какие методы направлены на работу с идеями представлениями образами
Принципы психологии личности
На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации.
Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Л.С. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Термин развитие используется для обозначения общего, парадигмального подхода к анализу проблемы и обозначает изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие «развитие» ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин «филогенез».
В свою очередь онтогенез может изучаться с двух точек зрения: 1) преформизма, в русле которого изменение понимается как простой количественный рост, и 2) эпигенеза, считающего, что изменения в организме образуют цепь, последовательность качественных (в том числе и структурных) преобразований.
Основные проблемы
Методы исследования
Тесты с открытыми ответами носят название проективных.
Проективные тесты
Несмотря на нестандартизованность, тесты имеют очень широкие возможности. Достоверность результатов повышается при одновременном использовании стандартизованных тест-опросников с закрытыми ответами. Кроме названных выше методик к проективным тестам относят различные варианты рисуночных тестов («Рисунок человека», «Дом-дерево-человек». «Рисунок семьи» и др.), тест Розенцвейга, разработанный для измерения реакций на фрустрацию, тест Люшера и др.
Методы исследования личности
Тесты с открытыми ответами носят название проективных.
9. Проективные методики и принцип проекции
Несмотря на нестандартизованность, тесты имеют очень широкие возможности. Достоверность результатов повышается при одновременном использовании стандартизованных тест-опросников с закрытыми ответами. Кроме названных выше методик к проективным тестам относят различные варианты рисуночных тестов («Рисунок человека», «Дом-дерево-человек». «Рисунок семьи» и др.), тест Розенцвейга, разработанный для измерения реакций на фрустрацию, тест Люшера и др.
10. Психоанализ Фрейд
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, которую часто называют «топографической моделью» Фрейда.
Основные методы психологических исследований: классификация и краткая характеристика
Психология, как и любая другая наука, имеет свои собственные методы исследования. Именно их необходимо использовать студентам в курсовых и дипломных работах.
А какие именно методы исследования используют в психологии? Об этом мы подробно расскажем в статье. Читайте — и вы познакомитесь с основными методами исследования в психологии и их характеристиками.
Хотите первыми получать полезные материалы? Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram. И следите за актуальными акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы психологического исследования: что это такое
Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.
Методами психологического исследования в психологии называют приёмы и средства, позволяющие студентам или учёным получать фактические данные и достоверные показатели. А уже на их основе выдвигать теории, искать реальные подтверждения и разрабатывать действенные практические рекомендации.
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:
Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.
В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.
Классификация методов исследования в психологии
В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:
Методы психологического исследования: таблица
Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:
Организационные методы | Эмпирические методы | Количественные и качественные методы | Интерпретационные методы |
сравнительный; | обсервационные: наблюдение и самонаблюдение; | статистический анализ; | генетический; |
лонгитюдный; | психологический эксперимент; | качественный анализ. | структурные: типологизация и классификация. |
комплексный. | психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее; | ||
праксиметрический; | |||
психологическое моделирование; | |||
биографический. |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.
Основные методы психологических исследований: описание и примеры
Пришло время разобраться, что из себя представляют методологии из каждой группы, дать характеристику этим методам психологического исследования и привести понятные примеры использования.
Организационные методы исследований в психологии
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?
Сравнительный метод
Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:
Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.
Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.
Лонгитюдный метод
В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.
Пример: роль школьного образования в воспитании детей
Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.
Комплексный метод
Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.
Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Интерпретационные методы в психологии
И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.
Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы
Генетический метод
Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.
Структурные методы
Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:
Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.
Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Методы исследования в психологии
Тема: «Методы исследования в психологии»
Познакомить студентов с методами исследования в психологической науке.
Способствовать развитию интереса к психологии как практической научной дисциплине.
Побуждать учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: «Методы исследования в психологии»
Понятие «метода», «методики» и «методологии».
Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).
Метод анализа продуктов деятельности.
Метод опроса (анкетирование, интервьюирование).
Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.
Понятие «метода», «методики» и «методологии».
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
Метод – это путь познания; это способ посредством которого познается предмет науки (С.Л.Рубинштейн).
Методика – это конкретные приемы целесообразного проведения какой-либо работы.
Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Это принцип, согласно которому, все в природе порождается действием материальных причин и законов.
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека.
Принцип развития – психика может быть понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.
Принцип системности – принцип, требующий рассмотрения психики, как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.
Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).
В отечественной психологии выделяют 4 группы методов.
I группа: Организационные методы:
Сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности, полу, интеллекту и т.д.);
Лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
Комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук).
II группа: Эмпирические методы:
Наблюдение и самонаблюдение.
Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
Анализ продуктов деятельности;
III группа: Методы обработки данных:
Количественный (статистический) метод;
Качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
IV группа: Интерпретационные методы:
Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.);
Структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).
Эксперимент – это метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявление и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.
Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Естественный (А.Ф. Лазурский) – эксперимент, проводимый в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.
И лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.
Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.
Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.
Исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых.
Исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов.
Обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие были даны раздражители, каковы обратные реакции)
Работа с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
Наблюдение – научный метод исследования, неограниченный простой регистраций фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.
Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер.
Научное наблюдение – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности.
Особенности научного наблюдения:
Ошибки усреднения (либо наблюдатель чувствует себя неуверенно)
Логические ошибки – ошибки, построенные на тесной связи между поведением человека и его личностными качествами.
Ошибки контраста – вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов.
Ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя.
(наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии )
(исследователь знакомится с наблюдаемым косвенно, посредством специально-организованных документов (анкет, биографий, аудио- или видеозаписей)
По условиям осуществления наблюдения
(наблюдение, проходящее в условиях повседневной жизни, учебы или работы)
(когда субъект или группа наблюдаются в специально созданных условиях)
По характеру взаимодействия с объектом
(исследователь становится частью наблюдаемой ситуации)
(наблюдение со стороны, т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов)
(о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается)
(систематическое, приближающееся по своим условиям к эксперименту, но отличающееся те, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений)
(поисковое, не подчиняющееся ни каким правилам и не имеющие четко поставленной цели)
По упорядоченности во времени
(ход событий фиксируется постоянно)
(исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени)
По упорядоченности в проведении
(происходящие события фиксируются в соответствии с заранее разработанной схемой наблюдения)
(исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразно)
По характеру фиксации
(наблюдатель фиксирует факты так как они есть, наблюдая их непосредственно, либо получая от свидетелей события)
(наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному критерию – эмоциональные состояния)
Беседа – метод психологии, позволяющий глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов, действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные вопросы.
Особенности беседы как метода исследования:
Свободное построение плана;
Взаимный обмен мнениями, оценками, предложениями и предположениями.
Тестирование – метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Тест – это стандартизированное задание или особым образом, связанные между собой задания.
Тесты способностей (интеллекта) – позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов (диагностика познавательной сферы, мышления, интеллекта)
Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений, навыков, меры успешности выполнения, меры готовности к выполнению некоторой деятельности (экзаменационное испытание)
Личностные тесты – предназначены для выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Проективные тесты – позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояния страха.
Правила проведения тестирования:
Информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок;
Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
Предупреждение распространения полученной в результате тестирования полученной в результате тестирования психодиагностической информации; обеспечение ее конфиденциальности;
Ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»;
Накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
Метод анализа продуктов деятельности.
Метод анализа продуктов деятельности – анализируются написанные тексты, рисунки и другие изделия.; позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач.
Интервью (устный опрос) – это разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.
Анкетирование (письменный опрос) – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
Живой контакт с испытуемым;
Индивидуализация вопросов, их варьирование;
Оперативная диагностика достоверности и полноты ответов.
Большое количество испытуемых;
Выявление массовых явлений.
Возможность внушения позиции исследователя;
Маленький круг лиц
Отсутствие живого контакта.
9. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы
Консультационные методы – это различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым на темы, затрагивающие профессиональные, личностные проблемы самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми.
Развивающие психологические методы – приемы работы, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития.
Психолог ориентируется в работе с детьми на максимально полное использование возможностей каждого возраста, развитие всех имеющихся в нем потенций.
Психокоррекционные методы – это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.
Психотерапия (от греч. Psyche –душа и therpea – лечение) включает развивающие и психокоррекционные методы, направленные на изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения; метод лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгляды и т.п.
В настоящее время психотерапия – это широкий круг психологических методов воздействия, приводящих к определенным изменениям в личностном развитии человека, его психологических особенностях, применяемых как к больным, так и к здоровым людям.
Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических причин и нахождения способа их решения.
Метод конкретных ситуаций – обучение человека способам выхода из сложных для него ситуаций, а также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях.
Мозговой штурм – метод группового решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам, позволяющий снять барьеры, ме