какие краски содержат свинец
СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ
Свинец дает целый ряд красок белого, желтого и красного-цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых.
Входя в том или ином виде в состав каждой из красок группы, он придает им всем своеобразные характерные свойства.
Краскам этой группы присущи: 1) большой удельный вес (одни из наиболее тяжелых красок), 2) корпусность и плотность — способность крыть, 3) большая или меньшая ядовитость, 4) способность чернеть от сернистых соединений (сероводорода, паров сернистого аммония я пр.), т. е. превращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета, 5) способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.
Способность свинцовых красок чернеть от сернистых соединений представляет крупный недостаток красок этого рода, который не является, однакоже, препятствием к применению их в живописи по следующим основаниям: 1) присутствие сернистых соединений в обыкновенном воздухе жилых помещений весьма ограниченно, 2) лак, покрывающий живопись, является прекрасным защитником ее от действия вредных для нее газов и пр., 3) даже сильно зачерненные сероводородом (искусственным путем) свинцовые краски в масляной (свежей) живописи сами собой под влиянием света и воздуха и дальнейшего окисления масла легко восстанавливаются в цвете, причем сернистый свинец в этом случае переходит в сернокислый[6] — вещество белого цвета. Тот же результат достигается обработкой почерневших красок перекисью водорода. В старой масляной и клеевой живописи, где восстановление почерневших свинцовых красок, предоставленных только действию света и воздуха, сильно замедляется, регенерация красок перекисью водорода наиболее уместна.
Кремницкие, кремсские белила. Blanc de lomb, blanc d’argent. Kremserweiss, Kremnitzerweiss. Flake white, white lead, ceruse.
Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности; о них упоминают Диоскорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуссой». В средние века производством краски занимались главным образом, венецианцы, от которых оно перешло затем к голландцам; позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назывался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первенство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство названной краски.
Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразумеваются краски, химический состав которых представляет различные водные основные углесвинцовые соли, т. е. варьирует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его окисью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является постоянным, а в различных сортах краски — различно.
Покрывающая способность краски принадлежит водной окиси свинца, количественное содержание которой в краске, однако, не должно превышать известной нормы. Хорошие белила содержат: 86% окиси свинца, 11,3% углекислоты и 2,4% воды (или приблизительно 70% углекислого свинца и 30% водной его окиси). Они носят в продаже название кремсских белил. Свинцовые белила — одна из наиболее тяжелых красок: удельный вес ее равняется 6,47.
Лучшим сортом свинцовых белил являются так называемые кремсские белила. Это наиболее дорогой и наиболее чистый продукт, единственно пригодный для живописи. Далее следует целый ряд различных сортов белил, которые уступают по своим качествам кремсским; таковы шифервейс и белила: кремницкие, венецианские (с 50% примеси шпата или баритовых белил), гамбургские (с 66% примеси), голландские (с 80% примеси) и др.
Производство свинцовых белил ведется главным образом четырьмя способами: голландским (он же венецианский), немецким, французским и английским.
При голландском способе листы свинца, изогнутые спирально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприкасается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или корье, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содействии кислорода воздуха основную ускусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец.
Немецкий способ производства свинцовых белил, называемый камерным, состоит в том, что тонкие свинцовые листы помещаются в деревянную камеру, через пол которой в нее поступают пары уксусной кислоты, воды и углекислого газа, добываемого сжиганием дерева, каменного угля и пр. В данном случае происходит тот же процесс образования белил, что и при голландском способе.
Белила, полученные вышеописанным способом, промываются водой, чтобы освободить их от свободного свинцового сахара, трутся с водой, высушиваются и обращаются в порошок. Полученные немецким способом белила называются камерными.
По английскому способу свинцовый глет смешивается со свинцовым сахаром в густое тесто, которое затем подвергается действию углекислого газа.
Во Франции при производстве свинцовых белил раствор свинцового сахара осаждается углекислым газом (или содой). Получаемый продукт очень чист, но по своим качествам значительно отличается от описанных выше, так как белила в этом случае плохо кроют. Кроме того, известно получение свинцовых белил посредством электролиза.
Главнейшими примесями при недостаточной очистке белил являются: свинцовый сахар, металлический свинец, мел и медные соединения. В различных сортах свинцовых белил находится до 10% свинцового сахара. Белила, содержащие медь, имеют красноватый оттенок. Нормальный продукт не должен содержать более 5 % свинцового сахара, 1 % мела и более 0,5 % воды.
Свинцовые белила жадно соединяются с маслом. Будучи растерты с водой и затем смешаны с маслом, они выделяют из себя воду и поглощают масло. Они применяются в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой живописи, во фресковой же и силикатной неприменимы, так как от щелочных связующих веществ разлагаются. Идут на приготовление грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами. Количество масла, потребное для приготовления масляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с маковым маслом.
К положительным свойствам белил относятся: 1) прекрасный белый цвет, не изменяющийся от действия света; 2) изумительная пластичность и способность крыть; 3) способность давать плотный компактный слой, не образующий трещин и не отпадающий от поверхности, на которой лежит (даже при свертывании холста, покрытого ими); 4) способность быстро высыхать с маслом и служить сиккативом для других смешанных с ними красок; 5) устойчивость к атмосферным воздействиям на открытом воздухе, превышающая таковую же всех других белых красок; 6) пригодность почти для всех техник живописи, кроме фрески и силикатной живописи[7].
К отрицательным свойствам белил относятся: 1) сильная ядовитость; 2) потеря с течением времени части своей покрывающей силы, результатом чего происходит просвечивание цвета поверхности, на которой лежит краска; 3) способность чернеть под действием сернистых газов и испарений и обращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета; 4) наклонность к желтению в масляной живописи в случае присутствия в белилах избытка водной окиси свинца.
Потеря кроющей силы у свинцовых белил, по мнению одних исследователей, объясняется образованием в краске полупрозрачного свинцового мыла, происходящим при излишнем содержании в последней водной окиси свинца под влиянием кислот, находящихся в связующих краску маслах и лаках. Другие объясняют это влияние потерей свинцовыми белилами химической воды и превращением водной окиси свинца в углекислый свинец, который лишен кроющих способностей. Так или иначе, но этот недостаток свинцовых белил отразился в большей или меньшей степени на всех произведениях старых мастеров, особенно на тех из них, которые пользовались темным грунтом, не придерживаясь рациональных методов живописи. Таковы произведения Караваджо, Рибейры, Пуссена и многих других.
Правильно учитывая все сказанное выше о свинцовых белилах, нельзя не придти к заключению, что белила эти, безусловно, необходимы в масляной живописи, хотя и не в чистом виде, а в смешении, например, с цинковыми или баритовыми белилами, подмесь которых ослабляет недостатки свинцовых белил.
Распознавание. Свинцовые белила в сухом виде в продаже имеют вид тяжелого порошка, плиток и ступочек. При испытании их следует руководиться следующим:
1) при накаливании (на фарфоре) белила принимают оранжевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло-желтый;
2) при нагревании в пробирном стаканчике белила, содержащие большое количество свинцового сахара, чернеют;
3) разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если получится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокислым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинковых белил последние также перейдут в раствор;
4) белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, должны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого кали при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого бария. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обнаружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводорода или сернистого натра получится белый осадок;
5) раствор сернистого натрия чернит белила.
Желтый сурик. Massicot. Bleiglätte, Silberglätte. Kings’yellow.
Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.
Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.
Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет. Она имела значение в истории живописи и была известна уже древнему Египту. Главное назначение ее, как и глета, заключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.
Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.
Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древности (Плиний описывает ее открытие).
По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, в котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновенной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.
Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил, которые под влиянием накаливания переходят в массикот и затем в сурик.
В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темно-коричневый оттенок. С маслом, которого берет всего 10—15%, он соединяется химически, превосходно кроет и сохнет быстрее всех других красок. В смесях с растительными красками обесцвечивается сам и обесцвечивает их. Теряет свой цвет в смеси со свинцовыми белилами и при продолжительном выстаивании на свету в масляной живописи. Проба сурика на масле, подвергнутая мною продолжительному действию света, потеряла свой цвет настолько, что от него не осталось почти следов. Щелочи его не изменяют, и поэтому он может применяться во фресковой и силикатной живописи, где условно прочен.
Распознавание. Слабо разведенная азотная кислота разлагает краску, образуя темно-коричневую свинцовую перекись. Крепкая уксусная кислота совершенно растворяет сурик, образуя уксусносвинцовые соли.
Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 1669 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
На сколько опасны свинцовые краски
Наверное, уже всем известно, что свинцовая краска не содержит никаких положительных сторон кроме яркости. Еще с далекого 1971 года свинцовые покрасочные изделия регулярно использовались в быту при ремонтных работах и вызывали только восхищение. Но после того, как здоровье детей начало постепенно ухудшаться, советские власти стали шевелится и интенсивно решать назревшие вопросы. В чем же причина таких последствий?
Дело в том, что свинец, сам по себе, элемент довольно токсичный и при взаимодействии с рядом химических элементов выпускает в ход вещества, способные увеличивать яркость покрасочных изделий. Помимо этого, благодаря свинцу и его составу, краска высыхает практически мгновенно на поверхностей. Благодаря свинцу металлические поверхности имеют стойкую защиту к коррозии и прочим временным реакциям.
Исследовав все свойства свинцовой краски, большинство государств создали специальный контроль, с помощью которого происходит тщательное слежение за количеством свинцовых элементов в краске. Данные нововведения выстроились на основе многих медицинских и научных исследований, которые свидетельствуют о том, что свинцовые краски несут огромный вред окружающим, особенно детям. Большому риску подвергнуты люди, работающие в отделочной сфере, связанной с покрасочными работами. К таким относятся автослесари, маляры, рядовые строительные рабочие и многие другие.
По результатам исследований было выявлено, что свинец в краске способствует следующим нарушениям:
Как можно определить свинцовую краску?
Покрасочным изделиям со свинцовыми элементами характерны:
Учитывая все приведенные факты, стоит взять во внимание, что свинцовыми красками пользоваться не рекомендуется. Изделия данной категории оказывают вредоносное влияние на человеческий организм и угрожают целостности здоровья.
Свинец в краске для волос
А вы знали, что в краску для волос, в качестве цветного пигмента, часто добавляют нейротоксин на основе свинца.
После петиции FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США) собирается запретить использование нейротоксина на основе свинца, который использовался в качестве цветовой добавки в некоторых красках для волос в течение четырех десятилетий.
Вас может удивить, что свинец и другие токсичные вещества все еще могут проникнуть в вашу семью через продукты, которые вы используете каждый день.
Почему запретили использовать свинец в краске для волос?
FDA обратилась с просьбой к группам защиты прав потребителей, защиты окружающей среды и защиты детей о пересмотре использования ацетата свинца в красках для волос на основе данных, собранных с 1980 года, которые демонстрируют его потенциальную возможность причинения вреда.
Опасность использования ацетат свинца в краске для волос, связана со следующими факторами:
FDA первоначально одобрило ацетат свинца для косметического применения в 1980 году, когда он был признан безопасным на основании того факта, что он не вызывает «значительного увеличения» уровня свинца в крови у участников исследования.
Ацетат свинца используется в стойких (перманентных) красках для волос, продуктах, которые окрашивают седые волосы. Стойкие краски для волос предназначены для регулярного использования через определенный период времени, времени, при этом каждое нанесение дополнительно увеличивает риск. Последующие исследования этих продуктов показали, что благодаря регулярному повторному нанесению краситель способен загрязнять руки своих пользователей, которые затем переносят его на разные поверхности.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), отравление свинцом может привести к повреждению мозга и нервной системы, замедлению роста и нарушению в обучении. CDC установил, что не существует безопасного уровня воздействия свинца.
Свинец также является более вредным для детей
Возможность заражения ребенка через члена семьи с использованием содержащего свинец красителя вызывает беспокойство. Контакт может возникнуть через трение или прикосновение к волосам. Кроме того, маленький ребенок может затем положить пальцы в рот, еще больше увеличивая воздействие.
Воздействие свинца или уровень свинца в крови (BLL) у людей, живущих в Соединенных Штатах, значительно снизились с 1950-х годов, но чиновники здравоохранения хотят обеспечить, чтобы эта тенденция продолжалась и дальше. Сегодня средний BLL составляет около двух микрограммов на децилитр по сравнению с показателем около 15 в 1970-х годах. В 2012 году CDC обновил свои рекомендации по уровеню свинца в крови уменьшив его вдвое, а в идеале менее 5 микрограмм на децилитр.
Сегодня нет причин выбирать косметику со свинцом, ведь на рынке есть другие продукты, в которых нет нейротоксина, потенциального канцерогена. Однако сделать это не всегда легко, особенно если свинец не указан в качестве ингредиента, и это часто может случиться с импортными продуктами из стран с менее строгими правилами по загрязнению свинцом.
Если вы не знаете, каковы все ингредиенты краски для волос, значит, вы не знаете, представляют ли они проблемы со здоровьем, тогда лучше дважды подумать о покупке именно этого продукта.
Цинковые белила и свинцовые
Прочные и непрочные красящие вещества. Рецепты
СОДЕРЖАНИЕ:
Свинцовые или серебряные белила (углекислый свинец)
Белила из мела (углекислый кальций)
Цинковые белила (окись цинка)
>Земли, охры, марсы, железный лак
Желтые и оранжевые красящие вещества
Красные красящие вещества
Синие красящие вещества
АНАЛИЗ КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВ
Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Свинцовые или серебряные белила (углекислый свинец), Цинковые белила, Итальянская земля. Сиена натуральная. Сиена жженая. Красная земля. Розовая земля. Охра желтая. Охра ручейная. Охра красная. Прусская красная. Венецианская красная. Нюренбергская красная. Индийская красная. Капут-мортум. Коричневая Ван-Дика. Коричнево-красная. Желтый марс. Оранжевый марс. Красный марс. Фиолетовый марс. Коричневый марс. Железный лак
Свинцовые или серебряные белила (углекислый свинец)
Цинковые белила (окись цинка).
Белила из мела (углекислый кальций).
Земли, охры, марсы, железный лак.
Желтые и оранжевые красящие вещества.
Прежде чем смешивать светлые кадмии со свинцовыми белилами, необходимо убедиться в доброкачественном изготовлении кадмиев, т. е. не содержат ли они избытка серы, отчего неизбежно произойдет почернение белил215. Итак, из желтых пигментов хороши для применения:
Охры, земли, марсы, железные лаки, желтые кадмии и хромовокислый стронций
Красные красящие вещества. Непрочные:
Реальгар (сернистый мышьяк) вызывает почернение и разрушение металлических пигментов.
Скарлет (йодистая ртуть) выцветает на свету.
Разрушаются от света все лаки, полученные из кошенили :
Кармин, Карминный лак, а также из красящего вещества фернамбукового, бразильского, кампешевого деревьев, существующие в продаже под разными названиями218; безусловно, непрочны и все анилиновые красные»
Гораниум;
Саристе (цвета настурции) и др.
Относительно прочными являются одни лишь лаки-гарансы
Прочны также:
Киноварь.
Французский вермильон. Китайский вермильон.
Сернистая ртуть.
Непременным условием прочности этих пигментов является смешивание их только с цинковыми белилами, а не со свинцовыми
. Следовательно, из красных пигментов прочны: все земли, охры и марсы, киноварь и лаки-гарансы
Синие красящие вещества Непрочные:
Зеленые красящие вещества Непрочные:
Коричневые красящие вещества.
АНАЛИЗ КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВ
Свинцовые или серебряные белила (углекислый свинец).
Цинковые белила (окись цинка).
Окись цинка растворяется в уксусе, и если при растворении краски остается белый тяжелый осадок, быстро опускающийся на дно, то это значит, что белила содержат сернокислый барий. Когда окись цинка растворена в уксусе, прибавьте раствор поваренной соли (в двукратном количестве от объема белил) — жидкость должна оставаться прозрачной; если же образуется осадок, то это углекислый свинец (свинцовые белила). Возьмите снова прозрачный раствор окиси цинка в уксусе и разбавьте его по объему пятнадцатикратным количеством воды, добавьте туда же щавелевой кислоты приблизительно в таком же количестве, сколько было раствора окиси цинка; жидкость должна оставаться прозрачной; если же получается осадок, то он образуется от присутствия в белилах углекислого кальция (мела). Желтая стронциановая (хромовокислый стронций). Положите хромовокислый стронций в стакан с десятикратным (по объему) количеством раствора азотной кислоты; он должен совершенно раствориться. Если прибавить к полученному раствору поваренной соли (в виде раствора), он окрашивается в оранжевый цвет, если же получается желтый осадок, то это будет желтый хром.
Желтый кадмий (сернистый кадмий). Положите сернистый кадмий в стакан с четырехкратным (по объему) количеством азотной кислоты; должен получиться раствор молочного цвета, поверх которого всплывет некоторое количество серы.
Если же раствор получается более или менее серый, а, отстоявшись, принимает зеленовато-голубую окраску, то это указывает на то, что в краске содержится хромовокислый свинец; если же осадок имеет ярко-красный цвет, значит была подмешана киноварь.
Киноварь, или вермильон (сернистая ртуть). Подогреваемая (в железной ложке) киноварь должна совершенно испариться; если образуется при этом осадок, значит краска не чиста. Если киноварь положить в кипящую воду и в кипящем состоянии профильтровать, то получаемая прозрачная жидкость не должна по охлаждении давать красного осадка, который появляется в случае примеси йодистой ртути.
Лаки-гарансы (краплаки) при кипячении со слабым раствором соды дают красную окраску, лак кошенильный дал бы фиолетовую окраску. Содовый раствор делается так: соды и краплака берется поровну, а воды в тридцать раз больше по объему, чем лака.
Краплаки, помещенные в спирт и окрашивающие его, содержат анилин. Можно также испытать их светостойкость.
Ультрамарин. Ультрамарин должен растворяться при обыкновенной температуре в десятикратном (по объему) количестве щавелевой кислоты с выделением сероводорода (запах тухлого яйца). Раствор должен быть серо-молочного цвета, но без малейшего синего оттенка; если краска содержит примесь берлинской лазури, раствор окрашивается в синий цвет.
Ультрамарин, нагреваемый на железной ложке, при сгорании не должен давать паров; если же образуются пары красивого пурпурного цвета, то в ультрамарине была примесь индиго; пары эти имеют сильный характерный запах. Фальсификация с индиго довольно редка.
Зеленый кобальт (окись кобальта). Зеленый кобальт, так же как эмерод, если он чистый, полностью растворяется только в азотной кислоте, разбавленной водой; раствор этот светло-розового цвета и делается оранжевым, если в краску подмешан хромовокислый свинец, или же краска не растворится вполне; примешанная берлинская лазурь остается на дне.
Черные краски. Все черные краски, представляющие собой продукты обугливания растительных и животных веществ, при прокаливании докрасна, в течение часа на железной ложке, должны оставить столько же золы, сколько было порошка краски; только черные копоти оставят мало золы или не оставят ее совсем.
Земли и охры. Эти краски обыкновенно не фальсифицируются и могут быть только не вполне чистыми. Единственно, к чему прибегают изготовители, это к подкрашиванию анилиновым красителем, чтобы улучшить тон; это нетрудно обнаружить, погружая краски в спирт, который приобретет соответствующий цвет.
Анализ красок на присутствие свинца
Анализ красок на свинец с помощью Рентгено-флюоресцентного анализа (РФА)
Свинец составляет около 2% массы земной коры и распространен повсеместно. Он является одним из широко распространенных в окружающей среде токсичных элементов.
Свинец очень подвижен и следует за человеком всюду.
Он был известен за 6-7 тысяч лет до н. э. народам Месопотамии, Египта и других стран древнего мира. Свинец использовали для изготовления статуй, предметов домашнего обихода, табличек для письма. Римляне пользовались свинцовыми трубами для водопроводов. Соединения свинца применялись в Древней Греции и Риме как составные части лекарств и красок.
Учёные-токсикологи считают, что в падении Рима повинно отравление свинцом. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.
Современными промышленными источниками свинцового загрязнения являются предприятия цветной металлургии, лакокрасочные, аккумуляторные, машиностроительные и полиграфические производства. В России отравление свинцом всегда рассматривалось лишь как профессиональное заболевание, которое сопутствует производству продукции на основе его соединений. Свинцовые краски, используемые для определенных видов промышленного применения, уже давно вносят свой вклад в производственную свинцовую интоксикацию рабочих.
Однако фактические масштабы свинцовой интоксикации среди населения страны до сих пор неизвестны, они теряются среди данных общего анализа воздействия тяжелых металлов на здоровье человека. Необходимо отметить, что среди тяжелых металлов свинец является единственным элементом, который благодаря длительности и масштабам применения накопился в окружающей среде практически повсеместно и в огромных количествах.
Свинец является канцерогенным металлом, это — экотоксикант №1 в мире.
Особенно опасен свинец для детей. Свинец и его производные проникают с кровотоком в клетки таких жизненно важных органов, как головной и костный мозг, почки, оказывая вредное воздействие на их нормальное функционирование. Воздействие свинца для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых, а последствия для здоровья ребенка обычно являются необратимыми и могут проявляться в течение всей последующей жизни.
Если организм взрослого человека усваивает только 10% поглощенного свинца, организм ребенка способен усвоить 50% — в пять раз больше. Главная причина токсичности свинца заключается в том, что он способен замещать кальций в системе передачи нервных сигналов, в том числе в костях и белковых структурах.
Последствия отравления свинцом в детском возрасте настолько серьезны, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в официальный перечень заболеваний умственную отсталость, вызванную воздействием свинца. По оценке ВОЗ в результате интоксикации свинцом ежегодно фиксируется около 600 000 новых случаев отставания интеллектуального развития детей.
В случае попадания свинца в организм ребенка происходит поражение его нервной системы, повышается вероятность того, что в школе у него будет больше проблем с учебой и что он будет склонен к импульсивному и агрессивному поведению. Последствия такого воздействия будут проявляться в течение всей его жизни, снижая его трудовой потенциал и делая его менее успешным в экономическом смысле.
Одним из главных источников воздействия свинца на детей признан свинец, содержащийся в красках. В некоторых случаях свинцовыми красками для промышленного применения красят игровое оборудование на детских площадках или же применяют для окраски мостов и других конструкций, рядом с которыми могут играть дети.
Поэтому тестирование окрашенных поверхностей на содержание свинца, особенно на детских площадках, необходимо.
Особенно опасны для детей игрушки, содержащие свинец. Жалуется мать ребенка: “Мы открыли подаренную ребенку новую игрушку, от которой попахивало химией. На коробке было указано, что игрушка китайская. Причем, на этикетке было написано «сан пин такой-то», «гост», «изготовлено из высококачественной пластмассы» и т.д. Игрушка была приобретена в одном из крупных сетевых магазинов. Практически не попадается игрушек, сделанных не в Китае. Максимум, на что можно рассчитывать – «произведено под контролем» США, Канады или Евросоюза. Китайские игрушки не только не ушли с российского рынка, они его просто оккупировали”.
В США обнаружено превышение допустимого уровня содержания свинца более чем в 4 раза в игрушках, которые вручали детям в библиотеках в качестве поощрительного приза за чтение книг.
Свинец в елочных игрушках!
Даже в некоторых красках тех производителей, которые утверждают, что их продукция является экологически безопасной и что они следуют стандартам ЕС, содержатся очень высокие концентрации свинца (свыше 10 000 ч/млн).
Свинец входит в состав детской бижутерии — это кольца, браслеты, цепочки, броши, кулоны, талисман и т.п. С помощью свинца производители придают изделию серебристость. Такие украшения несут потенциальную опасность, особенно если ребенок возьмет игрушку в рот или проглотит ее.
В Америке 4-летний мальчик умер от отравления свинцом после того, как проглотил игрушку-талисман.
Несмотря на многочисленные случаи отравления свинцом, на рынок продолжают поступать сотни тысяч детских украшений, на 90% состоящих из свинца. В основном подделки под украшения имеющие высокое содержание свинца или покрытые краской с добавлением этого вещества, предназначенные для детей, очень популярны среди родителей с небольшим заработком из-за своей дешевизны.
Косметика, которая может убить
The Washington Post опубликовал информацию о том, что 400 производителей губной помады использовали в производстве свинец, который может негативно влиять на основные процессы организма и вреден для всех органов человеческого тела.
Стандарты на содержание свинца
Во многих странах с высокой степенью промышленного развития приняты законы, нормативно-правовые акты или обязательные стандарты, запрещающие изготовление, импорт, продажу или использование свинецсодержащих красок для обработки внутренних и внешних поверхностей домов, школ и коммерческих зданий. В последние годы требования таких нормативно-правовых актов все более ужесточаются.
Стандартом, принятым еще в 2008 г в Соединенных Штатах, устанавливается максимальная концентрация свинца в пределах 90 частей на миллион (ч/млн) общего (сухого) веса в малярных красках и многих других категориях красок. Этот предельно допустимый уровень применяется для красок и других аналогичных покрытий, которые применяются для детских игрушек и определенных видов мебели.
Соответствующий запрет распространяется на краски, которые применяются в жилых помещениях, школах, лечебных учреждениях, парках, детских площадках и общественных зданиях или для других мест, где потребители могут непосредственно контактировать с окрашенными поверхностями.
Во многих других странах приняты обязательные ограничения содержания свинца в пределах от 90 до 600(промышленные объекты) ч/млн общего (сухого)веса.
В России краски для внутренних малярных работ, содержащие свинец, запрещены законодательством, принятым в СССР в 1929 и 1984 гг. и позднее Российской Федерацией в 1991 и 1992 годах. В 1991 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ об использовании свинцовых белил в малярном деле.
Независимые исследования показывают, что краски содержащие свинец, которые используются в основном для наружных работ, можно легко найти на российском рынке.
Масляные краски на основе свинца
Как показывают многочисленные исследования, свинцовые пигменты широко используются в изготовлении различных бытовых красок — белил, эмалей и т.д. Почти все масляные краски содержат свинец в опасных концентрациях. Больше всего свинца содержится в синих, красных и зеленых красках. Три четверти красок, продающихся на территории Российской Федерации, содержат недопустимо высокие концентрации свинцовых соединений
Посуда, выкрашенная свинцовыми красками, опасна для здоровья. Отравление происходят при попадании в пищу свинца из глиняной посуды, покрытой глазурью, из луженой посуди или с оборудования, покрытого оловом с повышенным содержанием свинца, а также из эмалированной посуды при нарушении рецептуры изготовления эмали. Со временем свинцовая краска начинает разрушаться и в виде микрочастиц попадает в еду.
Стены, выкрашенные такими красками, еще более опасны, чем свинцовая посуда. Свинец в таких красках уже находится в мелкодисперсном состоянии. Его микрочастицы переходят в воздух и в виде пыли оседают в легких или попадают в пищеварительный тракт.
Соединения свинца чаще всего добавляют в краски в качестве пигментов. Пигменты используют, чтобы придать краске цвет; сделать ее непрозрачной (чтобы она обладала хорошей кроющей способностью) и защитить окрашиваемую поверхность от воздействия солнечного света.
Соединения свинца могут также добавлять в масляные краски (эмали) в качестве сиккативов (иногда их называют ускорителями засыхания или катализаторами). При засыхании эмалей образуется прочная и гладкая поверхность. Соединения свинца иногда добавляют в краски для окраски металлических поверхностей, чтобы защитить их от ржавчины и коррозии. Свинец добавляют в краску для придания яркого цвета.Данные о концентрациях свинца в зависимости от цвета красок показывают, что чаще всего уровни свинца свыше 90 ч/млн обнаруживаются в красках яркого цвета (синие, красные, зеленые и желтые).
Отечественные краски тоже содержат опасный свинец. (Информационная служба «Эко-Согласие», 23.10.2013)
К такому выводу пришли эксперты «Эко-Согласия» (в декабрь 2011г), проанализировав 21 пробу красок, купленных в России. Анализировали краски методом РФА семи различных марок, все они были произведены в Российской Федерации. Три четверти (16 образцов) из общего числа проанализированных проб (21) красок содержали свинец в концентрациях свыше предложенного приемлемого уровня в 90 частей на миллион, а в более чем двух третьих (14 образцов) эти уровни превышали 600 ч/млн. В пятой части всех образцов (4 образца) содержание свинца было опасно высоким и превышало 10 000 ч/млн. Самый высокий уровень свинца был обнаружен в синей краске (52 900 ч/млн), что превышает предложенный приемлемый уровень (90 ч/млн) в 588 раз.
Результаты исследования показывают, что масляные краски (эмали) для бытового применения с высоким содержанием свинца широко доступны на рынке Российской Федерации. Это подвергает огромное количество детей в Российской Федерации угрозе долгосрочного ущерба для здоровья, а также ограничивает возможности для торговли с большинством европейских стран.
Так как содержание свинца в красках в маркировке на банках не указывается, то единственным способом установить, что та или иная краска содержит свинец, является проведение лабораторного анализа. Самый быстрый и надежный метод анализа — РФА (рентгено-флюоресцентный анализ)
Провести анализ краски на свинец можно несколькими способами, однако рентгенофлуоресцентный метод позволяет определить элементный состав краски (в том числе и свинец) быстро и точно. Предел количественного определения метода составляет порядка 0,001% или 10 ppm. Подготовка пробы к количественному анализу краски заключается в высушивании и измельчении образца краски, до размера частиц порядка 50 мкм. Измельченный материал пробы прессуется в таблетки, которые помещаются в прибор и анализируются. Анализ образцов выполняется автоматически по заданной программе, поставляемой со спектрометром.
Рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) — один из современных спектроскопических методов исследования вещества, позволяющего быстро, точно и недорого определить много-элементный состава любого вещества. Благодаря своей высокой эффективности метода РФА позволит осуществлять высококачественный экспресс –контроль и экологический мониторинг.
Прямой анализ элементного состава краски можно провести без пробоподготовки по окрашенной поверхности ручными спектрометрами.
Особенно опасны старые разрушающиеся красочные покрытия. Краска в них часто содержит свинец. Разрушающаяся старая краска крошится, превращается в пыль, отравляя всё вокруг.
До нашего времени ещё сохранилось много деревянных изделий и стен в квартирах и домах, бытовой мебели, детских игрушек, где в основе краски есть свинец.
Анализ красок производителей разных стран по методу РФА был по заказу Киргызстана проведен в США 10.2013г.
Подготовка образцов краски для анализа в США
Каждая банка краски тщательно размешивалась, краска наносилась кисточкой для одноразового использования для каждого образца на деревянную рейку, на которой предварительно был проставлен номер образца. Образцы были подготовлены в соответствие с инструкциями. Комплекты для подготовки образцов были заранее укомплектованы и отправлены в Кыргызстан. Рейка для размешивания и кисточка использовались только один раз, чтобы избежать нежелательного загрязнения и смешивания разных образцов. После того, как образцы высохли, они были помещены в отдельные полиэтиленовые пакеты и отправлены в Соединенные Штаты Америки для проведения анализов на содержание в них свинца. Результаты анализа представлены в таблице.
Все краски, которые были взяты для анализа, являются эмалевыми (на масляной основе) и предназначены для внутренних и внешних малярных работ для использования в быту.
Почти никто из производителей не включает в этикетки или другую информацию для потребителей предупреждения о связанных со свинцом вредных факторах.
Т.к. соединения свинца высокотоксичны, необходим жесткий контроль выходной продукции на производстве. Оборудование на основе РФА метода позволяет быстро и с высокой точностью определять превышение ПДК и процентное содержание веществ на основе свинца.
Следует очень серьёзно относиться к тому, что хроническое свинцовое отравление создает угрозу прежде всего ноосфере, ставит под вопрос умственное развитие и созревание подрастающего поколения, а следовательно, угрожает будущему наций и всего человечества в целом.