какие маркетплейсы работают с самозанятыми
«Как Ozon, Wildberries и Яндекс сотрудничают с самозанятыми»
Режим самозанятости набирает популярность, поэтому большие компании пересматривают правила своей работы. Почему такое сотрудничество выгодно для обеих сторон?
Что компании предлагают самозанятым
Ozon предлагает частично покрывать расходы на мобильную связь и бензин, а также выплачивать бонусы за доставленные вовремя товары. Для расчетов за доставку Ozon выдает каждому курьеру кассовый терминал. С самими курьерами компания рассчитывается через приложение «Мой налог» раз в неделю, по четвергам.
Что это дало самозанятым. Самозанятый может самостоятельно планировать свою нагрузку — он может весь день доставлять заказы по десяткам адресов или доставить всего пару посылок в свободное от основной работы время.
За одну доставку в Ozon курьер получает от 100 рублей. Чтобы получить среднюю зарплату, 50 000 рублей, ему нужно отработать 15 смен и за каждую доставить 30 посылок.
Что это дало компании. Компания оценивает новую систему доставки положительно, поэтому за 2020 год Ozon планирует полностью перейти на курьерскую доставку самозанятыми.
Такое решение было принято по простой причине: многие курьеры совмещают работу в нескольких местах или рассчитывают только на подработку. В таком случае и для компании, и для работника не слишком интересно заключать постоянный договор найма, а самозанятость снимает эту проблему.
Кроме того, такая система позволит запустить курьерскую доставку даже в маленьких населенных пунктах, что поможет доставлять товары быстрее.
Ozon Seller
Что предлагают. Еще один вариант подработки для самозанятого в Ozon — продажа своих товаров через маркетплейс. В октябре 2019 года товары от самозанятых начали принимать в новом сортировочном центре в Казани. Работа строится по стандартным правилам маркетплейса — компания берет комиссию только за доставленные товары и выплачивает деньги дважды в месяц. В личном кабинете у продавца есть доступ к аналитике и финансовым отчетам по каждому товару.
Что это дало самозанятым. Для самозанятых это хорошая возможность расширить географию и объемы своих продаж без расходов на рекламу и продвижение. Нужно зарегистрироваться в сервисе и заполнить карточку товара — товар увидят миллионы покупателей по всей России, а рекламу и доставку возьмет на себя Ozon.
Что это дало компании. Товары от самозанятых значительно расширяют ассортимент интернет-супермаркета. Кроме того, за каждый проданный товар Ozon забирает свой процент комиссии, поэтому компании выгодно продвигать своих продавцов на маркетплейсе.
Wildberries
Что предлагают. В октябре 2019 года Wildberries начал сотрудничать с самозанятыми в качестве поставщиков товаров. В основном к ним относятся начинающие производители одежды, обуви, аксессуаров и сувениров. В июле 2019 года компания начала открывать центры экспертизы. В них круглосуточно принимают товары от локальных поставщиков, а эксперты проводят семинары по интернет-торговле.
Что это дало компании. На Wildberries стали появляться интересные и уникальные товары, которые нельзя найти в обычных магазинах. Это вызывает интерес у тех, кто хочет купить необычные вещи без проблем с доставкой и оплатой, поэтому поток покупателей увеличивается. Таким образом Wildberries получает сильное конкурентное преимущество, а самозанятые будут заинтересованы в работе с такой крупной площадкой.
Самозанятые.рф также готовит к запуску свой маркетплейс. На нем можно будет продавать не только товары, но и услуги. Достаточно зарегистрироваться на сайте или в приложении, найти задание и оставить на него заявку, выполнить и выставить чек. Подпишитесь на уведомления и узнайте о запуске маркетплейса первым.
Яндекс.Еда и Delivery Club
Что произошло. Сервисы доставки еды тоже начали переход на услуги самозанятых. Раньше заказы доставляли через логистические компании: диспетчер получал заказы и распределял их между курьерами. При таком порядке курьеры не могли самостоятельно управлять своим графиком, получали штрафы и теряли часть заработанных денег.
Что это дало самозанятым. При оформлении самозанятости человек работает напрямую с Яндекс.Едой или Delivery Club. Из всей цепочки пропадает звено-посредник в виде логистической компании, через которого проходили все платежи: при любой системе налогообложения с каждой выплаты курьеру удерживали проценты.
Еще один плюс — курьер может самостоятельно распоряжаться своим временем и составлять удобный график. От этого же напрямую зависит и его зарплата: больше доставок — больше денег.
Что это дало компаниям. Яндекс снимает с себя часть налоговой нагрузки: с самозанятыми работать дешевле, чем заключать договоры подряда с ИП или ООО. Также для компании значительно уменьшается объем документооборота, потому что обработать чек проще, чем кипу счетов.
Яндекс.Такси, Ситимобил и Максим
Что предлагают. Один из первых сервисов перевозки, который появился в приложении «Мой налог», — Яндекс.Такси. С тех пор к нему присоединились Ситимобил и Максим.
Раньше схема работы таксистов напоминала ту, которую использовали в доставке еды: таксопарк или логистическая компания распределяла заказы между водителями по их загруженности. А если таксист открывал ИП, то на него ложилась обязанность платить налог и самостоятельно сдавать отчетность в ФНС.
Сейчас для водителей Яндекс.Такси работает система привилегий: есть скидки на заправках и мойках, а также в ресторанах быстрого питания. За оперативное исполнение заказов и положительные отзывы водители получают бонусы, которые можно потратить у партнеров Яндекса.
Заработок таксиста в час зависит от региона, количества заказов и общего отработанного времени за рулем. Чтобы зарабатывать еще больше, можно возить пассажиров на своей машине и не платить комиссию таксопарку.
Что это дало компаниям. Яндекс.Такси теперь появилось даже в отдаленных регионах страны. Это подразумевает рост клиентской базы и лояльности к бренду, а также увеличение штата водителей и скорости исполнения заказов. С каждого заказа Яндекс взимает комиссию в зависимости от выбранного тарифа: «Эконом», «Комфорт», «Бизнес» и так далее. Обычно это 18–20% от суммы за поездку.
Яндекс.Дзен и Яндекс.Толока
Что предлагают. С осени 2019 года Яндекс.Дзен напрямую работает с самозанятыми и выплачивает им полную сумму заработка, без вычета налогов и взносов. Подробно мы об этом рассказали в статье « Официальный автор или блогер: самозанятость в Яндекс.Дзене ».
Следом за Дзеном среди партнерских сервисов в приложении «Мой налог» появилась Яндекс.Толока. В этом сервисе люди обучают поисковых роботов, выполняя простые задания: оценить картинки, просмотреть комментарии, изучить выдачу страниц по запросу. Поскольку такая работа оказалась достаточно простой и привлекательной, сейчас с Толокой работает около 4 млн исполнителей.
Что это дало самозанятым. Выполнение простых задач может приносить 50–100 долларов в месяц — это около 3000–6000 рублей. Деньги можно выводить на карту, но раньше могли быть проблемы с подтверждением таких доходов. Режим самозанятости снимает этот вопрос и делает такой заработок официальным.
На НПД самозанятый сможет получать налоговый вычет, а еще у него не будет ограничений, при оформлении ипотеки или туристической визы.
Что это дало компании. Большое количество дешевых тестировщиков помогает сервисам Яндекса развиваться быстрее и не привлекать для рутинной работы штатных специалистов. У штатных экспертов появляется больше свободного времени для сложных задач, а у компании — больше проектов.
Можно ли самозанятым торговать на маркетплейсах?
Перепродавать нельзя, продавать можно. Сегодня говорим о подводных камнях самозанятости и о перспективах при сотрудничестве с крупными торговыми площадками.
Как реализовать товар и не попасть в налоговое рабство? Где получить сертификат и какие льготы он дает? Как выйти на онлайн-площадку? Что можно продавать самозанятым на маркетплейсах? Об этом и многом другом говорим с экспертами компании «ЛенТехСертификация».
Преимущества самозанятости
Режим налога на профессиональный доход действует в России сравнительно недавно, если говорить о применении на территории всей страны. Как пилотный проект он работал сначала всего в нескольких регионах, где вполне оправдал свое введение. И затем стал применяться в большинстве городов и областей РФ.
Суть его достаточно проста для понимания — вы производите физический товар или оказываете услуги (за исключением посреднических), получая за это какую-то прибыль, с неё платите налог, имея взамен:
Рассмотрим на реальном примере: соседи одного из наших экспертов плели корзинки. Обычные корзины для сбора ягод и грибов. Люди предпенсионного возраста, вполне себе активные, но оставшиеся без работы по разным причинам. Оформление самозанятыми дало им возможность выйти на маркетплейс. Расширилась география поставок. Выросло благосостояние и личный доход.
Бизнес для самозанятых на маркетплейс — какая площадка лучше?
Здесь выбор не очень широк, несмотря на большое количество маркетплейсов в России. Работать с самозанятыми пока решились два площадки — Алиэкспресс и Вайлдберриз. Озон сейчас тестирует эту возможность, поэтому сроки запуска неизвестны.
Получается, что торговать самозанятым на маркетплейс никто не запрещает. Для физлиц, плательщиков налога на профессиональный доход, онлайн-гиганты предлагают различные бонусы. Со стороны торговой площадки ограничений нет. Но есть налоговый кодекс, в соответствии с которым самозанятый не имеет права реализовывать не свой товар. Нельзя купить продукцию и перепродать. Государственные органы оштрафуют так, что мало не покажется. Есть еще один нюанс.
Семь раз проверь — маркетплейс для самозанятых
Прежде чем бежать в налоговую инспекцию регистрировать самозанятость и заполнять анкеты поставщика на маркетплейсах — позвоните в компанию «ЛенТехСертификация». Или свяжитесь с нашим экспертом через форму обратной связи, чтобы проверить — подлежит ли товар, который вы производите, сертификации или нет. Неожиданный совет, правда?
Но он сэкономит вам массу времени, денег и нервов. Занимаясь бизнесом, вы должны рассчитывать только на себя, нести ответственность и убытки придется тоже вам. Торговая площадка не будет разбираться с вашими проблемами, если вы не сможете предоставить сертификат или получите «письмо счастья» о крупном штрафе. Ваши сложности.
Дело в том, что если вы планируете производить и продавать товар, подлежащий обязательной сертификации или маркировке (текстиль, одежда и обувь), вам надо иметь статус Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Получить разрешительную документацию будучи самозанятым не получится.
Поэтому настоятельно рекомендуем перед регистрацией написать план и сразу определиться:
И исходя из ваших ответов принимайте решение об оформлении самозанятости или ИП.
Заветная цель — торговля на маркетплейсах самозанятым
Список документов для онлайн-площадки, который необходимо предоставить, зависит от вашего статуса, самого маркетплейса и правил, действующих там в данный момент. Рекомендуем сначала внимательно изучить инструкции для поставщиков, опубликованные непосредственно на сайте.
Как правило, количество бумаг небольшое:
Онлайн-площадка вправе запросить и другие бумаги, которые касаются вида деятельности, режима налогообложения или сертификации. Подготовьте на всякий случай заранее коды статистики (письмо Росстата), ОГРН, договора собственности или аренды, прайс-листы, анкету и другие регистрационные документы. Список бумаг можно уточнить у менеджеров маркетплейсов с помощью онлайн-чатов или по телефону.
Затем необходимо подписать договор-оферту, в котором отражены:
Это главный документ, который регулирует ваши взаимоотношения с онлайн-площадкой.
Не каждый товар подойдет для маркетплейса — требования
Принимая условия торговой площадки, вы автоматически обязуетесь работать в законном поле, где необходимо соблюдать правила маркировки и сертификации различных категорий продукции. Обычно маркетплейс не запрашивает у контрагентов-поставщиков сертификаты и декларации, но вы обязаны предъявить эти документы по первому требованию потенциального покупателя или представителя Роспотребнадзора.
Какая бумага необходима именно для вашего товара, подскажут в сертификационном центре «ЛенТехСертификация». Как правило, это:
Кроме этого, с начала 2021 года законодательно введена обязательная маркировка для обуви, одежды и некоторых видов текстиля. Подробности и условия процедуры можно узнать на сайте государственной системы «Честный знак».
За и против маркетплейсов — выводы
Безусловно, продажа товаров на онлайн-площадках имеет свои сложности и преимущества. Тема обширная, поэтому у нас вышла целая серия статей. Но при всей сложности для понимания, есть неоспоримые факты:
Онлайн-площадка вправе выставлять прочие условия или предлагать бонусы для новых поставщиков-контрагентов.
Прежде чем бежать в налоговую инспекцию регистрировать самозанятость и заполнять анкеты на маркетплейсах — позвоните в компанию «ЛенТехСертификация». Или свяжитесь с нашим экспертом через форму обратной связи, чтобы проверить — подлежит ли товар, который вы производите, сертификации или нет.
Как попасть на «Вайлдберриз» и «Озон»
10 маркетплейсов для предпринимателей
Чтобы продавать в интернете, необязательно создавать сайт.
Можно разместить продукцию на площадках-посредниках — маркетплейсах.
Такие сервисы сами вкладывают деньги в рекламу и привлекают пользователей. Раньше маркетплейсы работали с компаниями и ИП, но теперь самозанятые тоже в деле.
Собрали список маркетплейсов и проверили, на каких условиях они работают с продавцами.
О площадке. «Озон» работает с 1998 года. Сначала там продавали только книги, видео и музыку на аудиокассетах и дисках, а в двухтысячных появились и другие категории товаров.
Что продают. Книги, электронику, авиа- и железнодорожные билеты, игрушки, товары для дома и сада, косметику, одежду, обувь и многое другое. Нельзя продавать алкоголь, табак, живые цветы, животных, цифровые книги — полный список ограничений есть на сайте «Озона».
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Обещают скоро разрешить продавать самозанятым, но пока такой функции нет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте: от юрлиц попросят загрузить свидетельство ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, устав компании и приказ о назначении гендиректора. От индивидуальных предпринимателей — свидетельство ОГРНИП, копию ИНН и первые два разворота паспорта.
Потом попросят принять оферту. Для работы потребуется подключить электронный документооборот — почитайте, что это такое и как настроить. После этого надо подготовить фотографии товаров и их описания. Как только заявка пройдет модерацию, можно начать продавать.
Для многих товаров попросят предоставить отказное письмо или добровольный сертификат. Эти документы уточняют, что для товаров не нужна сертификация. Они могут понадобиться маркетплейсу для покупателей или надзорных органов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара. Минимальная — 5%. Ее возьмут с продавцов компьютеров, телефонов, мототехники, стройматериалов. Максимальный размер — 25%, столько придется заплатить продавцам ювелирных и медицинских изделий.
Есть плата за доставку. Она меньше, если товар привозит на склад «Озона» сам поставщик, и больше, если его забирают со склада продавца, а также зависит от объема товара. Кроме того, площадка может попросить плату за хранение товара на складе «Озона». Все комиссии и тарифы можно посмотреть на сайте для продавцов.
Яндекс.Маркет
О площадке. «Яндекс-маркет» — это агрегатор интернет-магазинов. Работает с 2000 года. Магазин выгружает на «Яндекс-маркет» файл с ценами, характеристиками товаров и ссылками на свой сайт. Физически пользователь покупает товар не на «Яндексе», а на стороннем сайте.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и ввести данные предпринимателя и организации — они должны совпадать с теми, что указаны на сайте и в кассовых чеках. Затем загрузить прайс-лист — таблицей в «Экселе» или подключить экспорт из CMS. После этого модераторы проверят заявку. Если все нормально, можно пополнить кошелек в личном кабинете и начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Продавец платит за каждый переход, который сделали пользователи на его сайт с «Яндекс-маркета». По умолчанию магазин платит минимальную стоимость клика, которая рассчитывается по специальной формуле отдельно для каждого товара.
Wildberries
О площадке. «Вайлдберриз» работает с 2004 года и продает не только в России: еще в Казахстане, Беларуси, Польше, Армении, Словакии, Киргизии и Украине. С «Вайлдберриз» сотрудничает около 53 тысяч продавцов, в том числе крупные бренды — например, «Манго», «Левайс», «Адидас», «Лего» и «Джилет».
Что продают. Одежду, обувь, электронику, книги, игрушки, товары для дома, косметику и даже продукты питания.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на специальном сайте для партнеров магазина и принять договор-оферту, после этого на почту придет ссылка на личный кабинет. В нем надо указать имя бренда, организационно-правовую форму и режим налогообложения, контактные данные. Попросят загрузить ваше коммерческое предложение.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Сайт берет с продавца комиссию в 5—15%, в зависимости от категории товаров.
«Вайлдберриз» отправляет заказы со своих складов, поэтому поставщик должен сначала доставить туда товар. Продавцы могут доставить товары в десятки сортировочных центров по всей стране, а малогабаритные грузы — в пункты выдачи заказов.
Магазины на «Авито»
О площадке. Магазины на «Авито» — это дополнительная функция для предпринимателей, которые хотят искать клиентов на «Авито». В «магазине» компания может брендировать страницу и создавать карточки товаров.
Что продают. Все что угодно.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, самозанятый или ИП.
Как начать продавать. Необходимо подключить тариф «Расширенный» или «Максимальный». В первом случае пользователь сможет создать страницу магазина, разместить логотип, указать ссылку на сайт и информацию о компании. «Максимальный» тариф дает дополнительные возможности: можно выбрать уникальный адрес магазина в виде «avito.ru/название», а на страницах объявлений не будут показывать публикации конкурентов.
Lamoda
О площадке. Компания в основном продает одежду и обувь, которые закупает напрямую у крупных брендов: «Пума», «Экко», «Найк», «Гуччи», «Версаче», «Зарина» и других. Но магазины и производители тоже могут стать партнерами компании.
Что продают. Одежду, обувь, товары для дома, аксессуары, косметику и ювелирные изделия.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Заполнить заявку, в которой указать организационно-правовую форму, категорию товара, название бренда и цены.
Маркетплейс работает только с продавцами, которые имеют зарегистрированный торговый знак на бренд и продукцию. Либо нужно предоставить какие-то доказательства, что компания имеет право продавать товары конкретной марки. У продавца должно быть не менее 50 артикулов.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара, минимум 35% от цены товара. Кроме того, компания берет деньги за доставку и обработку заказов, хранение и маркировку товара. Чтобы разобраться в тарифах, придется изучить сканированные таблицы на сайте «Ламоды».
Робо.Маркет
О площадке. Эту торговую платформу создал платежный сервис «Робокасса» для своих партнеров в 2016 году. Маркетплейс размещает только информацию о товарах: доставка — забота продавца. На площадке есть возможность подключить инстаграм-аккаунт и добавлять товары напрямую из этой соцсети.
Что продают. Почти все что угодно, включая услуги.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.
Как начать продавать. Продавец должен подключить платежный сервис «Робокасса». Маркетплейс проводит все платежи только через него.
Подключиться к сервису можно из личного кабинета «Робокассы» в разделе «Дополнительные настройки». Само подключение бесплатно, сервис заработает дальше на комиссии с продаж.
Самозанятые и ИП могут зарегистрироваться проще — на сайте маркетплейса. Там надо будет указать название магазина, адрес сайта, для ИП — информацию о внесении в ОГРНИП, банковские данные, ИНН и налоговый режим.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях сервиса «Робокасса»: минимальная комиссия для юрлиц и ИП — 2,3% от транзакции, для физлиц — 7%.
Goods
О площадке. Этот проект от ретейлера бытовой техники «М-видео» появился в 2017 году. У маркетплейса нет собственных складов и он не выкупает товары у продавцов. Получив заказ на определенный товар, «Гудс» забирает его у продавца, везет в свой сортировочный центр и оттуда отправляет покупателю.
Что продают. Бытовую технику и электронику, товары для дома, одежду и обувь, автозапчасти, косметику, книги, продукты и многое другое.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Нужен код ОКВЭД для розничной торговли.
Как начать продавать. Заполнить анкету: указать категорию товаров, наличие продукции на складе, ИНН, контактные данные и ссылку на прайс-лист в формате YML. После этого заявка отправится на проверку модераторам, и когда ее одобрят, можно начать продавать.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за выкупленный заказ — от 3% цены товара. Размер зависит от категории. Например, в категории «Здоровье» — 3%, а «Одежда и обувь» — 20%. Плюс площадка возьмет 1,1% от стоимости товара за расчетно-кассовое обслуживание независимо от того, каким способом покупатель оплатил заказ.
О площадке. Маркетплейс основали Сбербанк и «Яндекс-маркет» в 2018 году. 1 октября 2020 года «Беру» станет частью «Яндекс-маркета» и сменит название. Площадка позиционирует себя как магазин с низкими ценами. Если один товар поставляют несколько продавцов, то сайт сначала будет продавать тот, у которого ниже цена.
Что продают. Электронику и бытовую технику, канцтовары, автозапчасти, мебель, продукты, товары для дома и дачи и так далее.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Сколько придется отдать маркетплейсу. У маркетплейса два тарифа — разница в том, где хранится товар. На тарифе «Витрина и фулфилмент» продавец доставляет все на склады «Беру» — один находится в Московской, другой в Ростовской области. В этом случае собирает и упаковывает заказы маркетплейс.
На тарифе «Витрина и доставка» товар хранится у продавца, который сам собирает и упаковывает покупку, а «Беру» только принимает заказы и контролирует доставку. В обоих случаях площадка берет от 3% комиссии за оформление заказа — ее размер зависит от категории товара, плюс 1% — за прием оплаты.
Дополнительно придется заплатить за обработку заказа: минимум 30 Р на тарифе «Витрина и фулфилмент», 15 Р на тарифе «Витрина и доставка». Еще надо оплачивать доставку: 30 Р для мелких грузов или 150 Р — для крупногабаритных.
AliExpress Россия
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.
Как начать продавать. Зарегистрироваться и принять оферту. От компании площадка потребует уставные документы, от ИП — паспортные данные и ИНН. Еще нужно оставить контакты для клиентской поддержки. После этого можно создавать магазин и карточки товаров.
Если предприниматель продает товары какой-то торговой марки, то потребуются разрешительные документы: авторизационное письмо, контракт с производителем или дистрибьютором либо доказательства покупки продукции у дистрибьютора.
Сколько придется отдать маркетплейсу. В первые 6 месяцев или на первые 100 заказов комиссии нет. После этого площадка будет брать комиссию 5 или 8% — в зависимости от товарной категории.
Например, с продавцов обуви, бижутерии, мебели и бытовой техники возьмут 5% от заказа, а с тех, кто торгует одеждой, часами или игрушками, — 8%. Отправлять товар может сам продавец, но площадка предоставляет услуги по сортировке, упаковке и доставке товара за дополнительную плату.
Сдэк.Маркет
О площадке. «Сдэк-маркет» — маркетплейс, который запустила компания «Сдэк» в 2019 году. Каждый продавец должен заключить договор с этой службой доставки.
Что продают. Электронику и бытовую технику, товары для спорта и отдыха, автозапчасти, товары для животных, косметику, стройматериалы.
Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП, у которого должен быть расчетный счет.
Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте, после этого — подать заявку на заключение договора, в которой надо указать данные о компании. Если все заполнено правильно, с продавцом заключат договор. Добавить товары и настроить аккаунт можно еще до подписания договора, просто все это время магазин будет неактивным.
Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за каждую транзакцию составляет 4%. Плюс после трех месяцев работы надо платить комиссию за доставку — 25 Р за каждое отправление. Если покупатель сам забирает товар в торговой точке продавца, платить за доставку не нужно.