какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

Матрешка – символ русского искусства

Разделы: МХК и ИЗО

Оборудование для учителя: Мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: Шаблоны матрешек, простой карандаш, гуашь, кисти.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 1).

Ход урока

Учитель:

Много раз я задумывалась о ее происхождении матрешки где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Сегодня мы больше узнаем об этом чуде – русской матрешке.

Учитель: Ребята, для чего создаются матрешки?

Ученик: Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, имеет большую практическую пользу.

С помощью ее взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у крохи правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Учитель: Что означает матрешка?

Ученик: Считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, символом русского народного искусства, символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Учитель: Матрешка привлекает тем, что несет в себе некий момент сюрприза – мы открываем ее и не знаем, что будет дальше.

А сюрпризы любят все – не только дети, но и взрослые. Кроме того, это глубочайший символ русской культуры, которую мы должны ценить и о которой не должны забывать никогда.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка.

Учитель: Как рождается матрешка? Как же появляется на свет матрёшка?

По окончании токарных работ:

1. белоснежную деревянную заготовку шлифуют, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы краски не растекались по древесине, сушат, матрешка готова к росписи.

3. прорисовывают фон

4. прорисовывают детали

5. окончательная обводка

Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Учитель: Откуда появилась матрешка? Сколько ей лет?

Ученик: Первую матрешку привезла из Японии в Россию помещица Мамонтова. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия Фукуруму.

Учитель: Первая русская матрешка, какова она и кто автор?

Ученик: Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин.

Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Учитель: Что означает матрешка? Почему куклу назвали Матрешкой?

Ученик: Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково – Матрешка. Она выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Традиционные матрешки

Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица.

У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается тычком.

Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своедуши и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей авторских матрешек.

1. Изображены памятники архитектуры. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

2. С живописными пейзажам. Используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.

3.С Сюжетами из русских народных сказок.

4. Используют в росписи приемы традиционной хохломской росписи, “под Гжель”, матрешки “под Жостово”, матрешки “под Палех”.

5. Политическая матрешка, которая представляет собой, целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, к политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.

Матрешки бывают:

2. Литературные произведения и их герои.

3. Семейная тематика.

4.Современные авторские матрешки.

1. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной. В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены сподвижники, члены их штабов, участники военных советов. Можно найти и матрешек, изображающих вождей пролетариата Ленина и Сталина.

2. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались литературные произведения русских классиков: “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек-Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и другие

3). Внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам.

Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное.

На мой взгляд, это очень интересные группы матрешек. Здесь мы видим, что матрешка – не только произведение декоративно-прикладного искусства, вызывающая восторг, не только русский сувенир, не только детская игра и забава взрослых, но и прекрасный источник для изучения исторических личностей нашей страны.

Задание: Используя силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, придумать и нарисовать узор для сарафана.

Подведение итого урока:

Учитель: Итак, о русской матрешке мы узнали очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое.

Но главное выяснили, почему русская матрешка является символом России, и так долго нравится людям.

Домашнее задание: Составить рассказ об игрушке, матрешке.

Источник

Народное искусство: из истории русской матрёшки

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

По легенде в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.
100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений.

Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.

Для иностранцев матрешка – загадка и символ России.

Но, тем не менее, эта деревянная фигурка остается игрушкой, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.

Источник

Какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

Источник

Какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

Матрешка-наследие русской культуры

какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Смотреть картинку какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Картинка про какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек. Фото какие литературные произведения русских классиков использовались в качестве сюжетов росписи матрешек

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Летом, во время каникул, я с родителями, бывая в других городах России, посещала различные сувенирные лавки и магазины. Всегда интересовалась изделиями прикладного искусства. Вазы, шкатулки, куколки, матрёшки. Матрёшки различных размеров и расцветок выстроились в ряд, приглашая к себе покупателей. Бойко идёт торговля матрёшками среди иностранных туристов. Во время Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу матрёшку приобретали как сувенир из России, чтобы его привезти домой в другую страну. Матрёшка – достояние русской культуры.

Но, что это? На полках среди сувениров я вижу нашу русскую матрёшку с изображением политиков, спортсменов и артистов. Почему начали использовать её в таком амплуа? Уместна ли эксплуатация стереотипа матрёшки для увеличения продаж сувениров?

С этой игрушкой я была уже знакома в детском саду, а когда пошла в школу, то мы ее лепили из пластилина на уроке технологии, рисовали на уроке изобразительного искусства, на уроке литературного чтения, а именно, когда изучали фольклор, заучивали стишки, загадки, пословицы и поговорки и т.д. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. На ней показаны элементы традиционного народного костюма: платок, фартук и сарафан.

Но, почему-то никто раньше не рассказывал о ее происхождении, и кто ее впервые создал.

Цель проекта: привить любовь к наследию русской культуры.

Решив исследовать этот вопрос, я поставила несколько задач:

1. Изучить историю появления матрёшки в России;

2. Выяснить происхождение названия «Матрёшка»;

3. Познакомиться с разнообразием художественных стилей в росписи сувенира;

4. Доказать, что русская Матрёшка – достояние русской культуры.

5. Образ матрёшки в художественной литературе.

Моя цель – защита достояния русской культуры от посягательств со стороны несерьёзных ремесленников, которые используют русскую Матрёшку для сатирического изображения политиков в современной России.

Актуальность исследования заключается в сохранении русской Матрёшки как культурного наследия России.

Методы, которые я буду использовать:

1. Поиск и анализ информации;

2. Метод социологического опроса;

Начать работу мне хотелось бы с известных слов Т. Подцветовой:

С осанкой гордой, величавой,

И взгляд ее направлен прямо.

В ней светят мудрости лучи.

Работа посвящена своеобразному символу России- Матрешке. С этой игрушкой я была уже знакома в детском саду, а когда пошла в школу, то мы ее лепили из пластилина на уроке технологии, рисовали на уроке изобразительного искусства, на уроке литературного чтения, а именно, когда изучали фольклор, заучивали стишки, загадки, пословицы и поговорки и т.д. Матрешка нравится не только детям, но и взрослым. На ней показаны элементы традиционного народного костюма: платок, фартук и сарафан. Но, почему-то никто раньше не рассказывал о ее происхождении, и кто ее впервые создал.

Поэтому мы решили исследовать это в своем проекте, где так звучит наша цель и задачи:

— Когда появилась матрешка;

— Каков образ ее в литературе;

— Развивать познавательный интерес к символу России;

— Познакомить с историей матрешки.

Мы живем в XXI веке, неспокойный век, полное противоречие и тревог, слышим слова на тему «безнравственность», «бездуховность», «насилие». Нынешнее поколение заняты компьютерными играми, которые разрушают психику детей. А все супермаркеты наполнены различными игрушками, изготовленных из ядовитых материалов. Русская душа очень широка, она может и работать и веселиться. А что за веселье без «нормальных» игрушек.

Поэтому нужно вернуть то ремесло, которое мастера изготавливали игрушки из разных материалов: из глины, из дерева, из соломы, из ткани. В русской матрешке отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Глава I. Когда впервые появилась матрешка?

Матрешка в России появилась впервые в конце XIX века, когда кто-то из гостей привез меценату Савве Мамонтову в его село Абрамцево японскую фигурку буддистского святого Фукурумы, которая разделялась на две части. Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять штук. Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских. Массовым же производством русской народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада.

Назвали куклу «Матрёшкой» – очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона).Матрёшка стала символом России, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Но корни её отнюдь не русские. Считается, что матрёшка прибыла в Россию из Японии.

Как же такое случилось?

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Глава II. Несколько видов русской матрешки

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;

семеновский стиль со строгой симметричной росписью;

мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;

полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;

вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

«Загорский» стиль росписи матрёшки.

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”. Сергиев Посад, расположен в семидесяти трёх километрах от Москвы и обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре.

В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая со временем превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.

Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевом Посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Самой большой популярностью в сюжетах сергиевских кустарей пользовались бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.

При упоминании о «загорской» матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Семеновская и мериновская матрёшки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрёшки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием «русская матрёшка». Эти матрёшки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании разных прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре Древней Руси. В хохломской росписи сохранён характерный для древнерусского орнамента приём исполнения (свободное кистевое письмо), которое позволяет создавать композиции. Соседство с Хохломой во многом перекликается в росписи семёновской матрёшки.

А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки, пирамиды, погремушки, а девчата и женщины расписывали их цветными полосками и клетками, покрывали светлым лаком. В 1953 году семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрёшка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом.

Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрёшек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске.

Эти матрёшки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет.

Нельзя без восторженной улыбки смотреть на «Ярославских ребят», «Русского парня» и тех же матрёшек, которые чрезмерно расфрантились, да так и застыли в величественной позе, смешные в своей важности. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрёшек! Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, а затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, чёрточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, юбку, передник, пририсовывают руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображается букет пышных цветов.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Оно расположено в Горьковской области. А вокруг села – леса, поля. Дома стоят в нём очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят только в отведённых местах. И за каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня.

В поисках образа полховцы пробовали разные приёмы. Однажды майданцы узнали про выжигательный аппарат и стали активно его применять. С тех пор началась «эра обводки». Выжигать контур рисунка научились в каждом доме. Вскоре его начали заполнять краской, что вполне логично. Прошла пара лет или чуть больше и в Майдане приходят к выводу, что обводка — это хорошо, но выжигать её долго и переходят на работу с пером и черной тушью. Вот такая, чёрная обводка и осталась в традициях полх-майданской росписи. Правда в наши дни, наверно для скорости и простоты, часто используют черный маркер.

Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветыкрасного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.

На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговые расписывать матрёшку начали ещё в 30 годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60 годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой, оригинальный художественно – технологический прием, характерный для изделий этого региона.

Особенностью данного рода куклы является её украшение, и это не только сложные и аккуратные рисунки, но и использование такого материала, как ржаная солома, что клеится поверх краски, создавая неповторимый костюм.

Глава III. Изготовление

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой. Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь.

Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, масляные краски, гуашь.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве.

В России сразу шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве.

Матрешку размером с маковое зернышко можно увидеть в Томском музее славянской мифологии. Разглядывать фигурку из кости мамонта придется под микроскопом.

А один из крупнейших музеев Европы — Российский этнографический — проводит мастер-классы по росписи фигурок.

Музей матрёшек и в Нижегородской области собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно!

Особенно ярко, по нашему мнению, роль русской матрёшки представлена в тексте Паустовского К.Г. «Толпа на набережной».

Автор, описывая матрёшку, использует изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты: пышного цвета, солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец; сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко.

Поэтому такая яркая игрушка не могла не вызвать восторга и восхищения у простых итальянцев.А также не обошли стороной эту тему современные поэты. (Приложение 1) Немало и сказок про матрешек. (Приложение 3, Приложение 4) Образ русской матрёшки сродни образу русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» – только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселене видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.

Вот и знаменитая русская матрёшка позаимствовала эти наряды у русских красавиц. Это мы видим и в загадках, и в частушках, и других жанрах фольклора. О матрешках сложено немало песен, частушек, загадок. (Приложение 2) Образ веселой матрешки показан в стихотворении «Веселые матрешки»

Мы – веселые матрешки.

На ногах у нас сапожки.

В сарафанах наших пестрых.

Уже сто лет матрешка занимает важное место в памяти и культуре народа.

За чуть больше, чем 100 лет своей жизни русская матрешка научилась перевоплощаться в кого угодно — от Наполеона до футболистов. Но настоящая матрешка — это все-таки симпатичная девушка в цветастом наряде.

Исследование показало, что матрешка –что в наши дни является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла. В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

Образ русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом. И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Вывод по подразделу:художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен.

Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки. Мне тоже захотелось написать стихи про матрешку.

К Вашему вниманию СИНКВЭЙН:

Радует, веселит, украшает.

Как хорошо, что ее придумали.

Список использованной литературы

Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.

Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

Барышня с сюрпризомhttps://www.culture.ru/materials/52302/baryshnya-s-syurprizom статья в интернете

Приложение №1Паустовский К.Г. «Толпа на набережной».

Пароход причалил в Неаполе. Через огромный зал таможни я вышел на мол и ступил на итальянскую землю. Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу.

Никакой девочки я сразу не встретил. Правда, я легко мог пропустить ее потому, что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную. Я заставил себя, наконец, оторваться от зрелища приморских улиц и посмотрел вдоль набережной. Прежде всего у меня потемнело в глазах от плотного солнечного света, потом зарябило от корзин с незнакомыми цветами, выставленными на продажу вдоль мостовой, и, наконец, я увидел ее.
Навстречу мне шла девочка лет десяти с худеньким, бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое черное платье, протертое на локтях, заштопанные светлые чулки и старые — тоже черные — тапочки. Когда девочка подошла, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку.

Приложение №2Потешки, пестушки, песенки, прибаутки

Загадки о матрёшках

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Для меньшей темница.

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

Мы – веселые сестрицы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы поиграть!

Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)

Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

Приложение № 3Сказки (автор неизвестен)

Сказка «Приключения матрешек в лес».

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

− А вы, что ходили в лес?

− Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

− По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

− А можно мы с вами пойдем?

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

Сказка «Три матрешки»

Сказка «Приключения матрешек»

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

Приложение № 4Наталия Толмачёва «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца»

Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.

И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.

Собрал однажды их Фукурума и говорит:

— Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.

— И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.

Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.

Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.

Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.

— Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки матрешками.

Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *