какие личностные ресурсы используют герои ролика для того чтобы справиться с ситуацией угрозы
20 примеров того, как герои известных фильмов справляются с отчаянием
Офицер армии США оказывается наедине с целым городом зараженных вирусом людей: они мутировали в кровожадных монстров, которые боятся солнечного света.
Днем гуляет по городу, пополняет запасы еды, разговаривает с манекенами и вылавливает зараженных, чтобы найти лекарство от страшной болезни. А также выгуливает собаку.
В меру. Как мы помним, пару раз герой чуть не стал обедом для чудовищ. Но гулять полезно, хотя в условиях пандемии по возможности лучше посидеть дома.
Она пытается оправиться от потери ребенка, но не справляется и постоянно пребывает в депрессии. Он не понимает, что делать и как ей помочь.
Отправляются в некий домик в лесу, который Она видит в своих снах, чтобы там попытаться найти ответы на вопросы наедине с первозданной природой.
Не то чтобы очень. Девушка в итоге сходит с ума и начинает терроризировать мужчину. Вывод: опасно замыкаться в себе наедине со своей проблемой, ее стоит обсуждать.
Режиссер: Ларс фон Триер
«Трудности перевода», 2003
Lost in Translation
Немолодой мужчина и молодая женщина встречаются в Токио. Оба пребывают в затяжной депрессии и ищут ответы на свои вопросы друг в друге и случайных встречах.
Проводят время вместе, расширяют кругозор, попадают в забавные приключения, иногда практикуют разлуку и, в целом, наслаждаются незримым платоническим чувством.
Эффективно? Относительно. В конце их ждут целительные объятия, но не факт, что у этих объятий есть какое-то продолжение, ведь себя они так в итоге и не нашли.
Отвлечься от переживаний и выучить новый язык:
«28 дней спустя», 2002
Группа молодых людей, запершихся в заброшенном особняке, пытается разобраться, как им дальше жить, ведь Англию наводнили кровожадные зомби, порожденные вырвавшимся на свободу вирусом.
Главные герои – пытаются остаться людьми, морально и физически, заботятся друг о друге; военные – злоупотребляют полномочиями, берут невинных в плен и даже расстреливают некоторых.
Благодаря военным — не особенно. Тем не менее, ни один злодей в конце в живых не останется, в отличие от тех, кто поступает по совести.
«Манчестер у моря», 2016
Manchester by the Sea
Нелюдимый слесарь возвращается в родной городок, чтобы воспитывать своего племянника, оставшегося без отца, параллельно пытаясь справиться с травмами из своего прошлого.
Поначалу никак, лишь рефлексирует и переживает. Но постепенно забота о сложном и незнакомом ему подростке, а заодно отношения с очаровательной соседкой становятся средством к возвращению в нормальный темп жизни.
Да. Забота о других людях отвлекает его от постоянного самокопания и раскрашивает черно-белую жизнь в новые краски.
«Побег из Шоушенка», 1994
The Shawshank Redemption
Незаконно осужденный на пожизненное заключение Энди Дюфрейн попадает в самую строгую тюрьму округа, где привыкшего к хорошей жизни парня ждет череда суровых и жестоких испытаний на прочность.
Задействует свой аналитический ум, ставит перед собой задачу сохранять хладнокровие, заводит дружбу с людьми, иногда искренне, иногда – ради стратегических преимуществ.
Да. Название спойлерит финал фильма – Шоушенк, по сути, является аналогом внутренней тюрьмы, которая иррационально сковывает человека, рожденного для духовной свободы.
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
Два человека приходят в себя в подвале, прикованные цепями по разные стороны помещения, наедине друг с другом и трупом с простреленной головой, понимая, что попали в садистскую игру на выживание.
Пытаются освободиться поодиночке, но со временем осознают, что хитроумный маньяк вынуждает их взаимодействовать друг с другом. Хотя выйти в итоге сможет только кто-то один.
Не очень. На каждое их действие у садиста заготовлен свой ход, который сводит все их попытки выбраться на нет. Впрочем, у одного из них все же был шанс, будь он чуть проницательнее. Так что здравый ум – всему голова!
Режиссер: Джеймс Ван
История экс-боксера, потерпевшего несколько поражений подряд. Он решает вернуться на ринг, придавленный обстоятельствами: голодная жизнь, плохая работа и другие атрибуты жизни в США в период Великой Депрессии.
Постоянно тренируется и при этом не забывает о собственной семье, которая и становится главным мотивом для возвращения в большую игру.
Более чем. Заново поверив в себя и набравшись спортивной злости, герой успешно выбирается из жизненной петли.
Нечистый на руку «вышибала долгов», запертый в офисе наедине с загадочным недоброжелателем на другом конце телефона, оказывается в ситуации, из которой ему точно не выйти сухим.
Проявляет чудеса дипломатии, подключает интеллект, пытается минимизировать риски и реабилитироваться в глазах невидимого врага.
В другой ситуации – было бы эффективно, но коллектор заведомо «закопал» себя еще до начала фильма. Вопрос в том, что он потеряет в конце, а что все-таки удастся сохранить.
Беспечный искатель приключений, не в ладах с миром и самим собой, оказывается в безвыходной ситуации на глубине расщелины в каньоне с намертво придавленной камнем рукой.
Поначалу никак, но потом подключает мозг, контролирует собственное самообладание, оптимизирует процессы организма и параллельно думает о том, чем придется пожертвовать, чтобы выбраться из западни.
Да, и это не спойлер: фильм основан на реальных событиях из жизни прототипа героя. Совладав с собой и внутренними демонами, Арон Ральстон смог выбраться из ловушки.
Успешный предприниматель и семьянин едет домой в своей машине накануне старта грандиозного проекта. Его жизнь резко меняется из-за звонка женщины, с которой Айван Лок когда-то изменил жене.
Относительно да. Лок в любом случае много потеряет, но сохранит собственное лицо и получит шанс на восстановление нормальной жизни.
В ролях: Том Харди, Оливия Колман, Рут Уилсон
Простой автослесарь взывает к помощи друга, работающего адвокатом, когда его борьба с местным мэром за право владения собственным домом выходит на новый виток.
Поначалу пытается что-то сделать, но потом опускает руки, бьет жену, пьет водку и кричит на сына.
Разумеется, нет. Финал истории очень печальный и показывает, что бывает, когда руки опускаются и человеком овладевает крайняя степень неконтролируемого отчаяния.
«Я, Эрл и умирающая девушка», 2015
Me and Earl and the Dying Girl
Принимают реальность, стараются насладиться тем, что у них есть и формируют почву для жизни главного героя, когда его подруги не станет.
Да, если учесть, что девушку никак не спасти – принятие себя и обстоятельств в данном случае является лучшим способом скрасить жизнь.
В ролях: Томас Манн, АрДжей Сайлер, Оливия Кук
«Погребенный заживо», 2010
Оптимизирует все действия в своем крошечном пространстве, учится жить в новых условиях и пробует все, что поможет ему выбраться.
Мы бы сказали, насколько эффективно, но не хочется спойлерить концовку фильма. В любом случае, все, что он делает, помогает ему остаться в живых.
Астронавт Райан Стоун, ремонтировавшая телескоп «Хаббл» в открытом космосе, оказывается практически наедине с неизвестностью, когда неожиданные обстоятельства отрезают пути к возвращению ее на Землю.
Задействует все свои способности и аналитический ум, находит способ поддерживать связь с земными коллегами и решается на самые невероятные поступки.
Да – ценой невероятного напряжения, а также благодаря профессиональной смекалке и выдержке ей удается вернуться на Землю.
Раненый и оставленный товарищами умирать, охотник Хью Гласс сталкивается с неизведанной природой американского фронтира, угрожающей ему смертью на каждом шагу.
Отдает свою жизнь на откуп собственной силе воли и решает бороться до конца – при этом понимая, что чем-то ему придется пожертвовать, например, жизнью своей лошади.
Несмотря на открытую концовку – да. Это фильм о том, что выживание всегда требует лишений, которые могут потом и не окупиться, но шанс есть всегда.
Нужно больше «Оскаров»:
«Убийство священного оленя», 2015
The Killing of a Sacred Deer
Успешный хирург и заботливый муж и отец Стивен Мерфи скрывает от родных, что поддерживает странную связь с сыном погибшей пациентки, который однажды требует от героя отказаться от своей семьи в его пользу.
В общем-то, никак. Пытается, но Лантимос — грек, а значит, героя и его семью преследует настоящий злой рок родом из античности.
Нет. Но фильм нарочито нереалистичен и показывает, что бороться бесполезно лишь в том случае, если твоя судьба определена сценаристом.
Молодая девушка мечтала попасть в рай для серферов, но попала в ловушку, оказавшись запертой на крохотном песчаном островке наедине с белой акулой.
Учится довольствоваться малым, экономить ресурсы для выживания, а заодно проявляет чудеса ловкости в финальной схватке с грозной рыбой.
Да, хотя это, конечно, исключительное везение, помноженное на фантастическую силу духа. Тем не менее, фильм учит тому, что никогда не стоит забывать о том, что и ты можешь оказаться счастливчиком, которому повезет.
Самый безопасный способ увидеть мир:
Гениальный ученый придумывает машину для телепортации, но становится жертвой собственных опытов, когда в устройство, где находился он в процессе перемещения, залетает муха.
Никак. Отчаявшись поначалу, он обнаруживает массу полезных свойств своего состояния, и пытается выжать максимум из новой жизни, постепенно теряя человечность.
Да, если бы наше общество было готово принять жуткого плотоядного мутанта, в которого герой превращается. А так — конечно, нет. Вывод: мелочи решают все.
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гец
Ресурсы человека – что это, какими бывают
Ресурсы человека – это его потенциал, сила. В психологии к этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой. Разберем подробнее, что такое ресурсы человека, и какими они бывают.
Характеристика ресурсов человека
Какие ресурсы есть у человека? Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Иногда в психологии их называют способностями (внутренние ресурсы) и возможностями (внешние ресурсы). И те, и другие помогают человеку осуществлять какой-либо вид деятельности: учебу, труд, общение и т.д.
Оба типа тесно связаны между собой. Внешние ресурсы поддерживают внутренние. Но в то же время, чем больше развиты последние, тем выше способность человека восстанавливать первые в случае их утраты. Однако если человек так и не найдет новый внешний источник силы, то внутренние запасы исчерпают себя. Быть сильным автономно можно только ограниченный период времени.
Рассмотрим оба типа подробнее.
Внутренние ресурсы человека
Это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека.
Вот что относится к внутренним ресурсам:
Внутренние ресурсы человека – это потенциал личности и все ее особенности. Это то, что помогает человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими, идти к успеху и счастливой жизни. Если элементов много и они сильно развиты, то человек быстро и легко идет по жизни. Он отличается стойкостью, самообладанием и стрессоустойчивостью. Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если основ мало, то человек пасует перед трудностями, быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.
Обратите внимание! Если у человека нет какого-то ресурса, то не стоит ждать от него соответствующего поведения. Например, если человек не умеет любить (себя, других – не важно), то не нужно ждать от него объятий, поцелуев, комплиментов. Его не научили этому, в него не вложили такой ресурс.
Внешние ресурсы человека
Это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие элементы:
Внешние ресурсы, как и внутренние, есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том, чего не хватает. Например, некоторые люди из бедных семей переживают, что в их окружении нет влиятельных людей, полезных связей, но при этом они не замечают, что есть тепло и поддержка близких. Не замечают, что среди их родственников есть те, кто верят в них, доброжелательные и отзывчивые люди.
Составляющие личностных ресурсов человека
В психологии нет единой классификации источников силы. Обобщим названные элементы в виде таблицы внутренних и внешних ресурсов человека:
Внутренние | Внешние |
---|---|
Время | Информация |
Здоровье | Связи |
Интеллект | Деньги |
Эмоции | Власть |
А теперь рассмотрим самые важные личностные (внутренние) ресурсы человека подробнее. От них зависит продвижение по карьерной лестнице, успех в личной жизни и в отношениях с друзьями, характер отношений с социумом, удовлетворенность жизнью.
Здоровье и физическая сила
От физического комфорта зависит комфорт психологический. Сложно думать о чем-то другом, если у вас болит что-то или если вашей жизни что-то угрожает. Кроме этого, сильный иммунитет, крепкое здоровье и физически развитое тело помогают человеку быть активным, мобильным.
Например, все мы знаем, как обычная простуда может выбить из колеи на недели и нарушить все планы. Или такой пример важности здоровья. Водители и другие люди, которым приходится много сидеть, знают, как важно поддерживать здоровье спины. Иначе можно оказаться прикованным к кровати и не способным работать.
Кроме физического здоровья важно еще и психологическое благополучие. Поэтому необходимо высыпаться, правильно питаться, избегать стрессов, своевременно решать возникающие психологические проблемы.
Важно! Физическое здоровье, хорошее самочувствие и крепкое тело – залог всего в нашей жизни.
Интеллект
Интеллект с латинского переводится как «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок». Это способность к познанию, осмыслению и решению задач. А также это способность организовать деятельность так, что вся содержащаяся в мозге информация будет применена с максимальной пользой и эффективностью.
Интеллект — более сложная структура, чем обычно представляется людям. Он связан с такими познавательными способностями, как:
Кроме этого, важно знать, что существуют 9 типов интеллекта:
Проблема в том, что многие люди зацикливаются только на одном ресурсе – логико-математическом интеллекте (IQ). И из-за этого они не замечают свой истинный потенциал, не используют и игнорируют свои внутренние силы.
Позитивное мышление
Важно не путать со слепым оптимизмом. При позитивном мышлении человек не убеждает себя, что все хорошо, и не игнорирует трудности. Он видит их и признает, но в то же время он уверен, что справится с любыми неудачами. Он уверен в себе, знает свои сильные и слабые стороны, умеет их грамотно использовать. Такой человек воспринимает трудности как возможности. Позитивное мышление побуждает человека обратить внимание на личные ресурсы, использовать их, пополнять и восполнять.
Самооценка
Только при адекватно высокой самооценке можно добиться успеха в жизни. Заниженная или завышенная самооценка приводит к тому, что человек неадекватно оценивает реальность.
Например, при заниженной самооценке он во всех неудачах винит только себя и уходит в самобичевание. А при завышенной самооценке он переносит ответственность на других людей. В первом случае человек недооценивает свои способности и пасует перед трудностями, даже не пытается заявить о себе, попробовать что-то. Во втором случае человек переоценивает свои способности и возможности — из-за этого нередко тоже оказывается в проигрыше.
Навыки
Навык – это умение, доведенное до автоматизма. В психологии принято выделять четыре типа навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения. Отдельно стоит упомянуть о профессиональных навыках, они базируются на главных четырех видах. При помощи всех этих навыков человек становится полезным обществу, входит в него, налаживает связи и занимает свое место в какой-либо системе отношений, будь то трудовая сфера или личные отношения.
Самообладание
Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим.
Заключение
Теперь вы знаете все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его.
Что важнее в жизни человека: внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого».
Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.
Какие личностные ресурсы используют герои ролика для того чтобы справиться с ситуацией угрозы
Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями
Опубликовано: Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, с. 17-23.
Проблема совладания с кризисными ситуациями является одной из наиболее актуальных для современной науки, поскольку наступивший век ознаменовался возникновением новых глобальных кризисов, охвативших все страны. Для жизни современного человека характерна неустойчивость его общественного, имущественного и межличностного положения, что не может не сказаться на его психическом состоянии. В этой связи первоочередной задачей психологов является изучение внутриличностных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям его жизнедеятельности. Выявление личностных особенностей, вносящих вклад в успешное противостояние трудностям, встающим на пути к достижению жизненных целей, может помочь психологам в разработке психотерапевтических программ по повышению жизнестойкости людей.
Кризисные ситуации различаются по масштабу изменений жизни человека, по скорости возникновения, по длительности существования, по остроте эмоционального переживания субъектом, по объему последствий. Существует несколько классификаций кризисов. Одна из самых распространенных возрастная. Считается, что переход из одной возрастной категории в другую сопровождается кризисом. В связи с этим выделяют кризисы выхода из детского возраста, подростковый, юношеский, середины жизни, старения. Вторая классификация связана с динамикой межличностных отношений (любовных, дружеских, супружеских, детско-родительских). Третья классификация основана на вариантах экстремальных ситуаций и бедствий, в процессе которых человек лишается близких ему людей, имущества, места жительства.
Самыми тяжелыми кризисными ситуациями являются такие, которые связаны с утратой привычного образа жизни и, как следствие, смысла жизни. Как ни парадоксально, но такая ситуация может наступить во внешне спокойных обстоятельствах, и не сопровождаться внешними катаклизмами. Например, человек может оказаться в ситуации такого типа, будучи лишенным возможности заниматься любимой работой. Истории жизни многих творческих личностей в нашей стране изобилуют примерами такого рода кризисов.
Что же объединяет столь разные события, чтобы назвать их кризисными ситуациями? Невозможность для человека жить дальше так, как жил до этого. Человек оказывается перед необходимостью найти новые стратегии жизни, потому что старые привычные формы поведения не применимы к новым условиям. В кризисной ситуации каждый человек оказывается перед необходимостью переосмыслить свою жизнь, поэтому он воспаряет над повседневным опытом, расширяет горизонт видения мира и себя в нем.
Эта идея очень точно была сформулирована С.Л.Рубинштейном, который писал: «существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. …Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее» [12, c.351].
Кризисная ситуация выводит человека на уровень рефлексивного отношения к своей жизни. С появлением такой рефлексии, по С.Л. Рубинштейну, связано ценностно-смысловое определение жизни. «С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [12, c.352].
Л.С.Выготский подчеркивал, что через переживание происходит связь человека с окружающим миром. Переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериоризует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности. А именно, «переживая, субъект усваивает или отвергает, изменяет или перестраивает что-то данное извне, но уже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет дифференциацию и интеграцию, простраивание границ своего внутреннего мира» [4, с. 138].
Ф.Е.Василюком переживание также рассматривается как особая деятельность по преодолению некоторого «разрыва» жизни, как некая восстановительная работа [3]. Переживание направлено на поиск осмысленности жизни, благодаря чему человек постоянно обращается к своему ценностно-смысловому ядру с целью его изменения.
Эти рассуждения позволяют увидеть, что ценность критической ситуации состоит в том, что человек расширяет границы своего сознания и обращается к своему внутреннему миру, приводя его в соответствие с изменившимися условиями среды.
Кризисная ситуация оказывается очень похожей на ситуацию творческого мышления, и сопоставление этапов выхода из кризиса по Р.Моссу и Д.Шефферу [7] и стадий творческого мышления по А.Я. Пономареву [10] удивительно похожи между собой.
На первой стадии происходит установление смысла ситуации, и наблюдаются попытки решить проблему привычными способами. Это очень эмоционально тяжелый период, так как человек обнаруживает невозможность применения старого опыта к решению новой проблемы.
Вторая стадия в экспериментах на творческое мышление получила название «созревание». Она характеризуется постоянным мысленным обращением человека к проблеме и попытками найти новый ход. В ситуации кризиса человек также по принципу доминанты не может отвлечься от своей главной проблемы и стремится сгладить остроту своих переживаний путем разных способов совладания. Люди очень различаются по техникам выхода из душевного кризиса, но все стремятся с ним справиться.
Третья стадия в творческом мышлении – это стадия инсайта, на которой человек находит идею или принцип, на основе которого может быть решена поставленная задача. В процессе выхода из кризисной ситуации некоторые клиенты также сообщали своим психотерапевтам о переживаниях озарения или инсайта, связанных с нахождением нового смысла жизни. Это могло быть связано с переосмыслением ситуации, с постановкой новых целей, с обращением к религии и пр. Но даже, если человек не мог зафиксировать конкретного момента в своей душе, после которого ему открылась новая жизненная перспектива, все равно на каком-то этапе человек чувствует возможность продолжать жизнь по-новому.
Четвертая стадия творческого мышления состоит в проверке найденной идеи и в применении ее на практике. Даже в лабораторных условиях между выдвижением идеи и ее воплощением существует большой период тяжелой работы. В ситуации преодоления жизненного кризиса между выработкой новых жизненных принципов и их воплощением в повседневную практику проходит еще более длительный период адаптации.
Таким образом, можно сделать вывод, что кризисная ситуация требует от человека развития креативности в реальных жизненных условиях. Мы привыкли связывать термин кризис с чем-то крайне негативным, чего надо всеми силами избегать. На самом деле, кризисные ситуации разного масштаба сопровождают нас на каждом шагу, поскольку они являются естественным этапом перехода всякого объекта или явления из одного качества в другое. В этой связи задача каждого человека состоит в том, чтобы готовиться к изменениям и искать возможности жить продуктивно в новых условиях.
Что же помогает человеку справляться с кризисными ситуациями?
Для ответа на этот вопрос надо обратиться к личностным ресурсам, как факторам, определяющим легкость совладания с трудными жизненными ситуациями. К.Муздыбаев считает, что ресурсами считаются возможности людей, средства существования людей и общества [7]. Они могут быть материальными и виртуальными. Они могут служить предметом обмена между людьми. К ним относятся деньги, влияние, любовь, имущество, способности и прочие ценности и жизненные блага.
Нам представляется целесообразным выделить следующие группы личностных ресурсов.
Мы ставим мировоззрение на первое место, потому что наличие устойчивой позитивной картины мира помогает человеку справляться с изменениями, происходящими в его судьбе. Чем более позитивной является эта картина, и чем более адекватно она отражает реальную действительность, тем более эффективным будет работа по адаптации человека. Особую роль в этом играет вера человека в Бога, которая укрепляет силу его духа.
Если рассматривать кризисную ситуацию как проблемную, можно сказать, что ядром ресурсов человека является его интеллект. Жан Пиаже в своих работах подчеркивал мысль о том, что интеллект является механизмом глобальной адаптации человека к изменениям в среде, поскольку он основан на универсальных словесно-логических операциях. Связь между интеллектом и способностью к преодолению жизненных трудностей сложно понять, если рассматривать только предметный интеллект. Но наряду с ним существует социальный интеллект, который дает человеку возможность быть компетентным в сфере межличностных отношений, и эмоциональный интеллект, позволяющий осуществлять регуляцию своей эмоциональной сферы, а также опознавать эмоциональное состояние окружающих. Именно эти способности оказываются наиболее востребованными в ситуации переосмысления жизни. Креативность в социальном контексте помогает правильно выстроить линию поведения в новых межличностных отношениях.
Система навыков, умений и знаний обеспечивает репертуар поведенческих возможностей человека, поэтому любой навык или знание добавляет помехоустойчивости человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. В этой связи следует также упомянуть и о роли разных видов искусства, приобщение к которым повышает шансы человека на восстановление своего внутреннего мира после психической травмы. Произведения искусства, особенно относящиеся к литературе, театру, кино, поставляют модели поведения в ситуации кризиса, следуя которым, человек может преодолеть подобную жизненную ситуацию в своей жизни.
Никто не будет спорить с тем, что хорошее физическое и психическое здоровье способствует успешному выходу из кризиса. Однако приоритет здесь принадлежит именно психическому здоровью, под которым понимается наличие гармоничных отношений человека с окружающим миром.
Из личностных особенностей главными для преодоления кризисных ситуаций, на наш взгляд, являются стойкость, оптимизм и уверенность в своих силах. Стойкость как личностная характеристика была осмыслена С.Мадди, который разработал теорию жизнестойкости («hardiness»), выделив в ней три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска [1; 6].
Вовлеченность подразумевает, что человек заинтересован в том, что он делает, и потому получает удовольствие от выполняемой им деятельности. При ее отсутствии человек испытывает чувство отвергнутости, чуждости той ситуации, в которой он находится.
Контроль представляет собой убежденность человека в том, что от его активных усилий будет зависеть результат происходящего. Противоположностью ему является ощущение собственной беспомощности и беззащитности.
Принятие риска не сводится только к рискованным поступкам, оно предполагает также убежденность в том, что всякий опыт (в том числе и негативный) полезен и дает прирост знаний. Противоположностью этой установке является стремление к комфорту и безопасности, выбор старых привычных моделей поведения.
Жизнестойкость в большой степени связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. По мнению С.Мадди и других психологов, жизнестойкость является результатом социализации человека, и ее уровень может меняться в любом возрасте, а также под влиянием специального тренинга [1; 6; 9].
В зарубежной психологии накоплен эмпирический материал о позитивном влиянии жизнестойкости на выбор эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями [1]. В нашей стране также появились первые публикации, посвященные этой проблеме [1; 9; 11].
Понятие локуса контроля, разработанного Дж. Роттером в рамках его теории субъективной локализации контроля, очень часто рассматривается в психологических исследованиях в качестве предиктора эффективных форм поведения человека [5]. В последние годы появились работы, в которых прослеживается его связь со стратегиями совладания людей с жизненными кризисами. В работе К.Муздыбаева было обнаружено, что лица, относящиеся к категории бедных, являются более экстернальными на статистически значимом уровне и по сравнению со средней величиной по всей выборке испытуемых (P Это означает, что бедные люди склонны считать, что обстоятельствами жизни управляют внешние силы и, следовательно, ответственность и за успехи, и за неудачи следует возлагать на внешние факторы. Обеспеченная группа, напротив, проявляет большую интернальность по сравнению со средней величиной всех опрошенных (P Следовательно, они верят, что обстоятельствами своей жизни управляют они сами. Однако в данном случае сложно определить причинно-следственные отношения между бедностью и локусом контроля. Остается неясным, внешний локус контроля, лишая человека инициативности, приводит к бедности, или отсутствие средств у бедных людей снижает их веру в способность управлять своей судьбой.
В эмпирическом исследовании, проведенном Т.Л.Крюковой на большой выборке испытуемых, состоящей из студентов и старшеклассников, были получены данные о характере связей между стратегиями совладания молодежи и их локусом контроля в разных сферах их жизни [5]. Наиболее сильные связи были обнаружены между интернальностью в области неудач и проблемно-ориентированным копингом. Интернальность в области межличностных отношений слабее связана с проблемно-ориентированным копингом, но зато отрицательно связана с эмоциональным копингом. Т.Л.Крюкова считает, что показатели интернальности недостаточно тесно связаны между собой, поэтому их корреляции со стратегиями совладания могут носить противоречивый характер.
Анализ литературы привел нас к заключению о недостаточной изученности влияния жизнестойкости и локуса контроля на выбор предпочитаемых стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями.
Цель нашего исследования состояла в изучении связи жизнестойкости и локуса контроля юношей и девушек с предпочитаемыми ими стратегиями совладания. На основе анализа литературы по данному вопросу нами были выдвинуты две гипотезы.
Для диагностики стилей совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями были использованы методика « К опинг–поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Д.Паркера и методика «Способы преодоления критических ситуаций» Э. Хейма.
Для исследования личностных особенностей студентов использовались «Тест жизнестойкости» С.Мадди в переводе и адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [6] и Опросник уровня субъективного контроля Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной и А.М.Эткинда [2]. Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями и частотой использования стратегий совладания нами был проведен корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты и их обсуждение
Корреляционный анализ стратегий совладания и показателей жизнестойкости показал наличие множественных значимых связей между ними (см. таблицу 1).
Связь стратегий совладания и показателей жизнестойкости