какие концепции личности были разработаны в рамках русской психологической школы
Теории личности в отечественной психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теории личности в российской науке включают деятельностный подход, учение Выготского, Божович, гуманистическую теорию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.
Задачи теорий личности
В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.
В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
В отечественной психологии теории личности объединяются с помощью главной задачи. Она состоит в анализе и исследовании зависимости составляющих элементов сознания, а также характеристик раздражителей, которые их вызывают. Позже данная двухэлементная схема находит свое отражение через формулу «стимул = реакции» (S-R). В целом ее нельзя считать верной, так как она исключила содержательный процесс, который осуществляет реальные связи человека и предметной среды.
Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).
Деятельностная теория личности Л. Божович
Теория Божович Л. охватила период личностного формирования, начинающийся с раннего детства и заканчивающийся на юношеском этапе. Для описания личности автор концепции использовал понятия, характеризующие внутренние аспекты и особенности индивида.
Она полагала, что личностью может стать индивид, достигший соответствующего уровня развития психических процессов. Человек наделен способностью восприятия и переживания собственной «персоны» в качестве неделимого целого, которое отлично от окружающих людей и проявляется через категорию «Я». Говоря иначе, на данном уровне сформированности психических процессов люди получают возможность осознанно влиять на окружающую реальность, модифицируя и меняя самого себя.
Готовые работы на аналогичную тему
Божович взяла за основу дефиницию «социальная ситуация формирования» и принцип «ведущая деятельность», которые ранее были введены Л. Выготским. Она показала, как в непростой динамике взаимодействия деятельности ребенка и межличностного развития на разных стадиях жизни происходит выработка определенного взгляда на окружающую действительность (так называемая внутренняя позиция). Внутренняя позиция рассматривалась сторонниками подхода как одну из самых значительных характеристик личности и предпосылку ее развития.
Таким образом, по деятельностному аспекту описываемой концепции составляющими личности выступают некоторые личностные характеристики или свойства. Сторонники теории полагали, что образование свойств личности происходит вследствие деятельности, которая осуществляется всегда в социально-историческом контексте. По этой причине личностные черты рассматривали как социально-детерминированные (нормативные) элементы. Так, например, выработка настойчивости происходит в видах деятельности, в которых индивид способен проявлять независимость.
Другие отечественные теории личности
Одной из теорий личности является гуманистическое направление, которое в случае поверхностного рассмотрения, может казаться противоположным психоаналитической теории. Тем не менее, оно отличается от подхода, в основе которого лежит психоаналитическое ученье тем, что в качестве главного фактора личностной активности считала стремление к будущему и максимальную самореализацию.
Сторонники данной концепции считали человеческую природу по сути хорошей или нейтральной. Субъект имеет свободу в выборе решений. По этой причине он несет ответственность за них. Также человек — это существо, которое обладает активностью и ориентирован на перспективные цели, способен двигаться к ним. Главная движущая сила личностного функционирования последователями учения рассматривалась как стремление к самоактуализации (потребность человека реализовать свой врожденный потенциал).
Топологическая психология имеет в основе принятый в математической науке термин «поле». Это направление призвано объяснять личностное поведение таким образом, что разные позиции и зоны жизненного пространства (поля, где пребывает и существует субъект) могут выступать как мотив поведенческого реагирования. Это обусловлено тем, что индивид ощущает потребность в них, при исчезновении которого значение объекта утрачивается.
Сторонник этой концепции К. Левин не видел в потребности предопределенности биологического характера. Это отличало теорию от мнений сторонников психоаналитического направления. Мотивация обусловлена не через врожденные свойства индивида, а взаимосогласованные действия с полем, характеризующимся наличием нескольких объектов (притягательны по-разному).
Основные современные концепции личности в отечественной психологии включают 2 наиболее известные теории (кроме теории научения), которые разработаны Э. Берном и К. Платоновым.
Сущность теории Платонова состоит в исследовании личности как структуры. Она включает:
Данные элементы при взаимодействии характеризуют человеческое поведение. Э. Берн имел убеждение, что человек в одно время способен объединять в себе несколько типов поведенческого реагирования. Каждый из них включен вследствие воздействия соответствующих условий.
Берном была разработана теория трансакционного анализа. Трансакция здесь представляла собой единицу общения, которая включает побудителя и реакции. Несколько трансакций проистекают в определенной последовательности (не случайной, запланированной социумом) друг за другом.
Основные теории личности в отечественной психологии
В отличие от зарубежных теорий отечественная психология характеризуется в целом двумя направлениями, каждая из которых имеет свое основание.
Первая направление, в основном психолого-педагогическое, ориентировано на изучение и описание отдельных свойств человека, фиксируемых в чертах личности, с последующей организацией их в подструктуры (направленность, характер, способность, темперамент).
Второе – психологическое направление, опирается на деятельностный подход, разработанный А.Н.Леонтьевым, и ориентировано на выявление причин и механизмов образования характера, способностей и других проявлений личности.
В основу деятельностного подхода были положены следующие принципы:
1) принцип единства психики и деятельности, противопоставляющий отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения, например интроспективная психология, гештальтпсихология,так иразным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики, например бихевиоризм, необихевиоризм;
2) принцип развития и историзма, введение которых в конкретные исследования с необходимостью предполагает исследование деятельности как движущей силе развития психики и формирования личности.
Субъектность деятельности выражается во-первых, в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности. И, во-вторых, тем, что каждый образ имеет не только обще принятое значение, но и личностный смысл, т.е. «значение для меня» (мое значение), придаваемый мотивами или различными установками событиям, действиям и деяниям.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело к разработке представлений о планомерном формировании умственных действий; о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики; о деятельностном опосредовании межличностных отношений и пр.
Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций из природных, натуральных процессов, обеспечивающих выживание посредством потребления и адаптации организма к внешней среде.
Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате присвоения культуры данной исторической эпохи, и поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано не на выживание и потребление, а на овладение социального опыта.
А.Н. Леонтьев — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития». Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип непосредственности, согласно которому организм прямо реагирует на воздействия (стимулы), исходящие от среды.
Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями».
По мнению Леонтьева, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.
«Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, самую деятельность человека предметом психологического исследования». Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.
На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности.
Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:
— чего хочет человек (потребности, установки),
— что может (способности, дарования),
— что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.
Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются:
— статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);
— общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
— мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
— мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);
— характер и склонности.
Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.
А.В. Петровский в своих исследованиях проводит и обосновывает личностный подход в психологии и трехфазную модель развития личности, включающую такие этапы как адаптация, индивидуализация и интеграция. Личностный подход, с его точки зрения, не ограничивается учетом индивидуальных особенностей психических процессов (мышления, воли, памяти и чувств), а нацелен на выявление представленности индивида в коллективе и коллектива в личности. В соответствие с этим понятием личность в психологии он обозначает «системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде».
Модель структуры личности составляют три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), межиндивидуальная (интериндивидная) и метаиндивидную (надындивидную) подсистемы личности. В первую подсистему структуры личности входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Основные теории личности в отечественной психологии.
Школа Павлова.
Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.
Школа Теплова, Небылицына.
Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.
В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.
Школа Леонтьева.
Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Школа Лурия, школа нейропсихологии.
Роль речи в развитии произвольных психических процессов.
Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:
Грузинская школа. Узнадзе.
Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:
Основные психологические теории и школы в Отечественной психологической науке.
Одним из фундаментальнейших вкладов отечественной психологии в мировую науку является разработка теории деятельности. Эта теория существует и развивается уже на протяжении более 50 лет. В «первый эшелон» ее создателей входят такие выдающиеся психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и многие другие.
Основные исходные положения теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями заключаются:
1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания).
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).
Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своим поведением и действиями, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности он включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельности приводит к «перенесению внутрь» (интериоризации) внешних действий и реализуемых ими социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся произвольностью и осознанностью.
Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию.
Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С. Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).
Идея интериоризации лежит в основе развития высших психических функций.
При этом культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено как возможность в естественном развитии поведения человека. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. Изменяется способ действия, структура приема (например, приемы запоминания). При этом запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции.
Санкт-Петербургская (Ленинградская) психологическая школа
Ряд важных теоретических представлений разработан в так называемой Питерской (Санкт-Петербургской, Ленинградской) психологической школе, берущей начало в научной и организаторской деятельности Владимира Михайловича Бехтерева, о котором мы говорили выше. Авторитетной теорией, сформировавшейся в этой школе, является ʼʼтеория отношенийʼʼ Владимира Николаевича Мясищева (1892 – 1973), созданная в развитие идей его учителя, сподвижника Бехтерева Александра Федоровича Лазурского (1874 – 1917) и представляющая особый подход – в рамках марксистской методологии – к проблемам личности.
В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов во взаимосвязях. Для человека же, выступающего как активный субъект, характерны отношения – осознанные избирательные связи его с различными аспектами бытия – с другими людьми, предметами, собственной деятельностью, самим собой. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта͵ деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву, – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.
Система отношений – психологическое ʼʼядроʼʼ личности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В.Н. Мясищев, являющийся одним из крупнейших отечественных психотерапевтов, рассматривал неврозы.
Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем многолетнего лидера Ленинградской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьееа (1907 – 1972). Он развивал некоторые важные положения В.М. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др.
наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько базовых направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; как субъекта; анализ проблем человечества. В своем подходе к человеку Б.Г. Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности.
Личность же – субъект общественного поведения и общения (общение Б.Г. Ананьев рассматривал как особую деятельность наряду с предметной деятельностью и познанием); начало личности человека наступает намного позже, чем начало индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм — освоением средств общения и деятельности.
ʼʼТеория установкиʼʼ Д. Н. Узнадзе
Важным направлением в советской психологии явилась ʼʼтеория установкиʼʼ, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886 – 1950).
Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой бывают неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в данном направлении). Всякое поведение, по Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на ʼʼпустом местеʼʼ; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях.
Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер.
Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.
Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при ʼʼвстречеʼʼ потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность должна быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане ʼʼимпульсивнойʼʼ установки человеку хотя и свойственна, но не отражает его сути: специфически человеческим является явление объективации, то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, благодаря чему опять-таки вырабатывается новая готовность к деятельности, то есть установка.