какие креативные кластеры в россии вам известны
Место сбора хороших людей. Как креативные кластеры работают с благотворительностью
Креативные кластеры — места для жизни и работы, где производятся и потребляются культурные продукты. Они становятся домом для некоммерческих предприятий, культурных учреждений, арт-объектов и отдельных художников, а также научных парков и медиацентров, причем иногда под одной крышей собираются все форматы.
В России городом-первооткрывателем таких площадок считается Москва. Среди самых известных — дизайн-завод «Флакон», «Винзавод», квартал Artplay, территория творчества и бизнеса Arma, проект «Fабрика». Почему таких пространств должно быть еще больше и как они могут становиться пространством для развития благотворительности, рассказывает директор фонда «Образ жизни» Елена Береговая.
Зачем нужны креативные кластеры?
Кластеры творческих индустрий давно перестали быть просто точками притяжения людей, «красивыми функциональными пространствами», где можно с комфортом поработать, посмотреть искусство и выпить кофе.
Сегодня креативные отрасли (реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотографию, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации и телевидение/радио) дают толчок развитию инфраструктуры всего города и являются источником жизненной силы экономики. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), они приносят в среднем более 5% мирового ВВП.
Поэтому такие открытые площадки — это эффективный способ создания отличительного образа города и даже целой страны, помогая ей выделиться среди конкурентов. Темпы их развития также значительно выше по сравнению с традиционными отраслями: даже во время экономического спада объем глобального креативного сектора вырос на 14%.
Неудивительно, что в России данный аспект привлекает большое внимание со стороны общественности и власти — например, недавно под покровительством Инносоциума впервые прошло знаковое для индустрии событие — Российская креативная неделя.
Фонды не менее государственных органов заинтересованы в развитии уникальных кластеров, ведь они притягивают к себе людей, которые хотят изменить мир. Вот несколько удачных примеров сотрудничества таких пространств и НКО из разных стран.
В 10 регионах России до конца 2021 будут созданы 30 креативных кластеров на месте промзон и заброшенных зданий
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Фабрика вместо офиса. Где в Москве найти творческие кластеры
В свете неутихающей моды на лофты и индустриализм офисы в зданиях бывших заводов и фабрик пользуются популярностью, особенно у представителей творческих профессий. В Москве существует целый ряд промышленных центров, преобразившихся в модные места для работы и отдыха, так называемые творческие кластеры, где творчески ориентированные предприниматели взаимодействуют на замкнутой территории. Попасть в уже раскрученные центры удастся далеко не всем, у каждого кластера есть своя пиар-стратегия, и к подбору арендаторов хозяева подходят ревностно. Кластер — это не просто набор помещений, которые сдаются за определенную плату, это экосистема, которая строится на определенных требованиях к обитателям и выбранном общем направлении.
Популярные творческие кластеры
Если компания реализует какой-то творческий и амбициозный проект, то можно побороться за аренду помещения в модном кластере. Для этого надо знать, что все центры делятся не только по уровню популярности и закрытости, но зачастую еще и профессионально ориентированы. Вот несколько самых популярных творческих кластеров:
«Красный Октябрь»
Творческих кластер «Красный Октябрь» — бывшая промышленная зона в самом центре Москвы, на Болотном острове. Раньше здесь располагалась знаменитая кондитерская фабрика, а сегодня разворачиваются жилые, развлекательные, торговые и офисные комплексы. Если фирме удастся арендовать помещение в «Красном Октябре», то она обязательно окажется в центре событий московской тусовки.
Здесь обитают редакции журнала «Большой город», Slon.ru и телеканала «Дождь», институт медиа, архитектуры и дизайна Strelka, центр Digital October. На острове масса баров, ресторанов, клубов и выставочных пространств. Правда, сейчас на Болотном острове реализуется некая переорганизация пространства, в рамках которой на территории бывшего завода появится элитное жилье. Насколько это повлияет на общую атмосферу, царящую в «Красном Октябре», пока неизвестно.
Artplay
Специализированный деловой и торговый центр Artplay объединяет 300 компаний — представителей архитектурного рынка: собственно архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, инженеров, поставщиков материалов и оборудования. Соседствуют с ними галереи, мастерские художников, книжные магазины и даже кинотеатр.Творческий кластер Artplay располагается недалеко от Курского вокзала, на Нижней Сыромятнической улице. Арендодатели обещают минимум пафоса, приемлемые цены и творческую атмосферу.
Здесь располагаются Британская высшая школа дизайна, несколько архитектурных мастерских, шоу-румы отечественных и европейских производителей мебели, светового оборудования, покрытий и электрооборудования. И хотя арендодатели отдают предпочтение дизайнерским и проектировочно-строительным компаниям, в Artplay встречаются и арендаторы, не имеющие отношения к архитектуре, например цифровое издательство Update Media.
В этом же районе, в Нижнем Сусальном переулке, расположен бизнес-центр «Арма», в прошлом — Московский газовый завод. С 2002 года, когда производство остановилось, а цеха опустели, помещения стали занимать арендаторы, в основном творческие и медиаколлективы. В числе первых арендаторов завода были дизайнеры Денис Симачев, Катя Гомиашвили и другие. Популярна «Арма» и среди работников пера: здесь до недавних пор располагался офис медиагруппы «Живи», выпускающей журнал Snob. 50 тыс. кв. м пространства с высокими потолками и индустриальными интерьерами уже десять лет стремятся к званию московского Сохо.
«Винзавод»
Центр современного искусства «Винзавод» — яркий представитель элитарного кластера, объединяет галеристов, представителей современного искусства. С 2007 года в цехах бывшего пивоваренного завода и винного комбината собираются ценители творчества современных художников и фотографов. А также посетители различных школ и творческих мастерских, которые во всем многообразии стали открываться в мгновение ставшем популярным творческим кластером.
Помимо галерей на «Винзаводе» базируются небольшие концептуальные магазинчики, например «Нора кролика» с дизайнерскими и винтажными вещичками и супермаркет для художников «Передвижник», модные дома, например Tegin, Школа визуальных искусств и Школа коллекционеров и экспертов, студия танца.
«Флакон»
Дизайн-завод «Флакон» расположен в помещениях бывшего завода «Хрустальный» им. Калинина недалеко от центра Москвы, в районе станции метро «Дмитровская». С 2009 года здесь сдаются в аренду офисные и event-площади в стиле лофт. Среди арендаторов — дизайнеры, рекламные и event-агентства, студии видеопроизводства, шоу-румы и мастерские.
Помимо стандартной сдачи офисов индустриального толка «Флакон» предлагает услуги коворкинга. На площади 300 м располагается двухуровневый рабочий зал с возможностью организации рабочих групп до шести человек. За 2,6 тыс. руб. можно арендовать рабочее место в коворкинг-зоне «Флакона» на неделю (на месяц — за 8,8 тыс. руб.). В стоимость аренды входят стол-стул, интернет и возможность пользоваться уголком отдыха и кулером. Ну и конечно, молодые и креативные соседи по рабочему месту.
Перспективы творческих кластеров
Мода на превращение старых промышленных предприятий в офисные и культурные центры пришла к нам из Западной Европы. Пару десятилетий назад в Германии, Англии и других странах озаботились экологическими проблемами и стали выносить заводы и фабрики за пределы города. Для переорганизации и функционального переосмысления освободившегося пространства муниципальные власти обычно проводят архитектурные конкурсы. В России множество промышленных комплексов пустует уже не одно десятилетие. В этих местах обычно царит хаос из складов и помещений, сдаваемых в аренду. И приличным компаниям там лучше не появляться. Однако в последние годы пример Европы вдохновил и российских деятелей. Проекты по перестройке старых промышленных комплексов оказались успешными, и их опыт продолжает тиражироваться.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Creative Clusters Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.
В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства
Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.
Творческий кластер (creative cluster) – понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Проще говоря, заброшенный завод в центре города – идеальное место обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. «Такие места – они не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей», – отмечает Эванс.
Нынешнее общество естественным образом переосмыслило старые индустриальные строения, вроде зданий заводов и мануфактур. В Европе это переосмысление стало последовательной политикой государства, которое такие шаги поощряет и всячески им способствует.
В середине 90-х будущий британский премьер Тони Блэр ознаменовал свою предвыборную кампанию лозунгом Cool Britannia. Лейбористы, от которых баллотировался Блэр, пришли к выводу, что после 18-летнего пребывания у власти консерваторов Британия снова оказалась на пороге самоопределения, – кроме принцессы, Элтона Джона и красных автобусов островитянам действительно нечем было заманивать туристов и нечего предложить на экспорт. Блэр пришел к власти – и Англию начали творчески облагораживать.
В былых индустриальных центрах – Ливерпуле, Манчестере и Шеффилде – целые кварталы были превращены в так называемые Creative Clusters – вольные поселения художников, дизайнеров и музыкантов на компактной территории. Эти районы, только родившись, сразу попали в разработанные мэриями туристические маршруты и стали полновесной частью городской инфраструктуры.
В Москве за Сreative Сlusters сойдут «Арма», завод «Флакон» или «Винзавод». Возникли они стихийно и достойной поддержки на муниципальном или государственном уровне пока не получили, оттого развиваются очень медленно и репрезентативной функции для города не носят. В той же Британии поддержка кластеров государством – обычное дело. Оно предоставляет льготы на аренду, выделяет кредиты на развитие и инвестирует подобные проекты.
В ближайшие несколько недель каждую пятницу мы будем публиковать своего рода профайл каждого из творческих кластеров, существующих ныне в Москве. Каждая из этих историй – не просто экскурсия в особые районы нашего города, но и попытка понять, оправдано ли существование подобных образований экономически и социально, и – что немаловажно, – нужны ли они жителям Москвы.
В регионах России создадут 30 креативных кластеров на месте промзон
На месте бывших промзон и заброшенных зданий в российских регионах создадут креативные кластеры. Всего до конца года планируется создать 30 таких кластеров для творчески ориентированных предпринимателей. Об этом сообщается в пресс-релизе «Дом.РФ», который реализует программу Rurban Creative Lab совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ).
В данную программу вошли десять регионов. Среди них Ульяновская, Иркутская, Новгородская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Новосибирская и Рязанская области, а также Удмуртская Республика и Ханты-Мансийский автономный округ. В каждом из этих регионов до конца 2021 года будут запущены по три креативных кластера (на трех разных территориях, включая сельские) трех разных типов, поясняется в пресс-релизе.
На участие в Rurban Creative Lab поступило более 3 тыс. заявок из 81 российского региона. 20 региональных команд, участвующих в данной программе, предложили концепции по ревитализации этих территорий. Федеральная комиссия выбрала десять из них. Теперь этим региональным продюсерским центрам предстоит серьезная работа — в течение нескольких месяцев создать в своих регионах творческие кластеры разных типов и форматов.
По данным АСИ, в 55 российских регионах насчитывается свыше 32 тыс. га промышленных территорий, которые выключены из городской экономики. При этом, как правило, такие локации находятся в центре города либо в удобной доступности и могут осваиваться комплексно, считают в АСИ. Важно преобразовывать пустующие территорий и задействовать их в городской жизни, утверждает генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко. По его словам, будущие общественные пространства должны стать знаковыми и для горожан, и для туристов, что положительно отразится на качестве среды проживания в конкретных населенных пунктах.
«По итогам этого проекта мы хотим сформировать несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов тех промышленных территорий, которые сейчас не используются», — отмечает генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
На сегодняшний день крупные креативные кластеры работают в 28 городах России. Общая площадь занимаемой ими недвижимости составляет 1,65 млн кв. м. Задача по созданию в регионах креативных кластеров на территориях бывших промышленных предприятий и заброшенных объектов недвижимости была поставлена президентом Владимиром Путиным в конце прошлого года.