какие люди на нашем болоте

Обитатели трясин или нечисть болотная

Испокон веку люди не любили болота. И хотя они манили человека вкусными и целебными ягодами, служили надежной защитой селений от врагов, все-таки их коварные топи словно поджидали зазевавшегося любителя ягод, чтобы засосать навсегда. К тому же зыбкая трясина хранила массу загадок. Недаром предания многих народов «населяли» болота нечистью, и люди старались держаться подальше от этих мест.

Рождение топей

Издревле болота, их вероломные топи, запах гнилой воды, посеревшие высохшие деревья, разлапистые коряги вызывали у человека страх и отвращение. Не исключено, что неприглядный вид и опасность этого места сыграли свою роль в создании жутковатых преданий о его рождении.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Так, одна из легенд рассказывает о том, что когда-то на нашей планете плескались волны огромного океана и не было не единого клочка суши. И вот когда Богу надоело «наблюдать» морской пейзаж, он решил создать землю. За работой творца внимательно следил черт, и когда Бог отвлекся, нечистый стащил небольшой кусочек землицы и спрятал у себя во рту. Закончив создавать земную твердь, Всевышний решил украсить свое создание, и тут же сушу украсили травы, цветы и деревья.

Зелень начала расти и во рту черта, беспощадно щекоча его горло, щеки и нёбо. От нестерпимого зуда нечистый стал неудержимо чихать, и земля из его рта полетела в разные стороны. Однако смоченная слюной черта почва была осквернена нечистым, и там, где она упала, появились непроходимые болота. С тех пор создатель болот взял топи под свое покровительство и заселил их всевозможной нечистью.

Другое предание рассказывает нам о том, что в стародавние времена болот на земле вообще не было. На земной тверди зеленые леса и луга чередовались с зеркалами озер, наполненных чистой прозрачной водой. В те времена в одном селении жила всемогущая ведьма, имеющая единственного сына. И вот как-то отпрыск волшебницы пропал. Долго искала его безутешная мать, пока не обнаружила тело сына на берегу водоема.

Оказалось, что из-за своей безалаберности утонул юноша в озере, и оно, сжалившись над горем матери, вынесло тело погибшего на берег. Этот благородный жест не умерил гнева ведьмы. Оплакивая сына, колдунья в ярости прокляла все озера, губившие людей, и в тот же миг их хрустальная вода стала гнилой, а ровные поверхности затянулись вязкой тиной.

Но боги, исполнившие месть ведьмы, покарали и саму убитую горем мать. Согласно легенде, обратилась волшебница в камень и была обречена несколько столетий стоять у края болота, что, будучи озером, погубило ее сына.

Как бы там ни было, но болотные топи и по сей день, внушая людям страх и отвращение, считаются излюбленным местом обитания нечистой силы.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Чур меня!

Если верить старинным преданиям, то к болотам с уважением относится вся нечисть без исключения. Однако некоторые представители нечистой силы имеют в трясине «постоянную прописку».

Частенько прикидывается хозяин топей кочкой, подставляя спину человеку, пересекающему болото. Как только путник ступает на этот бугорок, кажущаяся до этого надежной опора исчезает из-под его стопы, и несчастный проваливается в вонючую жижу. Вот тут-то болотник хватает жертву за ноги и топит в вязкой трясине.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Болотные дамы

Для доверчивых мужчин у болотницы припасено немало уловок. Она может запеть вкрадчивым зовущим голосом, услышав который, грибники и охотники как завороженные идут на манящий зов, не замечая смыкающихся вокруг них топей. Может прикинуться болотница несчастной девушкой, заблудившейся среди трясины и просящей помощи у сильного мужчины.

Как только жертва оказывается в ее власти, болотница принимает свой истинный образ. В один миг превращается она из синеокой красавицы в костлявую бабу с огромным ртом, наполненным острыми, как иглы, зубами. Завлеченного чарами мужчину болотница критически осматривает; если жертва ей нравится, то жить бедолаге у ведьмы в услужении на самом дне болотной трясины. Невзрачного же мужичка превращает ведьма в сухую корягу, и суждено ему гнить долгие годы, валяясь среди болота.

Самой известной болотной нечистью испокон веков считается кикимора, тщедушная и наглая дама, обладающая зычным голосом. Согласно преданиям, кикиморами становятся девочки, проклятые своими матерями до рождения или же умершие до крещения. Нечистая сила уносит несчастных малышек в болотную топь, где те получают соответствующее воспитание. Спустя некоторое время юные кикиморы выбирают себе супруга.

Если невесте приглянулся домовик, то она «переезжает» в людской дом, где потихоньку наводит свои порядки. Кикимора, «выскочившая» замуж за лешего, остается жить в болоте. Здесь она развлекается, пугая путников громким криком и демоническим хохотом, или же украшает себя мехом сгинувших в болоте животных, мхом и водорослями.

Частенько кикимора подстерегает заблудившегося в лесу путника, сидя на высокой ели, чтобы потом спрыгнуть несчастному на спину и кататься на перепуганном страннике ночь напролет. Избавиться от такого неожиданного «подарка» можно, если сразу же, не растерявшись, зажать в правой ладони нательный крест и быстро прочитать любую молитву.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Пение и блеск

Особый страх на людей столетиями наводили «поющие» болота. Долгое время одной из таких музыкальных трясин считалось болото, раскинувшееся неподалеку от города Череповца. Еще в XIX веке находилось немало свидетелей, приходивших в ужас от тяжелых протяжных звуков, доносившихся со стороны топи. Предания гласят: «поет» трясина из-за того, что ее духи «воруют» голоса у людей, собирающих на болоте торф или ягоды.

Незадачливые ягодники рассказывали, что, идя по болотным тропинкам, они вдруг не могли вымолвить ни слова, и только сделав несколько шагов, вновь обретали дар речи. Знающие люди говорили, что пение нужно болоту, чтобы завлекать в топь людей, притягивая их волшебными звуками. Так это или нет, конечно же, сказать сложно, однако, согласно данным, в XVII-XVIII веках на дороге, проложенной возле болота, пропало немало торговых людей, едущих в город на ярмарку. Причем их обозы с товарами находили прямо возле топи нетронутыми.

Интересен тот факт, что после 40-х годов прошлого века череповецкое болото неожиданно «замолчало». Быть может, оно растеряло свою злую силу или же просто затаилось, поджидая подходящую жертву.

Другой загадкой трясин долгое время считались болотные огоньки. Блеклые, синеватые искорки, мерцающие над топью, породили немало версий о своем происхождении. Согласно одной из них, огоньками становились души некрещеных младенцев и утопленников, попавших под власть болотника. Повинуясь приказу своего хозяина, мечутся по ночам огни над топью, завлекая в ее недра новые жертвы. Другие предания называли болотные огоньки душами убитых воинов, охраняющих клады, сокрытые под зловонной трясиной.

Не исключено, что со временем, отступая перед наукой, болота раскроют все свои тайны. А пока они заставляют замирать от ужаса нечаянно забредших туда путников. Ведь живы еще предания о том, как любит собираться в трясине всевозможная нечисть, чтобы отдохнуть от трудов неправедных и отведать удивительно вкусного пива, которое под силу сварить только болотнице.

Источник

Тайны болотных мумий

Между тем сама природа позаботилась о том, чтобы сохранить для нас не единичные тела древних людей, а множество, причем находят их чуть не в самом центре Европы.

Мумия под названием «Женщина из Хюлдремоса». Обнаружена в 1879 году вблизи поселения Рамтен в Дании. Радиоуглеродный анализ показал, что женщина жила в железном веке, около 160 г. до н. э. — 340 года н. э.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Возраст мумий

Всего в торфяниках Европы нашли более тысячи древних мумий, достаточно хорошо сохранившихся благодаря консервирующим свойствам торфа. Достаточно сказать, что некоторые тела практически не тронуты разложением, хотя большая часть имеет несравненно худшую сохранность.

Благодаря современным методам радиоуглеродного анализа, удалось выяснить, что все они жили примерно 2000-2500 лет назад, но известны и более древние находки, например женщина из Кёльбьерга, которая умерла около 8000 года до нашей эры.

Возможно, что в болотах «хоронили» тела преступников

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Что было в меню?

Например, изучение содержимого пищеварительных трактов дало возможность выяснить, чем эти древние люди питались, по крайней мере, незадолго до своей смерти. Так, известный человек из Толлунда ел кашу из 40 видов зерна и семян. А судя по мелким костям в желудке человека из Гроболла тот незадолго до смерти ел мясо.

Помог в этом и анализ состава сохранившихся волос. По нему, например, выяснили, что человек из Клоникавана ел много овощей, а значит, умер, скорее всего, летом. Необходимо отметить, что, хотя болотные люди и имеют черный цвет кожных покровов и рыжие волосы, неграми они не были. Причина таких резких цветовых изменений заключается в специфическом воздействии торфа.

Фасоны «болотной моды»

Специфические особенности торфа, который является отличным природным консервантом, привели к тому, что на некоторых мумифицированных телах сохранились фрагменты одежды. Например, кожаная шапка мехом внутрь человека из Толлунда; шерстяное платье, найденное рядом с погребением женщины из Хюлдремосе, ну и т.д.

Выяснилось также, что человек из Клоникавана был большим модником, так как волосы свои укладывал при помощи смеси из смолы и растительного масла.

А вот волосы на голове человека из Остерби были завязаны узлом над правым виском, что соответствует описанным у Тацита прическам народа свевов. Женщина из Эллинга была обладательницей волос длиной около 90 сантиметров, заплетенных в косу и к тому же уложенных в сложную прическу.

Женщина из Эллинга и прическа, которая у нее была

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Жертвы религии или преступники?

Каковы причины, по которым все эти люди нашли последнее пристанище в болоте? Ученые считают, что те, на ком нет следов внешнего воздействия, банально утонули. А вот другие вполне могли быть жертвами богам или же наказанными за какие-то деяния преступниками.

Дело в том, что очень часто на болотных телах встречаются следы удушения либо им перерезали горло. Ну а само болото было совсем рядом. Вот в него и бросали тела казненных преступников и принесенных в жертву богам людей.

Человек из Толлунда

Теперь давайте познакомимся хотя бы с некоторыми из болотных мумий. Начать будет лучше всего с человека из Толлунда, который был найден 6 мая 1950 года жителями деревни Толлунд в Дании во время торфяных работ. В 1927 и 1938 годах здесь уже находили тела древних людей, в частности, тело женщины из Эллинга (находится в музее Силькеборга), но эта мумия сохранилась едва ли не лучше всех.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Выяснилось, что человек из Толлунда имел рост не более 162 сантиметров. Судмедэксперт, осмотрев тело, заявил, что он был задушен и только уже потом его бросили в болото. Поскольку внутренние органы сохранились очень хорошо, удалось выяснить, что в момент смерти ему было около 40 лет.

Человек из Гроболла

Это тело также сохранилось очень хорошо, а нашли его 26 апреля 1952 года все в том же торфяном болоте неподалеку от Силькеборга в Дании. На пальцах мумии сохранились ногти, голова покрыта волосами. Горло несчастного перерезано от уха до уха, и за что его убили таким образом, нам, опять-таки, остается только гадать.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Согласно данным радиоуглеродного анализа, человек из Гроболла жил примерно в то же время, что и человек из Толлунда, то есть в начале железного века, а умер он в возрасте примерно 30 лет. При этом рост его был 175 сантиметров, что неплохо и по нынешним меркам. Мумия человека из Гроболла выставлена в музее датского города Орхус.

Женщина из Харальдскера

Женщина умерла в возрасте 50 лет, причем старческих болезней ученые у нее не обнаружили. Считается, что это тоже жертва, поскольку на шее есть след от веревки. Экспонируется находка в богато украшенном застекленном саркофаге в церкви святого Николая в центре датского города Вайле.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Человек из Линдоу

В Англии также находили болотных людей, например, тело человека, названного журналистами Питом Маршем (т.е. «торфяное болото»), было обнаружено в 1984 году. Сначала нашли женскую голову и. обратились в полицию, настолько она хорошо сохранилась. Ну, а полиция тут же арестовала местного жителя, которого подозревали в убийстве своей жены еще в 1950-х годах.

В итоге он сознался в убийстве и в том, что расчленил труп и бросил в болото. Вот только радиоуглеродный анализ показал, что голова принадлежит женщине, которая умерла в I или II веке. Затем здесь же нашли и самого Пита Марша, который, как выяснилось, умер более тысячи лет тому назад.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Ученые выяснили, что на момент смерти человеку из Линдоу было около 25 лет. Ростом он был 168 сантиметров и весил 60-65 килограммов. Интересно, что и борода, и усы молодого мужчины перед смертью были подстрижены ножницами.

Клоникаванский человек

Еще одно болотное тело найдено в Англии в 2003 году в болотах местности Клоникаван в графстве Мит в Ирландии.
Мумия сохранилась настолько хорошо, что сначала ею занимались полицейские судмедэксперты. Потом выяснилось, что возраст тела около 2300 лет, и находку передали ученым.

Мумия интересна прежде всего тем, что волосы на ее голове были уложены с помощью своеобразного «геля для волос», в состав которого входили ингредиенты, подтверждающие, что торговля между Ирландией и Южной Европой велась уже тогда. За некоторые характерные черты во внешности мумию прозвали Дэвидом Бэкхемом.

Клоникаванский человек. Мумия и реконструкция облика (ниже)

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Болотное тело из Виндеби

Мумия под названием «Болотное тело из Виндеби» (раннее название «Девочка из Виндеби») обнаруженная в торфяном болоте на севере Германии.

Тело нашли в 1952 году рабочие, занятые на торфяных разработках. С помощью споро-пыльцевого анализа было установлено, что подросток умер в железном веке в возрасте 14 лет. В 2002 году с помощью радиоуглеродного анализа время его смерти было более точно датировано — между 41 и 118 годами н. э.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

При первом изучении был неверно установлен пол подростка — тонкая структура скелета позволила предположить, что труп принадлежал девочке. Однако последние исследования не исключают, что он мог принадлежать и мальчику.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ, журнал «Тайны ХХ века» №30 2016

Источник

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болотеfelbert

Мозаика странностей

Felbert’s Freak Collection

Возраст большинства болотных людей по результатам радиоуглеродного анализа составляет 2000−2500 лет, однако существуют и гораздо древние находки. Так, женщина из Кёльбьерга, умерла порядка 10 000 лет назад в эпоху археологической культуры Маглемозе.

В 1956 году немецкий ученый Альфред Дик каталогизировал более 1850 североевропейских болотных людей, но многие из них неважно сохранились и не могут считаться археологическими находками.

Изучение пищеварительных трактов помогло определить состав пищи древних людей. Например, последняя трапеза человека из Толлунда представляла собой кашу из 40 видов зёрен и семян, а в желудке человека из Гроболла были обнаружены мелкие кости, свидетельствующие о том, что незадолго до гибели он ел мясо.

Уточнить состав пищи и период смерти возможно и при помощи химического анализа волос — так учёные определили, что человек из Клоникавана на протяжении нескольких месяцев до гибели употреблял в пищу овощи, а значит скорее всего умер летом.

На некоторых телах сохранилась одежда или её фрагменты, что позволило дополнить данные об историческом костюме тех лет. Наиболее хорошо сохранившиеся предметы: кожаная островерхая шапочка человека из Толлунда; шерстяное платье, обнаруженное рядом с местом погребения женщины из Хюлдремосе; шерстяные обмотки с отделённых от тела ног из болота в Дании.

Кроме того, благодаря находкам, на головах которых сохранились волосы, удалось реконструировать прически древних. Так, человек из Клоникавана укладывал волосы с помощью смеси смолы и растительного масла, а волосы на черепе человека из Остерби были заложены над правым виском и завязаны так называемым «швабским узлом», что подтвердило описанные Тацитом прически свевов.

Ученые склонны считать что большинство болотных людей были принесены в жертву языческим богам, однако вполне возможно некоторые нашли своё пристанище в торфянике по случайности или убиты преступниками.

Больше всего болотных людей найдено в Дании: человек из Толлунда, женщина из Эллинга, человек из Гроболла, женщина из Кёльбьерга, женщина из Харальдскэра и женщина из Хюлдремосе.

Также находили болотных людей в Германии, Нидерландах, Великобритании, Ирландии и Швеции.

В повествованиях Тацита есть такая запись: «По установленному с давних времен обычаю люди, родственные по крови, собираются в определенное время в священном лесу. Здесь они исполняют варварские ритуалы, включающие приношение человеческих жертв».

Характерным для этих людей является всеобщее почитание богини земли Нерты

Человеческие жертвоприношения приносились ранней весной.

Задабривая богиню Нерту, они просили у нее ускорить приход весны и одарить людей хорошим урожаем летом.

Чтобы убедить богиню, что у них совершенно нет мяса, германские жрецы перед приношением кормили жертву только растительной пищей. После ритуала умерщвлялся только знатный соплеменник, на кого пал роковой жребий.

Именно Нерта – сама мать-земля – бережно сохранила отданные ей жертвы в торфяной груди, в то время как те, кто их отправил в болота, давным-давно превратились в прах.

Источник

Человек из Толлунда. Как в Северной Европе обнаружили болотных людей

8 мая 1950 года полиция датского городка Силькеборг получила необычное сообщение. Двумя днями ранее трое крестьян, добывавших торф в окрестностях деревни Толлунд, обнаружили в местном болоте труп. Лежавшего в позе эмбриона мужчину с петлей на шее приняли за жертву недавнего убийства, но реальность оказалась куда интереснее. Этот черный-черный человек погиб почти 2,5 тысячелетия назад, за 400 лет до наступления нашей эры. Благодаря редкому стечению обстоятельств его останки прекрасно сохранились до наших дней, став ценнейшим источником информации для историков. Как жил, что ел и почему умер человек из Толлунда — в обзоре Onliner.

Торф — это не только важный вид местного топлива, о котором белорусы знают не понаслышке. У этого полезного ископаемого есть одно побочное свойство, оказавшееся настоящей находкой для археологов. Торф является отличным консервантом: обилие влаги, связанное с особенностями его формирования, и низкое содержание кислорода значительно затрудняют деятельность разлагающих микроорганизмов, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в торфе неплохо сохраняется органика, включая оказавшихся в нем людей. Процесс мумификации непрост. Телу недостаточно просто попасть в торфяник. Необходимо, чтобы это произошло в холодный сезон: на первом этапе низкая температура является важнейшим дополнительным консервационным фактором. Доступ кислорода при этом должен быть максимально быстро перекрыт. Если все эти условия выполнены, шансы на то, что погибший (или похороненный) в болотах человек станет свидетелем вечности, значительно увеличиваются.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Бьельдсковдал — верховое болото примерно в 10 километрах от датского города Силькеборг, было источником топлива для местных жителей с железного века. Еще в 1938 году здесь, рядом с деревней Эллинг, нашли тело молодой женщины, погибшей (скорее всего, задушенной) примерно в 280 году до нашей эры. Ее лицо не сохранилось, зато осталась замысловатая прическа и накидка из овчины с плетеным поясом. Обнаружение этой 25-летней девушки стало лишь прелюдией к главной археологической сенсации, случившейся спустя всего 12 лет совсем рядом.

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

6 мая 1950 года жившая в деревне Толлунд семья Хойгаард — два брата Вигго и Эмил и жена Вигго Гретте — занималась своим привычным делом: заготавливала в болоте Бьельдсковдал торф. Первой заметила нечто необычное как раз Гретте — на глубине около двух с половиной метров из почвы показалось что-то, очень напоминающее человеческое тело. Вероятно, находка настолько впечатлила толлундских крестьян, что в полицию они обратились лишь спустя два дня. Там разобрались быстро: конечно, это не была жертва недавнего убийства, это был очередной «болотный человек», к систематическому обнаружению которых уже более-менее привыкли. Но каким он оказался!

Источник

Болотные люди

Ирина Лагунина: Как могли эти люди развивать литературу? Все-таки в зарождении элементов цивилизации основную роль играли города?

Стефани Далли: Именно так, они строили города 5 тысяч лет назад. Города создавались в основном для того, чтобы хранить в них излишки продукции, производства. То есть это были те места, где можно было устроить склады и защитить их. Более того, именно в этих местах можно было поклоняться богу и приносить ему дары, прося о защите. И у людей, которые жили в болотах, были очень хорошие отношения с людьми, жившими в городах. Они были полезны друг другу, и те, и другие получали взаимную выгоду. Так что не надо думать о болотных людях как о полностью независимой и самодостаточной группе.

Ирина Лагунина: Почему тогда о болотных людях говорят как о родоначальниках письменности?

Ирина Лагунина: Почему вы называете это геноцидом?

Но что сделал Саддам? Он прорыл широкий канал прямо посреди болотистых районов. Он называл его «Отцом всех каналов». И этот канал отобрал у Тигра и Евфрата ту воду, которая шла на ирригацию этих богатейших природных мест, поддерживала жизнь стольких людей и торговлю на протяжении стольких лет. И теперь вода бесцельно выливается прямо в Персидский залив.

Ирина Лагунина: Напомню, мы беседуем с баронессой Эммой Николсон, специальным представителем Европарламента по Ираку и главой благотворительной организации АМАР. Болотных людей пытались спасти. Например, Соединенные Штаты и Великобритания пытались укрепить режим бесполетной зоны в южном Ираке. А ООН в апреле 91-го года приняла резолюцию за номером 688, которая призывала иракское правительство предоставить свободный въезд в регион для представителей Объединенных наций и гуманитарных организаций. Как сказано в докладе ООН, с декабря 91-го по январь 92-го «болотные арабы подвергались военным нападениям, в результате которых сотни человек погибли. В больших количествах уничтожались животные и птицы, а в болотной воде в большом количестве присутствовали токсичные химикаты» (говорится в докладе ООН).

Ирина Лагунина: То есть, это была одна из самых уникальных экологических систем в мире. Она как-то защищена международным правом?

Ирина Лагунина: Джозеф Деллапенна, профессор права в Университете Виллановы, в штате Пенсильвания. Как могло себе позволить правительство Саддама Хусейна столь дорогостоящий проект во времена санкций?

Ирина Лагунина: Вы в исследовании называете это «экоцидом», то есть экологическим геноцидом. Такое понятие в международном праве есть?

Ирина Лагунина: Давайте поговорим отдельно о последствиях этого экологического преступления в Ираке:

Ирина Лагунина: А для людей? Смогли ли болотные арабы приспособиться к новым условиям жизни на сухой земле?

Джозеф Деллапенна: Никто, похоже, не знает, сколько человек погибли. Около 100 тысяч осели в лагерях беженцев в Иране. Остальные расселились по городам, где, конечно, их способности и их знания никому не нужны. Так что они пополнили армию беднейших в Ираке. А не забывайте, что это население и так очень бедное. Иракская экономика была в депрессии во время войны в Заливе и оставалась в депрессии последующие 12 лет.

Ирина Лагунина: Если будет создан международный трибунал по Ираку, это обвинение выдержит?

Джозеф Деллапенна: Думаю, что в данном случае довольно легко доказать геноцид. Мне, правда, не кажется, что стоит поднимать разговор об «экоциде», или об экологическом геноциде, поскольку само это понятие пока еще только обсуждается и вырабатывается. Но, по-моему, доказательства геноцида очень веские. Саддам Хусейн явно уничтожил культуру этого народа. И даже если удастся частично восстановить эти болота, то я не уверен, что после 12 лет жизни в иной среде и иной культуре, эти люди смогут вернуться. Особенно поколение детей, которые родились незадолго до 1992 года или после. Оно явно с большим трудом сможет адаптироваться к жизни в болотах, даже если родители и хотят туда вернуться. Так что сложно сказать, можно ли компенсировать тот ущерб, который был нанесен этому народу. Но, по крайней мере, надо назвать вещи своими именами и определить преступное деяние как преступление, каковым оно было.

Ирина Лагунина: Джозеф Деллапенна, профессор права в университете Виллановы в штате Пенсильвания. Баронесса Эмма Николсон, глава благотворительной организации АМАР и член Европейского парламента также намерена ставить вопрос о геноциде болотных арабов и иракских курдов в международном суде. Либо в специальном трибунале по Ираку, если такой будет создан, либо в уже созданном Международном уголовном суде. В январе 95-го года Европейский парламент принял резолюцию, в которой описывал болотных арабов как меньшинство, «само существование которого под угрозой со стороны иракского правительства». Резолюция описывала правительственную политику по отношению к этой группы людей как геноцид.

Эмма Николсон: Я поднимала этот вопрос в Европарламенте несколько раз, а в прошлом году, в мае 2002-го, Европарламент 85 процентами голосов «за» принял резолюцию, в которой осудил Саддама Хусейна за зверства, творимые против различных групп иракского народа, включая болотных арабов. Мы обратились к ЮНЕСКО с призывом объявить болота междуречья предметом специального научного интереса и мировым достоянием. Мы боялись, что место начнут разрабатывать нефтяные компании. Например, французская компания «Эльф» давно уже подписала контракт с правительством Саддама Хусейна на разработку месторождения в междуречье. Если нам удастся сделать этот район мировым достоянием, то есть надежда, что и болотным людям удастся восстановить свой стиль жизни.

Ирина Лагунина: Изначально, в 1992-м, около 100 тысяч болотных арабов оказались в лагерях беженцев в Иране. Сейчас осталось около 50 тысяч. Еще тысяч десять живут по-прежнему в болотах на территории Ирака у границы с Ираном. Там осушить болота не удалось, потому что невозможно было перекрыть водные потоки, берущие начало за границей. Эмма Николсон, Вы работаете в лагерях беженцев в Иране. Они там живут уже более 10 лет. А они хотят вернуться?

Эмма Николсон: Да, они хотят вернуться. И многие говорят, что мечтают восстановить свой стиль жизни, каким бы сложным он ни был. Но это, на чем построен этот народ.

Ирина Лагунина: Многие полагают, что восстановить болота невозможно. В любом случае, на это потребуются солидные капиталовложения. Удастся ли собрать эти деньги?

какие люди на нашем болоте. Смотреть фото какие люди на нашем болоте. Смотреть картинку какие люди на нашем болоте. Картинка про какие люди на нашем болоте. Фото какие люди на нашем болоте

Ирина Лагунина

Руководитель специальных проектов Русской службы Радио Свобода

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *