какие критерии вида можно определить по названиям следующих групп видов 1 мышь домовая
36. Вид — биологическая система. Критерии вида
1. Ключевые вопросы.
1. Что из перечисленного не относится к критериям вида:
1) генетический;
2) биоценотический;
3) клеточный;
4) географический;
5) морфологический?
Ответ: 2,3.
2. В приведенном перечне назовите представителей видов-эндемиков: утконос, заяц беляк, медведь бурый, ехидна, гинкго билоба, ландыш, кенгуру, лилия даурская.
Утконос, ехидна, гинкго билоба, кенгуру.
3. Выберите характеристики генетического критерия вида:
1) существует ряд критериев, по которым один вид отличается от другого;
2) каждый вид имеет свой видовой кариотип;
3) важным признаком вида является ареал его обитания;
4) у особей одного вида хромосомы имеют сходное строение;
5) соматические клетки человека имеют 46 хромосом;
6) для большинства млекопитающих характерен половой диморфизм.
Почему его нельзя считать абсолютным?
Ответ: 2,4,5. Его нельзя считать абсолютным, потому что у особей одного вида число, размеры, форма и состав хромосом могут различаться в результате разного рода изменений, произошедших под действием факторов среды.
2. Cложные вопросы.
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная.
1) Крапива двудомная — многолетнее травянистое растение с мощной корневой системой.
2) Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками.
3) Каждый волосок представляет собой крупную клетку.
4) В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость.
5) Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34 %.
6) Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.
Почему этот критерий нельзя считать абсолютным?
Ответ: 4,5,6. Этот критерий нельзя считать абсолютным, потому что нет веществ или биохимических реакций, характерных только для определенного вида. Особи одного вида могут значительно различаться по этим показателям. Тогда как у особей разных видов синтез белков и нуклеиновых кислот происходит одинаково. Ряд биологически активных веществ играют аналогичную роль в обмене веществ у разных видов.
Какие критерии вида можно определить по названиям следующих групп видов 1 мышь домовая
Подробное решение Праграф § 35 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Что изучает наука систематика?
Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании эволюционного родства.
2. Какие систематические категории вам известны? Приведите примеры из курсов зоологии и ботаники.
Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:
Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.
Выполните лабораторную работу.
Изучение морфологического критерия вида
Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду.
1. Рассмотрите предложенные вам объекты.
Чучела домашней утки и селезня.
1. Сделайте их морфологическое описание.
3. Сделайте вывод.
Учитывая только морфологический критерий мы отнесли бы селезня и утку к разным видам, что является ошибкой. Поэтому при определении принадлежности особи к определенному виду обязательно необходимо учитывать и другие критерии.
Вопросы
1. Какова основная цель классификации организмов?
Основная цель классификации организмов – помочь разобраться во всём многообразии организмов для их изучения.
2. Что такое вид и критерии вида?
Видом называют совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
3. Какие критерии вида вам известны?
Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, этнологический.
4. Какова роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида? Приведите примеры.
Репродуктивная изоляция препятствует смешению представителей вида при половом размножении. Она обеспечивается множеством механизмов, например различиями ареалов, разными сроками или местами размножения, особенностями поведения в брачный период и многими другими. Репродуктивная изоляция главный признак появления нового вида.
5. Что такое популяция?
6. Почему биологические виды существуют в природе в форме популяций?
Условия жизни в разных районах ареала вида могут несколько различаться. Под влиянием этого в отдельных популяциях могут возникать и накапливаться свойства, отличающие их друг от друга. Как и среди организмов, среди популяций невозможно найти две полностью тождественные. Изменчивость популяций повышает внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к локальным (местным) изменениям условий жизни, позволяет ему проникать и закрепляться в новых местах обитания. Можно сказать, что существование в форме популяции обогащает вид, обеспечивает его целостность и сохранение основных видовых свойств.
Задания
1. Составьте список известных вам видов растений и/или животных. Попытайтесь сгруппировать их по степени морфологического сходства.
А) Волк, шакал, лиса, песец, собака
Б) Кошка, лев, рысь, леопард, гепард, пума, пантера, тигр
В) Заяц-беляк, заяц-русак, кролик
Г) Суслик, белка, сурок, соня
Д) Мышь, крыса серая, крыса черная и т.д.
Примечание: в большинстве случаев указаны роды, а не виды
2. Объясните, почему нельзя выделить один универсальный критерий вида.
Абсолютного критерия вида не существует, т.к. каждый из них характеризует только одну из многих сторон жизни особей вида, которые, например, могут совпадать у разных видов.
3. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, объясните, почему нельзя однозначно ответить на вопрос о количестве видов, живущих на нашей планете.
Возникают трудности в изучении видов из-за их неравномерного распределения на Земле (например, в тропическом поясе разнообразие выше в два раза, чем в умеренном) и обитания их в труднодоступных для человека местах (например, в океанических впадинах).
Особенно трудно с изучением мелких животных, таких, например, как некоторые отряды и семейства клещей, пауков, насекомых, червей и др. Энтомологам (специалистам по насекомым) очень часто приходится избирать себе на первый взгляд очень узкое поле деятельности, например, изучать жуков какого-нибудь одного рода или семейства.
Проблемой также является то, что в наше время виды исчезают быстрее, нежели их успевают обнаружить и описать.
При описании часто несколько видов описывают одновременно разные ученые, дают названия, а спустя время выясняется, что это один и тот же вид.