какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

(Из интервью с Иваном Засурским, завкафедрой новых медиа и массовых коммуникаций в МГУ)

Медиа как «масштабируемая социальность»

У человека появился целый арсенал средств, из которых он может выбирать то одно, то другое в зависимости от того, как именно и к кому именно он в каждом случае хочет обратиться.

О сервисах Google

Поделитесь знаниями. Расскажите миру о тех местах, событиях которые знакомы вам лучше всего. Создайте собственную карту и поделитесь ей.

Создание аудио-тура

Вне зависимости от того, являетесь ли вы специалистом культурного или туристического сектора, или энтуазистом-рассказчиком увлекательных историй, izi.TRAVEL – наиболее подходящеерешение. Вам не потребуется специальное аппаратное, программное обеспечение или технические знания.

СОЗДАЙТЕ СВОЙ АУДИО-ГИД

Технологии медиаобразования в библиотеках:

Медиаобразовательный проект в библиотеке:

Мультимедийные проекты

«Достоевский на каждый день» запущен в честь 195-летия Ф. М. Достоевского и 150-летия выхода в свет романа «Преступление и наказание»

Результат: желающих почитать Достоевского оказалось много: в студию записываются в очередь.Количество просмотров достигает нескольких сотен тысяч

Просветительские интернет-проекты

Проект «1917. Свободная история»

Цель: В режиме реального времени читатели проследят за событиями от открытия последней сессии Государственной думы Российской империи до разгона 18 января 2018 года Учредительного собрания (1 год и 3 м-ца).

Обучающие практико-ориентированные проекты

Результаты обучающих проектов:

Чемпионаты, соревнования

Цель: привлечь внимание читателей к чтению книг

Акции, события, флэшмобы

Акция: «Говорят литературные герои» на ВикиСибириаде

Цель: развитие творческого прочтения книг, развитие навыков работы в группе

Результат: Коллективная Google-презентация. Приняли участие больше 200 библиотекарей и школьников, создано свыше 260 медиаоткрыток!

Клубы, дискуссии, сообщества

В YouTube: к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова Google и «Мосфильм» представили онлайн-чтения его произведений.

В Google+: Сетевое сообщества любителей книг, напр., Star-staff клуб любителей читать полезные книги (управление персоналом, менеджмент и пр.)

ВКонтакте: проводится флешмоб «Общества забытых поэтов», посвященный авторам Серебряного века. Развиваются сетевые сообщества любителей книг, напр., Литературный оргазм (всё о книгах в одном сообществе) (600 тыс. подписчиков)

Образовательная игра/квест

Цель: посмотреть на классическое произведение другими глазами

Результат: познакомились с понятием мошенничество, поняли актуальность и значимость темы. поднятой классиком

Источник

Почему библиотеки не исчезнут в цифровом мире будущего

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Об авторе: Мария Привалова, генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова.

С чего все начиналось

Библиотеки в современном мире нужны для того же, для чего были нужны и сто лет назад, и двести — и даже раньше. Еще в римских термах (античных банях) были греческий и латинский залы, где люди читали тексты, беседовали и обменивались новостями. Знаменитая Александрийская библиотека 2 тыс. лет назад превосходила полнотой своего собрания любую из нынешних: в ней было собрано едва ли не все, что было тогда написано на Земле. Потом, правда, настали темные времена, общедоступных книжных собраний не существовало, но за последние три-четыре столетия библиотеки вновь прошли путь от закрытых архивов, университетских, церковных и частных книжных коллекций к современным открытым для всех «публичкам».

В центре самой идеи библиотеки находится текст. Ее первостепенная роль заключается в сборе и сохранении наследия, выраженного в текстовой форме, а также профессиональная работа с ним.

Для университетских и крупных национальных библиотек она была и остается ключевой. Однако и для них, а уж тем более для «обычных» публичных библиотек важнейшая функция –– предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, а также помощь читателям в работе с ними. То есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Как это выглядит на практике?

Равный доступ к информации.

Современная система публичных библиотек начала складываться в XIX столетии, но ее активное развитие произошло около века назад. Их бурный рост пришелся на первую половину XX века, в том числе, в советской России. Во многих странах развитие библиотек стало тогда частью «левого поворота»: равный доступ к информации и получению образования входил в повестку дня наравне с борьбой за права трудящихся, сокращение рабочего дня и т. п.

В наши дни уникальной функцией библиотек стала борьба с цифровым неравенством. Важно помнить, что постоянный доступ к интернету есть не у всех даже в современных мегаполисах.

Но не стоит думать, что библиотеки существуют только для необеспеченных слоев населения. Представители разных экономических и возрастных групп встречаются здесь примерно так же часто, как и в среднем по городу. То есть библиотеки, в числе очень немногих институций, борются не только с цифровым неравенством, но и с социальным расслоением в целом, одной из бед нашего времени.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Сочетание различных ресурсов и экспертизы.

Несмотря на проникновение интернета практически во все сферы и процессы в обществе, главный ресурс библиотеки –– это по-прежнему книжные фонды. Люди и сегодня любят читать произведения на бумаге, а библиотека дает возможность прочесть их, не покупая. Платить за книги могут не все, к тому же купленное произведение может не понравиться или займет лишнее место на полке. Несмотря на развитие цифровых сервисов для чтения, люди продолжают брать бумажные книги.

Рост интереса к книгам обеспечивают насыщенная новинками коллекция и библиотекари. Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, –– огромное преимущество.

Библиотекари помогают читателям разобраться и во все более широком наборе некнижных ресурсов: электронных базах данных, журнальных и газетных архивах, программном обеспечении, а также настольных играх, аудиокнигах, нотах, оцифрованных фондах и многом другом.

Удобное пространство.

Библиотека сегодня –– это самое общедоступное из всех общественных пространств.

Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности.

Иначе говоря, библиотека — это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.

Просвещение и досуг.

Библиотеки –– места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.

Так хорошая библиотека не только помогает осваивать знания, но и дает новый для читателя культурный опыт.

Она оказывается полноправным участником процесса lifelong learning (непрерывного образования). Для выстраивания собственной образовательной траектории важно то, что библиотека позволяет пробовать разные темы и форматы без обязательств формальных образовательных программ или индивидуальных курсов.

Центр сообществ и территорий.

Все чаще библиотеки становятся важными социальными центрами, поддерживающими жителей в целом или отдельные сообщества по интересам. Во всем мире успешные библиотеки умудряются решать самые разные задачи, даже самые нетривиальные: где-то выдают напрокат лыжи (или швейные машинки, или приборы для измерения давления), где-то проводят занятия с детьми в уязвимом положении, преподавая им основы дизайн-проектирования и разрабатывая обучающие игры для слепых, где-то организуют языковые курсы для мигрантов — перечень можно продолжать бесконечно. Нередко библиотеки становятся центрами знаний о конкретной территории, хранят память места и формируют локальную идентичность.

Во время пандемии в фаблабах некоторых библиотек наладили производство персональных защитных экранов для тех, кто обязан ходить на работу. В других библиотекари читают детям по телефону вечерние сказки.

Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст — на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Медиапространство библиотеки: выстраиваем эффективную систему

Что такое медиапространство? Это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок.

В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.
Это пространство не только откликается на события и явления реального мира, но и живет уже и по собственным, внутренним законам, борясь за внимание подписчика группы, пользователя площадки, читателя блога. Открыть для себя эти законы необходимо и библиотеке, представив сущность и структуру медиапространства в единой, стройной системе.

ЛаЛаЛань посвящает новый материал созданию такой библиотечной медиаструктуры, которая позволит библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, привлечь и удержать аудиторию, использовать эффективные инструменты продвижения — и не использовать неэффективные.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Медиапространство, сросшееся с реальностью:
культурный и социальный аспект

Какую роль играет медиапространство в современном мире?
С одной стороны, медиапространство — часть культурной среды : оно выступает как место хранения образов, понятий, ассоциаций, культурных явлений. И речь идет не только о том, что благодаря соцмедиа распространяются, сохраняются или приобретают новое звучание произведения искусства, но и о том, что медиапространство как отражает, так и само порождает явления и жанры.

Например, понятие «мем» — то есть любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и пр., — появилось в 1976 году благодаря эволюционному биологу Ричарду Докинзу. Однако распространение и переосмысление мемы получили в эпоху Интернета, породив новое направление — интернет-мемы.

С другой стороны, медиапространство — неотъемлемый элемент современной социальной среды : медиапространство позволяет взаимодействовать и общаться с другими людьми, воспроизводить существующие социальные структуры или создавать новые — группы, сообщества, — снимать (или увеличивать) нервную и физическую нагрузку.

Выход в медиапространство сейчас не просто важен для библиотеки — он необходим. Именно там, в этой среде соцмедиа, находятся настоящие и будущие читатели библиотеки, с которыми необходимо научиться говорить на их языке и ради которых необходимо выходить на новые интернет-площадки.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Медиапространство и его элементы

В структуре элементов медиапространства для библиотеки ключевую роль играют социальные медиа, то есть совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий позволяют пользователям коммуницировать, воспринимать и создавать пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

На какие каналы коммуникаций библиотеке стоит обратить внимание

Какие социальные медиа важны именно для библиотеки? Какие каналы коммуникаций ей необходимо использовать, чтобы обрасти верной и заинтересованной аудиторией?

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Перед началом работы над образом библиотеки в соцмедиа лучше всего сформулировать стратегию, разработать контент-план (что, в каком формате, где, когда и с какой периодичностью выкладываем) и, пожалуй, главное — определить, кто этим всем будет заниматься.

Поскольку создание контента и наполнение библиотечных соцсетей, ведение аккаунта библиотеки — это тоже работа, то важно либо привлечь сторонних специалистов, если библиотеке это по силам, либо вовлечь компетентных в этой области сотрудников библиотеки — или тех, кто готов и жаждет учиться и узнавать новое.

Кроме того, цель этой работы в соцмедиа должна быть ясна всему коллективу: это деятельность, которая ведется для продвижения библиотеки, для закрепления ее позиции эксперта в определенных вопросах, для популяризации и эффективного анонсирования тематических, обучающих и развлекательных мероприятий библиотеки: выставок, конкурсов, поэтических вечеров и пр.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Итак, вы нашли человека, который готов заняться созданием библиотечного медиапространства. С чего начать продвижение библиотеки в соцмедиа?

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Как сделать работу с соцмедиа по-настоящему эффективной

Теперь, когда работа с соцсетями запущена, необходимо периодически объективно оценивать активность пользователей, эффективность выбранной площадки для той или иной аудитории, качество создаваемого контента.

Только так — выдвигая гипотезы и тестируя новые инструменты, оставляя те, что по-настоящему работают, и отказываясь от неэффективных — можно превратить активность библиотечных соцмедиа в стройную систему, деятельность которой приносит результаты.

На что обратить внимание и каких ошибок стоит избегать?

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Надеемся, что данный материал заставит вас начать работу по продвижению библиотеки в соцмедиа. Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнать и о принципах каталогизации, о RFID-системах, и о распорядке дня библиотекаря, и о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать.

Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.

Подробную информацию о выборе каналов коммуникаций, о ведении библиотечных соцсетей, о копирайтинге для библиотек и использовании инструментов для определения эффективности вашей работы в соцмедиа можно получить из онлайн-лекций четвертого учебного модуля «Коммуникации и маркетинг: соцсети, блог и e-mail-рассылки на службе библиотеки».

Источник

В России открывают библиотеки нового типа. Посмотрите, как они выглядят

С 2019 года в рамках национального проекта «Культура» по всей России проходит масштабная модернизация библиотек. Мы выяснили, как они меняются после обновления и что могут предложить читателям в новом формате.

В цифровом мире традиционные функции библиотек отходят на второй план. Чтобы оставаться востребованными в ситуации, где почти любая книга доступна в электронном виде, библиотеки все чаще берут на себя роль «третьего места» — неформального городского пространства, где люди проводят свободное время.

С учетом этого в России с 2019 года в рамках национального проекта «Культура» началась трансформация библиотечных учреждений по всей стране, от Крайнего Севера до южных регионов. В 2019 году масштабы проекта позволили модернизировать 134 библиотек в 44 российских регионах; на это было выделено 1,1 млрд рублей, большая часть из которых (860 млн р.) — средства федерального бюджета. В 2020 году запланирована модернизация еще 110 муниципальных библиотек из 52 регионов.

При модернизации библиотеки меняется как ее интерьер, так и формат общения между читателями и сотрудниками. Новый дизайн подчинен методическим рекомендациям и модельному стандарту, но жесткого шаблона для изменений при этом нет — каждый регион самостоятельно выбирает новую концепцию, и при ее создании учитывается местная специфика и колорит.

Новый формат активно используют в сельских поселениях и деревнях — именно на них приходится около 70% российских библиотек. Зачастую в глубинке это основной источник качественной информации и заодно важный общественный центр. При этом первые результаты проекта проявились практически сразу же: так, за январь–февраль 2020 года в библиотеки пришло на 29,13% больше людей, чем в аналогичный период прошлого года. В отдельных случаях эти цифры еще выше: в библиотеке № 34 в Челябинской области рост посещаемости составил 545%, в Янишпольской сельской библиотеке в Республике Карелия — 325%, а в Дондуковской модельной сельской библиотеке № 4 — на 130%.

Рассказываем, что представляют собой сейчас модельные библиотеки в разных регионах России.

Источник

Какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Р азмышляя над спорами о том, какой должна быть библиотека будущего: гуманистической или технократической, музейной или в стиле хай-тек, застёгнутой на все пуговицы или «без галстука», я прихожу к выводу, что спорящим не хватает одной важной вещи — созидательного начала. Без него споры превращаются в колебание воздуха. Библиотека будущего — это та библиотека, которую мы делаем сегодня и вместе. Чтобы она получилась интересной и полезной людям, нужны не только разные позиции, профессиональное видение и общественное признание. Необходимо, чтобы многоголосье тех, кто обеспокоен судьбой библиотечного дела, звучало гармонично и созидательно.

какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Смотреть картинку какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Картинка про какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке. Фото какие медиапродукты востребованы в современной библиотеке

Ведущая рубрики «Абсолютно медиа: библиотеки в новой среде»: Мария ЛЕНШИНА, заведующая отделом электронных коммуникаций РНБ, член постоянного комитета рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» РБА

Но одних призывов услышать друг друга недостаточно. Библиотечное сообщество — часть современного российского общества, в котором отсутствует диалог и нет согласия, общества, в котором ведутся яростные идеологические, или, лучше сказать, ценностные, споры. Эти дискуссии нередко доходят до разрыва личных отношений и публичной травли. Лакмусовой бумажкой стали социальные сети, которые были созданы для того, чтобы облегчить людям общение. Однако люди объединяются в стаи, чаще дружат против, чем за, падки на негатив. Это биологически понятно, но человек не только и не столько одно из животных, он уникальное животное.

Новые информационные технологии дали человеческому обществу удивительную возможность — прислушаться к себе во всём многообразии, услышать каждого, даже самого маленького, человека. Но они же дают нам возможность увидеть реальное человечество и самих себя в зеркале, которое никогда не врёт. Казалось бы, культура должна сглаживать животное начало в человеке, возвышать это разумное существо до заоблачных далей. Но оказывается, культурный слой на нашем мышлении и в нашем поведении очень тонок, он как позолота на вырезанном из дерева амуре и при неблагоприятных условиях сходит мгновенно. Но и это не всё! Люди культуры, и библиотекари в их числе, имеют разные мнения относительно того, какова её миссия: как мистер Фёст и мистер Секонд в «Человеке с бульвара Капуцинов». Здесь следует оговориться, что между двумя образами: хорошего кинематографиста и плохого — есть множество оттенков, которых мы пока не различаем.

Мы дискутируем, используя традиционные и новые информационные технологии, трибуны конференций и личные встречи. Чаще всего мы спорим по поводу слов. Само слово «медиа» — предмет для разногласий: одни употребляют его в качестве синонима средств массовой коммуникации и обобщающего названия для интернет-площадок, на которых она происходит, другие отказывают ему в самостоятельности. Есть и те, кто использует это слово в качестве синонима СМИ. Но здесь тоже нет согласия: пока ещё распространено деление на новые медиа и традиционные. В библиотеках это заметно по разделению обязанностей: например, пресс-служба занимается традиционными медиа, а работа с новыми отдана энтузиастам, отделам маркетинга, методистам или ещё кому-то. Хотя уже появляются пресс-службы нового типа, совмещающие в себе оба направления, как в Кемеровской областной универсальной научной библиотеке. Пока ещё типично отношение в библиотечном сообществе к среде новых медиа, в которой сегодня не присутствует только самый ленивый или принципиальный, как к чему-то, что ещё предстоит осваивать.

И всё же я говорю о гармонии и созидании, потому что для мыслящего, интеллигентного, образованного человека нет ничего невозможного. Что необходимо, для того чтобы эта гармония проявилась и сдвинула библиотечную мысль с мёртвой точки взаимных претензий и личностных выпадов? Я не отвечу сейчас на этот вопрос; он слишком труден, но хочу сделать попытку приблизиться к ответу и одновременно задать несколько других.

Некоторое время назад в среде библиотечных блогеров заговорили об образе библиотекаря будущего. Такие беседы мы вели на неКонференции библиотечных блогеров в Екатеринбурге и на мероприятиях рабочей группы РБА «Библиотеки и социальные медиа». Одно из названий, которое было дано этому образу, — медийный библиотекарь. Оно понималось каждым, кто произносил его, по-своему: как характеристика современного библиотекаря и как обозначение нового профессионального направления. Не все согласились, что из этого образа обязательно должна возникнуть новая профессия, но с тем, что медийность — одна из желательных характеристик библиотекаря будущего, кажется, никто не спорил.

Однако могут ли работать медийные люди там, где царит культ скромности? Сегодня даже в практике работы с библиотечными социальными медиа преобладают два противоположных взгляда на то, как нужно говорить о библиотеке: строго или креативно. Происходит что-то вроде борьбы кабинетов с опенспейсами — открытыми пространствами для работы, которая напоминает спор двух профессоров консерватории в старом советском фильме «Антон Иванович сердится». Одни говорят: «Мы должны воспитывать в наших учениках строгий вкус… Когда я слышу серьёзную музыку, мне хочется встать и снять шляпу…», другие — «Иоганн Себастьян Бах был весёлый толстый человек. Вы опасный сектант!» Не всё так однозначно в двух взглядах на «любимую ученицу» и «любимую дочь», каждый из профессоров по-своему прав. У так называемых консервативного и прогрессивного взглядов есть свои плюсы и минусы. Те же опенспейсы могут использоваться для контроля над работой сотрудников, но способны служить и продуктивному обмену. И у «кабинетной системы» тоже есть свои плюсы. Пока нет только согласия — есть желание каждой стороны доказать свою правоту.

Более чётко необходимость продолжать обсуждение медийной стороны современной библиотеки и медийности библиотекаря обозначилась, когда в разговорах теоретиков и практиков возникла тема личного бренда и образа библиотеки, который складывается в обществе. Этот вопрос поднимали на школе библиотечного блогера во время конгресса РБА во Владимире в 2018 г. В том же году на крымской конференции состоялся семинар «Личный бренд библиотекаря и его влияние на позиционирование библиотек в эпоху перемен». И наконец, в феврале 2019-го в Ярославской областной универсальной научной библиотеке прошёл межрегиональный дискуссионный круглый стол с элементами мастер-класса «Нужен ли личный бренд библиотекарю?». Здесь постоянно звучала тема индивидуальности: мы практически протянули нулевой меридиан от первой неКонференции, где обсуждали личность человека, который делает современную библиотеку, к сегодняшнему дню. Но с тех пор прошло почти десять лет, а мы всё продолжаем метаться между двумя совсем не взаимоисключающими полюсами: независимостью личности и адекватностью работника.

Однако к этой теме подталкивают и те объективные изменения, которые происходят во внешней среде. Например, невооружённым взглядом видно, что Интернет вообще, а социальные сети в частности разрушают привычный библиотекам формализованный мир. Социологи описывают явление, когда средства массовой коммуникации и порождаемая ими среда расширяют у людей возможности доверительных взаимоотношений, но при этом падает доверие ко всем институциям начиная от банков и городских властей¹. Не думаю, что библиотека как культурный институт тут является исключением. Но часто ли мы задумываемся о том, что изменения, происходящие во внешнем мире, не могут не менять внутреннего? На них нужно как-то реагировать, а не пытаться, как говорил один маленький лысый человек по имени Тадеуш Шолто, создать «маленький оазис искусства посреди мерзости запустения Южного Лондона». Такие оазисы нежизнеспособны, к сожалению!

Это простая мысль, но, оказывается, пока не все до неё додумались: практически каждый, кто зарегистрируется в социальной сети, создаст свой блог или видеоканал, получает собственное маленькое СМИ. Конечно, не всякий пользуется такой возможностью. Достаточно распространена практика незримого присутствия, когда человек вроде бы есть, но никакой видимой активности не проявляет. Можно назвать таких людей зрительской и читательской аудиторией, которую, кажется, в библиотечной науке и практике никто ещё всерьёз не изучал и не обсуждал. И хотя с появлением «Яндекс.Дзена» есть определённые надежды, библиотеки в нём пока представлены мало.

В связи с этим есть один момент, который необходимо затронуть, — это личность и роль эксперта. Сегодня говорят, что в мире массовых коммуникаций возможны только мнения, что личность эксперта размывается, что сегодня любой может объявить себя экспертом и ему поверят, что экспертом может назначить толпа. Я не буду сейчас вдаваться в детали, в которых кроется дьявол. Принципиально важно сегодня то, что каждый, кто излагает своё мнение, экспертное оно или не очень, должен быть хорошим рассказчиком. Зачастую специалисты, способные написать хорошим академическим слогом научную статью, не могут рассказать о своей работе просто, так чтобы их поняли люди со стороны. «А зачем рассказывать? — спрашивают меня некоторые коллеги. — Нас знают 10–15 специалистов в стране. Этого достаточно». Нет, не достаточно! Для того чтобы сохранилась преемственность поколений, чтобы дети и внуки людей, которым было привычно ходить в библиотеки, шли туда сами, для того чтобы общество понимало, чем занимается библиотечная наука, необходимо рассказывать об этом понятным языком. «Делать мир понятнее» — так отвечают на вопрос, в чём смысл нашей работы, в Иркутской областной универсальной научной библиотеке².

Я позволю себе, пожалуй, обозначить два полюса, к которым стремятся библиотечные силы сегодня. На одном — вот это иркутское «делать мир понятнее», а на другом всё дышит войной: «Как вы можете это читать? Как вы можете так думать?» Как у Тынянова: «Книги врагов дядя не разрезал ножом, а взрезал вилкою, как бы вспарывая им животы, и Александр их тотчас узнавал: это они валялись на полу в небрежении. Дядя Василий Львович и жил, и дышал литературной войной»³. Я догадываюсь: кто-то скажет, что сейчас я смешиваю холодное и горькое, и даже знаю кто. Но на мой взгляд, идея делать мир понятнее противоречит способу, каким некоторые в обществе и нашем профессиональном сообществе продвигают свои идеи. Идеи не продвигаются паровым катком! Дьявол начинается с пены на губах ангела⁴, и, какой бы ни была привлекательной и высокой идея, её невозможно вбить молотком в человеческий мозг.

Мы сегодня находимся между двух, на мой взгляд неблагоприятных для возникновения диалога, моделей поведения. Первая — когда одна часть общества производит вбросы, а другая, горячо призывая критически относиться к информации и думать головой, их с удовольствием потребляет. Вторая характеризуется словами «поговорят, поговорят и забудут», когда источник возбуждения замалчивается, будто его и не было вовсе. Достаточно вспомнить ситуацию с правилами сетевого поведения для библиотекарей. Она достаточно типична. Реакция части сообщества на невинный, в общем-то, текст была бурной, эмоциональной и не по делу — вернее, не на текст, который мало кто читал, а на вброс по поводу текста. Как и реакция более умеренной части сообщества — убрать источник возбуждения и не давать комментариев. Можно вспомнить также информационную борьбу против объединения двух национальных библиотек и другие примеры.

Нельзя сказать, что обе эти модели бессмысленны. Первая позволяет выпустить пар определённой части общества. Правда, при этом никто не считал жертвы: заработавших гипертонический криз от перевозбуждения и реально пострадавших людей, как, например, в случае с хайпом «Сноба»⁵. Как заметил Сергей Пускепалис в одном из интервью, «в споре рождаются только инфаркты»⁶. Вторая модель работает как ватный забор, в котором вязнут любые попытки размахивать кулаками. Действительно, если не подогревать ситуацию, настойчиво доказывая своё, спустя короткое время страсти успокаиваются. Но проблема в том, что диалога не происходит, каждый в результате остаётся при своём и при своих. До следующего хайпа.

Мне кажется, я достаточно точно описала явления, с которыми предстоит работать, если мы хотим в XXI в. видеть востребованные современные библиотеки, где хорошо и читателям, и гуманистическим библиотекарям, и технократическим, и любым другим, которые появятся завтра. Хочется видеть современную библиотеку не только, как говорила Екатерина Гениева, frendly и sexy, дружелюбной и сексуальной, но и абсолютно медиа, в созидательных возможностях, предоставляемых нам средствами массовой коммуникации. Сделать это можно, развивая совместные, может быть даже неожиданные, проекты.

Когда объединились программа гиганта атомной отрасли «Территория культуры Росатома» и авторский проект Тимура Ведерникова «Музыка вместе» — аналог популярного международного проекта Playing forchange, возник потрясающий по исполнению и по эмоциональному воздействию проект «Десять песен атомных городов»⁷. Но есть ещё одна обязательная вещь. В основе всякого успешного проекта лежит то, что называется сегодня high concept, — оригинальная и уникальная, но вместе с тем простая и доступная идея. Впрочем, если мы назовём это высоким смыслом, большой ошибки не будет. У библиотек пока проектов такого уровня, пожалуй, нет. Но таковыми могут стать, например, «Человек читающий» той же Иркутской областной универсальной научной библиотеки или всероссийская сетевая библиотечная экологическая акция «Экосумка вместо пакета», инициированная Централизованной библиотечной системой Ростова-на-Дону. Их медийный потенциал, на мой взгляд, значителен, но пока недооценён.

Наверное, поэтому на конгрессе РБА в Туле рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» и секция «Краеведение в современных библиотеках» решили объединить свои усилия и попытаться понять, что получится, если скрестить краеведа и блогера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *