какие методические приемы помогают сформировать рефлексию как способность к самооценке
Рефлексия, как средство формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста
Рефлексия, как средство формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах младшего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.)
Для этого можно использовать уголок настроения.
В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.
Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки, которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей
А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите, красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.
А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня)
Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
• Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
• Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
• Жёлтый – приятное, спокойное настроение;
• Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
• Серый – замкнутость, огорчение;
• Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
• Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)
«Дерево с листочками»
«Поляна с бабочками»
Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.)
Дорисуй». Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)
У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.
На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.
Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД
Например, руки вверх- довольны своей работой, голова вниз – недовольны
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
У меня не получилось…
Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»
Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Прикреплённые файлы:
Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.
Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников
Учителя начальных классов
«Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников»
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперёд»
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.
Навыки самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.
Ребенок учится оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Одним из способов формирования самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия результатов учебной деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:
Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока); или «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока); «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«Дерево успеха» — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный – 2-3 ошибки.
Рефлексия содержания учебного материала
Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. В качестве такой рефлексии можно применять следующее:
«Карта рефлексии урока». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
(Сегодня на уроке я научился. было интересно…, было трудно…, больше всего понравились задания…
Своей работой я доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что…
Я выполнил эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных…, я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий.)
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, можно собрать всё на одном листе, вложить в файл и вывесить на доске.
Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Приёмы рефлексии на уроках как эффективный метод самооценки в условиях реализации ФГОС.
Рефлексия – эффективный метод формирования адекватной самооценки в условиях реализации ФГОС.
Перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, самоконтролю и самооценке. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать..
На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоанализом своей деятельности, своего эмоционального состояния. Другими словами, тесно связан с рефлексией, которая является обязательным условием создания развивающей среды на уроке в рамках реализации ФГОС.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
3. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка). Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.
4. Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки зелёного цвета, если нет, красного.
5. Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.
6. Лесенка настроения. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
9. Музыкальный тест. Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
10. Роза настроения. «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
11. Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
13. Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.
Рефлексия содержания учебного материала.
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Приём «Мозговой штурм»
Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
Кластер (гроздь ) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Рейтинг – рейтинг допущенных ошибок.
10. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
12. Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или
Дедушка Мазай и зайцы.
Плыл, спас, чуть не утонули.
Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
13 . Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма . Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Завтра я хочу на уроке…
14. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
15. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик ( по желанию,
по просьбе учителя…):
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке?
Кто хочет кого-нибудь похвалить?
16. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для
5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка
в соответствии с этапами урока:
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой…
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
Мы увидели (поняли)…Значит…
Обычно в конце урока подводятся итоги того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1 .Выбери утверждение:
всё понял, могу помочь другим;
могу, но нужна помощь;
2. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Они мне нравятся больше остальных;
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
Они легче остальных заданий;
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
1. Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
— Сегодня меня порадовало…
— Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
— Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
— Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
7. Домашнее задание мне
знаков на полях возле выполненных заданий.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.
3. Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
4. Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.
Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.
8. Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе).
— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
— Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Список использованной литературы:
1. А. Гудкова приёмы рефлексии в начальной школе 2016 г. Издательство «Просвещение»
2. О. В.Алексеева Формирование рефлексии 2015 г. Издательство Дрофа
3. Толковый словарь Ожегова.
4. Т.Ю Васильева Методы проведения рефлексии в начальной школе. 2017 г. Издательство «Первое сентября»
5. Интернет ресурсы ( сайты: Инфоурок, Солнечный свет, социальная сеть работников образования)
6. Педагогический журнал «После уроков» 2018 г. № 9, 10,11.