какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву и её основание

Основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву, классификация и их практическая направленность.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

Психодиагностика: понятие, цели. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Характеристика методик, которые применяются для психодиагностики курсантов. Оценка коммуникативных способностей в процессе первичной профконсультации.

реферат [25,9 K], добавлен 21.10.2009

Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

шпаргалка [38,3 K], добавлен 15.01.2006

Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

реферат [15,0 K], добавлен 29.09.2008

Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

реферат [29,8 K], добавлен 20.11.2014

Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 30.11.2009

Исследование проблем современного человекознания. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. Классификация психологических методов по Б.Г. Ананьеву. Гештальт-терапия как создание и укрепление человеком целостного образа своей личности.

контрольная работа [318,6 K], добавлен 16.04.2016

Характеристика личности как предмета психологического исследования в отечественной психологии. Идея целостности и системный подход в изучении человека. Изучение периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Социогенез и структура личности.

методичка [131,4 K], добавлен 04.02.2014

Рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации. Группирование методов психологического исследования: не экспериментальные психологические методы; диагностические методы; экспериментальные методы; формирующие методы.

реферат [29,8 K], добавлен 01.04.2008

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка. Рисунок как средство психологического анализа человеческой индивидуальности. Научные психографические исследования в сфере почерковедения и психологического анализа рисунков.

реферат [21,7 K], добавлен 22.04.2010

Принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности по Ананьеву. Понятие жизненного пути. Переживания, рефлексивные черты характера. Сущность понятия «событие». Личностный уровень организации времени. Представления о судьбе как о жизненном пути.

реферат [30,3 K], добавлен 03.01.2012

Источник

Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные методы исследования

Метод – это путь познания, который опирается на определенную совокупность полученных ранее знаний.

Он делит все методы на четыре большие группы:

Организационные методы

Организационные методы могут быть:

Сравнительный метод широко используется в общей психологии при сопоставлении выборок или разных групп испытуемых. В психологии развития метод сравнения представлен в двух основных формах: методом возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований. Сравнительно-возрастной метод заключается в сопоставлении особенностей по возрастам для выявления динамики изучаемых психических процессов.

Процедура поперечных срезов подразумевает, что изучаемое явление психики диагностируется при помощи одного психологического инструмента для испытуемых разных возрастных групп. Продольные исследования требуют длительного исследования одних людей на протяжении нескольких лет. При этом используется наблюдение, тестовые, экспериментальные методики. Данный вид исследований дает возможность определить индивидуальные особенности развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидностью сравнительного метода считается генетический метод, используемый в педагогической и возрастной психологии.

Эмпирические методы

К группе эмпирических методов исследования относятся:

Наблюдение активно применяется при изучении развития детей. Его основная задача заключается в накоплении фактов и их расстановки во временной последовательности.

Наблюдение бывает сплошным, при котором психолога интересуют, вся специфика поведения индивида, и выборочным, при котором фиксируются только определенные выборочные характеристики. Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям:

Эмпирические методы применяют с детьми чаще всего в привычных условиях школы или детского сада. Поэтому в педагогической и возрастной психологии часто применяется естественный эксперимент, который осуществляется в рамках трудовой, игровой и учебной деятельности. Специфическим методом педагогической и возрастной психологии признается формирующий эксперимент, при котором создаются специальные условия для изучения в динамике развития психологических особенностей при их целенаправленном формировании.

Беседа – это эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.

Анкетирование является методом получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.

Анализ продуктов деятельности позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.

Тестирование – это диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы.

Методы обработки данных

К методам обработки данных относятся:

Интерпретационные методы

К интерпретационным методам относятся:

Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.

Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.

Источник

Классификация методов психологии по Ананьеву

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьеваПсихологическая наука включает разные методы исследования. Они представляют собой средства, приемы, применяемые для получения информации, на основе которой выстраиваются новые теории, выносятся практические рекомендации. Развитие науки зависит от совершенности применяемых техник. Методы психологии по Ананьеву — это выделение способов получения информации в отдельные группы. Такая классификация появилась под влиянием развития психологии, появлением новых способов проведения исследований.

Этапы и задачи

Б. Г. Ананьев классифицировал психологические методы исследований так, чтобы разделение соответствовало этапам экспериментов.

Экспериментатор создает для испытуемого определенные условия, начинает воздействовать на него раздражителями, чтобы изучить реакции субъекта на изменения окружающего мира.

Основные задачи психологии:

После получения информации ученые проводят ее глубокий анализ, делают выводы.

Классификация

Все методики, применяемые в психологической науке, Ананьев разделил на 5 групп:

Стандартные техники

Существует несколько стандартных техник, который применяются в различных психологических школах:

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

Способы приема и обработки информации

После тестирования полученную информацию необходимо объединить, провести ее глубокий анализ. Существует два метода обработки данных:

Организационные

Группа, объединяющая в себе несколько методик:

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

Методики могут комбинироваться.

Эмпирические

Представляют собой техники сбора общих данных:

Виды психологического эксперимента по Ананьеву:

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

Часть экспериментов со временем запретили из-за негативного воздействия на психическое, физическое развитие испытуемых.

Интерпретационные

К этой группе относятся такие методы:

Классификация психологических методов по Ананьеву разделяет основные техники, применяющиеся исследователями. Разделение не нарушает последовательности проведения экспериментов, получения, анализа данных.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, какой вклад в развитие психологии сделал Б. Г. Ананьев.

Источник

Классификация методов психологического исследования Б. Г. Ананьева

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

1. Организационные методы, непосредственно связанные со стратегией психологического исследования; с помощью этих методов строится весь цикл исследования и регулирования взаимодействия всех других методов.

2. Эмпирические способы добывания научных данных, получения фактов. Это самая обширная группа методов, к которой относятся:

• обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

• экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический);

• психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты и опросники, социометрия, интервью и беседа);

• праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности);

• моделирование (математическое, кибернетическое);

3. Приемы обработки данных:

• количественный (математико-статистический) анализ;

• качественный анализ, дифференцирующий материал по типам, группам, вариантам (составление психологической казуистики, то есть описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями центральных тенденций).

4. Интерпретационные методы, составляющие различные варианты генетического и структурного методов. По Б. Г. Ананьеву, различные варианты генетического метода есть способы теоретического исследования генетических (онтогенетических, патогенетических) связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целым, то есть функцией и личностью, определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

Многоуровневая и многоаспектная классификация Б. Г. Ананьева сохраняет свою актуальность и в наши дни, когда в практикумах и методических пособиях чаще описываются отдельные методы или приводятся перечни методов, рекомендуемых для использования в психодиагностических целях, а представленные классификации имеют различные основания, степень обобщенности и полноты.

Одна из наиболее обобщенных классификаций эмпирических методов исследования в психологии предложена В. Н. Дружининым (1997, 6), который к основным общенаучным эмпирическим методам относит наблюдение, эксперимент и измерение. Введя критерий опосредованно и активности как характеристик психодиагностического процесса, автор предлагает классификацию эмпирических методов исследования в психологии, представленную в табл. 1.

Классификация эмпирических методов исследования в психологии [В. Н. Дружинин, 1997, 6]

ОпосредованностьАктивныйПассивный
ОпосредованныйЭкспериментИзмерение
НепосредственныйБеседаНаблюдение

В силу многозначности используемых в психологии понятий и терминов существенный интерес представляет попытка выделения В. Н. Дружининым пяти уровней применения эмпирических методов психологии: 1) уровень методики, 2) уровень методического приема, 3) уровень метода, 4) уровень организации исследования, 5) уровень методического подхода.

Автор поясняет, что термин «метод» может применяться к любому из уровней. Например, в психодиагностике используются проективные методы (уровень 1), психосемантический подход реализуется с помощью метода семантического дифференциала и метода репертуарных решеток (уровень 2), собственно эмпирическими методами психологии являются наблюдение и эксперимент (уровень 3), в психологии развития используется психогенетический метод и его разновидность – близнецовый метод (уровень 4) и т. д. Легко видеть, что 4-й и 5-й уровни приведенной классификации соответствуют организационным методам в классификации Б. Г. Ананьева, а 1, 2 и 3-й уровни охватывают эмпирические способы получения данных в психологии.

Обобщенными и потому охватывающими практически весь диапазон методов психологической диагностики (в том числе и тех, которые используются в медицинской психологии) являются классификации, построенные на основании выделения основного методического принципа психодиагностики. По этому основанию современные методы психодиагностики словно разделяются на два глобальных класса [Столин 1987, а]: стандартизованные, измерительные методы и экспертные или клинические методы.

какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Смотреть картинку какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Картинка про какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева. Фото какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики ананьева

В основе стандартизованных методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают психологический диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

Экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Они оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Эти методы часто оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации и осознанию (субъективные Переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроения, многоплановых отношений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством индивидуальной диагностики. Кроме того, глубокий экспертный анализ – необходимый первый этап в разработке всякой стандартизованной процедуры [Столин, 1987, а].

Близко к этой классификации стоит выделение двух типов универсальных психодиагностических методик [Зеличенко с соавт. (ред.), 1989].

1. Номотетические, или измерительные, методики.

2. Идеографические, или описательные, методики.

Номотетические методики направлены на измерение степени выраженности определенных психологических характеристик (например, личностных черт); результаты исследования с помощью этих методик могут быть представлены в виде личностного профиля или точки в многомерном пространстве, координаты которой определяются значениями выраженности соответствующих свойств; к методикам этого типа относятся, в частности, известные опросники ММРI и личностный опросник Р. Кеттелла, включающий 16 факторов. Идеографические методики основаны на другом понимании раскрытия содержания психологических особенностей испытуемого: предполагается, что психологическая особенность характеризуется не степенью выраженности, а наличием в ее содержании более конкретных проявлений.

Приведенная классификация опирается на известные в науке подходы к исследованию реальности номотетический и идеографический [Бурлачук, 1989; Дружинин, 1997, б; Корнилова, 1997; Matthews, Walker, 1997]. Номотетический подход предполагает существование некоторых общих законов, которым подчиняются все явления данной предметной области. В психодиагностике он опирается на количественные методы исследования. Идеографический подход постулирует уникальность, неповторимость психической организации отдельной личности, и потому использует описательные методы исследования.

В рассматриваемом контексте К. М. Гуревич (1981) выделяет два вида диагностики – тестовую (измерительную) и нетестовую (качественную), в которых отражены различные методические подходы к изучению психологии человека.

Тестовая диагностика направлена на то, чтобы установить место нахождения отдельного испытуемого на оси континуума выраженности признака. Здесь предполагается сравнение с использованием статистических приемов, которые привлекаются для того, чтобы доказать, что сравниваемый признак свидетельствует о психологическом отличии диагностируемого лица от тех, с кем сравнивают (чаще – от контингента здоровых людей), и что это отличие значимо. Этот вид диагностики применяется при изучении индивидуально-психологических различий и для классификации испытуемых [Тонконогий, Иовлев, 1976].

Качественная диагностика применяется тогда, когда нужно установить не уровень выраженности признака, не степень его отличия от уровня, наблюдаемого у других людей, а прежде всего подметить, обнаружить данный признак как таковой (например, в медико-психологическом исследовании в качестве такого признака могут выступать нарушения мотивационного компонента мышления, неадекватность ассоциаций, «соскальзывания», актуализация «латентных» знаний). Наличие данного признака выделяет испытуемого из среды других людей, которые данным признаком не обладают. Психологическая диагностика, целью которой является только обнаружение определенного признака, не требует статистических доказательств, а требует клинического опыта, интуиции психолога. Этот вид диагностики традиционен для медицинской психологии, где устанавливаются и уточняются психические нарушения. Результаты этого вида психологической диагностики помогают планировать лечебные мероприятия, углубляют понимание психического состояния больного [Гуревич, 1981].

Методики, используемые в этих видах диагностирования, делятся на два класса.

1. Методики «нахождения точки на оси континуума», то есть ранжирования (например, тесты уровня интеллекта).

2. Методики «наличия или отсутствия признака» (в медицинской психодиагностике – это прежде всего пато- и нейропсихологические методики).

В определенном соответствии с приведенными методическими принципами А. Г. Шмелевым (1996) разработана операциональная классификация методик психодиагностики.

Ведущим основанием этой классификации является мера «объективности – субъективности», которой обладают результаты психодиагностического исследования. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта психолога. При использовании объективных и субъективных методик от психолога требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной». Между двумя классами – объективными и субъективными методиками – не существует жесткой границы.

1. Объективные методики:

• приборные психофизиологические методики;

• аппаратурные поведенческие методики;

• методики субъективного шкалирования.

2. Субъективные методики или методики экспертной оценки:

• стандартизованное аналитическое наблюдение;

• контент-анализ (анализ содержания);

• включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;

• психологическая беседа (интервью);

• активный (обучающий) эксперимент.

Операциональный принцип (способ получения психодиагностической информации) положен в основу классификации психодиагностических инструментов, предложенной В. В. Сталиным (1987, а):

1. Объективные тесты.

2. Стандартизованные самоотчеты:

• открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

• шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала и методики классификации;

• индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

1. Проективные техники.

2. Диалогические (интерактивные) техники.

В. М. Блейхер с соавт. (1996) предлагают следующую условную классификацию, которая может быть отнесена к категории операциональных:

1. Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза).

2. Специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики).

3. Личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке.

4. Проективные методы.

Наиболее распространенными являются классификации психодиагностических методов по предметной направленности (то есть по диагностируемому психическому свойству или системе свойств).

Следует отметить, что разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции является условным. Как правило, большинство методик отражает состояние нескольких функций. Так, многие патопсихологические методики обладают широким диапазоном и позволяют сделать заключение о состоянии памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Например, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками «Исключения», «Пиктограммы» в ассоциативном эксперименте [Блейхер с соавт., 1996].

В. В. Столин (1987, а) выделяет следующие группы предметов (предметных направленностей) психологической диагностики.

1. Способности и психические функции.

2. Личностные черты.

3. Когнитивная организация, другие индивидуальные характеристики субъективного опыта.

4. Мотивация, отношения.

5. Характеристики общения, взаимодействия.

К классификациям по предмету относится также система методов исследования в медицинской психологии, предложенная Б. Д. Карвасарским (1982), который выделяет методы исследования личности, а также психических процессов и состояний (ощущений и восприятия, мышления и интеллекта, памяти, внимания, эмоций, волевых процессов).

В литературе приводятся и другие классификации методов психологической диагностики по предметной направленности. Одной из наиболее полных является следующая классификация [Зеличенко с соавт. (ред.), 1989].

• рефлексивно-личностные: индивидуальный стиль, саморегуляция, самооценка, Я-концепция.

2. Отдельные психические функции:

4. Умственное развитие, специальные способности, когнитивный стиль.

5. Самосознание, самоотношение, ценностные ориентации, социальные установки личности.

6. Эмоционалъно-мотивационная сфера:

• неподконтрольная сознанию мотивация;

• целеполагание и уровень притязаний;

• реализация планов и намерений.

8. Межличностные отношения (личность в общении).

В данной классификации представлены предметы общей психодиагностики. В частных областях психологической службы возможны более дробные членения и выявление специфических предметных рубрик для классификации методик. Например, в области медико-психологической диагностики предметом исследования часто бывает «внутренняя картина болезни» (ВКБ), отношение больного к своему заболеванию и к сложившейся в связи с ним социально-психологической ситуации. В этом случае наряду с методиками широкого спектра используются специально разработанные психодиагностические инструменты (например, методика ТОБОЛ – «Тип отношения к болезни» [Вассерман с соавт., 1987, а]).

Рассматривая проблему классификации методик в контексте их объективности – субъективности, В. В. Столин (1987, а) отмечает, что различные методические приемы и методики можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности психолога в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики: влияние минимальное, среднее, максимальное. Если ввести одновременно два основания – меру вовлеченности психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны, и предметную направленность – с другой, то можно получить определенную матрицу, при рассмотрении которой окажется, что:

• способности и психические функции диагностируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками);

• когнитивная организация, другие индивидуальные свойства – преимущественно методиками среднего уровня влияния психодиагноста на процесс диагностики (репертуарными решетками);

• мотивация, отношения диагностируются преимущественно проективными техниками, которые так же, как диалогические методики, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста.

Свой взгляд на отнесение психодиагностических методик к классу «объективных» или «субъективных» представляют Й. Шванцара с соавт. (1978). Если рассматривать объективность как независимость результатов от тенденций испытуемого быть расцененным в определенном свете, то наиболее объективными представляются проективные и исполнительные тесты. Если под понятием «объективность» подразумевается независимость результатов от искажающих факторов со стороны исследующего, то наиболее объективными являются анкеты и исполнительные тесты с несвободным ответом, тогда как большинство проективных методов отличается высокой субъективностью.

Эти авторы приводят также классификацию методов психодиагностики, разделяя их с точки зрения характера и направленности психической активности испытуемого.

1. Интроспективные методы, которые требуют свободного или несвободного (по заданной схеме) словесного сообщения испытуемого (анкеты, беседа) о личном опыте, своих эмоциональных реакциях, отношениях.

2. Экстраспективные методы, основанные на свободном или управляемом наблюдении и оценке самых разнообразных проявлений испытуемого.

3. Проективные методы, в которых предполагается, что испытуемый проецирует свое психическое состояние в словесные, графические или манипуляционные (творческие) реакции на малоструктурированные, многозначные стимулы.

4. Исполнительные методы – субъект осуществляет какое-либо перцептивное, моторное или мыслительное действие, количественные и качественные характеристики которого являются показателями интеллектуальных или личностных черт.

Приведенная классификация опирается на исторически наиболее старую классификацию, предполагающую «выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования. Это методы: 1) интроспекции, 2) экстероспекции и 3) понимания» [Корнилова, 1997, с. 36].

В литературе приводится также ряд более частных, технологических классификаций психодиагностических методик. Например, в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений формализованные методики делятся на тесты скорости и тесты результативности [Бурлачук, Морозов, 1999]; формы проведения психодиагностических исследований могут быть групповыми и индивидуальными.

Существенным является также деление методик по используемому стимулъному материалу и предполагаемому ответу испытуемого на вербальные и невербальные. Первые так или иначе связаны с речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные (не исключающие, однако, использование внутренней речи). Это деление приобретает особое значение в свете новых данных о связи пространственно-образной и логико-вербальной переработки информации с различными (соответственно право- или левополушарными) механизмами. В зависимости от характера стимульного материала можно ожидать большей включенности того или иного из упомянутых механизмов. По данным Ф. Б. Березина (1985), в пользу этой гипотезы свидетельствует достоверно большее число продуцируемых образов при предъявлении теста Роршаха в группах испытуемых, характеризующихся (по электрофизиологическим данным) большей вовлеченностью в переработку информации правополушарных механизмов.

Развитие компьютерной психодиагностики выдвигает необходимость поиска новых подходов к классификации психодиагностических методов. В этом смысле интересна классификация, основанием которой служат различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур обработки экспериментальных данных [Дюк, 1994; Вассерман с соавт., 1997, б]. Подобные классификации могут быть положены в основу разработки интерфейса инструментальной психодиагностической среды под Windows с целью единообразного (стандартизованного) способа предъявления стимульного материала, обработки и интерпретации результатов исследования с помощью компьютера [Червинская, Щелкова, 2002].

В завершение обзора классификаций методов психодиагностики нами предлагается ориентировочная классификация методов, которые наиболее часто используются в целях медицинской психологической диагностики. Она является результатом обобщения и некоторого упрощения приведенных выше классификационных схем. В ее основу положено сочетание принципов стандартизованности, нестандартизованности, предметной направленности и операционального статуса методик. Деление самого верхнего уровня на клинико-психологические и экспериментально-психологические методы является традиционным для медицинской психологии и отражает различные способы получения и принципы интерпретации психодиагностической информации.

Представленная классификация имеет условный характер, так как между основными диагностическими подходами и отдельными методиками не существует непреодолимых границ, а, напротив, существуют многочисленные переходные формы и промежуточные варианты. Деление методик по их психометрическому статусу (нестандартизованные, качественные и стандартизованные, измерительные) может помочь адекватному планированию психодиагностического исследования с учетом его конкретных задач и особенностей испытуемого, но не может помешать пониманию логики психодиагностического процесса, так как качественные и количественные, клинические и экспериментальные методы образуют диалектическое единство, тесно связаны между собой отношениями взаимодополнения и соподчинения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *