какие методы относятся к методам педагогики
Педагогика: конспект лекций
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
Методы педагогики — это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент — это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
«Мысленный» — воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Основные методы педагогики
Начиная с XIX века в педагогике стали проводить экспериментальные исследования, которые содействовали быстрому развитию теории воспитания и обучения. В настоящее время исследования реализовываются целой системой разных методов.
Методы педагогики
Педагогика – это наука, которая занимается воспитанием и обучением детей. Основная ее цель – сформировать всесторонне развитую и гармоничную личность.
Классификация методов в педагогике
Все методы в педагогике подразделяются на следующие:
Общенаучные методы
В свою структуру включают следующие:
Расшифровка методов
Теоретические методы предназначены для рассмотрения и обобщения материала из печатных источников (анализ различных документов архива, составление прогнозов, моделирование возможных ситуаций).
Эмпирические позволяют собрать факты во время педагогического процесса, включающие обучение и воспитание. К ним относятся школьная документация, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Математические методы исследования в педагогике используют для конечной обработки данных, которые были получены при эксперименте и опросе, чтобы выявить количественную зависимость между интересующими величинами. В педагогике чаще всего применяют следующие математические методы:
Педагогический метод Марии Монтессори
Метод научной педагогики итальянского врача и педагога состоит из трех частей:
Основной целью метода является доставлять ребенку радость. Не существует принуждения его в выборе задания, он делает это самостоятельно. Независимость и уверенность в себе появляются у малыша с развитием его умений и навыков. Монтессори опирается на заложенный в каждом человеке интерес к познанию нового. А роль преподавателя сводится к тому, чтобы ненавязчиво направлять его к изучению нового, преодолевая трудности. По ее методике ребенок может работать самостоятельно и в коллективе с другими детьми. Выбор он делает сам. Ребенку предоставляется возможность индивидуально выбирать задание и выполнять его так, как он захочет. В классе отсутствует атмосфера соревнования. Каждый может ухаживать за растениями и животными. Дети свободны от навязчивых указаний старших, и класс для них становится заманчивым местом, где они могут спокойно заниматься, изучая мир, который их окружает.
Оборудование учебной комнаты по методу М. Монтессори
Классная комната, по методике итальянской учительницы, может состоять из нескольких зон:
Средства, методы и формы воспитания
В теории воспитания есть следующие понятия:
Методы и приемы обучения дошкольников
Для выбора метода проведения занятия необходимо знать его содержание и цель, которой в итоге надо достичь. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются по основным формам мышления, которые определяют характер деятельности детей во время обучения. Основными методами дошкольной педагогики являются:
Взаимосвязь педагога с учеником
Для реализации целей воспитания используются методы воздействия воспитателя и воспитанника на сознание последнего, стимулируя его деятельность и самовоспитание. Основной характеристикой методов педагогики воспитания является влияние, оказанное на подопечного, приводящее к изменению его сознания или поведения.
Методы воспитания
Методы и средства воспитания
В педагогике не существует единственного истолкования терминов «метод» и «средство» воспитания. В философии метод есть способ достижения цели. Метод воспитания – это взаимосвязанная деятельность воспитателя и подопечного, сконцентрированная на достижении цели.
Вместо заключения
Современная педагогика для практического и теоретического исследования проблем, связанных с обучением и воспитанием, применяет разветвленную систему приемов, способов, подходов и принципов.
ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.Постоянные задачи1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:1) философией;2) психологией;3) школьной
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения Основные методы устного изложения:1) объяснение;2) рассказ;3) лекция (школьная).Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении нового материала.Объяснение – словесное истолкование отдельных
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения Наглядные методы условно делятся на две группы:1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. Иллюстративные пособия могут быть
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе Экзамен – традиционный устный метод контроля знаний в школе за определенный период обучения (чаще всего за год). В последнее время экзамен вызывает неоднозначную оценку педагогов. Выявляются два главных недостатка
ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля
ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля Основными видами проверки и оценки знаний из них являются:1) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;2) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;3) годовая
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,
ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии
ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики.Это наложило отпечаток на становление самой научной
Лекция 2. Методы психологии
Лекция 2. Методы психологии Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от
Лекция 26. Эвристические методы решения творческих задач
Лекция 26. Эвристические методы решения творческих задач Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому
ЛЕКЦИЯ № 5 Методы и инструменты психологии труда
ЛЕКЦИЯ № 5 Методы и инструменты психологии труда 1. Методы психологии труда Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и непосредственно сама практическая деятельность психолога. Психология труда
Лекция IV. Развитие понятии и методы их исследования
Лекция IV. Развитие понятии и методы их исследования Мы остановились на психологическом анализе строения слова и на том факте, что строение слова, его предметная отнесенность и его значение не остаются неизменными, а претерпевают определенное развитие.Мы сказали, что
Какие методы относятся к методам педагогики
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Виды методов обучения в педагогике
Степень успешности обучения зависит в первую очередь от применяемых в его ходе методов обучения.
Метод обучения в педагогике — это комплекс поэтапных и связанных друг с другом вариантов работы педагога и учащихся, нацеленных на решение определенных дидактических задач.
Определяют несколько способов обучения:
Практические методы
К числу практических можно отнести такие методы, как упражнения, схемы, иллюстрации или же познавательные игры. Приведенный метод по сравнению с иными в лучшей степени приучает ребенка к добросовестному решению данных ему задач. Как результат применения этого метода, у детей происходит формирование полезных привычек, а именно привычка правильно организовывать трудовой процесс, которая основывается на понимании цели предстоящей работы, анализе существующих целей и условий их достижения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых для процесса материалов, внимании по отношению к качеству выполняемой работы, анализе и выводах.
Основой всех практических методов в педагогике можно назвать упражнение, другими словами поэтапное, организованное, циклическое выполнение действий, цель которых заключается в овладении определенными навыками, необходимыми для упражнения или повышения качества владения этими навыками.
Дидактические игры являются процессом, отлично сочетающимся с учением. Игровые моменты, включенные в образовательный процесс, делают ход обучения более интересным для учащихся, позволяют сформировать у детей рабочий настрой и помогают преодолеть возникающие в процессе трудности. Игра представляет собой важнейший триггер умственного развития детей.
Наглядные методы
В качестве наглядных методов обучения в педагогике можно определить демонстрацию и наблюдение.
Метод наглядности позволяет учащимся прочно запомнить преподаваемый материал. Наглядные методы можно применять на каждом из этапов хода педагогического процесса. Они способствуют образному, гармоничному восприятию, выступают в качестве опоры для развития мышления.
В большей мере важность наглядных методов раскрывается при их применении по отношению к ученикам дошкольного возраста, у которых на данном этапе основу форм мышления составляют наглядно-образная и наглядно-действенная, а проявление понятийной формы мышления в силу возраста находится в зачаточном состоянии. Наглядность должна отражать существующую окружающую действительность, соответствовать степени развития ребенка, обладать высокохудожественным содержанием и оформлением.
Наблюдение представляет собой целенаправленное и планомерное восприятие явлений и объектов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.
Используя приведенный метод, педагог получает возможность выбрать направление вектора восприятия учащегося на определение главных черт в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами. В процессе обучения свое применение находят наблюдения различного характера:
Наблюдения также могут быть подразделены на следующие типы:
Словесные методы
К словесным методам обучения имеют отношения такие понятия, как объяснение, чтение, беседа или же рассказ. Действенность методов данной группы обладает зависимостью от культуры речи, общего уровня образности, эмоциональной выразительности и понятности его объяснений для учеников, то есть детей, педагога.
Опыты и эксперименты
Метод опытов и экспериментов заключается в оказании определенного воздействия обучаемым на предмет с целью определения его характерных свойств и связей. Опыты и эксперименты могут быть определяться как совокупность следующих видов:
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.
Экспериментирование представляет собой метод обучения, если применяется с целью передачи ученикам новых для них знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, однако само решение ребенку необходимо найти, руководствуясь лишь своими силами.
Основой познавательной деятельности учеников в экспериментировании можно назвать появляющиеся, в процессе противоречия между уже существующими знаниями и навыками, и новоприобретенными познавательными задачами и ситуациями, которые появляются в ходе проведения эксперимента. В качестве источника познавательной деятельности в данном случае выступает преодоление такого противоречия.
Моделирование
Моделирование представляет собой наглядно-практический метод обучения. Применение данного метода развивает мышление ребенка. Развитие происходит при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для ученика форме скрытые свойства и связи рассматриваемого объекта. Фундаментом метода моделирования можно назвать принцип замещения, когда действительно существующий предмет заменяется иным предметом, его иллюстрацией или же определенным условным знаком.