какие меры принимаются в случае обнаружения материалов и изделий не соответствующих требованиям

Какие меры принимаются в случае обнаружения материалов и изделий не соответствующих требованиям

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 36

Споры в суде общей юрисдикции:

1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Источник

Минстрой России разъяснил, как следует поступать с дефектными стройматериалами, изделиями, оборудованием

Отмечается, в частности, что обязанность по контролю за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства возлагается на лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения. Лицом, осуществляющим строительство, должен проводиться контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При осуществлении строительного контроля за безопасностью строительных материалов подрядчик может руководствоваться Классификатором основных дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов, утвержденным Главной инспекцией Госархстройнадзора РФ 17.11.1993, который содержит классификационные признаки критических и значительных дефектов по основным видам строительно-монтажных работ, производимых строительных материалов, конструкций и изделий.

В соответствии с Классификатором критический дефект представляет собой дефект, при наличии которого изделие, конструкция функционально непригодны и их использование может повлечь потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения, его части или конструктивного элемента. Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой работ. Значительным дефектом признается дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность. Такой дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами.

Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах. Далее может быть принято одно из трех решений:

— поставщик выполняет замену несоответствующих материалов, изделий, оборудования соответствующими;

— несоответствующие изделия дорабатываются;

— несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и органом государственного контроля (надзора) по его компетенции (пункт 7.1.5 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»).

Источник

Какие меры принимаются в случае обнаружения материалов и изделий не соответствующих требованиям

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФАКТАМ ОБНАРУЖЕНИЯ ТОВАРОВ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ЗАЯВЛЕННЫМ СВОЙСТВАМ

Руководство по добросовестной практике

Cooperation of producers and consumer organizations on the facts of detection of goods that do not meet the mandatory requirements or the declared properties. Guidelines on diligent practice

Дата введения 2018-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Российский институт потребительских испытаний» (РИПИ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 «Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на деятельность производителей товаров при взаимодействии с потребительскими организациями при выявлении несоответствия потребительских товаров обязательным требованиям или заявленным свойствам, а также на деятельность потребительских организаций при выявлении опасных товаров.

Стандарт устанавливает свод правил и процедур, выявленных на основе изучения лучшей практики, соблюдение которых обеспечивает разумный баланс интересов производителей и потребителей и приоритет защиты интересов потребителей от опасных товаров и (или) товаров ненадлежащего качества, а также содержит рекомендации по дальнейшему улучшению практики взаимодействия.

Стандарт может применяться для взаимодействия производителей с иными субъектами рынка (отдельными потребителями, группами потребителей, производителями аналогичных товаров и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56691 Безопасность потребительских товаров. Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции

ГОСТ Р 54888 Руководство по добросовестной практике для организаций по защите прав потребителей

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 заявление: Письменный документ, содержащий сведения о выявленном на потребительском рынке опасном товаре, а также о выявленных нарушениях обязательных требований при производстве товаров.

3.3 опасный товар: Товар, использование которого причинило или может причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или окружающей среде.

3.4 товар ненадлежащего качества: Товар, не соответствующий обязательным требованиям нормативных правовых актов, либо товар, не соответствующий заявленным свойствам (фальсифицированный товар).

4 Рекомендации по оформлению обращения потребительской организации

При выявлении на рынке опасного товара, товара ненадлежащего качества (фальсифицированного товара) потребительская организация информирует об этом производителя товара согласно ГОСТ Р 54888.

Обращение к производителю должно быть изложено в письменном виде и содержать краткую информацию о потребительской организации (целях, задачах, учредителях и пр.) и результатах проведенных исследований. В нем указываются следующие данные:

— данные изготовителя (наименование, адрес);

— данные места закупки (наименование торгового предприятия, адрес) и дата закупки;

— сведения о выявленных нарушениях (ссылки на конкретный пункт нормативного правового акта);

— данные исследования (параметр, значение).

К обращению прилагают копии следующих документов:

— акта обезличивания и шифрования образца;

— акта приема-передачи в испытательную лабораторию;

Обращение потребительской организации может завершаться просьбой прокомментировать полученные результаты в срок до 10 рабочих дней и указанием предполагаемой даты публикации или начала распространения полученной информации о результатах проведенного исследования.

5 Действия производителя по проверке обоснованности поступившего обращения

5.1 Производители товаров взаимодействуют с потребительскими организациями на условиях равноправного партнерства. Потребительская организация не обладает по отношению к производителям товаров и услуг властными полномочиями, то есть не является органом государственной власти, и должна руководствоваться действующим законодательством и интересами потребителей.

5.2 Производитель регистрирует все поступившие обращения потребительских организаций по вопросам, связанным с выявлением на рынке опасных товаров и товаров ненадлежащего качества, и проводит первичную проверку обоснованности поступившего обращения на основании анализа приложенных к обращению сопроводительных документов.

При отсутствии в обращении потребительской организации документов, позволяющих проверить обоснованность обращения, производитель запрашивает у потребительской организации дополнительные документы, поясняющие, на основании каких именно данных сделан вывод об опасности или фальсификации товара.

5.3 По результатам первичного анализа документов производитель делает вывод о наличии/отсутствии оснований для проведения дополнительной проверки и принятия мер к предотвращению выпуска опасного или фальсифицированного товара.

5.4 После проведения внутреннего расследования по поступившей претензии производитель письменно информирует потребительскую организацию о принятом решении по дальнейшим действиям. Решение может иметь несколько вариантов:

— N 1: предоставить данные собственного исследования товара, по которому получена претензия, подтверждающие его безопасность и качество, и предложить провести совместные дополнительные исследования с целью установления истины;

— N 2: признать обоснованность выводов потребительской организации об опасности (фальсифицированности) товара, указать причину возникшей проблемы, принять программу по ее устранению и сообщить потребительской организации о результатах;

— N 3: признать обоснованность выводов потребительской организации об опасности (фальсифицированности) товара и предложить потребительской организации принять участие в мероприятиях по устранению выявленных недостатков и перепроверке новых образцов товаров, поступающих в продажу после проведения корректирующих мероприятий.

6 Взаимодействие производителя с потребительской организацией при признании обоснованности обращения

6.1 В случае если реализуется вариант N 2 (см. 5.4), производитель разрабатывает программу устранения выявленных недостатков в товаре согласно ГОСТ Р 56691.

6.2 Производитель совместно с потребительской организацией принимает меры по доведению до потребителей информации о наличии недостатков в товаре, способах устранения выявленных недостатков, а также о компенсационных мерах, предлагаемых потребителям.

6.3 Информация о порядке устранения выявленных недостатков в товаре в обязательном порядке включается в общую информационную рассылку для СМИ и информационных агентств и должна содержать точное наименование товара, указание на выявленный недостаток, правила безопасной эксплуатации товара (если необходимо), способы устранения недостатков и иные сведения, на основании которых потребитель сможет принять решение о последствиях дальнейшей эксплуатации (употребления) товара без устранения выявленного недостатка.

7 Взаимодействие производителя с потребительской организацией по проверке обоснованности обращения

7.1 В варианте N 1 (см. 5.4) производителю предлагается провести совместное с потребительской организацией арбитражное испытание по следующей схеме:

— совместно выбирается независимая лаборатория (арбитражная), которая ранее не участвовала в испытаниях;

— контрольный образец товара, хранящийся в потребительской организации, идентифицируется производителем как собственный; при этом составляется акт об идентификации товара производителем, один экземпляр которого передается потребительской организации;

— контрольный образец товара передается в выбранную испытательную лабораторию для проведения исследования только по спорному параметру;

— полученные результаты арбитражного исследования поступают как в потребительскую организацию, так и производителю;

— заказчиком испытаний является потребительская организация.

Если по результатам испытания контрольного образца данные, полученные ранее, подтверждаются, производителю направляется соответствующее уведомление (с приложением протоколов испытаний), а данные о товаре-нарушителе передаются в контрольно-надзорные органы согласно ГОСТ Р 54888.

Если по результатам испытания контрольного образца данные, полученные ранее, не подтверждаются, производителю направляется соответствующее уведомление (с приложением протоколов испытаний). Производитель вправе потребовать от потребительской организации проведения расследования в отношении испытательной лаборатории, предоставившей первичные результаты. Потребительской организацией проводится внутреннее расследование с целью выявления причины полученного отрицательного результата.

В результаты исследования продукции, подтвердившей свою безопасность и качество, вносятся необходимые корректировки и комментарии в полном соответствии сданными, полученными в рамках арбитражных испытаний.

7.2 В случае если реализуется вариант N 3 (см. 5.4) или, если на каком-либо этапе взаимодействия производитель проводит корректирующее действие (внутреннее расследование, устанавливает причину несоответствия), со стороны потребительской организации возможна помощь в устранении выявленных несоответствий, например:

— предоставление производителю рекомендаций экспертов по возможным причинам несоответствия и мерам их устранения;

— проведение аудита производства с целью выявления возможных причин несоответствия.

7.3 В случае, если производитель провел корректирующие действия, данные и информация об этом передаются в потребительскую организацию. В случае возникновения вопросов или сомнений в достоверности представленных производителем данных и информации о проведенных им корректирующих мерах потребительская организация вправе направить уточняющий запрос.

7.4 В случае, если представленные производителем объяснения и описание принятых мер признаны потребительской организацией обоснованными, производятся повторные подтверждающие испытания по следующей процедуре:

— производится закупка образца товара, выпущенного после проведения корректирующих мер (с учетом контрольного образца);

— время закупки определяется индивидуально с момента подтверждения производителем завершения корректирующих действий с учетом времени цикла производства и дистрибуции продукции;

— испытания образца проводят в испытательной лаборатории, показавшей несоответствие образца действующим нормативам;

— затраты потребительской организации на проведение испытаний погашает производитель.

7.5 В случае если новое исследование показывает соответствие образца нормативу, проблема считается решенной. При этом производителя информируют об устранении несоответствия. Информацию о принятых производителем мерах и устранении выявленных нарушений размещают на сайте потребительской организации.

В случае если повторные испытания показали наличие нарушений, производителю направляют информационное письмо, а данные о выявленном нарушении передают в контрольно-надзорные органы.

7.6 В зависимости от степени опасности товара, по которому выявлено нарушение, производитель может включать в корректирующие мероприятия информирование потребителей о соблюдении определенных правил при использовании данного товара, а также меры по ограничению реализации товара на период проведения проверки и корректирующих действий.

Источник

Оборот некачественной продукции: причины и последствия

Автор: Васильев Ю. А., д. э. н., автор серии книг «Годовой отчет»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Приходится констатировать, что в нашей жизни такое имеет место. Но государство решило принять меры: Федеральным законом от 18.07.2017 № 175-ФЗ установлена ответственность для нарушителей. Кто же и как будет наказан? Какие меры можно принять, чтобы не подпасть под санкции? Что еще нужно знать бухгалтеру предприятия об операциях с некачественной продукцией?

В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики РФ, так и промышленности в целом. Высокая доля незаконного товара в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики и соблюдать стандарты качества (их нарушение, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.

В пищевой промышленности острота ситуации с незаконным оборотом продукции объясняется высокой степенью риска, который несут некачественные продукты для безопасности потребителя. Основными проблемами в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются фальсификация, а также несоблюдение производителями требований к безопасности, установленных техническими регламентами.

В топливной промышленности незаконный оборот продукции отчасти связан с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества – это один из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок.

В химической промышленности незаконный оборот характерен для парфюмерно-косметической продукции – реализуются фальсификаты, а также для реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений при незаконном использовании товарных знаков.

В автомобильной промышленности основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.

Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 № 2592-р утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. В качестве основных мер названы:

совершенствование законодательства РФ, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и продажи.

Ожидаемые результаты реализации названных мер: сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории РФ в целом и по отдельным отраслям, внедрение современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции в России, создание комфортных условий для ведения бизнесом добросовестной предпринимательской деятельности.

Новая ответственность и прежние санкции

Практика показывает, что в национальном правовом поле требования действительно становятся обязательными для правоприменителей, когда за их несоблюдение предусмотрена ответственность, причем не размытые, неконкретные санкции, а определенные и четкие штрафы, относящиеся к конкретным правонарушениям. Возможно, руководствуясь такой логикой, законодатель и ввел ответственность за несколько нарушений, влияющих на обращение некачественной продукции. В роли нарушителей могут выступать продавцы, изготовители, исполнители, а также лица, выполняющие функции иностранного изготовителя. Штрафы для них, предусмотренные Федеральным законом № 175-ФЗ, приведены в таблице (ст. 14.46.2 КоАП РФ).

Вид правонарушения

Меры ответственности

Невыполнение лицом, которому стало известно о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции, обязанности по информированию органов власти, контролирующих соблюдение требований технических регламентов, о несоответствии такой продукции указанным требованиям

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

Невыполнение обязанности по проверке достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции либо невыполнение требования органа власти, органа, контролирующего соблюдение требований технических регламентов, о представлении материалов указанной проверки

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 до 40 тыс. руб.

Невыполнение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании

Штраф для предпринимателей от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 30 до 100 тыс. руб.

Невыполнение обязанности по приостановлению производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции, либо отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

Перечисленные требования, за нарушения которых установлена ответственность, предусмотрены в Законе о техническом регулировании.

Как видим, санкции немалые, особенно за продолжение производства и реализации некачественной продукции вопреки законодательно установленному запрету. Если такое нарушение будет выявлено повторно, то не только возрастет штраф (для предпринимателей – до 50 тыс. руб., а для юридических лиц – до 1 млн руб.), но и дополнительно будут конфискованы предметы административного правонарушения либо будет осуществлено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отметим, что до введения вышеуказанных штрафов ответственность за перечисленные правонарушения не была установлена в законодательстве. Хотя есть штрафы для изготовителей, исполнителей (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), продавцов за нарушение требований технических регламентов. В частности, ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрены санкции, которые обобщены в таблице ниже.

Вид правонарушения

Меры ответственности

Нарушение обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не отвечающей таким требованиям

Штраф для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб., для предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб.

Указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Штраф для должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., для предпринимателей – от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 600 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения либо без таковой

Повторное нарушение, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Штраф для должностных лиц от 30 до 40 тыс. руб., для предпринимателей – от 40 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 700 до 1 000 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения либо приостановление бизнеса на 90 дней

К сведению: под обязательными понимаются требования к продукции и связанным с нею процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с Законом о техническом регулировании.

Практика показывает, что к названным видам ответственности достаточно часто привлекают организации и предпринимателей территориальные органы МЧС. Введение новых видов ответственности за обращение некачественной продукции позволит использовать эти рычаги воздействия и другим ревизорам (Роспотребнадзору, Минздраву).

К сведению: проверка соответствия продукции санитарным правилам и техническим регламентам относится к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Действия производителя при выявлении некачественной продукции

Порядок данных действий регламентирован Законом о техническом регулировании. Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора). В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан провести проверку достоверности поступивших сведений. Затем изготовитель обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора).

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, и сроки реализации этих мероприятий. Приказом Росстандарта от 29.03.2017 № 647 утверждены методические рекомендации по разработке такой программы. Если для предотвращения причинения вреда необходимы дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами.

На заметку: орган государственного контроля (надзора) оказывает содействие в реализации программы мероприятий и осуществляет контроль ее выполнения.

Если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо устранению угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:

выдать предписание о приостановке реализации указанной продукции;

информировать потребителей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при ее использовании.

В свою очередь, производитель при выявлении в обращении некачественной продукции производит ее отзыв с целью защиты здоровья и безопасности потребителей. Другой вариант корректирующего действия – устранение выявленных недостатков (проведение ремонтных работ).

В программе мероприятий по предотвращению причинения вреда продукцией с выявленными недостатками в обязательном порядке указывается в числе идентификационных данных количество отзываемой продукции, описание неисправности (дефекта), описание ремонтного воздействия. Прикладывается инструкция по ремонту, экземпляры которой также могут быть направлены конечным потребителям продукции. Но самое главное – уведомить их о выявленном недостатке продукции.

За выполнение указанной программы производитель отчитывается перед Росстандартом (его территориальными органами). Ведь именно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработало упомянутую методичку в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Программа устранения недостатков продукции может быть не разработана, если производитель не согласен с самим выявленным нарушением (несоответствие продукции установленным требованиям технических регламентов). В таком случае несогласное лицо может быть оштрафовано по ст. 19.5 КоАП РФ – за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), когда в предписании содержится требование о разработке программы устранения недостатков продукции (Постановление АС УО от 12.12.2016 № Ф09-10573/16).

Последствия обращения некачественной продукции для бухучета

Они на самом деле возникают еще до того, как поступит информация о реализации готовой продукции с дефектами. По своей экономической сущности устранение дефектов (недостатков) выпущенной в обращение продукции напоминает гарантийный ремонт. Оба мероприятия проводятся бесплатно для потребителя и финансируются за счет производителя, который в свою очередь данные затраты закладывает в себестоимости.

Бухгалтерский учет расходов, которые резервируются, регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Исходя из норм стандарта резерв можно охарактеризовать как оценочное обязательство, которое отражается в учете и отчетности в наиболее достоверной стоимостной оценке.

В ПБУ 8/2010 приведен один из вариантов оценки резерва под гарантийный ремонт и обслуживание товаров: определяется процент от стоимости проданных товаров на гарантии, который показывает, с какой степенью вероятности товары будут возвращены как некачественные и не подлежащие ремонту и какая доля товаров потребует дополнительных затрат на ремонт. Данные для оценки берутся из прошлых периодов или плановых расчетов. Затем, умножив процент на стоимость проданных товаров, организация получает сумму, которую следует зарезервировать под покрытие расходов на гарантийное обслуживание (ремонт). Применима ли эта методика к ситуации, когда речь идет не о гарантийном ремонте, а об исправлении недостатков продукции, возникших не в связи с эксплуатацией?

Почему бы нет. В момент, когда производителю поступает информация об обращении некачественной продукции, он начинает определять существенность недостатка, возможные затраты на его устранение и ориентировочное количество продукции, которую придется отзывать для ремонта. Все эти сведения являются приблизительными, однако технические специалисты и бухгалтер в состоянии предоставить достаточно объективные данные. На их основании и в силу норм ПБУ 8/2010 финансовый работник имеет право отразить в учете резерв по предстоящим расходам, которые организации придется понести в силу требований законодательства, в частности, норм Закона о техническом регулировании.

Пример.

Предприятие выпустило партию продукции, половина из нее была реализована. После этого от потребителей стали поступать претензии. По подсчетам специалистов, на устранение недостатка по продукции, которая отозвана, производителю придется понести затраты в размере 500 тыс. руб. Расходы на исправление неисправности по продукции, которая не реализована и находится на складе, меньше и составляют ориентировочно 300 тыс. руб. Со временем производитель исправил часть отозванной продукции, расходы составили 400 тыс. руб. Недостатки продукции на складе исправлены полностью, затраты равны 300 тыс. руб.

Резерв расходов на устранение недостатков некачественной продукции составит 800 тыс. руб. (500 + 300), включая расходы на исправление проданной продукции и нереализованной продукции. Данный резерв отражается в учете, после чего будет погашаться за счет фактически осуществляемых расходов. Ремонт некачественной продукции производится силами самой организации, ее выпустившей.

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

После выявления некачественной продукции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *