какие машины делают в казахстане
Известны бестселлеры в сегменте легковых машин казахстанской сборки
Специалисты составили десятку наиболее востребованных автомобилей из числа тех, которые выпускаются в Казахстане. В тройке лидеров рейтинга Lada 4×4, Skoda Rapid и Kia Sportage.
На территории республики Казахстан за первую половину 2016 года было выпущено 3 772 автотранспортных средства (сюда входит грузовой транспорт и автобусная техника) на общую сумму 36,6 миллиарда тенге (это эквивалентно 6,8 миллиарда рублей при пересчёте на российскую валюту). «КазАвтоПром» сообщает о том, что составлен рейтинг наиболее продаваемых автомобилей казахстанской сборки по итогам полугодия.
На фото: Skoda Rapid
ТОП-10 самых популярных автомобилей казахстанской сборки в I полугодии:
На фото: Kia Sportage
В числе наиболее востребованных брендов, машины которых выпускаются на территории Казахстана, тройку лидеров за указанный период составили Kia (895 единиц), Lada (812) и Hyundai (656). В пятёрке оказались также Skoda (515) и Peugeot (304). ТОП-10 марок также включает в себя JAC (291), Geely (288), Chevrolet (239), Toyota (206), SsangYong (84) и Iveco (66 машин).
Совсем недавно портал «Колёса.ру» сообщал о том, что казахстанский автопром начал подавать признаки восстановления. Как отметили представители Союза предприятий автомобильной отрасли республики, дальнейшему восстановлению показателей местного производства машин во втором полугодии 2016 года должно поспособствовать расширение линейки моделей доступного ценового сегмента. Так, в конце июня конвейер завода «Азия Авто» пополнили Lada Granta, Kalina и пятидверная версия 4×4.
Производство авто в Казахстане: как в действительности обстоит дело
Иллюстративное фото: NUR.KZ
Производство автомобилей в Казахстане – тема всегда актуальная и привлекающая к себе внимание. Иногда на этой теме пытаются спекулировать – например, недавно один из казахстанских блогеров удивился тому, что в стране производятся 167 моделей авто и имеется 130 производств, передает NUR.KZ.
Telegram-канал @FINANCEkaz решил проверить, соответствуют ли данные действительности. Выяснилось, что ранее на информационных ресурсах в 2020 году появилась информация о том, что в республике действительно функционируют 130 машиностроительных производств.
При этом, как отмечает канал, речь идет не о заводах, а именно о новых производствах, которые были открыты в Казахстане. Разница заключается в том, что на одном заводе может находиться несколько десятков производств. А значит, есть принципиальная разница между понятиями «завод» и «производство».
Неправильным является и трактовка того, что в Казахстане якобы собирается 167 моделей легковых авто.
На самом деле, на информационных сайтах указывается, что наша страна выпускает 167 моделей автомобилей 22 мировых брендов, но необязательно – легковых. Более того, отмечается, что среди этого количества машин – 39 являются легковыми.
При этом в общий список производимых в 2020 году машин входят и строительная и сельхозтехника, которые тоже являются транспортным средством, ведь имеют двигатель внутреннего сгорания или электрическую силовую установку.
Так, 16 брендов и 128 моделей входят в сегмент коммерческих автомобилей, в том числе, автобусы, грузовые автомобили, специальные и специализированные автомобили.
К примеру, 80 моделей автомобилей – это КАМАЗ, JAC, MAN, Hyundai, IVECO, МАЗ, ГАЗ, Уаз, Урал, 39 моделей автобусов Yutong, Ankai, Daewoo и Golden Dragon и 9 моделей других брендов. Об этом @FINANCEkaz сообщили в МИИР в ответ на официальный запрос.
Что касается легковых авто, то в Казахстане производят 39 моделей 8 брендов:
Chevrolet: Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Traiblazer, Traverse;
JAC: IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6;
KIA: Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900;
Hyundai: Accent, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata, Tucson;
Lada: 4×4, Granta, Largus, Vesta, Xray;
Skoda: Kodiaq, Octavia, Superb;
UAZ: Hunter, Pickup, Patriot.
Кроме того, обвинения о том, что понятие сборки подменяют термином «производство» тоже беспочвенны, ведь на информационных ресурсах используется именно фраза «сборка моторных транспортных средств».
На сегодня средний уровень локализации автомобильной промышленности составляет 33%. А в производстве некоторых моделей и вовсе достигает 50%.
Отметим, что с появлением 130 автомобильных производств в стране появилось 14 тысяч рабочих мест, что является несомненно важным показателем.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Какие авто собирают в Казахстане
Линейка составляет около 50 моделей машин
Более 14,6 тыс. единиц техники на 115 млрд тенге было произведено казахстанскими заводами за 10 месяцев текущего года, передает LS.
По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, на долю легковых авто пришлось 12,9 тыс. единиц, или 88,65%, что в три раза больше, чем в январе-октябре 2016 года. Также было собрано 545 автобусов и 1,1 тыс. грузовиков.
Наибольший объем производства пришелся на шесть отечественных заводов. В связи с этим LS выяснил, какие авто собирают в Казахстане.
Согласно производственной линейке, местные предприятия выпускают около 50 моделей легковых машин и джипов (девять мировых марок). При этом больше всего видов легковушек приходятся на Lada – 13 моделей. Самым дешевым авто оказался Ravon Nexia, стоимость которого начинается с 2,5 млн тенге. В 2016 году первенство по цене занимала Lada Priora, которая продавалась по цене от 1,7 млн тенге. Однако на данный момент такую модель в Казахстане не производят. Лавры самой дорогой машины казахстанской сборки достаются KIA Quoris, стоимость которой начинается с 17 млн тенге.
Между тем в денежном эквиваленте больше всего произвел в январе-октябре этого года завод «СарыаркаАвтоПром» (55,8 млрд тенге). Далее идет компания «Азия Авто», собравшая машины на 34,6 млрд тенге. Следом расположились «КАМАЗ-Инжиринг» (11,6 млрд тенге), Hyundai Auto Kazakhstan (3,8 млрд тенге), Daewoo Bus Kazakhstan (2,2 млрд тенге), «СемАЗ» (1,7 млрд тенге).
Почему машины казавтопрома не пользуются спросом. Версии
Ищем причины, по которым казахстанцы предпочитают покупать импортные автомобили, а не собранные на территории Казахстана.
Преимущества в организации «отвёрточной» сборки или же полноценного производства автомобилей на территории какой-либо страны очевидны — обход разного вида пошлин для снижения стоимости продукции. Но в нашем случае речь больше о выгоде непосредственно для владельцев завода, являющихся одновременно и дистрибьюторами и дилерами выпускаемых машин, а также для государства в целом. Производители зарабатывают деньги, а чиновники радуются поступлению в бюджет налогов и с удовольствием вписывают в отчёты данные о созданных рабочих местах и развитии целой индустрии. В данной схеме ничего плохого нет, на первый взгляд одни плюсы. Однако работать и развиваться автопром будет, если только продукцию заводов действительно раскупают, а в Казахстане с этим проблемы. В чём беда? Почему за уже почти 13 лет с момента появления первого сборочного предприятия мы так и не желаем пересаживаться в предлагаемые нам машины?
Основной мотивацией при выборе какого-либо продукта является соотношение цены и качества, а также конкуренция со стороны более доступного импорта. И автомобили здесь не исключение. Поэтому поиск проблем отечественного автопрома следует начинать именно тут.
Мнение казахстанцев
Вместе со своими предположениями о причинах холодности автомобилистов к продукции казахстанского автопрома мы решили провести опрос. Участие в нём приняли более 1 200 человек старше 18 лет, и результаты оказались вполне предсказуемыми. Так, в первую очередь люди смотрят на соотношение цена/качество. Именно эти пункты стали лидерами по количеству голосовавших, хотя последний всё же волнует наших читателей чуть больше.
В умах многих автомобилистов укоренилось мнение, что автомобили, собранные локально, должны быть дешевле импортных. Однако всё несколько иначе. Разница в цене схожих комплектаций конкурирующих моделей, к примеру импортируемых из России, может достигать нескольких сотен тысяч тенге, и сравнение это не в пользу отечественных машин. В такой ситуации можно найти множество поводов обвинить производителей и дилеров в желании получать сверхприбыль, но на деле дешевле продукт становится только при очень больших объёмах производства и солидной доле локализации, чем казахстанский автопром похвастаться по сей день не может. Наши заводы на протяжении многих лет больше выполняют роль фасовочного цеха при магазинах — из-за рубежа пришли отдельно товар и упаковка, а собирают уже на месте.
Благодаря такой схеме цех получает от завода-изготовителя машинокомплект, по цене ниже готового автомобиля, послабления при оплате различных платежей при ввозе и другую поддержку от государства, ведь сборка уже зовётся казахстанской. Да, на плечах владельцев сборочных предприятий строительство этого самого цеха и все другие расходы по его содержанию, но локализация этим и выгодна — у нас рабочая сила дешевле, чем в Корее или Европе, как и многие другие затраты (свет, газ, вода), что также должно сказаться на цене машины. Такие проекты, как правило, долгосрочные. Выгоды от первых нескольких лет сборки никто не ожидает – вкладывается больше инвестиций, чтобы как можно скорее сделать машины доступнее. Но, видимо, опять же это не про нас.
У нас при всём этом вроде идеальном раскладе покупатель выгоды между отечественным и импортируемым не наблюдает и интереса, в том числе и к громким призывам покупать местное, не проявляет. Какой смысл, если ввезти из другой страны такую же машину бывает даже дешевле? А ещё продукция, называемая казахстанской, прямо зависит от любого колебания курса доллара и евро. И как всегда, только в сторону повышения цен.
В списке «ненужных» авто мы видим преимущественно те машины, стоимость которых превышает 10 млн тенге. Тот факт, что люди не покупают такие авто, вполне логичен: дорого. А те, кто располагает такими средствами, вряд ли посмотрят в сторону собранных в Казахстане «корейцев». Что касается более доступных машин, то тут проблема либо в том, что кузов совершенно непопулярный (Jac M5 — минивэн, а тем более китайский), либо цены неконкурентные (Chevrolet Malibu — седан неплох, но цена — космос для такого автомобиля), либо сама машина ни туда, ни сюда (SsangYong Actyon Sport — пикап пока покоряет только сердца водителей автозаков).
В итоге собранные в стране машины далеко не всем по карману. А ведь именно карман в большинстве случаев определяет выбор машины. Возьмём, к примеру, Hyundai Accent. В 2015 году эта машина, производимая в России, могла похвастаться статусом самого продаваемого авто в нашей стране. Почему не что-нибудь из громадного (а он у нас действительно просто шикарный) ассортимента отечественных сборщиков? Увы, но нет у нас в производстве такой машины, чтобы и цена была привлекательной и машина что надо. И вот год спустя после того, как в цену включили утилизационный сбор и цены на Accent взлетели, поп-седан мигом утратил свои позиции – продажи рухнули на 78 % по итогам первого полугодия 2016 года. Accent за такие деньги нам не нужен. В гамме выпускаемой в Казахстане продукции есть автомобили, которые могли бы завоевать народную любовь, но вот цена на них…
Ещё пример — это Toyota Fortuner. Модель, которая, по идее, должна была стать действительно сбывшейся мечтой казахстанцев. И рецепт вроде неплох: это — Toyota, это — настоящий внедорожник на раме, очень прост в конструкции и вынослив, а также производится по циклу CKD, т. е. сварка и окраска кузова плюс мелкоузловая сборка. Всё у нас! Цена по ожиданиям должна была стать шоколадной. Но на старте продаж в 2014 году за базовую машину просили почти 40 тысяч долларов! Все взглянули на Эмираты, откуда эти машины в основном ввозились в Казахстан и продавались по цене в районе 25 тысяч, и сами знаете, что сказали. И сегодня лидер среди «тойот» — это седан Camry, опять же с российского завода, а Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado продаются лучше казахстанского «Форчунера». Опять не угадали с ценой и классом потребителя. Да, сейчас стоимость на Fortuner скатилась до 22.5 тысячи, но это по текущему курсу валют, тогда как если пересчитать по-старому, это те же 40 тысяч баксов. Но тем не менее для тех, кто хранит средства в валюте, машины стали доступнее, и после этого шага продажи выросли, и весьма заметно.
Качество
Второй важный фактор, который останавливает казахстанцев при выборе отечественного автомобиля, — это совсем нелестные отзывы о качестве его сборки. Точнее мнение или убеждение. Оно очень сильно укоренилось в мозгах автомобилистов: якобы наши ничего выпустить хорошего не могут. Однако за исключением Toyota Fortuner и SsangYong Nomad, производимых мелкоузловым способом CKD, все другие автомобили лишь дособираются в стране. Полностью собранные кузова только комплектуют недостающими деталями и узлами. В целом доверия к такому автомобилю у нас гораздо больше, чем к машинам того же российского или узбекского производства, ведь основную часть автомобиля собирали на основном заводе, а не на локализованных мощностях.
Хотя можно сколько угодно спорить с людьми о серьёзном контроле качества и процентах брака, свою точку зрения на этот вопрос мало кто меняет. И это вкупе с ценой тоже бьёт по продажам собранных в Казахстане машин. Однако даже если человек абсолютно непредвзято относится как к цене, так и к качеству казахстанских автомобилей, то встаёт ещё один вопрос: что же всё-таки выбрать? И тут можно столкнуться с ещё одной проблемой — не самым оптимальным модельным рядом: у нас в линейке много машин высокого класса, а среди популярного достойных машин маловато. И тоже дорого.
Не угадывают модельные ряды и класс автомобиля
Наиболее популярными марками, производящими в Казахстане несколько своих моделей, являются LADA, Hyundai и Kia. Но всех их объединяет одна и та же проблема — реальными бестселлерами являются модели не нашей сборки, а те, что импортируются из России. В Казахстане LADA до недавнего времени собирала только «Ниву» (LADA 4×4), тогда как в топе продаж попеременно значились то Priora, то Granta. У Hyundai аналогичная ситуация: мы собираем куда более дорогие i30, Elantra и Sonata, а народу нужен доступный седан, коим являлся Accent. У Kia забавная ситуация с моделью Rio: седан, который разлетается как горячие пирожки, приходит из России, а куда более дорогой и менее востребованный кузов хэтчбек собирается у нас и продаётся десятками в месяц.
Конечно, есть небольшое оправдание в сторону наших сборщиков — некоторые модели навязывают для продаж сами бренды: без минимальных покупок и вывода модели не дают дистрибуцию или разрешение на сборку. К тому же наш рынок для многих производителей на самом деле не так чтобы интересен: он очень мал для организации производства полного цикла. Та же Россия — это другой разговор, а раз мы в одном союзе, то грех не воспользоваться отправкой собранных машин и на наш рынок тоже.
Всё так плохо?
Как видно, в казахстанском автопроме действительно очень много проплешин, которые так или иначе влияют на популярность продукции в стране. Тем не менее правительство совместно с производителями из кожи вон лезет, чтобы отечественные заводы продолжали работать. Но делается это не повышением привлекательности отечественных авто, а заградительными пошлинами и различным поборами, которые оказывают негативное влияние на весь рынок в целом. Хотя иногда появляются и весьма правильные решения.
Программа льготного кредитования
Её суть заключается в выдаче относительно дешёвых кредитов желающим приобрести собранное в Казахстане авто. На сегодняшний день по льготке можно купить большинство производимых в стране автомобилей. Ограничением служит только максимальная цена, а именно 9 млн тенге. Эта инициатива дала хороший толчок появлению аналогичных программ и у дилеров импортных автомобилей.
Появление на рынке дешёвых займов значительно подстегнуло продажи казахстанских машин в условиях кризиса. Если с апреля по декабрь 2015 года в кредит ушло только 25 % всех собранных в Казахстане авто, то в 2016 году показатель увеличился до 62 %.
Программа утилизации в обмен на деньги
С начала 2016 года в Казахстане начали взимать утилизационный сбор. Это решение привело к значительному удорожанию всех автомобилей 2016 года выпуска. Спустя несколько месяцев появились первые слухи о введении сертификатов, которые будут выдавать за сдачу старых авто. Как именно будет действовать программа, пока неизвестно, но предполагается, что сертификат можно будет использовать при покупке нового авто, либо для оплаты первичного взноса при получении льготного кредита, что может стать ещё одним хорошим поводом для выбора автомобиля казахстанской сборки.
А что в итоге?
Подводя итог, следует признать, что казахстанский автопром находится в непростом положении. На конвейере стоят непопулярные модели, которые почему-то должны понравиться всем и удовлетворять потребности населения. И цены — увы! — неконкурентные. 13 лет автопрому скоро стукнет, а баланс так и не найден. Однако шаги в правильном направлении всё же делаются.
Как минимум стоит отметить появление завода полного цикла в Усть-Каменогорске в 2018 году. Правда, на нём будут производить только модельный ряд LADA. Есть и другая затея — создать свой логотип и клеить его на китайские автомобили, в том числе и электромобили, которые также будут называться отечественными.
Какие машины делают в казахстане
Несмотря на мировой кризис, связанный с пандемией и нестабильностью финансового сектора, автомобильная промышленность Республики Казахстан в 2020 году показала значительный рост в производстве и продажах.
Мировые аналитики из NCSA (Ассоциации Национальных продаж автомобилей), которая занимается аналитикой автопрома в 96 ведущих странах, еще в середине года отметили глобальный спад в отрасли в мире. Однако еще тогда, на фоне отрицательных показателей бессменных лидеров машиностроения, позитивную статистику смогли показать лишь 4 страны, а возглавил их Казахстан.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстана Бейбут Атамкулов отметил наибольший рост (более 50%) в 2020 году в обрабатывающей промышленности в отрасли автомобилестроения.
Подтверждают данные МИИР и аналитики Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса, подводящие итоги года в автопроме Казахстана. Годовой объем производства в стране достиг 77 471 единицы техники в 2020 году, что в полтора раза больше показателей 2019-го (50 541 ед.). В том числе отмечается рост показателей по производству грузовых автомобилей и автобусов. В 2020 году отечественные заводы суммарно выпустили более 5 000 единиц техники, продемонстрировав порядка 40% роста.
На успешные показатели автомобильной промышленности в 2020 году повлиял ряд действенных шагов, как со стороны правительства и профильных министерств, так и со стороны отечественных заводов.
В производство были привлечены глобальные транснациональные инвесторы, появились новые бренды, в том числе в доступном сегменте. Отрасль слаженно, а самое главное своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, внедрив онлайн-продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции, а также доступность продукции потребителям. По поручению правительства в автосалонах были открыты точки регистрации автомобилей, что было позитивно отмечено автолюбителями.
Стоит подчеркнуть, что костанайским производителем в ушедшем году было произведено 51,7% всей техники страны. Выпустив 40 050 единиц транспорта, предприятие вывело свои показатели до 100-тысячной отметки, применяя при этом операции по сварке и окраске. В 2021 году завод планирует значительные вложения в размере 8,4 млрд тенге в установку новых производственные линий, а также в расширение своих логистических возможностей.
В октябре в Алматы состоялось открытие завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность на первом этапе – 30 тысяч единиц, на втором этапе – до 45 тысяч единиц авто в год, включая заключенные контракты на экспорт. Были освоены операции по сварке и покраске кузова автомобиля, подписаны ряд соглашений по производству компонентов. Так, в 2020 году казахстанские потребители показали особую лояльность марке Hyundai, который стал самым популярным. Общий объем инвестиций составил 28 млрд тенге.
В Костанае на завершающей стадии находятся работы первого этапа строительства совместно с ПАО «КАМАЗ» завода по производству чугунного литья и балки картеров для грузовых автомобилей KAMAZ с мощностью 40 тысяч тонн отливок в год. В 2020 году утвержден еще один проект по производству редукторов ведущих мостов. Новый завод будет способен выпускать до 62 000 единиц компонентов в год.
Оба проекта будут реализованы на индустриальной зоне г.Костанай и встроены в производственную цепочку ПАО «КАМАЗ». Большая часть всей продукции будет поставляться на главный конвейер в Республике Татарстан. Запуск проектов позволит создать более 1 000 новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций составит порядка 160 млрд тенге.
Значимое событие для Сарани и всей автомобильной промышленности в целом станет появление нового завода по совместному с ПАО «Татнефть» производству шин. Высокотехнологичное производство влечет за собой создание 1 100 новых рабочих мест, обеспечение потребностей внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала Казахстана. Завод будет способен производить до 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. Сумма инвестиций в проект составила 125 млрд тенге.
В марте завершается строительство первого реального проекта по локализации в г. Костанай. Локализационный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции. Общая площадь производственных мощностей составит более 27 000 кв. м.
Проектом предусмотрено современное технологичное оборудование (сварочный робот, покрасочная линия, лазерная резка, гибочный пресс, листогиб, трубогиб и др.). Проект полностью закрывает потребности сельхозмашиностроения в локализации выпускаемой продукции (пластиковые детали, кабины, пресс-подборщики, сеялки, узлы и навесное оборудование для тракторов и комбайнов). Начато освоение выпуска частей компонентной базы для автомобильной промышленности.
Локализационный центр также включает в себя проект инновационного инжинирингового центра по развитию человеческого капитала, а также общежитие для специалистов.
Все новые проекты являются значимыми составляющими производственного пояса Республики Казахстан, где объединены заводы нового формата, ориентированные на работу с уклоном на развитие производства компонентов. Более того казахстанские предприятия встраиваются в глобальные цепочки по производству автомобильных компонентов с предоставлением экспортных рынков с ближайшими соседями – Россией, Китаем и Узбекистаном.