какие меры олицетворяет море и небо
Что символизирует море
Осень наступила, в босоножках и сарафанах уже не походишь, но где-то на берегах южных морей – бархатный сезон. Что означает море для современного человека помимо отпуска в 2 недели и его стратегической важности для экономики либо безопасности страны? Символика моря также глубока, как и сам огромный водоем.
Символика моря
Море — это не только отдых, а еще и колыбель жизни
Море-море, мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных…
Над тобой встают как зори
Над тобой встают как зори
Нашей юности надежды.
Море – символ великой Прародительницы и колыбели жизни
Море – это огромная вода, где зародилась жизнь на земле. Во многих культурах море выступает как символ первичного источника жизни, бесформенного, неистощимого и полного неожиданностей. Неспроста первые древние цивилизации возникли на берегах теплых морей.
Море символизирует женскую энергию великой Праматери, плодородной, дающей жизнь, но и суровой.
Море является символом возрождения и перерождения. Войти в море символически означает вернуться в лоно матери, чтобы умереть и возродиться, смыв с себя прошлые жизни.
Море олицетворяет плодородие, изобилие и щедрость, благодаря многочисленным формам жизни, обитающим в его глубинах, а также спрятанным в нем сокровищам.
Море – символ бескрайности и надежды
Море символизирует простор, бескрайность и в итоге бесконечность. Море так огромно, что берегов не видно, неизвестно, что там за горизонтом. Море сулит надежду на лучшую жизнь, но ничего не обещает. Море является символом свободы, которую невозможно использовать по-настоящему, так как оно диктует свои правила, иногда не объявляя их заранее, а просто ставя перед фактом. Путь широк и открыт с одной стороны, но он полон опасностей и рисков, так как здесь нет возможности полагаться на свои ноги, которые твердо стоят на земле. Здесь во многом приходится отдаваться на волю стихии, а море – стихия мощная, переменчивая, легко сокрушающая отважных искателей.
«Нет для моря ничего особенного, чтобы сломать человека, пусть даже и наисильнейшего» (Гомер, «Одиссея»).
Море — стихия суровая, зовет в путь, но путь полон рисков
Море – символ иных миров
Подводные жители удивительны и разнообразны, что наделяет море символикой «иных миров»
Загадочное море всегда манило человека. Символика моря, указывающая на иные миры, вытекает из неизвестности о том, что находится за горизонтом. Очень часто по достижении других берегов моря мореплаватели обнаруживали иные народы, отличающиеся от них и по внешнему виду, и по культуре, и по ментальности. Из-за этого слово «заморский», имеющее один корень с морем, прочно ассоциируется с другими мирами, где все иначе, чем в родных местах.
Подводный мир уже сам по себе является «другим миром» для человека, который не может дышать и жить под водой. Удивительные существа, обитающие в воде и на морском дне, порождали много фантазий насчет подводно-морского мироустройства.
Особенно ярко символизм моря как иного мира проявляется в традиции древних славян, которые жили от моря далеко, связи с мореплаванием не имели, а потому могли только воображать о жизни заморских и морских жителей. Для древних русичей море символизировало край света, чужую далекую страну. Отсюда возникает и «лукоморье», что буквально означает «излучина моря», а также остров Буян, который находится за морем и наделен чертами неведомого потустороннего мира. Буян для славян языческих времен эквивалентен раю, а рай в свою очередь знаменовал понятие о загробном мире вообще, отделенном водной преградой от мира живых.
Море – символ вечного движения и перемен
Море никогда не стоит на месте. Даже если оно спокойно, все равно текут подводные течения, все равно слегка плещутся и накатывают волны, съедая следы на песке. Море – символ постоянного динамичного движения, а также символ преходящей жизни, перемен и отсутствия стабильности и в некоторых случаях измены. Образ изменчивого моря очень красиво использует Марина Цветаева для описания своего характера:
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Марина Цветаева в образе морской пены. Коллаж, О.Корчагина
Море – символ эмоций, интуиции и подсознания
Море является символом хранителя глубоких тайн и секретов, интуиции, эмоций, чувств, психического восприятия и подсознания. Море хранит в себе все события давно минувших времен с момента зарождения жизни. Нырять в море означает искать ответы на волнующие вопросы, раскрывать секреты, искать истину, доверять себе и своей интуиции.
Морская глубина — символ тайны и подсознания
Море символизирует «море жизни» человека, его эмоциональное состояние. Так, глубинные течения означают скрытые не осознаваемые чувства.
Волны прибоя указывают на эмоциональный хаос, на то что, эмоции и чувства полностью захлестнули человека. Также охваченность чувствами может символизировать и прилив. Надвигающаяся волна может говорить о том, что чувства окончательно вышли из-под контроля, и человек готов их обрушить на окружающих. Это бывает не всегда плохо: иногда, чтобы избавиться от старого необходимо великое волнение. Но всегда стоит помнить, что вода – очень мощная стихия, а разрушать – не строить. Морская волна означает эмоциональный подъем очень большой силы.
Волна символизирует большой эмоциональный подъем
Отливы символизируют отстранение, замкнутость и одиночество, время раздумий и передышки, латентного развития событий, умирания старого, чтобы возродиться в новом качестве с приливом.
Спокойное море символизирует огромную внутреннюю силу, а также эмоциональное и духовное равновесие.
Спокойное море — символ душевного равновесия
Море всегда манило и будет манить человека. Слишком большое значение оно имеет для жизни на этой земле. Слишком оно красиво, щедро и загодочно. Море помогает очиститься и возродиться, переосмыслить свою жизнь, символизируя одновременно бренность существования и постоянность перемен, напоминая об этом и примиряя с тем, что так было и будет всегда.
Море помогает человеку познать себя, очиститься и возродиться для новой жизни
Морским, песчаным, долгим берегам
Моя душа обязана стократно.
Когда волна ползла к моим ногам
И отходила медленно обратно, —
Я понимал, чего хотел прилив,
В чем заключался вечный труд отлива…
Когда ракушки, или камни скрыв,
Их море вновь являло терпеливо, —
Две истины открыла мне вода,
У берега отсвечивая бледно:
«Все в мире исчезает без следа»;
«Ничто на свете не пройдет бесследно».
Глубокое море, глубокие смыслы…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!
Какие миры олицетворяют море и небо в стихотворении Жуковского «Море»?
Каков смысл порыва морской стихии к небу?
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Я думаю что небо и море олицетворяют двойственность внутреннего мира человека.
Море представляет его беспокойство,смятени е,стремление что-то успеть,бурлящие чувства внутри него.
Небо же олицетворяет его стремление к покою и спокойной жизни, умиротворение и мудрость.
Ниже приведены инструкции о том, как правильно «Кормить море»:
Элегия «Невыразимое» написана в 1819 г., относится к периоду раннего романтизма, утверждающего абсолютный приоритет чувственности.
Несовершенство языка как рационального начала – лейтмотив элегии, сущность которого заключена в вопросе:
Поэт не перестает восхищаться «небрежной легкостью», с которой природа
но не придумано еще слов, которые могли бы это передать.
Более того, автор убежден, что даже самые поэтические натуры способны увидеть лишь малую часть той роскоши, которую дарит окружающий мир:
Жуковский подчеркивает, что душа человека распахнута навстречу очарованию рек и озер, полей и лесов. Но на душевные порывы не готов откликнуться разум, чтобы преобразить их в слова, равноценные увиденному.
Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это слова-символы –знаки, которые таят иной мир. Вот почему многие слова в тексте элегии употреблены не в прямом значении. Так, эпитет «тихий» как характеристика неба означает чувство лирического героя, но не является синонимом слова «негромкий». Часто такие эмоциональные красочные определения приобретают функцию существительных:
Ту же функцию несут олицетворения и метафоры:
Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен:
«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Элегия «Море» история создания
Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.
Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.
Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.
Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.
История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».
Анализ стихотворения В. А. Жуковского
Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.
Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.
Краткое содержание плана для анализа «Моря»:
Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:
Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.
Основная мысль произведения
Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.
Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.
Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.
И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.
Жанр и размер
Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».
Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».
Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.
Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.
Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.
В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.
Литературное направление
Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.
В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.
Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.
Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.
А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.
Композиция
Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:
Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.
Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.
Характеристика героев
Героями стихотворения можно назвать:
Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.
Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.
Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.
Лирический сюжет
При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».
Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.
Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Лирический герой
В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.
Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.