какие машины фотографируют неправильную парковку в москве
Штрафуют с колес: за обочинами проследят парконы
За «обочечниками» стали следить пристальнее. Теперь за проезд по обочине на Московской кольцевой автодороге будут штрафовать парконы — передвижные комплексы фото- и видеофиксации нарушений. Это не единственный новый штраф, который можно получить с камер. Окажутся ли меры борьбы с «обочечниками» эффективными, разбирались «Известия».
Объехать не получится
С помощью мобильных комплексов дептранс сможет бороться с нарушителями на участках, где пока технически невозможно установить камеры.
«Это также позволит избегать ситуаций, когда водитель, зная место установки камеры, объезжает зону контроля и затем продолжает нарушать», — пишет официальный Telegram-канал ведомства. Фактически появился новый сценарий применения мобильных комплексов фотофиксации.
«Если паркон стоит в пробке на МКАД, а его по обочине, в нарушение требований ПДД, обгоняет машина, то производится фиксация данного события», — прокомментировал нововведение заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин. Он напомнил, что на обочине разрешена вынужденная остановка, связанная с техническими неисправностями, состоянием здоровья или оформлением ДТП.
Он такой один
Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей, но получат его немногие — пока что за обочинами МКАД следит только один паркон. Однако в скором будущем и другие машины, работающие на кольцевой, научатся этому.
«Сейчас с помощью одного комплекса мы анализируем целесообразность использования парконов в местах на МКАД, где физически невозможно установить стационарную камеру: например, если на участке нет мачты городского освещения или источника питания. Если мы увидим, что нарушителей в местах патрулирования становится меньше и безопасность дорожного движения повышается, количество парконов, контролирующих езду по обочине, будет увеличено», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Там также уточнили, что устанавливать дополнительное оборудование не придется — все необходимые функции есть в существующих комплексах.
Штрафовать будут не всех
Опрошенные «Известиями» эксперты в целом положительно относятся к нововведению. Однако руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский отметил, что непонятно, будут ли штрафовать тех, кто выехал на обочину по необходимости.
«Иногда люди выезжают на обочину, чтобы поменять колесо или машина сломалась. Это несправедливо, такого не должно быть. Эта проблема имеет место быть как со стационарными камерами, так и с передвижными», — указал на подводный камень руководитель проекта «Пробок.нет».
Также непонятно, как быть в случае с крупной аварией, которую можно объехать только по обочине. «Это как раз ситуация, за которую нельзя штрафовать. Это из серии вынужденных действий, которые автомобилисты совершают, чтобы избежать каких-то последствий вроде потери времени», — прокомментировал ситуацию Александр Шумский. Вместе с тем эксперт считает, что наведение порядка в вопросе езды по обочинам неизбежно и правильно.
В дептрансе уже пообещали, что случайных штрафов не будет. К каждому постановлению приложат видеозапись, на которой зафиксировано, как водитель не только выезжает на обочину, но и продолжает путь по ней, объезжая другие автомобили в пробке.
В ЦОДД добавили, что, если в случае нештатных ситуаций на дороге — это могут быть серьезные ДТП с перекрытиями проезжей части, строительные работы, провалы грунта — проезд транспорта организован по обочине, фиксация нарушений прекращается. Это касается как мобильных, как и стационарных комплексов.
Причина конфликтов и аварий
«Обочина не для езды. Она для аварийной остановки. А то, что многие используют ее для движения, это абсолютно не здорово. Здесь камеры будут работать на благо общества», — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Проезды по обочине — причина частых конфликтов между водителями. Куда страшнее — высокая степень вероятности аварии, спровоцированная появлением такого нарушителя на обочине.
Как парковаться, чтобы не получить штраф. Власти все объяснили
Автомобилисты в Москве нередко получают штрафы за неоплаченную парковку. Это происходит по разным причинам, но, как правило, чаще всего речь идет о собственных ошибках и невнимательности. Впрочем, нередко водители жалуются и на несовершенность системы оплаты — в частности, работу мобильного приложения. Autonews.ru выяснил у «Администратора Московского парковочного пространства» (АМПП) всю нюансы пользования зоной платной парковки и как не попасть на штраф.
1. Храните историю оплаты парковки
Приложение, которое большинство автомобилистов используют для оплаты парковки, несколько недель назад перестало хранить полную историю парковочных сессий. Данные о совершенных платных стоянках хранились только за последние трое суток. Это стало причиной возмущений автомобилистов, которые получили штрафы за парковку, но не смогли проверить свою сессию в приложении. Однако сейчас проблему уже исправили, пояснили в АМПП.
«История оплат парковки в мобильном приложении отображалась в ограниченном виде — за последние трое суток, — подтвердили Autonews.ru в АМПП. — Это была временная мера, которая была необходима для успешного запуска обновленной версии приложения с улучшенной системой безопасности. Новая версия уже запущена, обновить программу можно в маркетах. В ней вновь доступна полная история парковок за все время».
В АМПП добавили, что если есть необходимость получить отчет за более ранний период, можно обратиться напрямую к оператору контакт-центра «Московский транспорт» по номеру +7 495 539 54 54 либо 3210 (бесплатно с мобильных телефонов) или воспользоваться формой обратной связи в приложении «Парковки Москвы». В обоих случаях информация будет предоставлена в течение трех суток.
Но есть автомобилисты, которые выражали недоверие приложению о парковках и ранее, заявляли, что оно часто не грузится в нужный момент или зависает. В таких случаях лучше все-таки делать скрины парковочных сессии и хранить их.
2. Проверьте зону парковки и номер машины
Многие автомобилисты получают штрафы за неоплату парковки из-за собственной невнимательности. Неверно введенный номер автомобиля или номер парковочной зоны — самая частая причина получения «письма счастья» после добросовестной оплаты парковки. Водители негодуют от того, что им не предоставляют право на ошибку и ее исправление.
Более того, само приложение паркинга зачастую неверно определяет зону стоянки, на это также часто жалуются автомобилисты. Чтобы избежать возможного штрафа, зону парковки лучше перепроверять по щитам, которые установлены вдоль дороги. Бывает так, что граница между зонами почти незаметна или составляет одно парковочное место. Чаще всего такие стоянки встречаются в центре города.
Стоит также учесть, что в мобильном приложении в случае ошибки есть возможность до конца дня, в который была осуществлена оплата парковки, поменять зону или госномер автомобиля. Такая опция появилась недавно и оказалась очень востребованной.
«Если вы оплатили не ту парковку или указали не тот автомобиль, до конца дня в приложении можно изменить данные. Также можно продлить завершенную парковку, если оплаченное время закончилось, а вы забыли его продлить», — поясняли в АМПП.
3. Оплачивайте парковку в первые 5 минут
Согласно правилам столичного паркинга, на запуск парковочной сессии водителям дается всего пять минут. Некоторые автомобилисты в профильных группах жаловались на то, что приложение не загружалось и оплатить парковку за первые пять минут было невозможно, а оплата с шестой минуты уже считается нарушением.
Если машину на парковке фиксирует инспектор АМПП, то есть шанс, что он не успеет заснять автомобиль в первые пять минут дважды. Но если автомобиль снимает камера на столбе, то снимки будут сделаны в первые секунды остановки с интервалом ровно пять минут. Последующая оплата не отменяет штрафа.
Поэтому если приложение долго не загружается, то лучше в течение первых пяти минут совершить оплату парковки любым другим способом: через паркомат на улице или через SMS-сообщение.
4. Не паркуйтесь на местах для автобусов
Парковочная зона с обычной разметкой может оказаться запретной для легковых автомобилей, если рядом с ней установлен знак с изображением черного автобуса на белом фоне. Такую табличку вешают на одном столбе со знаком «Р», также на нем указывается номер зоны и правила оплаты парковки. Все выглядит так же, как и на обычной городской стоянке для легковушек, однако изображение автобуса говорит о том, что платная стоянка на этих местах разрешена только автобусам.
Если легковой автомобиль встанет на место, которое располагается в зоне действия такого знака, то собственнику пришлют штраф за парковку в неположенном месте, даже если он ее оплатит.
5. Оплачивайте парковку под шлагбаумом при выезде
Еще одна популярную ошибку водители совершают на стоянках со шлагбаумами. Многие водители, получая талончик в терминале при въезде на такую парковку, сразу идут его оплачивать в установленных там же паркоматах. Хотя время и сумма за парковку рассчитывается после завершения сессии, когда автомобиль покидает стоянку со шлагбаумом.
Чтобы выехать с такой парковки, после оплаты автомобилю дается 10 минут. Если машина не успела покинуть зону под шлагбаумом, собственнику придется еще раз оплатить парковку.
День в экипаже «паркона». Как штрафуют нарушителей парковки?
Теперь их 370 по всей столице: зоны платной парковки расширяются, число маршрутов увеличивается. «Парконы» уже можно встретить за МКАДом, например, в Новой Москве. И каждый день толпа серых «Солярисов» с логотипами Центра организации дорожного движения (ЦОДД) выходит на съемку. Казалось бы, водители все про них знают. Но наш рейд показал, что тонкостей в работе мобильного контроля хватает.
Время и место
Перед выездом на маршрут я поинтересовался у знакомых автомобилистов, как, по их мнению, патрулируют улицы «парконы». «Ездят каждые пять минут», «Раз в 15 минут, не реже — слышал по телевизору», «Полчаса минимум», — каких только мнений не было. А теперь правильный ответ — точный интервал назвать нельзя.
Сажусь в машину, которая сегодня курсирует в Центральном округе по Тверскому району. Водитель Михаил работает в ЦОДД с первых дней, как только появились «парконы». Перед сменой водителю выдают маршрутный лист, а дальше — сел и поехал наматывать круги. График работы можно выбрать — либо по 12 часов «два через два», либо стандартная восьмичасовая пятидневка. Ночью, вопреки расхожему мнению, «парконы» тоже на дежурстве, но не в полном составе.
Конкретно на наш маршрут отводится 21 минута, с пробками — 28, а на деле ушло ровно 15. Есть рейсы длиннее, есть короче. На сайте правительства Москвы опубликована полная карта движения «парконов». Факторов, влияющих на время, много: заторы, светофоры, средняя скорость и даже график водителя.
Маршрутов больше, чем «парконов». Этим объясняется периодическое отсутствие ЦОДДовских машин на некоторых улицах. Я провел выборочную проверку: взял три рейса в разных округах и проследил за передвижениями мобильных комплексов. В двух районах «парконы» дежурили как положено, в третьем — пусто. В ЦОДД ежедневно мониторят дорожную ситуацию, поэтому беспроблемные улицы контролируют реже. Сам список маршрутов тоже не вечный.
Для определения нового маршрута или изменения старого мы проводим исследования, смотрим, когда и в какое время нагружается дорога, а также процент нарушителей. Основное требование — большое количество нарушителей, которые мешают движению общественного транспорта и увеличивают нагрузку на улично-дорожную сеть.
Дело техники
С технической стороны тоже постоянно что-то меняется. Нет, глобально принцип действия тот же. Автомобиль едет максимум со скоростью 40 км/ч, в это время система «ПаркРайт» с помощью камеры фиксирует припаркованные автомобили и определяет их точные координаты. Снимки сразу отправляются в отдел обработки данных ЦОДД, далее в Московскую автомобильную дорожную инспекцию (МАДИ) и Администратор московского парковочного пространства (АМПП), которые выписывают штраф. Если надо, конечно. Для этого фотосессию машины нужно провести в два захода. Любопытный момент — это касается не только участков с платной парковкой, но и даже с запрещенной остановкой. Одного кадра недостаточно. Вот такая небольшая поблажка для нарушителей.
Софт и карты регулярно обновляются. Системы, кстати, в разных автомобилях запрограммированы по-разному. Например, в одних «парконах» идет фиксация только платных участков, в других — парковка под запрещающими знаками, в-третьих — все вместе, как в нашем случае. «Забитые» в систему маршруты проработаны подробно. Если водитель отклоняется от курса, скажем, для отдыха, фиксация прекращается.
Чем дольше мы едем, тем больше я замечаю многочисленных хитрецов, пытающихся обмануть «паркон». Например, любителей закрыть номер какой-нибудь тряпочкой. Но даже в таких случаях информация уходит на обработку. Недостающие буквы и цифры «разгадывают» по базе. Ребус несложный, особенно если у нарушителя редкий автомобиль.
Качество съемки и вправду высокое. Я поначалу стал было соревноваться с электроникой — кто больше «прочтет» грязных номеров. Слякотная погода вполне этому способствовала. Вдоль дороги гуськом стоят машины в толстых слоях грязи и реагентов. Сдаться пришлось быстро. Когда я со своим отменным зрением был вынужден капитулировать, камера с задачей справлялась.
Еще нам повезло нарваться на иностранные номера. Исключений при фотофиксации ни для кого нет. Белорусский гость получит фото на память через таможенные органы.
Чтобы скрыться от зоркого глаза «паркона», водители порой пытаются как можно больше сократить дистанцию между бамперами двух автомобилей. Да, возможно, сработает, только если встать действительно вплотную. Камера установлена под таким углом, чтобы сократить шансы утаить номер. Водитель «паркона» теоретически может повернуть камеру. Такая инициатива, по словам Михаила, приветствуется, но в реальности с камерой практически никогда не приходится возиться.
А некоторые автовладельцы стремятся избежать наказания, загнав машину куда-нибудь подальше на тротуар. В скором будущем «парконы» доберутся и до них. Точнее, уже добрались. В том, что камера легко способна найти автомобиль среди пешеходов, я сам воочию убедился. Правда, штрафы пока не выписывают.
Сейчас мы проводим тестирование оборудования и информационных систем. Изучается оптимальное положение камеры и угол наклона.
За точность геопозиционирования больше беспокоиться не стоит. Огромное число неверно определенных координат — 10-15% — со временем удалось сократить. «Сейчас количество брака — менее 2% по всем видам фиксации. На это влияют в том числе сложные погодные условия, особенно зимой. Что касается геопозиционирования, то мы используем модули ГЛОНАСС и GPS, что уменьшает погрешность. И новые более подробные карты позволили достичь уровня погрешности до одного машиноместа. А в сложных и узких местах мониторингом платной парковки занимаются пешие патрули АМПП, мы совместно с коллегами согласовываем маршруты», — рассказал нам заместитель руководителя ЦОДД.
«Парконы» и люди
Хотя в целом на нашем маршруте с парковкой был порядок, нарушителей пока еще хватает. Замечаю впереди водителя Peugeot. Он припарковался под знаком на «аварийке», судя по всему, недавно, и теперь спешит вернуться к своей машине. Но, замечая автомобиль ЦОДД, ненадолго замирает. В эту пару секунд я успел прочитать в его глазах надежду. Так и хочется развести руками — не судьба! От водителя «паркона» ничего не зависит.
По регламенту им запрещено разговаривать с другими участниками движения. Никакой самодеятельности. Впрочем, на связь с цивилизацией все-таки иногда приходится выходить. «Помните тот вечер, когда в мобильном приложении “Парковки Москвы” был сбой? Люди в панике буквально бросались под колеса с вопросами. Тогда, конечно, спокойно объяснял, что да как», — вспоминает Михаил. Но этот случай — скорее исключение.
А я вспоминаю, как в первое время работы «парконов» многие жители столицы уличали их водителей в халтуре, нарушениях правил и других прегрешениях. Так, по интернету гуляли снимки мобильных комплексов с закрытыми номерами.
Не в деньгах смысл?
С момента появления «парконов» в Москве я общался со многими специалистами по транспорту, в том числе зарубежными. И все отмечают, что внедрение мобильных комплексов фотофиксации — это не только крайне сложный процесс, но и очень дорогой. Уж точно не прибыльный. Поэтому в мегаполисах зачастую на подобные нововведения не решаются.
Впрочем, как отмечают московские власти, материальная сторона вопроса их не беспокоит: «Мы не ставим себе задачу оценивать финансовую эффективность работы комплексов фотовидеофиксации, в первую очередь, они исполняют функцию превентивного контроля соблюдения правил дорожного движения. К сожалению, культура вождения водителей в разных странах значительно отличается, правовой нигилизм многих россиян заставляет нас создавать доказательную в наивысшей степени и лишенную человеческого фактора систему. Благодаря ей увеличивается скорость движения транспорта в загруженных местах. Пока говорить об отказе от “парконов” рано, в городе еще остается значительное количество нарушителей, хотя мы и видим существенный спад благодаря нашей работе», — резюмировал Дмитрий Горшков.
С последним утверждением точно не поспоришь. Очевидно, мобильный контроль помог в организации парковок, и пробелы в работе этой системы со временем решаются. Надеемся, город продолжит не только тотально контролировать автомобилистов, но и по возможности создавать для них нормальные условия.
За неправильную парковку теперь штрафуют автоматически По Москве начали курсировать автомобили, которые автоматически снимают неправильно припаркованные машины и рассылают штрафы владельцам. The Village узнал, как работает эта система.
Столичные власти придумывают всё новые способы очистить город от пробок. С января следующего года парковка в пределах Бульварного кольца должна стать платной, а уже летом штраф за неправильно припаркованный автомобиль вырастет в десять раз — до трех тысяч рублей. Фиксировать нарушения будет специальное устройство «Паркон», которое крепится к обычному автомобилю и автоматически фотографирует номера тех, кто не соблюдает правила. «Парконы» заработали на московских улицах 15 апреля.
Понаехали тут: Мария Бахарева о машинах, тротуарах и колясках
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
«Парконами» оснастили пока десять машин Ford Focus. Для узнаваемости на капот приклеили ярко-желтые ярлыки «Мобильный видеоконтроль». Каждой машине назначают маршрут, а при помощи GPS отмечают отрезки, где парковка запрещена. Когда автомобиль въезжает в зону незаконной парковки, система «Паркон» автоматически включает видеофиксацию. Одна камера снимает общий план, а вторая — госномер. Правда, по закону остановка под знаком разрешена на пять минут, так что спустя полчаса Ford еще раз проезжает по улице и повторно снимает припаркованные автомобили. В итоге в памяти у «Паркона» остаются только те машины, которые были замечены дважды. За день автомобиль объезжает несколько маршрутов, а вечером подключается к беспроводной сети и сливает информацию на серверы ГИБДД и Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Далее изображения с автомобилей распределяются между компьютерами операторов ЦОДД. Всего сегодня работают 50 операторов, они находят в базе данных номер зафиксированного автомобиля и имя владельца, заполняют необходимые для взимания штрафа формы, а затем сотрудник ГИБДД оформляет постановление, которое вместе со снимками отправляют нарушителю.
В результате через 3–5 дней автомобилисту приходит конверт с двумя бумажками. Первая — фотографии неправильно припаркованного авто с указанием адреса, где было зафиксировано нарушение, и квитанция для оплаты штрафа в 300 рублей. Вторая бумажка — это письмо от столичного департамента транспорта с просьбой соблюдать правила парковки и с предупреждением, что с 1 июля штраф возрастет до трех тысяч рублей.
Для iPhone вышло приложение с парковками Москвы
Парковка в центре будет платной
МАРШРУТЫ «ПАРКОНА»
Сейчас автомобили курсируют по 15 самым проблемным маршрутам, в которые входит Садовое кольцо, Новослободская улица и Балчуг. Все их ЦОДД разработал совместно с ГИБДД, причем в ведомствах уверяют, что ориентировались и на жалобы, поступающие от москвичей. До конца июня число автомобилей с «Парконами» возрастет до ста, а маршрутов будет около 90. Полный список улиц, где вас смогут снять скрытой камерой, появится на сайте ЦОДД. Несколько адресов, кстати, намедни стали известны газете «Коммерсантъ»: по данным издания, «Парконы» будут курсировать по Моховой, Китай-городу, Кутузовскому проспекту, Волоколамскому, Боровскому, Ярославскому шоссе.
ПЛЮСЫ
В Центре организации дорожного движения уверяют, что в работе «Парконов» полностью исключен человеческий фактор: устройство включается автоматически и выписывает штрафы даже блатным номерам, а взятку тут дать просто некому. Операторы тоже обмануть никого не смогут, так как информация дублируется в ГИБДД. Другое важное преимущество — оперативность. За один рабочий день, с девяти утра до девяти вечера, «Парконы» могут фиксировать несколько тысяч правонарушени. Ни один даже самый фанатичный инспектор оштрафовать стольких автомобилистов не успеет.
МИНУСЫ
В первую очередь — цена. Каждое устройство обходится городскому бюджету в 250 тысяч рублей. Кроме того, новая система не отвечает на вопрос: что делать с теми, кто будет закрывать или вообще снимать номера на время парковки. К тому же автомобили могут ставить боком, так устройство не считает номер. В этих случаях отсутствие «человеческого фактора» заметно помешает работе. Наконец, автомобили с «Парконами», по крайней мере в ближайший год, курсировать будут только по центру Москвы. Хотя глава департамента транспорта Максим Ликсутов и заявил, что ежедневно в ведомство приходит до 1 500 жалоб на неправильно припаркованные автомобили по всему городу, а не только в ЦАО.
АЛЬТЕРНАТИВА ОБОЧИНЕ
Власти утверждают, что в Москве и сейчас есть где парковаться. По словам Максима Ликсутова, в час пик многоярусные парковки заняты не более чем на четверть. Другое дело, что большинство из них платные, и средняя цена колеблется около 250–300 рублей за час. Ликсутов рассказал, что его ведомство регулярно проводит переговоры с владельцами частных стоянок, чтобы те снижали цены, а кроме того, власти создают свои демократичные парковки, цены на которых не превышает 100 рублей в час.
Также глава департамента пообещал, что в ближайшее время заработает сайт, полностью посвященный парковкам в столице. Водители смогут узнать, где есть свободные места и во сколько обойдется парковка, а местные жители — оставить жалобы на машины, которые мешают движению пешеходов.