какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений

Каждый родитель хотел бы, чтобы его дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадет работа над хорошей, правильной осанкой.

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой, упругой.

Осанка считается правильной (нормальной), если при стоянии и ходьбе естественные изгибы позвоночника человека выражены умеренно, он свободно без напряжения держит голову и корпус, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне, опущены и слегка развернуты (они не приподняты, не слишком низко опущены и не выдвинуты вперед), живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены, своды стоп нормальные, походка правильная.

Одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы является формирование с детских лет правильной осанки, т.к. эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию деформаций и нарушений его развития. Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому детские кости менее крепки и тверды, а более гибки и эластичны (легче поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам. Особенно поздно заканчивается формирование костей кисти и стопы. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается ещё не сформированной.

Вот несколько правил, которые необходимо знать родителям для предупреждения нарушений осанки в детском возрасте:

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

Информация подготовлена заведующей санитарно-эпидемиологическим отделом в городе Багратионовск ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Тухфатулиной Г.Г.

Источник

Профилактика нарушений осанки у детей и подростков.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Смотреть фото какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Смотреть картинку какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Картинка про какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Фото какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2021 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

Источник

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Родителям на заметку. Профилактика нарушения осанки у школьников

Родителям на заметку. Профилактика нарушения осанки у школьников

Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка. Вот почему первейшей задачей образовательных учреждений является создание надлежащих условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Большая статическая нагрузка более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или, не отвечающей своими размерами длине и пропорции тела школьника. В этих случаях школьники не могут сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка. Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертёжные или лабораторные в комплексе со стульями. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Основным видом ученической мебели для обучающихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Поэтому наряду с правильной организацией рабочего места школьника, важное значение в профилактике нарушений осанки отводится и ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки. Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками; специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и подобными видами спорта.

Источник

Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки

какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Смотреть фото какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Смотреть картинку какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Картинка про какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки. Фото какие мероприятия необходимо проводить для профилактики нарушения осанки

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Профилактика нарушений осанки у детей

Профилактика нарушений осанки у детей

Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. По данным медицинских осмотров детей установлено, что с приходом в детский сад нарушения осанки имеют 5-6% детей, а перед поступлением в школу – уже 20%, за время пребывания в начальной школе их количество увеличивается в 2 раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет почти каждый второй подросток. В профилактике нарушений осанки особенно важно их раннее выявление, проще и быстрее исправить данную патологию на ранней стадии, пока дело не дошло до сколиоза.

Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.

В профиль позвоночник имеет 4 изгиба – два кпереди (в шейном и поясничном отделах) и два кзади (в грудном и крестцовом отделах). Эти изгибы формируются в разное время развития ребенка. Так, шейный изгиб формируется в возрасте 3-4 месяцев после рождения, в процессе удержания головы, а в последствие функция сидения образует поясничный изгиб. Постепенно у ребенка после 5-7 летнего возраста формируется осанка, свойственная взрослым. У подростков в период полового созревания (10-14 лет) снова происходит изменение осанки, вследствие чего походка у юношей и девушек становится вразвалку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка, свойственная данному человеку.

Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в

В основе развития неправильной осанки лежат следующие факторы:

— слабое развитие костно – мышечной системы в детском возрасте;

— нерациональная организация рабочего места ребенка, а именно, неправильная посадка, столы и стулья, не соответствующие росту ребенка,

— кровать с мягким ложем;

— неправильный режим дня, недостаточная физическая активность ребенка.

В школе вместе с учителем и школьным врачом нужно правильно подобрать ученику рабочее место в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха.

Каковы же требования к рабочему месту ученика?

Для профилактики нарушений осанки ученику необходимо правильно организовать режим дня. Большое значение имеет чередование занятий и активного отдыха. Но прежде всего необходимо обеспечить ребенка постелью с жестким матрацем и невысокой подушкой. Для улучшения осанки очень полезно заниматься гимнастикой 2-3 раза в день по 15-20 минут при открытой форточке. Красивую, правильную осанку помогают выработать общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, ног, спины, живота, шеи. Есть специальные упражнения, вырабатывающие навыки правильной осанки. К подобным относятся упражнения у стены, с предметами (гимнастическими палками, мячами, скакалками), на равновесие. Вместо портфеля ученику полезнее носить ранец.

У детей с нарушениями осанки образ жизни должен быть активным, время пребывания на воздухе с подвижными играми нужно увеличить. Для разгрузки позвоночника во время школьных занятий и приготовления уроков рекомендуется использование матерчатых реклинаторов, которые надеваются на грудную клетку и фиксируют надплечье.

Ребенок с нарушением осанки должен находиться под диспансерным наблюдением у врача, желательно оздоровление ребенка в санатории, детском лагере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *