какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой

Использование элементов метода М. Монтессори в речевом развитии дошкольников

какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть картинку какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Картинка про какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой Фарида Янгирова
Использование элементов метода М. Монтессори в речевом развитии дошкольников

Использование элементов метода М. Монтессори в речевом развитии дошкольников.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.

Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании.

И только вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый.

Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда.

Работа с Мантессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей раннего возраста. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их к условиям группы.

Игры и упражнения, направленные на формирование практических навыков.

Цель: Развитие координации движений, ориентации в пространстве.

Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации. Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

Переливание из одного сосуда в другой.

С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами.

Цель: Развитие мелкой моторики, координации, различение предметов по форме и цвету; концентрация внимания, активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игры тонизируют речевые отделы головного мозга, обогащают сенсорный опыт ребёнка.

Мы играем в такие игры как:

Сортировка круп, Рисование на манке, Сухой пальчиковый бассейн.

«Расстегни пуговицы», «Развяжи, завяжи шнурочки»

Процесс расстегивания и застёгивания пуговиц, развязывания шнурочков способствует развитию концентрации и устойчивости внимания при выполнении простых последовательных действий, развивает у ребенка наблюдательность и воспитывает бережное отношение к одежде.

Игры и упражнения, направленные на развитие чувств.

Доски для ощупывания поверхности.

Цель: Развитие чувства осязания,знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики.

С помощью кончиков пальцев учатся определять гладкую и шершавую поверхности. Происходит утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Игры с прищепками. Игры с бусинами. Шумящие коробочки.

Цель: Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Игра «Сундучок «фрукты-овощи», в него входят три игры, одна из которых развивает мелкую моторику, стимулирует речевую активность

Так же мы еще планируем приобрести следующий материал:

Розовая башня, Рамки-вкладыши, Игры с геометрическими телами.

При работе с дидактическим материалом предоставлять малышам: свободу выбора любого дидактического материалов, свободу выбора места работы, право свободного передвижения. Учить ребёнка переносить материалы и работать с ним, задействуя обе руки, после работы уносить материал на прежнее место.

Источник

Развитие речи у детей по системе Марии Монтессори

Развитие речи у детей имеет большое значение. Как и другие педагоги, Мария Монтессори также работала в этом направлении. Она выделяла зону языкового развития. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника. Если вы посетите детский сад Монтессори, то увидите, что с детьми разговаривают немного, при этом речь у малышей развита. Дело в том, что Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности.

Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.

1) Зона развития практических навыков

2) Зона сенсорного развития.

3) Зона математического развития.

4) Зона естественно-научного развития (космоса).

5) Зона языкового развития

Зона языкового развития представляет собой подборку карточек и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо.

В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с детьми проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику. Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.

Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук.

По системе Монтессори когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки, дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, часто начинают самостоятельно выводить буквы или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети владеют интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно лишь дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями. Именно поэтому некоторые игрушки, созданные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.

Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает сначала осваивать интуитивное чтение и лишь потом переходить к чтению.

В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори,можно выделить:

– несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов,

– карточки с рельефными и шершавыми буквами,

– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.

Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате малыш развивается легко и гармонично.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет»ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть картинку какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Картинка про какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевойФотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей» В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное.

какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть картинку какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Картинка про какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевойРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть картинку какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Картинка про какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевойРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Смотреть картинку какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Картинка про какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевой. Фото какие материалы применяются в работе с детьми с нарушениями речи монтессори или тихеевойРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Источник

Особенности использования Монтессори-материала на логопедических занятиях с детьми с ТНР.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель-логопед: Е.И. Аникина

Особенности использования Монтессори-материала на логопедических занятиях с детьми с ТНР.

В данной статье представлен теоретический материал работы по развитию речи с использованием сенсорного и социально-бытового материала Монтессори в условиях Центра реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: материал Монтессори, развитие речи, неговорящий ребенок,

Метод Монтессори часто обвиняют в том, что это молчаливая педагогика, а значит, плохо развивает речь ребенка. Да, действительно, Монтессори рекомендует педагогу: «Веди счет словам своим!». Здесь нет принятых в традиционных методиках занятий по развитию речи. Так каким же образом можно развивать речь, используя материал Монтессори и не нарушая принципы педагогики Монтессори? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали влияние методики Монтессори на развитие речи.

Суть метода Монтессори.

Это система самовоспитания и саморазвития детей, в которой основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики, мышления, социально-бытовых навыков. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Методика Монтессори – база для развития речи.

Известно, что речь – это вторая сигнальная система. О чем она сигнализирует и почему она вторая? Человек в окружающем мире ищет то, что может удовлетворить какие – либо его потребности. Это могут быть потребности в еде, отдыхе и т.д. А узнает он необходимые ему предметы с помощью сигналов, воспринимаемых органами чувств. Так действует первая сигнальная система. Когда человек овладевает речью, слово становится вторичным сигналом. Само слово не пахнет, не имеет вкуса и т.п., но сигнализирует о вкусе и запахе. Поэтому речь является второй сигнальной системой. Для того, чтобы слово могло о чем-то сигнализировать, человеку необходимо иметь определенный опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Признаки предметов, их свойства должны быть выделены из окружающего мира, как-то систематизированы и осознаны, и тогда уже связаны со словом. Развитие речи по Монтессори-методу начинается с собственной практической деятельности ребенка с объектами окружающего мира. Используются специальные материалы и специальные виды работы, которые позволяют ребенку в процессе этой деятельности выделить для себя те свойства, признаки, особенности, связи и отношения, которые являются объектом изучения. Эти материалы и эти виды работы демонстрируются ребенку педагогом в специальных безречевых презентациях, развивая тем самым первую сигнальную систему. А речь становится вторичным сигналом. Слово само не пахнет, не имеет вкуса, не издает звуков, оно нам сообщает название предмета, за которым стоят первичные признаки.

Таким образом, безречевой этап является базой для формирования речевой функции.

Алгоритм работы с материалом Монтессори (сенсорным и социально-бытовым) по развитию речи в индивидуальной и групповой работе с детьми.

1-я ступень: логопед устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так предмет и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретным предметом.

2-я ступень: логопед произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его педагогу, положить его на стол или отнести обратно на место.

3-я ступень: логопед указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Кратко эти ступени можно обозначить таким образом:

Основные логопедические задачи, решаемые на занятиях по развитию речи с использованием материалов Монтессори (сенсорный и материал практической жизни):

— развитие слухового восприятия;

— уточнение и пополнение пассивного и активного словаря детей;

— формирование грамматического строя речи;

— развитие связной речи;

— ориентировка во времени и пространстве;

-формирование умения обобщать и делать выводы.

Эти задачи решаются:

В групповой работе.

Групповая работа состоит из вводной части, свободной работы, заключительной части (рефлексии). В водной части можно реализовывать такие задачи как: развитие связной речи, закрепление частей суток, дней недели, времен года, формирование умения производить умозаключения, установление причинно-следственных связей.

Например, групповое занятие можно начать с рассказа о событиях, которые произошли на выходных, после праздников, каникул. Так как ребенок рассказывает о том, что происходило с ним (другие-то не знают!), то рассказчик получает естественную обратную связь: плохо сказал – тебя не поняли, переспрашивают, уточняют. Таким образом, происходит контроль ошибок. Можно использовать такой метод, как «речь-описание». Ребенок описывает предмет, пейзаж и т.д. исходя из собственных мотивов и собственного опыта, а не на оценку взрослого. Еще более сложным видом речи является «речь-рассуждение», когда ребенок предполагает или пытается выстроить и объяснить причинно-следственные связи.

Устный урок или «урок название» проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

В заключительной части занятия подводятся итоги проделанной работы. Педагог спрашивает у каждого из детей: с каким материалом работал, последовательность работы, что понравилось, что получилось, а что вызывало затруднение. Этот этап занятия важен для формирования планирующей функции речи, закрепления основных понятий и развития связной речи.

Источник

Использование материалов методики М.Монтессори в логопедической работе

Темой сегодняшнего дня стало изучение вопроса, как используется в логопедической работе методика Монтессори М. Как методика Монтессори для детей может внедряться в коррекционную работу с малышами, имеющими различные нарушения речи.

В коррекции речевых расстройств логопед в первую очередь делает акцент на тренировку артикуляционного аппарата и постановку правильного произношения звуков.

Однако с серьезными нарушениями речи намного быстрее можно справиться, если сначала нормализовать деятельность высших систем организма и побороть психические отклонения, вызывающие речевые расстройства.

Сделать это можно с помощью специальных упражнений на восстановление координации движений, улучшение памяти и внимательности, развитие моторики, чувствительности, фонематического слуха. Такие упражнения включает метод Марии Монтессори.

Методика Монтессори для детей — основные принципы и идеи при работе в логопедической группе

Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом Италии. Будучи неврологом и работая с отклонениями разной сложности, Монтессори доказала сильное влияние среды на коррекцию неврологических, а следовательно, и речевых нарушений у детей.

Она разработала систему восстановления пациентов путем их активного саморазвития и лишь частичного вмешательства педагогов.

Девиз монтессори-методики: «Помоги мне сделать это самому». В этом высказывании и заключается вся суть ее теории: ребенок должен пробовать развиваться сам, без вмешательства взрослых, иметь возможность выбирать, что делать в тот или иной момент времени, иметь доступ ко всем развивающим предметам и явлениям.

А родители, педагоги и врачи могут только наблюдать и при необходимости помогать малышу в получении тех знаний и навыков, которые он выбирает.

Условия проведения занятий в логопедических монтессори-группах:

Разделения среды на зоны

Мария Монтессори считала, что помещение, в котором пребывает ребенок должно делиться на 5 основных зон с пособиями для упражнений:

Правила, действующие в монтессори-группах

Помимо прав у ребенка есть также обязанности в группе. Существуют правила, которые все подопечные должны соблюдать:

Это важно! Если ребенок возбужден, сильно расстроен, он может выразить свои эмоции в отдельной комнате. Должны быть выделены также зоны отдыха и релаксации, где дети могут прийти в себя, когда устали, побыть наедине с собой.

Преимущества и недостатки методики М. Монтессори

В итоге проведения курса занятий в монтессори-группе родители получают не только психически здорового ребенка с правильно поставленной речью, но и самостоятельную, независимую личность с широким кругозором и желанием двигаться вперед, познавать мир и совершать новые открытия. Плюсы методики:

Традиционные педагоги выделяют у метода также ряд недостатков:

Методика Монтессори для детей — упражнения при работе с сенсомоторной алалией

Метод М. Монтессори оказывает положительное влияние на детей с речевыми нарушениями, в том числе с сенсомоторной алалией. Основные признаки этого заболевания следующие:

Практико-сенсорные упражнения

Часто у детей с сенсомоторной алалией имеются пробелы в области практических навыков из-за ограничений родителей и недостатка внимания с их стороны.

Поэтому в первую очередь нужно заполнить эти пробелы, то есть дать малышу возможность получить свой опыт. Нужно давать ему больше свободы действий: позволять делать многие вещи в быту, которые доступны дома только взрослым — мыть посуду, резать продукты, готовить еду, зашивать дырки в одежде.

Существуют следующие практико-сенсорные упражнения для реабилитации сенсомоторных алаликов:

Каждое упражнение делает сам ребенок. Если у него не получается, помогает педагог.

Также важно развивать фонематический слух: малыш с закрытыми глазами слушает звуки и определяет их источник. Например, можно сжимать бумагу, фольгу, пакет или играть на разных музыкальных инструментах.

Также используется прием определения направления звона погремушки (сверху, снизу, справа, слева, перед лицом). Глаза ребенка должны быть закрыты повязкой.

Упражнение на координацию движений «Ходьба по эллипсу»

Для нормализации координации движений полезным будет упражнение «Ходьба по эллипсу» — на полу рисуется или клеится толстой линией круг, а лучше эллипс. Задача – ходить четко по линии.

Дальше можно добавить ходьбу спиной, боком, прыжки. Когда все упражнения будут прилежно выполняться воспитанниками, можно усложнить задание: положить в руки сосуд с водой (с каждым занятием все более наполненный) или ложку с шариком.

Упражнения на развитие речи

Непосредственно языковая зона развития по Монтессори предлагает следующие упражнения для детей с сенсомоторной алалией:

Для расширения словарного запаса используются игры:

Фрагмент занятия по методике М. Монтессори с детьми, имеющими нарушения речи

Занятие по Монтессори в группе детей с нарушениями речи включает несколько этапов:

Тема занятия: «Домашние животные»

Ходьба по эллипсу

Начинается урок с «Ходьбы по эллипсу» (можно по линии или кругу). На полу рисуется эллипсовидная линия толщиной 5-10 см, больший диаметр – 4-4,5 метра. Дети становятся друг за другом на расстоянии 0,5 метра и по команде «Дети, идем» идут по нарисованному эллипсу, делая 2 круга по часовой стрелке, 2 круга против часовой стрелки.

Дальше 2 круга нужно пройти спиной по часовой стрелке и против. На следующих занятиях можно добавлять прыжки на одной ноге (левой и правой поочередно). Усложнить также можно задание, положив какой-либо предмет в руки – нести кувшин с водой, ложку или поднос с шариком.

Приветствие

Воспитанники садятся в воображаемый круг и здороваются друг с другом по очереди: каждый со своим соседом. Процесс легче организовать, если при этом малыши будут передавать друг другу какой-то предмет, например мяч, стакан с водой или свечу.

На первых занятиях словами приветствия могут быть: «Здравствуй (привет), Коля», «Доброе утро (день, вечер), Катя». Затем в приветствие добавляется уменьшительно-ласкательное имя: «Здравствуй, Коленька», «Доброе утро, Катенька».

Впоследствии можно вводить приятные, добрые слова (прилагательные), характеризующие того, с кем здороваются: «Здравствуй, хороший, добрый Коленька», «Доброе утро, милая, улыбчивая Катенька». Также можно менять громкость голоса при произнесении приветственных слов (один день громко, другой – тихо, еле слышно).

Приветствие, тем более с уменьшительно-ласкательными именами и приятными словами, настраивает учеников на мирный лад, приподнимает настроение, создает дружескую атмосферу в группе.

Занятие в круге

Дальше начинается само тематическое занятие с педагогом. Все сидят по кругу в удобном положении. Для урока необходимо подготовить следующие материалы:

Ход тематического урока:

Сложность урока зависит от уровня развития речи подопечных. Если речь развита слабо, то можно упростить информацию о самих животных (название, цвет, как говорит) или уменьшить количество животных.

Название следующего урока будет «Дикие животные», далее пойдет сравнительная тема «Дикие и домашние животные».

Темы занятий могут быть любыми: «Растения», «Насекомые», «Фрукты и овощи», а также различные бытовые «Посуда», «Одежда». По теме «Фрукты» берутся настоящие продукты: на уроке их разрезают, пробуют, пьют сок. При этом весь процесс подробно описывается, поясняются цветовые и вкусовые качества каждого фрукта.

Занятие пополняет словарный запас ребенка, учит выражать правильно мысли, способствует получению новых знаний.

Минута тишины

После тематического урока воспитанники ложатся на ковер и отдыхают в течение 2-3 минут. Упражнение проводится в тишине, либо с успокаивающей музыкой. Некоторым детям сложно лежать неподвижно в течение некоторого времени – к ним подходят и гладят, успокаивая.

Такое упражнение расслабляет, восстанавливает силы. Ребенок учится быть с самим собой, молчать, слушать тишину – а это умеет делать даже не каждый взрослый.

Свободная работа

В свободное время подопечные расходятся по средовым зонам. Каждый занимается тем, что ему нравится, воспитатели предоставляют дополнительный материал по выбранному ребенком занятию, при необходимости помогают и объясняют непонятное. При этом все соблюдают основные правила поведения в монтессори-группе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *