какие краски используют поэты и художники для описания природы создавая эмоциональный настрой
Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Образ родной природы, воспетой русскими поэтами и художниками
Цели: литература изо
Обучающие: обучение умению анализировать обучение умению
лирическое произведение создавать элементы
(видеть и понимать настроение автора, пейзажа по ассоциациям;
выражать свои мысли и чувства);
Развивающие: развитие умения соотносить литературу развитие фантазии и
и живопись; творческого начала;
Воспитательные: воспитание любви к родной природе, чувства патриотизма
Средства оснащения урока: репродукции картин И.Левитана
Постановка целей урока
Давайте запишем тему урока.
-Выделите главные слова в теме (образ, поэт, художник)
Методом эвристической беседы учитель подводит учащихся к определению «образ»
-Как вы понимаете слово «образ»? Подберите однокоренные слова (изображать, отобразить), значит,
-Но, создавая тот или иной образ, какую цель преследует автор? (донести до читателя определённую мысль)
-Попробуйте дать полный ответ на вопрос: что такое образ? (образ – это картина, проникнутая чувствами и мыслями автора).
Сегодня на уроке мы будем учиться
1)понимать чувства и настроение поэтов;
2) сравнивая стихи и картины о родной природе, доказывать внутреннюю связь литературы и живописи;
3) поскольку урок интегрированный, вы будете учиться создавать образ родной природы, используя краски.
— Представьте, что вы рисуете природу родного края. Какие краски вы будете использовать в своей работе?
(Ученики составляют цветовую гамму)
-Совпадение цветов и ваш выбор неслучаен. Дело в том, что цвет оказывает на человека определённое воздействие. Цвет может вызывать у человека чувство радости, восторга и даже грусть, тоску.
В цветовой палитре, представленной вами, преобладает
Синий цвет- спокойное, тоскливое настроение
Зелёный- приятное, спокойное
Жёлтый- тёплое, бодрящее
Оранжевый- весёлое, радостное
Давайте сделаем вывод: какие чувства будит в вас родная природа?
2. Образы родной природы, символика цвета в стихотворении С. Есенина «Топи да болота»
Самостоятельная работа по группам
О чём это стихотворение? Какие образы создаёт поэт? Какие средства изобразительности применяет он для создания этих образов? (поэт рисует образы леса, болот, неба одушевлёнными, для этого он применяет метафоры и олицетворения: елям снится, слухают ракиты и т. д. стихотворение полно звуков (тенькает, взвенивает, со скрипом тянется обоз)
Какие картины созвучны со стихотворением? (сходство образов, цветов, настроения) (Созвучие образов, цвета и настроения видно на картине И. Левитана «У омута». И поэт, и художник грустят, выражая цветом своё настроение).
Выразительное чтение стихотворения
Вывод: В стихотворении при внимательном анализе мы видим картину, а картины мы можем прочитать, поняв значение образов и цветов.
-Мы поняли, что образ можно выразить с помощью слова, красок, а можно ли телом передать тот или иной образ? (физминутка, во время которой ученики загадывают образ природы и пытаются его выразить телом)
Взаимосвязь литературы и живописи
— Какие образы картины привлекли поэта? Назовите главные образы стихотворения (церковь, колокольчики)
Почти в каждой строчке встречаются слова со звуковыми повторами –коло-.
-Что мы слышим, благодаря этому повтору? (этот приём –повторение одинаковых звуков, воспроизводящих какое-нибудь явление,- называется звукописью).
-Когда звонят колокола? (Они звонят перед церковной службой, т. е. перед молитвой)
-Сравните картину и стихотворение. Докажите, что именно эта картина вдохновила поэта на создание своего стихотворения. («алеющая мгла», «собор», «колокольчиковый луг»)
-Какие образы выражены ярче у поэта? Что ещё слышит лирический герой, кроме колокольного звона? К какому выводу он приходит? Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (родная природа способна пробудить в человеке чувство прекрасного, она так же, как и молитва, способна сделать лучше человека, очистить его от грехов, исцелить его душу).
-Видна ли эта мысль на картине? Как художнику удалось передать величие природы? (Несомненно, центральный образ картины- церковь, но она как бы утопает в зелени лесов, она как бы затерялась в бесконечных просторах нашей родины. И природа, и церковь создают умиротворённое настроение).
-Вопрос на внимательность: какой образ, отсутствующий на картине, рисует Рубцов?
Какие мысли будит «образ бревенчатых лачуг»? (щемящее чувство грусти, от которой любовь к родине усиливается).
б) Вывод: и художники, и поэты любят свою родину, свою любовь они выражают словами, красками. Мы с вами имеем возможность наслаждаться их творениями ежечасно. У нас в школе есть картинная галерея. Это подарок новосибирских художников. На их картинах запечатлены пейзажи, такие близкие и родные. Это наша сибирская природа, это наша родина. Давайте пройдёмся мимо любимых картин и полюбуемся. (Экскурсию по школьной галерее проводят ученики, которые дома готовили устное сообщение по картинам, остальные ребята вместе с учителем рисования рисуют образы родной природы).
в) Защита творческих работ
— Какие краски использовали, почему?
-Почему именно этот образ?
— О чём думали, когда рисовали, что хотели выразить?
-Какие эпитеты вы бы подобрали к своему образу?
-В каком ещё стихотворении Рубцов создаёт похожие образы?
Ученики читают стихотворение «Тихая моя родина»
-Как вы понимаете слова «тихая»? Подберите синонимы.
— Что хотел сказать поэт последними строчками? Вы согласны, что человек и родина крепко связаны между собой?
Ученики читают домашние сочинения на тему «С чего начинается родина?»
Вывод: Каждому из нас дорого то место, где мы выросли. С. Есенин в одном из писем другу писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня родина есть. Нет поэта без родины»
Давайте подведём итог нашей работе. Продолжите начатые фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
— Как в ходе урока мы с вами доказали связь литературы и живописи?
5. Выставление оценок, домашнее задание:
закончить начатый рисунок,
подобрать стихи русских поэтов к своему рисунку, попробовать сочинить
Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию «Поэтический образ природы во все времена года»
Нина Бирюкова
Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию «Поэтический образ природы во все времена года»
мБДОУ детский сад «Тополек»
Поэтический образ природы. Времена года.
Творческий проект по художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Деятельностный этап проекта.
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание репродукций и картин художников: И. Броцкий «опавшие листья», И. Горлова «Осень», И. Остроухова «Золотая осень», Ф. Васильева «Перед дождем», И. Левитана «Золотая осень».
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы тем или иным художником.
2-й блок. Экскурсия в степь, посещение страусиной фермы. Экскурсия в библиотеку «Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов».
Цель: познакомить с разнообразием осенних красок степи, особенностью экзотических животных. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы. Продолжить знакомство с образом природы через произведения литературы, животных, музыки.
3-й блок. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений: “Осень” К. Д. Бальмонта, “Скучная картина” А. Н. Плещеева, “Листопад” И. А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Речевые игры: «Осенние слова», «Осеннее настроение».
Цель: продолжить знакомство с художественной литературой и поэзией, упражнять в понимании на слух текстов различных жанров, обогащение активного словаря эпитетами, сравнениями.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П.Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”, М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (Вступление к опере «Хованщина»).
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”, “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: закреплять умения различать по внешнему виду и правильно называть деревья, кустарники. Закреплять и систематизировать представления о временах года.
6-й блок. НОД по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
— оттенки осени (создаем волшебную палитру осени)
– краски осени (техника печатания листьями).
– Грибочки в лукошке, Дары осени (печать клубнем сырой картошкой).
– Портрет осени (цветной граттаж).
– Ветка рябины (техника печатания косметическими ватными палочками).
7-й блок. Музыкальное развлечение “Осенины”.
Цель: создать радостный эмоциональный настрой; формировать эстетический вкус, приобщая детей к миру прекрасного.
8-й блок.Взаимодействие с родителями воспитанников:
— участие родителей в оформлении зала к осеннему празднику. Чтение стихов А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта.
— привлечение родителей к изготовлению костюмов.
— помощь в организации и проведении экскурсий в степь, на страусиную ферму, в этнографический музей ст. Красный Яр (знакомство с казачьим бытом и его цветовым колоритом).
1-й блок. Посещение художественной выставки в картинной галерее города Волгодонска.
Цель: познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.
2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.
Цель: продолжать учить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпающей” природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством. Рассматривание “зимних” пейзажей. (И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», К. Ф. Юона «Волшебница –зима», Д. А. Александрова «Замняя сказка», С. Герасимова «Последний снег», И. Бродской «Лес зимой в снегу», Н. Ульяновой «Снегири», А. Саврасова «Зимний пейзаж. Иней», И. Шишкина «Сосна».
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”. А. Вивальди «Зима из цикла «Времена года», музыкальный фрагмент к балету «Щелкунчик».
Праздник «Новогодняя сказка».
Цель: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Развивать интерес к классической музыке.
5-й блок. Заучивание стихотворений: И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”, А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествует», С. Есенин «Белая береза».
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”.
6-й блок. НОД по изобразительному искусству по теме “Волшебница зима”.
– Волшебные снежинки (свеча и акварель).
– Первый снег, Зима в городе (рисование пальчиками, оттиск печатками).
– Мое любимое дерево зимой, птички на ветке (сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование).
Цель: совершенствовать технику изображения при помощи разных. Развивать творчество, воображение.
7-й блок. НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Заучивание стихотворений, составление рассказов по пейзажной картине Шишкина «Сосна», сюжетной картине К. Иона «Русская зима». Составление творческого рассказа «Как я встретил новы год!».
8-й блок.Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению детского сада к новому 2015 году. Участие в конкурсе «Пока часы 12 бьют».
2. Разучивание стихов с детьми о зиме.
3. Помощь родителей в организации экскурсии в картинную галерею города Волгодонска.
1-й блок. Беседа на тему «Весна пришла, весне дорогу».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе по существенным признакам.
2-й блок. Рассматривание репродукций картин А. Саврасова «Грачи прилетели», С. Герасимова «Ива цветет», И. Бродской «Апрель», О. Грицая «Половодье», В. Бакшеева «Голубая весна», А. Рылова №Зеленый шум», А. Грицая «Первые дни мая», фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как художники и фотографы передавали неповторимость очарования этого времени года.
3-й блок. Разучивание стихов Ф. Тютчева “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенина “Черемуха”, А. Майкова “В мае”, В. Орлова «Ты лети к нам скворушка».
Цель: продолжать знакомить с поэзией, развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл прочитанного, обогащать активный словарь.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й блок. 1. Слушание классической музыки (П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”, А. Вивальди» Весна «из цикла «Времена года»)
2. Слушание народной музыки («Кулик-весна»)
3. Слушание автрской современной музыки (Ю. Чичков «Ромашковая Русь»)
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Я начну а ты продолжи», «Какой и какая».
6-й блок. НОД по изобразительному искусству “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи прилетели”.
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
7-й блок. Оформление альбомов с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена года”.
8-й блок.Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбомов “Времена года”.
1-й блок. Экскурсия в парк и дендрарий.
Цель: продолжать учить наблюдать за происходящими в природе изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
2-й блок. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
3-й блок. Мини- проект “Как я провел лето” презентации детей.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для материка, и сравнивать с летом в Волгодонске.
4-й блок. Изготовление композиций о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. НОД по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На реке Дон”, “Любимые цветы ”.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
7-й блок. НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.
— Составление загадок «Желудь», «Облако».
— Составление рассказа по картине «Березовая роща» Левитан.
Пересказ рассказа «четыре желания (отрывок про лето)» Ушинского.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе;создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях поэтов хх века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Родная природа.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Урок литературы в 6 классе
«Родная природа в стихотворениях
русских поэтов ХХ века»
Учитель русского языка
познакомить учащихся со стихотворениями поэтов ХХ века (А.А.Блока (1880-1921), С.А. Есенина (1895-1925), А.А. Ахматовой (1889-1966), вспомнить средства выразительности языка, используемые в художественной литературе; обогащать словарь учащихся, развивать речь; показать связь поэзии, живописи и музыки; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Оборудование: иллюстрации художников, Чайковский П.И. «Времена года».
На фоне музыки (П.И.Чайковский, «Баркарола»)
«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, т к. оно не поддаётся разуму, а постигается любовью»
Эти слова принадлежат известному художнику Исааку Левитану, который всю свою жизнь стремился передать свежесть, непосредственность своего восприятия, увиденного в природе.
— А что такое природа? (ответы учащихся)
Природа всегда вдохновляла писателей, художников, поэтов, музыкантов на создание лучших произведений. Каждый из них по-своему видел красоту природы.
Сегодня мы поговорим о том, как поэты ХХ века рисовали природу, как с помощью слова умели выразить её красоту и донести до читателя.
Итак, тема урока «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века». Девизом нашего урока станут слова Рыленкова (эпиграф)
— Как вы понимаете эти строки?
Нужно уметь замечать необычное в обычном и сегодня мы будем учиться этому.
Чтение стихотворений Блока, Есенина, Ахматовой наизусть (подготовленные ученики).
— Какие картины вы увидели?
Поэтам ХХ века чуждо безумное любование природой. Блок, Есенин, Ахматова напряжённо ищут в природе то, что роднит её с человеком. Природа у них жива: она дышит, улыбается, о чём-то грустит.
В каждое время года природа очень красива. Прекрасна и зима с её белым ослепительным снегом, и осень, которая раскрашивает всё вокруг жёлто-багряными красками, и лето, когда леса и луга сливаются в один зелёный ковёр, и весна с её цветущими садами.
Помните, как сказал Пушкин: «Мороз и солнце, день чудесный!» Действительно, что может быть чудесней русской зимы? Вот как описывает зимнюю природу Сергей Есенин.
Чтение стихотворения «Пороша ».
-Какие олицетворения использует писатель?
-Для чего он это делает?
-Какие иллюстрации можно нарисовать?
А вот как видят природу художники.
На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы видим берёзы. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно (рассказ учащегося о картине).
Я думаю, вы согласитесь с художником. Здесь, действительно, изображён праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток.
Вслед за зимой приходит весна. Как прекрасна природа весной!
-Что происходит в это время года в природе?
(пробуждение ото сна, оживление)
Вот с каким чувством встречает весну А.А.Ахматова.
Читаю стихотворение «Перед весной бывают дни такие».
Анализ по вопросам:
-Какие картины природы рисует поэтесса?
(земля отдыхает под плотным снегом, шумят деревья, веет тёплый ветер).
-Что испытывает лирический герой?
(волнение, обновление, что-то новое, неизведанное, неуловимое, необычное).
Трудно словами выразить это состояние. В этом особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намёки. У читателя возникают собственные мысли, воспоминания, ощущения.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на особенность построения стихотворения. Найдите строки, которые переполняют автора, подчёркивают чувство обновления, радости.
— С чего начинается каждая строка?
Это художественный приём, который называется АНАФОРА (когда строки начинаются с одинаковой синтаксической конструкции.) Давайте ещё раз прочитаем эти строки выразительно.
— Вслед за весной наступает долгожданное лето. Какие ассоциации возникают у вас, услышав эти слово? (зелень, тепло, солнце).
Перед вами два летних пейзажа: Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» и Левитана «Берёзовая роща».
-Какие краски используют художники для создания своих произведений?
(яркие, сочные, зелёные, сочные)
-Чем похожи эти иллюстрации?
(изображён солнечный день,…)
-Какое настроение появляется у нас, глядя на эти картины?
-На что походят эти солнечные пятнышки? Что они напоминают?
-А вот как видит лето А. Блок
(чтение учеником стихотворения «Летний вечер»)
-Мы знаем, что через описание природы поэт стремиться выразить своё состояние и настроение. Какое настроение выражает Блок?
(состояние покоя в природе)
-Докажите текстом («ни ветерка, ни крика птицы..)
-Какие эпитеты помогают понять это? (последние лучи заката,
Дремотой розовой объята,
-Умиротворение испытывает и человек: «забудь заботы и печали».
А вот другое стихотворение Блока. «Буря». Давайте послушаем его и сравним с предыдущим. Вы обратили внимание на интонацию, ритм? (тревожная..)
-Какие части речи помогают поэту передать этот ритм? (глаголы)
-Каково состояние лирического героя?
(он волнуется, переживает)
-А что помогает поэту передать это волнение? Обратите внимание на синтаксис. Какие предложения чаще всего встречаются? (короткие, восклицательные)
-Какая иллюстрация подходит к этому стихотворению? Почему? (словесное рисование).
А теперь посмотрим, как летнюю природу описывает С. Есенин в стих. «Задремали звёзды золотые»..
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали Шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
-Какими красками поэт рисует картину утра? (золотой, алый, зелёный –чистые яркие цвета).
-Кажется нам, что природа живая? Почему? (использованы эпитеты, олицетворения). Назвать эпитеты-1-ая группа
-Чтобы нарисовать такую картину, чем должен владеть поэт? (воображением, зорко видеть, замечать то, что скрыто от глаза ленивого и равнодушного).
-Видите, и поэты, и художники нашли общие детали для описания природы. Одни красками, другие словами картины, заставившие нас восхититься таинственной красотой.
Доска оформлена и вашими иллюстрациями. Постаралась группа художников. Подумайте, к каким стихотворениям подходят они.
Природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников на создание выдающихся произведений, но и композиторов. Сегодня мы не можем не вспомнить П.И. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».
Слушаем отрывок. Угадать, какие времена года описывает он при помощи музыки, что рисуется воображением? Как вы об этом догадались?
Замечательные произведения зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота окружает нас.
Чудесное рядом, и мир прекрасен. Чтобы увидеть, надо всмотреться, чтобы услышать, надо вслушаться.
А теперь давайте подумаем, как надо относиться к этому чудесному и прекрасному. (… )
Я надеюсь, что вы будете любить природу не только словами, но и делами.
— Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что больше запомнилось? Что понравилось?
Д/З. Составить сборник стих. о природе, подобрать иллюстрации, эпиграф
Желающим выучить стихотворения о природе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.