какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений

Методика закрепления и совершенствования движений

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений

На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно вос­принимает задания, целенаправленно действует, действия его ав­томатические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движе­ния. Он может выполнять его по названию. На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, твор­ческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упраж­нения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества педагог предлагает ребенку придумать уп­ражнение, в том числе имитационное. Ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Ребенок придумывает веселого зайку, грустного петушка, малень­кого котенка, больную кошку и т.д., имитирует птичку в клетке работу «дворников» у машины и многое другое. Интересны кол­лективные действия детей, когда они придумывают солнышко, забор, домик, клумбу, коллективные и индивидуальные скульп­туры и т.д.

Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л.С. Выготский считал воспроизведе­ние важнейшим компонентом творчества.

На втором этапе педагог побуждает ребенка к подбору вариан­тов упражнений, предлагая выбрать пособия для него; активизи­рует осознание ребенком возможности усложнения упражнений за счет смены исходных положений; выбора пособий и т.д.

Важную роль на этом этапе играет активизация представления ребенка о движении. Образы, предметы, сцены, события, возни­кающие на основе их припоминания или же продуктивного во­ображения, вызываются идеомоторными представлениями. Пред­ставления могут носить обобщающий характер и относиться как к прошлому, так и к будущему. Чувственно-предметный характер пред­ставлений позволяет классифицировать их по модальности: зритель­ные, слуховые, обонятельные. Преобразование идеомоторных пред­ставлений играет важную роль при решении мыслительных задач.

На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.

Источник

Методы обучения двигательным действиям

В процессе физического воспитания, важны образовательные задачи, состоящие в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные знания, умения и навыки.

Рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений, являются основным предметом обучения. Особенности двигательных действий, как и закономерности формирования двигательных умений и навыков предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Для обучения двигательным действиямнеобходимо решить следующие задачи:

— обеспечение «начальной школы движений», а именно обучение управлению простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создавая исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

обучение действиям, используемым как «подводящие» упражнения или средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических способностей;

— формирование и доведение до нужной степени совершенства основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни и других сферах деятельности.

Построение процесса обучения, его методы и особенности, зависят от структурной сложности формируемых действий. Структурная сложность двигательного действия предопределяет выбор метода при начальном разучивании действия, при этом особенности обучения двигательным действиям зависят от проявляемых физических качеств и уровня их проявления.

Важнейшей проблемой методики обучения таким действиям становится соблюдение соотношений между факторами, которые приводят к закреплению двигательных навыков, и факторами, которые увеличивают их изменчивость.

Методы обучения двигательным действиям

Методы обучения двигательным действиям основываются на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Методика обучения заключается в повторении упражнений, отборе и освоении форм и способов их выполнения. В обучении существуют целостный (интегральный) и аналитический (избирательный).

Метод целостного упражнения представляет собой многократное повторение действия полностью. Этот метод используется при начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения. При обучении сложным действиям используют «подводящие»упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Методические приемы, применяемые в этом случае, облегчают выполнение упражнения. Используют разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий.

Также данный подход применяют при совершенствовании техники действий. Выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей, при этом закрепление двигательного навыка выполняется в условиях неблагоприятного состояния организма.

Могут быть следующие варианты:

метод сопряженного воздействия, включающий дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия, которые в свою очередь способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей;

• вариативный метод, заключающийся в совершенствовании навыка в различных условиях, он вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений;

Преимуществом данного метода является сохранение структуры и ритма действия, недостатком становится более быстрая утомляемость, а так же большая вероятность ошибок и искажений.

Метод расчлененно-конструктивного упражнения состоит в обучении двигательному действию по частям, с последующим объединением в целое. Его используют при изучении координационно-сложного.

Положительными сторонами данного метода являются акцентирование внимания на отдельных частях, меньшая утомляемость, более высокая работоспособность.

Недостатками метода становятся, частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. В данном случае, обучение отдельным частям двигательных действий следует ограничивать двигательным умением, не доводя его до навыка.

Игровой метод упражнения состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры.

Характерными чертами являются:

• эмоции при двигательной деятельности;

• многообразие двигательных;

• самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач;

• моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.

Характерными чертами являются:

• эмоции при двигательной деятельности;

• максимальное проявление двигательных;

• выявление уровня владения двигательными действиями.

Соревновательный метод находится между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения.

Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания

К общепедагогическим методам относят методы словесного и наглядного воздействия.

Методы словесного воздействия занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т. к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. Словесные методы делятся на 3 группы:

Рассказ создает представление об изучаемом действии.

Описание используют при ознакомлении с техникой, содержанием и правилами.

Объяснение –передача знаний о том, что и как делать.

Распоряжения и приказания отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном.

Замечание – дает оценку качеству и указывает ошибки.

Методы наглядного воздействия заключаются в привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Методы наглядного воздействия: зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).

Методы зрительной наглядности используют для оценки и корректировки характеристик движений.Это:

• натуральный показ движения;

Методы зрительного ориентирования облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Например, разметки, позволяют выдержать нужную траекторию.

Методы звуковой наглядности дают возможность уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Важно учитывать быстроту реакции занимающихся при подаче звуковых сигналов.

Методы двигательной наглядности состоят в развитии мышечных ощущений, которые впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений.

Методы срочной информации позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Сюда относятся технические устройства, например, тензометры в легкоатлетическом манеже.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, играет воспитание этих качеств с помощью обще-подготовительных и избирательно-направленных упражнений. Особенно важно сформировать позитивную психическую установку, при обучении действиям, связанным с повышенным риском получить травму, а также создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям, в целом, решаема путем умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, а также систематичности и постепенного повышения требований.

Новые перспективы в оптимальном решении этой проблемы открываются в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала. Таким образом, в гимнастике разработаны программы обучения технике движений на снарядах с учетом структурной общности двигательных действий и рациональной последовательности. Последовательное выполнение таких учебно-подготовительных заданий, которые составлены в соответствии с подобными программами, позволяет обеспечить рациональную преемственность в процессе обучения.

3. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов.— Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2012.-164 с.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движенийКонсультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движенийКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Смотреть картинку какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Картинка про какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений. Фото какие методические приемы применяют в целях совершенствования движенийЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Источник

Какие методические приемы применяют в целях совершенствования движений

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах.

4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу­чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не­обходимо предупредить травмирование.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повы­шенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это впол­не нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно свое­временно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать дви­жения.

На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб­ки:

– лишние, ненужные движения;

– искажение движения по амплитуде и направлению;

– нарушение ритма двигательного действия;

Причинами ошибок могут быть:

– недостаточно ясное представ­ление о двигательной задаче;

– неправильное выполнение предыду­щих действий;

– слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей;

– влияние конкурирую­щих навыков;

– недостаточность двигательного опыта занимающегося;

– неблагоприятные условия выполнение действий (плохой инвентарь или оборудование, метеоусловия);

– психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность, повы­шенная возбудимость занимающихся и др.

Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправления. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее, чтобы они не автоматизировались.

Наиболее распространенные правила исправления ошибок:

1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последующим анализом его вместе с преподавателем.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу техники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.

3. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям обучаемого в данный момент.

4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следующие общие правила:

– число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке;

– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);

– продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно и даже вредно;

– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале основной части занятия.

– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от:

1) степени сложности техники изуча­емого действия;

2) уровня подготовленности занимающихся;

3) их индивидуальных особенностей;

4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение.

1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться одновременно.

Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование двигательного дей­ствия, срочной информации, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения.

Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естественным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.

Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый момент двигательного акта и последовательному опережающему движения переключению внимания на очередные «опорные точки». Используются методический приём: выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или полностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные упражнения.

В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходить:

а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение пространства, неблагоприятные метеоусловия);

а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);

в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочетаниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;

г) при возрастающих физических усилиях.

Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Данный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих максимальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной тренировке.

Источник

Закрепление и совершенствование двигательного навыка. Когда все ошибки устранены

и движение выполняется правильно, гимнаст переходит от разучивания

к закреплению и совершенствованию двигательного навыка. Закрепление двигательного навыка связано с его стабилизацией, с повышением надежности выполнения. Если в начале закрепления движения спортсмен может точно выполнившего только в определенных условиях ( в привычном гимнастическом зале, на привычных снарядах и т. п.), то после завершения стабилизации навыка условия, в которых выполняется Движение, не имеют такого значения. Непривычные условия, например соревнования, уже не сбивают гимнаста, и он успешно выполняет упражнения.

Долгое время в теории физического воспитания ( и, естественно, в гимнастике) господствовало мнение

о том, что закрепление дви- гательного навыка строится на стереотипном многократном повто- рении заданного движения. Между тем исследования показали, что под влиянием различных факторов гимнаст довольно часто варьирует свои движения: он фактически не повторяет каждый раз одно

и то же,а, наоборот, часто вносит поправки. Под влиянием утомления илисильных эмоций техника движений, даже хорошо закрепленная,может изменяться.

Стабилизация навыка предусматривает воспитание умения противостоять при выполнении движения сбивающим воздействиям внутренних и внешних факторов.

Как уже было сказано, двигательный навык закрепляется много- кратным повторением освоенного упражнения. Причем это повто- рение должно протекать вначале

в стандартных, стабильных усло- виях до тех пор, пока упражнение не будет выполняться правильно

вбольшинстве попыток. Затем следует приступать к варьированию двигательных задач.

Для совершенствования двигательного навыка кроме приемов,

которые используются в процессе разучивания, рекомендуются при- емы, стимулирующие лучшее выполнение упражнения. Полезен ме- тод дополнительного ориентирования. Если, например, установитьориентир на расстоянии необходимой амплитуды махового движе- ния, то гимнаст будет добиваться именно этой величины амплитуды, не большейи не меньшей.

Во всех случаях, когда совершенствование качества выполнения упражнения требует максимальной амплитуды перемещения тела,могут быть использованы самые различные ориентиры.

Наряду с чисто техническими приемами стимулирования лучшего выполнения упражнений используютсяи педагогические приемы, повышающие эмоциональное состояние занимающихся.

Высокий уровень эмоционального состояния занимающихся по- зволяет лучше усвоить разучиваемый элемент. Повышение эмоцио- нального состояния в процессе занятий достигается не только благодаря успешному овладению упражнениями (хотя это и играет чрезвычайно важную роль), но также

и с помощью поощрений, а иногда — порицаний.

Решая задачи совершенствования двигательных навыков, необ- ходимо не только стимулировать лучшее выполнение элементов в стандартных условиях, но и приучать занимающихся выполнять их визменяющихся условиях. Повторяя элемент в различных условиях, гимнаст под руководством преподавателя вносит поправки, до- биваясь совершенствования двигательного навыка.

Совершенствование двигательного навыка

в изменяющихся ус- ловиях осуществляется путем применения ряда методических прие- мов. Важнейшие из них следующие:

1. Изменение высоты снаряда, на котором выполняется данное

упражнение. 2. Перестановка снарядов на другие места. 3. Соединение данного элемента с другими.

4. Включение разученного элемента в различные комбинации.

5. Выполнение упражнения на тренировках, проводимых в не- привычных условиях.

Итак, обучение даже одному какому-либо элементу представляет собой сложную задачу. Для успешного решения подобных задач в настоящее время прибегают к предписаниям алгоритмического типа

(см. раздел «Методика занятий гимнастикой в школе»).

Планирование и учет работы по гимнастике — необходимое ус- ловие успешного осуществления педагогического процесса.

Основой всего планирования учебного процесса являются годо- вые планы. В зависимости от задач коллектива и специфики учебного процесса годовой план строится в высших и средних учебных заведениях по семестрам, в общеобразовательных школах — по четвертям, в спортивных школах и секциях коллективов физической культуры — по периодам тренировки.

Для повышения эффективности педагогического процесса боль шое значение имеет хорошая организация контроля и учета работы.

Контроль и учет позволяют своевременно обнаружить и устранить недостатки

и восполнить пробелы, выделить главные и второстепенные задачи, определить содержание, формы и методы работы, повысить эффективность занятий, своевременно обнаружить и устранить недостатки в учебном процессе, обобщить положительный опыт и определить задачи на последующий этап работы.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Основными документами планирования учебной работы являются 1. План работы.

2. Учебный план.3. Учебная программа (в спортивных школах — перспективный план тренировки).4. Рабочая (тематическая) программа. 5. Рабочий план (график).6. Конспект урока.

План работы

План работы по гимнастике — основной документ планирования, охватывающий все разделы работы, — составляется на учебный или календарный год.

Составление плана входит в круг обязанностей: в общеобразовательной школе

и техникуме — старшего преподавателя по физи- ческому воспитанию, в вузе — заведующего кафедрой, в спортивной школе и секции коллектива физической культуры — старшего тренера. План обсуждается с исполнителями и утверждается руководителем организации или учреждения (директором школы или техникума, ректором вуза, председателем коллектива физической культуры). План обычно составляется по такой форме:

В план работы включаются следующие разделы:

1. Организационная работа: 1) комплектование учебных групп; 2) подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними;

3) подготовка актива (инструкторов-общественников, судей); 4) собрания, совещания по организационным вопросам; 5) проверка исполнения намеченных мероприятий,отчеты.

2. Учебно-методическая работа: составление учебно-методической документации

и расписания; мероприятия, направленные на повышение квалификации преподавателей, тренеров <методические занятия, открытые уроки, взаимопосещения, учебные сборы, кон- ференции и др.).

3. Учебно-тренировочная работа: составление календаря спортивных мероприятий; разработка положений о соревнованиях; установление сроков подготовки и сдачи норм комплекса ГТО; подготовка разрядников, судей и др.

4. Воспитательная работа: проведение мероприятий, направлен- ных на повышение идейно-политического уровня преподавателей, тренеров и занимающихся (учеба в сети партийного просвещения, доклады, лекции, беседы); встречи с мастерами и заслуженными мастерами спорта по гимнастике, олимпийскими чемпионами, при- зерами различных первенств; встречи с Героями Советского Союза, старыми коммунистами; коллективные просмотры кинофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет и др.

План воспитательной работы должен сочетаться с планом работы

партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.

5. Врачебный контроль: установление сроков медицинских осмотров (для гимнастов, преподавателей и тренеров), проведение консультаций, специальных врачебных наблюдений и исследований; сообщения о состоянии здоровья занимающихся и др.

6. Агитационно-массовая работа: проведение лекций, бесед, показательных выступлений, участие в массовых гимнастических выступлениях, оформление фотовитрин, стендов и другие мероприятия, способствующие пропаганде гимнастики среди населения.

7. Финансово-хозяйственная работа: проведение мероприятий по обеспечению необходимым оборудованием и инвентарем, решение вопросов, связанных с арендой и ремонтом гимнастических залов, площадок; приобретение спортивной формы, наглядных пособий и др.

В зависимости от задач и особенностей коллектива разделы плана и их содержание могут изменяться.

Учебный план.Учебный план раскрывает содержание учебной работы, последо- вательность прохождения учебных дисциплин или разделов про- граммного материала, количество часов, отводимых на весь периодобученияи на отдельные этапы. В учебном плане определяютсяформы занятийи устанавливаются сроки проверки усвоения про- граммного материала.Учебные планы составляются на период обучения (для средних

школ — на четверти, для средних и высших учебных заведений — на семестры, для спортивных школ и секций коллективов физической культуры — на периоды тренировки).

Учебные планы для учебных заведений утверждаются соотве ствующими министерствами

и являются государственными докментами. Учебные планы для спортивных школ

и секций коллективов физической культуры разрабатываются руководящими об- щественнымспортивными организациями.

При составлении учебного плана в первую очередь определяется общее количество часов на занятия в течение года. Например: секция гимнастики техникума состоит из начинающих гимнасток; начало занятий 1 сентября, окончание — 1 августа, продолжительность

учебного года — 11 месяцев ( в июле намечается выезд в спортивно- оздоровительный лагерь); занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа; следовательно, на занятия будет отведено 44 недели по 6 часов, что составит 264 часа. Занятия другими видами спорта (легкая

атлетика, плавание, лыжи и т. п.) можно проводить в выходные дни.

Это позволит выделить больше часов для занятий гимнастикой. Зная задачи обучения и общее количество часов, отводимых для занятий в течение года, можно приступить к определению содержания разделов учебного плана, учитывая при этом календарь спортивных мероприятий, уровень физической

и технической под готовки занимающихся, материальную базу, климатические условия.

При составлении плана сначала определяются темы теоретиче- ского раздела, затем количество часов на каждую тему и виды упражнений, которыми будут дополняться занятия гимнастикой. При этом нужно учитывать необходимость всестороннего развития занимающихся и подготовки их к сдаче норм комплекса ГТО.

Следующим этапом составления учебного плана является распределение видов упражнений

и количества часов по периодам тренировки. Для этого нужно предварительно определить продолжтельность каждого периода количество учебных видов. Например,если соревнования проводятся в мае, то подготовительный период будет длиться б месяцев (с 1 сентября по 1 марта), соревновательный период — 3 месяца, а переходный— 1 месяц.

Зная количество месяцев в каждом периоде, количество занятий в неделю и их продолжительность, можно определить количество часов в каждом периоде тренировки. В нашем примере в подготовительном периоде будет144 часа, в соревновательном — = 72,

в переходном — 48; всего —264 часа. Далее нужно определить, в какой период будут проводиться занятия дополнительными видами спорта; при этом следует учитывать климатические условия и необходимость данного вида для подготовки к соревнованиям.

Например: лыжный спорт включить в подготовительный период (декабрь — январь), плавание, если нет закрытого плавательного бассейна, — в переходный период (июнь — июль) и

т. д. В соревновательный период занятия дополнительными видами спортане включаются.

Последним этапом составления учебного плана является определение количества часов на занятия гимнастикой. Для этого нужно сначала определить сумму учебных часов, отведенных на теорию и дополнительные виды спорта, и вычесть ее из общего количества

часов, предусмотренных на весь период.

В графу «Содержание занятий» вносятся: в раздел «Теория»-темы занятий; в раздел «Практика» — занятия по общей и специальной физической подготовке, изучение и совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений, приемные, переводные и выпускные испытания, инструкторская практика, участие в соревнованиях.

которыми должны овладеть занимающиеся за весь период занятий.Она составляется на основе учебного плана. В программе кратко излагается учебный материал по годам обучения

в соответствии с задачами каждого года. Приступать к составлению программы следует лишь после того,

как известны задачи учебно-воспитательного (тренировочного) процесса по годам обучения, определен контингент занимающихся, составлен учебный план.

При разработке программы нужно помнить, что учебный материал должен излагаться последовательно и систематично по возрастающей трудности, с учетом возрастных и половых особенностей, уровня физического развития и технической подготовленности занимающихся.

Программа излагается по следующей форме:

1. Название программы (например, «Учебная программа по гимнастике для спортивной секции школы»).

2. Объяснительная записка (цели и задачи, формы занятий, методические указания

к прохождению материала, распределение учебных часов по разделам и годам обучения и др.).

3. Программный материал— теория (содержание тем всех видов

теоретических занятий в порядке прохождения) и практика (содержания занятий и перечень упражнений, которыми должны овладеть занимающиеся).

Практический материал подбирается в соответствии с классификацией гимнастических упражнений. Упражнения на основных гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, бревно, конь) предшествуют акробатическим упражнениям, опорным прыжкам и упражнениям художественной гимнастики. Определив объем и последовательность изучения этих упражнений, можно определять объем прикладных (лазанье, прыжки, метание), общеразвивающих (без предметов и с предметами) и строевых упражнений.

4. Зачетные требования. При необходимости учитываются зачетные нормативы по той или иной группе упражнений.

5. Список литературы. Третий и четвертый разделы программы составляются по годам обучения.

Приведенная форма записи программы примерная. В зависимостиот задач обучения и особенностей коллектива она может изменяться.

На основании учебного плана и программы составляются остальные документы планирования.

В спортивных школах и секциях спортивной гимнастики коллективов физической культуры рекомендуется составлять перспективный план тренировки гимнастов.

1. Состав группы (фамилия, имя и отчество, год рождения, краткая характеристика гимнастов).

2. Основные этапы учебно-тренировочной работы (этапы подготовки, цель каждого этапа, основные задачи физической, технической, волевой подготовки, средства и методы обучения и совершенствования).

3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок (количество

занятий в неделю, их продолжительность, время на общую и специальную физическую подготовку, количество видов многоборья в основных и дополнительных занятиях, количество соревнований).

4. Нормативы по общей и специальной физической подготовке (наименование нормативов и требований по годам обучения).

5. Нормативы по технической подготовке (наименование норма- тивов и оценки по годам обучения).

6. Ориентировочная сетка учебных часов (содержание занятий:

теоретические занятия, общая и специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники, участие в соревнованиях и др.; количество часов по годам обучения.

Перспективный план тренировки

Перспективный план составляется с учетом примерных сроков,

необходимых для усвоения программного материала каждого спортивного разряда. В этом плане отражаются следующие разделы: 1. Состав группы (фамилия, имя

и отчество, год рождения, краткая характеристика гимнастов).

2. Основные этапы учебно-тренировочной работы (этапы подготовки, цель каждого этапа, основные задачи физической, технической, волевой подготовки, средства

и методы обучения и совершенствования).

3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок (количество

занятий в неделю, их продолжительность, время на общую и специальную физическую подготовку, количество видов многоборья в основных и дополнительных занятиях, количество соревнований).

4. Нормативы по общей и специальной физической подготовке (наименование нормативов и требований по годам обучения).

5. Нормативы по технической подготовке (наименование норма- тивов и оценки по годам обучения).

6. Ориентировочная сетка учебных часов (содержание занятий:

теоретические занятия, общая и специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники, участие в соревнованиях и др.; количество часов по годам обучения.

Рабочая программаНа основании программы составляется рабочая (тематическая)

программа, которая представляет собой перечень учебного материа- ла, сгруппированного по темам для последовательного изучения на уроках. Тема рассчитана в среднем на три повторения. На темы распределяется учебный материал подготовительной и основной частей урока, а также и учебной практики. Материал заключитель- ной части, как правило, на темы не распределяется, а дается в виде перечня упражнений, которые используются в уроках в зависимости от содержания основной части урока и последующей деятельности. При составлении рабочей программы для секций в подготовительной части урока материал распределяется по темам в каждой группе упражнений (строевые, прикладные упражнения или разновидности передвижений, общеразвивающие, танцевальные упраж- нения, подвижные игры). Из этих тем составляется содержание подготовительной части урока в зависимости от задач урока, периода и этапа тренировки. Количество тем не должно превышать количества уроков.

Материал основной части урока распределяется по темам в каж- дой группе упражнений, входящих в программу.

Гимнастические элементы следует расписать по структурным группам, а затем распределить по темам и составить темы из со- единений, из частей комбинации. В конце должна быть тема, пред- ставляющая комбинацию в целом. Такое планирование обеспечит более последовательное освоение материала. После распределения материала основной части нужно проставить во всех группах упраж- нений количество повторений (не более трех). В темах, где включены

Комбинации в целоми прыжки, повторений должно быть больше, так как добиться прочного стабильного навыка выполнения упражнения можно только при многократном его повторении.

Рабочий план

В рабочем плане излагается учебный материал по урокам. Следует учитывать имеющиеся рекомендации по сочетанию видов многоборья в уроке. Рабочий план составляется на неделю, месяц, четверть, семестр,год, тренировочный период, тренировочный цикл. В плане указывают:

1. Количество видов упражнений, тематику теоретического и

практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отрезок времени. 2. Количество часов или занятий, отводимых на каждый вид упражнений.

3. Последовательность прохождения учебного материала.

4. Точные сроки зачетов, соревнований, прикидок.

5. Расписание чередования видов упражнения на занятиях. Рабочий план составляется по следующей форме:

В разделе «Содержание учебного материала» в частях урока указывается вид упражнений и номер темы. В общеобразовательной школе рабочий план составляется на

четверть для каждого класса по следующей форме:

В графе «Учебный материал» записываются название упражнений, контрольные упражнения; в графе «Номера уроков» условными обозначениями отмечаются упражнения, намеченные для про- хождения.

В процессе занятий необходимо следить за тем, как усваивается занимающимися учебный материал, и вносить поправки при состав- лении очередного рабочего плана.

Конспект урока_.

Конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, мето дику и организацию занятий. Он составляется на основании рабочего плана. В конспекте урока определяются задачи урока, продол- жительность его частей, чередование видов упражнений, их содер- жание, дозировка, основные построения и перестроения, организация и методика проведения урока. При составлении очередных конспектов необходимо учитывать результаты предыдущего урока, а также наличие оборудования и инвентаря. Конспект составляется заблаговременно.

Форма конспекта урока следующая: Для составления конспекта урока необходимо посмотреть в рабочем плане, какие упражнения намечены на данный урок, и опре- делить задачи. Затем определить материал основной части. Зная содержание основной части урока, можно составлять подготовительную часть урока. Весь подобранный учебный материал записы- вается в той последовательности, в которой он будет проводиться на уроке. При записи общеразвивающих упражнений следует указывать порядковый номер и запись производить согласно существующей форме.

При записи учебного материала основной части следует указы- вать вид многоборья (группы упражнения), номер темы. Если в урок включаются подвижные игры, эстафеты, преодоление полосы препятствий, то излагается краткое их содержание. В графе «Орга- низационно-методические указания» следует записать указания по технике выполнения упражнений, по организации работы и методические приемы. Исходя из содержания основной части, предполагаемой нагрузки и последующей деятельности занимающихся, определяют содержание заключительной части

Учет учебной работы позволяет определить, как решаются по- ставленные задачи, насколько правильно спланирована работа по гимнастике, каковы изменения физического развития занимающихся и их спортивные успехи.

Учет учебной работы отражает весь ход занятий по гимнастике, организацию, дисциплину, выполнение учебного плана, воспитательные мероприятия. Он должен проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным. Используя данные учета, можно своевременно вносить необходимые изменения и исправления

в практическую деятельность и в план.

Контроль и учет позволяют выявить лучших педагогов и тренеров и использовать их опыт.

В практике работы по гимнастике определились три вида учета: предварительный, текущий, или повседневный, и итоговый.

Предварительный учет

Предварительный учет заключается в ознакомлении с занимаю- щимися. В беседе с будущими учениками выясняются все необхо- димые данные, затем проводится медицинское обследование и выявляется их спортивно-техническая подготовленность. Кроме того, необходимо ознакомиться с материальной базой (место занятий, оборудование, инвентарь).

Предварительные данные позволяют правильно составить всю методическую документацию, укомплектовать учебные группы

и отделения. Полученные данные записываются в журнал или спе- циальную карточку по такой форме: 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Год рождения. 3. Дата вступления в коллектив. 4. 5. Ступень ГТО и номер значка. 6. Спортивные достижения:а) по гимнастике, б) по другим видам спорта.. 7. Судейская категория. 8. Место работы и должность. 9. Общественная работа. 10. Адрес, телефон.

После врачебного обследования во врачебные карточки заносятся

данные о состоянии здоровья и физическом развитии. После за- ключения врача

о допуске к занятиям проводятся контрольные ис- пытания для определения уровня физической

и спортивной подготовленности занимающихся. Контрольные испытания лучше проводить

в виде соревнований. Результаты соревнований следует записывать в протоколы или

журналы. Сравнение данных, полученных при последующих провер- ках, даст возможность судить о развитии занимающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *