какие кружки были в советское время для детей
Детские секции и кружки времен Советского Союза (20 фото)
В годы Советского Союза большой популярностью пользовались различные секции, кружки и курсы, которые не только являлись одной из форм досуга, но еще и помогали развивать у подростков профессиональные навыки. Подобные секции помогали ученикам определиться с выбором своей будущей профессии, ведь многие навыки приобретались подростками еще до поступления в ВУЗ. Давайте вместе вспомним, какие кружки были самыми популярными в СССР.
Кружок ракетного моделирования
Кружок вычислительной техники
Кружки «умелые руки» (декоративно-прикладного искусства)
Кружок выжигания по дереву
Кружок художественной резьбы
Кружок художественной росписи
Кружок кройки и шитья
Кружок «мягкая игрушка»
Кружки художественной самодеятельности
Кружки и секции: как это было в СССР
Выжженный паяльником портрет Есенина, вышитый крестиком профиль Пушкина, модели самолетов, машин и паровозов; вязаные носки и шарфики; макет шалаша Ленина в Разливе – все это, и многое другое было сделано руками детей родом из СССР.
Первые шаги к тому, чтобы построить достойную систему внешкольной работы с детьми и молодежью, были предприняты в нашей стране еще до Октябрьского переворота 1917 года и начали реализовываться в конце XIX-начале XX века. Именно тогда создаются первые детские клубы (например, клуб «Сетлемент», 1906 год), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 год) и колонии («Бодрая жизнь», 1911 год).
В 1907 были созданы сразу две крупные организации, направленные на решение этих задач: «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» – в Петербурге и «Общество содействия внешкольному образованию» – в Москве.
Просветительскую работу начали вести и во многих губерниях Российской империи, на это из бюджета выделялись весьма немалые средства. Например, в 1909 было принято решение об отпуске 50 тысяч рублей из государственной казны на нужды внешкольного образования. Однако все эти начинания практически перечеркнула Первая мировая война – средств на просветительскую деятельность хватать перестало.
«Стране социализма барчат не надо»
Пришедшие к власти большевики понимали, как важно занять внешкольной работой подрастающее поколение. Еще в голодном 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию приоритетным было признано именно это направление. Работу предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий.
Надежда Константиновна Крупская, стоявшая у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола и пионерской организации, предлагала положить в основу детских клубов и других сообществ принцип коллективной игры. Она же призывала, воспитывая советского гражданина, никогда не забывать, что «мы живем в республике труда, и не можем выпускать в жизнь из школ белоручек». «Стране социализма, – считала она, – барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе». Эту линию поддерживал и Анатолий Васильевич Луначарский – первый нарком просвещения РСФСР.
Благодаря усилиям этих двух людей довольно скоро в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.
Кружок «Умелые руки»
Помимо обязательных в каждой школе уроков труда, дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружок, учащий различным полезным жизненным навыкам. Например, там учили пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке «Умелые руки» мастерили поделки (от мягких игрушек до гирлянд на новогоднюю елку), делали макеты самолетов, спутников, гидроэлектростанций и т.д., наглядные пособия по школьным предметам (например, картонные фигуры для уроков геометрии), и даже спортивный инвентарь.
Особое место занимала «наглядная агитация» – флажки, транспаранты, искусственные цветы и т.п. для массовых советских праздников.
Удачная поделка была особым поводом для гордости – ее выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. А комиссии из вышестоящих организаций начинали проверку учебного заведения именно со стенда «Умелые руки».
Юные техники
В 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. Уже в следующем, 1924 г., в Москве впервые прошли соревнования авиамоделистов-школьников, а в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического детского творчества.
В 1926 году в Москве была открыта первая детская техническая станция — ДТС. В 30-х годах XX века советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме, их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В годы Великой Отечественной войны умения юных техников послужили делу Победы: они ремонтировали сельхозмашины и оборудование, радиофицировали госпитали, даже участвовали в выполнении военных заказов. 50-е и 60-е годы прошлого века ознаменовались работой по созданию новых приборов и моделей, а 70-ые – рационализаторскими изобретениями. Школы детского технического творчества послужили отличной стартовой площадкой для многих знаменитых изобретателей, новаторов, конструкторов – таких, например, как академик Б. Е. Патон, авиаконструкторов С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева и О. К. Антонова, летчиков-космонавтов Г. С. Титова, А. В. Филипченко и других.
Юные спортсмены
Аббревиатура ДЮСШ расшифровывалась как «Детско-юношеская спортивная школа». Во времена СССР это были внешкольные специальные спортивные учреждения, где детей массово приобщали к физической культуре, а самых одаренных готовили ко взрослой спортивной карьере. ДЮСШ были комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта).
Спортивные школы входили и в систему Министерств Просвещения, и в систему Министерства путей сообщения, и в систему добровольных спортивных обществ. Они были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Попасть в ДЮСШ мог любой ребенок, без всякого блата – были бы физические данные и мотивация на успех.
По обычным школам во времена СССР ходили тренеры из ДЮСШ, отбирая наиболее перспективных ребят. Вспомним фильм «Гостья из будущего», где за Алисой Селезневой гоняется именно такой тренер. Эта система приносила свои плоды – советский спорт, без преувеличения, был впереди планеты всей.
Дворцы и дома пионеров и школьников
Первые из них были открыты в 1923-1924 годах в Москве, а затем стали повсеместным явлением – от Ленинграда до Киева, от Свердловска до Тбилиси. Чего там только не было: кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любую возрастную группу и интересы! Работа строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу.
Каждый ребенок здесь мог найти занятие по душе: попеть в хоре, поиграть в театре, научиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме – перечислять все направления можно до бесконечности. Также там проводились пионерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкурсы, выставки творчества, олимпиады по школьной программе, военно-спортивные игры и многое-многое другое, ставшее незабываемым впечатлением для детей, родившихся в СССР.
Помимо вышеперечисленного, в Советском Союзе активно функционировали и Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания, и более 40 тысяч пионерских лагерей, в каждом из которых было множество своих кружков и секций, и Станции юных туристов, и многое-многое другое. Система всестороннего развития детей простым обучением в школе не ограничивалась.
«Научился сам — научи товарища»
К 1971 году в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах и т.д. Все они являлись госсобственностью. Использование помещения, инвентаря, транспорта не по назначению каралось законом.
Благодаря дотациям посещение кружков и секций в стране было бесплатным или почти бесплатным: так, в семидесятые годы плата за музыкальную школу составляла 17 руб. в месяц, а это было самым затратным для родителей сегментом.
Но самым важным, наверное, было даже не это, а то, что детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду и демонстрировали на практике пример дружбы и товарищества, а не рыночной конкуренции. Не зря же главным принципом внешкольной работы еще с 20-х годов прошлого века стала фраза «Научился сам — научи товарища». И это представляется нам самым главным.
В комментариях напишите, какие кружки и секции вы посещали в своем детстве? А также читайте о том, с чем ходили в школу дети в СССР.
Не соскучишься: кружки и секции советских детей
Одна из претензий, которую сейчас озвучивают к СССР, звучит примерно так: страна повального рабства, родители пахали, дети в это время по незаконченным стройками бегали и вообще без присмотра клей нюхали. А развлечений у них не было никаких. Когда это слышу, так и хочется ответить: ха! Три раза ха!
В теплое время, выглядывая в окно, вижу неприкаянных детей и подростков. И развлечений сейчас вроде как куча — хочешь — иди в ближайший ТЦ кино смотри, хочешь — в парк отправляйся. Да денег нет-с! В Москве сейчас более- менее можно найти какое-то бесплатное развлечение, кружки в школах, секции в Технопарках, но это в Москве. По России чаще всего нет ни-че-го. Только по бумажкам секции с кружками существуют, а на деле — пшик.
Музыкальная школа — «для тех, которые почище», ибо цена кусается. Бассейн могут позволить себе не все, дорого. Спортивные секции — на какие шиши экипировку покупать и секцию оплачивать?
Во времен моего детства музыкалка была самым дорогим внешкольным занятием, но доступным. Семнадцать рублей в месяц, помнится. Столько же брали частные преподаватели музыки. Само фортепиано, стоило, конечно, дорого — помню, девочке из нашего двора купили «Украину» — коричневое, с тисненым золотой краской советским знаком качества. Она хвасталась — почти тысячу стоило!
Но были и подешевле, старенькие, переходившие из рук одного владельца к другому. Тоже со двора история — было у одного там у нас немецкое пианино, еще дореволюционное. Купили за копейки, вызвали настройщика, который, увидев инструмент, ахнул и чуть не разрыдался: какая редкость!
Кроме музыки очень многие из нашего двора занимались рисованием. Художественная школа не считалась чем-то из ряда вон выходящим.
Ну, а кто к искусствам не стремился, тот шел в Дом Пионеров.
Да, да, в тот самый ужасный Дом пионеров. Что там было?
1. Кружки авиа — ракетного и судо- моделирования.
2. Кружки вычислительной и радиотехники.
3. Кружок робототехники. Да, да, в обычном районном Дворце Пионеров мы пытались склепать робота. Удачно или нет — не столь важно. Важно то, что мы это делали и были заняты, и всем было интересно.
4. Для тех, кто не пошел в художку, но тянулся к некоей художественной работе руками — выжигание, резьба по дереву, роспись.
5. Девочки (иногда и мальчишки залетали туда) занимались кройкой, шитьем, изготовлением мягких игрушек, вышиванием.
7. Уже не в Доме пионеров, а отдельно существовали школы юных железнодорожников. Во многих городах ладе детские железные дороги имелись. Интересно, сейчас еще живы?
8. Еще припоминаются кружки юных географов, зоологов, химиков, литературоведов…
Имелось огромное количество спортивных секций разного уровня. Футбол, хоккей, борьба, фигурное катание — это только навскидку припомнил те, в которых занимались ребята из нашей детской компании. Очень мало было тех, кто ни в один кружок или секцию не ходил: все они были или полностью бесплатными, или стоили какие-то совершенно мизерные суммы, которые могли себе позволить практически все.
Сейчас, если мои дети будут ходить в такое количество кружков, как я когда-то, их занятия съедят в лучшем случае четверть семейного бюджета. Большинство семей даже со средним доходом может позволить себе занятия ребенка максимум по одному направлению, а если доход ниже среднего, что более актуально, то и вовсе никаких…
И вряд ли это хорошо.
Я не пропагандирую советский образ жизни. Просто вспоминаю о тех временах и… пытаюсь понять, почему в погоне за лучшим полностью убили хорошее, не создав ничего взамен.
ЗЫ. Кстати, вы какие кружки помните? В какие ходили?
Мать вспомнилась. покойная.
Из школы пошла на завод, и в вечернюю школу.
Поступила в институт. а там.
Вот я и думаю, сколько бы стоили ее хобби сейчас.
В авиамодельный ходил,эх сколько ракет запустили. Самолет правда один собрал,не помню,как мотор назывался,но был 1,5кубика.А потом копил,купил вожделенный КМД 2,5,но ничего не собрал на нем.Где-то лежит в бумаге)))Еще планер собирал,это было первое задание,примечательно,что он сохранился до сих пор.
и сейчас есть бесплатные или относительно недорогие кружки и секции. Правда в секциях ( спортивных) экипировка за свой счет.
мне повезло. Пройдя почти весь Дом Пионеров по части кружков и секций успел получить: корочки киномеханика, значок «Юный турист».
Позже сдал норматив на » Турист СССР» и успел получить КМС по стрельбе из лука. На мастера спорта не получилось дотянуть, так как уехал учиться в Томск, а здесь в то время этот вид спорта никак не проявлялся
Работаю в Центре Детского Творчества. Почти все кружки времён СССР работают до сих пор: шитьё, танцы, театральный, вязание, вокальный, лидерская команда, лепка, оригами, мастерская сувенира, шахматы, баскетбол, ВПК, пластилиновая анимация. Есть и современные. Авиакружок превратился в кружок по постройке и пилотированию квадрокоптеров. Станки теперь с ЧПУ. Робототехника, программирование микроконтроллеров, 3D-моделирование. Почти все бесплатно. Так что ничего никуда не пропало, дети умудряются по два-три кружка посещать. Если родители заинтересованы
Ходил в кружок ракетомоделирования году в 96-97
Да, пользовался не всем что было, но кое-чем.
Плавание, лыжи. И рисование.)
у меня был кружок кройки и шитья, вышивание, хор, карате.
Пункт #7: Да. Сейчас еще есть такие кружки. Один из них в Купчино от РЖД.
Третья елка у забора да и то без слов- роскошно)))))
А если серьезно то таки да- театральный кружок несколько лет, танцевальный кружок, юного химика, вязания, макраме, бассейн до 10 класса. Да и многое сразу не вспомнишь))
.Если сложить репеетитора, логопеда, танцы и кружки на двоих детей в Киеве. то не четверть. Больше.
Помню, помню дом пионеров)))) Танцы, шахматы. Фотокружок (в который отходила десять лет) был (дай Бог памяти))) на станции юного техника, там же почерпнула азы компьютера. А еще карате.
Да, сейчас ребенка «на скрипочку отдать» пол зарплаты. У меня в свое время все было и природоведение кружок, рисование, танцы, шахматы, шитье игрушек, выжигание. Ещё у нас там была «республика неугомонных». Т. К. В моем детстве пионерии уже не было, а дом пионеров ещё был. Мы под гитару пели, спектакли ставили, старушкам заборы красили, на сборы ездили, костюмы карнавальные делали. Не совсем бесплатно, помню на вахте внизу мы какую то денежку платили. Но такую, что даже мать одиночка могла позволить двоим своим детям это оплачивать. А теперь мы вдвоем одного ребенка хз на какие шиши развивать. Да даже книжка одна нормальная от 500 руб.
Ответ на пост «То самое чувство»
Я понимаю что что-то не так, но не понимаю что именно «воскресенье? Нет. что за..».
— Какие уроки? Каникулы же!
Ответ на пост «О, эта загадочная Индия»
Про индийскую химию в СССР.
Дома с незапамятных времён на кухне лежала нетронутая жестяная баночка с порошком внутри.
Ответ на пост «То самое чувство»
15 копеек и «Морской бой»
Советская монета номиналом 15 копеек. Благодаря чему она стала особенной для детей, подростков и даже взрослых в 70-е годы? Кроме того, что это, все-таки были деньги?
В 70-е годы, в столицах раньше, а в провинциях позже, по всей стране стали появляться игровые автоматы. «Морской бой», «Воздушный бой», «Скачки» и «Гонки», а также множество других игровых автоматов устанавливались в фойе кинотеатров, клубов и домов культуры. В крупных городах были даже павильоны игровых автоматов, которые приносили существенный доход. Все эти игровые автоматы приводились в действие монеткой в 15 копеек. За 15 копеек, на пару драгоценных минут, вы могли стать капитаном подводной лодки или пилотом истребителя, наездником в скачках или стрелком в тире. Главной мечтой было играть в них без ограничения времени каждый день, но наличные средства увы не позволяли воплотить мечту в реальность. Думал ли я, опуская очередную монетку в ненасытное чрево игрового автомата, что через десяток лет я буду чинить их, работая на полставки в управлении парков культуры и отдыха.
Любой студент, если он не сын миллионера, всегда ищет где бы подработать и улучшить свое финансовое положение. Будучи студентом на первом курсе, я сторожил стройку и детский сад, разгружал вагоны с луком и сортировал письма на почте. В начале второго курса я стал искать более постоянную подработку. Учился я в ТИАСУРе. Местные остряки расшифровывали эту аббревиатуру как Теперь И Америки Следует Учитывать Россию. Более скучный вариант соответствовал другому наименованию: Томский Институт АСУ и Радиоэлектроники. Стройки и вагоны мне надоели и я хотел найти работу как можно ближе к моей специальности.
В свое время, перед армией я учился в школе ДОСААФ и у меня были неплохие отношения с преподавателем радиотехники. Представьте его и мое удивление, когда мы случайно встретились на улице города. Он подробно расспросил меня обо всем и я сказал ему, что учусь очно и ищу работу на полставки. Он сказал, что работает сейчас в управлении парков культуры и отдыха. На их балансе находятся все игровые автоматы города, установленные в кинотеатрах, клубах и домах культуры. Автоматы ломаются, их надо чинить, и он предложил мне работать у них техником по ремонту игровых автоматов. Условия были отличные: гибкий график, проездной, зарплата была существенно выше моей стипендии. Я сразу же согласился, мы ударили по рукам и отметили сделку у пивной бочки неподалеку.
Как студент я имел право работать на полставки. Я быстро собрал необходимые документы, сфотографировался на пропуск и приступил к работе. Алгоритм моей работы был прост. Если игровой автомат ломался, то с его места нахождения звонили в управление парков культуры и отдыха и оставляли заказ. Я после занятий звонил в управление, переписывал заказы и выезжал на место поломок. В кинотеатре я гордо предъявлял билетерше свой пропуск и проходил во внутреннее фойе к своим подопечным. Результаты работы превысили мои ожидания. Поломки в большинстве случаев были не серьезные и я исправив игровой автомат следовал дальше по своему маршруту. Я был доволен, времени мне хватало и на учебу и на работу.
Время шло, я освоился и главным открытием для меня стал неожиданный дополнительный заработок. Я выяснил, что не малую часть поломок вызывают гнутые, деформированные или юбилейные монеты. На большей части автоматов были предупреждающие надписи, чтобы люди не использовали подобные монеты. Однако любые предупреждающие надписи у нас читают в последнюю очередь и делают наоборот. Прибыв на место ремонта я обычно обнаруживал такую монету, застрявшей на входе в монетоприемник. Весь ремонт сводился к извлечению этой монеты, после чего игровой автомат мог работать дальше. Дополнительным заработком были монеты в 15 копеек которые лежали в желобе от щели для монет до входа в монетоприемник. Дело в том, что автомат с застрявшей монетой внутри выглядел как работоспособный и бедный ребенок, подросток или взрослый решивший поиграть оставался без игры и без своей монеты. Монета проскользнув вовнутрь автомата, упиралась в застрявшую монету, так и не попав в монетоприемник. Таким образом, игровой автомат монетку «съедал», но работать отказывался. Конечно, обманутый нажимал кнопку возврата монеты, которая опять же работала только для монеты, которая находилась непосредственно перед монетоприемником, а там уже была предыдущая застрявшая монета. Затем клиент поднимал шум и если я был рядом или рядом был мой сменщик, то справедливость торжествовала. Мы открывали автомат, возвращали монету и устраняли проблему, но в большинстве случаев нас рядом не было. Билетерши отказывали в помощи, ссылаясь на то, что автоматы не их. Тут еще второй или третий звонок гнал бедную жертву в кинозал и она, выбрав меньшее из зол, шла смотреть кино, напоследок пнув «нехороший» автомат. Особенно большим улов бывал в игровом автомате «Морской бой». Его особенностью был длинный желоб от щели для монет до монетоприемника. Бывало там «выстраивалось» монеток рубля на три. Эти деньги я не считал полностью своими и они шли в общую кассу. Мы с друзьями тратили их на продукты и на текущие нужды для комнаты в которой мы жили. Тем более ребята иногда подменяли меня на работе.
Вторым бонусом стало возможность бесплатно смотреть кино. Я проходил во внутреннее фойе кинотеатра по пропуску. Билетерши обычно следили за мной, но в процессе работы и когда было много зрителей, они теряли из виду или забывали. Тогда после сделанной работы можно было незаметно зайти в кинозал и присесть на незанятое кресло. Если приходил законный хозяин места, то с извинениями я пересаживался на другое. Со временем мы так вошли во вкус, что я отдавал свой пропуск одногруппникам и они умудрялись проходить в кино бесплатно под видом меня.
Я учился и работал, время шло. Нет, время летело. Кругом было сплошное ускорение, которое «углубливалось». Плюрализм цвел и пах. Для нас электронщиков наступило «золотое время» декодеров PAL-SECAM, телефонов с АОН и самое главное, компьютеров ZX-Spectrum. Со сборки, наладки и продажи всего этого денег выходило гораздо больше и я уволился из управления парков культуры и отдыха. Мой бывший преподаватель ДОСААФ к тому времени там тоже не работал и я сдав дела окунулся в кооперативную деятельность вместе с моими друзьями-одногруппниками. Время летело. 90-е приближались, но это была уже другая история.