какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия

Что делать чтобы сохранить плодородие почв

какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть картинку какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Картинка про какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия

Время на чтение: 2 минуты

Условно все почвенные микроорганизмы можно разделить на две группы. Представителям одной группы необходим кислород – они живут у поверхности почвы. Другая группа – те же микроорганизмы, которые живут на глубине 15-30 см и приспособились к жизни без кислорода.

Что же происходит, когда мы перекапываем почву? Мы меняем местами ее слои, а значит, и условия насыщения кислородом. Если перекапывать почву часто, то в конце концов погибнут микроорганизмы и из верхнего слоя, и из глубокого слоя почвы. Некому будет перерабатывать почву и насыщать ее гумусом. Ясно, что на такой почве, которая со временем теряет даже свою структуру, ничего не вырастить.

Получается, что мы сами лишаем почвенный микромир пищи и поэтому у нас плохая почва.

какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть картинку какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Картинка про какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородияВ природе все рассчитано и организовано. Помните про круговорот веществ в природе? В течение всего вегетационного периода растения потребляют из почвы необходимые вещества, а в конце этого периода отдают обратно в почву листья, увядшие травянистые стебельки, веточки и др. Почвенные организмы перерабатывает эту органику и превращает их во вновь доступные питательные элементы для растений. Так происходит всегда!

Что же делать? Чтобы не нарушать круговорот на своем участке, растительные остатки компостируют, применяют для мульчирования. Осеннюю листву с деревьев не сгребают. Исключение составляют растения, пораженные различными заболеваниями. Эти растительные остатки (или/и пораженные листья деревьев) собирают и уничтожают. Вот что необходимо делать чтобы почва не истощалась.

Источник

Сохранение почвы: основные причины деградации и методы рекультивации земель

какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Смотреть картинку какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Картинка про какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия. Фото какие меры необходимо предпринимать чтобы почва не теряла своего плодородия

Ключевая характеристика сельскохозяйственной земли — это ее плодородность. Она складывается из разных составляющих (химический состав, увлажнение, уровень инсоляции и т.д.), но в конечном итоге значение имеет лишь общая характеристика. К сожалению, современные методы земледелия таковы, что они неизбежно приводят к деградации почв, то есть к снижению их плодородности. Задача каждого фермера, который хочет и далее получать высокие урожаи, заключается в сохранении плодородия почв, которые он обрабатывает или в восстановлении прежнего уровня плодородности, если земли сильно деградировали.

Причины деградации почвы

В природе характеристики плодородности почвы почти всегда постепенно увеличиваются. Дикие растения, впитавшие из земли различные химические элементы, погибая, возвращают их назад, привнося вдобавок еще и то, что они выработали из воздуха и солнечного света в процессе фотосинтеза.

Свой вклад в повышение плодородности дикой почвы вносят и животные организмы. Кому-то может показаться это невероятным, но на один гектар дикого поля приходится не менее 200 (!) кг микроорганизмов и еще около тонны животных покрупнее (от червей и насекомых до грызунов и мелких хищников). Помимо того, что все эти животные активно способствуют превращению местных растений в удобрения, они также создают в земле бесчисленное множество ходов и нор, по которым в землю попадает вода и воздух. А их наличие не менее важно для сохранения и повышения плодородия почвы.

К сожалению, методы обработки сельскохозяйственной земли радикально отличаются от естественных процессов и неизбежно наносят вред как всей экосистеме поля в целом, так и показателям плодородности почвы в частности. Регулярная вспашка, а также уничтожение сорняков и вредителей самым драматическим образом прерывают естественный ход вещей. Нарушается обмен воды и воздуха в почве, гибнет значительная часть мелкой фауны, целенаправленно пресекается видовое разнообразие растений.

Но хуже всего то, что люди, во-первых, изымают из природного круговорота органики на поле значительную часть биомассы в виде урожая, который никогда потом уже не возвращается в ту землю, из которой он высосал столько соков. Во-вторых, чтобы как-то компенсировать потерю питательных веществ в земле, ушедших вместе с увезенным урожаем, люди вносят огромное количество синтетических удобрений, а для борьбы с сорняками и вредителями используют ядохимикаты (пестициды и гербициды). Эта химия дает разовый эффект для увеличения одного конкретного урожая, под который она вносится, но в долгосрочной перспективе также снижает плодородность почвы, поскольку опять-таки истребляет микрофауну, так важную для сохранения плодородного слоя почвы.

Последствия деградации почв

Результаты сельскохозяйственной деятельности проявляются в виде катастрофических последствий, как в локальном, так и в глобальном масштабе. Если говорить о втором, то нужно отметить, что за последние 10 тыс. лет (когда люди занимались земледелием) общая площадь пригодных для использования в сельском хозяйстве земель сократилась вдвое. Доказано, что значительная часть современных пустынь и полупустынь появилась в результате антропогенного воздействия. Особенно здесь показателен пример Ближнего Востока, природа которого в древние времена была ближе к южной Европе, чем к северной Африке, как это имеет место быть сейчас.

Разумеется, не все земли, утратившие плодородность, деградировали именно из-за сельского хозяйства. Также очень сильно на это повлияла вырубка лесов и другие факторы.

Подводя итоги, среди основных причин, из-за которых возникает необходимость сохранения почвы, наиболее значимыми являются следующие:

Отдельно стоит упомянуть о тех ситуациях, когда происходит снятие и сохранение плодородного слоя почвы. Например, при крупномасштабном строительстве прилегающая к стройплощадке территория подвергается значительному урону в плане целостности и плодородности верхнего слоя грунта. Чтобы потом эту землю можно было использовать для выращивания культурных растений, перед строительством ее срезают, а по окончании строительных работ — возвращают обратно. Однако это идеальная ситуация. К сожалению, так делается далеко не всегда.

Методы сохранения плодородных почв

На то, чтобы сформировать 1 см гумуса (плодородного слоя почвы) в природных условиях средней полосы требуется около ста лет. Очевидно, что такие сроки для фермеров никуда не годятся, поскольку выращивать урожаи нужно сейчас, а не через тысячу лет. Поэтому первоочередной задачей становится сохранение плодородности грунта хотя бы на текущем уровне и постепенное его повышение из года в год.

Чтобы сохранение и восстановление плодородия почв представляло собой постоянный процесс, который в то же время не мешает заниматься сельскохозяйственной деятельностью, следует придерживаться известных каждому фермеру правил:

Рекультивация земель

Выше мы уже вскользь упомянули о таком способе восстановления земли, как рекультивация. Простое занятие сельскохозяйственной деятельностью редко бывает настолько разрушительным, чтобы возникла необходимость в проведении столь серьезных восстановительных мер. Обычно рекультивацию проводят на землях, сильно пострадавших от промышленной или строительной деятельности человека:

Также рекультивации, сохранению и восстановлению почв подлежат земли, в которых была нарушена естественная циркуляция поверхностных и грунтовых вод. На них искусственно восстанавливаются естественные направления движения воды.

За очень редким исключением рекультивация осуществляется в два этапа:

В России порядок проведения работ по восстановлению нарушенных земель регламентируется законодательством и уполномоченными органами государственной и местной власти. Рекультивация проводится строго на основе предварительно составленного проекта.

В зависимости от того, каковы были изначальные причины, по которым возникла необходимость в проведении восстановительных работ, использование рекультивированной земли в сельском хозяйстве становится возможным как в течение ближайших лет, так и может оказаться недопустимым в обозримой перспективе в принципе. Например, площадка, восстановленная после проведения обычных строительных работ или демонтажа здания, может быть включена в севооборот в самые кратчайшие сроки, в то время как рекультивированные территории бывших свалок и промышленных предприятий не подлежат использованию в сельском хозяйстве вообще.

Источник

Ответы к § 58. Почва как особое природное тело. География, землеведение 5-6 класс, Климанова

Страница 252

Вопрос к рисунку 175

Зачем в степи устраивают лесополосы?

Лесополосы в степи устраивают для предотвращения водной и ветровой эрозии почв. Также они играют большую роль в улучшении медоносной базы.

Страница 253

Вопрос 1

В чём состоит отличие почвы от горной породы?

Почва отличается от горной породы плодородием.

Вопрос 2

От каких условий зависит плодородие почвы? Приведите примеры.

Плодородие почвы зависит от количества питательных веществ в ней. При длительном и неразумном использовании почва может потерять плодородие.

Вопрос 3

Представьте, что прошёл дождь. Как вы думаете, какая почва высохнет быстрее – песчаная или глинистая? Почему?

Скорость высыхания почвы зависит от её структуры, поэтому после дождя быстрее высохнет песчаная почва, так как в ней избыток воздуха и недостаток влаги.

Вопрос 4

Какие меры необходимо предпринимать, чтобы почва не теряла своего плодородия?

Для того чтобы почва не потеряла своего плодородия нужно: 1) добавлять удобрения; 2) давать почве время на восстановление.

Вопросы и задания для обобщения по теме

1. Как живая оболочка Земли – биосфера – связана с другими её оболочками – атмосферой, гидросферой, литосферой? Приведите примеры подобных связей.

Биосфера тесно взаимосвязана с другими оболочками планеты: она проникает во всю гидросферу, в нижнюю часть атмосферы, охватывает поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера активно взаимодействует с литосферой в ее верхней части — земной коре. Так, растения корнями проникают в трещины и тем самым разрушают горные твердые породы, превращая их в осадочные, рыхлые породы.
Взаимодействие гидросферы и биосферы происходит наиболее активно. Влияние биосферы на гидросферу выявляется в поддержании солености океанической воды, которая за 200 млн. лет почти не изменилась. Дело в том, что организмы используют соли морской воды для жизнедеятельности, тем самым поддерживая неизменность состава воды гидросферы. Таким образом, все части биосферы тесно взаимодействуют с другими оболочками планетами.

2. Составьте описание растительности, животного мира и почв своей местности по плану: 1) наиболее распространённые растения; 2) самые характерные животные; 3) преобладающие почвы. Объясните зависимость растительности, почв и животного мира от климата и рельефа местности.

1) В моей местности наиболее распространёнными растениями являются: пихта, ель, сосна, лиственница, берёза, голубика, флоксы, анютины глазки, тысячелистник, ирисы, можжевельник.
2) В моей местности встречаются волки, лисы, бурые медведи, соболи, песцы, ондатры, выдры, норки, ежи, белки.
3) В моей местности преобладают дерново – подзолистые почвы.
Почва, климат, растительный и животный мир тесно связаны между собой. Состав почвы зависит от влажности, испаряемости и температуры воздуха, но он зависит и оттого, какие растения на нем произрастают и какие животные будут обитать.

3. Пользуясь дополнительными источниками информации, составьте рассказ (примерно на 3 минуты) об одном из растений или животных России, занесённых в Красную книгу. Можете сопроводить свой рассказ компьютерной презентацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *