какие материалы есть у художника
Материалы для художника
На рынке представлен широкий ассортимент художественных принадлежностей. Ниже приведено краткое описание отдельных аксессуаров, своеобразный «ящик с инструментами» материалы для художника.
Существуют различные типы мольбертов
Для рисования на открытом воздухе используются мольберты на трех ножках. Они легкие, достаточно устойчивые, их высота регулируется, и у них есть механизм стабилизации верхней части рисунка. К тому же они складные, что облегчает транспортировку. Студийные мольберты в основном используются для работы в студии. Они более массивны, чем уличные мольберты и более устойчивы. У студийных мольбертов есть возможность регулировать как высоту, так и угол наклона. Также есть мольберты со встроенным выдвижным ящиком, который можно использовать для хранения красок, кистей и т.д. Небольшие настольные мольберты предназначены для небольших форматов изображений.
Бумага
Что касается бумаги, существует огромный выбор цветов и типов, в зависимости от используемой техники. Бумага характеризуется различной степенью зернистости и впитываемости. Для акварельной живописи и других водных технологий разработаны специальные виды бумаги, например, из серии Fabriano, доступные в виде отдельных листов или в виде целых блоков. Для масляной и акриловой живописи чаще всего используют грунтованный льняной холст, а также грунтованные древесноволокнистые плиты, картон, фанеру и т.д. Реже используется бумага, поскольку это может привести к растрескиванию краски. Для рисования углем, сангвином и карандашами можно использовать альбом для рисования, а также мы можем выбрать из широкого ассортимента видов картона. Для картин, выполненных в технике сухой пастели, рекомендуется велюровая бумага.
Кисти и шпатель
Существует очень большой выбор кистей, как натуральных, так и искусственных. Их размеры и формы также разнообразны: наиболее популярны круглые, плоские и в форме кошачьих язычков. Крепкие и гибкие кисти из свиной щетины походят для работы с маслом. Но с более тонкими рисунками в этой же технике мы также можем использовать кисти из меха белки или куницы. Щетина из куницы и белки, а также и более дешевые кисти из коровьего волоса очень хорошо работают с деликатными красками, темперой, акварелью, а также с акриловыми красками. Кисти с искусственной щетиной тоже имеют хорошее качество. Стоит также упомянуть шпатели. Они могут иметь классическую форму шпателя или быть достаточно узкими. Нанесение краски шпателем позволяет получить интересные текстуры, кроме того, с помощью шпателя мы можем смешивать краски.
Карандаш, уголь, сангвина
Карандаши делятся на твердые (отмеченные знаком H), которые дают легкую и четкую линию, обычно используемую в технических чертежах; карандаши с маркировкой B — мягкие с жирной темной линией — используются в основном в художественной графике и полутвердые с маркировками F и HB. На карандашах H и B рядом с буквой есть также число, указывающее уровень твердости (в H) или мягкости (в B): чем выше значение, тем мягче или тверже карандаш. Графитная вставка для карандаша заключена в дерево, но на рынке также имеются чистые графитовые палочки.
Кроме того, для рисования используется уголь. Он выпускается как в виде палочек, так и карандашей — сангвиников и меловых карандашей разных цветов.
Масляные, акриловые и акварельные
На рынке представлен очень большой выбор красок и большой выбор производителей. Краски, а также темперы доступны в очень широком диапазоне цветов. Масляные краски продаются в тубах разных размеров, отдельно, а также в целых наборах, акриловые краски выпускаются в тубах и банках — стеклянных или пластиковых.
Акварельные краски
Акварельные краски можно купить в сухом виде — в палитре и в виде крема, также в палитре и в тюбиках доступны акварельные карандаши. Заготовки продаются в тубах разных размеров, как по отдельности, так и в наборах.
Также на рынке доступны сухие и масляные (жирные) пастели.
Масляные пастели выпускаются в виде палочек, их можно купить как по отдельности, так и в виде целых наборов, и они имеют широкий спектр цветов. Масляная пастель может быть разбавлена скипидаром для получения живописного эффекта. Сухие пастели выпускаются в виде простых палочек или палочек с квадратным сечением. Мы также можем купить пастели в карандашах. Есть много компаний, производящих пастели, они предлагают как целые наборы, так и отдельные образцы.
Разбавители
Разбавители — в масляной живописи наиболее популярными разбавителями являются льняное масло — оно жирное и долго сохнет, а также скипидар, который обезжиривается и быстро сохнет. Закончив работу масляными или акриловыми красками, стоит защитить рисунок лаком. Здесь у нас есть выбор, в зависимости от того, какой эффект отделки мы хотим: матовый лак или глянцевый.
Также закрепляющий лак используются для консолидации и закрепления работ, выполненных в технике сухой пастели. Стоит также упомянуть о разнообразии палитр. Они имеют разные формы и обычно изготавливаются из дерева или пластика.
Фиксатив
Фиксатор — это смола, которая была растворена в бесцветном спиртовом растворителе. Он предотвращает размазывание рисунков, выполненных карандашом, углем или другими мягкими пигментными материалами. При распылении на рисунок спиртовой растворитель испаряется и остаётся тонкое покрытие из смолы, которое связывает пигментную пыль с опорой. После фиксации даже ластик не может изменить рисунок. Тем не менее, можно работать поверх фиксированного чертежа, и это обычная практика, чтобы периодически фиксировать чертёж на время его изготовления. Фиксатор лучше всего применять с использованием аэрозоля, следуя инструкциям производителя. Также имеются бутылки с ручным распылителем и диффузором для распыления.
Бумага и подложка
Существует три различных поверхности бумаги. Шероховатость — это, как следует из названия, бумага с сильно текстурированной поверхностью. Лучше всего подходит для более смелой, выразительной работы с использованием древесного угля, мелков, пастельных карандашей и мягкого графита. Бумага с очень гладкой поверхностью известна как «горячепрессованная» из-за того, что при изготовлении сушильный лист пульпы пропускают через горячие стальные ролики. Она чаще используется для работы с пером и чернилами, промывкой рисунков и тонкой обработкой карандашом и менее удобна при использовании с мягко пигментированными инструментами для рисования, такими как уголь и мел. Это происходит потому, что пигментная пыль нуждается в текстурированной поверхности, чтобы цепляться.
Бумаги со средней текстурированной поверхностью известны как холодное прессование (что означает не горячее прессование). Бумаги этой группы хорошо работают с большинством чертёжных материалов и, возможно, являются наиболее широко используемыми. Высококачественная бумага, обычно помеченная как «бескислотная», нейтрализуется для противодействия кислотности и не станет хрупкой. Картриджная (стандартная чертёжная) бумага — тип, наиболее часто используемый для рисования. Она может быть белой, кремовой или цветной, и доступна в различных весах, размерах и качествах. Акварельная бумага также различается по весу и хороша для всех видов рисования.
Пастельная бумага поставляется в многообразных оттенках и имеет “зуб” или зерно, которое предназначено для захвата и удержания мельчайших частиц цвета. Одна сторона бумаги обычно текстурирована, что является стороной, на которой большинство людей рисуют, но вы можете использовать другую сторону, если захотите. Пастельная бумага поставляется в двух весах; наиболее толстая бумага может принимать более тяжёлые трения и переработку, чем лёгкая бумага. Бумагу можно приобрести как в виде отдельных листов, так и в альбомах для рисования и блокнотах. Одиночные листы позволяют вам попробовать несколько различных бумаг и могут быть разрезаны по размеру.
Чертёжные доски и мольберты
Если вы работаете на отдельных листах бумаги, вам нужно будет закрепить его на чертёжной доске. Это может показаться очевидным, но убедитесь, что доска достаточно велика для вашей бумаги и что её поверхность гладкая. Вместо того чтобы использовать чертёжные штифты для крепления бумаги к плате, используйте пару подпружиненных зажимов для платы. Вы можете купить целевую чертёжную доску из хорошего художественного магазина или использовать лист фанеры или МДФ (ДВП средней плотности).
При использовании альбомов для рисования или бумаги, прикрепленных к доске, нет необходимости иметь мольберт, но, тем не менее, он играет важную роль для художника. Позволяет работать стоя или сидя, закреплённое полотно можно перемещать по высоте и менять угол наклона, мастер сможет отойти на расстояние, чтобы оценить ход выполнений с разных ракурсов. Мольберт создаёт удобство и комфорт в работе, может быть настольный, складной, мольберт-хлопушка или мольберт-тренога. Самым важным соображением здесь является стабильность. Мольберт должен быть достаточно прочным, чтобы удерживать чертёжную доску, но также принимать давление и вес, которые вы применяете во время работы.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка»
Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Что нужно для рисования маслом – 10 материалов для живописи
Что нужно, а что нет начинающему художнику? Это статья с полезными советами, которая поможет вам собрать свой набор для живописи масляными красками и начать творить уже сейчас!
Что нужно начинающему художнику?
Меня часто спрашивают, а имеет ли смысл, покупать сразу все материалы, какие только есть для живописи, или достаточно только нескольких художественных материалов? Возможно вы решите, что на первых порах вам достаточно будет только одной кисточки, несколько тюбиков краски и холст. Но, спешу вас разочаровать – это не так. Вернее, не совсем правильно было бы так считать. И вот почему.
Во-первых, это просто приятно, когда ты художник и у тебя все есть под рукой и ты можешь осуществить любую свою идею, так как у тебя есть все для этого. Но по своему опыту и по опыту знакомых художников, могу сказать, что это далеко не всегда возможно, если вы конечно не владелец магазина с материалами.
Но есть определенный стандартный набор-минимум того, что нужно и что точно может пригодиться начинающему художнику. Итак, что же нужно вам для рисования маслом прямо сейчас:
Все эти материалы не только полезны, они еще и облегчат вам жизнь художника – когда все нужное будет под рукой, у вас уже на одну отговорку станет меньше, и вам придется начать рисовать, ведь вы столько всего уже приобрели. Для кого-то это покажется смешным, но для некоторых, чек из художественного магазина станет хорошей мотивацией, чтобы начать.
А теперь давайте остановимся поподробнее на каждом материале из этого списка. Ведь, возможно, после прочтения этой статьи вы сможете собрать свой начальный набор для масляной живописи, решив для себя, что вам точно нужно, а что нет.
Ну а если вам просто не терпится начать рисовать и не хочется тратить время на выбор и подбор материалов, вы можете заказать готовые наборы для живописи в моем магазине.
Я лично собирала их, поэтому могу гарантировать, что это лучшее соотношение цены\качества и самый правильный набор инвентаря для начинающих художников!
Ну а теперь, отдельно к каждому материалу!
Масляные краски
Многие считают, что если продукт сделан за рубежом, то качество у такого продукта очень высокое. Не стану спорить, есть масляные краски, например, британские Winsor&Newton, или, французские Pebeo, которые любят хвалить художники. Конечно, это по-своему хорошие краски, но они чаще всего предназначены для профессионалов, которые пишут уже не один десяток лет и могут себе позволить такие краски.
Начинающим же художникам или любителям, я советую брать краски отечественного производителя от завода «Невская палитра». Они доступнее и по цене, и по качеству практически не уступают импортным краскам.
Плюс, технологи завода постоянно работают над усовершенствованием состава красок, а также над разнообразием палитры цветов. Поэтому, если вы ищите хорошие краски для живописи маслом, выбирайте краски завода «Невская палитра».
Что касается количества, то я рекомендую вам приобрести сначала набор из красок – обычно в него входит 12 цветов в небольших тюбиках. Пока вы еще не научились правильно смешивать цвета, вам будет проще использовать готовые, а при необходимости докупать те, что быстрее всего расходуются, например, белила.
Более подробно о масляных красках, их свойствах и рекомендациях по выбору, я рассказываю в своей статье «Как выбрать масляные краски для живописи»
Кисти для живописи
Еще один важный инструмент в арсенале начинающего художника, это кисти! Выбор кистей зависит от того, что и как вы хотите написать, какой будет ваша первая работа.
Если вы хотите сделать объемную картину 60х90, к примеру, да еще и в какой-нибудь абстракции, то вам понадобятся широкие кисти. Ими будет удобно закрашивать поверхность холста.
А если в работе будет очень много мелких деталей, которые потребуют тщательной прорисовки, то вам не обойтись без маленьких, тонких кисточек.
Для масляных красок лучше выбирать кисти из синтетического ворса или щетины, так как кисти с натуральным ворсом более мягкие и нежные, могут быстро прийти в негодность от разбавителей масляных красок. Все кисти обычно пронумерованы, и чем тоньше ворс, тем меньше цифра.Подробнее про кисти, каждый вид ворса, и как их выбрать, я рассказываю в своей статье «Как выбрать кисти для масляных красок»
Гораздо более глубоко все моменты по кистям, краскам и остальным материалам я разбираю на моем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе! Там мы обсудим все виды инвентаря, нюансы работы с ним и ухода, техники живописи и многое другое. Мастер-класс полезен как опытным художникам, так и начинающим
Холсты
Выбирая холст для своей первой картины маслом, начинающий художник может споткнуться об ряд вопросов: на подрамнике или на картоне? грунтовать или купить уже загрунтованный? чем грунтовать? что будет, если холст провиснет под слоем краски?
Это нормально, в начале своего творческого пути задавать, казалось бы, такие очевидные вопросы. Ведь вы только учитесь, а для начинающих всегда непросто разобраться во всех тонкостях живописи маслом.
Поэтому, я собрала ответы на все часто задаваемые вопросы о холстах, и рассказала какой и для чего холст лучше выбрать в своей статье «Как выбрать холст для масляной живописи»
Читайте, запоминайте и наслаждайтесь творчеством!
Разбавитель для масляных красок
И опять вопросы, на которые нужны понятные и точные ответы: чем отличается разбавитель от растворителя, как выбрать правильный, что такое «тройник» и зачем масляным краскам льняное масло и так далее.
Все очень просто. Разбавитель разбавляет краску, делая ее более вязкой, а растворитель – растворяет красочный слой. Для живописи маслом универсальным окажется пинен, а на все остальные вопросы о том, какие бывают разбавители для красок и какой лучше выбрать, я рассказываю в статье «Разбавитель для масляных красок».
Очень подробно про каждый вид и для какого конкретно случая подходит тот или иной разбавитель. А еще, как немного сэкономить или создать свой, универсальный разбавитель для красок.
Простой карандаш + ластик-клячка
Незаменимые помощники для художников, при чем не важно какими красками вы пишите, акварелью, акрилом, гуашью или маслом – карандаш с ластиком пригодятся вам в любом случае, хотя бы для того, чтобы создать эскиз.
Грифельные карандаши различают по мягкости/твердости: мягкий карандаш обозначают буквой B, твердый – буквой H. В моих наборах для начинающих художников карандаш HB, что означает, что он средней мягкости.
Ластик-клячка легко мнется, хорошо очищается и отлично стирает карандаш, в отличие от обычной резинки. Такой ластик тоже входит в мой набор для начинающего художника.
Палитра для масляных красок
Она может быть, как пластиковой, так и деревянной. Чтобы вам было проще работать, и легче мыть от красок палитру, вы можете перед началом работы обернуть ее в пищевую пленку.
Если же у вас нет палитры, то вы можете на первое время заменить ее на:
Подробнее о том, как ухаживать за палитрой и отмыть ее от масляных красок, читайте в моей статье «Как отмыть кисти и палитру от масляной краски»
Грунт
Грунтовка холста перед работой – важный этап, от которого также будет зависеть качество работы, время высыхания, и ровный слой наложения краски. Поэтому, своим ученикам я рекомендую, покупать холсты уже загрунтованные. А если вы все-таки хотите покрыть картину грунтом самостоятельно, то выбирайте специальный, художественный грунт. И покрывая картину, помните, что хорошая грунтовка это:
Масленка
Из-за названия некоторые новички думают, что масленка, это баночка для масляной краски. На самом же деле, это такая маленькая емкость, в которую наливают разбавитель для масляных красок.
Масленки бывают одинаковые и двойные, металлические и пластиковые, с крышками и без.
В набор для живописи масляными красками «NY_Box» для начинающих художников, входит двойная пластиковая масленка с закручивающейся крышкой.
Мольберт
Среди инструментов и материалов для живописи, мольберт занимает довольно важное место. Во-первых, за ним очень удобно работать, во-вторых, у вас не искажается восприятие объекта, когда холст стоит вертикально, а не лежит на столе.
В-третьих, если живописью занимается ребенок, то можно подобрать мольберт как для работы стоя, так и сидя. Плюс, работа за мольбертом позволяет держать ровную осанку. А еще, это просто очень красиво, и позволяет вам почувствовать себя настоящим художником.
Но, если вам и этого мало, то советую вам прочитать свою статью «Как выбрать мольберт», в которой я очень подробно рассказываю о каждом виде мольберта и какой для чего лучше подходит.
Мастихин
И последний инструмент, который должен быть у начинающего художника – это мастихин. С ним вы легко напишите картины в пастозной технике и научитесь созвать красивую фактуру масляными красками. Почитать про выбор мастихина можно в статье «Как выбрать мастихин для для масляных красок»
Наборы: что нужно для рисования маслом
Как вы уже знаете, недавно я открыла свой интернет-магазин, где собрала все необходимые материалы для живописи маслом.
Также, я создала готовые наборы, в которых собрала все самое нужное, для масляной живописи из всего вышеперечисленного и даже несколько приятных мелочей.
Этот набор поможет вам избежать проблем с поиском всего необходимого, и вы сразу начнете творить!
Сейчас у меня есть три набора, с разной комплектовкой. Более подробно о наборах, стоимости и что туда входит, смотрите здесь — https://nyshop.pro/product-category/sets/
Если вам была полезна статья, не забудьте поставить оценку! А в комментариях, как обычно, жду ваши вопросы о материалах ☺
Необходимые материалы и инструменты для художника
Окружающий мир изменяется ежесекундно, поэтому работы современных художников не похожи на картины их предшественников. Создать произведение искусства может мастер, только имея талант и необходимые инструменты.
Сегодня художники, не выходя из дома, заказывают в интернете на специализированных сайтах необходимые материалы и инструменты, это так же просто как купить аксессуары здесь phone.1k.by. Ведь, согласитесь, с подробным описанием продукции и фото, её просто выбрать. Отображая на холсте чувства и эмоции, живописец создает индивидуальную работу, при помощи которой хочет донести до человечества определенный смысл. Настоящий мастер постоянно работает – гуляя по городу, смотря киноленты, читая книги, общаясь с прохожими, слушая песни, таким образом, он вдохновляется.
Приступая к работе, сначала живописец набрасывает эскиз на холст, а затем вносит необходимые краски. Срок написания картины зависит от материалов, с которыми работает художник. Все имеет свойство меняться, хоть материалы и инструменты художника дорабатываются, но основные остаются неизменными:
- Карандаши; Кисти; Холсты; Краски; Ластик.
Теперь о каждом из них расскажем более подробно. Обычный простой карандаш самый незаменимый и уместный инструмент. Сейчас им делают не только наброски работы, но и создают картину полностью. Отличие карандашей в твердости, чтобы линии были тонкие, необходимо использовать твердый карандаш, соответственно для толстых линий – с мягким стержнем. К такому инструменту, как ластик, стоит серьёзно относиться. Потому что от этой, казалась бы маленькой детали, зависит качество всего рисунка. При помощи ластика можно аккуратно удалить ненужные линии, как будто их и не было на холсте.
Выбирая кисть, нужно понимать, какими красками вы будете работать и какую технику применять. В магазинах огромный выбор кистей, они разняться по формам, видам, типам пучков и материалам изготовления. Для каждой техники и краски есть определенные кисти, но желательно выбирать кисти, изготовленные из натуральной ворсы. Они дольше прослужат и выполнят все необходимые функции. Приобретая холст, необходимо учитывать материал и плетение, так как от этого зависит реакция на влажность и температуру.
Вы должны понимать, какими красками будете работать, из какого материала вам нужно полотно, пожелания по креплению картины. Теперь азы вы знаете, а это предполагает, что вы сможете вдохновиться и отобразить при помощи материала, инструментов и уникального таланта невероятный посыл, которым будут любоваться многие поколения.
Инструменты художника
Приобретая все, что требуется для творчества, легко увлечься и обзавестись лишним или вовсе ненужным. Постарайтесь для начала ограничиться только самым необходимым, а потом по мере надобности вы сможете добавлять новые инструменты и материалы. Всегда выбирайте все самое лучшее, насколько позволяет ваш бюджет, поскольку дешевые покупки часто разочаровывают — не те оттенки пигмента, не та фактура бумаги или волокна из кисти сыплются.
Типы кистей
Кисти добавляют цвет на большие или малые поверхности, однако они могут также проводить живые и очень динамичные линии, как нежные, так и контрастные. Пружинящие кисти намного выразительней, чем «вялые», поэтому для сохранения качества кистей обязательно промывайте их после окончания сеанса работы, а хранить кисти надо только в вертикальном положении.
Кисти бывают различных форм и размеров. Круглые остроконечные кисти с длинным волосом наносят широкие или тонкие мазки. Зато круглые остроконечные кисти с коротким волосом проще в использовании, ими удобно прописывать мелкие детали. Плоские кисти с коротким или длинным волосом подходят для покрытия больших плоскостей.
Беличьи и синтетические кисти более дешевые, но тоже позволяют создавать рисунки хорошего качества. Качественные кисти служат долго, и со временем у вас накопится неплохая коллекция.
Для начала купите нейлоновые кисти, возьмите парочку широких кистей – они достаточно хорошо прописывают детали и производят заливку. Можете приобрести и восточную альтернативу дорогостоящим кистям из соболя и белки. Бурая кисть из колонка, хорошо пружинящая во влажном виде, прописывает детали, а мягкая белая козья кисть прекрасно покрывает размывкой широкие поверхности бумаги или полотна.
Простые карандаши
Старые добрые «свинцовые» карандаши в деревянной оправе со стержнем из смеси графитного порошка и глины обладают многими преимуществами: они экономичны, компактны, универсальны и их удобно брать с собой. На таких карандашах имеются обозначения разной твердости: «Н» — твердый, и «В» — мягкий. Твердые карандаши предназначены для технических чертёжей, а линия, которую они проводят, бледная и невыразительная.
Для художественного рисунка лучше подходят карандаши с маркировкой «В», где графита значительно больше чем глины. Чем выше стоящая рядом с буквой цифра, тем мягче будет грифель карандаши и тем быстрей он тупится, зато линия, получается черней, и легко смазывается. При покупке выбирайте качественные карандаши или грифели, на которых четко указана их мягкость. Для начала подойдет «2В».
Создавая рисунок с множеством мелких деталей, старайтесь чаще заострять грифель, чтобы у него всегда был острый кончик. Грифели мягких карандашей быстро тупятся, их приходится постоянно очинивать. Старайтесь делать это так, чтобы деревянная оправа была достаточно удалена от кончика грифеля, иначе она может царапать бумагу, и повредит сам рисунок.
Среди видов карандашей можно выделить типы с широким, как резец, грифелем, который проводит очень широкую линию.
Цветных карандашей невероятно много, и экспериментировать с ними весьма интересно. Попробуйте, например, нанести на бумагу какой-либо один цвет, а затем поверх него другой, и у вас получится новый цвет. Либо «смешайте» оттенки так: нарисуйте на бумаге близко друг к другу разноцветные точки или линии так, как это делал знаменитый французский художник Жорж Сера – вы получите очень необычный и красивый эффект.
Отдельные графитные стержни имеют такую же градуировку, как и деревянные карандаши. Собственно, это и есть толстые карандашные грифели, только без привычной деревянной оправы. Они широко применяются в рисовании, потому что создают выигрышную неровную фактуру, и ими очень быстро покрывать большие поверхности.
Учтите, что линия, сделанная сухим водорастворимым графитным карандашом, широко расплывается при размывании. Мягкие карандаши растворяются проще всего. Перед использованием карандаша проверьте его эффект на черновике, чтобы выбрать степень увлажнения.
Мелки и восковые карандаши
Для проведёния тонких и точных линий, эти очень мягкие материалы совсем не подходят, однако они превосходно покрывают поверхность на крупных, рыхлых и фактурных рисунках. Пастель изготавливается в широком диапазоне цветов, и у каждого цвета всегда есть несколько оттенков.
Многие изготовители нумеруют оттенки одного цвета цифрами от 0 (самый светлый) до 8 (самый темный). Пастель можно купить либо в форме карандашей, либо в форме стержней. Карандаши тверже, и их легче очинивать. И те и другие продаются готовыми комплектами или россыпью. Сначала следует купить несколько штук и попробовать, насколько вам удобно ими работать, нравится ли вообще вам пастель. Кроме того, так вы определите цвета, которыми чаще всего пользуетесь, и потом уже сможете постепенно пополнять свою коллекцию.
Пастель каре – твердая пастель, и художественные мелки — это сухие продолговатые стержни, плотно спрессованные из стертого в порошок пигмента, в который добавлен связующий компонент – камедь и глина для твердости.
В сечении пастель обычно бывает квадратной, она создает красивую, выразительную линию, но плохо стирается. Как правило, цветовая гамма землистых оттенков самая стойкая. Кончик у пастели тупой и широкий, но легко стачивается. Поворачивая сточенный с одной стороны мелок можно получить более тонкую линию. Грифели пастельных карандашей похожи по своему составу на пастель и прекрасно с ней сочетаются, если рисунок требует более тонкой проработки.
Мягкая пастель представляет собой пигменты с небольшой добавкой камедей (гуммиарабика), мела или темной краски для более светлого или темного цвета. Она очень легко осыпается, превращаясь в пыль, и неплохо стирается пластичным ластиком.
Пастель приходится закреплять фиксатором, однако красота бархатистой пастели создается именно светом, отражающимся от частиц пыли, поэтому излишек фиксатора делает рисунок блеклым.
Если вы смешаете слишком много оттенков мягкой пастели, рисунок будет казаться грязным, так что тут очень важна мера, и вначале, лучше выбирать простые смеси. Масляная же пастель, так же, как и восковые мелки, имеет плотное покрытие, что позволяет на нанесенной ими поверхности выцарапать рисунок.
Если вы работаете на бумаге, натянутой на подрамник, приклеенной гуммиарабиком или удерживаемой пяльцами, то масляную пастель и восковые мелки можно разбавить или полностью удалить при помощи скипидара или уайт-спирита. Рисунок, выполненный этими материалами, также нуждается в закреплении.
Разные типы ручек
Перечислить все ручки невозможно, потому что все время добавляются новые типы. Приведем лишь несколько примеров.
Привычные для художников перьевые ручки состоят из держателя и съемного пера. Их обмакивают в чернила или любое другое жидкое красящее вещество. Лучшими традиционно являются стальные гибкие перья с расщепленным кончиком, в которых разная степень нажима позволяет проводить разнообразные и выразительные линии и штрихи.
К сожалению, цветные чернила для рисования, изготовленные на основе синтетических красителей, крайне быстро выцветают. Поэтому выбирайте устойчивые водорастворимые чернила из традиционных составов.
Иногда в специализированных магазинах можно увидеть тростниковые и бамбуковые перья. Тонкое тростниковое перо (калам), как и крепкое бамбуковое, не отличается гибкостью, зато их кончиками можно писать под разным углом, создавая множество самых разных линий и штрихов.
Обычные технические ручки удобно носить с собой и ими легко пользоваться. Они представляют механическое приспособление с трубкой-острием, предназначенное для создания линий определенной толщины. Требуется большое мастерство и изобретательность, чтобы сделать интересными их «скучные» линии.
Повторно заправляющиеся ручки могут сэкономить вам деньги, но выбирайте среди них те, которые легко прочистить. Автоматические ручки набирают чернила во внутренний картридж, поэтому их очень удобно брать с собой, отправляясь на зарисовки. Некоторые ручки оснащены даже сменными головками, которые позволяют проводить разные типы линий.
Шариковые ручки тоже могут быть полезным инструментом для зарисовок, только следите за тем, чтобы они не ставили кляксы и проводили качественную линию без «проскоков».
Уголь
Старинное средство для рисования — древесный уголь — изготавливается из оливковых или ивовых ветвей, которые сжигаются при минимальном количестве кислорода. Среди современных вариантов можно отметить спрессованный древесный уголь и специальные угольные карандаши. Все они, хотя и не полностью, стираются мягким ластиком. Правда, рисунок, выполненный углем, как и в случае с пастелью, требует закрепления. Соус – толстый грифель, используемый для создания тонкого или толстого штриха, а так же, в качестве отмывки.
Обычно, угольные стержни продаются и в россыпи, и в пачках. Они бывают разного размера, от тонких до очень толстых (так называемые «сценические»), а по твердости разделяются на три категории — твердые, средние и мягкие. Все они создают быстрый и легко удаляющийся покров разных оттенков, от темно-серого до коричневатого и черного.
Прессованный древесный уголь продается в виде пастели. Большая концентрация сажи позволяет наносить очень плотные, слегка маслянистые штрихи, обладающие выразительностью и насыщенностью, однако стирать их бесполезно. Бывают также угольные стержни серых тонов, в которых сажа разбавлена с мелом.
Обычно, угольные карандаши с угольным грифелем продаются либо большими пачками, подобно угольным стержням, либо градируются по степени твердости, как графит. Их преимущество в том, что своей богатой тональностью они подчеркивают выразительность карандашного рисунка. Карандаш конте (особенно твердый карандаш, придуманный французским учёным Никола-Жаком Конте) немного более жирный, чем угольный стержень, и почти не стирается. Он не такой хрупкий, как уголь, и бывает чёрным, белым, цвета терракоты и сепии. Сангина – мягкий карандаш без оправы, красно-коричневого цвета. А графитный карандаш — излюбленный материал многих художников. Он бывает разной мягкости и его можно использовать как для мгновенной зарисовки, так и для прорисовывания мелких деталей.
Если вы собираетесь работать по сырому, натяните лист бумаги на нелакированную доску, чтобы избежать его деформации от влаги. Отрежьте четыре куска ленты из гуммиарабика на водной основе (они должны быть немного длинней краев листа), а затем аккуратно смочите бумагу губкой.
Проведите губкой по ленте для увлажнения и приклейте все четыре куска — половинкой на доску, другой на бумагу. Тогда лист останется ровным, и после высыхания будет надежно прикреплен к подрамнику. Снять его можно будет, осторожно отсоединив боковые ленты.
Краски на водной основе
Большая часть красок и чернил изготавливается на водной основе, и их можно легко разбавлять, добиваясь требуемой интенсивности цвета. Так, акварельные краски могут быть и яркими и приглушенными. Они создают мягкий эффект, особенно если нанести их на мягкую и толстую бумагу. Обычно, жидкими красками работают на бумаге тяжелых сортов. Кроме того, вам понадобится палитра, на которой вы будете смешивать цвета, а также поверхность, на которую можно поставить баночки с чернилами, краской, воду и положить несколько кистей.
Удивительно, но с красками на водной основе прекрасно сочетаются восковые мелки и пастельные карандаши: они не смешиваются друг с другом, что позволяет добиваться особенных эффектов. Выразительность рисунка увеличивается при использовании жидких и сухих красок.
В отличие от водяных, масляные краски сохнут очень медленно, они дорогие и для их эффективного использования нужны хорошие навыки. Краски на водной основе, так же, как и чернила дешевле и больше подходят для начинающих художников.
Если наносить чернила ручкой, проводя линии, а затем делать размывку кистью, рисунок будет более художественным и объемным. Эти два метода можно использовать и отдельно. Для того чтобы сохранить под размывкой резкую линию, проводите её водостойкими чернилами. После высыхания сделанного чернилами основного рисунка, сверху можно нанести цветную размывку, которая не повредит нижнего рисунка. Чернила дают яркий цвет и их легко смешивать. Некоторые чернила, особенно водостойкие, могут повредить кисть, особенно если её тщательно не промывать, поэтому для работы чернилами лучше всего иметь специальную кисть среднего качества.
Привычные всем акварельные краски являются тонко растертым пигментом, который легко проникает в бумагу, придавая ей стойкую окраску. Действительно хорошие краски стоят дорого, но они устойчивы и отличаются яркостью и блеском.
Для больших работ приобретайте сразу тюбики или концентрированную жидкость для разведения. Для маленьких рисунков достаточно купить небольшую коробку с плитками твердой краски, хотя разводить их — весьма утомительное занятие. Если ваш бюджет позволяет, купите большие керамические чашечки с полумягкой краской. Интересное сочетание можно получить из акварельных красок с водорастворимыми цветными карандашами, которые, в отличие от графита, не проступают сквозь слой акварели, а мягко растворяются в нем. Их можно даже стирать, пока они не высохли, до перекрытия их влажной краской.
Если вы рисуете по сырой бумаге, карандаши немедленно фиксируются и оживают. Иногда можно применять масляную пастель и восковые мелки – акварель скатывается с жировых пятен, окрашивая лишь непокрытые участки бумаги, в результате чего получается очень необычный эффект.
Гуашь — плотная матовая краска на водной основе. Лучшая гуашь продается только в тюбиках, плакатная – в пузырьках, и уж совсем простенькая продается в плитках. Большим преимуществом гуаши является её кроющая способность, она дает художнику возможность скрыть неудачное место, если верхний слой наносится аккуратно, не задевая нижних.
На водной основе изготавливается акриловая краска, которая часто применяется для наложения красок густым слоем или рельефными, крупными мазками, как в масло. Сохнет акриловая краска быстро. Если вы предпочитаете работать с тюбиками, вам потребуется такое же оборудование, как при письме маслом. Но для цветного рисунка лучше используйте жидкую краску в пузырьках, она имеет неплохую кроющую способность и легко смешивается, в том числе с водой.