какие меры защиты необходимо применять для обеспечения безопасности пдн сдо ответ
Какие меры защиты необходимо применять для обеспечения безопасности пдн сдо ответ
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных;
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 515-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:
1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;
2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.
8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.
11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Практика. Создание системы защиты персональных данных
Достаточно ли использования сертифицированного по требованиям ФСТЭК программного обеспечения обработки ПДн для выполнения всех требований закона «О персональных данных»? Этот вопрос регулярно возникает у организаций, вынужденных обрабатывать персональные данные в бухгалтерских и кадровых программах.
Некоторые вендоры вводят пользователей в заблуждение, позиционируя сертифицированное бухгалтерское и кадровое ПО как панацею от выездных проверок Роскомнадзора.
Мы уже писали о плюсах и минусах сертифицированного программного обеспечения и его месте в комплексной защите персональных данных. В этом материале рассмотрим конкретные действия по выполнению требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при работе с кадровой или бухгалтерской программой.
Напомним, что приведение процессов обработки и защиты ПДн в соответствие действующим требованиям законодательства РФ в общем случае выглядит следующим образом:
Аттестация не является обязательной, однако получение аттестата соответствия даст уверенность в том, что меры, реализованные в рамках системы защиты персональных данных, достаточно эффективны и удовлетворяют всем требованиям безопасности информации.
Обеспечьте защиту персональных данных в вашей компании
Сертифицированное бухгалтерское или кадровое ПО в данном контексте может рассматриваться лишь как средство защиты информации.
Итак, дано: информационная система отдела кадров небольшой организации построена по классической клиент-серверной архитектуре.
В качестве ПО обработки ПДн используется любое кадровое ПО (Контур.Персонал, «1С: зарплата и управление персоналом», сертифицированное ФСТЭК, прочее ПО).
В компании реализованы организационные (разработаны организационно-распорядительные документы по защите ПДн, сотрудники ознакомлены с требованиями законодательства и т д.) и физические (доступ в помещения обработки ПДн ограничен, внедрена охранная сигнализация и т д.) меры защиты ПДн, однако отсутствуют технические средства защиты информации.
Исходя из описанного выше порядка действий, оператор ПДн должен составить модель угроз и определить требуемый уровень защищенности ПДн, дабы в дальнейшем на основе полученных данных разработать систему защиты персональных данных.
Модель угроз безопасности ПДн: пример
Предположим, что в результате оценки исходного уровня защищенности информационной системы, внутренних и внешних нарушителей, анализа возможных уязвимостей информационной системы, возможных способов реализации и последствий реализаций угроз безопасности ПДн, модель угроз будет содержать следующие виды угроз*:
* Перечень актуальных угроз представлен в качестве примера и не может быть использован как эталон или руководство при построении модели угроз безопасности персональных данных.
Основными источниками угроз в данном случае будут выступать:
Напомним, что контролируемая зона — это территория объекта, на которой исключено неконтролируемое пребывание лиц, не имеющих постоянного или разового доступа.
Определение уровня защищенности ПДн
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1119 от 01.11.2012 в описанной информационной системе требуется обеспечить 4-й уровень защищенности ПДн при их обработке в информационной системе.
Построение системы защиты персональных данных
В соответствии с Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» определяем состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе для 4-го уровня защищенности ПДн.
Рассмотрим техническую реализацию отдельно выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных:
Как видно из таблицы выше, для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных используются межсетевой экран и антивирусные средства защиты информации. Кроме того, согласно приказу ФСТЭК России № 21, для обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных межсетевой экран и антивирусное средство должны иметь сертификаты соответствия не ниже 5-го класса по требованиям безопасности информации средств защиты информации.
ПО обработки ПДн также используется в качестве способа реализации требований приказа ФСТЭК России № 21, однако оно не используется для нейтрализации актуальных угроз безопасности ПДн, а следовательно, процедура оценки соответствия (сертификация) такого ПО не требуется.
Текущая система защиты персональных данных позволит разграничить доступ к серверу обработки персональных данных и защитит рабочие станции от актуальных угроз безопасности.
Выводы
Наличие у программы сертификата соответствия ФСТЭК не решает проблемы защиты ПДн. Существует множество средств защиты информации и сценариев их использования. Для построения эффективной и адекватной системы защиты персональных данных важно понимать принципы и порядок реализации мер, направленных на обеспечение безопасности ПДн.
Важно! Защита персональных данных — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персональных данных, и внедрение системы защиты является лишь одним из этапов обеспечения безопасности.
Рекомендации по защите персональных данных
Не стоит забывать о поддержании созданной системы защиты ПДн в актуальном состоянии. Периодически необходимо проверять актуальность организационно-распорядительной документации, обновлять модель угроз и контролировать обеспечение установленного уровня защищенности ПДн.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
ГАРАНТ:
Об утверждении требований по обеспечению безопасности персональных данных в таможенных органах РФ, организациях, находящихся в ведении ФТС России, при их обработке в информационных системах персональных данных таможенных органов РФ см. приказ ФТС России от 11 августа 2015 г. N 1611
Об организации и проведении работ по обеспечению безопасности персональных данных при обработке в информационных системах персональных данных в Росреестре см. приказ Росреестра от 29 января 2013 г. N П/31
Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах налоговых органов см. приказ ФНС России от 21 декабря 2011 г. N ММВ-7-4/959@
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных;
Информация об изменениях:
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них;
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:
1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;
2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
ГАРАНТ:
См. Инструкцию по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел РФ, утвержденную приказом МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678
3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.
8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.
11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.