какие методы обучения математике вы считаете наиболее эффективными и почему ответ на вопрос
Активные методы обучения математике
Разделы: Математика
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.
Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.
Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии.
Первое, что я делаю, это определяю лидеров, которые смогут стать капитанами команд. Очень тщательно работаю, чтобы подготовить несколько учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН. Урок начинается моим вступительным словом, ставлю задачу, напоминаю порядок.
Учащиеся сами находят или составляют задания для соперников по девизом: «Найти ошибку». Следующий конкурс «Домашнее задание». Помощники капитанов проверяют их во время «Разминки» и «Блицтурнира». Если все работы команды выполняли верно команда получает 5 баллов. За ошибки из общего количества баллы вычитаются.
Пользуются большим успехом конкурс капитанов. Я подбираю им интересные задания но теме, даю одинаковые карточки. Победителей признаётся капитан первым выполнивший задание правильно. Команды не только болеют за капитанов, но и помогают им: выполняют эти же задания и могут принести очки команде за оригинальное решение. В конце урока конкурс консультантов.
Подвожу итоги, поздравляю победителей, утешаю проигравших и отмечаю те задания, которые ребятам удаются, а также те, над которыми надо ещё поработать.
Идея матбоя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.
Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают «вызовы»: одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование.
Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия. (Сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.)
Например: Известно, что дробь равна целому числу, где разные буквы обозначают цифры, а межу цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь? Или Одна кастрюля вдвое выше другой. зато вторая вдвое шире первой. к какую из них больше войдет воды? И другие.
В ходе работы жюри ведёт протокол.
Обычно такие уроки при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь. приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе.
Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями.
Дети разбиваются в экипажи, в каждом из них назначается командир, штурман, и 3 лётчика. Чётко ставлю задачу: что должны учащиеся изучить, какие конкретно получить навыки умения. Затем члены экипажа работают в группах, командир выставляет опенки в заранее подготовленные ведомости.
По условию игры дети должны подтвердить полученные оценки. Выкладываю жетоны и предлагаю ребятам положиться на случай. Если вытаскивается жетон со словом «все» это означает, что весь экипаж получает новое задание 5 различных карточек и решают у доски. Жетон «выбор» означает, что учитель выбирает одного члена экипажа и проверяет его знаки. Если выпадает «делегат», тогда команда делегирует одного члена экипажа для защиты своих оценок. И. конечно, самое желанное для детей это вытащить жетон «доверие». В этом случае группа освобождается от защиты. И я выставляю оценки из ведомости в журнал. Для того, чтобы паузы во время защиты оценок были заполнены, предлагаю ребятам математическое лото, всё по этой теме.
Старшеклассники иной раз включают в карточки столько задач и вопросов, что разобрать их все на одном уроки невозможно. Тогда стараюсь объединить родственные задачи в 5-6 групп так, чтобы при решении одной из них можно было наметить пути решения остальных задач этой группы. Каждый урок, на котором звучат интересные, трудные вопросы учащихся выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном отношении.
Что дает урок-консультация?
Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе.
Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой.
Узнают лучше учащихся, вижу динамику их прохождения, вовремя могут поддержать тех. кто затрудняется, выявляю наиболее любознательных и пассивных.
Учащиеся имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи.
У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но. к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане.
Приведу пример задачи, которая имеет девять решений.
Сравнение различных решений одной задачи очень поучительно. Стараюсь накапливать такие решения, подключаю к этой работе учащихся.
В процессе обучения оценка играет немалую роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течении урока сложно.
При изучении каждой темы провожу уроки разноуровневого обучения. Задания на дом и для работы в классе даю дифференцированные: «обязательный минимум» на «3». «4» и «5».
Упражнения более сложные на «4».
Упражнения повышенной сложности на «5».
Задание проверяем очень тщательно сначала те. которые на «4» и «5». затем на «3». Выставляем оценки.
Второй этап (20-25 минут) изучение нового объясняю новую тему, решаем несколько типичных примеров.
На втором уроке отвожу 5-10 минут на повторение изученного. Затем весь урок идёт закрепление знаний, проведение консультаций контролирование знаний.
В процессе работы проверяю ответы, ход решения, консультируя я отмечаю правильно выполнение номера и к концу урока уже известен уровень знаний каждого ученика.
Выставление оценок начинаю за 10-15 минут до конца урока. Я или утверждаю заявленную опенку либо снижаю её. бывают и повышения заявленной оценки. Одновременно утверждаю и оценки за домашнее задание. Замечу, что удобно для проверки, чтобы учащиеся чётко нумеровали примеры и выделяли ответы; а у учителя были записаны все ответы. Тогда работа идёт быстро.
Таким образом, на уроке происходит ЗАЧЁТ по пройденному материалу и у меня создаётся чёткое представление о работоспособности, настроении и полученных знаниях каждою ученика, И ученики вынуждены внимательно слушать объяснения учителя, гак как по окончании работы их знания будут оценены.
Зачётным работам я посещаю и отдельные уроки, по изученной теме. Задания обязательно разноуровневые (обязательная часть, дополнительная часть) все разных вариантов. В отличии от контрольной работы двоек не ставлю. За слабую работу ученик пол\час1 «незачет» даю дополнительные тренировочные задания, до тех пор пока тема не будет усвоена.
Первые уроки геометрии. Пожалуй это самое грудное для детей из всего курса математики. Детей удручает необходимость из вполне понятных факторов путём абсолютно непонятных умозаключений делать совершенно очевидный вывод. Они теряются в нагромождении аксиом и теорем. Прежде всего я стараюсь снять с ребячий арах. Нагрузку на первых уроках беру на себя. Работаю методом «погружения» т.е. изучаем геометрию на всех уроках математики, пока не изучим всю тему. Это позволяет сконцентрировать усилия ребят на выработку умения доказательства теорем и решения задач. Веду строгий учёт знаний и их оценки. Сначала провожу письменный опрос (минут 10-15 урока), затем блиц-опрос, зачёты, самостоятельные и контрольные работы. На всех видах кроме «контрольной работы» учащиеся могут изменить оценку. Так как в начале я их выставляю в свою тетрадь. Очень часто провожу устные турниры решения задач. Их условия очень часто, зачастую только цветом и обозначениями на чертеже, фиксируются на доске. Дети довольно активно и быстро решают их.
За 3-5 минут решается 5-10 задач. Например таких:
Варианты описанные разные. Дана прямая а. Её можно назвать АВ. ВС. или АС. Даны шесть точек: A.B.C.D.E. Точки Е и В лежат по разные стороны от прямой а и т.д.
В описании рисунка по очереди вовлекаются все учащиеся класса.
Такие упражнения развивают математическую речь учащихся. В качестве домашнего задания предлагаю детям самим придумать рисунок, а затем его описать.
В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеют дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично.
Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Чего только ни насочиняли мои ребята это и путешествия в страну Геометрию. и бал геометрических фигур, и стихотворения о раскрытии скобок.
Неизменным успехом пользуется у школьников конкурс «Художников», который провожу при изучении координат плоскости. По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др.. что неизменно приводит их в восхищение.
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.
«Эффективные методы преподавания математики»
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
МКОУ Бобровская СОШ №2
В связи с обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции возникла такая острая проблема, как отсутствие мотивов к получению образования у основной массы учащихся. Последствиями этого можно назвать снижение показателей образованности и воспитанности выпускников учебных заведений. Что же делать? Как сформировать учебную мотивацию у школьников?
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский)
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен
Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Актуальность этой проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. А наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, отсюда снижение базовых показателей образованности и воспитанности.
Для того, чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе обучения, были понятны, приняты им и приобрели значимость.
Мотивация ответственна за активную жизненную позицию ребенка в обучении и личностном развитии. Мотивы могут быть внешними и внутренними.
Внешние мотивы в обучении:
Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
Внутренние мотивы в обучении:
Удовлетворение от самой деятельности;
Прямой результат деятельности;
Стремление к успеху,
Понимание необходимости для жизни;
Учение как возможность общения.
В первую очередь, чтобы разрешить проблему мотивации, необходимо
— выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать,
— затем максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
Необходима такая организация учебной деятельности, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера, а именно это и ведет к раскрытию внутреннего потенциала личности ученика. Но, при неправильной организации учебного процесса мотивация снижается.
Что же служит причинами мотивационного кризиса у учащихся:
избыточность учебного материала, вызывающая перегрузку учащихся;
недостаточность поощрений и похвалы со стороны учителя;
невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием.
А теперь рассмотрим действия, позволяющие повысить мотивацию учащихся:
Учет возрастных особенностей,
Выбор действия в соответствии с возможностями учащихся,
Использование коллективных и групповых форм работы,
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий,
Использование развивающих заданий на уроках,
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества,
Создание ситуации успеха,
Применение поощрения и наказания,
Формирование адекватной самооценки у учащих ся
Теперь перейдем непосредственно к урокам математики. Как их сделать интересными для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой? Как активизировать класс?
Известному французскому ученому Паскалю принадлежат такие слова:
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным»
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, я использую различные приемы активизации.
Задачи на сообразительность,
Задачи в стихотворной форме,
Задачи с занимательным сюжетом,
Урок начинаю с арифметической минутки, предлагая для решения примеры устного счета, тем самым включая в работу весь класс. С интересом ребята выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки. Творческие домашние задания своей нестандартностью также возбуждают интерес к предмету. Включение в урок данных элементов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, позволяют простые рутинные вычисления превратить в необыкновенные приключения. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с огромным желанием.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Здесь уместно вспомнить слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а ставшая доступной для нас мультимедиа. Такие мультимедийные инструменты, как слайд, презентация способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, развитию информационной грамотности. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления. ИКТ позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, вызывает интерес, представляя учебный материал в красках, со звуком и другими эффектами.
И еще один из моментов повышения мотивации, который, на мой взгляд, вызывает познавательный интерес. Это исторический аспект школьных знаний. Французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что « всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших эту науку, богатыми эпизодами их жизни». Так, например, разгадав математический ребус, ребята узнают фамилию известного ученого математика Николая Ивановича Лобачевского.
На мой взгляд, не только учитель может повлиять на развитие мотивации учения. Значительное влияние могут оказывать родители учащихся. При всей родительской загруженности делами на работе, домашними хлопотами, необходимо чаще интересоваться делами, учебой ребенка, помогать с домашними заданиями, подкреплять инициативность и самостоятельность. Позиция родителей должна основываться на том, что неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий.
В заключении хочу подвести итоги и выявить основные приемы повышения школьной мотивации.
1. Учебный процесс должен быть разнообразным, занимательным, рутинные занятия способствуют потере интереса к изучаемому предмету.
2.Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
6. Яркость, эмоциональность учебного материала, владение учителем современными методами обучения с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Но чтобы все это было отработано в полной мере, очень важно, чтобы учитель соответствовал всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Ведь существуют такие профессиональные компетенции, необходимые для преподавания математики, которые связаны с его внутренней логикой и местом в системе знаний. К ним можно отнести умение строить логические рассуждения, понимать и анализировать действия учеников, помогать в выборе различных путей решения задач. Для эффективной организации своей педагогической деятельности учитель должен активно сотрудничать не только с преподавателями математики, но и выполнять совместные межпредметные проекты, организовывать исследования. Немаловажно здесь умение вести диалог как с одним учащимся, так и с группой или целым классом в процессе решения задачи, выявлять ошибки, подтверждать правильность решения. Если мы будем формировать у учащихся позитивные эмоции от математической деятельности, это и будет содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.
На мой взгляд, каждый учитель математики должен поставить перед собой следующие задачи, формирующие его предметную компетентность:
— организовывать разнообразные формы учебной деятельности, способствующие возникновению и укреплению интереса к изучаемому предмету;
— распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять учащимся посильные задания, вести элективные и внеурочные занятия по математике;
— достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания большинство учеников получали результат;
— обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал в форме индивидуальных заданий;
— обеспечивать активную деятельность каждого ученика на занятии;
— использовать ИКТ на уроках, как основное средство наглядности;
— взаимодействовать с родителями по выявлению проблем в изучении математики.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: Современные школьники в психолого-педагогическом отношении стали сильно отличаться от своих сверстников прошлых поколений. Однако требования эффективности и результативности преподавания остаются прежними. В этой связи важно найти такие педагогические технологии и приемы, которые бы позволили наиболее эффективно добиваться реализации поставленных задач. В данной статье рассматривается ряд интерактивных приемов, призванных стимулировать внимание и формирование познавательного интереса школьников при изучении математики.
Ключевые слова: мотивы учения, интерактивные методы, эвристическая беседа, творческие задания, работа в группах, проектно-исследовательское обучение.
EFFECTIVE METHODOS OF TEACHING MATHEMATICS
Keywords: motives of teaching, interactive methods, heuristic conversation, creative tasks, group work, research and training.
Показателем эффективности, примененных методов обучения, становится высокий результат. При этом, обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует не просто глубокие знания по конкретному предмету, но в состоянии проводить межпредметные связи, умеет структурировать знания, обосновывать и доказывать, применять их в реальных жизненных ситуациях.
Из всего многообразия интерактивных методов обучения наиболее оптимальными являются, на мой взгляд, следующие подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевые игры, социальные проекты и т.п. Учитель здесь является организатором процесса обучения, лидером группы, помощником, он создает условия для инициативы учащихся. В результате новые знания, умения, отношения формируются на основе личного опыта учащихся. Задача – заставить учеников думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы. При этом следует иметь в виду, что на одном занятии можно использовать только 1-2 интерактивных метода, а не их калейдоскоп.
При этом не следует забывать и о контроле, который должен быть поэтапным. Перед началом изучения нового материала учитель должен четко определить результаты усвоения темы, обозначить критерии результатов и объявить их учащимся, сообщить время и форму проведения итогового контроля по теме, а также проинформировать о дополнительных формах оценки достижений учащихся.
Рассмотрим возможности применения наиболее распространенных интерактивных методов на уроках математики. Основа деятельности учителя математики – это не простое накопление учащимися математических знаний, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи. Важно всеми силами развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс обучения должен строиться по схеме: восприять – осмыслить – запомнить – применить – проверить.
На уроках математики использование метода эвристической беседы может чрезвычайно разнообразно. Например, этот метод весьма эффективен при решении текстовых задач на начальных этапах обучения, когда сначала создается графическая модель задачи и учащимся предлагается самостоятельно предложить способы ее решения, во время обсуждения находится связь между объектом и его символом и вырабатывается алгоритм решения подобных задач. В старшей школе этот метод также можно использовать в процессе актуализации знаний и совместном формулировании темы урока. В качестве еще одной из разновидностей метода может выступить предложения учителя самостоятельно разработать к следующему уроку викторину по пройденной теме, составить свои задачи или даже написать математическую сказку.
Близок к этому методу метод тематических обсуждений . Но в этом случае процесс обсуждения ограничен конкретными рамками. В результате использования метода расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины.
— выделение важнейших вопросов модуля и разработка проблемных заданий к ним;
— дифференциация проблемных заданий;
— составление алгоритма решения проблемного задания. Работа с проблемными заданиями не принесет результата, если не научить детей их решать.
1. Внимательно познакомьтесь с заданием, убедитесь, что все его поняли, если нужно задайте уточняющие вопросы учителю.
2. Распределите роли:
— ведущий (предоставляет слово, следит за выполнением правил);
— секретарь (записывает все предложения, идеи, решения);
— хронометрист (следит за временем выполнения задания).
3. При работе в группе соблюдайте правила:
— каждый участник имеет возможность высказаться;
— все должны уважать взгляды других участников, даже если не согласны с ними;
— обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали;
— замечания высказываются кратко и по существу.
4. После завершения работы в группе проанализируйте:
— как вы оцениваете работу вашей группы?
— что было наиболее удачным и почему?
— какие возникли трудности?
— как их можно было преодолеть?
— как соблюдались правила работы?
— как бы вы изменили свое поведение в следующий раз при работе в группе?
Хорошим способом проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению задачи.
При организации работы в группах учитель должен иметь в виду, что чем меньше времени дается на обсуждение, тем меньше должна быть группа. Из опыта работы должна заметить, что работа маленьких групп бывает более эффективной. Формировать группы можно различными способами, однако лучше всего составить список заранее или объединить в четверки ближайшие парты.
По итогам большой работы в группе (например, в течение урока) рекомендуется каждому из участников группы заполнить таблицу результативности:
Подготовка (10 баллов)
Активность (5 баллов)
Соблюдение правил работы (5 баллов)
В старшей школе необходимо введение в учебный процесс семинарских занятий. Семинар – это совместное обсуждение учащимися под руководством педагога изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач. В этом случае возможно учитывать и контролировать уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом. Например, при изучении теории вероятности можно предложить учащимся подготовить сообщения по истории развития теории вероятностей и статистики и применения этих наук в различных сферах жизни. В более младшем возрасте – предложить учащимся поискать задачи и примеры по изучаемым темам в учебниках, по которым обучались их дедушки и прадедушки и поискать их пути решения и т.п.
Значительно оживляет процесс восприятия нового через сознательную деятельность и обучение в действии проектно-исследовательское обучение. Универсальность метода позволяет применять его на любы этапах обучения и при изучении материала любой степени сложности.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать и использованием на уроках ролевых и деловых игр. Смысл ролевых игр – выполнение учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или проекта. Деловые игры позволяют моделировать всевозможные ситуации, дают возможность подготовить способы решения проблемы и применить их на практике. Опыт проведения ролевых и деловых игр показывает их наибольшую эффективность на повторитель-обобщающих уроках, реже – при изучении или отработке нового материала.
Ролевая игра «Аукцион» призвана не только проверить знания учащихся по определенным темам или модулям, но и дает возможность показать связи теории с практикой, математики с экономикой и т.п.
Все участники перед началом аукциона получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца аукциона) в размере 1000 монет. Это означает, что в конце аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет. Расписываясь в банковской «Книге кредитов» за получение кредита, участник аукциона получает номер. В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход. Перед проведением очередного тура ведущий аукциона объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.
Право на ответ может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый шаг – 50 монет.
Называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту свой номер, который он получил перед аукционом.
Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил выставленный лот.
За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса.
Если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не возвращаются.
Если у кого-то из участников закончились деньги он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 монет и уже под 50% годовых.
Эффективность и результативность педагогического процесса во время освоения учащимися новых знаний и приобретения ими новых навыков процесс чрезвычайно сложный. Однако выбор оптимального использования традиционных и инновационных методов преподавания позволяет сформировать у учащихся системное мышление, которое станет гарантом их дальнейшего обучения и личностного роста. И нужно обязательно обратить внимание, как мне кажется, на самое главное. Ни один урок не должен представлять собой монологической речи учителя. Самым оптимальным методом должна быть эвристическая беседа, призванная актуализировать знания учащихся, осмысливать вновь полученные знания на основе уже имеющегося опыта.
Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин. Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.
Но в педагогической деятельности нет, да и, наверно, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, ставя перед собой задачу на основе современных и традиционных методов обучения выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.
Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М., 1954.
2. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI в. // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 738-740.
3. Лезан. Развитие математической инициативы. М., 1908.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой коллектив. М., 1986.
5. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения. М., 1984.
6. Педагогика. Уч. пос. под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
7. Сойер У. Прелюдия к математике. М., 1972.
8. Стариков П.А. Пиковые переживания и технология творчества. Уч. пос. Красноярск, 2011.
9. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 6-11.
10. Шохор-Троицкий С.И. Геометрия на задачах. СПб., 1908.
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воспитание в процессе воспитания школьников. М., 1992.
12. Элькинин Д.Б. Детская психология. М., 2007.