнять камни и кирпичи.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>6. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>9. В истории » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>индийского искусства » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> выделяется несколько этапов:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> додинастический период (52 тыс. до н. э.);
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> «античный» период времени правления династии Маурьев, окрепшей в сражениях с Александром Македонским (IIIII вв. до н. э.);
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> период империи Кушан (I в. до н. э. III в. н. э.);
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> период времени правления династии Гуптов (IVV вв.);
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> мусульманский период эпохи Великих Моголов (XVIXVII вв.);
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> поздний, или колониальный, период (середина XVIII в. 1947 г.).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>10. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Каллигра́фия » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (от греч. καλλιγραφία «красивый почерк») одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма[1]. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»[1].
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>11.12. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Стрельчатые арки » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры идею устремленности храма ввысь.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>13. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Минаре́т » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (араб. منارة, манара, «маяк») в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Михра́б » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>(مِحْراب) ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>14. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Бази́лика » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (базили́ка) (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кри́пта » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (от др.-греч. κρυπτή крытый подземный ход, тайник) в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты «нижняя» церковь.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>15. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконобо́рчество » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (греч. ε ;font-family:’Tahoma'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ἰ » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>κονομαχία; также иконоклазм от греч. ε ;font-family:’Tahoma'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ἰ » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>κόνα «изображение» (икона) + греч. κλάω «разбивать») религиозно-политическое движение в Византии в VIII начале IX веков, направленное против почитания икон.[1] Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>16. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Именно в этот период зарождаются » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>основные жанры китайской живописи » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Живопись Цветов и птиц.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Горные пейзажи ( ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>山水, » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> shan shui, т.е. «горы и воды»).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Анималистический жанр ( ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>翎毛 » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. ling mao. т.е. «пернатые и пушистые»).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Жанр портрета.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>18. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сту́па » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (санскр. ;font-family:’Mangal'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>स्तूप » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней», тиб. чойтэн, монг. суварга(н)) в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Уже наиболее ранние ступы (Ступа №1 в Санчи, 32 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>19. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Исламскую архитектуру » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> можно определить по следующим компонентам:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Большие купола
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Минарет бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Использование геометрических форм и рептативной архитектуры арабеск
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Использование симметрии
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Раковины и фонтаны для ритуального умывания
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Михраб ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Использование ярких цветов
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Отточенные арки и арки в виде подковы
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сотовый свод (мукарнас) разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Машрабия балкон из кирпичей, или выгровированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>20. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Икеба́на[1] или икэбана[2] (яп. ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>生け花 » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> или яп. ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>いけばな » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> икэбана, «икэ или икэрю» яп. ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>生ける » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> жизнь, «бана или хана» яп. ;font-family:’MS Mincho'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>花 » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> цветы, буквально «живые цветы») традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>21. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Храм Небо » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Запретный город » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> ( «Бывший дворец»[1]) самый обширный дворцовый комплекс в мире (961×753 метров (3150х2470 футов), 720 тыс. м2), главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Находится в центре Пекина, к северу от главной площади Тяньаньмынь и восточнее озёрного квартала (резиденции современных руководителей страны).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Пещерные гроты Юньган » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Великая китайская стена » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км[1] (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Раскопки » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Тории » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> святилища Ицукусима; » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Золотой зал и » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>пагода в Хорю-дзи » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, 607 год; » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Курган » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> императора Нинтоку, V в
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>22. Мече́ть (араб. مسجد [ˈmæsd ʒ ɪ d] «место поклонения») мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>квартальная мечеть мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>соборная джума-мечеть мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>кабире центральная столичная мечеть;
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>мусалла (перс. намазгох) общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Первые памятники круглой пластики появляются еще в середине 12 в. Однако, лишь с началом 13 в. готическая скульптура вступает в пору зрелости. В 30-40-х гг начинается ее расцвет. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Основным видом изобразительного искусства в готический период была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>24. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>КРЕСТО́ВЫЙ СВОД » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (см. крест; свод) в архитектуре простейший способ перекрытия квадратного в плане помещения пересечением двух равных цилиндрических сводов под прямым углом. Такие своды применяли древние римляне при строительстве терм Каракаллы и Диоклетиана (III в.). В Средневековье, в эпоху Готики, цилиндрические своды заменяли стрельчатыми, что приводило к сложной системе распалубок и каркасной конструкции нервюр (сравн. коробовый свод). » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Свод крестовый готический крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>25. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>И́конопись » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (от икона и писа́ть) иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины. В » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ид перспективы » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Обратная перспектива » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконография » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (от др.-греч. ε ;font-family:’Tahoma'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ἰ » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>κών «изображение, образ» и γράφω «пишу») в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В иконографии выделяют:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконография Богородицы,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконография Иисуса Христа,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконография «праздников» в христианском искусстве,
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иконография Будды и бодхисатв в буддийском искусстве, и т. д. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кано́н:
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Библейский канон признанный состав Библии.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Церковный канон церковное дисциплинарное постановление, издаваемое папой или соборами.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (правило)
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (песнопение) традиционное для празднеств и служб соответствующее богослужебное песнопение.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (буддизм) буддийский канон.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (искусство) совокупность норм и правил в искусстве.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (музыка) музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (наука) совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон врачебной науки сочинение Авиценны о медицине.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (инструмент) то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (музыкальный инструмент) армянский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон (нарратив) общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, римейков, экранизаций и т. д. Термин введён в применении к Шерлокиане.
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Канон Поликлета несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе