какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

LearnManage

Меню сайта

Методы прогнозирования, их классификация

Прежде всего, приведем определение метода прогнозирования как способа теоретического и практического действия, направленного на разработку прогнозов. Это определение является достаточно общим и позволяет понимать термин «метод прогнозирования» весьма широко: от простейших экстраполяционных расчетов до сложных процедур многошаговых экспертных опросов. [8] Статья с сайта saintclements

В настоящее время наряду со значительным числом опубликованных методов прогнозирования известны многочисленные способы их классификации. Тем не менее, считать этот вопрос удовлетворительно решенным нельзя, так как единой, полезной и полной классификации сейчас еще не создано. Вероятно, прогностика, как молодая наука, еще не достигла такого уровня развития, когда возможно создание классификации, удовлетворяющей всем этим требованиям. Итак, каковы же цели классификации методов прогностики? Можно указать две такие основные цели. Это, во-первых, обеспечение процесса изучения и анализа методов и, во-вторых, обслуживание процесса выбора метода при разработке прогнозов объекта. На современном этапе трудно предложить единую классификацию, в равной степени удовлетворяющую обеим из указанных целей.

Существуют два основных типа классификации: последовательная и параллельная. Последовательная классификация предполагает вычленение частных объемов из более общих. Это процесс, тождественный делению родового понятия на видовые. При этом должны соблюдаться следующие основные правила: 1) основание деления (признак) должно оставаться одним и тем же при образовании любого видового понятия; 2) объемы видовых понятий должны исключать друг друга (требование отсутствия пересечения классов); 3) объемы видовых понятий должны исчерпывать объем родового понятия (требование полного охвата всех объектов классификации). [6]

Последовательная классификация имеет наглядную интерпретацию в виде некоторого генеалогического дерева, охватывает всю рассматриваемую область в целом и определяет место и взаимосвязи каждого класса в общей системе. Поэтому она является более приемлемой для целей изучения, позволяет методически более стройно представлять классифицируемую область знаний. [7]

Каждый уровень классификации характеризуется своим классификационным признаком. Элементы каждого уровня представляют собой наименования принадлежащих им подмножеств элементов ближайшего нижнего уровня, причем подмножеств непересекающихся.

Элементы нижнего уровня представляют собой наименование узких групп конкретных методов прогнозирования (иногда из одного элемента), которые являются модификациями или разновидностями какого-либо одного, наиболее общего из них.

В целом классификация является открытой, так как предоставляет возможность увеличивать число элементов на уровнях и наращивать число уровней за счет дальнейшего дробления и уточнения элементов последнего уровня. [8]

На первом уровне все методы делятся на три класса по признаку «информационное основание метода»:

. Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии.

. Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения.

. Комбинированные методы выделены в отдельный класс, чтобы можно было относить к нему методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и экспертная. Например, при проведении экспертного опроса участникам представляют цифровую информацию об объекте или фактографические прогнозы, либо, наоборот, при экстраполяции тенденции наряду с фактическими данными используют экспертные оценки.

Не следует относить к комбинированным методам те методы прогнозирования, которые к экспертной исходной информации применяют математические методы обработки или исходную фактографическую информацию оценивают экспертным путем. В большинстве случаев они достаточно хорошо укладываются в первый или второй из перечисленных выше классов. [9]

Эти классы разделяются далее на подклассы по принципам обработки информации. Статистические методы объединяют совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании производить прогнозы. Опережающие методы прогнозирования строятся на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие научно-технического прогресса. [4]

Источник

Классификация методов прогнозирования

Условно существующие методы прогнозирования классифици­руются по трем признакам:

• общему принципу действия;

• способу получения прогнозной информации.

По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные. Первыеприменяются тогда, когда информация об объекте прогнозирования несет в основном качественный характер либо когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта. Вто­рые — когда информация об объекте прогнозирования носит глав­ным образом количественный характер и на ее основе можно ус­тановить причинно-следственные связи между факторами объек­та прогнозирования.

В зависимости от общих принципов действия интуитивные ме­тоды прогнозирования можно разделить на две группы: индивиду­альные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки.

Методы коллективных экспертных оценок уже можно отнести к комплексным системам прогнозирования (обычно неполным), поскольку в последних сочетаются методы индивидуальных экс­пертных оценок и статистические методы их обработки. Но так как статистические методы применяются во вспомогательных проце­дурах выработки прогнозной информации, на наш взгляд, коллек­тивные экспертные оценки целесообразнее отнести к сингулярным методам прогнозирования.

В группу индивидуальных экспертных оценок (принцип класси­фикации — способ получения прогнозной информации) можно включить следующие методы: метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. В группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссий», «мозговых атак» (коллективной генерации идей).

Класс формализованных методов в зависимости от обших прин­ципов действия можно разделить на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опере­жающей информации.

В группу методов прогнозной экстраполяции включаются методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероят­ностного моделирования и адаптивного сглаживания. К группе системно-структурных методов относятся методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, мат­ричный, сетевого моделирования, структурной аналогии. Ассоци­ативные методы можно разделить на методы имитационного мо­делирования и историко-логического анализа. В группу методов опережающей информации включаются методы анализа потоков публикаций, оценки значимости изобретений и анализа патентной информации.

По способу получения и обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий, опе­режающие методы.

Статистические методы объединяют методы обработки коли­чественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогноз­ных моделей.

Методы аналогии направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процесса и на этом основании строить прогнозы.

Опережающие методы прогнозирования базируются на опреде­ленных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать раз­витие объекта прогнозирования. В свою очередь, их можно разде­лить на методы исследования динамики развития объекта и мето­ды исследования и оценки уровня развития объекта.

Некоторые не названные здесь методы являются или разновид­ностью включенных в схему методов, или дальнейшей их конкре­тизацией.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Теория управления

Управление — это искусство и наука

Управление как искусство.Понятие об управлении как искус­стве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира ис­кусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории раз­вития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочис­ленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор. Его учет требует не только использо­вания научного подхода, но и искусства его применения в конкрет­ных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, ко­торое, подобно медицине или инженерному делу, должно опирать­ся на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

Управление как наука.Менеджмент выделился в самостоятель­ную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произо­шло в XVIIIв., когда представление об искусстве стало соединять­ся с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а на­учная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и пред­ставленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и

форм управления. На протяжении более чем вековой истории на­ука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управ­ления.

Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX — началу XX в. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных кор­пораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испыты­вали острую необходимость в рациональной организации произ­водства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подраз­делений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью по­вышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулиро­вал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабо­чих:

• научный подход к выполнению каждого элемента работы;

• научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

• кооперация с рабочими;

• разделение ответственности за результаты труда между менед­жерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих за­дач и выполнении функций менеджмента. А. Файоль считается основателем так называемой классической (административной) школы управления.

В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах, занимавшихся научной

организацией труда. Одна из важнейших разработок этого перио­да — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как цен­трализация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, струк­тур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах. Наряду с этим в отечественной науке управления прово­дились активные исследования законов и закономерностей управ­ления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управле­ния социалистическим общественным производством законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децен­трализации функций управления управляющей и управляемой систем, участия трудящихся в управлении.

Источник

Классификация методов и моделей прогнозирования

Я занимаюсь прогнозированием временных рядов уже более 5 лет. В прошлом году мною была защищена диссертация по теме «Модель прогнозирования временных рядов по выборке максимального подобия», однако вопросов после защиты осталось порядочно. Вот один из них — общая классификация методов и моделей прогнозирования.

Обычно в работах как отечественных, так и англоязычных авторы не задаются вопросом классификации методов и моделей прогнозирования, а просто их перечисляют. Но мне кажется, что на сегодняшний день данная область так разрослась и расширилась, что пусть самая общая, но классификация необходима. Ниже представлен мой собственный вариант общей классификации.

В чем разница между методом и моделью прогнозирования?

Метод прогнозирования представляет собой последовательность действий, которые нужно совершить для получения модели прогнозирования. По аналогии с кулинарией метод есть последовательность действий, согласно которой готовится блюдо — то есть сделается прогноз.

Модель прогнозирования есть функциональное представление, адекватно описывающее исследуемый процесс и являющееся основой для получения его будущих значений. В той же кулинарной аналогии модель есть список ингредиентов и их соотношение, необходимый для нашего блюда — прогноза.

Совокупность метода и модели образуют полный рецепт!

В настоящее время принято использовать английские аббревиатуры названий как моделей, так и методов. Например, существует знаменитая модель прогнозирования авторегрессия проинтегрированного скользящего среднего с учетом внешнего фактора (auto regression integrated moving average extended, ARIMAX). Эту модель и соответствующий ей метод обычно называют ARIMAX, а иногда моделью (методом) Бокса-Дженкинса по имени авторов.

Сначала классифицируем методы

Если посмотреть внимательно, то быстро выясняется, что понятие «метод прогнозирования» гораздо шире понятия «модель прогнозирования». В связи с этим на первом этапе классификации обычно делят методы на две группы: интуитивные и формализованные [1].

какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

Если мы вспомним нашу кулинарную аналогию, то и там можно разделить все рецепты на формализованные, то есть записанные по количеству ингредиентов и способу приготовления, и интуитивные, то есть нигде не записанные и получаемые из опыта кулинара. Когда мы не пользуемся рецептом? Когда блюдо очень просто: пожарить картошку или сварить пельмени — тут рецепт не нужен. Когда еще мы не пользуемся рецептом? Когда желаем изобрести что-то новенькое!

Интуитивные методы прогнозирования имеют дело с суждениями и оценками экспертов. На сегодняшний день они часто применяются в маркетинге, экономике, политике, так как система, поведение которой необходимо спрогнозировать, или очень сложна и не поддается математическому описанию, или очень проста и в таком описании не нуждается. Подробности о такого рода методах можно глянуть в [2].

Формализованные методы — описанные в литературе методы прогнозирования, в результате которых строят модели прогнозирования, то есть определяют такую математическую зависимость, которая позволяет вычислить будущее значение процесса, то есть сделать прогноз.

На этом общая классификация методов прогнозирования на мой взгляд может быть закончена.

Далее сделаем общую классификация моделей

Здесь необходимо переходить к классификации моделей прогнозирования. На первом этапе модели следует разделить на две группы: модели предметной области и модели временных рядов.

какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

Модели предметной области — такие математические модели прогнозирования, для построения которых используют законы предметной области. Например, модель, на которой делают прогноз погоды, содержит уравнения динамики жидкостей и термодинамики. Прогноз развития популяции делается на модели, построенной на дифференциальном уравнении. Прогноз уровня сахара крови человека, больного диабетом, делается на основании системы дифференциальных уравнений. Словом, в таких моделях используются зависимости, свойственные конкретной предметной области. Такого рода моделям свойственен индивидуальный подход в разработке.

Модели временных рядов — математические модели прогнозирования, которые стремятся найти зависимость будущего значения от прошлого внутри самого процесса и на этой зависимости вычислить прогноз. Эти модели универсальны для различных предметных областей, то есть их общий вид не меняется в зависимости от природы временного ряда. Мы можем использовать нейронные сети для прогнозирования температуры воздуха, а после аналогичную модель на нейронных сетях применить для прогноза биржевых индексов. Это обобщенные модели, как кипяток, в которые если бросить продукт, то он сварится вне зависимости от его природы.

Классифицируем модели временных рядов

Мне кажется, что составить общую классификацию моделей предметной области не представляется возможным: сколько областей, столько и моделей! Однако модели временных рядов легко поддаются простому делению [3]. Модели временных рядов можно разделить на две группы: статистические и структурные.

какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

Для обоих групп я указала основные, то есть наиболее распространенные и подробно описанные модели прогнозирования. Однако на сегодняшний день моделей прогнозирования временных рядов имеется уже громадное количество и для построения прогнозов, например, стали использовать SVM (support vector machine) модели, GA (genetic algorithm) модели и многие другие.

Общая классификация

Таким образом мы получили следующую классификацию моделей и методов прогнозирования.

какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

UPD. 15.11.2016.
Господа, дошло до маразма! Недавно мне прислали на рецензию статью для ВАКовского издания со ссылкой на эту запись. Обращаю внимание, что ни в дипломах, ни в статьях, ни тем более в диссертациях ссылаться на блог нельзя! Если хотите ссылку, то используйте эту: Чучуева И.А. МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ ПО ВЫБОРКЕ МАКСИМАЛЬНОГО ПОДОБИЯ, диссертация… канд. тех. наук / Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Москва, 2012.

Источник

Какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Навигация
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовСписок разделов
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовСамое популярное
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовНовое
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовПоиск
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовЗаказать реферат
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовДобавить реферат
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовВ избранное
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовКонтакты
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовУкраинские рефераты
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессовСтатьи
От партнёров
Новости
Крупнейшая коллекция рефератов
Предлагаем вам крупнейшую коллекцию из 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

УКРАИНСКИЙ INTEL НАГРАДИТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ЗА НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов
О своем намерении поддержать талантливых школьников и студентов заявил украинский офис компании Intel – в уанете появился проект “Интеллектуализация”, в рамках которого идет конкурс лучших практических проектов среди молодежи.

Последовательная классификация имеет наглядную интерпре­тацию в виде некоторого генеалогического дерева, охватывает всю рассматриваемую область в целом и определяет место и взаимо­связи каждого класса в общей системе. Поэтому она является более приемлемой для целей изучения, позволяет методически более стройно представлять классифицируемую область знаний.

Каждый уровень классификации характеризуется своим клас­сификационным признаком. Элементы каждого уровня представ­ляют собой наименования принадлежащих им подмножеств элементов ближайшего нижнего уровня, причем подмножеств непересекающихся.

Элементы нижнего уровня представляют собой наименование узких групп конкретных методов прогнозирования (иногда из одного элемента), которые являются модификациями или разно­видностями какого-либо одного, наиболее общего из них.

В целом классификация является открытой, так как представ­ляет возможность увеличивать число элементов на уровнях и наращивать число уровней за счет дальнейшего дробления и уточнения элементов последнего уровня.

На первом уровне все методы делятся на три класса по при­знаку «информационное основание метода». Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. Экспертные методы базируются на информации, которую постав­ляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных про­цедур выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные методы выделены в отдельный класс, чтобы можно было отно­сить к нему методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и экспертная. Например, при проведении экспертного опроса участникам представляют цифровую информацию об объекте или фактографические прогнозы, либо, наоборот, при экстраполяции тенденции наряду с фактическими данными используют экспертные оценки.

Не следует относить к комбинированным методам те методы прогнозирования, которые к экспертной исходной информации применяют математические методы обработки или исходную фак­тографическую информацию оценивают экспертным путем. В большинстве случаев они достаточно хорошо укладываются в первый или второй из перечисленных выше классов.[2]

Эти классы разделяются далее на подклассы по принципам обработки информации. Статистические методы объединяют сово­купность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математиче­ских взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании производить прогнозы. Опережающие методы про­гнозирования строятся на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в про­гнозе ее свойство опережать развитие научно-технического про­гресса.

Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействий на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и мнения коллектива. Эксперт­ные оценки с обратной связью в том или ином виде воплощают принцип обратной связи путем воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнением, полученным ранее от этой группы или от одного из ее экспертов.

Третий уровень классификации разделяет методы прогнозиро­вания на виды по классификационному признаку «аппарат мето­дов». Каждый вид объединяет в своем составе методы, имеющие в качестве основы одинаковый аппарат их реализации. Так, ста­тистические методы по видам делятся на методы экстраполяции и интерполяции; методы, использующие аппарат регрессионного и корреляционного анализа; методы, использующие факторный анализ.

Класс методов аналогий подразделяется на методы математи­ческих и исторических аналогий. Первые в качестве аналога для объекта прогнозирования используют объекты другой физической природы, другой области науки, отрасли техники, однако имею­щие математическое описание процесса развития, совпадающее с объектом прогнозирования. Вторые в качестве аналога исполь­зуют процессы одинаковой физической природы, опережающие во времени развитие объекта прогнозирования.

Опережающие методы прогнозирования можно разделить на методы исследования динамики научно-технической информации; методы исследования и оценки уровня техники. В первом случае в основном используется построение количественно-качественных динамических рядов на базе различных видов НТИ и анализа и прогнозирования на их основе соответствующего объекта. Вто­рой вид методов использует специальный аппарат анализа коли­чественной и качественной информации, содержащейся в НТИ, для определения характеристик уровня, качества существующей и про­ектируемой техники.

Прямые экспертные оценки по признаку аппарата реализации делятся на виды экспертного опроса и экспертного анализа. В первом случае используются специальные процедуры формиро­вания вопросов, организации получения на них ответов, обработ­ки полученных ответов и формирования окончательного резуль­тата. Во втором — основным аппаратом исследования является целенаправленный анализ объекта прогнозирования со стороны эксперта или коллектива экспертов, которые сами ставят и реша­ют вопросы, ведущие к поставленной цели.

Экспертные оценки с обратной связью в своём аппарате име­ют три вида методов: экспертный опрос; генерацию идей; игровое моделирование. Первый вид характеризуется процедурами регла­ментированного неконтактного опроса экспертов перемежающими­ся обратными связями в рассмотренном выше смысле. Второй — построен на процедурах непосредственного общения экспертов в процессе обмена мнениями по поставленной проблеме. Он характеризуется отсутствием вопросов и ответов и направлен на взаимное стимулирование творческой деятельности экспертов. Третий вид использует аппарат теории игр и ее прикладных раз­делов. Как правило, реализуется на сочетании динамического взаимодействия коллективов экспертов и вычислительной маши­ны, имитирующих объект прогнозирования в возможных будущих ситуациях.

Наконец, последний, четвертый, уровень классификации под­разделяет виды методов третьего уровня на отдельные методы и группы методов по некоторым локальным для каждого вида совокупностям классификационных признаков, из которых ука­зать один общий для всего уровня в целом невозможно.

2.2 Экстраполяционные методы прогнозирования

какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Смотреть картинку какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Картинка про какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов. Фото какие методы направлены на то чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов(1.2.2)

Считается, что регулярная составляющая f(a, х) представляет собой гладкую функцию от аргумента (в большинстве случаев— времени), описываемую конечномерным вектором параметров а, которые сохраняют свои значения на периоде упреждения про­гноза. Эта составляющая называется также трендом, уровнем, детерминированной основой процесса, тенденцией. Под всеми этими терминами лежит интуитивное представление о какой-то очищенной от помех сущности анализируемого процесса. Интуи­тивное, потому что для большинства экономических, технических, природных процессов нельзя однозначно отделить тренд от слу­чайной составляющей. Все зависит от того, какую цель пресле­дует это разделение и с какой точностью его осуществлять.

Случайная составляющая n(х) обычно считается некоррели­рованным случайным процессом с нулевым математическим ожи­данием. Ее оценки необходимы для дальнейшего определения точностных характеристик прогноза.

Экстраполяционные методы прогнозирования основной упор делают на выделение наилучшего в некотором смысле описания тренда и на определение прогнозных значений путем его экстра­поляции. Методы экстраполяции во многом пересекаются с мето­дами прогнозирования по регрессионным моделям. Иногда их различия сводятся лишь к различиям в терминологии, обозначе­ниях или написании формул. Тем не менее сама по себе прогнозная экстраполяция имеет ряд специфических черт и приемов, позво­ляющих причислять ее к некоторому самостоятельному виду методов прогнозирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *