какие меры запрещены в россии
Хочу почитать запрещенную в РФ книгу. Что мне за это будет?
А отправить себе с компьютера на телефон через Вконтакте?
Какие действия разрешены, а какие — запрещены? Расскажите, пожалуйста.
Максим, несмотря на то что многие считают Россию полицейским государством, списка запрещенных для чтения книг в РФ не существует.
Читать, копировать со своего телефона на свой же компьютер, скачивать любую литературу можно без ограничений — и ничего за это не будет.
Давайте разберемся подробнее.
Что говорит закон
В России нет списка книг, которые запрещено читать. Есть федеральный список экстремистских материалов. Он размещен на сайте министерства юстиции. Там сейчас примерно 4500 пунктов.
В список может попасть книга, статья, газета, журнал, песня или материал из интернета. Но просто так, по своему усмотрению, Минюст этот список пополнять не может: нужно вступившее в законную силу решение суда, по которому тот или иной материал признали экстремистским.
Экстремизм — понятие очень обширное. Слово произошло от латинского extremus — крайний. Означает оно приверженность к крайним мерам. Например, убийства, уничтожение целых групп людей ради достижения тех или иных политических и экономических целей
В список Минюста входят, например, такие материалы:
Но вот ответственности за чтение экстремистской литературы законом не предусмотрено. Вы можете слушать группу «Коловрат» и читать Гитлера сколько угодно.
За что придется отвечать
Отвечать придется только в случае, если вы производите, храните или массово распространяете материалы, включенные в этот федеральный список. Например, вы напечатали копии книги «Майн Кампф» на принтере и раздарили всем знакомым. Или включили песню «Коловрата» на переносной колонке и пошли гулять в центральный парк. Или размещаете подобные материалы в открытом доступе в соцсетях.
И листовки на заборе, и тексты экстремистских книг на стене во Вконтакте, и видеозаписи с экстремистскими песнями в своем аккаунте на Ютубе — по закону это все считается массовым распространением. Ответственность за это может быть административная, по статье 20.29 КоАП РФ, а может быть и уголовная. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Слышал, что в России сажают за репосты. Как это возможно?». Вину человека, который распространяет такие материалы, должен установить суд.
Но если вы скачали книгу себе на телефон, сами ее читаете и никому не показываете — это не массовое распространение. Если даже вы показали ее другу — это тоже не массовое распространение.
За скачивание материалов, признанных экстремистскими, их пересылку самому себе любым способом, хранение их в бумажном виде, на телефоне или компьютере ответственности нет.
Подвожу итоги
За все это ничего не будет.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Абсурдные и не правовые антиковидные ограничения (запрет продажи товара или оказания услуги гражданам, которые находятся без СИЗ, равно как без предоставления справки о вакцинации)
Во время пандемии коронавируса государственным органам необходимо было оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, в том числе заниматься и нормотворчеством, внося правовую определенность, разрабатывая новые правила поведения, в основном связанные с дополнительными санитарно-эпидемиологическими мероприятиями для недопущения распространения коронавирусной инфекции.
В правоприменении возникла ситуация при которой административные органы выдавали желаемое за действительное, а именно: штамповали протоколы об административном правонарушении актов субъектов РФ, не соотнося их с реальными положениями таких актов, а суды общей юрисдикции доверчиво подобным образом формально штамповали постановления о привлечении лиц к ответственности. Такая ситуация сопровождалась заявлениями с высоких трибун от исполнительной власти о необходимости жесткости борьбы с нарушителями антиковидных мер, причем региональным властям был дан полный «карт-бланш».
Одним из таких «карт-бланшей», в виде ограничительных мер было то, что региональные власти стали запрещать продажу товара или оказания услуги гражданам, которые находятся без СИЗ, а кто-то пошел еще дальше и запретил продавать товар или оказывать услугу без сертификата вакцинации или отрицательного ПЦР-теста.
А теперь мы посмотрим на то, как такой «карт-бланш» региональные власти использовали и все ли соответствовало праву? Перед тем как ответить на этот вопрос, я скажу одно, что пандемия коронавируса обнажила и без того серьезные проблемы ограничения естественных прав с помощью быстрых и непродуманных решений исполнительной власти, способствующих только одному – эрозии права. Следует заметить, что автор считает, что ограничительные меры должны быть, но они должны быть разумными, выверенными, а главное согласованными в системной взаимосвязи с иными правовыми источниками.
Одними из таких ограничительных мер было следующее. В некоторых субъектах РФ на уровне региона издали акты, в которых было указано, что предприниматели не имеют права обслуживать посетителей, если последними не будет соблюдена обязанность по ношению СИЗ – к примеру, в Указе Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 № 78-УГ.
Другие субъекты пошли по второму пути. В п.12.2 Указа Мэра города Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ (в ред. 06 октября 2020 года) власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) (далее – СИЗ).
Тем не менее, я не могу согласиться с позицией судов Московского региона, которые указывают, что при продаже предпринимателем или оказанием услуги, лицу без СИЗ, он нарушает Указ Мэра г.Москвы (п.12.2), что влечет привлечения к ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. (Такая позиция указана в Решении Московского городского суда от 11.05.2021 по делу N 7-6748/2021).
Также не понятны, мотивы судов Московского региона, т.к. исходя из п.12.2 Указа Мэра г.Москвы не следует наличия прямого запрета для хозяйствующего субъекта, который мог бы не обслуживать посетителей без СИЗ на кассе. Нормативные акты, устанавливающие публичные обязанности, не подлежат расширительному толкованию, поэтому я соглашусь с заявителями жалоб в Мосгорсуд, которые указывают аналогичный довод. (Решение Московского городского суда от 11.05.2021 по делу N 7-6748/2021).
Возвращаясь к вышеуказанному Указу Главы Мордовии (и такому варианту установления ограничений), следует отметить, что даже в случае неисполнение установленных ограничений для реализации товаров и услуг гражданам не может являться поводом для привлечения предпринимателей по 20.6.1 КоАП РФ, несмотря на прямой запрет в региональном акте, равно как предприниматель не может отказать потребителю в оказании услуги или продаже товара.
Возникла парадоксальная ситуация, когда хозяйствующему субъекту приходится выбирать, что же ему выгоднее нарушить: Закон о защите прав потребителей или попасть под ст.20.6.1 КоАП РФ? И этот ответ разрешается не в пользу потребителей.
На данный момент сложилась судебная практика, которая указывает, что отказ в обслуживании потребителей без СИЗ не будет являться нарушением Закона «О Защите прав потребителей», со ссылками на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (далее – Правила) во взаимосвязи с п.4 ст.426 ГК РФ (публичный договор), региональных подзаконных актов о режимах повышенной готовности и, что примечательно, на основе писем Минпромторга России от 11 мая 2020 г.N ЕВ-32091/15 (далее – методические рекомендации), информационного письма от 20.05.2020 Роспотребнадзора (далее- письмо) (Определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 г. по делу N 8Г-5289/2021[88-6282/2021], Решение Клинцовского городского суда Брянской области от17.02.2021 года по делу №2-307/2021, Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 07.12.2020 по делу №2-4094/2020). Не соглашаясь с такими выводами, выстрою собственный правовой ответ на вопрос правомерности отказа в обслуживании потребителя.
Автор не будет останавливаться на том почему договор розничной купли-продажи является публичным и находится в «орбите» ст.426 ГК РФ.
Пунктом 4 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Толкование пункта 4 ст.426 ГК РФ является ключевым при соотношении данного пункта и новых Правил, принятых Правительством, якобы как-то регулирующим частные правоотношения, связанные с исполнением публичных договоров.
Все суды ссылаются на Правила, которые, в том числе, предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил по мнению судов взаимосвязан и как-то регулирует исполнение гражданских договоров публичного типа, регулируемыми ст.426 ГК РФ, но на мой взгляд взаимосвязи нет никакой, ни в буквальном, ни в расширительном толковании. Более того, переходя по гиперссылке в информационно-правовых базах на виды принятых правил Правительством РФ, этих пресловутых Правил там нет, что очевидно.
Существующие правила, принятые в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ, прямо взаимосвязаны с исполнением публичных договоров, к примеру: Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, Правила оказания услуг автостоянок, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 и т.д.
Очевидно, что суды выдают желаемое за действительное, необоснованно «притягивая» эти Правила к тем правилам, которые принимаются в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ. Это делается по причине того, что судам как-то же необходимо обосновать для потребителя обязанность соблюдения ограничительных региональных антиковидных мер и этих Правил для возможности заключения с ним договора розничной купли-продажи в силу п.4 си.426 ГК РФ.
При данных обстоятельствах положения региональных актов с ограничительными антиковидными мерами, в которых прямо предусмотрена обязанность (либо такая обязанность вытекает из толкования такого положения в судебной практике) для предпринимателя в отказе продажи товара или оказании услуги потребителю без СИЗ, противоречит Гражданскому кодексу, который имеет более высокую юридическую силу, чем региональные акты с ограничительными антиковидными мерами.
Относительно методических рекомендаций и письма Роспотребнадзора, то ссылки на эти акты в судебных актах не выдерживают никакой критики, так как это мнение отдельных исполнительных органов власти, не имеющих статус нормы права.
Таким образом, исходя из гражданского законодательства и Закона «О защите прав потребителей», такой отказ потребителю является нарушением его позитивных прав.
Разобрав позитивное регулирование этого вопроса, хотелось бы его кратко проанализировать относительно политики права, т.е. анализа того, каким позитивное право должно быть с точки зрения содержательных задач общества и государства, т.к. пока юрист тщательно не осознает собственные экономические, этические, идеологические, психологические воззрения, его правовые взгляды не будут сколько-нибудь последовательными и логичными. Особенно такой анализ важен в такой сложный ковидный период, когда жизнь общества становится все более зависимой от правовой регуляции, и в такой ситуации какие-либо не сбалансированные и не выверенные правотворческие акты дорого обходятся обществу.
Объективно говоря о данных антиковидных ограничениях, которые были рассмотрены выше, следует о заметить, что на практике они не работают от слова совсем, а в обществе вызывают раздражение и особенно негодование, когда за несоблюдение таких мер происходит привлечение к административной ответственности. Ни для кого не будет секретом, что ношение масок в местах совместного пребывания граждан является формальной процедурой и граждане надевают маску по привычке только на кассе, чтобы к ним не «придрались», а должностные лица хозяйствующих субъектов предлагают надеть маску только из-за боязни быть привлеченным к административной ответственности. Таким образом, с точки зрения политики права такие антиковидные меры бессмысленны и контрпродуктивны, но они продуктивна для пополнения казны.
Напоследок хотелось бы отметить антиковидные ограничения, которые походят на произвол, где исполнительная власть Республики Башкортостана перестаралась. В Указе о внесении изменений в Указ главы Респ.Башкортостан от 18.03.2020 №УГ-111 от 18.06.2021 года указано следующее: обязать граждан исполнять правила поведения организаций, в части требований, касающихся правил поведения граждан при обращении в организации в целях приобретения товаров, получения услуг лишь при наличии одного из документов, указанных в пункте 10.1 Указа: справка(сертификат) о прохождении вакцинации, о наличии противопоказаний к вакцинации против Ковида-2019, об отрицательном результате исследования на Ковид-2019 методом ПЦР.
Какие-то комментарии тут излишни… В этом случае лишь можно констатировать, что региональная власть, почувствовав в своих руках новые рычаги влияния на население, в виде возможности введения антиковидных мер, до коле им не известных, снова не справилась и ничего кроме как недоумения от таких актов их деятельность не вызывает.
Принят закон о запрете определенных действий. Что это значит?
18 апреля президент подписал поправки в уголовно-процессуальный кодекс. Через 10 дней закон вступит в силу и людям можно будет запрещать что-то делать. Но не что угодно, не всем людям и не просто так.
Название, конечно, дурное. В США подобная штука называется restraining order — вроде как сдерживающий приказ. Когда герой говорит: «Я не могу позвонить своей бывшей девушке» — «Почему?» — « I have a restraining order », — это вот примерно то же самое.
Мы разобрались в нововведениях и российской специфике этого закона с дурацким названием.
Кого это касается?
Свидетелей по уголовным делам запрет напрямую не касается. Но это может коснуться их косвенно: например, если подозреваемому запретят общаться с родственниками, а свидетель окажется в их числе.
Что значит «мера пресечения»?
Мера пресечения — это какие-то запреты и ограничения, которые государство может наложить на человека, чтобы не дать ему сделать что-то вредное. Мера пресечения ограничивает свободу человека. Если есть подозрения, что человек, например, грабит караваны, но это пока не доказано, то на время следствия его могут посадить под домашний арест или заключить под стражу — то есть насильно временно ограничат его свободу, чтобы он не мог и дальше грабить караваны. Хотя приговора еще нет, но меру пресечения уже можно применить — причем надолго.
Есть несколько вариантов мер пресечения, например подписка о невыезде, личное поручительство, залог, домашний арест и заключение под стражу. Их применяют, если подозреваемый или обвиняемый может скрыться, продолжать преступления, угрожать, уничтожить доказательства или как-то еще помешать производству по уголовному делу. Все знают о нашумевших историях, когда режиссеру или министру назначают домашний арест, а предпринимателей заключают под стражу. Вот это все — меры пресечения.
Что изменилось?
Запрещать определенные действия могут в рамках арбитражных дел. Например, можно запретить продать недвижимость, если должник не отдает деньги и есть риск, что он избавится от имущества.
Но эти запреты не касались личных прав и свобод конкретного человека. Поэтому когда подозреваемый проходил по уголовному делу и нужно было ограничить его передвижения и круг общения, можно было только поместить под домашний арест. Запретить пользоваться интернетом, посещать какие-то мероприятия и общаться с конкретными людьми без домашнего ареста было нельзя.
Какие действия могут запрещать?
Список запретов конкретный и закрытый. Это значит, что другие действия запретить нельзя. Вот что можно запретить:
Других действий в списке нет.
Запрещать могут какое-то одно действие из перечня, несколько или все сразу. Могут сначала запретить что-то одно, а потом добавить еще запретов. Если подозреваемого отпустили под залог, то могут дополнительно запретить с кем-то общаться, пользоваться интернетом и куда-то ходить. Еще эти меры могут применять дополнительно к домашнему аресту, но они упоминались и до этого закона.
Как будут накладывать запрет?
Запрет может наложить только суд. Следователь или дознаватель возбуждает ходатайство перед судом, в котором просит запретить такому-то человеку совершать определенные действия из перечня. Следователь обязан объяснить, зачем это нужно. Суд выносит постановление: запретить действия или не запрещать.
Постановление отправят следователю, прокурору, самому подозреваемому, а также потерпевшему или свидетелю — если запрет как-то касается их безопасности. Если запретили управлять автомобилем, заберут права.
В постановлении напишут, из какого помещения нельзя выходить, в какое время, к какому именно объекту не подходить, с каким человеком не общаться и в течение какого времени. Все конкретно.
Постановление о запрете определенных действий нужно исполнять немедленно. Но его можно обжаловать.
Если во время запрета случится форс-мажор
Запрет не касается звонков в скорую, аварийные службы или полицию. Но о каждом звонке нужно сообщать в орган, который контролирует исполнение запрета. Можно неограниченно связываться со следователем и дознавателем. А вот про адвокатов ничего не сказано.
Если подозреваемый попадет в больницу, запрет продолжит действовать. Там ему тоже не дадут телефон и не пустят друзей, если это запрещено.
На какой срок запрещают действия
Срок для остальных действий из перечня установит суд. Применить запрет можно в любой момент производства по уголовному делу.
Важно, что срок запрета на выход из дома засчитывается в срок содержания под стражей. Почти как домашний арест. Но если домашний арест засчитывают день в день, то два дня запрета на выход из дома равны одному дню содержания под стражей. Подписка о невыезде или залог в срок содержания под стражей не входят.
Кто будет контролировать
Выход из дома можно контролировать с помощью электронного браслета. Этим занимаются службы исполнения наказаний и другие надзорные ведомства. Но если такого запрета нет, а просто нельзя куда-то ходить, с кем-то общаться и приближаться к каким-то объектам, проверять будет сложнее.
Если подозреваемый нарушит запрет, для него выберут более строгую меру пресечения. Например, заменят запрет на использование интернета и общение с друзьями на домашний арест или даже содержание под стражей.
А как же права и свободы?
Конституция гарантирует права и свободы. Но это не значит, что нет границ для поведения и есть свобода от ответственности перед другими людьми и обществом. Права и свободы можно законно ограничивать. Например, если это нужно для уважения и признания прав других людей, соблюдения их интересов, требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.
Если законодательство страны установило ограничения и они не противоречат нормам международного права, это законно. Такие ограничения не считаются ущемлением прав и свобод. Европейский суд по правам человека считает так же.
Новая мера пресечения должна стать более мягкой по сравнению с залогом и домашним арестом. Как будет на деле, покажет время.
Какие меры запрещены в россии
1. Ограничения и запреты
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают и организуют комплекс мероприятий в связи с коронавирусом (COVID-19) в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316. В частности, они приостанавливают или ограничивают деятельность отдельных организаций, а также ИП с учетом методических рекомендаций Роспотребнадзора и главных государственных врачей субъектов РФ:
Меры, приведенные в п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316, не распространяются на некоторые организации, например непрерывно действующие, медицинские и аптечные организации.
В случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности отдельных организаций и ИП, за работниками таких организаций и ИП сохраняется заработная плата.
На сайте Совета Федерации ежедневно обновляется сводка по нормативным правовым актам и информационным материалам, касающимся мер, направленных на достижение экономической стабильности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в РФ.
ВОЗ выпустила Временное руководство Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте текущей вспышки COVID-19. Целью данного документа является предоставление руководящих указаний правительствам принимающих стран, органам здравоохранения и национальным или международным организаторам массовых мероприятий по сдерживанию рисков передачи COVID-19, связанных с массовыми мероприятиями.
ВОЗ выпустила Временное руководство по контролю распространения COVID-19 на автомобильных пунктах пропуска через границу. В частности, среди основных мероприятий по обеспечению готовности и реагированию для приоритетных наземных пунктов пропуска и сообществ указано, например, определение медицинского и немедицинского персонала, который можно было бы мобилизовать для поддержки мероприятий по реагированию на COVID-19.
Минздрав России утвердил Временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Утвержден Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию РФ и распространением на территории РФ опасных инфекционных заболеваний. Указанный Порядок, в частности, регулирует вопросы обеспечения координации взаимодействия органов публичной власти в целях снижения риска осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Утверждены Дополнительные рекомендации по профилактике COVID-19 в условиях повышенных эпидемиологических рисков в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, благоустройство. В частности, рекомендовано исключить доступ на предприятия лиц из зоны риска.
Минтранс России утвердил Временные методические рекомендации по организации работы пунктов пропуска через государственную границу РФ. В частности, указанные рекомендации устанавливают мероприятия по защите лиц, пересекающих государственную границу РФ, сотрудников государственных контрольных органов, а также персонала, осуществляющего свою деятельность на пунктах пропуска через государственную границу РФ для следующих режимов неблагоприятной эпидемиологической обстановки: режим ограничений, связанный с распространением инфекционных заболеваний, режим повышенной готовности (режим стабилизации), штатный режим.
Возобновление по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдумов осуществляется по решению комиссии, организующей выборы, референдум, согласованному с соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ, после предварительного уведомления ЦИК России.
Правительством РФ утверждены Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включающие в себя правила ведения федерального регистра лиц, больных коронавирусной инфекцией. В информационном ресурсе (COVID-19) ведется учет, в частности, информации о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Роспотребнадзор отметил, что справка об отсутствии коронавирусной инфекции представляет собой специальный медицинский документ, защищенный от подделок специальным QR-кодом. Этот код уникален и присваивается только одной справке. При подозрении подлинности представляемой справки с результатами теста на COVID-19 необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Минцифре России предписано обеспечить размещение на Едином портале госуслуг форм самонаблюдения для лиц, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции.
Выпущены Рекомендации субъектам РФ по поэтапному снятию ограничительных мероприятий в отрасли физической культуры и спорта в условиях эпидемического распространения COVID-19″ (утв. Минспортом России).
Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 N 35 действие указанных правил продлено до 1 января 2022 г. За неисполнение санитарных правил юрлицами и ИП предусмотрена административная ответственность.
Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены дополнительные меры по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекцией. В частности, высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям высшего исполнительного органа госвласти субъектов РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки рекомендован ряд мер.
В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзор разработал ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора носят рекомендательный характер (не являются НПА, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юрлиц и ИП). Ответственность за их неисполнение не предусмотрена.
Минпромторг России заявил, что в отдельных субъектах РФ вводятся ограничения работы фуд-кортов в торговых центрах. Альтернативой может быть четко установленный регламент их работы на время ухудшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.
Роспотребнадзор проинформировал об утверждении методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», в соответствии с которыми высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимаются решения о поэтапном снятии ограничений.
Минздрав России напомнил, в частности, что поэтапное снятие ограничительных мер осуществляется только при достижении трех индикаторных показателей в соответствии с Методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20:
Утвержден Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории РФ в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В частности, организатор мероприятия обязан в числе прочего организовать измерение температуры участникам и персоналу, входящим на объект, с использованием бесконтактных термометров.
Роспотребнадзор дал разъяснения по постепенному возобновлению воздушного сообщения между регионами. В частности, необходимо учитывать существующие ограничения по режиму изоляции в регионе прибытия в отношении въезжающих граждан из других регионов.
Правительство РФ приняло решение о возобновлении международного авиасообщения с рядом государств. В частности, возобновлено воздушное сообщение из аэропортов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону в Турцию (Стамбул, Анкара, Анталья, Даламан и Бодрум) и Танзанию (Занзибар). При этом ранее введенные ограничения количества прибывающих пассажиров в сутки в Москву и регионы на данных маршрутах отменены. Регулярные и чартерные рейсы по указанным маршрутам могут совершать российские и иностранные авиакомпании при условии соблюдения Методических указаний по организации работы аэропортов и авиакомпаний при поэтапном выходе из режима противоэпидемических ограничений.
По информации Роспотребнадзора, Минтранс России согласовал возобновление международного авиасообщения в городах-хабах: Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. В дальнейшем перечень аэропортов и стран, с которыми возможно расширение авиасообщения, будет пересматриваться.
Роспотребнадзор утвердил Анкету для прибывающих в Россию для пересечения границы.
Роспотребнадзор выпустил Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В частности, при поступлении в санаторно-курортное учреждение отдыхающие, кроме требуемого пакета документов, должны предоставить справку или отметку в пакете документов об отсутствии контакта с больными COVID-19 в течение предшествующих 14 дней, выданную медицинской организацией не позднее, чем 3 дня до отъезда.
Разработана форма «Самодекларация пассажира о состоянии здоровья в связи с COVID-19 для целей здравоохранения». В нее включается стандартизированный набор данных, позволяющих органам здравоохранения получить всю необходимую информацию в контексте вспышки COVID-19.
Минтранс России утвердил Временные рекомендации по профилактическим мерам для обеспечения противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, направленные на снижение риска возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). В частности, рекомендовано аудио- и визуальное информирование (памятки, видеоролики) пассажира о соблюдении мер профилактики и защиты, о правилах поведения в условиях эпидемии при осуществлении поездки и дополнительных дистанционных сервисах.
Утверждены Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание в стационарных условиях. Например, в медорганизациях рекомендуется вести, в частности, ежедневную регистрацию входа и выхода персонала из «заразной» зоны, использования определенного комплекта СИЗ. Для этого оформляется журнал в произвольном виде.
Роспотребнадзор дал разъяснения по организации обеззараживания воздуха в помещениях в рамках противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Конкретные способы обеззараживания выбирают сами хозяйствующие субъекты, ответственность за неисполнение рекомендаций не наступает.