какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место

Методы и приёмы обучения на уроках (СБО) социально – бытовой ориентировки

В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни стали актуальными вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом требуют дети с интеллектуальными нарушениями развития.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы обучения на уроках (СБО) социально – бытовой ориентировки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ школа №8)

Доклад на тему: «Методы и приёмы обучения на уроках (СБО) социально – бытовой ориентировки».

Учитель СБО: Васильева Н.П.

2017-2018 учебный год

В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни стали актуальными вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом требуют дети с интеллектуальными нарушениями развития. Они рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи. Напряженная социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации в обществе лиц с особыми образовательными потребностями, к числу которых относятся и дети с нарушениями интеллекта.

На сегодняшний день к одной из первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится разработка специальных условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этого используются определенные методы и приемы обучения на уроках СБО.

Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и развития.

Приёмы обучения – это «деталь», часть метода, отдельные операции мышления в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. На уроках СБО я использую:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Требования к рассказу:

— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

— содержать только достоверные и научно проверенные факты;

— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

— иметь четкую логику изложения;

— излагаться простым и доступным языком;

— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Требования к объяснению:

— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

— использования сравнения, сопоставления, аналогии;

— привлечения ярких примеров;

— безукоризненной логики изложения.

В среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

— развивает их память и речь;

— делает открытыми знания учащихся;

— имеет большую воспитательную силу;

— является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

— требует много времени;

— содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

— необходим запас знаний.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а.) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б.) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в.) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г.) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д.) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е.) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж.) привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

Источник

Доклад на тему «Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки»

какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место. Смотреть фото какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место. Смотреть картинку какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место. Картинка про какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место. Фото какие методы обучения социально бытовой ориентировки занимают ведущее место

Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.

Мой предмет, социально бытовая ориентировка, позволяет применять различные формы активных методов обучения. Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ощутив от него радость победы, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини — макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение». Классы у нас по 12 учащихся. Это огромное преимущество перед образовательными школами. Мы сидим за «круглым столом», и это еще один плюс. Я вижу всех, я говорю со всеми, я вижу пробелы в их знаниях. По программе СБО я не ставлю отметок. И это превращает мой урок не в соревнование за лучший результат. У нас это совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.

Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Пятиклассники затрудняются в воспроизведении тестов. Для этого я составляла им карточку-консультацию, на которой написан план текста. Ребята по карточке справлялись с большим успехом.

Одним из эффективных методов является диалог.

Формирование образной составляющей памяти, необходимой для дальнейшей подготовки к жизни (а мой предмет- и есть подготовка к самостоятельной жизни) может обеспечить развитие памяти, речи школьника, а также формирование знаний об окружающей действительности.

И наконец, отмечу, что совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса.

Наблюдая за работой учителей нашей школы, в полной мере понимаешь, что значит вечный, неутомимый поиск. Хороших талантливых учителей много, с сочетанием педагогического таланта и артистичности, логичности, необыкновенной последовательности и мудрости, терпения, легкости и коммуникабельности.

Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, используя их, пусть и малый жизненный опыт. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к учебе.

На моих уроках иногда присутствуют родители. Ученики спрашивают у них совета, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. К таким урокам мы заранее готовимся (проходя основную часть программы).

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные проекты. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Главное, каждый ученик понимает, это серьезная подготовка к самостоятельной, взрослой жизни.

На уроках «Мир моды, уход за новорожденным, семья» и т.п.» они открывали много для себя нового. Тем более, что в основном это дети из неблагополучных семей. Метод «любования» это эмоциональная форма усвоения нового. Я использовала его на уроках связанных с культурой, семьей, уход за комнатными растениями. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение. В этом мне помогаю презентации, где я могу показать всю красоту окружающей действительности, то, к чему надо стремиться в устройстве своего быта.

Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке мы проводили урок-обсуждение. При прохождение темы «Уход за домашними животными, детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. Такие обсуждения мы делаем часто и ребята запоминают самые красивые описания, обороты речи. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. Сочинения обсуждались и сравнивались с рассказом приглашенного ветеринара. На свои уроки, с краткими беседами я приглашала различных специалистов: повара, медицинского работника, водителя, полицейского (для бесед по темам учебной программы)

Источник

Методы обучения обучающихся вспомогательной школы социально-бытовой ориентировке.

Самообразование 2012 год Богданова С.В.

Методы обучения обучающихся вспомогательной школы

социально-бытовой ориентировке (СБО)

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке различных методов обучения. Под методом обучения принято понимать путь (иногда говорят — способ) передачи учителем и усвоение обучающимися знаний, умений и навыков.

Содержание обучения (программа), организационная форма обучения (урок) и методы обучения находятся в тесном взаимодействии, но эти понятия требуют разграничения.

Программа определяет содержание обучения, т. е. объем и последовательность тех знаний, которые обучающиеся должны усвоить.

Урок — организационная форма обучения.

Существует определенная систематизация методов обучения. Они различаются:

-без использования наглядных пособий;

-с использованием наглядных пособий;

-с использованием различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов).

Беседа предполагает вопросно-ответную форму обучения. Учитывая ряд особенностей умственно отсталых обучающихся, требующих частой проверки правильности восприятия материала, создания условий для активной мыслительной работы и т. д., педагог в процессе обучения чаще всего применяет метод беседы. Путем умело поставленных вопросов учитель побуждает обучающихся к самостоятельным выводам. Кроме того, метод беседы способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью умения выражать свои мысли в устной речи, что также следует признать важным и необходимым.

Успешному применению метода беседы способствуют:

хорошо продуманная система и форма вопросов, которые учитель предлагает ученикам в ходе беседы. Вопросы, не требующие никакого размышления обучающихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе. С целью проверки понимания обучающимися изучаемого материала и развития их устной речи следует варьировать формы вопросов;

предъявление требований к ответам обучающихся. Ответы и по существу, и по форме должны быть правильными, полными. В ответах следует исправлять в речи обучающихся аграмматизмы, неправильное ударение, просить повторить фразу грамотно.

Экскурсии. Трудно переоценить значение экскурсий в обучении социально-бытовой ориентировке детей с интеллектуальной недостаточностью Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Правда, проведение экскурсий с обучающимися вспомогательной школы представляет значительные трудности. Учителю во время экскурсии достаточно сложно вести объяснение, поддерживать контакт с обучающимися, так как они часто отвлекаются, их внимание трудно сосредоточить. Поэтому учителю необходимо:

тщательно готовиться к экскурсии, определив ее цель, содержание, методы объяснения; подготовить обучающихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, о формах работы на экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые обучающиеся должны найти во время экскурсии; при проведении экскурсии не упускать из виду ни одного из учеников, стремясь к тому, чтобы все обучающиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.

Лабораторный метод. Укоренилось неправильное представление, что лабораторный метод обучения во вспомогательной школе почти невозможно применить. Сторонники такого мнения полагают, что этот метод требует специальных условий. На самом деле, организовать лабораторную работу в обычном кабинете СБО совсем нетрудно. Такими работами могут быть, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Упражнения в виде записей и графических работ. В ходе занятия обучающиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в руководстве учителя. Следует учить их записывать основные положения для памяти, на будущее. Для этого учитель предлагает обучающимся выделить основную мысль из текста, написанного на доске, в книге, в газете, и записать ее в тетрадь.

При изучении предмета СБО возникают трудности из-за отсутствия единой справочной литературы и учебных пособий, в которых содержался бы необходимый познавательный материал, а также рисунки, схемы, проверочные задания, контрольные вопросы. Для лучшего понимания и запоминания обучающимися новых сведений учителя часто предлагают школьникам вспомнить уже изученный учебный материал. Кроме того, обучающиеся нуждаются в систематическом повторении усвоенных ранее практических приемов и технологических операций.

Чтобы восполнить дефицит справочной литературы и облегчить умственно отсталым обучающимся процесс усвоения социально-бытовых сведений, им предлагается вести рабочую тетрадь. После окончания школы ученик забирает тетрадь домой и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник. Для выпускника эти рабочие тетради являются маленькой энциклопедией ведения домашнего хозяйства.

Тетрадь — это папка-скоросшиватель или обычная папка с завязками. В нее вкладывают листы формата А4 и файлы. Обложку папки обучающиеся могут изготовить в картонажно-переплетной мастерской.

Тетрадь обучающиеся наполняют записями в виде сведений, таблиц, рисунков, а также бланками, занимательными заданиями, кроссвордами, тестами, которые составляются учителем в нескольких вариантах разной степени сложности. Здесь же могут быть различные бланки с примерами их заполнения. Чистые (незаполненные) бланки вкладываются в файл. Обучающиеся выполняют задание на файле.

В предлагаемом разделе «Одежда и обувь» даны методические рекомендации учителю к изучению тем в ходе конкретных заданий. Запись в тетрадь может производиться на любом этапе урока: после объяснения нового материала, беседы, проведения лабораторных работ (например, разбор строения утюга) или в конце урока при закреплении изученного материала. Материал, содержащийся в папках, должен соответствовать содержанию программы по СБО.

Таким образом, предлагаемая форма ведения тетради позволит учителю выполнить общие цели и задачи курса СБО с решением при этом ряда дополнительных задач:

1.фиксация в тетради познавательных сведений;

2.расширение словарного запаса;

3.обучение ориентированию в задании и составлении плана работы;

4.коррекция недостатков развития, в частности совершенствование ориентировки в пространстве;

5.формирование понимания необходимости записывать полезные советы для лучшей ориентировки в быту и социуме;

6.формирование умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости;

7.обобщение и систематизация получаемых знаний и умений.

Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, — отбор нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его в рабочую тетрадь. Опираясь на государственную программу, учитель должен обеспечить обучающегося доступной, точной, четкой и жизненно важной информацией, соответствующей тем социально-бытовым условиям, в которых развивается ребенок.

Работа, выполненная в тетрадях, проверяется учителем после каждого занятия. Письменные домашние задания, как правило, не даются. В отдельных случаях после тем «Питание», «Жилище», «Торговля», «Одежда и обувь» ученикам можно предложить выполнить домашнюю практическую работу, аналогичную той, которую они изучали на уроке. В этом случае используются записи в тетради. Может быть предложено домашнее задание с целью подобрать материал в виде картинок, инструкций, аннотаций и т. д. для дальнейшего оформления рабочей тетради в классе.

Упражнения в применении полученных знаний. Всем хорошо известно, что знания, умения и навыки должны быть неотделимы друг от друга. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут знать таблицу умножения, но не уметь применять ее на практике, или знать правила грамматики, но не соблюдать их на письме, могут знать, что 1 л равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Необходимо на специально организованных занятиях в процессе многократных повторений формировать умение применять полученные знания на практике.

Наиболее часто используемые упражнения на уроках социально-бытовой ориентировки:

показ называемых педагогом предметов;

называние предметов при их предъявлении;

тренировочные упражнения по усвоению отдельных трудовых действий, двигательных приемов;

упражнения в планировании предстоящей деятельности, составлении отчета о выполненной работе;

расположение элементов технологического плана выполнения определенного бытового трудового процесса в правильной последовательности;

упражнения, направленные на выработку умений пользования услугами магазина, почты, библиотеки, транспорта, телефона и др.;

упражнения в использовании формул речевого этикета;

исправление ошибок в записях правил, сведений и другие упражнения.

«Расскажи (покажи, научи) родителям, воспитателям, чему ты научился»;

Метод программированных заданий.

Учителя чаще всего применяют словесные и реже — наглядные и практические методы. Иногда устный опрос является единственным видом проверки знаний учащихся. Это приводит к снижению их активности и значительной потере времени на уроке.

Опыт работы с обучающимися специальной вспомогательной школы приводит к выводу о возможности успешного применения элементов программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.

Использование на уроке СБО элементов программирования помогает учителю обеспечивать активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет экономить время урока, так как за несколько минут можно выявить подготовку всего класса по изучаемой теме, разделу.

При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение перфокарт, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти учащихся со сниженным интеллектом.

Однако необходимо сочетать элементы программированного обучения с традиционными методами, так как недостатком первых является пассивность речи учащихся при их использовании. Применяя наряду с другими способами программированные задания, можно ждать позитивных результатов.

Применение программированных заданий наиболее эффективно в специальной вспомогательной школе на этапах закрепления и проверки знаний. Методика проведения уроков СБО позволяет использовать программированные задания также перед изучением новой темы для выявления имеющегося опыта учеников и пробелов в знаниях.

На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования. Это позволяет экономить время на инструкции по технике выполнения работ.

Таблицы и алгоритмы вызывают у обучающихся со сниженным интеллектом некоторые трудности лишь на начальных этапах использования.

Перфокарта, дающая возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, сокращает время проверки. Кроме этого, она позволяет осуществить самопроверку и взаимопроверку. Перфоконверт развивает письменную речь и способствует выработке навыков самоконтроля. На выполнение программированного задания рекомендуется отводить 3—5 минут учебного времени. Наиболее оптимальным является задание, в котором не более 4—5 разделов.

Буквенные и цифровые задания развивают память, внимание и интерес к изучаемому предмету. Они могут быть использованы на разных этапах урока.

Игровые методы и приемы. В обучении детей младшего школьного возраста широко используются игровые методы и приемы. Они помогают педагогу осуществлять обучение и развитие детей в более доступной и привлекательной форме. Кроме того, игра способствует более активному участию ребенка в процессе познания.

При формировании социально-бытовых знаний. Навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровых приемов. Большими возможностями обладают дидактические игры. Поставленные в них в занимательной форме познавательные задачи обусловливают ценность дидактической игры как метода обучения. Дидактические игры могут использоваться на любом этапе изучения темы. В дидактических играх по социально-бытовой ориентировке могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки.

Наиболее часто используемые дидактические игры на уроках социально-бытовой ориентировки в начальных классах:

«Посмотри и запомни»;

«Найди такой же предмет» и др.

Реализация обучающих задач дидактической игры происходит через игровые действия или игровые элементы, которые могут и должны быть разнообразными:

манипуляции с предметами игрушки, муляжи, модели, табличками слов, фразами и так далее;

поиск и показ предметов;

поднимание сигнальных карточек;

хлопание в ладоши, топание ногами и прочее;

На уроках социально-бытовой ориентировки могут использоваться и другие виды игр:

режиссерские, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них;

сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми, сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций (могут организовываться по каждой теме программы);

проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.);

имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Методы проверки знаний. Правильный контроль знаний ученика с интеллектуальной недостаточностью представляется довольно сложной задачей. Ученик с интеллектуальной недостаточностью не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания.

Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с проблемами интеллектуального развития, необходимо организовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы проверки знаний школьников. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы анализировать различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения обучающихся применять полученные знания на практике, в обыденной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *