какие культурные шедевры были созданы в домонгольский и монгольский период
Что осталось от домонгольской Руси
По просьбе Arzamas четыре историка описывают то немногочисленное наследие, которое досталось нам от домонгольских времен, — от имен и отдельных слов до монет и древнерусских граффити
Личные имена
Если ограничиться сферой языка, то первое, что приходит на ум, — это личные имена, в частности те, что на Руси могли носить исключительно князья. Часть из этих имен — Игорь, Рюрик, Олег, Ольга, Глеб, Рогволод, Рогнеда или Аскольд — пришли из Скандинавии, тогда как другие — Мстислав, Всеволод, Ярослав, Святослав, Ростислав — были славянскими, о происхождении же третьих (имени Борис, например) у исследователей нет единого мнения. Некоторые из русских князей были причислены к лику святых, и их имена естественно воспринимаются нами как привычная и неотъемлемая часть христианского именослова, иные же антропонимы в большей или меньшей мере несут на себе отпечаток экзотики — мода на них в современном мире то вспыхивает, то угасает.
Слово «стяг»
Если от имен перейти к обычным словам, то выяснится, что скандинавских заимствований нам осталось не так уж много, но они весьма выразительны. Так, из летописи мы знаем, что каждый сколько-нибудь значительный князь обладал собственным знаменем, по которому его опознавали в битве. В определенном смысле присутствие знамени олицетворяло, а порой даже как бы замещало присутствие князя. В свое время Владимир Мономах, послав военную подмогу своим молодым сыновьям, сам с войском не поехал, но отправил свое знамя, чем немало устрашил противников, решивших, что он возглавляет свои силы лично. Называлось же такое знамя хорошо нам знакомым словом «стяг», которое было заимствовано из скандинавских языков. Соответствующее слово stöng означало здесь «высокий шест, длинная жердь, древко знамени» — как мы знаем из саг, собравшись именно под таким стягом после битвы, скандинавы пересчитывали уцелевших и делили на всех военную добычу.
Слово «ябеда»
Не менее любопытно слово «ябеда», в современном русском языке почти целиком ставшее принадлежностью детской речи. За долгие века существования этого слова на Руси его значение претерпело несколько сдвигов и трансформаций. Пришло же оно также из Скандинавии, где имело облик embætti и обозначало службу вообще; всяческие же производные от него могли означать человека, при какой-то службе состоящего — от священника до королевской наложницы. В домонгольской Руси это заимствование было связано, по‑видимому, с организацией княжеского управления: так назывались люди, которые по службе имели дело с судом, фискальными и имущественными делами.
Слово «задница»
Есть такие слова, которые вполне употребительны и в древних источниках, и в современной речи, но при этом разница в их значении столь велика, что способна создать комический эффект. Когда в XII веке восставшие киевляне произносят «не хочем быти аки в заднице», то они имеют в виду отнюдь не известную часть человеческого тела и даже не свое скверное положение, как подумал бы современный читатель, но заявляют о нежелании превратиться в наследственное владение, передаваемое от одного князя из семьи Ольговичей к другому. Древнерусское «задница» — это не что иное, как вполне корректный юридический термин, означающий наследство или имущество, подлежащее передаче по наследству, термин, употреблявшийся не только в летописях, но и в законодательных сборниках, например в Русской Правде.
Слово «порты»
Несколько более наглядна преемственность значений для слова «порты», хотя и здесь изменение смысла может вести к ошибкам в понимании древнего текста. Порты означали вовсе не штаны как таковые, но любую одежду вообще, а также кусок или лоскут ткани, покрывало и даже нить — отблески этого обширного спектра смыслов видны в современном слове «портной». В соответствии с этим исходным значением и следует понимать, например, фразу летописца о том, что князь Рюрик Ростиславич, услышав о гибели зятя-недруга, «смета с себе чернечьскые порты и седе Кыеве». Речь идет о том, что князь как бы сбрасывает с себя облачение чернеца, отказываясь тем самым от монашеского пострига, недавно навязанного ему силой, и возвращается на киевское княжение. Разумеется, весьма скромный набор приведенных здесь примеров не может дать представление о том огромном массиве слов, который мы унаследовали из домонгольского времени. Он настолько велик, что можно всерьез спорить о том, нужен ли заинтересованному читателю перевод летописей, или, руководствуясь собственной языковой интуицией и не забывая все время подглядывать в словари, он все-таки может наслаждаться ими непосредственно.
Древнерусские надписи граффити
Слово «граффито» (множественное число — граффити, с ударением на первую «и») происходит от итальянского graffiato — «поцарапанный». Этим словом называют надписи и рисунки, процарапанные на разных поверхностях. Надписи граффити, по‑видимому, были распространены во всех культурах, знакомых с письменностью. От домонгольского периода древнерусской истории до нас дошли тысячи надписей граффити на стенах церквей и сотни надписей на самых разных предметах. Больше всего надписей находится в церквях, поверхность стен которых была менее других потревожена. Кладези древнерусских надписей — это древнейшие монументальные Софийские соборы в Киеве и Новгороде и миниатюрная полоцкая Спасо-Преображенская церковь в Спасо-Евфросиниевском монастыре, основанном святой Евфросинией Полоцкой. Эти три жемчужины древнерусского искусства выделяются хорошей сохранностью древнего штукатурного слоя. Несколько уступают им в количестве древнерусских граффити стены других церквей Киева и Новгорода и стены Софийского собора в Стамбуле (Константинополе). Ниже приведены пять надписей. В них использованы две типичные формулы, которые преобладают в надписях домонгольского времени: «(имярек) писал» и «Господи, помоги рабу своему (имярек)». Вторая формула заимствована из византийской традиции.
Надпись Ивана. Софийский собор, Новгород. Середина XI — начало XII века «Иванъ пъсалъ» / «Иван писал». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева
Колончатая надпись Ивана уперлась в верхний край другой надписи, поэтому последняя строка с последним слогом его автографа подскочила вверх.
Надпись Фарьмана. Софийский собор, Новгород. 1060–70-е годы «Г҃и помози рабоу своемоу Фарьманоу Глебовоу отрокоу» / «Господи, помоги рабу своему Фарьману, отроку Глеба». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева
Слово «Господи» записано с надстрочным знаком сокращения. Отрок — слуга, младший член дружины, младшее должностное лицо. Глеб — новгородский князь Глеб Святославич. Фарьман — скандинавское имя.
Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева
Надпись сделана справа налево на углу стены. Сандус — половецкое (тюркское) имя.
Глаголическая надпись Иосифа. Софийский собор, Новгород «Г҃и [. ] раб[. ] Иосифу» / «Господи, помоги рабу своему Иосифу». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева
Правый край надписи утрачен. Надпись выполнена глаголицей — древнейшим славянским алфавитом, созданным Константином–Кириллом (кириллица, по‑видимому, была разработана немного позднее). На Руси известно около 30 глаголических граффити и несколько отдельных записей в кириллических рукописях.
Надпись паломника Семка. Сен-Жиль (юг Франции), аббатство Сен‑Жиль-дю-Гар, Верхняя церковь. Конец XII — середина XIII века «Г҃и помъзи рабоу свъемоу Сьмкъви Нинославичю» / «Господи, помоги рабу своему Семку Нинославичу». © Фотография А. С. Брюн
Это самая западная из выявленных древнерусских надписей граффити. Аббатство Сен-Жиль-дю-Гар находится на паломнической дороге между Римом и Сантьяго-де-Компостела. Вероятно, Семко (Семен) Нинославич шел поклониться мощам святого апостола Иакова в Сантьяго.
Тексты и книги
Крещение Руси в конце X века привело к тому, что здесь сформировался слой грамотного духовенства, появились первые школы, а со временем — как минимум с середины XI века — письменность стала использоваться и некоторыми мирянами.
Интригует вопрос о том, существовало ли письмо на Руси ранее конца X века. К сожалению, у нас почти нет данных на этот счет. Отдельные надписи, как, например, надпись на корчаге (амфоре) из Гнездова, и упоминания источников настолько редки и туманны, что мы не можем сделать практически никаких обоснованных выводов. Большая часть того, что можно встретить на эту тему в литературе и в интернете, — в лучшем случае гипотезы, а в худшем — прямые подделки (наподобие «Велесовой книги»). Напротив, о письменной культуре Руси после рубежа X–XI веков мы знаем достаточно много. До нас дошли тексты, написанные на пергамене, бересте, воске, свинце, стенах зданий, каменных крестах, печатях, монетах, ремесленных изделиях и многом другом.
Основным материалом для письма книг в домонгольской Руси был пергамен — особым образом выделанная кожа телят и других животных. Пергамен был необыкновенно дорог (он требовал большого числа животных и сложных навыков выделки), однако был при этом красив, эластичен и долговечен. Сохранилось не так уж много домонгольских книг на пергамене — менее двух сотен. Абсолютное большинство составляют богослужебные книги, среди которых немало шедевров древнерусского книжного искусства, таких как, например, Остромирово Евангелие 1056–1057 годов.
Однако пергамен использовался не только для церковных книг: именно на нем составлялись летописи (изложение истории Руси по годам), жития святых, памятники законодательства (Русская Правда и др.) и другие тексты, наиболее интересные для историков. Большинство таких текстов не дошли до нас в рукописях домонгольского времени — а только в более поздних копиях. Так, наш главный источник по ранней истории Руси — Повесть временных лет начала XII века — сохранился исключительно как составная часть более поздних летописных сводов (древнейшая рукопись относится к 1377 году). Старейшая рукопись, содержащая Русскую Правду, относится к концу XIII века, но при этом ее краткая (и более ранняя) редакция известна только в копиях XV века.
Грамота № 109. От Жизномира к Микуле (дело о покупке краденой рабыни). Новгород, конец XI — середина 10-х годов XII века © gramoty.ru
Настоящей находкой для историков стали берестяные грамоты (открыты в Новгороде в 1951 году). Сотни документов датируются домонгольским временем. Это деловые и личные послания, различные деловые записи, учебные упражнения, ярлычки и многое другое. В отличие от пергамена береста была дешевым, но не слишком удобным материалом. Поэтому она не использовалась для книг и официальных документов, однако широко применялась в быту.
Большую ценность представляют многочисленные надписи на ремесленных изделиях, печатях, монетах, каменных крестах и других предметах.
Таким образом, древнерусская письменная культура была интересной и многообразной, однако, во-первых, далеко не всё сохранилось и, во-вторых, далеко не всё записывалось. Поэтому наши знания об истории Древней Руси чрезвычайно неравномерны. К примеру, мы очень хорошо знаем историю Новгорода, но намного хуже — историю Полоцка; детально представляем себе взаимоотношения князей Рюриковичей, но очень мало знаем о жизни других слоев населения (даже бояр); прекрасно ориентируемся в истории Киево-Печерского монастыря, но мало что можем сказать о древнерусской деревне.
Аверс златника Владимира Святославича. Конец Х — начало XI века © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images
Монеты и печати
К числу вещественных источников, оставшихся от домонгольского периода древнерусской истории, относятся монеты и печати. До принятия христианства собственной монетной чеканки на Руси не было. С конца VIII по конец IX века на территории формирующегося Древнерусского государства широкое хождение имели арабские серебряные монеты — дирхемы, отложившиеся в кладах преимущественно по основным торговым путям с конца VIII века. На многих дирхемах зафиксированы различные граффити, включая изображения (в том числе так называемых знаков Рюриковичей — с рубежа IX–X веков) и надписи, большинство из которых относятся к скандинавскому руническому письму. Примечательны монеты Петергофского клада начала IX века, граффити на которых представляют собой надписи, сделанные скандинавским руническим, греческим, арабским и хазарским письмом. С IX века в качестве эквивалента денег использовались также шкурки пушных зверей — куницы и белки (названия этих животных стали названиями денежных единиц — куна, веверица), ими взималась дань киевскими князьями с подвластных племен. По сообщениям арабских авторов, это были скорее даже не меховые, а кожаные деньги, то есть шкурки, очищенные от меха. Такие «деньги» использовались на Руси и позднее, в так называемый безмонетный период.
С начала XI века на Руси начался «безмонетный период», продолжавшийся до конца XIV века. В это время, помимо меховых или кожаных денег, использовались серебряные слитки — гривны, известные с середины XI века. Исследователи выделяют гривны киевского, новгородского, черниговского типов, их вес различен. Обращение монетных гривен завершилось в XIII веке, новгородских — в XV веке.
Культура Руси до монгольского нашествия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Истоки древнерусской культуры
Культура народа складывается из ценностей, унаследованных от прошлых времен, вклада современников, заимствований у других этносов. Культура Киевской Руси наследовала культуре восточнославянских племен, Она испытала влияние кочевых степных народов и Византии, из которой пришло христианство. Через нее Русь приобщилась к наследию античности. Традиции Византии оплодотворили народную языческую культуру Руси. Они были переработаны на русской почве. Со второй половины XII века русская культура испытывала влияние западноевропейской традиции. Монголо-татарское нашествие изменило контакты и направление культурных связей.
В домонгольский период в культуре Руси выделяются три периода:
Главные черты культуры восточного славянства – языческое мировоззрение и народные производства. Чертой культуры Киевской Руси стал синтез достижений восточного славянства и культуры Византии. Этот период назван временем исторического монументализма в искусстве. С начала XII века в в рамках княжеств начинают складываться отдельные культурные школы как варианты древнерусской культуры.
Письменность
На Руси письменность начала распространяться задолго до принятия христианства. О надписях на камне и дереве упоминают авторы X века. Текст договора с греками 911 года составлен как на греческом, так и на русском языках.
К моменту принятия христианства на Руси уже был алфавит. Принятие христианства поспособствовало развитию письменности. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который вскоре был переработан с использованием греческого письма — так появилась, кириллица.
Сохранились свидетельства распространения грамотности среди населения Древней Руси. Например, ремесленные изделия с различными надписями.
Готовые работы на аналогичную тему
Много надписей обнаружено на стенах соборов. Большинство начинается со слов «Господи помози», и затем следует текст просьбы. Надпись над саркофагом Ярослава Мудрого на стене Софии Киевской помогла узнать, что киевских князей именовали царским титулом.
В 1951 году археологи обнаружили в Новгороде берестяные грамоты.
О распространении грамотности свидетельствуют открытые Ярославом Мудрым школы в Киеве, в которых обучались более трехсот детей.
Литература, народное творчество
От домонгольского времени сохранилось около 150 книг. Древнейшая — «Остромирово Евангелие», переписанная в 1056–1057 году для новгородского посадника, по имени которого и получила название.
В то время писали на пергамене, который изготовлялся из выделанной телячьей кожи. Начинали писать текст с большой красной буквы-заставки. Книги украшались рисунками – миниатюрами. Сшитые листы переплетали, закладывая между досками, обтянутыми кожей. Книги дорого стоили, поэтому их бережно хранили.
Широкое распространение получила переводная литература религиозного и светского содержания.
Кроме переписывания религиозных текстов и переводов на древнерусский язык создавались оригинальные сочинения. В отличие от стран Европы, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.
Среди жанров первое место занимает летописание. Летописи на Руси стали вести после принятия христианства. Самая знаменитая летопись Древней Руси — «Повесть временных лет», составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Для литературы периода феодальной раздробленности ключевой была идея единения Русской земли. Летописцы начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения земель от Киева. Затем рассказывали о местных событиях. Известны Новгородская, Псковская, «Ипатьевская» и «Лаврентьевская» летописи.
Другим жанром древнерусской литературы стали жизнеописания святых. Знамениты на Руси были «Жития» Бориса и Глеба. Первое место среди публицистических сочинений занимает «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, главной идеей которого стало равноправие христианских народов и государств.
Известны такие сочинения как «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Моление» и «Слово» Даниила Заточника. Выдающееся произведение эпохи феодальной раздробленности — «Слово о полку Игореве».
Широкое развитие имело устное народное творчество, и прежде всего былины, повествующие о борьбе народа с кочевниками, о созидательном труде.
Архитектура
Сейчас известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас из домонгольского времени. Исследования показали, что до конца X века на Руси отсутствовало монументальное каменное зодчество. Постройки были деревянно-земляные или деревянные.
Одно из первых каменных сооружений в Киеве – Десятинная церковь. От сооружения до наших дней дошел лишь фундамент. Во время монгольского нашествия захватчики подожгли ее и под развалинами оказались погребены защитники города.
В середине XI века при Ярославе Мудром воздвигнут Софийский собор с 13 куполами. Тогда же в Киеве были построены Золотые ворота. Этими постройками подчеркнуто желание не уступать Константинополю. Затем Софийские соборы возвели в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно около 15 близких по стилю каменных храмов XI —XII веков.
В период политической раздробленности сложились различные архитектурные школы. Отличия в характере архитектуры связаны со строительным материалом, который использовался в той или иной земле. В Киеве, Чернигове, Смоленске, Рязани строили из плинфы. В Новгороде распространенным материалом был известняк. Большинство новгородских памятников как бы сооружены из отдельных монументальных глыб. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси строительным материалом был белый камень.
Живопись и скульптура
Стены внутри храма украшались мозаиками и фресками.
Фреска — это живопись водяной краской по сырой штукатурке.
Мозаика — это изображение, выполненное из кусочков мрамора, камня, керамики, смальты.
Необходимым украшением были иконы. Первые иконы были написаны греческими мастерами. Наиболее почитаемым на Руси было изображение Богоматери с младенцем, выполненное неизвестным живописцем в конце XI века. Получившая название «Владимирская Богоматерь» икона стала символом Руси. Художнику удалось передать противоречивые чувства молодой женщины-матери: радость материнства, любование ребенком и предчувствие мук, ожидающих ее дитя.
С образованием княжеств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения и цветовой гаммой.
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Тяжелейшим испытанием для древнерусской культуры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Подъем национального самосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Это он вдохновил московского князя Дмитрия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов. Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.
Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжалась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Китеже», который стал символом России, прообразом земного рая. Возрождение древнерусских городов начинается с середины XIV века. Необходимость обороны консолидировала русские силы, способствовала объединению русских земель, формированию русской народности. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр христианского православия пал и был переименован в Стамбул. Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства. Начинается быстрое объединение русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.
Троица «Андрея Рублева»
Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров иконописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Возрождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и другие. В Новгороде сложилась местная живописная школа, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, неповторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энергией и внутренним напряжением. Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.
Определенное влияние на древнерусскую культуру оказали связи с кочевым Востоком. Русские и кочевники не только воевали, но и напрямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарматы, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.
Монгольское влияние на русскую культуру оценивается историками по-разному. Так, например, Карамзин считает, что Москва обязана своим величием ханам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влияния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали. Конечно, монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разрушены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубецкой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мнению, дали покоренным русским землям основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека. Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то специального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские князья, они платили Орде дань. Но сама власть князей претерпела изменения. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.
Конечно, монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси. Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и автономным правителем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшественники. Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов образования самодержавия на Руси.
Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом. Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога ).
Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на русское просвещение, т.к. сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.
Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами монголы были крайне суеверны и считали шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами. В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.
Что еще дали монголы древней Руси? Принцип этикета дипломатических переговоров. Знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными державами, в особенности с преемниками Золотой Орды. В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала цивилизующим фактором. Многие татары со временем пришли в христианство и стали видными деятелями русской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями: