какие контракты нужно ставить на учет в банке
Какие контракты нужно ставить на учет в банке
Глава 5. Учет контрактов (кредитных договоров)
В случае если банком УК является филиал уполномоченного банка либо банком УК является головной офис уполномоченного банка, то расчеты по контракту (кредитному договору) могут проводиться через счета резидента, открытые как в филиале уполномоченного банка, так и в головном офисе уполномоченного банка при условии обеспечения уполномоченным банком соблюдения порядка учета и отчетности по операциям, предусмотренным настоящей Инструкцией.
5.3. Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, указанному в главе 4 настоящей Инструкции, планирующий исполнение своих обязательств по такому экспортному контракту, должен представить в банк УК с учетом сроков постановки экспортного контракта на учет, указанных в пункте 5.7 настоящей Инструкции:
либо экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля.
Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта.
5.4. Для постановки экспортного контракта на учет в случае, указанном в абзаце втором пункта 5.3 настоящей Инструкции, в банк УК резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:
общие сведения об экспортном контракте: вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1 приложения 4 к настоящей Инструкции, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту: наименование, страна.
В случае если сведения, представленные резидентом-экспортером в соответствии с настоящим пунктом, не соответствуют сведениям, содержащимся в экспортном контракте, представленном резидентом-экспортером в соответствии с абзацем четвертым пункта 5.3 настоящей Инструкции, банк УК должен внести соответствующие изменения в раздел I ведомости банковского контроля не позднее двух рабочих дней, следующих за днем представления резидентом экспортного контракта в банк УК.
Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля в порядке формирования и ведения ведомости валютного контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.
Банк УК должен направить резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта и дате постановки на учет экспортного контракта в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки экспортного контракта на учет.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.6. Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, указанных в главе 4 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК в порядке, установленном банком УК, импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 настоящей Инструкции.
Для постановки на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, дополнительно к документам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
(абзац введен Указанием Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
5.7. Резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки.
5.7.4. В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 5.7.5 в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.
Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) и дате постановки на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.9. Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции.
5.10. В случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк УК представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) должен представить его в банк УК.
В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в сведения о контракте (кредитном договоре), отраженные банком УК в разделе I ведомости банковского контроля, банк УК должен внести изменения в ведомость банковского контроля в соответствии с главой 7 настоящей Инструкции.
5.11. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК раздела I ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК.
Что должно быть вместо паспортов сделки?
Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 г. № 181-И установлены правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.
Вместо паспортов сделок — учет экспортных контрактов
Вместо оформления паспортов сделки Инструкцией № 181-И предусмотрен учет банками внешнеэкономических контрактов. То есть банки должны будут сами осуществить постановку контракта на учет (раздел II Инструкции № 181-И).
Банк должен принять на учет экспортный или импортный контракт в течение одного рабочего дня и присвоить ему уникальный номер в специальном порядке, который направляется резиденту-экспортеру или импортеру.
Однако не все контракты должны ставиться на учет. Требование о постановке на учет касается кредитных договоров, а также экспортных и импортных контрактов, предусматривающих:
Помимо видов договоров, необходимо иметь в виду ценовой лимит.
Если речь идет об импортном контракте или кредитном договоре, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 3 млн руб. и более.
Если речь идет об экспортном контракте, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 6 млн руб. и более.
Рублевый эквивалент по контрактам и кредитным договорам определяют на дату заключения соглашения или дату его последних изменений (п.4.2 Инструкции № 181-И).
Какие нужны документы для постановки на учет контрактов?
Чтобы поставить на учет экспортный, импортный контракт, а также кредитный договор, необходимо представить в обслуживающий банк определенный пакет документов.
Для постановки экспортного контракта на учет резиденту-экспортеру необходимо подать в банк:
Если резидентом представлены сведения или проект экспортного контракта, то сам экспортный контракт должен быть представлен в банк резидентом-экспортером не позднее 15 рабочих дней после даты его постановки.
Для постановки импортного контракта или кредитного договора на учет резиденту-импортеру или стороне кредитного договора необходимо представить в банк импортный контракт или кредитный договор либо выписку, либо проект и иную информацию, необходимую для постановки импортного контракта или кредитного договора.
Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты. Напомним, что репатриация — это возврат резидентом валютной выручки, которую он получил по внешнеэкономическому контракту.
Если в банк представлен проект импортного контракта либо кредитного договора, то сам контракт либо кредитный договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания.
Штрафы за нарушение постановки на учет контрактов, кредитных договоров
Если не соблюсти сроки постановки внешнеэкономического контракта, кредитного договора на учет, то резидентов могут оштрафовать. Так, за нарушение срока постановки на учет контракта более чем на 90 дней после окончания срока, компания и предприниматели, а также должностные лица компании, могут быть привлечены к административной ответственности по п.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:
А повторное нарушение карается более сурово. Повторный штраф для предпринимателей и компаний составит от 120 тысяч до 150 тысяч рублей, а для должностного лица компании — от 12 тысяч до 15 тысяч рублей.
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.
В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.
Что такое валютный контроль и зачем он нужен
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:
Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.
Оплата по контракту
Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.
О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.
Почти все контракты можно разделить на четыре типа:
Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.
Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.
Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.
По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽
От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:
Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.
Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.
В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.
Что учесть при работе с контрактами
Общая сумма контракта | Тип контракта | Нужны ли документы по контракту | Нужно ли ставить контракт на учет |
---|---|---|---|
До 200 000 ₽ | Любой | Нет | Нет |
От 200 000,01 ₽ | Любой | Да | Нет |
От 3 000 000 ₽ | Кредитный договор | Да | Да |
От 3 000 000 ₽ | Импортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 3 000 000 ₽ | Смешанный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 6 000 000 ₽ | Экспортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.
Оплата по инвойсу
Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.
О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.
Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.
В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.
Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.
Оплата по оферте
Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.
О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.
Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:
Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.
Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.
Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.
Типы оферт для популярных международных компаний
Заказчик | Тип оферты |
---|---|
Apple | Импорт |
Booking | Экспорт |
Google Play | Импорт |
Google AdSense | Экспорт |
Upwork | Импорт |
Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.
Как отправить документы в банк
Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.
Сроки прохождения валютного контроля
С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.
Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.
Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:
Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.
Как можно ускорить валютный контроль
Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.
Обязательные требования:
Дополнительные рекомендации:
При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Как поставить контракт на учёт
Для проведения валютных операций по внешнеторговому или кредитному договору вам необходимо поставить контракт на учёт, если сумма контракта равна или превышает:
Если контракт заключён в иностранной валюте, пересчёт в рублевый эквивалент осуществляется на дату заключения контракта.
Откройте форму
На панели навигации выберите ВЭД. На вкладке Валютный контроль нажмите Новый документ и выберите Представление контракта.
В открывшемся окне выберите Представление контракта.
Если сумма валютного перевода равна или превышает 3 млн рублей, то для проведения операции по внешнеторговому и кредитному договору перейдите по ссылке Поставить на учёт. После того как банк пример контракт, сведениям о валютных операциях присвоится уникальный номер контракта.
Заполните форму
Заполните номер и дату контракта и приложите отсканированную копию контракта. Дополнительные сведения, такие как сумма и валюта, дата завершения исполнения контракта и другие можно не заполнять. Если их заполнить, проверка пройдёт быстрее. Нажмите Создать.
Подпишите документ
Проверьте данные, которые вы предоставляете банку. Если ошибок нет, запросите СМС-код или подпишите с помощью токена. После проверки отправьте документ в банк.
СберБанк защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Контактная информация
Коммуникации с клиентами
Сбербанк в социальных сетях
Приложения
© 1997—2021 ПАО Сбербанк.
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
Какие контракты нужно ставить на учет в банке
Станислав Котович заместитель директора правового департамента Минфина России
При совершении ряда валютных операций организации-резиденты должны поставить на учет внешнеэкономический контракт в банке.
Незакрытые до 1 марта 2018 года паспорта сделок закрывает банк. При этом банк отметки о закрытии на паспортах не ставит. Закрытые паспорта хранят в банке в досье валютного контроля. Если контракт подпадает под обязательный учет, то номер паспорта сделки и будет уникальным номером контракта.
Все необходимые сведения по контракту из паспорта сделки банк сам пропишет в ведомости банковского контроля.
Паспорт закрытой таким образом сделки вы сможете получить в банке. Порядок и срок выдачи документа согласуйте с банком.
Поданные до 1 марта 2018 года справки о валютных операциях остаются в банке.Это следует из пунктов 18.1 и 18.5 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Когда поставить контракт на учет
Поставить на учет внешнеэкономический контракт обязан резидент в уполномоченном банке. Такая обязанность возникает, если одновременно выполнены три условия:
Рублевый эквивалент обязательств определяйте по официальному курсу валют на дату заключения контракта или на день заключения дополнительного соглашения об изменении цены.
Такие условия – в пунктах 4.1 и 4.2 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Порядок постановки на учет
Организация, которая ведет расчеты в иностранной валюте полностью или частично через российский уполномоченный банк, должна поставить контракт на учет в этом же банке.
Если все расчеты по контракту (кредитному договору) ведутся через счет, открытый в банке-нерезиденте, поставьте контракт на учет в любом российском банке, где у организации есть счета.
Это следует из пункта 5.1 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Срок постановки на учет зависит от вида контракта, способа исполнения обязательств и от того, прописана ли в нем цена. Например, по кредитному договору на сумму в эквиваленте 5 млн руб. этот срок составит 15 рабочих дней со дня зачисления валюты на счет резидента в российском банке.
Если российская организация экспортирует обязательные для декларирования товары по контракту, в котором не указана цена, срок постановки – не позднее дня подачи товарной декларации, по итогам подачи которой цена экспортируемого товара будет равна или превысит эквивалент 6 млн руб. (п. 5.7.2 и 5.7.4 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Чтобы поставить на учет контракт (кредитный договор), подайте в банк контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Если вы подали проект контракта, подать в банк подписанный сторонами документ нужно в течение 15 рабочих дней. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля.
В выписке укажите:
Форму выписки согласуйте с банком. Если вы направили в банк выписку, подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.
Также подайте в банк документы, которые являются основанием для проведения валютной операции. Эти документы указаны в части 4 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Они нужны банку, чтобы заполнить раздел 1 ведомости банковского контроля.
Например, это свидетельства о госрегистрации и постановке на учет в налоговой инспекции резидента, уведомление об открытии счета в банке за пределами России и др.
Кроме того, для постановки на учет кредитного договора, по которому выдаете заем нерезиденту, дополнительно предоставьте в банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, рублей.
Такой порядок следует из пунктов 1.2, 5.6 и 5.10, приложений 3, 4 и 5 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Банк за два рабочих дня, включая день представления документов, поставит контракт на учет и присвоит ему уникальный номер. Банк должен направить резиденту не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта и дате постановки на учет экспортного контракта (п. 5.3, 5.4 и 5.5 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Подать документы можно в электронном виде или на бумаге. Способ заранее согласуйте с банком (п. 15.3 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Представить в банк можно подлинники или копии документов. Все документы должны быть действительными на день представления. По запросу банка нужно представить заверенные переводы иностранных документов на русский язык. Такие правила установлены частью 5 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Бумажные копии документов заверяют лица, наделенные правом подписи из карточки с образцами подписей. Это может быть руководитель или другие уполномоченные лица резидента. Заверить документы может и любой другой сотрудник по доверенности. Проставьте на документах печать, если она есть (п. 15.5 и 15.6 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Ниже реквизита «Подпись» укажите:
Отметку о заверении можно проставлять с помощью штампа.
Такой порядок указан в пункте 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст.
Бумажные документы организация может подать любым удобным способом. Например, через своего представителя или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Датой подачи документов будет день их получения банком (п. 15.8 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Внесение изменений
Условия контракта (кредитного договора) или сведения о резиденте могут измениться. Например, стороны могут пересмотреть цену контракта или резидент может сменить свое название, адрес. В этом случае банк должен внести изменения в раздел I ведомости банковского контроля.
Чтобы внести изменения в ведомость банковского контроля, подайте в банк заявление в произвольной форме. В заявлении укажите:
В заявлении проставьте дату и подпись уполномоченного сотрудника организации, печать при ее наличии. Приложите к заявлению документы, которые являются основанием для внесения изменений. Например, дополнительное соглашение к контракту или выписку из ЕГРЮЛ (п. 7.1, 7.2 и 7.3 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
В одном заявлении можно указать информацию о внесении изменений в несколько контрактов (п. 7.6 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
В общем случае подайте заявление не позднее 15 рабочих дней после одной из дат:
Для отдельных случаев предусмотрены специальные сроки. Так, если изменились сведения о резиденте, подать заявление нужно не позднее 30 рабочих дней после дня изменения сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
В течение двух рабочих дней после представления организацией заявления о внесении изменений в ведомость и необходимых для этого документов банк принимает решение о внесении изменений или об отказе во внесении изменений. В случае отказа банк вернет документы резиденту в течение двух рабочих дней и проинформирует резидента о причинах отказа.
Раздел I ведомости контроля с внесенными изменениями банк направит резиденту по его требованию. Срок и форму передачи этой информации заранее согласуйте с банком.
Такой порядок установлен пунктами 7.4, 7.5, 7.9 и 7.11 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Банк вправе отказать организации во внесении изменений в ведомость банковского контроля в случаях:
После устранения недостатков организация должна повторно представить в банк заявление и необходимые для внесения изменений документы (п. 7.6 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Если банк будет преобразован, изменит наименование или организационно-правовую форму, то заявление не подавайте.
В этом случае банк переоформит ведомость банковского контроля самостоятельно (п. 7.10 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Ответственность за нарушение правил постановки на учет
Если организация нарушит правила постановки на учет контракта (в т. ч. просрочит подачу документов в банк), налоговая инспекция или таможня как органы валютного контроля могут оштрафовать:
Если в течение года аналогичное нарушение будет совершено повторно, то сумма штрафа составит:
Это следует из частей 6, 6.4 статьи 15.25 КоАП.
Снятие контракта с учета
Постановка на учет контракта не действует бессрочно. Банк снимет контракт с учета по заявлению организации в случаях:
Заявление о снятии с учета составьте в произвольной форме. В заявлении укажите:
В заявлении проставьте дату и подпись уполномоченного сотрудника организации, печать при ее наличии. Приложите к заявлению документы, которые являются основанием для снятия с учета. Например, справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие перевод долга по контракту (кредитному договору) на нерезидента. В одном заявлении можно указать информацию о снятии с учета нескольких контрактов.
Такой порядок предусмотрен пунктами 6.1, 6.2 и 6.3 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
Банк за два рабочих дня после даты подачи заявления и документов примет решение о снятии с учета контракта или решение об отказе в снятии с учета.
Банк вправе отказать организации в снятии контракта с учета в случаях:
В этих случаях банк вернет организации документы и сообщит о причинах отказа.
После устранения недостатков организация может повторно подать в банк заявление о снятии с учета и необходимые для этого документы.
Контракт считается снятым с учета с даты, указанной банком в разделе I ведомости банковского контроля. По общему правилу этот документ банк направит резиденту по его требованию. Срок и форму передачи заранее согласуйте с банком.
Об этом сказано в пунктах 6.4, 6.5 и 6.6 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.
В ряде случаев банк может снять контракт с учета без заявления резидента. Например, если прошло 90 календарных дней после даты завершения всех обязательств по контракту. Тогда банк в порядке, согласованном с резидентом, должен его проинформировать о снятии с учета контракта.
Сделать это банк должен в срок не позднее одного рабочего дня после даты снятия с учета. Если резидент закрыл в банке все расчетные счета, срок снятия с учета банк устанавливает самостоятельно.
Такой порядок установлен пунктами 6.7 и 6.8 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.